Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Нравственно-правовые критерии допустимости применения мер уголовно-процессуального принуждения»

/ Общее право
Контрольная,  15 страниц

Список использованной литературы

1. Антонов И.А. Нравственно-правовые критерии уголовно-процессуальной деятельности следователей. СПб., 2003
2. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. М., 2005
3. Баранов В.М., Ковтун Н.Н. Нравственность и уголовный процесс // Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия. Н.Новгород, 2008
4. Ветрова Г.Н. Закон и нравственность в уголовном судопроизводстве // Вестник Московского университета. 1996. №1
5. Возгрин И.А., Сальников В.П. Комплексное исследование актуальных проблем этики уголовно-процессуального доказывания // Следователь. 1997. №2
6. Егоров Ю.Н. Морально-этические основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Иркутск, 2002
7. Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 2005
8. Комарова Н.А., Сидорова Н.А. Судебная этика. СПб., 2007
9. Любичев С.Г. Этические основы следственной тактики. М., 2000
10. Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования). М., 1996
11. Наумкин Ю.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов / Под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. М., 2007
12. Основы этических знаний: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Росенко. СПб., 2002
13. Проблемы судебной этики / Под ред. М. С. Строговича. М., 2003
14. Этика сотрудников правоохранительных органов / В.В. Власенков и др. М., 2005


Работа похожей тематики


Международно-правовые основы и механизмы государственной защиты участников уголовного процесса.

Зайцев, О. А.
2000

В международном гуманитарном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Государствами согласовываются общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, а также предоставление самой личности юридической возможности реализовать и защищать признаваемые права и свободы[1].

Особое внимание международным сообществом уделяется выработке и закреплению в соответствующих актах основных правовых гарантий, удовлетворяющих представлениям о справедливом правосудии. Среди них - эффективная защита участников уголовного процесса, подвергаемых насилию, угрозам и другим неправомерным воздействиям. Эта проблема в последние годы стала привлекать все более пристальное внимание большинства государств.

Во многом этому способствовало расширение масштабов организованной преступности, опасности, которую она создает для правильного функционирования органов правосудия. Все чаще объектами посягательств организованной преступности становятся сотрудники судебных и правоохранительных органов, свидетели и другие участники уголовного процесса[2]. В некоторых странах преступные сообщества развязали настоящую войну против административных, судебных и правоохранительных органов, активизировавших борьбу с этим негативным явлением, а также против лиц, содействующих уголовному судопроизводству.

С учетом указанных обстоятельств появился целый ряд крупных международных инициатив и документов, направленных на улучшение правового положения субъектов уголовно-процессуальных отношений, содержащих общечеловеческие стандарты защиты их прав и свобод в ходе осуществления правосудия. Такие стандарты конституируются в качестве нормативного минимума, который определяет уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в форме его превышения или конкретизации.

Среди всемирных, универсальных организаций, цели и задачи которых имеют существенное значение для международного сообщества, можно выделить деятельность Организации Объединенных Наций (ООН). Устав этой организации опирается на общие правовые ценности, исходящие из принципа верховенства права, господства закона, признания и соблюдения прав и свобод человека. Эти положения являются фундаментальной основой того, что принято называть принципами и стандартами мировой и европейской цивилизации.

"Всеобщая декларация прав человека" - один из первых документов ООН, устанавливающих "общий стандарт", к которому должны стремиться все государства[3]. В Декларации воплощены те общечеловеческие ценности, которые необходимы для достойного развития каждого человека, обеспечения его прав и законных интересов. Они выражают опыт, накопленный мировым сообществом, и определяют ту планку, ниже которой цивилизованные государства не могут опускаться.

Прямым развитием идей Всеобщей декларации, в том числе тех, которые касаются защиты человека, явилась разработка "Международного пакта о гражданских и политических правах"[4]. Ценность этого нормативного акта заключается в том, что он на более высоком уровне, детально и подробно определил международные стандарты в рассматриваемой области. Особого внимания заслуживает ст.14 данного документа, допускающая возможность закрытого судебного разбирательства по соображениям морали, общественной и государственной безопасности или когда того требуют интересы частной жизни сторон, а также при иных обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия. Безусловно, данное положение распространяется и на случаи оказания противоправного воздействия на субъектов уголовно-процессуальных отношений.

