Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Учение Августина о государстве и его месте в системе общественных отношений»

/ История правовых и политических учений
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.В. Мартышина. М., 2004
2. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2006
3. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2007
4. Малахов В.П. История политических и правовых учений: Учебное пособие. М., 2003
5. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: Учебник. М., 2006


Работа похожей тематики


К вопросу о системе гарантирования банковских вкладов

Златина Н.Э.
Электронный ресурс, 2009.
Для формирования активов банка, развития его предпринимательской деятельности и соответственно достижения определенного экономического результата особое значение имеют депозитные отношения между банком и вкладчиком. Регулирование вышеуказанных отношений осуществляется путем составления договора о банковском вкладе (депозите).
В договоре о банковском вкладе (депозите) одной стороной является исключительно банк, а другой стороной (вкладчиком) может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Вкладчик, открывая депозитный счет в банке, как правило, преследует две цели: во-первых, сохранить свои сбережения, во-вторых, по возможности их приумножить. Именно вторая цель, получение определенных процентов на счет, определяет появление риска невозврата той суммы денежных средств, которая была передана банку для зачисления ее на депозитный счет. Несмотря на это, владелец свободных денежных средств периодически реализует свое право на получение качественных финансовых услуг по привлечению вклада. К тому же, как правило, депозитные отношения между банком и вкладчиком являются экономически взаимовыгодными.
Так, согласно ст. 1058 Гражданского кодекса Украины по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), которая приняла от другой стороны (вкладчика) или для нее денежные средства (вклад), которые поступили, обязуется выплачивать вкладчику такую сумму и проценты на нее, или доход в другой форме на условиях и в порядке, которые предусмотрены договором [1]. В то же время ст. 2 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" определяет вклад (депозит) как средства в наличной или в безналичной форме, в валюте Украины или в иностранной валюте, которые размещены клиентами на их именных счетах в банке на договорных основах на определенный срок сохранения или без определения такого срока и подлежат выплате вкладчику в соответствии с законодательством Украины и условиями договора [2].
Таким образом, банк ставит своей целью привлечь средства вкладчика с тем, чтобы на свой собственный риск и от своего имени разместить их, получить прибыль, выплатить вкладчику такую же сумму полученных от него средств и выплатить на эту сумму проценты [3].
В конце 2008 г. банковская система Украины начала работать в условиях экономического кризиса. В сложившейся ситуации необходимо обратить внимание на действия Национального банка Украины по реформированию банковского сектора.
Так, 4 декабря 2008 г. Национальный банк Украины принял Постановление N 413 "Об отдельных вопросах деятельности банков" [4], которым отменил свое Постановление от 11 октября 2008 г. N 319 "О дополнительных мерах деятельности банков", где предусматривался прямой запрет на преждевременный разрыв депозитных договоров. Пункт 2 Постановления N 413 предусматривает обязанность банков предпринять все необходимые меры, касающиеся обеспечения положительной динамики роста объемов депозитов (прежде всего в национальной валюте Украины), в целях недопущения преждевременного возврата средств, размещенных вкладчиками.
Фактически банки обязали самостоятельно определять, какие суммы банковских депозитов можно будет преждевременно вернуть клиентам, а какие нет. Кроме этого, данное Постановление обязывает банки разработать и неуклонно придерживаться ежедневного платежного календаря в национальной валюте Украины и иностранной валюте.
Банковская система требует постоянного контроля со стороны специальных органов и имеет важное значение для национальной экономики. В каждой стране существует система правовых актов, которые регламентируют разные аспекты банковской деятельности. Особенности исторического развития и действие различных политико-экономических факторов обусловили специфику форм и методов надзора и контроля за деятельностью банков, которые обеспечивают стабильность всей системы. Важной формой обеспечения стабильности банковской системы является предоставление вкладчикам гарантий возвращения их депозитов. На сегодняшний день практически во всех странах существует та или иная форма страхования банковских депозитов.
Хотелось бы обратить внимание на то, что среди общих принципов эффективного банковского надзора, принятых Базельским комитетом по вопросам банковского надзора, содержатся принципы, которые касаются схем гарантирования депозитов. При законодательном утверждении правил регулирования данной сферы Европейский союз учел эти стандарты.
Так, защита вкладов в Европейском союзе основывается на Директиве ЕС 94/19/EC, принятой 30 мая 1994 г. и адаптированной в национальное законодательство каждой страны-участницы.
