Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Учение Т. Гоббса о государстве»

/ История правовых и политических учений
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.В. Мартышина. М., 2004
2. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2006
3. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2007
4. Малахов В.П. История политических и правовых учений: Учебное пособие. М., 2003
5. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: Учебник. М., 2006


Работа похожей тематики


К вопросу о содержании категории "эмиссионная деятельность государства"

Крылов О.М.
Электронный ресурс, 2010.
В статье рассматриваются вопросы содержания категории "эмиссионная деятельность государства". Анализ проводится на основе понятия "эмиссия", используемого во внутреннем законодательстве РФ и международных соглашениях, ратифицированных РФ. Делается вывод о том, что эмиссионная деятельность государства с такими объектами эмиссии, как ценные бумаги и деньги, представляет собой разновидность финансовой деятельности государства. Определяется уровень правового регулирования эмиссионной деятельности государства и круг субъектов этой деятельности.
Ключевые слова: эмиссионная деятельность, эмиссионное право, эмиссия, объект эмиссии, содержание эмиссии, субъекты, объекты и содержание эмиссионной деятельности государства, финансовая деятельность государства.
The issues of the contents of the category "emission activity of the state" are considered in the article. The analysis is conducted on the basis of the notion "emission" used in the internal legislation of the Russian Federation and international agreements ratified by RF. It is made a conclusion that the emission activity of the state with such emission objects as securities and currency represents by itself an aspect of financial activity of the state. The level of legal regulation of the state emission activity and the range of subjects of this activity are defined there.
Key words: emission activity, right of emission, emission, object of emission, contents of emission, subjects, objects and contents of state emission activity, state financial activity.
В качестве одной из современных тенденций развития российской правовой системы ряд ученых-правоведов выделяют формирование эмиссионного права в качестве самостоятельного элемента системы права (института, подотрасли) <1>.
--------------------------------
<1> Запольский С.В. О модернизации доктрины российского финансового права // Финансовое право. 2008. N 4; Чибинев В.М. Проблемы определения места налогового права в системе российского права // Налоги. 2006. N 2; Товмасян Р.Э. К вопросу о праве денежного обращения как подотрасли финансового права // Финансовое право. 2009. N 2; Гусева Т.А., Афонина Н.Г. Экономический кризис и финансовое право // Финансовое право. 2009. N 8.
В российской финансово-правовой науке предпринималась попытка определения правового поля эмиссионного права. В частности, К.С. Бельский под таким полем понимает сферу эмиссионной деятельности государства как особого вида финансовой деятельности государства <2>. В связи с этим актуально определить содержание категории "эмиссионная деятельность государства".
--------------------------------
<2> Бельский К.С. Эмиссионное право как институт финансового права // Государство и право. 2006. N 5.
Основой названия этой научной категории, которая в настоящий момент не имеет нормативного правового закрепления, является слово "эмиссия". Оно происходит от латинского слова emissio, что означает "выпуск". Под эмиссией в современном его значении понимается выпуск ценных бумаг, банковских билетов и бумажных денежных знаков <3>.
--------------------------------
<3> Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт, 2005. VIII. С. 1224.
Категория "эмиссия ценных бумаг" является нормативной правовой категорией. Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг (ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Законодатель использует понятие "эмиссия" и в других нормативных правовых актах без раскрытия его содержания. Показательным примером может служить ст. 75 Конституции Российской Федерации, закрепляющая, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.
Известен случай раскрытия содержания понятия "эмиссия" на уровне подзаконного нормативного правового акта. Например, под эмиссией банковских карт понимается порядок выдачи кредитными организациями банковских карт на территории Российской Федерации (преамбула Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт (утв. Центральным банком Российской Федерации 24 декабря 2004 г. N 266-П)).
Как видно из приведенных примеров, в зависимости от объекта под эмиссией понимается как простое действие одного субъекта (банковские карты), так и целая последовательность действий различных субъектов (ценные бумаги), которая именуется процедурой.
Что же может быть объектом эмиссии? Например, является ли объектом эмиссии продукция организации? Ведь она тоже "выпускается". Однако ни в одном нормативном правовом акте не используется категория "эмиссия продукции".