Начиная с 1985 г. ООН стала проводить более интенсивную работу по выработке принципов и стандартов защиты участников уголовного судопроизводства. Мировое сообщество было обеспокоено тем, что "жертвам преступлений ... а также зачастую их семьям, свидетелям и другим лицам, оказывающим им помощь, несправедливо наносится ущерб, телесные повреждения или ущерб их собственности и что, помимо этого, они могут подвергаться лишениям при оказании содействия судебному преследованию правонарушителей"[5]. Возникла настоятельная необходимость принятия международных и национальных мер по обеспечению всеобщего и эффективного признания и уважения прав участников уголовного судопроизводства.

Эта идея нашла свое развитие на VII Конгрессе ООН, проходившем в 1985 г. в Милане, где были рекомендованы "Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка". В данном документе государствам предлагается принять все необходимые законодательные и другие меры в целях обеспечения жертв преступлений эффективными средствами правовой защиты, включая компенсацию за ущерб, причиненный им в результате преступлений.

Но самым значительным событием в исследуемой области стала "Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью"[6], принятая с целью оказания помощи правительствам и международному сообществу в их усилиях, направленных на обеспечение справедливости и представления доступа к правосудию указанной категории лиц. Следует отметить, что в основу Декларации легли руководящие принципы справедливого обращения с жертвами и свидетелями преступлений, закрепленные "Законом о защите жертв и свидетелей преступлений" от 12 октября 1982 г. (США). Среди них можно выделить следующие:

· справедливое обращение с жертвой преступления;

· обеспечение жертве преступления доступа к механизмам правовой и административной защиты;

· защита от запугивания и мести;

· обеспечение права на представление необходимой информации;

· использование неофициальных механизмов;

· обеспечение права на реституцию, компенсацию и социальную помощь.

С помощью Хельсинского института по предупреждению преступности и борьбе с ней, ассоциированного с ООН, в 1990 г. было подготовлено "Руководство для сотрудников системы уголовного правосудия в отношении осуществления Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью"[7]. В этом документе содержится комплекс конкретных мероприятий по защите субъектов уголовно-процессуальных отношений, разработанных на основе опыта различных национальных систем. В частности, Руководство рекомендует правоохранительным органам принимать надлежащие меры по защите и поддержке жертв преступлений, если они испытывают чувство страха в результате угроз со стороны преступника. В этих целях может осуществляться полицейская охрана, изменение места жительства или иной вид защиты, который должен быть эффективным. Очень важно, чтобы о принятых мерах были проинформированы жертвы преступления (п.35). В тех случаях, когда они боятся давать свидетельские показания, отдельные национальные законодательства допускают использование записанного на видеопленку допроса или прямую видеозапись. Особенно часто это практикуется по делам о преступлениях в отношении несовершеннолетних (п.55).

24 мая 1989 г. Экономическим и Социальным Советом ООН на 15-м пленарном заседании разработаны “Принципы эффективного предупреждения и расследования незаконных, произвольных и суммарных казней” в соответствии с которыми государствам рекомендуется охранять от насилия, угроз насилия или любых форм запугивания истцов, свидетелей, лиц, производящих расследование, а также членов их семей (ст.15). В письменном отчете о результатах расследования должна содержаться информация о конкретных преступных событиях, о доказательствах, на основании которых были получены эти результаты, а также о фамилиях свидетелей, давших показания. Исключение составляют свидетели, личность которых не была предана гласности в целях их защиты (ст.17).

Признавая необходимость дальнейших усилий по практической реализации разработанных стандартов и принципов защиты участников уголовного судопроизводства и их адаптированию к потребностям и условиям различных стран, Экономический и Социальный Совет ООН 24 мая 1990 г. принял резолюцию 1990/22 под названием "Жертвы преступлений и злоупотребления властью". В этом документе говорится о целесообразности развития региональных и международных мер, особенно когда идет речь о жертвах транснациональных преступлений. Совет, обращаясь к ООН, рекомендовал ей поддержать программы технического сотрудничества в целях создания специальных служб помощи жертвам, оказывать правительствам по их просьбе непосредственную помощь в области облегчения участи данной категории лиц, продолжать разрабатывать международные средства правовой защиты жертв преступлений, когда национальных каналов может быть недостаточно. В адрес государств и региональных и межрегиональных институтов ООН Совет высказал предложение принять необходимые меры для обеспечения надлежащей подготовки специалистов и других лиц, занимающихся жертвами, с учетом типовой учебной программы, разработанной с этой целью[8].

