Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Правовая социализация личности»

/ Психология
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 2003.
2. Васильев В.Л. Организация рабочего места и рабочего времени следователя. Л., 2005.
3. Васильев В.Л. Психологическая культура прокурорско-следственной деятельности. СПб., 2008.
4. Васильев В.Л. Психология осмотра места происшествия. СПб., 2006.
5. Гульдан В.В. Мотивация преступного поведения психопатических личностей: Криминальная мотивация. М., 2006.
6. Гуров А.И. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. М., 2007.
7. Еникеев М.И. Судебная психология. М., 2005.
8. Еникеев М.И. Основы судебной психологии. М., 2006.
9. Еникеев М.И. Психология допроса. М., 2004.
10. Еникеев М.И. Психология осмотра места происшествия. М., 2004.
11. Еникеев М.И. Психология обыска. М., 2004.
12. Еникеев М.И. Психология следователя. М., 2004.
13. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2008.
14. Иванов Н.Г. Аномальный субъект преступления. М., 2008.
15. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. М., 2008.
16. Коррупция и борьба с ней / Под ред. А.И. Долговой. М., 2008.
17. Котов Д.П. Криминальная мотивация. М., 2006.
18. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. М., 2008.
19. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 2008.
20. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 2005.


Работа похожей тематики


Правовая социализация личности, ее стадии и уровни

 

Процесс социального становления человека как личности, приобретения им соответствующих социальных свойств и качеств, позволяющих ему быть полноправным и активным членом человеческого общества в философской, психологической и социологической литературе, принято раскрывать с помощью понятия «социализация». В то же время следует отметить, что, «несмотря на широкое употребление, термин «социализация» не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других – с формированием личности»1.

В нашем случае понятие «социализация» рассматривается как процесс становления человеческого индивида, формирования его социальной сущности, как усвоение индивидом социального опыта определенной системы социальных ролей и ценностей2. Необходимую и важную часть общей социализации личности составляет правовая социализация. Как органическая часть процесса общей социализации индивида, она выступает как ее специфическое проявление в сфере формирования и развития индивидуального политического и правового сознания, правовой культуры. В своем развернутом виде правовая социализация означает осознание человеком (гражданином) своей роли, места в социальной структуре общества выработку самосознания представителя определенных социальных групп, активное включение в социально-правовые отношения, наполнение их личностным содержанием. В условиях демократического режима основной содержательный смысл и особенность правовой социализации индивида состоит в приобщении его к политическим и правовым нормам, ценностям, к политической и правовой культуре, к сознательной социально активной деятельности.

В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук выделяют три основных канала правовой социализации: правовую социализацию посредством научения, посредством приобретения опыта и «символическую» социализацию.

Социализация посредством научения основывается на приобретении знаний и усвоения тех норм, которые прививают уважение к известному числу правил политической и правовой системы и социальным ролям. В этот процесс включаются политические и правовые нормы, знание политических и общественных институтов, механизма их функционирования и т.п.

Социализация посредством приобретения личного опыта представляет собой продукт собственного социально-политического и правового поведения и деятельности личности. Через различные роли, которые приходится выполнять человеку, он усваивает многообразные принципы организации общества и функционирования государственно-правового (политического) режима. Он проверяет на практике те нормы и ценности, которые им усвоены. В зависимости от степени разрыва между этими нормами и личным опытом первоначальные установки могут быть подвержены усилению или деформации.

«Символическая» социализация, по мнению авторов, не менее существенный канал воздействия на сознание и поведение личности. Суть ее состоит в том, что личность вырабатывает свою систему значений понятий на основе не прямого включения в политическую и юридическую практику, а на основе представлений, возникших из оценок и реакций на них со стороны членов партийной группы, общественных движений, классов, общества в целом1.

Основной функцией социализации, в том числе и правовой, является усвоение «человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества»2.

