Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Цицерон об организации государственной жизни в древнем Риме»

/ История правовых и политических учений
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.В. Мартышина. М., 2004
2. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2006
3. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2007
4. Малахов В.П. История политических и правовых учений: Учебное пособие. М., 2003
5. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: Учебник. М., 2006


Работа похожей тематики


Правовые вопросы обеспечения стабильности деятельности банков на рынке производных финансовых инструментов

Лаутс Е.Б.
Электронный ресурс, 2009.
В статье рассматривается правовое регулирование деятельности банков на срочном рынке в свете мирового финансового экономического кризиса. На основе нормативных актов, регулирующих деятельность кредитных организаций в данной сфере, анализируются инструменты банковского регулирования, основной целью которых является минимизация банковских рисков и ограничение вовлечения банков в слишком рискованные операции, в том числе осуществляемые на рынке производных финансовых инструментов.
Ключевые слова: банк, кредитная организация, Банк России, банковское регулирование, дериватив, производный финансовый инструмент, рынок банковских услуг, срочный рынок, финансовый экономический кризис.
The article deals with legal regulation of activity of the banks at the derivatives market in light of world financial economic crisis. On the basis of normative acts regulating activity of credit organizations in the said sphere the author analyses the instruments of bank regulation aimed at minimization of bank risks and limited participation of the banks in risky operations including those effectuated at the market of derivative financial instruments.
Key words: bank, credit organization, Bank of Russia, bank regulation, derivative, derivative financial instrument, market of bank services, derivative market, financial economic crisis <*>.
--------------------------------
<*> Lauts E.B. Legal issues of ensuring stability of activity of banks at the market of derivative financial instruments.
В свете последних событий на мировом и внутреннем финансовых рынках возникает необходимость оценить зачастую неоднозначную роль производных финансовых инструментов в развитии и устойчивом функционировании рынка банковских услуг. Следует сразу отметить, что рынок производных финансовых инструментов или рынок деривативов является производным от наличного рынка. Его отличительной чертой является то, что цены на нем отражают колебания цен на наличном рынке. Вместе с тем, как справедливо отмечается в литературе, наличие последнего критерия не исключает возможности использования понятий "срочный рынок" и "рынок производных финансовых инструментов" как взаимозаменяемых <1>. Кроме того, срочный рынок характеризуется не только наличием временного разрыва между заключением и исполнением сделок, но и возможностью страхования интересов участников от риска неполучения ожидаемого результата, то есть тесной связью с риском <2>.
--------------------------------
<1> См.: Сарайкин С.В. Правовое регулирование фьючерсного рынка: Дис. ... к.ю.н. М., 2002. С. 16 - 17.
<2> См.: Сарайкин С.В. Указ. соч. С. 6, 12.
Как отмечается в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р) <3>, рынок производных финансовых инструментов позволяет снижать риски при совершении сделок с базисными активами, а также создает дополнительную возможность справедливого ценообразования на базисные активы.
--------------------------------
<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 3. Ст. 423.
Собственно своеобразие рынка производных финансовых инструментов и состоит в том, что его возникновение было связано с поиском инструментов, позволяющих не только увеличить эффективность, прибыльность бизнеса, но и минимизировать различные риски, тем самым с точки зрения публичного интереса поддержать надежность всего финансового рынка. Вместе с тем нельзя не отметить следующий парадокс: рынок, созданный для минимизации рисков, при увеличении объема проводимых на нем операций сам может быть охарактеризован как высокорискованный, а операции, совершаемые на нем, - как имеющие высокую степень риска. Последнее является достаточно существенным препятствием для глубокого вовлечения банков в проводимые на нем операции. Минимизация рисков на рынке банковских услуг является одной из основных целей банковского регулирования и надзора. Поэтому принятие банками на себя каких-либо дополнительных рисков к имманентно присущим банковской деятельности банковским рискам (риск ликвидности, кредитный риск, операционный риск и др.) вызывает обоснованные опасения органа, регулирующего банковскую деятельность, и предопределяет необходимость повышенного контроля за осуществлением операций, проводимых банками на срочном рынке, причем со стороны не только Банка России, но и самих кредитных организаций.
