Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Педагогика в системе гуманитарных наук»

/ Педагогика
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 2003
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000
3. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 2008
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии // Под ред. С.А. Смирнова. М., 2001
5. Педагогические технологии: Учебное пособие // Под ред. В.С. Кукушина. Ростов-на-Дону, 2002
6. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. М., 2004
7. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2003
8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М., 2005
9. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. М., 2008
10. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2008


Работа похожей тематики


Практическая работа рамках преемственности образования

 

Воспитатели детского сада и учителя школы могут соотнести данные антропометрического обследования с оценкой физической подготовленности детей, произвольности двигательного поведения дошкольников.

Оценка произвольного двигательного поведения. Произвольность в сфере движений интенсивно формируется после

3 лет. Усвоение двигательных навыков у преддошкольника выступает побочным продуктом предметной деятельности. У дошкольника овладение движениями становится целью деятельности. Механизм управления собой строится по типу управления внешними предметными действиями и движениями. Например, задача сохранить неподвижную позу детям 3-

4 лет недоступна. В 4-5 лет управление своим поведением осуществляется под контролем зрения. Поэтому ребенок легко отвлекается на внешние факторы. В 6-7 лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия (3. В. Мануйленко).

Критериями произвольного двигательного поведения к моменту поступления ребенка в школу выступают:

• запоминание и удержание правил во времени;

• выбор средств для организации своего поведения;

• планирование, контроль и выполнение действия по правилу, образцу;

• предвосхищение промежуточных и конечных результатов своих действий, а также возможных ошибок;

• умение начинать и заканчивать действие в нужный момент;

• торможение импульсных решений.

Рассмотрим, как можно совместить оценку произвольного двигательного поведения с оценкой произвольности психических функций ребенка старшего дошкольного возраста1.В качестве диагностической методики можно использовать методику «Паровозы» (Н. Г. Салмина, О. Г. Филимонова «Методика диагностики и коррекции произвольности в дошкольном и младшем школьном возрасте»). Методика состоит из десяти заданий. Каждое задание предполагает поиск необходимого объекта. Заданные объекты поиска – «пассажиры поезда», состоящего из пяти вагонов и паровоза. Выполняющий задание ребенок становится «машинистом», его задача развести «пассажиров» по «домам», т. е. показать путь движения поезда по игровому полю. Игровое поле (лист бумаги или ковер) состоит из «железной дороги», на которой обозначены «станции». На этих «станциях» изображены те же объекты, что и в поездах, всего их 14, причем 10 из них – парные (24 станции). Выполнение каждого задания начинается из одного места на игровом поле – с «вокзала». Выбирая верный путь движения «поезда» по «железной дороге», ребенок должен ориентироваться на следующие правила:

1. Нужно развозить всех пассажиров по порядку, начиная с первого вагона от паровоза.

2. Поезд может поворачивать в разные стороны только на поворотах, назад он развернуться не может.

3. Необходимо выбирать самый короткий путь, двигаться к той станции, которая расположена ближе.

Шаги могут быть разной степени сложности:

• безальтернативный поиск (существует только одна станция с изображением соответствующего объекта – пассажира);

• выбор из двух объектов того, который расположен ближе;

• предвосхищение дальнейшего движения (из двух объектов один находится в «тупике», дальнейшее движение возможно только при нарушении второго правила);

• предвосхищение выбора нужного объекта на два шага вперед (когда два объекта равноудалены и нужно выбирать тот из них, к которому следующий объект находится ближе).

За каждый шаг при его правильном выполнении в зависимости от сложности начисляются баллы.

Кроме количественной оценки выполнения теста, можно качественно проанализировать результаты по следующим критериям:

• состав деятельности (все ли элементы структуры деятельности представлены и в каком объеме);

• ошибки (пропуск объекта; поиск другого объекта (замена объекта); приближение к объекту в объезд; выбор более отдаленного объекта; разворот на месте в тупике; отсутствие предвосхищения на два шага вперед) и их возможные причины;

• помощь экспериментатора и принятие помощи, обучаемость.

Для статистической обработки данных можно использовать метод перевода «сырых» баллов в процентное соотношение. Анализ результатов апробации методики показал, что больше ошибок допускают дети 5-6 лет и меньше ошибаются 6-7-летние дети. По характеру ошибок можно сказать следующее: ошибки неверного выбора по удаленности и предвосхищения на один ход вперед встречаются приблизительно с одинаковой частотой, и эта частота уменьшается с возрастом с 1,76 до 1,36 ошибок на человека. Ошибка на предвосхищение на два шага вперед встречается примерно вдвое чаще, и также ее появление зависит от возраста ребенка: дети в возрасте 5,5 лет допускают ее в среднем 3,52 раза на человека, а в возрасте 6,5 лет – только 2,48 раза. Эти данные позволяют предположить, что механизм предвосхищения формируется ближе к 7 годам. Случайные ошибки чаще допускают дети 5,5-6 лет. Более старшие дети допускают эти ошибки достаточно редко.

