Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Реформы и контрреформы местного аппарата во второй половине XIX в.»

/ История государства и права
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII – XX века: Учебное пособие. – М.: РГГУ, 2005.
2. Государственное и муниципальное управление: Справочник / Под ред. Н.И.Глазуновой, Ю.М. Забродина, А.Г. Поршнева. – М.: Магистр, 2007.
3. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юрист, 2006.
4. История государства и права России: Учебник / Под ред. проф. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2006.
5. История государственного управления в России / Под ред. проф. А.Н.Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2007.
6. История государственного управления в России: Учебник / Отв. ред. В.Г.Игнатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
7. История отечественного государственного управления: Учебное пособие для семинарских занятий. – М.: МГУ, 2007.
8. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М.: Интерпракс, 2005.
9. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России от Юрия Долгорукого до наших дней: Справочник по истории России. – М.: Грантъ, 2006.
10. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М.: Юрист, 2007.


Работа похожей тематики


Законодательство и правовая система периода развития капитализма

 

§ 1. Контрреформы

В 80-х – начале 90-х гг. XIX в. последовал ряд законодательных актов, которые характеризовались как контрреформа, ибо они преследовали цель ограничить характер и действие реформы 60-80-х гг.

В июле 1880 г. последовало упразднение Третьего отделения, а функции политического сыска перешли в Министерство внутренних дел. Тогда же в системе Министерства внутренних дел создается Главное управление по делам печати, первом шагом которого стало запрещение печатных органов революционных демократов. 6 августа 1880 г. при Министерстве внутренних дел сформирован Департамент полиции – важнейшая часть Министерства. Руководство им возлагалось на товарища (заместителя) министра. В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который вошел в Министерство внутренних дел. Шефом жандармов стал министр внутренних дел. В составе Департамента полиции было семь Делопроизводств. Главную роль среди них играло Третье делопроизводство, ведавшее политическим сыском и охраной царя. В 1898 г. вместо этого делопроизводства образовался Особый отдел департамента полиции.

В 80-е гг., особенно после убийства Александра II, усилилась роль губернаторов, которые получили право запрещать собрания, закрывать печатные органы. Особые права они имели в местностях, в которых было объявлено положение усиленной охраны. Губернаторы могли арестовывать и высылать из таких мест в административном порядке неблагонадежных лиц.

14 августа 1881 г. было издано «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведению определенных местностей империи в состояние усиленной охраны». Согласно этому акту в любой местности могло быть объявлено чрезвычайное положение и каждый житель мог быть подвергнут аресту, предан военному суду или сослан без суда на 5 лет в любое место Российской империи. Местная администрация, согласно Распоряжению, могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Распоряжение, изданное как временное (на 3 года), возобновлялось по истечении каждых трех лет и действовало вплоть до 1917 г.

Первыми жертвами реакции стали печать и просвещение. 27 августа 1882 г. были утверждены новые «Временные правила о печати», устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами. Редакторам вменили в обязанность по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимами. Усилилась карательная цензура – репрессивные меры против прогрессивной печати. Большое распространение получила практика издания специальных циркуляров, которые ограничивали круг тем, разрешенных для освещения в прессе.

20 ноября 1882 г. министр народного просвещения И. Д. Делянов издал циркуляр о средней школе, усиливавший дисциплинарные взыскания, а 5 июня 1887 г. был опубликован его позорный циркуляр о «кухаркиных детях», в котором говорилось о запрещении принимать в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Реальные училища были преобразованы в технические школы, их окончание не давало права на поступление в высшие учебные заведения. 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, текст которого подготовил М. Н. Катков. По этому Уставу фактически ликвидировалась автономия университетов, восстановленная Уставом 1863 г. Ранее выборные должности ректора, декана, профессора стали назначаемыми, при этом обращалось внимание не на одни «ученые качества и заслуги», но и на политическую благонадежность. Попечитель учебного округа стал полновластным хозяином университета. Он представлял министру народного просвещения на утверждение преподавательский состав университетов, организовывал надзор за поведением студентов. В 1885 г. как «существенное средство надзора за студентами» вновь вводилась для них форменная одежда. В том же году были ужесточены правила сдачи университетских экзаменов. Плата за обучение повышалась с 10 до 50 рублей в год – довольно значительная для того времени сумма.