При этом очевидно, что многие проблемы, существующие на данном рынке, проистекают из несовершенства правового регулирования. Действительно, следует отметить достаточно фрагментарное регулирование рынка производных финансовых инструментов уполномоченными регулирующими органами. Так, из числа документов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих отдельные вопросы срочного рынка, можно назвать Положение о порядке оказания услуг, способствующих заключению срочных договоров (контрактов), а также особенностях осуществления клиринга срочных договоров (контрактов) (утв. Приказом ФСФР от 24 августа 2006 г. N 06-95/пз-н) <4>; Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР от 9 октября 2007 г. N 07-102/пз-н) <5>; Положение об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг (утв. Постановлениями ФКЦБ и Минфина РФ от 11.12.2001 N 33, 109н) <6> и Порядок ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами (утв. Постановлением ФКЦБ и Минфина РФ от 11 декабря 2001 г. N 32/108н) <7>.
--------------------------------
<4> БНА. 2006. N 43.
<5> БНА. 2008. N 8.
<6> БНА. 2002. N 14.
<7> БНА. 2002. N 2.
Банк России также не принимал каких-либо комплексных нормативных актов, регулирующих отношения на рынке производных финансовых инструментов, за исключением документов, регулирующих лишь отдельные вопросы срочного рынка. Вместе с тем Банком России дается нормативное определение производных финансовых инструментов - как финансовых инструментов, которые привязаны к другим конкретным инструментам, показателям или товарам и с помощью которых на финансовых рынках может осуществляться торговля конкретными финансовыми рисками, независимо от основного инструмента. В настоящее время данное определение включено в такой важный для банков нормативный акт, как указание Банка России от 16 января 2004 г. N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" <8>. Регулирование различных вопросов, возникающих при участии банков в срочных сделках, осуществляется Банком России по нескольким направлениям, начиная с правил расчета величины рисков по срочным сделкам к определению требований по резервированию, бухгалтерскому учету и представлению кредитными организациями отчетности и заканчивая установлением параметров оценки экономического положения банков <9>. Отдельно Банком России регулируются вопросы осуществления кредитными организациями срочных сделок с различными базовыми активами <10>.
--------------------------------
<8> Вестник Банка России. 2004. N 12 - 13.
<9> См.: Положение Банка России от 14 ноября 2007 г. N 313-П о порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска // Вестник Банка России. 2007. N 68; Положение Банка России от 20 марта 2006 г. N 283-П о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери // Вестник Банка России. 2006. N 26; Положение Банка России от 26 марта 2007 г. N 302-П о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации // Вестник Банка России. 2007. N 20 - 21; указание Банка России от 16 января 2004 г. N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" // Вестник Банка России. 2004. N 12 - 13; Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков" // Вестник Банка России. 2004. N 11; Положение Банка России от 10 февраля 2003 г. N 215-П о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций // Вестник Банка России. 2003. N 15; указание Банка России от 30 апреля 2008 г. N 2005-У "Об оценке экономического положения банков" // Вестник Банка России. 2008. N 28.
<10> См., например: Положение Банка России о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами (утв. Приказом Банка России от 1 ноября 1996 г. N 02-400) // Вестник Банка России. 1996. N 61; указание Банка России от 18 марта 2002 г. N 1123-У "О форме Договора об общих условиях осуществления сделок купли-продажи долларов США на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" // Текст указания официально опубликован не был. СПС "Гарант".
Из рассмотрения отдельных производных финансовых инструментов становится очевидным, что банки играют на данном рынке существенную роль, используя различные деривативы, выступая на срочном рынке в качестве активных его участников. Кредитные организации могут иметь различные цели, используя возможности деривативов не только для хеджирования собственных рисков, но и исключительно для получения прибыли, т.е. выступают как спекулянты и арбитражеры. Например, в рамках Общих фондов банковского управления (ОФБУ) банки, в отличие от иных доверительных управляющих, могут инвестировать имущество, переданное в доверительное управление, в том числе в производные финансовые инструменты.