Качественный анализ данных позволил выделить следующие уровни развития произвольного поведения у дошкольников.

I уровень: пошаговое выполнение задания с ориентировкой на помощь взрослого.

Дети делятся на 2 подгруппы: 1.   Выполняют задания только с помощью взрослого; не оце-II уровень: 2-е требование (выбор из двух объектов того, который расположен ближе) ребенок может выполнять, только ориентируясь на взрослого.

Дети делятся на 2 подгруппы:

1. Выполняют задание только с помощью взрослого. Оценка за выполнение задания составляет 1,5 балла.

2. Дети, которые с какого-то шага вычленяют способ действия. Оценка – 2 балла.

III уровень: ребенок выполняет действия самостоятельно, ориентируясь на ближайший объект.

Дети делятся на 2 подгруппы:

1. Выполняющий задание с ошибками (тогда, когда необходимо ориентироваться на 2 шага вперед). Оценка за выполнение задания составляет 2,5 балла.

2. Выполняющие задание без ошибок (тогда, когда необходимо ориентироваться на 2 шага вперед). Оценка – 3 балла.

IVуровень: предвосхищение собственных ошибок. Дети делятся на 2 подгруппы:

1. Навыки опережающего самоконтроля сформированы частично (с помощью взрослого). Оценка – 3,5 балла.

2. Сформированы навыки опережающего самоконтроля. Оценка– 4 балла.

Дальнейшее исследование показало, что существует прямая корреляция между дифференциацией детей на группы по произвольности двигательного поведения и уровнем сформированности у них структуры учебной деятельности. На наш взгляд это связано с тем, что индивидуальный подход к обследованию детей (в процессе статичного выполнения игровой задачи на игровом поле – листе бумаги или подвижной игры на ковре), соотнесение результатов выполнения ребенком задания на листе бумаги и на ковре, изменение мотивации к выполнению задания (с игровой мотивации на мотивацию преодоления трудностей или достижений) создает возможности для включения в работу механизмов пространственной децентрации, которые облегчают опережающий контроль своего поведения и результатов выполнения отдельных действий. Это позволяет более гибко и целенаправленно выявлять особенности формирования готовности детей к школе, связанные с их готовностью включаться в учебную деятельность и учебное сотрудничество, а также дает возможность разработки индивидуальных методических рекомендаций для каждой подгруппы детей.

I уровень произвольности двигательного поведения: пошаговое выполнение задания с ориентировкой на помощь взрослого.

Характеристика детей данного уровня. Дети 5-6 лет. Основная масса – дети неактивные, невнимательные. Не хотят сосредотачиваться на деятельности. Не очень заинтересованы в выполняемом задании. Скованны. Теряются при неудачах. Действия замедлены. Легко могут отказаться от своих намерений.

Методические рекомендации. Цель работы – переход ребенка на II уровень развития произвольности. Этот уровень характеризуется тем, что пошаговое выполнение задания ребенок совершает самостоятельно. Только в выборе из двух объектов того, который расположен ближе ребенку, нужна помощь взрослого. Для этого рекомендуется следующее:

• проводить индивидуальные беседы с целью дополнить правила или содержание игры для появления интереса к ней;

• указывать роль данного ребенка в процессе игры и организации двигательной активности, поощрять его;

• подчеркивать индивидуальное отношение к ребенку с помощью оценки – предвосхищений результатов реализации двигательного поведения.Таким образом, в основе работы должно лежать формирование мотивационной основы к овладению своим двигательным поведением и расчленение сложных двигательных заданий на более простые, доступные для решения их ребенком.

II уровень: требование выбора из двух объектов того, который расположен ближе, ребенок может выполнять, только ориентируясь на взрослого.

Характеристика детей данного уровня. Дети 6-7 лет, активные, но эмоциональные. Нетерпеливы. Хотят быстрее начать, не очень задумываясь о целях и задачах. Беспокойны в ожидании. Если не получается, начинают терять интерес к игре. Не очень прислушиваются к замечаниям и подсказкам.

Методические рекомендации. Цель работы – переход ребенка на III уровень развития произвольности. Этот уровень характеризуется тем, что ребенок выполняет действия самостоятельно, ориентируясь на ближайший объект. Для достижения цели рекомендуется следующее:

• предлагать детям выполнение дыхательных упражнений, связанных с регуляцией своего эмоционального и двигательного поведения;

• подбирать упражнения и игры, требующие точного выполнения;

• формировать установки на терпеливое и качественное выполнение циклических упражнений;

• дифференцировать роли для игр (в одном случае – «капитан», в других – «диспетчер»), акцентируя внимание на том, что, чтобы стать капитаном, нужно зарекомендовать себя активным, но дисциплинированным игроком.