Общепризнанным является тот факт, что психическое развитие отдельной личности выступает как социальный процесс. При рождении человек вступает в мир ценностей, поддерживаемых и охраняемых системой социальных норм, предписаний, запретов и санкций, которые обеспечивают возможность человеческого общежития и стабильность всей системы. Усвоение индивидом правовых ценностей, норм, стандартов поведения осуществляется на протяжении всей его жизни и идет в русле общего процесса его социализации. Начальные элементы правовой культуры познаются им с самого раннего возраста из различных источников – от близких ему людей, в школе, из литературы, средств массовой информации и др. В различных ролевых ситуациях он приобретает элементарные знания о требованиях права, приобретает навыки, усваивает стандарты нормативного поведения. По мере взросления с повышением уровня ролей обогащаются и его правовые знания. Наряду со стихийным характером приобретения этих знаний, усвоения действующих в обществе ценностей и норм ведущую роль играет целенаправленное нравственно-правовое воспитание.

В процессе социализации личности, в том числе и правовой, происходит освоение ею определенных типов поведения путем познания норм, выработки соответствующего оценочного отношения к ним и усвоение их как собственных правил поведения и деятельности. Поэтому весьма важным является вопрос об уровнях социализации. Различные уровни социализации индивида позволяют ему с разной эффективностью участвовать в жизни общества, в большем или меньшем объеме осуществлять функции и роли в соответствии со своим социальным статусом. В этом плане представляет интерес используемое в психологической литературе понятие «минимум социальной зрелости личности». Указанный минимум «определяется наличием осознания своего места среди других людей, принятием личностью социальных норм, определяющих ее способность осознанно, активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, к которому она принадлежит, и наличием осознанного стремления к самосовершенствованию»3.

Проблема этапов, стадий процесса социализации (воспитания и обучения) достаточно подробно разрабатывается применительно к детскому и юношескому возрасту. В то же время, по мнению ряда авторов, в целом можно различать четыре стадии социализации:

1) ранняя (от рождения до поступления в школу);

2) обучение (с момента профессионального обучения);

3) социальная зрелость;

4) завершение жизненного цикла (с момента прекращения трудовой деятельности)4.

Другие авторы выделяют три основных стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую1. При этом все авторы единодушны в том, что наиболее активно взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности формируются в молодые годы. И от того, какое понимание социальных норм и отношение к ним вырабатывается в этот период, во многом будет зависеть и ее поведение в будущем. Поэтому особо подчеркивается роль в формировании личности таких социальных институтов, как семья, школа, средние специальные и высшие учебные заведения, а также средства массовой информации, учреждения культуры и др.

Неотъемлемым компонентом (составной частью) процесса социализации индивида выступают политическое и правовое воспитание. Их главной целью является формирование у личности системы знаний, убеждений, мотивов и привычки социально активного поведения.

Правовое воспитание занимает особое место в системе общего воспитания. Само воспитание в философской и педагогической литературе рассматривается с позиций широкого и узкого подходов к раскрытию его содержания. Под воспитанием в широком смысле понимается воздействие на психологию воспитуемого, приводящее к формированию у него соответствующих духовных или физических качеств. В данном случае речь идет о формировании личности. Воспитание как процесс представляет собой организованную, целенаправленную деятельность по формированию психологии воспитуемого, приобретению им соответствующих социальных качеств.

При узком подходе к понятию «воспитание» из всего целенаправленного процесса формирования личности выделяют лишь становление ее коммуникативных качеств, выражающих взаимоотношения между людьми, их общение. Речь идет о выработке у личности нравственных убеждений, культуры поведения и деятельности. Следует иметь в виду, что целенаправленный процесс воспитания осуществляется наряду и вместе с единым процессом социального становления личности, в ходе которого на личность воздействуют различные факторы, как позитивного, так и негативного плана.

Специфика правового воспитания, его особые черты обусловлены особенностями его предмета, целей и задач.

Непосредственным предметом правового воспитания выступает правовое сознание граждан, в котором выражается понимание ими правовых норм, юридических прав и обязанностей, правомерности или неправомерности различных поступков, их отношение к праву, закону и иным правовым явлениям, а также их правовые требования. Наряду с этим правовое воспитание воздействует не только на сознание, но и на определенную сторону поведения людей, формируя убеждения и потребности соблюдения законности, прав и законных интересов других лиц, инициативного использования права каждым гражданином.