Следует заметить, что если за период относительной стабильности 2000 - 2007 гг. кредиты банков различным заемщикам увеличились в 12 раз, то срочные сделки - в 14,6 раза. При этом около 40 - 50% роста финансового рынка носит спекулятивный характер <11>. Как было отмечено, активная деятельность на рынке производных финансовых инструментов способна привести не только к минимизации рисков, но и при определенных обстоятельствах к их увеличению.
--------------------------------
<11> Эскиндаров М., Миркин Я. Финансовая инфекция // Российская газета. 13.03.2008.
Цели недопущения роста рисков в банковской системе предназначены закрепленные в нормативных актах инструменты их минимизации, в том числе основанные на определенном ограничении проведения банками излишне рискованных операций с производными финансовыми инструментами.
Действительно, деривативы являются достаточно сложными по своей природе финансовыми инструментами, что предопределяет наличие соответствующего риска повышенной сложности инструмента. Все это ведет к возникновению опасности увеличения системного риска. Как отмечает Г. Райнер, "системный риск, присущий сегодня международной финансовой системе, значительно вырос за последние годы... Еще в 1993 году Бундесбанк пришел к выводу, что большой объем сделок с деривативами вызывает определенную тревогу. Все большее использование деривативных инструментов при реализации финансовых стратегий, которые затрагивают разнообразные рыночные сегменты, усилило интеграцию финансовых рынков и ослабило их способность противостоять кризисам" <12>. Ограниченность при этом арсенала доступных и целесообразных средств, которыми располагает конкретное лицо (участник рынка, надзорный орган) при анализе возникающих рисков, усложняет их понимание и контроль за ними. Сейчас многие исследователи склоняются к тому, что усложнение инструментов, приводящее в конечном счете к непониманию участниками применяемых схем, явилось также одной из причин затяжного мирового финансового кризиса, начавшегося летом 2007 г.
--------------------------------
<12> Райнер Г. Деривативы и право. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 50 - 51.
Вместе с тем следует заметить, что увеличение рисков может быть связано не только со сложностью самих деривативов, но и с увеличением количества спекулятивных операций, проводимых участниками на срочном рынке, особенно когда их базисным активом являются высокорискованные инструменты.
Массовое использование деривативов в спекулятивных целях, как было отмечено, превращает срочный рынок в высокорискованный. При этом можно констатировать, что спекулятивная составляющая данного рынка вышла на первый план еще задолго до финансового экономического кризиса. Так, имеются данные о том, что по сравнению со стоимостью реального капитала, составившего около 50 трлн. долл. США, объем спекулятивного капитала достиг в 2007 - 2008 гг. 560 трлн. долл. США <13>.
--------------------------------
<13> См.: Борисов Ю. Буш должен позвонить Медведеву. 25.09.2008 // URL: www.dv-news.ru.
Вместе с тем если взглянуть на сложившуюся в последние годы ситуацию на международном финансовом рынке, то можно заметить, что возникновение и раскручивание махового колеса финансового кризиса во многом обусловлено также тем, что базисным активом производных ценных бумаг выступили ипотечные кредиты, выдаваемые под крайне низкие процентные ставки зачастую заемщикам с сомнительным финансовым положением. Последнее подтвердилось значительным процентом невозвратов. Таким образом, дополнительным фактором дестабилизации срочного, а в конечном счете и всего финансового рынка является использование в качестве базового актива высокорискованных инструментов. В последнем случае риски удваиваются. Фактором, негативно влияющим на стабильность соответствующего рынка, является также его недостаточное регулирование со стороны органов государственной власти. Только сейчас регуляторы обратили внимание на необходимость разработки мер по более полному отражению операций с производными финансовыми инструментами в бухгалтерской отчетности и ее последующему раскрытию.
Еще в Методологии основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору (Базель-1) <14> был сформулирован принцип, согласно которому органы банковского надзора должны быть убеждены, что каждый банк ведет адекватную учетно-отчетную документацию, составленную в соответствии с последовательной учетной политикой и практикой, которые позволяют надзорному органу получать достоверное и справедливое представление о финансовом положении банка и рентабельности его деятельности, и что банк регулярно публикует финансовые отчеты, объективно отражающие его состояние. Одним из дополнительных критериев данного принципа является нормативное обеспечение надзорным органом охвата аудитом таких направлений деятельности банка, как операции с производными финансовыми инструментами.