В последнее десятилетие ООН предпринимает усилия по созданию руководящих принципов и стандартов в области борьбы с организованной преступностью и международным терроризмом, что привело к разработке важных положений, касающихся защиты участников уголовного судопроизводства. Был принят ряд международных документов, развивающих основные принципы правосудия для жертв преступления и предусматривающих меры безопасности в отношении конкретных субъектов уголовно-процессуальных отношений.

Так, VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) принял правовой акт, получивший название "Меры по борьбе с международным терроризмом". В этом документе содержатся 3 самостоятельных раздела, посвященных защите участников уголовного судопроизводства: "Защита судей и работников уголовного правосудия", "Защита жертв" и "Защита свидетелей". Государствам было рекомендовано разрабатывать политику и принимать меры, направленные на эффективную защиту судей и работников уголовного правосудия, включая присяжных и адвокатов, участвующих в судебных процессах, а также свидетелей и жертв терроризма (п.22, 23, 25) . Для этого необходимо создавать надлежащие механизмы защиты и принимать соответствующее законодательство, а также выделять достаточные ресурсы для оказания помощи данным субъектам уголовно-процессуальных отношений (п.23). Государствам предлагается осуществлять эффективное взаимное сотрудничество и оказывать друг другу помощь по реализации программ защиты участников судопроизводства (п.22, 24: 26).

На этом же Конгрессе были приняты "Руководящие принципы предупреждения организованной преступности и борьбы с ней", в которых отмечалось, что в ходе расследования и судебного разбирательства уголовного дела, а также в деятельности правоохранительных органов все более важное значение приобретает защита свидетелей от насилия и запугивания. В случае возникновения угрозы противоправного давления необходимо сохранить конфиденциальность сведений о личности свидетеля, предоставить охраняемое жилье, обеспечить личную охрану, переселение и финансовую помощь (п.11).

VIII Конгресс также одобрил резолюцию "Защита прав человека жертв преступлений и злоупотребления властью", рекомендовавшую правительствам рассмотреть вопрос о создании государственных и общественных служб по оказанию поддержки жертвам преступлений и содействовать разработке соответствующих программ подготовки специалистов в этой области.

В соответствии с резолюцией 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в г. Суздале 21-25 октября 1991 г. состоялся международный семинар, на котором были выработаны практические рекомендации по борьбе с организованной преступностью. Особое внимание в итоговом документе обращено на защиту участников процесса. Было предложено, чтобы национальные системы уголовного правосудия уделяли пристальное внимание законодательным положениям, программам и другим законам, направленным на обеспечение безопасности свидетеля. В частности, им необходимо рассмотреть целесообразность применения мер по защите свидетелей, разрешающих перемещение и изменение их фамилий, а также предусматривающих физическую защиту при наличии угрозы со стороны обвиняемого и его сообщников. Для этого необходимо осуществить мероприятия, которые обеспечат свидетелей документами, разрешающими им (и их семьям) изменить фамилию, предоставят временное жилище, урегулируют проблемы с транспортировкой мебели и других вещей на новое место жительства, позволят оказать финансовую помощь, помощь в получении работы и представлении других услуг, позволяющих свидетелям вести полноценную жизнь[9]. Указанные рекомендации были одобрены 46-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН и впоследствии представлены на первой сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Вена, 21-30 апреля 1992 г.). Результаты суздальского семинара нашли отражение в резолюции "Организованная преступность", принятой указанной сессией.

Успешным примером международного сотрудничества стало проведение 21-23 ноября 1994 г. в г. Неаполе Всемирной конференции по организованной транснациональной преступности, итогом которой явилось принятие "Неапольской политической декларации и Глобального плана действий против организованной транснациональной преступности". В документе содержатся рекомендации о разработке мер, поощряющих членов преступных организаций к сотрудничеству с судебными и правоохранительными органами путем дачи правдивых свидетельских показаний (п.17). В этих целях на национальном уровне должны быть приняты и реализованы программы защиты свидетелей и членов их семей (п.17, 42). Одной из дорогостоящих, но эффективных мер защиты названо изменение места жительства семьи, которая может стать объектом мести.

В предварительной повестке IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшегося 29 апреля - 8 мая 1995 года в г. Каире (Египет), признано, что в рамках судебного разбирательства, как и в рамках правоохранительной деятельности, все более пристальное внимание уделяется положению жертв преступлений. В целях сведения к минимуму возможности вторичной виктимизации для них создаются специальные условия в уголовном судопроизводстве (представление свидетельских показаний в записи на видеопленку, организация отдельных комнат ожидания в судах). На этом же Конгрессе высказана обеспокоенность тем фактом, что уголовное преследование и сбор доказательств бывают затруднены, когда свидетели совершенного преступления не находятся в государстве, в котором это преступление было совершено[10].