9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним за предыдущие годы. 12 декабря 1881 г. был обнародован Указ о переводе всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп к 1 января 1883 г. В 1886 г. все государственные крестьяне были переведены на выкупные платежи. Убытки, понесенные казной, следовало покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.Земских начальников назначал министр внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 рублей), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, отвечающих этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Кроме того, министр внутренних дел «в особых случаях», в обход указанных условий мог назначить земским начальником любого из местных дворян, а по Закону 1904 г. эти ограничения были сняты.

Введение института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80-х – начале 90-х гг. XIX в. и стало ярким проявлением его продворянской политики. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. В функции земского начальника во вверенном ему участке входили: надзор и контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения в его участке. Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были исключительно широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до трех дней и штрафу до шести рублей любое лицо из податных сословий своего участка, отстранять от сельского и волостного сходов, навязывать им свое решение, причем он зачастую действовал по произволу, не считаясь ни с какими законами.

Волостные суды, ранее выбираемые крестьянами, теперь назначались земским начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей в любой момент мог отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесному наказанию. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежавшими обжалованию.

Борьба земств за расширение своих прав, а властей против этого закончилась победой последних. 12 июня 1890 г. было утверждено новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Формально

18 мая 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк (начал функционировать с 1883 г.), который выдавал ссуды на покупку земли как отдельным домохозяевам, так и сельским обществам и товариществам. Учреждение этого банка преследовало цель смягчить остроту аграрного вопроса. Как правило, через его посредничество продавались помещичьи земли. Через него в 1883-1900 гг. крестьянам было продано 5 млн десятин земли.

Законом 18мая 1886 г. с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899 г.) отменялась подушная подать с податных сословий, введенная еще Петром I. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян путем перевода их с 1886 г. на выкуп, а также увеличением со всего населения прямых налогов на треть и косвенных – в 2 раза.

В начале 90-х гг. издаются законы, направленные на укрепление крестьянской общины. Закон 8 июня 1893 г. ограничил периодические земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причем с согласия не менее 2/3 домохозяев. Законом 14 декабря того же года «О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель» запрещалось закладывать крестьянские надельные земли, а сдача надела в аренду ограничивалась пределами своей общины. По этому же Закону отменялась ст. 165 «Положения о выкупе», по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины. Закон 14 декабря 1893 г. был направлен против участившихся залогов и продаж крестьянских надельных земель – этим правительство гарантировало платежеспособность крестьянского двора. Подобными мерами правительство стремилось еще более прикрепить крестьянина к наделу, ограничить свободу его передвижения.

12 июля 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальниках». В 40 губерниях России, на которые распространялось это «Положение» (главным образом губернии с помещичьим землевладением), создавалось 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, состоявший из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась «отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти».оно сохраняло принципы бессословности и выборности земств, однако эти принципы были сильно урезаны, в чем и заключался смысл земской контрреформы. Так, землевладельческая курия, по которой ранее могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, теперь стала курией только дворян-землевладельцев. Ценз для дворян уменьшался вдвое, а число гласных землевладельческой курии еще более увеличивалось; соответственно этому уменьшалось число гласных по остальным куриям -городской и сельской. Крестьяне фактически лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал уездный съезд земских начальников, и по представлению этого съезда губернатор утверждал гласных. Лишалось избирательных прав духовенство. Резко повышался избирательный ценз для городской курии, вследствие чего более половины избирателей по этой курии утрачивало право участвовать в выборах в земства.

Обеспечивая решительное преобладание дворян в земствах, земская контрреформа пошла и на дальнейшее ограничение прав этого по существу «дворянского» земства. Теперь губернатор фактически полностью контролировал деятельность земских учреждений. Он мог отменить любое постановление земств и поставить на обсуждение любой их вопрос. Вводилось новое административное звено – губернское по земским делам присутствие в составе губернатора (его председателя), губернского прокурора, управляющего государственными имущества-ми, губернского предводителя дворянства и четырех местных дворян-землевладельцев. Оно рассматривало правильность выборов в земства, проверяло законность и целесообразность постановлений земств. Председатели и члены земских управ отныне стали считаться состоявшими на государственной службе. Таким путем был введен «государственный элемент» в земства.

Те же цели преследовались и при проведении городской контрреформы. 11 июня 1892 г. было издано новое «Городовое положение», по которому еще более урезались избирательные права городского населения. От участия в городском самоуправлении теперь устранялись не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия – мелкие торговцы, приказчики и пр. Это достигалось путем значительного повышения имущественного ценза. Преимущество отдавалось дворянам-домовладельцам и крупной торговой, промышленной и финансовой буржуазии.