--------------------------------
<14> Базель, Швейцария, октябрь 1999 г. // Вестник Банка России. 2002. N 23.
Согласно письму Банка России от 23 июня 2004 г. N 70-Т "О типичных банковских рисках" <15> под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь или ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.). В соответствии с данным письмом к типичным банковским рискам Банк России относит кредитный, страновой, рыночный, фондовый, валютный, процентный, операционный, правовой, стратегический, репутационный риски, а также риск потери ликвидности. Операции банков с производными финансовыми инструментами могут оказать влияние в первую очередь на увеличение рыночного риска, а также кредитного риска, что в конечном счете влечет увеличение риска потери ликвидности. Так, рыночный риск представляет собой риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, а также курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов. Таким образом, рыночный риск включает в себя фондовый, валютный и процентный риски.
--------------------------------
<15> Вестник Банка России. 2004. N 38.
Порядок расчета рыночного риска установлен одноименным Положением Банка России от 14 ноября 2007 г. N 313-П о порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска <16>. Действие данного Положения распространяется на срочные сделки, базовым активом которых являются ценные бумаги, имеющие рыночные котировки, фондовый индекс, а также контракты, по условиям которых соответствующие требования и (или) обязательства рассчитываются на основе процентных ставок, курсов иностранных валют, учетных цен на драгоценные металлы. Например, размер фондового риска определяется на основании сложения специального и общего фондовых рисков, где специальный фондовый риск представляет собой риск неблагоприятного изменения текущей стоимости финансового инструмента под влиянием факторов, связанных с эмитентом ценных бумаг, а общий фондовый риск - с колебаниями цен на рынке ценных бумаг.
--------------------------------
<16> См.: Вестник Банка России. 2007. N 68.
Расчет кредитной организацией размера рыночного риска необходим для включения в расчет показателя достаточности собственных средств (капитала) банка, являющегося одним из важнейших обязательных экономических нормативов банков (Н1). Указанный норматив, отражающий так называемую динамическую стабильность банка, согласно п. 2.1 Банка России от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков" <17> регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска. Собственно поэтому расчет совокупной величины рыночного риска осуществляется с периодичностью, установленной указанной Инструкцией Банка России, для расчета и соблюдения показателя достаточности собственных средств (капитала) банков. Согласно Инструкции Банка России N 110-И "Об обязательных нормативах банков" кредитные организации обязаны соблюдать обязательные нормативы ежедневно, а нарушение банком числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день будет являться его несоблюдением. Что касается расчета показателей, то банки ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца представляют в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях. При этом при определенных обстоятельствах банк обязан представлять сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях на внутримесячную дату (даты), а следовательно, произвести расчет соответствующих показателей на такую внутримесячную дату (даты).
--------------------------------
<17> Вестник Банка России. 2007. N 11.
Учитывая наличие рекомендаций по оценке представителями Банка России управления рыночным риском в части фондового и процентного рисков <18>, кредитной организации помимо разработки внутренних документов, регламентирующих порядок использования финансовых инструментов, в том числе опционов, свопов, форвардных и фьючерсных контрактов, целесообразно регулярно осуществлять аналитическую работу в части описания конъюнктуры финансового рынка, его основных ценовых и объемных показателей, ликвидности отдельных финансовых инструментов, сложившихся тенденций и определивших их факторов, а также составлять прогнозы относительно сохранения или изменения тенденций и рекомендации по дальнейшей тактике поведения на рынке.
--------------------------------
<18> См.: Методические рекомендации по проверке правильности расчета кредитными организациями размера рыночного риска (направлены письмом Банка России от 15 июня 2006 г. N 85-Т) // Текст официально опубликован не был. СПС "Гарант".