IX Конгресс ООН также выразил свою озабоченность бедственным положением потерпевших и настоятельно призвал в полной мере использовать и применять Декларацию ООН основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Было предложено активизировать меры на национальном и международном уровнях по защите участников процесса. Особое внимание обращено на необходимость разработки специальных программ, обеспечивающих в уголовном судопроизводстве безопасность потерпевших-женщин, а также на эффективность свидетельских показаний, записанных на видеопленку, по делам о преступлениях в отношении несовершеннолетних.[11]

Наряду с процессом принятия международных норм, которые призваны обеспечить должную безопасность лиц, содействующих уголовному судопроизводству, в ООН шел процесс выработки документов, ориентированных на надежную защиту должностных лиц судебных и правоохранительных органов при добросовестном осуществлении ими своих функций.

В частности, в "Основных принципах, касающихся независимости судебных органов", отмечается, что безопасность судей необходимо надлежащим образом гарантировать государством и закреплять в конституции или законах страны (п.11). Каждое государство обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам выполнять свои функции (п.7).

"Основные принципы, касающихся роли юристов" обязывают правительства государств предоставить юристам возможность выполнять все свои профессиональные функции в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства. В тех случаях, когда возникает угроза безопасности юристов в результате выполнения ими своих обязанностей, власти обеспечивают им надлежащую защиту.

Аналогичные положения были закреплены в "Руководящих принципах, касающихся роли лиц, осуществляющих судебное преследование". Государствам предлагается оградить указанных субъектов уголовно-процессуальных отношений от противоправных воздействий со стороны обвиняемых. Лицам, осуществляющим судебное преследование, а также их семьям гарантируется физическая защита со стороны властей в тех случаях, когда существует угроза их безопасности в результате выполнения ими профессиональных функций.

Анализ рассмотренных нами документов позволяет сделать вывод, что в деятельности ООН и действующих под ее эгидой организаций в последние годы отмечается тенденция перехода от разработки принципов и стандартов защиты участников уголовного судопроизводства, носящих общий характер, к созданию конкретных мер обеспечения безопасности и механизмов их реализации в практической деятельности. Продолжая активизировать нормотворческую деятельность, ООН в настоящее время предпринимает новые инициативы, с тем чтобы полнее гарантировать права человека и сделать еще более эффективной их защиту[12].

Кроме ООН принципы и стандарты защиты участников уголовного судопроизводства вырабатываются и региональными международными организациями. Значительную деятельность в области правосудия осуществляет Совет Европы (СЕ), в рамках которого принято более 160 конвенций, большинство из них были открыты для присоединения любых европейских государств.

Основополагающей и концептуальной по рассматриваемому направлению является "Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 г. (г.Рим). Конвенция не только закрепляет субъективные права и свободы человека, но и обязывает государства защищать их. В частности, в п.1 ст.6 этого документа сказано, что пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия. Европейская комиссия и Суд по правам человека пояснили, что в интересах правосудия признано допустимым закрытое судебное разбирательство в целях защиты свидетелей, испытывающих большой страх. В дальнейшем аналогичное положение было закреплено в проекте Декларации о праве на справедливое судебное разбирательство от 25 июня 1993 г., где в целях справедливого правосудия, а также обеспечения безопасности участвующих в процессе лиц допускается проведение закрытого суда.

СЕ также разработал ряд основополагающих международных документов, непосредственно касающихся государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Так, 24 ноября 1983 г. была принята Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений, 28 июня 1985 г. - Рекомендации относительно положения потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса, а 17 сентября 1987 г. - Рекомендации об оказании помощи жертвам и предупреждении виктимизации, которые охватывают многие области "Декларации основных принципов правосудия в отношении жертв преступлений и злоупотребления властью".

Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений обращает внимание прежде всего на положение лиц, которым в результате умышленных насильственных преступлений был нанесен серьезный урон физическому состоянию или здоровью, а также лиц, которые находились на иждивении погибших в результате такого преступления. Нормативное воплощение в Конвенции получил принцип обеспечения права на возмещение убытков вышеуказанным лицам со стороны государства, если компенсация за нанесенный ущерб не может быть обеспечена из других источников (ст.2).