Согласно «Городовому положению» 1892 г. еще более усиливалась система опеки и административного вмешательства в дела городского самоуправления. Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и городских управ. Городские думы не могли теперь сделать ни шагу без «надлежащего соизволения, разрешения и утверждения» административных властей. Городской голова и члены городских управ отныне стали считаться состоящими на государственной службе чиновниками, а не «избранными» представителями городского населения.

Были предприняты шаги и для проведения судебной контрреформы. В связи с введением 14 августа 1881 г. мер по чрезвычайной охране существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам. Прекратилась публикация отчетов о политических процессах. Указом от 12 февраля 1887 г. министру юстиции предоставлялось право запрещать, если он сочтет необходимым «в видах ограждения достоинства государственной власти», публичное рассмотрение любого дела в суде. Стал систематически нарушаться принцип несменяемости судей: Указом от 20 мая 1885 г. учреждалось Высшее дисциплинарное присутствие Сената, правомочное по представлению министра юстиции перемещать и даже смещать судей. Указом от 7 июля 1889 г. ограничивалась роль присяжных заседателей в суде путем изъятия из их юрисдикции ряда дел.

Были ущемлены в правах евреи и поляки. «Временными правилами» от 3 мая 1882 г. евреи лишены были права в пределах «черты оседлости» селиться вне городов и местечек, так же им запрещались приобретение и аренда недвижимого имущества. В 1887 г. была введена процентная норма приема евреев в высшие и средние учебные заведения (3% в столицах и 5% вне черты оседлости), а в 1889 г. приостановлен прием евреев на должность присяжных поверенных.

После подавления польского восстания 1863-1864 гг. царское правительство провело ряд мер, направленных на «инкорпорацию» Польши в составе Российской империи. Царство Польское стало называться Привислинским краем, на который распространилось общеимперское административное устройство. В 80-е гг. XIX в. царизм повел активную политику обрусения Польши. Русский язык усиленно насаждался в школе и делопроизводстве польских административных учреждений. Все важные посты в них занимали русские чиновники. Был принят ряд мер по экономической интеграции России в Польше, например упразднение в 1885 г. Польского банка, который превратился в Варшавскую контору Петербургского банка, и прекращение обращения польской монеты.

Царским Манифестом 1890 г. провозглашалось объединение финляндской почты с общеимперской, ведение в финских учреждениях делопроизводства на русском языке, упразднение финского войска и введение в обращение на территории Финляндии российской монеты. Был упразднен Комитет по финляндским делам.

Но оценивая эпоху так называемых контрреформ Александра III, следует заметить, что им и его сторонниками осуществлялась не реакционная политика свертывания прогрессивных начал, а их корректировка в связи с реальными общественно-политическими и экономическими явлениями.

Деятельность Александра III началась с убийства его отца и осуществлялась под влиянием усиливавшегося террора со стороны народни-

- Опасность революционных потрясений требовалось остановить административными силами и средствами, которыми располагали органы власти. Таким образом, можно считать, что контрреформы правительства Александра III были не шагом назад, а умеренными, но твердыми шагами по пути прогрессивного развития, что выразилось и в экономических успехах страны.

§ 2. Уголовное законодательство

Внесения изменений в Уложение о наказаниях 1845 г. (в редакции 1866 г.) было обусловлено необходимостью вести борьбу с революционной деятельностью (устанавливалась уголовная ответственность за распространение сочинений, призывающих к восстанию, расширялась ответственность за стачки). Новая редакция Уложения о наказаниях уголовных и исправительных была принята в 1883 г. Уложение делилось на Общую и Особенную части. В первом разделе, выполнявшем функции Общей части, подробно описывались стадии совершения преступления, виды соучастия, среди которых различались главные виновники, участники (скоп), зачинщики, сообщники, подстрекатели, пособники (сговор), попустители, укрыватели, недоносители. Наиболее тяжкими преступлениями являлись государственные, против веры, порядка управления. Наказания делились на главные (смертная казнь, заключение в исправительный дом, крепость, тюрьму, арест, штраф); дополнительные (лишение всех или особенных прав состояния, звания, титулов, конфискация имущества и т. д.); замещающие (принудительное лечение, опека).

Согласно Уложению смертная казнь осуществлялась через повешение; каторга назначалась на срок от четырех до двадцати лет и бессрочно; ссылка имела до 30 степеней.

