Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Установление содержания норм иностранного семейного права»

/ Семейное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Антокольская М.В. Семейное право. М., 2006.
2. Нечаева А.М. Семейное право. М., 2008.
3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2008.
4. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова и Л.И. Седугина. М., 2008.
5. Казанцева А.Е. Обязанности и права родителей (заменяющих лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. Томск, 2007.
6. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 2006.


Работа похожей тематики


Усыновление российских детей иностранными гражданами

 

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления российских детей иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, и лицами без гражданства.

За последнее десятилетие осуществление усыновления российских детей иностранными гражданами прочно вошло в практику работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также краевых и областных судов.

По нашему мнению, для этого имелось несколько причин.

Во-первых, в большинстве развитых стран (а именно из них поступало и поступает большинство обращений с просьбой об усыновлении) практически нет детей в возрасте до трех лет, подлежащих усыновлению. Как правило, такие дети сразу же при их выявлении передаются в семьи либо усыновляются внутри страны. Дети старшего возраста, оставшиеся без попечения родителей, устраиваются также в приемные семьи либо в очень маленькие, рассчитанные на 10-20 человек детские дома семейного типа.

Во-вторых, в некоторых государствах (например, в Испании) усыновление детей внутри страны существенно затруднено, обставлено многими условиями, и в результате дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в приемных семьях без права на их усыновление.

В России, однако, в сложившейся социально-экономической ситуации число граждан Российской Федерации, желающих взять на воспитание в свои семьи детей, значительно меньше числа детей, которые нуждаются в семейном устройстве. Именно поэтому с предложениями об оказании содействия в усыновлении российских детей стали обращаться не только сами желающие усыновить ребенка, но и представители организаций по усыновлению, адвокаты из разных стран. И это не удивительно. Законодательство многих стран (в частности, США, Канады, Франции, Испании) предусматривает создание и деятельность некоммерческих организаций по усыновлению детей, которые имеют право оказывать содействие в подборе детей из других государств для усыновления своими гражданами. Такие организации, как правило, работают на полном хозрасчете и существуют на средства спонсоров и кандидатов в усыновители. Они заинтересованы в открытии вместе с зарубежными странами как можно большего числа программ по усыновлению.

Официальная статистическая отчетность по усыновлению российских детей иностранными гражданами была введена только с 1993 г.

По статистическим данным, в Российской Федерации российскими гражданами усыновлено: в 1993 г. – 15 264 человека; в 1994 г. - 14 114; в 1995 г. – 12 115; в 1996 г. – 8799; в 1997 г. – 8561; в 1998 г. - 7531; в 1999 г. – 6964; в 2000 г. – 7391; в 2001 г. – 7410; в 2002 г. -7175 человек. За тот же период времени усыновлено иностранными гражданами российских детей: в 1993 г. – 1376 человек; в 1994 г. -2131; в 1995 г. – 1408; в 1996 г. – 3197; в 1997 г. – 5739; в 1998 г. -5647; в 1999 г. – 6265; в 2000 г. – 6292; в 2001 г. – 5811; в 2002 г. -6926 человек (100%). Из них переданы на усыновление в 2002 г. в США – 4967 человек (71,71%); в Испанию – 809 (11,7%); во Францию – 321 (4,6%); в Канаду – 146 (2,1%); в Италию – 141 (2%); в другие страны – 542 (7,9%) человека.

Приведенные статистические данные свидетельствуют о росте числа усыновлений российских детей иностранными гражданами (причем увеличение или уменьшение числа усыновлений напрямую связано с изменением законодательства в этой сфере) и о снижении числа усыновлений, осуществляемых российскими гражданами, по вполне понятным социально-экономическим причинам. Причем усыновляются в основном российские дети до трехлетнего возраста. Значительное число детей старшего возраста и детей с проблемами развития остается невостребованным.

Когда в средствах массовой информации, в выступлениях политиков звучит вопрос о том, «доколе мы будем терпеть усыновление наших детей за границу, из-за чего ущемляется чувство нашей национальной гордости», ответ на него, вероятно, следует искать не в политической сфере. Необходимо объективно оценить существующую в нашей стране ситуацию и исходить прежде всего из интересов ребенка. А интерес осиротевшего ребенка состоит в том, чтобы обрести семью и воспитываться любящими людьми (при невозможности возвращения ребенка в его биологическую семью). И если на данном этапе развития России ребенок не может быть устроен на воспитание в семью российских граждан, а есть достойная семья в другом государстве, то международное усыновление для него лучшая альтернатива, чем воспитание в «казенном доме».

Именно этот тезис положен в основу ст. 20 и 21 Конвенции ООН о правах ребенка, к которой присоединилась Российская Федерация. Поэтому законодательство Российской Федерации должно содержать нормы, обеспечивающие максимальные гарантии защиты прав российского ребенка при усыновлении его иностранными гражданами.