Критерием действенности правового воспитания служат реальные поступки и действия людей в правовой сфере Сознание и деятельность людей находятся в неразрывное единстве и взаимообуслоленности. Поскольку поведение личности осуществляется на основе сознательно принимаемых решений, от уровня ее сознания интеллектуального и эмоционального развития в решающей степени зависит и ее поведение. Общая цель правового воспитания состоит в формировании у личности должного уровня правосознания и правовой культуры, который проявляется в сознательном отношении личности к своил, правам и обязанностям, уважении к праву (закону) готовности соблюдать и исполнять их предписания, активно участвовать в управлении делами государства и общества, бороться с нарушениями законности и правопорядка.

Здесь следует отметить, что правосознание является важнейшим компонентом правовой культуры личности, которая тесно связана с правовой культурой общества Последняя как часть общей культуры представляет собой сложный комплекс явлений правовой жизни общества. Среди них – само право, правосознание, правовые отношения, правовое поведение, законность и правопорядок Неотъемлемым компонентом правовой культуры являются права, свободы и обязанности граждан, закрепленные в нормах права. Они выступают в качестве моделей, образцов поведения, в соответствии с которыми личность сообразует оценивает свои поступки. Они выступают как нормативно-выраженный способ взаимодействия людей друг с другом и обществом2.

В процессе правовой социализации личность воспринимает указанные модели, образцы поведения, усваивает их содержание, вырабатывает к ним личное отношение, сопоставляя с фактами реальной жизни, с потребностями и интересами людей. От полученных таким образом знаний зависит понимание конкретной правовой нормы, права и правовой системы в целом, т.е. более глубокое проникновение в сущность данного явления, уяснение духа законов. Если познание права сопровождается эмоциональным воздействием, сомнениями, размышлениями, поиском и нахождением дополнительных аргументов, то в результате возникают убеждения, собственное отношение к праву. Именно они переходят в разряд внутренних предписаний личности, становятся ориентирами человека, когда он попадает в различные юридические ситуации. В этом и состоит информационная функция норм права, выражающаяся в передаче сведений, их трансфор-мации в знания, правовые чувства и духовные ценности. Правовая информация, если ее распространение организуется с учетом психолого-педагогических закономерностей личностного воспитания, обеспечивает готовность действовать определенным образом. Однако эта готовность переходит в поступок через посредство волевых усилий человека.

Изложенное показывает, что при формировании поведения личности нормы права имеют большой информационный потенциал. Однако следует иметь в виду, что правосознание всегда «ближе» к поведению, поступку, чем правовая норма, и именно оно, а не правовая норма предотвращает «противоправное поведение» и придает поступку «желательное юридическое значение»3.

Ценностно-правовая ориентация личности соответствующий тип ее правовой позиции (установки) выполняют в структуре правовой культуры личности функцию управления юридически значимыми поступками, поскольку содержанием ценностно-ориентирующего блока является отражение в сознании личности социальной ценности права его принципов и требований. Сюда же входят и представления о законности, справедливости, правах, свободах и обязанностях и др.

На основе идеологических компонентов правосознания и правовой культуры личности формируются и другие ее свойства, относящиеся как к правовой идеологии, так и к правовой психологии. К ним относятся чувство ответственности, солидарности с правом, справедливости, законности, правового долга, уважения к праву. Чувство ответственности представляет собой осознанное отношение личности к своим правам и обязанностям, понимание и оценку своих действий и их правовых последствий. Чувство солидарности с правом выступает как отношение к нормам права, основанное на согласии с ними, с их требованиями.

Чувство справедливости характеризует личность в ее отношении к другим лицам, их правам и законным интересам, а также в требовании к ним поступать так же справедливо. Чувство законности – это готовность следовать правовым предписаниям, обусловленная социально – правовым психическим свойством личности. Чувство правового долга характеризует понимание личностью значения правовых средств, готовность использовать их в реальной ситуации для поддержания законности. Развитое чувство правового долге мобилизует личность к активной правовой деятельности Чувство уважения к праву (закону) выступает как интегральное свойство правовой культуры личности. Оно характеризует личность, у которой правовые нормы выступают в качестве собственной (личностной) ценности. Уважительное отношение к праву обусловливает выбор этой личностью варианте поведения исключительно по мотивам принципиального согласия с законом1.