Субъектом преступления могло быть вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. По традиции за некоторые преступления к ответственности привлекали с 7-летнего возраста. Полная уголовная ответственность наступала с 21 года, с этого возраста применялась смертная казнь. Виновность понималась как состояние, в котором лицо сознавало или могло сознавать характер своих действий. Закон устанавливал формы умысла: прямого и косвенного, различных форм неосторожности.

В понимании объекта преступления единства не было. Дебатировался вопрос о признании объектом субъективного права личности, правовых благ (состояний, вещей и интересов, охраняемых законом). Закон же, не давая теоретического определения объекту, закреплял лишь конкретные случаи посягательства. Под объективной стороной понималось действие или бездействие преступного характера.

Разрабатывались вопросы причинной связи, совокупности преступлений, стадий преступной деятельности и т. д.

Уложение о наказаниях в редакции 1885 г. содержало множество составов посягательств на личность, собственность, государственные интересы и т. д. Сохранились традиционные виды религиозных преступлений (богохульство, оскорбление святынь, бесчинства в церкви и т. д.). Наиболее опасными считались политические преступления: бунт, государственная измена. За посягательство на императора, наследника и членов царской семьи могла назначаться смертная казнь. Ответственность за политические преступления наступала и при неоконченном деянии.

В рассматриваемый период цели наказания отличались многоаспект-ностью. Государство стремилось к перевоспитанию преступников. Играло определенную роль и устрашение. Путем уголовной репрессии законодатель стремился исключить неугодные государству деяния. В России развивались практически все школы (теории) уголовного права – классическая, социологическая, историческая и т. д., однако антропологическая школа (теория врожденной преступности) заметного распространения не имела. Была весьма популярна теория исправления и перевоспитания преступников на основе различных систем лишения свободы. В этой связи развивался институт условного освобождения, сохранялось деление наказаний на основные (казнь, каторга, тюрьма и др.) и дополнительные (лишение титулов, званий, полицейский надзор и др.).

К началу XX в. государство встало на путь «разумных репрессий», стали практиковаться условное и условно-досрочное освобождение, легкие виды наказаний и амнистии.

Через семнадцать лет был создан последний по времени фундаментальный законодательный акт Российской империи в области материального уголовного права – Уголовное уложение 1903 г. В истории его принятия, содержании и судьбе отчетливо отразились как особенности российского государственного устройства последних десятилетий, так и методы организации законотворческой деятельности того времени, преимущественно бюрократические.

22 марта 1903 г. Николай II утвердил проект, в котором в окончательном виде Уголовное уложение состояло из 37 глав и 687 статей.

В главе I «О преступных деяниях и наказаниях вообще», включавшей в себя 72 статьи, излагались общие положения (ст. 1-3), определялось пространство действия Уложения (ст. 4-14), рассматривались вопросы о наказаниях (ст. 15-38), об условиях вменения и преступных деяний (ст. 39-47), о видах виновности (ст. 48-52), о смягчении и замене наказаний (ст. 53-59), об обстоятельствах, усиливающих ответственность (ст. 60-67), об обстоятельствах, устраняющих наказуемость (ст. 68-72).

Глава II (ст. 73-98) называлась «О нарушении ограждающих веру постановлений»; гл. III (ст. 99-107) – «О бунте против верховной власти, о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома».

Глава IV (ст. 108-119) была посвящена государственной измене, гл. V (ст. 120-137) – смуте; гл. VI (ст. 138-155) – неповиновению власти; гл. VII (ст. 156-178) – противодействию правосудию.

В гл. VIII (ст. 179-194) рассматривались нарушения постановлений о воинской и земских повинностях; в гл. IX (ст. 195-221) – постановлений, обеспечивающих народное здравоохранение; в гл. X (ст. 222-239) – постановлений, обеспечивающих общественную и личную безопасность; в гл. XI (ст. 240-261) – постановлений, обеспечивающих народное благосостояние; в гл. XII (ст. 262-279) – постановлений, ограждающих общественное спокойствие.

Глава XIII (ст. 280-289) трактовала вопросы, связанные с нарушением постановлений о надзоре за общественной нравственностью, гл. XIV (ст. 290-291) – с нарушением постановлений о воспитании юношества. Глава XV (ст. 292-309) называлась «О нарушении постановлений о надзоре за печатью»; гл. XVI (ст. 310-363) – «О нарушении постановлений о надзоре за промыслами и торговлей»; гл. XVII – «О нарушении постановлений о личном найме» (ст. 364-377); гл. XVIII (ст. 378-407) – «О нарушении постановлений о производстве строительных работ и о пользовании путями сообщения и средствами сношения».