Таким образом, в основе работы с такими детьми будет лежать формирование навыков произвольного поведения на основе развития произвольного внимания.

III уровень: самостоятельное выполнение действия, ориентируясь на ближайший объект.

Характеристика детей данного уровня. Дети 7 лет активные. Любят быть в центре внимания. Внимательны, заинтересованы. Быстро реагируют на замечания, ориентируются в ситуации.

Методические рекомендации. Цель работы – переход на IV уровень развития произвольности. Этот уровень предвосхищения собственных ошибок. Для достижения цели рекомендуется усложнять детям игровые задания и упражнения дополнительными смысловыми ориентировками. Это могут быть различные препятствия, проблемные игровые ситуации. Поведение ребенка нужно ориентировать на предвосхищение возможных трудностей, которые могут возникнуть в процессе реализации двигательного поведения, а также на формирование механизмов пространственно-временного смещения в результате использования эмоциональной и интеллектуальной децентрации.

Можно разработать индивидуальные педагогические рекомендации для родителей, учителей и воспитателей по формированию произвольности двигательного поведения, по созданию охранительного режима для организма и нервной системы ребенка в стрессовый для него период поступления в школу. Например:

• при поступлении ребенка в школу заранее оговорите с ним новый режим дня и оставьте в нем достаточное время для сна1, для игр и прогулок;

• продумайте момент пробуждения ребенка в школу: если он плохо встает, то раньше укладывайте его в постель, а утром, перед пробуждением, включайте приятную, чуть бодрящую музыку;

• создавайте условия для чередования умственных нагрузок с физическими нагрузками: чаще используйте подвижные игры для переключения детей с одного вида активности на другой;

• соблюдайте требования к гигиене организации рабочего места ребенка в школе и дома и т. д.

1 По статистике 25% учеников первого класса недосыпают.Оценка психологического и социального развития. Кроме оценки состояния физического здоровья и физической подготовленности ребенка, в рамках индивидуального подхода могут быть выявлены особенности его психологического здоровья, в том числе связанные с диагностикой уровня его социального развития.

К моменту поступления ребенка в школу дошкольнику необходимо освоить навыки культуры поведения, уметь общаться со сверстниками и взрослыми, выбирать линию поведения в конкретной ситуации. Во всех видах деятельности нужно быть инициативным, изобретательным. Выпускник детского сада должен быть способен к волевой регуляции поведения, проявлять чувство собственного достоинства во взаимоотношениях с другими людьми.

Методические рекомендации, данные по этому поводу воспитателям, могут быть следующими:

• запоминайте с ребенком правила поведения на уроках и осваивайте социальную позицию учителя и ученика в процессе проведения специальных ролевых игр «в школу»;

• научите действовать в ситуациях учебного сотрудничества, когда деловой стиль общения сочетается с познавательными мотивами совместных действий, помогите ребенку ощутить свою успешность в таких ситуациях;

• научите вычленять в словесной инструкции цель, условия и средства достижения цели, придумывать несколько способов решения познавательных задач;

• в ситуациях общения на занятиях формируйте стратегию преодоления препятствий, а не бегства от них;

• объясните ребенку необходимость и важность посещения школы и преимущества, которые открываются перед ним;

• посетите детей в группе продленного дня и т. д.

Педагогические рекомендации для родителей могут быть следующими:

• приведите ребенка в школу заранее, все покажите, чтобы

Преемственность в системе непрерывного образования он не боялся новой территории и психологически освоил новое пространство;

• в первые дни пребывания ребенка в школе присутствуйте на 1-2 занятиях (на задней парте, не отвлекая класс), в первые недели (месяц) – встречайте и провожайте его из школы;

• после поступления ребенка в школу начните по-другому относиться к ребенку: у него теперь тоже есть права и обязанности, поэтому уважительно относитесь к выполнению ребенком домашних заданий, выделите «рабочий стол» и стул и т. д.;

• интересуйтесь, что происходит с ребенком в школе, как он себя вел и как отвечал учителю, с кем подружился и т. д.

Методические рекомендации для учителей могут быть такими:

• чаще показывайте свое расположение детям, говорите о своем самочувствии, спрашивайте об их настроении;

• на первых уроках проведите серию игр, направленных на идентификацию детей со сверстниками («Зеркала», « Обезьянки», «Слепой и поводырь» и др.);

• дифференцируйте групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы на уроках и внеклассных мероприятиях («Коллективное рисование», «Групповая пантомима» («Угадайте букву, слово»), «Сочинение историй в подгруппах» и т. д.);

• активнее используйте символы и материализованную наглядность и т. д.