Правовая идеология и правовая психология, как два компонента правосознания и правовой культуры личности находятся в неразрывном единстве, они взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга. В то же время социально-психологический компонент правосознания и правовой культуры личности проявляется з виде несистематизированной эмоциональной ее реакции на правовые явления. Правовая психология личности складывается из представлений и мыслей, настроений, чувств и переживаний, стремлений и установок, характеризующих поведение личности в конкретной социальной действительности.

Это как уже подчеркивалось, по существу, исходная, начальная ступень правосознания, которая формируется в конкретных условиях социальной среды. Правовая психология личности является важным регулятором ее поведения, поскольку именно она непосредственно связана с ее повседневной жизнью, где эта личность проявляет себя в различных социальных качествах, выступает как представитель той или иной социальной группы или коллектива. Конкретная социальная среда, непосредственные условия жизни личности откладывают отпечаток на ее правовую психологию. Принадлежность личности к соответствующей социальной группе, ее социальный статус обусловливают ее психические особенности, выражающиеся в доминировании тех или иных потребностей, интересов и целей, принятия решений и использовании для их реализации своих интеллектуально-психических способностей. Формирование правовой психологии личности происходит в основ определяющим источником и каналом осознания личностью цели юридически значимого поведения. Лишь более глубинная форма сознания – нравственное сознание – по своим регулируемым возможностям может конкурировать с правосознанием. Правосознание помогает личности всесторонне осмыслить конкретную жизненную ситуацию, имеющую юридическое значение, избрать возможные средства достижения целей своего юридически значимого поведения.

Следует особо подчеркнуть, что правовые знания лишь тогда реально значимы, когда они подкреплены выработанным у личности положительным отношением к закону, одобрительной оценкой правовых предписаний. Лишь при этом (кроме случаев выполнения правовых предписаний под угрозой ответственности, санкций правовых норм) у личности будет позитивная поведенческая позиция, т.е. готовность действовать в соответствии с требованиями права. Отсюда можно сделать вывод об основных направлениях формирования должной правовой культуры и правосознания личности. Ими являются: распространение правовых знаний и овладение ими личностью, выработка у нее положительного отношения к правовым требованиям и на основе этого формирование правовых убеждений и готовности действовать в соответствии с правовыми предписаниями.

Указанный процесс весьма сложный и длительный. Практически он должен осуществляться на протяжении всей жизни человека, поскольку динамичность общественной жизни обуславливает динамичность и изменчивость содержания правовых норм и принципов.

Правосознание личности формируется на основе сложившихся в обществе правовых теорий, идей, взглядов, представлений, правовых чувств, которые составляют общественное правосознание. Общественное правосознание оказывает определяющее влияние на развитие правосознания личности.

У правосознания и поведения личности, имеющего правовое значение, достаточно сложные взаимосвязи. Они характеризуются многими чертами, среди которых прежде всего выделяется воздействие правосознания на поведение, противоречие между ними, а также обратное воздействие на правосознание, когда оно выступает как источник формирования знаний и отношения личности к различным правовым явлениям.

Правовая культура личности может быть определена как совокупность полезных качеств ее правосознания и основанного на нем правового поведения, отражающих степень освоения личностью права. В содержании правовой культуры личности переплетаются правовые качества личности, обусловленные правовым воспитанием, с нравственными, гражданскими, деловыми и иными чертами личности.

Правовая культура предполагает наличие у личности не только правовых знаний, но и ее способность эти знания использовать, применять на практике, т.е. обладать умениями и навыками применения имеющихся у нее правовых знаний.

