Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Типология преступных групп»

/ Психология
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 2003.
2. Васильев В.Л. Организация рабочего места и рабочего времени следователя. Л., 2005.
3. Васильев В.Л. Психологическая культура прокурорско-следственной деятельности. СПб., 2008.
4. Васильев В.Л. Психология осмотра места происшествия. СПб., 2006.
5. Гульдан В.В. Мотивация преступного поведения психопатических личностей: Криминальная мотивация. М., 2006.
6. Гуров А.И. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. М., 2007.
7. Еникеев М.И. Судебная психология. М., 2005.
8. Еникеев М.И. Основы судебной психологии. М., 2006.
9. Еникеев М.И. Психология допроса. М., 2004.
10. Еникеев М.И. Психология осмотра места происшествия. М., 2004.
11. Еникеев М.И. Психология обыска. М., 2004.
12. Еникеев М.И. Психология следователя. М., 2004.
13. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2008.
14. Иванов Н.Г. Аномальный субъект преступления. М., 2008.
15. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. М., 2008.
16. Коррупция и борьба с ней / Под ред. А.И. Долговой. М., 2008.
17. Котов Д.П. Криминальная мотивация. М., 2006.
18. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. М., 2008.
19. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 2008.
20. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 2005.


Работа похожей тематики


Коррупция в правоохранительной сфере

 

Предыдущий пример лишний раз показывает, что сегодня борьбу с коррупцией не ведут даже те государственные структуры, которым это напрямую вменяется в обязанности. Речь, в частности, идет о правоохранительной системе. Ранее уже рассматривались отдельные аспекты коррупции в ней с точки зрения влияния этого фактора на распространенность этого явления в целом. Между тем, эта проблема представляется более глубокой и серьезной, чем это может показаться. Система коррупционных связей, основанная на даче и получении взяток, взаимной протекции, обмене услугами, подкупе служащих различного уровня, сегодня весьма характерна для органов и учреждений внутренних дел, налоговой полиции, прокуратуры, юстиции и суда.

Статистика свидетельствует, что степень криминальной пораженности работников правоохранительных органов неуклонно возрастает. Так, если в начале 1990-х годов число работников правоохранительных органов, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество и иные корыстные преступления, исчислялось 4 – 5 сотнями, что составляло примерно пятую часть относительно коррумпированных должностных лиц, то уже в 2000 году их привлечено около 3 тысяч или почти четверть от всех изобличенных в коррупционных связях. Абсолютное их большинство приходится на сотрудников органов внутренних дел (более 1800 лиц). Это подтверждается и материалами проведенного авторами социологического исследования. Большинство респондентов-граждан оценило степень коррумпированности сотрудников милиции в 7,2 балла (по 10-ти балльной шкале), выведя их на первое место среди других государственных органов. Несколько ниже (6,4 балла) оценили ее предприниматели. Примерно на этот же уровень эта категория опрашиваемых вывела налоговую полицию, торговую, пожарную и санитарную инспекции муниципальных органов. В значительной степени это обусловлено тем, что с указанными структурами и граждане, и предприниматели чаще, чем с другими вынуждены иметь дело.

Касаясь ситуации в системе МВД следует, отметить, что коррупция как явление проявляется здесь как в форме низовой, так и элитной, а также простой, квалифицированной и особо опасной.

Изучение показало, что к простым формам коррупции в органах внутренних дел можно отнести совершение должностными лицами за относительно небольшое вознаграждение действий (бездействия), как правило, не влекущих каких-либо правовых последствий. Это оформление на законных основаниях, но вне очереди различного рода лицензий (на оружие, перевозку грузов и т.п.), выдача без очереди заграничных или обычных паспортов, регистрация опять-таки без очереди или без предъявления автомототранспортных средств, прохождение техосмотра автомобилей без их фактического осмотра, регистрация или перерегистрация охотничьего оружия и т.п. Такие действия в своем большинстве не нарушают должностных или служебных инструкций. Вознаграждение в этих случаях ранее чаще всего выражалось в спиртных напитках, автозапчастях, предметах одежды, канцелярских принадлежностях. В последние годы все чаще берутся деньги, в том числе отмечены случаи получения взяток за выдачу, например, заграничных паспортов вне очереди в значительных суммах и иностранной валюте. Кстати, выдача за взятку загранпаспортов является наиболее ярким примером коррупции, совершаемой работниками органов внутренних дел в «простой» форме. Такие действия распространены чрезвычайно широко, трудно поддаются выявлению и предупреждению, тем более, что должностные лица не выходят за пределы своей служебной компетенции и, следовательно, не создают каких-либо документальных доказательств своей деятельности.