Оценка интеллектуального развития. Итак, для начала систематического обучения у ребенка должны сложиться интеллектуальные предпосылки, возрасти познавательная активность. Выпускнику детского сада необходимо уметь целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность и понимать ее задачу. Он должен быть способен к планированию своей речи, владеть знаковыми системами (алфавитом, цифрами). Быть способным к речевому комментированию своей деятельности, уметь сравнивать объекты, пользоваться простыми схемами при решении задач, вполне осознанно формулировать познавательные вопросы.

На этапе разработки конкретных психолого-педагогических и методических рекомендаций по данной проблеме для родителей, воспитателей и учителей с детьми проводится работа, предполагающая выявление уровня сформированности представлений ребенка о себе и окружающем мире, своем месте в этом мире. Мы приводим примерный перечень вопросов.

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши, голова, руки?

3. Что ты любишь делать? Почему? Что ты не любишь делать? Почему?

4. Где ты живешь? Как туда идти (ехать)? Назови свой домашний адрес.

5. Как зовут твоего папу? Назови фамилию, имя и отчество папы. Если мое отчество «Николаевна», то как, ты думаешь, зовут моего папу? Кем работает твой отец?

6. Назови фамилию, имя, отчество мамы. Кем работает твоя мама? ч

7. Ты мальчик или девочка? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей? А когда станешь стареньким (ой)?

8. У тебя есть брат, сестра? А у твоего брата (сестры) есть брат (сестра)? Кто старше?

9. С кем ты дружишь в детском саду? Почему? Кто в вашей группе самый умный? Самый красивый? Самый добрый? Самый смелый? Самый культурный? А ты какой (какая)? Почему ты так думаешь? Хотел(а) бы ты быть другим (другой)? Почему?

10. Что нужно делать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? А если никто не увидит этого?

11. Сколько тебе лет? А сколько тебе зим? Сколько будет через год? Через два года? Хотел(а) бы ты быть взрослым (взрослой)? Почему? Стать снова маленьким (маленькой)? Почему?

12. Сейчас утро или вечер (день или вечер)? Что было до этого? Что будет дальше? Что ты делал? Будешь делать? Что ты будешь раньше делать: обедать или ужинать? Что ты будешь позже делать?

13. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь? В какое время года ты родился (родилась)? Какое будет потом время года?

14. Почему снег бывает зимой, а не летом? Когда еще бывает снег? В каком месте есть лед?

15. Когда говорят: «Холодная как лед»?

Когда говорят: «Ледяной взгляд»? Что это значит? Когда говорят: «Горячее сердце»? Что это значит?

Затем анализируется, по каким критериям дети могут быть отнесены к категории неуспевающих учеников. Обычно у таких детей мотивационная готовность к обучению в школе ниже, чем у остальных. Они, как говорят учителя, «на уроке сидят и ничего не делают или вертятся, но на перемене играют и бегают со всеми детьми как ни в чем не бывало». У них отмечается неустойчивость произвольного внимания: они легко отвлекаются на уроке на шум из коридора или любое постороннее воздействие. Долго не могут концентрировать внимание на учебной деятельности и словесной информации. Их приходится все время привлекать к действиям с помощью специальных приемов.

Также у них отмечаются особенности произвольной памяти. У многих существуют проблемы с запоминанием и воспроизведением материала (текстового, графического и т. д.) из долговременной памяти. Здесь нужно обратить внимание на способы, которыми дети пользуются при запоминании. Чаще всего они являются непродуктивными или хаотичными.

У неуспевающих учеников есть проблемы и в развитии словесно-логического мышления, в умении классифицировать и строить сериационные ряды, в понимании пространственно-временных отношений и т. д. Для этих детей важно привлечение Их жизненного опыта к анализу учебных ситуаций и использование наглядности и символов. Также на их познавательную активность влияет:

• принятие учебной задачи, т. к. дети не всегда понимают, для чего они выполняют то или иное учебное задание;

• понимание учебной задачи, т. е. понимание ребенком того, чему он учится.

Затем, на уровне описания педагогического процесса в рамках данного подхода, необходимо продемонстрировать, как в ДОУ и школе создаются организационные условия для реализации индивидуального подхода к такому ребенку:

• организованы группы с круглосуточным пребыванием для детей из неблагополучных семей в детском саду и группы продленного дня в школе;

• ведется специальная оздоровительная работа с часто и длительно болеющими детьми; формируются подгруппы для занятий физической культурой с учетом состояния здоровья детей;

• организуются занятия по подгруппам для детей с разными темпами психического развития; проводятся совместные спортивные мероприятия и физкультурные досуги для воспитанников ДОУ и школы;

            • организовано психологическое обеспечение процесса преемственности содержания и методов непрерывного образования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

           • организуются занятия по подгруппам в зависимости от интересов и склонностей детей в детском саду, а в школе – занятия в кружках и секциях.


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!