Наибольший интерес представляют Рекомендации относительно положения потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса[13]. Главным достоинством этого документа является выработка 16 руководящих принципов, которые предложены правительствам государств для пересмотра национального законодательства и практики. Среди основных принципов можно выделить следующие:

информирование полицией потерпевшего о возможностях получения содействия, практической и правовой помощи, компенсации со стороны правонарушителей и государства, а также о результатах полицейского расследования;

освобождение правонарушителя от уголовной ответственности только после решения вопроса о компенсации потерпевшему;

информирование судом потерпевшего о дате и месте проведения разбирательства, его возможностях получения возмещения и компенсации в ходе уголовного процесса, правовой помощи и способах, с помощью которых он может узнать об итогах рассмотрения дела;

повышение уровня защиты потерпевшего от разглашения любых фактов, которые могут неоправданно затронуть частую жизнь или оскорбить достоинство потерпевшего (за счет закрытого судебного заседания, неразглашения личной информации и т.п.);

обеспечение эффективной защитой потерпевшего и его семьи от запугиваний и возможной мести со стороны преступника (особенно по делам организованной преступности).

В декабре 1987 года Министерство юстиции Нидерландов под эгидой СЕ проводило международную конференцию по теме "Руководящие принципы в отношении оказания помощи жертвам в Европе", которая приняла ряд рекомендаций, касающихся программ помощи рассматриваемой категории лиц, вопросов финансирования, а также европейского сотрудничества в этой области.

Межведомственная группа по коррупции СЕ подготовила "Проект программы по борьбе с коррупцией", в котором рекомендует разделять защиту свидетелей и защиту других лиц (жертв преступлений; лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами на конфиденциальной основе, и др.). В этом же документе отмечается, что некоторые страны начали проводить новые мероприятия по защите свидетелей, раскаявшихся преступников, лиц, оказывающих содействие правосудию, от угроз и запугивания со стороны обвиняемых и их близкого окружения. Такие мероприятия требуют соответствующего финансирования, создания новых структур и могут быть достаточно эффективными.

Необходимо отметить, что число международных соглашений и документов, содержащих принципы и стандарты государственной защиты участников уголовного процесса, имеющие общее и частное применение в исследуемой области, весьма велико. В определенной степени некоторые из них дублируют друг друга. Поэтому в настоящее время перед мировым сообществом стоит прежде всего проблема имплементации рассмотренных нами норм международного гуманитарного права. На это обстоятельство справедливо указывалось еще в докладе VI конгресса ООН, где было признано, что увеличение количества международных принципов и стандартов может привести к снижению практической значимости принятых документов. Поэтому наиболее важной задачей является осуществление стандартов в различных регионах и странах в полном соответствии с имеющимися там правовыми традициями и культурой. Интеграция России в систему основных международных пактов и конвенций по правам человека и особенно вступление в Совет Европы обязывают ее учесть в своем законодательстве основные требования ООН и СЕ в области государственной защиты участников уголовного процесса.


[1] См., напр.: Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1983. С.62; Колосов Ю.М. Международные стандарты в области прав человека и проблемы советского законодательства // Сов.журнал международного права. 1991. № 2. С.67-68; Бирюков П.Н. Роль международно-правовых норм в обеспечении "права на правовую защиту" // Правоведение. 1992. № 2. С. 24.

[2] См.: Доклад Генерального секретаря ООН " Меры по осуществлению Декларации основных принципов правосудия в отношении жертв преступлений и злоупотребления властью". Вена, 1988. С.5.

[3] Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.

[4] Принят резолюцией 2200А(ХХI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.

[5] Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С.242.

[6] Принята на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.

[7] См.: Е/АС.57/1990/CRP.1.

[8] См.: Е/АС.57/1990/NGO/3.

[9] См.: Практические меры борьбы с организованной преступностью // Вестник МВД Российской Федерации. 1992. № 5. С.67.

[10] См.: Рекомендации в отношении четырех основных тем девятого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Доклад девятого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Каир, 1995. С.6.

[11] Стратегии в области предупреждения преступности, в частности, в отношении преступлений в городских районах и преступности среди несовершеннолетних и преступлений с применением насилия, включая вопрос о потерпевших: оценка и новые перспективы // Доклад девятого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Каир, 1995. С.13.

[12] См.: Бутрос-Гали Б. Организация Объединенных Наций и права человека. М., 1995. С.144.

[13] Приняты Комитетом министров Совета Европы на 387-м заседании заместителей министров в 1985 г.

Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1135814


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!