К квалифицированным формам коррупции можно отнести действия (бездействие) должностных лиц как органов внутренних дел, так и других правоохранительных органов, связанные с нарушением нормативных предписаний, составляющих правовую основу их служебной деятельности. Подобные действия подпадают под квалификацию в качестве таких преступлений как злоупотребление должностными полномочиями или их превышение, служебный подлог либо халатность. Наиболее распространенная категория должностных лиц, совершающая их, сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел и налоговой полиции, инспекторский состав других служб, дознаватели, следователи, эксперты, руководители территориальных органов и служб, работники прокуратуры и суда различного уровня. Содержание коррупционных действий проявляется в принятии правовых решений в интересах взяткодателя, например, при регистрации правонарушения, решении вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, задержании подозреваемого, квалификации его действий, принятии решения о привлечении к ответственности и избрании меры пресечения и т.д. «Технология» действий должностного лица в данных ситуациях строится по следующей схеме: получивший взятку сотрудник сам принимает решение в интересах взяткодателя либо выступает посредником между взяткодателем и лицом, уполномоченным принять такое решение.

Широкое поле деятельности для коррупционеров имеет та сфера правоохранительной деятельности, которая непосредственно связана с получением информации о совершенных преступлениях и правонарушениях, последующей ее проверкой, принятием по ней решений о наложении административного взыскания либо возбуждении уголовного дела и производству расследования. Здесь могут совершаться, например, такие действия: а) укрытие информации о совершенных преступлениях от учета; б) непринятие необходимых мер по установлению лиц, совершивших правонарушения; в) уничтожение материалов о совершении таких нарушений; г) необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела при наличии данных о совершенном преступлении; д) прекращение уголовного дела при отсутствии оснований к этому (в том числе с фальсификацией или уничтожением отдельных доказательств); е) заведомо неправильная квалификация действий отдельных лиц с целью последующего применения к ним более мягкого наказания и т.д. Как правило, предметом таких взяток выступают деньги (часто в значительных суммах), дорогостоящие предметы (автомобили, электроника), оплачиваемый отдых за рубежом и т.п. В последнее время в качестве предмета взятки все чаще используются акции того или иного предприятия, дающие должностному лицу возможность регулярно получать свою долю от прибыли.

Безусловно, наиболее опасными формами коррупции в правоохранительных органах являются факты прямого вхождения их работников в структуры организованной преступности, а также случаи, когда получение взяток превращается в постоянный промысел, в котором зачастую участвует не один работник, а группа или даже подразделение.

При вхождении в структуры организованной преступности, коррупционные действия могут проявляться в предоставлении работниками правоохранительных органов служебной или иной информации в интересах преступных сообществ, консультировании преступной деятельности, невмешательстве или прикрытии совершаемых преступлений, обучении преступников навыкам ухода от ответственности, предоставлении оружия, боеприпасов, снаряжения и специальной техники, конкретных действиях по укрытию лиц, совершивших преступления или попавших в поле зрения органов, от ответственности, оказании почтовых или «передаточных» услуг лицам, содержащимся в изоляции, и т.д. В ряду подобных действий находятся и так называемые «крыши», которые оперативные работники органов внутренних дел, налоговой полиции, службы безопасности обеспечивают коммерческим и иным структурам, сформировавшимся на основе криминальных связей и теневых доходов. Вознаграждение за такие действия может быть как разовым, так и постоянным в виде процентов от сделок или твердых ежемесячных выплат (например, при «крышевании»). Случается, что работники правоохранительных органов сами пользуются услугами преступных сообществ в своих интересах.