К примеру, орган по сертификации и должностное лицо органа по сертификации, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором о проведении работ по сертификации (ст. 41 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"). Однако в этом же законе указывается, что его действие не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг (ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Одновременно в международных соглашениях Российской Федерации термин "эмиссия" употребляется с иными объектами. Например, эмиссия вредных веществ (решение Экономического совета СНГ "О докладе "Основные направления развития гражданской авиации и меры по повышению безопасности полетов в государствах - участниках СНГ" (принято в Москве 14 сентября 2009 г.)).
Или: в качестве задачи по преодолению изменения климата установлено - занятие продуктивной позиции защиты международного соглашения о более жестком снижении выбросов на второй стадии выполнения обязательств по Киотскому протоколу. Это соглашение должно нацеливать на значительное уменьшение эмиссии, уделяя полное внимание, inter alia, выводам 3-го оценочного доклада IPCC и учитывая необходимость продвижения в направлении глобального справедливого распределения выбросов парниковых газов (п. 1 Решения N 1600/2002/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза "О Шестой программе действий Сообщества в области окружающей среды").
Или: до образования Межгосударственного банка Туркменистан признает право Центрального банка Российской Федерации осуществлять эмиссию наличных денег и регулировать кредитную эмиссию, объемы которых определяются с участием Государственного (Центрального) банка Туркменистана. Стороны будут оказывать своим центральным банкам всемерное содействие в осуществлении согласованной денежно-кредитной политики (ст. 5 "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике" (заключено в Москве 11 ноября 2002 г.)).
Таким образом, внутреннее законодательство Российской Федерации выделяет три объекта эмиссии: ценные бумаги, деньги и банковские карты, тогда как в международных нормативных правовых актах с участием Российской Федерации устанавливается значительно больше возможных объектов эмиссии.
Поскольку под эмиссией принято считать выпуск чего-либо, то ее содержанием является процедура - определенная совокупность установленных Российской Федерацией действий субъектов. Например, процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы:
- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
- размещение эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (ст. 19 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
На указанном примере видно, что эмиссия начинается с момента принятия решения субъектом (уполномоченным на это лицом) о выпуске объекта эмиссии, а заканчивается непосредственным выпуском объекта эмиссии в обращение. В некоторых случаях окончание эмиссии может включать дополнительные уведомительные (для уполномоченных государством субъектов) или регистрационные (уполномоченными на то субъектами) действия.
Процедурой, обратной эмиссии, является изъятие объекта эмиссии из обращения. Указанная процедура состоит из отдельной совокупности действий, осуществляется по своим собственным правилам, отличным от действий и правил эмиссии. Поэтому нельзя рассматривать, например, эмиссию денег как выпуск денег в обращение, так и изъятие денег из обращения <4>.
--------------------------------
<4> Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 8.
Субъект эмиссии в рамках процедуры эмиссии осуществляет выпуск объекта эмиссии и, являясь эмитентом, тем самым совершает эмиссионную деятельность. Таким образом, эмиссионная деятельность субъекта составляет всю или часть процедуры эмиссии, в которой могут быть задействованы иные субъекты, не являющиеся эмитентами (например, регистрационные органы государства).
Что же представляет собой эмиссионная деятельность Российской Федерации?
Прежде отметим, что такая деятельность урегулирована внутренним законодательством Российской Федерации. Это обстоятельство предопределяет существование в качестве объектов эмиссионной деятельности Российской Федерации только денег и ценных бумаг. Основными нормативными правовыми актами, закрепляющими возможность эмиссии Российской Федерацией ценных бумаг и денежных средств, являются:
- Конституция Российской Федерации (ст. ст. 71, 75, 106);
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ;
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
- Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг";
- Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков";
- Федеральный закон от 10 июля 2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и др.
Субъектами эмиссионной деятельности государства являются его органы, у которых такого рода деятельность составляет часть их компетенции. По аналогии с органами, осуществляющими финансовую деятельность государства, следует выделить высшие органы государства, осуществляющие общее руководство эмиссионной деятельностью <5>. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации. Другую группу составляет государственный орган специальной компетенции, для которого финансовая деятельность является основной, а эмиссионная деятельность составляет часть специальной компетенции. Им является Министерство финансов Российской Федерации - непосредственный эмитент государственных ценных бумаг. Так, Министерство финансов Российской Федерации выполняет функции эмитента государственных ценных бумаг (п. 5.3.16 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329).
--------------------------------
<5> Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. М.: Эксмо, 2006. С. 29.