Далее в Уложении в гл. XIX (ст. 408-426) рассматривались преступные деяния против семейственных прав. Подделка монет, ценных бумаг и знаков преследовалось согласно гл. XXI (ст. 437-452); лишение жизни – согласно гл. XXII (ст. 453-466); телесные повреждения и насилие над личностью – согласно гл.XXIII (ст. 467-480).

Глава XXIV (ст. 481-488) именовалась «О поединке»; гл. XXV (ст. 489-497) – «Об оставлении в опасности»; гл. XXVI (ст. 498-512) – «О преступных деяниях против личной свободы»; гл. XXVII (ст. 513-529) – «О непотребстве»; гл. XXVIII (ст. 530-540) – «Об оскорблении»; гл. XXIX (ст. 541-546) – «Об оглашении тайн».

Глава XXX (ст. 547-570) трактовала вопрос о повреждении имущества, путей сообщения, предостерегательных, граничных и тому подобных знаков или иных предметов; гл. XXXI (ст. 571-580) – о необъявлении о находке, присвоении чужого имущества и о злоупотреблении доверием; гл. XXXII (ст. 581-590) – о воровстве, разбое и вымогательстве; гл. XXXIII (ст. 591-598) – о мошенничестве; гл. XXXIV (ст. 599-619) – о банкротстве, ростовщичестве и иных случаях наказуемой недобросовестности по имуществу; гл. XXXV (ст. 620-622) – о преступных деяниях против авторских прав и привилегий на изобретения; гл. XXXVI (ст. 623-635) – о самовольном пользовании чужим имуществом; гл. XXXVII (ст. 636-687) – о преступных деяниях по службе государственной и общественной.

Уложение о наказаниях еще не ввело никакого формального деления преступных деяний, свойственного западноевропейскому уголовному праву. Уголовное уложение 1903 г. выделяет три группы преступлений: 1) тяжкие преступления, за совершение которых в законе предусматривались смертная казнь, каторга или ссылка на поселение; 2) преступления, за которые как высшее наказание определялось заключение в исправительный дом, крепость или тюрьму; 3) проступки, за которые высшим наказанием являлись арест или денежный штраф.

Если Уложение о наказаниях говорило лишь об обстоятельствах, исключавших вменяемость, то Уголовное уложение давало определение невменяемости как состояния, исключающего уголовную ответственность. Согласно Уголовному уложению вменяемость предполагает способность сознавать свои поступки и действовать осознанно. Уложение о наказаниях рассматривало как состояние невменяемости малолетство, глухонемоту, душевную болезнь, а также необходимую оборону и крайнюю необходимость. Малолетство разбивалось на три периода: 1) возраст безусловной невменяемости; 2) период условной вменяемости; 3) период, предусматривавший смягчение наказания. Безусловно невменяемым признавался ребенок до 10 лет. Подростки в возрасте от 10 до 17 лет подлежали наказанию лишь в случае признания их действовавшими с «разумением». Наказания, применяемые к ним, должны были быть значительно мягче наказаний, применяемых ко взрослым. По отношению к совершившим преступление в возрасте от 17 до 21 года наказание должно было смягчаться: уменьшались сроки наказаний, смертная казнь по Уголовному уложению заменялась бессрочной каторгой.

Необходимая оборона и крайняя необходимость по Уголовному уложению возможны были при защите всех прав, как своих, так и чужих; тем самым значительно расширялись рамки применения этих институтов по сравнению с Уложением о наказаниях. Крайней необходимостью признавалось и состояние голода, в связи с чем в случае кражи для утоления голода допускалась ссылка на крайнюю необходимость.

Русское уголовное право тесно связывало вопрос о применении наказания и его тяжести с вопросом о виновности правонарушителя. Закон, говоря о виновности, рассматривает случайность, умысел и неосторожность. Случайными признавались действия или последствия действий лиц, наступление которых нельзя было предвидеть при всей внимательности к своим поступкам, поэтому такие действия не наказывались. Наиболее серьезной формой вины признавался умысел. В отличие от Уложения о наказаниях Уголовное уложение не делило умысел на внезапный и заранее обдуманный. Неосторожная форма вины довольно хорошо разработана в Уложении о наказаниях. Уголовное уложение 1903 г. внесло значительные упрощения, определив ее следующим образом: «Преступное деяние почитается неосторожным не только когда виновный его не предвидел, хотя мог и должен был его предвидеть, но также когда он хотя и предвидел наступление последствия, обусловившего преступность сего деяния, но легкомысленно предполагал такое последствие предотвратить».