Согласно этой Директиве в каждом государстве - члене ЕС подлежат созданию системы гарантирования вкладов, признаваемые в установленном порядке. Закрепляется обязательное участие кредитных организаций в таких системах согласно принципу страны происхождения. Освобождение кредитной организации от указанной обязанности возможно в случае ее членства в альтернативных системах, удовлетворяющих определенные требования (предоставление эквивалентного уровня защиты клиентов и порядка их информирования, наличие необходимых средств и пр.). Кредитные организации обязаны информировать своих клиентов об условиях системы гарантирования вкладов (об объеме страховых выплат, порядке их получения и пр.).
Выплаты осуществляются гарантийными системами при наличии решения национального компетентного органа о том, что кредитная организация не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (подобное решение принимается в течение 21 дня с момента установления первого случая неуплаты), или решения суда об отказе в удовлетворении требований кредиторов. Обязанность своевременного информирования клиентов кредитных организаций о соответствующих решениях возлагается на гарантийные системы. По общему правилу компенсации производятся в течение трех месяцев с момента возникновения у клиентов права на возмещение.
Устанавливается минимальный размер страховых выплат, приходящийся на одного клиента, а именно 20 тыс. евро. Выплаты не осуществляются по вкладам кредитных организаций, осуществленным от их имени и за их счет, вкладам, относящимся к собственным средствам кредитных организаций, вкладам, связанным с операциями по легализации доходов, полученных преступным путем (при установлении данного факта судом).
Неисполнение кредитной организацией своих обязательств как участника гарантийной системы, как правило, означает ее исключение и влечет за собой отзыв лицензии на совершение банковских операций.
В целях защиты конкуренции на едином внутреннем рынке ЕС предусматривается особый порядок предоставления гарантийных выплат клиентам филиалов кредитных организаций. В случае открытия филиала в стране-реципиенте, где существуют более высокие гарантийные выплаты по сравнению со страной происхождения, предусматривается добровольное участие филиала в системе гарантирования вкладов страны-реципиента, позволяющее повысить размер компенсации. При обратной ситуации, а именно когда филиал открывается в стране-реципиенте, в которой гарантийные системы предоставляют более низкую компенсацию, выплаты клиентам филиала возможны только на уровне регулирования страны-реципиента.
В остальном государства-члены могут сохранять действующие и издавать новые национальные положения, предусматривающие более высокий уровень правовой защиты клиентов, исключать гарантийные выплаты для определенных категорий вкладов или предусматривать для них более низкий размер компенсации, а также устанавливать процентный лимит компенсации в зависимости от размера вклада [5].
В Украине система страхования депозитов представлена Фондом гарантирования вкладов физических лиц (далее - Фонд), который был создан в 1998 г. и начиная с 2001 г. действует на началах, установленных Законом Украины "О Фонде гарантирования вкладов физических лиц" [6]. Согласно ст. 8 этого Закона Фонд является государственным специализированным учреждением, которое выполняет функции государственного управления в сфере гарантирования вкладов физических лиц.
Создание института гарантирования депозитов является важным достижением национальной финансовой системы, поскольку одной из основных задач Фонда является сохранение доверия вкладчиков к банкам. Это подтверждает позитивная тенденция основных показателей деятельности Фонда и банковского сектора Украины в целом.
На сегодняшний день в сфере гарантирования вкладов национальное законодательство учло основные достижения мировой практики организации систем страхования депозитов. Но участникам системы защиты вкладов и далее стоит работать в направлении интеграции национальной нормативно-правовой базы Системы страхования депозитов к европейским стандартам, тем более что к этому обязывает утвержденная Верховным Советом Украины в марте 2004 г. Общегосударственная программа адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского союза.
Сравнительный анализ Закона Украины "О Фонде гарантирования вкладов физических лиц" и Директивы ЕС 94/19/EC свидетельствует о наличии общих моментов относительно организации и функционирования систем гарантирования депозитов:
1) согласно ст. 2 Закона Украины "О Фонде гарантирования вкладов физических лиц" участниками Фонда гарантирования вкладов физических лиц являются банки и филиалы иностранных банков, которые включены в реестр банков, ведение которого возложено на Национальный банк Украины, и имеют банковскую лицензию на право осуществления банковской деятельности. Участие в Фонде гарантирования вкладов физических лиц для банков и филиалов иностранных банков является обязательным;
2) национальное законодательство предусматривает ограниченный размер страховых выплат в случае невозможности возврата депозитов для того, чтобы вкладчики внимательно относились к выбору банковского учреждения (гарантированная сумма выплаты в Украине с 31 августа 2007 г. составляет 50 000 гривен; в Европейском союзе - 20 000 евро);
3) система страхования депозитов в Украине поддерживает принцип ограничения гарантии на одного вкладчика, а не на депозит в банке и др.