Основными функциями правосознания являются познавательная, оценочная и регулятивная. Правовые знания являются важным компонентом структуры правосознания, поскольку именно в них проявляется содержание его информативных свойств. Знание права представляет собой такой элемент правовой культуры личности, который характеризует не только степень ее информированности осведомленности о действующем праве, своих правах и обязанностях, но и уровень их осмысления, понимания их содержания и способов правомерной реализации. Следовательно, правовые знания являются важной предпосылкой правовой активности личности, служат основой формирования ценностно-правовой ориентации ее по правосознания. Однако правосознание индивида лишь в конечном итоге определяется факторами, характерными для жизнедеятельности общества в целом, наряду с ними существуют особенности индивидуального бытия личности, непосредственных условий ее жизни, особенностями самой личности. Аксиома, что люди не похожи друг на друга. Неодинаковы их образование, опыт, воспитание, возраст, принадлежность к различным социальным группам и т.п. Из этого вытекает и различное преломление общественного правосознания в сознании конкретной личности. Иными словами, в индивидуальном правосознании, кроме представлений, взглядов, идей, обусловленных общественным строем, общей социальной средой, имеются представления, оценки, чувства, порожденные особенностями условий жизни и воспитания конкретного лица. Поэтому весьма важно выяснение места и роли различных компонентов индивидуального правосознания: знание права (познавательный компонент) отношение к праву (оценочный компонент), поведенческая позиция (волевой компонент).

В формировании социально-активной личности важную роль играет волевое начало, самовоспитание. Самовоспитание – это работа человека над формированием собственной личности. Это осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование своих социальных качеств в соответствие с ценностными представлениями и социальными ориента-циями, складывающимися под воздействием общественных условий и воспитания». Правовое самовоспитание предполагает усвоение, развитие и укрепление принципов политики, права и морали, ценностей, социальных и правовых норм поведения, с тем чтобы устоять перед любым негативным внешним влиянием. Правовое самовоспитание основывается на сознательном преобразовании личности, развитии положительных и преодолении прежних асоциальных черт и качеств, собственных недостатков, на самопринуждении i самоконтроле. При этом ведущим процессом является самовоспитание социально значимых ориентации, установок на позитивное поведение, в результате чего у личности вырабатывается активная жизненная позиция1.

В литературе высказано мнение, что в структуре активной жизненной позиции личности наличествуют следующие компоненты.

Во-первых, обоснованные знания о мире, о закономерностях общественного развития, месте и значении системы человеческих потребностей для жизнедеятельности общества и индивидов, о возможностях и условиях их удовлетворения с учетом конкретно-исторических ступеней развития общества.

Во-вторых, мировоззренческие убеждения, выработанные на основе ценностной философско-зтической концепции мира, которые, во-первых, помогают четко уяснить роль человека как субъекта познания и преобразовательной деятельности, во-вторых, признают позитивный смысл его жизнедеятельности, указывая на необходимость предпочтения социально оправданных и достойных человека путей, средств и методов реализации текущих и перспективных задач, определение своих взаимоотношений с окружающими.

В-третьих, морально-психологическая установка сознания и воли, основанная на стремлении и умении соотносить свой выбор с нравственными принципами, активной и творческой, морально оправданной деятельностью, добиваться решения вопросов, от которых непосредственно зависит дальнейший прогресс

ном через общение, посредством которого происходит становление ее сознания, накапливаются знания, умения, навыки и социальный опыт. Через общение посредством общения и взаимовлияния, подражания и внушения, заимствования и обмена люди передают информацию друг другу и свое отношение к ней. Через общение происходит обмен личным опытом, передача манер, привычек, навыков, форм поведения.

Все это показывает, что информативные, ценностно-ориентирующие и психические компоненты правосознания и правовой культуры личности в своей совокупности образуют сложный функционирующий механизм, в котором указанные компоненты находятся в неразрывной связи друг с другом, взаимопроникают друг в друга и взаимопереплетаются. Таким образом, процесс познания и формирования правовых ценностей невозможен без социально – психологических компонентов. Среди них следует выделить и такие элементы непосредственной психической регуляции поведения, как интересы, цели, мотивы, воля.

Поведенческие свойства личности проявляются е. виде сформировавшихся навыков, умений и привычек соблюдения, исполнения и использования правовых норм Правовые умения характеризуют основанную на правовых знаниях способность личности ориентироваться и действовать в правовой сфере правомерно, проявлять правовую активность. Правовые навыки представляют собой такие свойства личности, которые свидетельствуют о выработке у нее соответствующих стандартизированных способов правомерного поведения. Правовые привычки вырабатываются в результате многократного повторения образцов, эталонов правомерного поведения.