Центральный банк Российской Федерации как субъект эмиссионной деятельности монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение (ст. ст. 4, 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют эмиссионную деятельность в пределах своих территорий и только с одним объектом - ценными бумагами.
Так, эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. В свою очередь, эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования (ст. 2 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг").
В юридической литературе обсуждается вопрос и о признании кредитных организаций (хотя и без имеющихся в настоящий момент законных оснований) субъектами эмиссионной деятельности ввиду осуществления ими безналичной денежной эмиссии <6>.
--------------------------------
<6> Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М.: Аванта+, 2003.
Широко распространенной точкой зрения в финансовом праве является рассмотрение в качестве функций финансовой деятельности государства образования (формирования) финансовых ресурсов и организации денежного обращения государства <7>. Государство, осуществляя эмиссионную деятельность, по сути, реализует указанные функции финансовой деятельности. Так, эмиссия ценных бумаг направлена на формирование финансовых ресурсов эмитента, в свою очередь, эмиссия денежных средств - неотъемлемый и самый важный элемент организации денежного обращения. В связи с этим представляется совершенно справедливым вывод о том, что эмиссионная деятельность государства является видом финансовой деятельности государства <8>. Однако никак нельзя согласиться с тем, что эмиссионная деятельность государства направлена только на выпуск денег и организацию денежного обращения в стране. Такой вывод неоправданно сужает содержание категории "эмиссионная деятельность государства".
--------------------------------
<7> Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. М.: Эксмо, 2006. С. 26; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Норма, 2008. С. 93; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. М., 2005. С. 18; Финансовое право: Учебное пособие / Отв. ред. И.В. Рукавишникова. М.: Издательство "НОРМА", 2007. С. 17; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева и Г.П. Толстопятенко. М.: Проспект, 2006. С. 7; Ашмарина Е.М. Финансовая деятельность современного государства // Государство и право. 2004. N 3. С. 87 - 88; Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. М.: Норма, 2004. С. 19; Пилипенко А.А. Структурно-модификационные аспекты познания категории "финансовая деятельность государства" // Финансовое право. 2007. N 1; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2007. С. 35.
<8> Бельский К.С. Эмиссионное право как институт финансового права // Государство и право. 2006. N 5.
Попутно отметим, что эмиссионная деятельность как особый вид финансовой деятельности государства не обязательно должен быть первичным и предшествовать всем другим видам мобилизации денежных средств в казну, распределению их по бюджетным и внебюджетным фондам, использованию в целях выполнения государством своих функций. В экономической науке нет единства взглядов на предмет необходимости вмешательства государства в процесс регулирования денежной системы. В частности, противниками такого вмешательства являются М. Ротбард и Г. Хюльсман, которые приходят к выводам о том, что деньги не содержат ничего специфического, требующего масштабного государственного регулирования <9>.
--------------------------------
<9> Ротбард М. Государство и деньги: как государство завладело денежной системой общества. Челябинск: Социум, 2003. С. 57.
Вообще, деньги появились на определенном этапе исторического развития, когда в них возникла необходимость. Они происходят от некоего полезного блага, избранного рынком (а не государством) в качестве средства обмена. Лишь со временем государство монополизировало эмиссию денежных средств. Однако это не означает, что до той поры государство не осуществляло какую-либо мобилизацию денежных средств (пусть и не государственных) в казну.
Подводя итоги, акцентируем внимание на особенностях эмиссионной деятельности Российской Федерации:
1. Эмиссионная деятельность Российской Федерации с такими объектами эмиссии, как ценные бумаги и деньги, представляет собой разновидность ее финансовой деятельности, в рамках которой Российская Федерация осуществляет формирование своих финансовых ресурсов и организацию денежного обращения.
2. Правовое регулирование эмиссионной деятельности Российской Федерации осуществляется на уровне федерального законодательства в отношении эмиссии ценных бумаг Российской Федерации и денег, а на уровне законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации - в отношении эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации.
3. Эмиссионная деятельность Российской Федерации осуществляется в лице уполномоченных им субъектов (преимущественно Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации).
С учетом изложенного эмиссионная деятельность государства представляет собой разновидность его финансовой деятельности по формированию финансовых ресурсов и организации денежного обращения в лице уполномоченных им субъектов посредством выпуска в обращение государственных ценных бумаг и денежных средств.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_7224.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!