Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Закон РФ от 17.12.2001 №173-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (1 ч.). Ст. 4920
2. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Закон РФ // Собрание законодательства РФ. 2001. №51. Ст. 4831
3. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 2008
4. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007
М.Э. СЕМЕНЕНКО,
старший прокурор отдела Управления по обеспечению
участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Прокуратуры г. Москвы, кандидат юридических наук
НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ
И УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОКУРОРАМИ ФУНКЦИИ ПОДДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНЕНИЯ
Поддержание государственного обвинения как важнейшая функция прокурора в рассмотрении судом уголовного дела требует особого внимания со стороны руководителей органов прокуратуры.
Ключевые слова: поддержка государственного обвинения, прокурор, следователь, судебный процесс, уголовное дело, преступление, наказание, мера пресечения.
Прокурор не может и не должен быть заинтересован в осуждении невиновного, так как, в отличие от защитника, участвует в уголовном судопроизводстве не в личном качестве, а как представитель государства, что накладывает на него особые обязанности: содействовать всестороннему и объективному предварительному расследованию и разрешению уголовного дела, реагировать на любые нарушения закона, от кого бы они ни исходили (на защитнике такие обязанности не лежат), отказаться от обвинения в случае, если оно не нашло подтверждения в суде (защитник не вправе отказаться от взятой на себя защиты), и т.д.
Поддержание государственного обвинения в суде должно быть объективным, предполагающим выявление как уличающих, так и оправдывающих подсудимого обстоятельств. Принятие прокурором мер для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела снижает до некоторой степени опасность так называемого обвинительного уклона. Согласно Приказу Генерального прокурора от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», прокурор должен поддерживать обвинение лишь в меру его доказанности.
Позиция государственного обвинителя в суде не связана с выводами обвинительного заключения и должна быть основана только на результатах исследования обстоятельств дела в судебном заседании. Лишение прокурора полномочий на санкционирование избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, продление срока содержания под стражей, производство обыска в жилище, арест корреспонденции и выемку ее в учреждениях связи в связи с отнесением данных полномочий к юрисдикции суда (ч. 2 ст. 29 УПК РФ) в соответствии со ст. 22, 23, 25, п. 3 ст. 35 Конституции РФ сделало прокурора более независимым в оценке выводов и решений следователя, укрепило его позиции в суде.
Однако следует отметить некоторое противоречие допущенное законодателем. Заметим, что участие прокурора в производстве предварительного расследования не рассматривается как препятствие для дальнейшего его участия в деле, в том числе, в качестве государственного обвинителя (ч. 2 ст. 66 УПК РФ). Вместе с тем руководитель органа прокуратуры утверждает обвинительное заключение, что делает участие его самого или его помощника в суде далеко не свободным от выводов предварительного следствия.
Некоторые авторы не без оснований подчеркивают, что прокурор именно поддерживает обвинение в суде, то есть поддерживает то, что было наработано органами предварительного расследования. Отсюда общественная критика прокуратуры объясняется, в частности, недостаточной степенью объективности прокуроров при поддержании государственного обвинения в суде. Концептуально функции уголовного преследования и прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного расследования должны быть разведены, поскольку несовместимы в одном лице. Однако уголовное преследование осталось приоритетным направлением в деятельности прокуратуры даже после ликвидации в ее структуре следственного аппарата (ФЗ «О прокуратуре Российской »едерации).
Тот факт, что по закону прокурор в стадии судебного разбирательства поддерживает перед судом государственное обвинение, означает также, что прокурор может и не поддерживать обвинение. Он отказывается от его поддержания, если в ходе судебного разбирательства придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение (ч. 7 ст. 246 УПК РФ). Именно поэтому поддержание государственного обвинения возлагается на прокурора, а не на следователя, который хотя и знает дело лучше прокурора, однако не может быть объективным при поддержании обвинения в суде. Трудно представить, чтобы следователь отказался от обвинения, изменил обвинение в сторону его смягчения и тем самым публично признался в несостоятельности проведенного им расследования.