Как было отмечено, в расчет норматива достаточности собственных средств (капитала) банка помимо величины рыночного риска включаются величина кредитного риска, в том числе по срочным сделкам. Методика расчета данного риска установлена в приложении 3 к Инструкции Банка России N 110-И "Об обязательных нормативах банков", согласно которой оценка кредитного риска производится в отношении срочных сделок, исполнение которых (дата расчетов по которым) осуществляется сторонами не ранее третьего рабочего дня после дня их заключения. При этом оценка кредитного риска по срочным сделкам производится банком в отношении всех сделок, за исключением сделок, заключенных на организованных торговых площадках "группы развитых стран". Для расчета кредитного риска по срочным сделкам определяются такие составляющие, как текущий кредитный риск, отражающий на отчетную дату величину потерь в случае неисполнения контрагентом своих обязательств; потенциальный кредитный риск - риск неисполнения контрагентом своих обязательств в связи с неблагоприятным изменением стоимости базисного актива.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ, с последующими изменениями) <19> в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Как следует из ст. 62 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <20>, Банком России устанавливается норматив обязательных резервов, создаваемых под риски. Общий порядок формирования резервов установлен Положением Банка России от 20 марта 2006 г. N 283-П о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери <21>. Данное Положение определяет, что резерв на возможные потери формируется, в частности, по срочным сделкам, которые исполняются сторонами в срок (дата расчетов по которым приходится на срок) не ранее третьего рабочего дня после дня их заключения. Элементами расчетной базы резерва по срочным сделкам являются:
--------------------------------
<19> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 6. Ст. 492.
<20> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 28. Ст. 2790.
<21> Вестник Банка России. 2006. N 26.
- по сделкам на покупку - положительная разница между номинальной контрактной стоимостью финансового инструмента и его текущей рыночной стоимостью;
- по сделкам на продажу - положительная разница между текущей рыночной стоимостью финансового инструмента и его номинальной контрактной стоимостью. При этом под номинальной контрактной стоимостью понимается стоимость финансового инструмента, по которой он отражен на дату заключения сделки на соответствующих счетах бухгалтерского учета, а под рыночной стоимостью понимается стоимость финансового инструмента, определенная на основании данных организаторов торговли, имеющих лицензию уполномоченных органов. При отсутствии указанных данных рыночная стоимость финансового инструмента определяется исходя из рыночной стоимости актива, лежащего в его основе (базисного актива).
Расчетная база резерва определяется отдельно по каждой сделке.
Элементы расчетной базы резерва классифицируются на основании профессионального суждения в одну из пяти категорий качества:
- I категория качества - анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка (рынков) не выявил реальной и потенциальной угрозы потерь, и есть основания полагать, что контрагент полностью и своевременно исполнит свои обязательства (размер расчетного резерва составляет 0% от величины элемента расчетной базы);
- II категория качества - анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка (рынков) позволяет констатировать существование умеренной потенциальной угрозы потерь (например, кредитной организации стало известно о наличии в деятельности контрагента недостатков в управлении, системе внутреннего контроля или других отрицательных аспектов и (или) прогнозируется неблагоприятное развитие ситуации на рынках, на которых работает контрагент) (размер расчетного резерва составляет 1 - 20% от величины элемента расчетной базы);
- III категория качества - анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка (рынков) выявил существование серьезной потенциальной или умеренной реальной угрозы потерь (например, констатировано кризисное состояние рынков или ухудшение финансового положения контрагента) (размер расчетного резерва составляет 21 - 50% от величины элемента расчетной базы);
- IV категория качества - анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка (рынков) выявил одновременное наличие потенциальных и умеренных реальных угроз (например, указанных выше) либо существенных реальных угроз частичных потерь (например, имеются затруднения в исполнении контрагентом своих обязательств) (размер расчетного резерва составляет 51 - 100% от величины элемента расчетной базы);
- V категория качества - есть достаточные основания полагать, что стоимость отдельного элемента расчетной базы резерва будет полностью потеряна в связи с неисполнением контрагентом договорных обязательств (размер расчетного резерва составляет 100% от величины элемента расчетной базы).