Уголовное право из стадий преступной деятельности – обнаружения умысла, приготовления, покушения и оконченного преступления – видело опасность во всех, кроме обнаружения умысла. Приготовление наказывалось лишь по наиболее тяжким преступлениям. Покушение наказывалось мягче, чем оконченное преступление.

Введение в действие Уложения с самого начала было поставлено в зависимость от полного или хотя бы частичного выполнения целого ряда предварительных условий, сформулированных еще на исходе XIX в., а затем уточненных и дополненных в 1903 г. Таковыми условиями являлась подготовка законопроектов о внесении изменений, вызываемых введением в действие Уложения, в т. I-XIV Свода законов. Также в неразрывной связи с Уложением находилась подготовка Устава о служебных проступках. Разработка мероприятий по отмене ссылки, позже переросшая в разработку мер по приведению тюремной части в соответствие с Уложением, согласование с ним процессуальных законов, решение вопросов об условном осуждении, условно-досрочном освобождении лиц, приговоренных к лишению свободы, о принудительном труде при работных домах и при общественных работах тоже увязывались с вопросом введения Уложения в полном объеме.

§ 3. Гражданское и фабричное законодательство

Большую роль в приспособлении гражданского права к требованиям буржуазного производства играл Сенат. Роль Сената как толкователя закона и создателя новых правовых норм усиливалась в связи с тем, что нормы ч. 1 т. X Свода законов действовали не на всей территории Российской империи. Правотворческая деятельность Сената проявилась, прежде всего, через деятельность его гражданского кассационного департамента, хотя и Общее собрание Сената при решении вопросов общего руководства судами и толкования норм права касалось вопросов гражданского права.

Действующие гражданские законы были помещены главным образом в ч. 1 т. X Свода законов под заглавием «Свод Законов Гражданских». Там же располагалось особое «Положение о казенных подрядах и поставках», прежде входившее в состав Свода гражданских законов. Свод гражданских законов делился на четыре книги, книги – на разделы, разделы – на главы, главы – на отделения. В каждой рубрике содержалась одна или несколько статей. Но иногда одна статья представляла совокупность законов и подразделялась на части, пронумерованные арабскими цифрами. Статьи имели одну нумерацию, которая проходила через все четыре книги. У некоторых статей были примечания, у других – приложения, помещенные в конце Свода гражданских законов. Под каждой статьей приводился перечень законов, из которых она была заимствована, а также указывались год и число издания узаконения и его номер в полном собрании законов. Но т. X Свода не охватывал собой всех гражданских законов; очень часто определения, относящиеся к гражданскому праву, встречались в других томах и приложениях к ним. С другой стороны, в Свод гражданских законов вошли и такие законы, которые не относились к гражданскому праву.

Законодатель открывает Свод законов гражданских книгой «О правах и обязанностях семейственных» и делит ее на три раздела. Первый

стности, были ограничены в праве приобретения в собственность недвижимости.

В первом издании Свода законов процессуальные законы являлись продолжением указанных четырех книг, а также актов, непосредственно предшествующих т. IX (о разных родах состояния и различиях прав, им присвоенных, и об актах состояния), что и составляло систему гражданского права, представлявшего воспроизведение институционной системы. Не только внешняя форма, но и весьма значительная часть этого материла была заимствована из французского образца, иногда это был просто перевод. Исторические указания нередко механически связывались с текстом статьи, и представление о русском гражданском законодательстве как о продукте многовекового национального развития являлось преувеличенным. Видно, что Свод законов гражданских не исчерпывал наличие всех гражданских законов, потому что они были разбросаны по всему Своду законов Российской империи: так, в т. IX содержатся постановления о правах состояния, в ч. 2 т. XI – торговые законы, ч. 1 т. XI, издания 1896 г., содержит некоторые постановления о браках между лицами неправославными, ч. 1 т. XII – постановления об ограничении права собственности и т. д. Гражданские законы в настоящем виде появились в издании 1882 г. Наконец, в 1887 г. гражданские законы были изданы независимо от всего Свода. В 1900 г. это издание было повторено без сколько-нибудь существенных изменений, по этому изданию должны были осуществляться гражданско-правовые отношения. Общее гражданское законодательство, составленное из приведенных в некоторый порядок законов, изданных в разное время, начиная с Соборного Уложения 1649 г., и связанных поверхностно положениями, заимствованными из французского права, страдало значительными недостатками, которые стали проявляться со второй половины XIX столетия, когда гражданское право получило значительное развитие.