Особо следует выделить вопрос об индивидуально-практическом опыте формирующейся личности. Личное общение с окружающими людьми, принадлежность к определенной малой социальной группе, накапливающийся индивидуальный практический опыт также выступают источниками формирования правовых взглядов и позиций, порой даже более сильным, чем направленное правовое воспитание. Непосредственное влияние ближайшей окружающей среды, конкретные бытовые и иные условия жизни могут быть как благоприятными для формирование позитивной направленности правосознания, но они могут быть и негативными, отрицательными.

Правовая социализация личности, формирование ее правосознания и правовой культуры зависят не только от воспитания, воздействий макро- и микросреды, от особенностей личного опыта, но и от ее природных психологических качеств (способностей, темперамента характера и т.д.). Эти свойства как раз и придают индивидуальность восприятию каждым лицом правовых взглядов, идей и требований, его фактической реакции на эти идеи и требования. Несмотря на то, что мотивы поведения человека, его интересы, цели и установки предопределяются социальными факторами, указанные выше свойства личности играют все же определенную роль в выборе ею того или иного варианта поведения. Проблема индивидуального правосознания личности связана не только с теоретическим рассмотрением структуры правосознания, как явления и формы общественного сознания. Эта проблема имеет важное практическое значение, поскольку, чтобы правовые идеи, взгляды, представления, господствующие в обществе, преобразовались в действия людей, они должны стать убеждениями отдельных конкретных личностей.

Таким образом, можно говорить о достаточно высоком уровне социальной зрелости личности, включающей в себя интеллектуальную, трудовую, политическую, правовую и нравственную зрелость. Критерием интеллектуальной зрелости является развитие ее умственных способностей, достаточных для выполнения социальных ролей. Трудовая зрелость свидетельствует о готовности личности к трудовой деятельности, потребности в труде. Политическая зрелость свидетельствует о высокоразвитом чувстве гражданского долга, высокой степени социально-политической активности. Особо следует выделить понятие «правовая зрелость», которая, по-нашему мнению, находится в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с такой юридической категорией, как «правосубъектность». «Правовая зрелость» – это регламентированные законом возрастные параметры личности как субъекта права и правоотношений, а также параметры, характеризующие высокий уровень ее социально-правовой активности. Ими являются:

1) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

2) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

3) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной деятельности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

4) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

5) прочный и устойчивый правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм2.

Указанные компоненты формируют в своей совокупности необходимую идеологическую и психологическую установку личности – быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни. Следовательно, на завершающем этапе процесса правовой социализации личности должен быть достигнут переход правовых знаний в правовые убеждения и действия.

Изложенное показывает, что взаимосвязь индивидуальной правовой культуры с правовым воспитанием многогранна и неоднозначна. Обусловлено это тем, что правовое воспитание не только представляет собой целенаправленную деятельность по формированию у личности правосознания и повышению ее правовой . культуры, но и выступает как результат этой деятельности, выражающийся в приобретении личностью определенных социальных качеств.

Иными словами, правовое воспитание представляет собой как процесс воспитательного воздействия на личность, так и результат этого процесса, проявляющийся в уровне ее правовой воспитанности. В этом случае правовая культура личности представляет собой совокупность качеств, характеризующих ее правовое сознание и правовое поведение в их неразрывном единстве. При этом необходимо иметь в виду, что правосознание личности включает в себя как позитивные, так и негативные знания, убеждения, оценки, чувства о сущности и назначении права, его принципах и нормах, о законности и правопорядке и других правовых явлениях.

Личностная правовая культура, по мнению ряда авторов, предполагает только позитивные знания, убеждения, взгляды, мотивы и установки, определяющие социально-активную деятельность личности в правовой сфере1.

Ранее в работе уже упоминалось о воздействии на правовое поведение людей различных факторов как позитивного, так и негативного характера. Представляется необходимым более подробнее остановиться на их характеристике, поскольку указанные факторы, в силу их системности, выступают в качестве непосредственной социальной среды, во многом определяющей состояние правосознания граждан.