При вынесении профессионального суждения банком должны учитываться следующие факторы и обстоятельства:
- сведения о динамике изменения рыночной стоимости срочных сделок, однородных рассматриваемой сделке;
- сведения о динамике изменения рыночной стоимости базисного актива;
- ликвидность рынка срочных сделок, однородных рассматриваемой сделке;
- макроэкономические показатели, имеющие отношение к рыночной стоимости срочных сделок, сведения о действиях (намерениях) государственных органов, которые влияют (могут повлиять) на рыночную стоимость срочных сделок; иные факторы (обстоятельства).
Следует заметить, что Банком России были несколько смягчены требования по формированию резервов на возможные потери по срочным сделкам. С 1 января 2008 г. в отношении срочных сделок, заключенных на организованных торговых площадках (через организатора торговли), а также в отношении срочных сделок, заключенных не на организованных торговых площадках (не через организатора торговли) на условиях, предусматривающих уплату (получение) контрагентами промежуточных выплат (вариационной маржи), резерв на возможные потери не создается. Однако в свете последних событий на мировом финансовом рынке представляется, что требования по формированию резервов, более полному отражению операций с производными финансовыми инструментами в бухгалтерской отчетности и другие инструменты регулирования деятельности банков на срочном рынке, направленные на минимизацию рисков, подлежат ужесточению, а не смягчению.
С другой стороны, ужесточение требований к слишком рискованной деятельности на данном рынке не должно влиять на развитие и расширение деятельности банков на срочном рынке. Последнее же настоятельно требует совершенствования нормативной базы.
Еще в 2006 г. в утвержденной Правительством РФ Стратегии развития финансового рынка РФ помимо реализации обеспечения судебной защиты сделок, которые предполагают расчеты в зависимости от изменений цен на финансовые инструменты, были обозначены и иные важнейшие правовые основы формирования новых инструментов финансового рынка, в частности рынка производных финансовых инструментов. Необходимыми условиями успешного развития данного рынка Стратегия, в частности, определила законодательную защиту средств клирингового центра и обеспечения, внесенного под открытые позиции по деривативам, а также уточнение порядка учета опционов при создании резервов (кредитные организации) и расчета собственного капитала (профессиональные участники рынка ценных бумаг) для эффективного долгосрочного хеджирования с помощью опционов.
Кроме того, для обеспечения контроля рисков на рынке производных финансовых инструментов было запланировано, что регулятору финансового рынка необходимо разработать и принять нормативные акты, которые создадут механизмы защиты интересов участников рынка, определят требования к активам, которые могут служить основой для производных финансовых инструментов, а также требования к участникам рынка производных финансовых инструментов, системе управления рисками операций с производными финансовыми инструментами, к учету таких инструментов и иные требования.
Учитывая низкую практическую реализацию Стратегии в данной области, развитие производных финансовых инструментов заявлено также в качестве одной из основных задач и в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. Для повышения эффективности правового регулирования обращения на финансовом рынке производных финансовых инструментов Стратегия развития на период до 2020 г. также предполагает необходимость обеспечения учета прав на финансовые инструменты, не являющиеся ценными бумагами, и обращения этих инструментов по правилам учета и обращения ценных бумаг, распределения рисков, связанных с деятельностью посредников на рынке финансовых инструментов, а также обеспечение защиты прав владельцев финансовых инструментов. Решение указанных задач позволит не только продвинуться в развитии срочного рынка, но и обеспечить его стабильность.
По справедливому высказыванию Г. Райнера, "финансовый рынок является источником инновационного воздействия на законодателя, которое не стоит представлять улицей с односторонним движением. Изменяющиеся правовые условия со своей стороны преобразуют процессы, происходящие в экономике. Посредством такого взаимодействия закручивается своеобразная экономико-правовая "спираль инноваций" <22>.
--------------------------------
<22> Райнер Г. Деривативы и право. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 8.
Очевидно, что потребности быстроразвивающихся новейших производных финансовых инструментов, с одной стороны, и необходимость обеспечения стабильности все чаще сотрясаемого кризисами финансового рынка, с другой стороны, ставят задачу скорейшего закручивания такой "спирали" со стороны законодателя.
Источник: http://www.juristlib.ru/book_5603.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!