Наряду со Сводом законов гражданских, распространенным во всех областях империи, существовало и национально-региональное гражданское законодательство.

В Польше с 1808 г. имело силу французское гражданское уложение, которое отменило прежние национальные источники права. Гражданское уложение Царства Польского было переиздано в 1825 г. Существенные изменения в кодексе были сделаны в положении о брачном союзе 1836 г. Официальный перевод на русский язык был сделан в 1870 г. с изданием Собрания гражданских законов губерний Царства Польского. Однако процессуальные и нотариальные части

раздел говорит о брачном союзе. Второй раздел представляет определения о союзе родителей и детей и родственном союзе. Устанавливая юридические отношения, возникающие из союза родителей и детей, законодательство имеет в виду, что союз этот может возникнуть и независимо от брака, и потому прежде всего делает различие между детьми законными, незаконными, узаконенными и усыновленными. Последний раздел этой книги содержит определение об опеке и попечительстве в порядке семейственном.

Вторая книга Свода гражданских законов носит заглавие «О порядке приобретения и укрепления прав на имущество вообще». Она содержит три раздела. Первый определяет разные виды имущества. Во втором разделе законодатель определяет существо и пространство разных прав на имущество и прежде всего устанавливает право собственности как основное над всеми другими имущественными правами. Оно представляется в двояком виде: в виде права собственности полного и неполного, причем каждое определяется отдельно. Третий раздел содержит определения порядка приобретения и укрепления прав вообще. Третья книга Свода гражданских законов трактует порядок приобретения и укрепления прав на имущество. Здесь излагаются определения особенных способов приобретения имущественных прав, главным образом права собственности. Второй раздел формулирует нормы о приобретение имущества наследством по закону. Третий раздел толкует порядок совместного приобретения прав на имущество при обмене и купле. Законодательство имеет в виду, что права приобретаются меной (обоюдно) или куплей-продажей (возмездно). Наконец, четвертая книга включает в себя обязательства по договорам. Она делится на четыре раздела. В первом излагаются общие положения о договорах, их составлении, совершении, исполнении и прекращении; в остальных говорится о способах обеспечения обязательств по договорам, о поручительстве, неустойке и залоге.

Часть I т. X Свода законов не имела раздела «Лица», традиционно открывающего гражданские кодексы буржуазных Государств. Различное правовое положение граждан Российской империи не позволяло свести в один раздел все нормы, посвященные гражданской правоспособности. Даже после отмены крепостного права на крестьян не были распространены все нормы гражданского права (в частности, в отношении землевладения).

Серьезные правовые ограничения продолжали сохраняться для евреев (вернее, лиц иудейского вероисповедания): они могли (за отдельными исключениями) постоянно проживать лишь в определенной ме

Свода законов Российской империи на Польшу были распространены. В Прибалтике также действовали разнообразные правовые источники: городские статуты, узаконения польских и шведских королей, римское право. В конце XIX в. имел силу составленный на основании этого материла Свод гражданских узаконений губерний Остзейских, принятый в 1864 г., изданный на русском и немецком языках, который составлял третью часть Свода местных узаконений губерний Остзейских.

Российские церковные законы имели значение для гражданского права, поскольку они регулировали группу гражданско-правовых отношений, а именно семейное право. Духовному, консисторскому суду подлежали брачные дела, если дело касалось действительности или недействительности брака, а также расторжения брака. Источниками права для этих дел являлся Устав Духовных Консисторий, изданный в 1841 г. и переизданный в 1883 г. Для других вероисповеданий законы содержались в Уставе духовных дел иностранных исповеданий (ч. 1 т. XI, издания 1896 г.), а также имели силу правила католической и евангелической церквей (ст. 61, 65, 90 ч. 1 т'. X).

Наиболее существенной попыткой преодоления несовершенства гражданского законодательства было создание в 1882 г. комиссии для работы над проектом Гражданского уложения. Комиссия работала до 1905 г. и подготовила Положение общее (124 статьи), семейное право (626 статей), вотчинное право (590 статей), наследственное право (227 статей).