Однако на сегодняшний день существует ряд дискуссионных вопросов, решение которых может ускорить процесс адаптации национального законодательства в сфере защиты вкладчиков к положениям Европейского союза, а также возможность дальнейшего развития и функционирования системы страхования депозитов в Украине. К ним относится вопрос о необходимости совершенствования механизма финансирования системы страхования депозитов, а также вопрос о расширении функций и полномочий Фонда гарантирования вкладов физических лиц, здесь речь идет об участии Фонда в финансовом оздоровлении банков и др. [7].
Интересен также опыт Российской Федерации в создании системы гарантирования банковских вкладов.
Принятие Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" [8] (далее - Закон о страховании вкладов) позволило установить на территории Российской Федерации правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Целью названного Закона является защита прав и законных интересов граждан - вкладчиков банков на территории Российской Федерации. Система страхования вкладов построена на принципах обязательности участия в ней банков, которые имеют лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение их банковских счетов.
В ст. 43 Закона о страховании вкладов установлены особенности постановки на учет в системе страхования вкладов банков, имеющих данную лицензию Банка России на день вступления в силу названного Закона. Такие банки могли быть поставлены государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" на учет в системе страхования вкладов на основании уведомления Банка России о вынесении им положительного заключения о соответствии банка установленным требованиям к участию в системе страхования вкладов. Порядок и процедуры вынесения заключения Банка России установлены Положением Банка России от 16 января 2004 г. N 248-П "О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов".
Участниками системы страхования вкладов являются вкладчики - физические лица, банки, внесенные в реестр банков, Агентство по страхованию вкладов и Банк России. Обязанности банка - участника системы страхования вкладов определены в ст. 6 Закона о страховании вкладов.
Закон о страховании вкладов устанавливает порядок и условия выплаты возмещения по вкладам вкладчиков банка, в отношении которого наступил страховой случай, и определяет условия наступления страхового случая, а также размер выплачиваемого возмещения.
Законом о страховании вкладов предусмотрено обеспечение финансовой устойчивости системы страхования и осуществление контроля за функционированием данной системы [9].
Таким образом, в разных странах существуют определенные системы защиты банковских вкладов и наличие эффективного механизма их гарантирования является одним из показателей стабильности банковской системы. Создание системы гарантирования вкладов физических лиц в Украине является инструментом формирования рыночных отношений и обеспечения государством защиты прав и законных интересов граждан, а также требует дальнейшего совершенствования законодательства Украины с учетом положительного опыта зарубежных стран.
Литература
1. Науково-практичний коментар Цивiльного кодексу Украiни: У 2 т. / За вiдповiд. ред. О.В. Дзери (кер. авт. кол.), Н.С. Кузнецовоi, В.В. Луця. К.: Юрiнком Iнтер, 2005. Т. II.
2. Закон Украiни вiд 7 грудня 2000 р. N 2121-III "Про банки i банкiвську дiяльнiсть" // URL: www.rada.gov.ua.
3. Безклубий I.А. Банкiвськi правочини: цивiльно-правовi проблеми: Монографiя. К.: Видавничо-полiграфiчний центр "Киiвський унiверситет", 2005.
4. См.: Официальный сайт Национального банка Украины: URL: www.bank.gov.ua.
5. Энтин Л.М. Европейское право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2007.
6. Закон Украiни вiд 20 вересня 2001 року N 2740-III "Про Фонд гарантування вкладiв фiзичних осiб" // URL: www.rada.gov.ua.
7. Iщенко О. Перспективи розвитку вiтчизняноi системи страхування депозитiв у свiтлi евроiнтеграцii // Вiсник НБУ. 2008. N 5.
8. См.: Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: URL: www.cbr.ru.
9. Банковский надзор. Европейский опыт и российская практика: пособие, подготовленное в рамках проекта "Обучение персонала Банка России. Этап III" / Под ред. Микаэла Олсена // URL: www.cbr.ru.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_5607.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!