В рекомендациях Комитета Министров Совета Европы КЕС (2000) 19 «О роли государственного обвинения в системе уголовного правосудия» государствам – членам Совета Европы, принятой 6 октября 2000 г., отмечается, что государственные обвинители должны, в частности:
- выполнять свои обязанности честно, беспристрастно и объективно;
- соблюдать и осуществлять защиту прав человека, установленных в Европейской конвенции по правам человека и основным свободам;
- принимать во внимание все необходимые обстоятельства независимо от того, говорят ли они в пользу обвиняемого или нет (п. 24 и 26).
Приказом Генерального прокурора от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» предписывается регулярно анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, используя результаты анализа для совершенствования деятельности прокуроров, повышения качества государственного обвинения, устранения ошибок, допускаемых при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.
Следует признать, что на организацию работы государственных обвинителей немаловажное влияние оказывают обстоятельства общесоциального характера, связанные с явлениями и процессами, характерными для жизни всей страны, а также обстоятельства, относящиеся к законодательной сфере и функционированию системы уголовной юстиции в целом.
Анализ результатов опроса работников прокуратуры, проведенного автором статьи, позволяют определить некоторые причины, которые снижают качество работы государственных обвинителей, например: отставание многих уголовно-процессуальных норм от современных задач правосудия и других правовых реалий сегодняшнего дня; трудности, связанные с освоением правоприменителями многих новых норм Уголовного кодекса, отсутствие их единообразного толкования и стабильной практики реализации; общий кризис законности в стране, повсеместное распространение правового нигилизма; недостатки в профессиональной подготовке кадров государственных обвинителей, низкое качество предварительного расследования, отсутствие надежной защиты свидетелей и других участников уголовного процесса и другие.
Суть требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуального кодекса РФ и приказов Генерального прокурора РФ, обращенных к прокурорам, участвующим в суде в качестве государственных обвинителей, заключается в следующем:
- исходить из того, что участие в судебном рассмотрении дела является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры, важнейшей служебной обязанностью прокуроров;
- повышать личную ответственность за правильность занимаемой позиции по основным вопросам рассмотрения уголовного дела;
- строго руководствоваться Конституцией РФ и федеральными законами;
- быть гарантами соблюдения конституционных и процессуальных прав граждан, вовлеченных в судопроизводство по уголовному делу (потерпевших, подсудимых и т.д.);
- проявлять активность в исследовании доказательств, способствовать всестороннему исследованию обстоятельств дела;
- обеспечить объективность при осуществлении функции государственного обвинения, поддерживать обвинение лишь в меру его доказанности и таким образом содействовать принятию законного, обоснованного и справедливого судебного решения по уголовному делу;
- реагировать на выявленные в суде грубые ошибки и нарушения законности, допущенные органами предварительного следствия и дознания;
- ставить перед судом вопрос о вынесении частного определения (постановления) в связи с выявленными обстоятельствами, способствовавшими совершению преступления, нарушениями прав и свобод граждан органами предварительного расследования, а также по другим основаниям (ч. 4 ст. 29 УПК РФ).
Для успешного выполнения этих задач руководителям органов прокуратуры необходимо обобщать и анализировать состояние работы по поддержанию государственного обвинения, внедрять положительный опыт этой работы, разрабатывать и проводить учебно-методические мероприятия, направленные на повышение квалификации государственных обвинителей.
В результате опроса работников прокуратуры на вопрос о том, какие меры способны совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения, были получены ответы, позволяющие определить пути совершенствования данной работы. Было отмечено следующее: расширение процессуальных полномочий государственных обвинителей для того, чтобы они формулировали и отстаивали свою правовую позицию в суде на основании закона и внутреннего убеждения (выбрали почти 30% опрошенных); коренное улучшение профессиональной подготовки прокуроров, поддерживающих обвинение (15%); меры по обобщению и распространению передового опыта государственных обвинителей (15%); повышение мер морального и материального стимулирования (25%); увеличение штатной численности прокурорских работников, специализирующихся на поддержании государственного обвинения (15%).
Очевидно, что основные меры совершенствования работы по поддержанию государственного обвинения в основном видятся в решении внутриведомственных вопросов в рамках прокурорской системы.
Источник: http://www.economy.law-books.ru/index.php?page=r14
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!