П.П.Барановым осуществлен подробный анализ механизма воздействия на правосознание факторов социально-экономического, социально-политического, социально-правового, социально-психологического и социально-культурного характера2. Мы считаем необходимым хотя бы в общих чертах остановиться на некоторых из них.

К социально-экономическим факторам, влияющим на правосознание и правовое поведение, можно отнести реальный уровень жизни различных слоев населения и противоречия в системе распределения материальных благ, реальная покупательная способность населения и др.

Среди социально-политических факторов можно выделить: а) авторитарный или демократический тип отношений между органами власти и населением, особенно между населением и местными органами власти, т.е. какой политический режим установлен в государстве; б) гласность или закрытость, доступность или, наоборот, недоступность политической информации соответствующих органов, политических институтов и процедур; в) наличие или отсутствие у граждан реальных гарантий реализации ими своих политических прав и свобод; г)социально-политические установки, позиции, ориентации средств массовой информации (газет, радио, телевидения); д) наличие или отсутствие в стране (в том числе и в конкретном регионе) реального общественного мнения по политическим вопросам.

Одно из ведущих мест среди явлений социальной среды, формирующих то или иное отношение граждан к действующим правовым институтам, занимают социально-правовые факторы. Среди них наибольшее воздействие на состояние их правосознания оказывают такие факторы, как: а) качество законодательных, подзаконных, в том числе ведомственных, нормативных актов; б) уровень правосознания населения, а также представителей государственного аппарата. Среди социально-психологических бэакторов, оказывающих воздействие на состояние правосознания и поведение людей, можно выделить следующие: а отчуждение гражданина от государства; б) особенности национальной психологии; в) конфликтный характер подавляющего большинства «производственных» ситуаций; г) возможные контакты гражданина с преступными и аморальными элементами, соприкосновение с теневыми сторонами жизни; д) степень удовлетворенности своей работой; е) престиж в коллективе (обществе); ж) общественное мнение по вопросам укрепления законности, правопорядка, деятельности органов внутренних дел.

На правосознание и поведение индивида воздействует также и целый комплекс культурно-этических соакторов. Среди них следует отметить в первую очередь уровень общего развития и образования граждан, существующие в обществе нравственные гарантии законности, моральные стимулы, нравственные установки и ориентации как самого индивида, так и окружающих его лиц. Ю.Н. Симинягин указывает в связи с этим на ряд показателей, от которых зависит эффективность воздействия правового сознания на юридически значимое поведение граждан. В числе их автор называет: «а) что каждый из них собой представляет как «общественный человек»; б) каковы его ценностные ориентиры и ролевые функции, знания и нравственные характеристики; в)как он устроен на работе (есть ли она у него вообще), в быту и в жизни; г) какие у него материальные и духовные потребности, в какой мере они удовлетворяются; о^каково его ближайшее окружение; е) чего он ждет от завтрашнего дня и какую философию жизни исповедует; ж) насколько он развит интеллектуально, как относится к ценности человеческой жизни, к начальству и подчиненным, к семье и женщине, к знанию и науке; з) насколько он социально активен, образован, культурен и т.д.»1.

В этой связи следует остановиться на деформации (искажении) правосознания. Деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Деформация правосознания, как и иные социальные явления, имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может выражаться не только в относительно мягких формах, но и принимать уродливый и крайне опасный характер. Наиболее распространенными формами деформации индивидуального правосознания являются: правовой инфантилизм, правовой нигилизм и перерождение правосознания как такового. Правовой инфантилизм представляет собой наиболее мягкую форму искажения правосознания, заключающуюся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Наиболее распространенной формой деформации правосознания является правовой нигилизм, который выступает как осознанное игнорирование требований закона. Самой тяжелой формой деформации правосознания является перерожденческое сознание, которое выступает как крайняя степень искаженного, дефектного правосознания. Перерождение во многом сходно с правовым нигилизмом. Как в том, так и в этом случае правовое начало сознательно игнорируется, отрицается. Вместе с тем перерожденческое сознание от правового нигилизма в чистом виде отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и др.

             Основной формой перерождения правосознания индивидов является их противоправное, преступное поведение.


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!