Связь с организованными преступными группировками проявляется также в получении взяток от авторитетов уголовного мира за предоставление информации о предполагаемых сроках, местах и масштабах комплексных операций, направленных на предупреждение и пресечение преступной деятельности организованных преступных структур. К сожалению, нередки случаи, когда сотрудники правоохранительных органов не только содействуют им, но и в составе таких групп сами совершают различные преступления, например устраняют конкурентов или свидетелей преступной деятельности, регистрируют те или иные юридические факты по фальшивым документам (автомобильный бизнес крадеными автомобилями был бы не возможен без активного участия в нем работников ГИБДД всех уровней), являются посредниками в даче взяток следователям, прокурорам и судьям.

Широкую практику получило вымогательство взяток сотрудниками милиции, противопожарной службы, налоговой полиции с работников торговых коммерческих предприятий и частных лиц за непринятие к ним официальных мер по нарушениям правил торговли, в том числе за торговлю товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, за продажу товаров ненадлежащего качества или реализуемых с нарушениями санитарных правил, за продажу товаров без документов, за обман покупателей в небольшом размере и т.п.

Необходимо упомянуть и еще об одном виде так называемой внутренней коррупции в системе правоохранительных органов. Это совершаемые за вознаграждение действия, связанные с назначением на «выгодную» должность, присвоением очередного или внеочередного звания, получением техники, вооружения, составлением благоприятной справки об итогах деятельности инспектируемого органа, сокрытием нарушений служебной дисциплины или правонарушений, совершенных работниками. Подобные действия существовали, безусловно, и ранее. Однако в последнее время, по мнению самих же работников правоохранительных органов, они стали более частыми. К сожалению, в эту практику оказались втянутыми и специально созданные в ряде правоохранительных ведомств службы собственной безопасности. Вместо активной борьбы с преступниками и коррупционерами в органах, они порой закрывают глаза на творящиеся в них безобразия, а иногда и сами участвуют в них.

Показав на примере органов внутренних дел основные виды коррупционного поведения и лиц, которые чаще всего оказываются причастными к ним, можно, исходя из опыта, утверждать, что подобные правонарушения совершаются и в других ранее упомянутых правоохранительных структурах. В частности, авторам известны отнюдь не единичные случаи создания за взятки руководителями исправительно-трудовых колоний льготных условий для лидеров и авторитетов преступной среды, отбывающих наказание в виде лишения свободы. При опросах оперативных работников органов внутренних дел и налоговой полиции немало из них приводили примеры «странного» поведения отдельных судей, которые без достаточных оснований изменяли меру пресечения в качестве содержания под стражей на более мягкую лицам, совершившим тяжкие преступления. Кстати, впоследствии немалая часть таких лиц скрывалась от следствия и суда, однако ни один из судей, принявших решение об изменении меры пресечения, не был наказан даже в дисциплинарном порядке.

            Безусловно, авторы далеки от мысли рассматривать правоохранительную и судебную системы России как абсолютно коррумпированные. Напротив, мы считаем, что основная часть служащих в этих системах – это честные и добросовестные специалисты, на которых собственно и держится правопорядок в стране. Уже то обстоятельство, что не снижается активность в борьбе с любыми противоправными проявлениями, в том числе и против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что сами органы открыто заявляют о фактах коррупции и других правонарушениях в своей среде и действуют в направлении очищения от коррупционеров и преступников, свидетельствует о сохраняющемся их позитивном потенциале и вселяет определенный оптимизм по поводу того, что они все же полностью не разложатся и не превратятся в механизм самообеспечения и слепого исполнения воли отдельных политиков и высокопоставленных чиновников, как это было, например, в середине 1930-х годов. Вместе с тем, не следует и недооценивать ту опасность, которую представляет сегодня коррупция в правоохранительных органах. Если упускать ее из сферы повседневного внимания и не принимать решительных мер по укреплению и очищению правоохранительных органов от скверны коррупции, о чем мы будем говорить далее, то высказанный нами оптимизм может, скорее всего, и не оправдаться.


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!