В сравнении со Сводом законов гражданских проект Гражданского уложения представлял собой обширную кодификацию, выработанную на основе действующего права, несовершенства которого были выявлены долгой судебной практикой. Имели место широкие заимствования из гражданского права стран Европы и Америки.

Однако существовавшая пестрота норм русского гражданского права в проекте устранена не была. Проект предусматривал только сильную теоретическую часть, а практическое содержание оставалось несовершенным вплоть до принятия советского гражданского права.

Фабрично-трудовое законодательство сформировалось в России в весьма короткие сроки. В течение 21 года (с 1882 по 1903 г.) были последовательно приняты девять главных законов, составивших костяк промышленного (рабочего) права.

Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» открывает собой формирование в России фабричного законодательства капиталистического типа, одна из главных задач которого – охрана труда детей и женщин. Этот закон не только запретил применение труда детей в возрасте до 12 лет на фабриках, заводах и мануфактурах, но и установил специальные правила по охране труда малолетних от 12 до 15 лет (ограничение продолжительности рабочего дня, запрет ночной работы, работы в воскресные и праздничные дни, привлечения малолетних, а также подростков от 15 до 17 лет к вредным и опасным работам), обязал фабрикантов предоставлять малолетним рабочим, не имевшим образования, возможность посещать народные училища. Фабриканты были обязаны регистрирован малолетних рабочих в особой книге.

Закон 1882 г. учредил специальную фабричную инспекцию численностью в 9 человек, находившуюся в ведении министра финансов и призванную наблюдать за исполнением правил и запретов, установленных в данном Законе, составлять при участии полиции протоколы о нарушении законодательных норм и передавать их в суд, поддерживать там обвинение против нарушителей.

Закон от 12 июня 1884 г. «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» рекомендовал владельцам фабрик, заводов и мануфактур открывать при своих предприятиях школы, порядок посещения которых и программы преподавания должны были определяться директорами народных училищ по соглашению с фабричной инспекцией.

Закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» представлял собой еще один шаг на пути развития законодательства по охране труда. Он запрещал привлекать женщин и подростков, не достигших 17 лет, к ночным работам.

Закон от 3 июня 1886 г. «Обутверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» представлял собой свободный комплексный акт, содержавший большое число правил, относившихся к самым различным институтам фабрично-трудового законодательства: регулированию договора трудового найма (общие положения, форма, срок, правила приема на работу, увольнения), охране заработной платы, внутреннему трудовому распорядку и дисциплине труда, регламентации штрафов, ответственности работников за самовольный отказ от работы до истечения срока найма, за участие в забастовке и ответственности нанимателей за нарушение закона. В том же году было принято Положение о найме на сельские работы, которое регулировало трудовые отношения в сельском хозяйстве и содержало нормы, касавшиеся трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, дисциплины труда.

Закон от 24 апреля 1890 г. «Об изменении постановления о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения» придал Закону 1885 г. о воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам постоянный характер, но одновременно скорректировал его содержание в пользу фабрикантов, расширив возможности применения труда малолетних, в том числе в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также допустив в ряде случаев ночную работу для женщин.

Закон от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично -заводской и горной промышленности» заложил основу регламентации рабочего времени и времени отдыха для работников наемного труда. Этим Законом в России была впервые установлена максимальная продолжительность рабочего дня для взрослых рабочих, предусмотрено сокращение продолжительности рабочего времени в ночные смены, по субботам, в канун праздников, допущены при определенных условиях сверхурочные работы и определена (за некоторыми исключениями) их максимальная продолжительность; установлены дни еженедельного отдыха (воскресенье) и праздничные (нерабочие) дни. Закон 1897 г. не содержал положений о ежегодных отпусках. В нем отсутствовало указание о санкциях за его нарушение.

Закон от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно и членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» ввел материальную ответственность владельцев предприятий за вред, причиненный здоровью работников в результате производственной травмы. Право на возмещение получили также члены семьи работника, погибшего в результате несчастного случая на производстве.

Закон от 10 июня 1903 г. «Обучреждении старост в промышленных предприятиях» предусматривал образование на предприятиях представительств работников (фабричных старост), призванных быть посредниками между работниками и администрацией и представлять работников в их отношениях с властями.

Перечисленные законы стали главными актами фабричного законодательства Российской империи накануне революции 1905 г.


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!