В соответствии со ст. 1261 СК РФ Правительством Российской Федерации 28 марта 2000 г. утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением. На территории России введена аккредитация представительств иностранных организаций по усыновлению, осуществляющих представительство интересов иностранных граждан при усыновлении ими российских детей. Согласно п. 1 ст. 1261 СК РФ, не допускается «любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей».

По состоянию на 1 декабря 2003 г. в Российской Федерации аккредитовано 90 представительств иностранных организаций по усыновлению детей: США – 50, Канады – 6, Бельгии – 2, Италии – 13, Норвегии – 2, Франции- 3, Испании – 10, Израиля – 2. Швеция и Финляндия имеют по одной организации по усыновлению детей из России.

При этом через указанные представительства в 2002 г. было усыновлено около 70% детей и около 30% составили так называемые независимые усыновления, т.е. те, которые были осуществлены вне рамок официальных учреждений.

Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. №275 утверждены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Для решения вопроса об усыновлении ребенка гражданина Российской Федерации граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» (принятым на основании Федерального закона от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей») должны обратиться за информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, к любому региональному (как правило, это орган управления образованием субъекта Российской Федерации) или федеральному (Минобразования России) оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по своему выбору.

Если усыновление производится через представительство аккредитованной в Российской Федерации иностранной организации по усыновлению, то документы кандидатов в усыновители представляются сотрудником этой организации, при этом сведения о ребенке, который может быть усыновлен, выдаются сотруднику в виде неконфиденциальной информации (п. 17 Приказа Минобразования России от 28 июня 2002 г. №2482 «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

Иностранный гражданин (или сотрудник аккредитованной организации) предъявляет соответствующему оператору документ, удостоверяющий его личность, и представляет:

а) заявление о своем желании усыновить (удочерить) ребенка с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данными о детях, сведения о которых соответствуют его пожеланиям;

б) заполненную анкету гражданина;

в) обязательство поставить в установленном порядке на учет в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) им ребенка;

г) обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка;

д) копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

е) заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является, об условиях его жизни и возможности быть усыновителем (удочерителем). К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье;

ж) обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя);

з) обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного(удочеренного) ребенка;

и) копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпунктах «е»-«з».

Документы, указанные в подпунктах «а»-«г», принимаются к рассмотрению в течение года с даты их составления, а указанные в подпунктах «е»-«и» этого пункта – в течение года со дня их выдачи.

Если законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, указанных в подпунктах «е»-«и», то они могут рассматриваться в течение срока, установленного законодательством соответствующего государства.

Все представляемые документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором России, переведены на русский язык; подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или в дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства иностранного гражданина либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Соответствующий оператор в 10-дневный срок со дня получения заявления и всех необходимых документов рассматривает их по существу и предоставляет иностранному гражданину для ознакомления анкету и фотографию оставшегося без попечения родителей ребенка, соответствующего его пожеланиям, либо возвращает ему документы с письменным указанием причин отказа в предоставлении запрашиваемой информации о данном ребенке.

При выборе гражданином ребенка, оставшегося без попечения родителей, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка. Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. При отказе гражданина от приема, на воспитание в свою семью предложенного ему ребенка гражданину предоставляется анкета и фотография другого ребенка, соответствующего его пожеланиям.

Установление усыновления производится по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидатов в усыновители.

К заявлению об установлении усыновления помимо вышеперечисленных документов должны быть приложены:

- копия свидетельства о браке усыновителей;

- при усыновлении ребенка одним из супругов – согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года;

- справка из органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

- медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя). В соответствии со ст. 127 СК РФ исключается возможность быть усыновителями для лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, установлен Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542;

- справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

- документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

- разрешение компетентного органа государства места жительства кандидатов в усыновители на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории.

Документы, представленные в суд, также должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором России, переведены на русский язык; подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства иностранного гражданина либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Документы на усыновление представляются кандидатами в усыновители лично.

Кроме того, суду должно быть представлено законодательство по усыновлению того государства, гражданином которого является усыновитель, так как в соответствии с п. 1 ст. 165 СК РФ усыновление на территории Российской Федерации иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель.

Получив решение суда об установлении усыновления, усыновители обращаются в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства об усыновлении, получают паспорт на усыновленного ребенка в соответствующем отделе виз и регистрации ОВД и, наконец, получают иммиграционные документы на ребенка в посольстве своей страны.

В соответствии с действующим законодательством ребенок -гражданин Российской Федерации сохраняет российское гражданство при усыновлении иностранными гражданами.

Наряду с возможностью усыновления ребенка – гражданина Российской Федерации на территории России предусмотрена также возможность усыновления детей – граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории другого государства. Как правило, это случаи усыновления отчимами (реже), мачехами – гражданами других государств, имеющими детей – граждан Российской Федерации от предыдущих браков. Такое усыновление, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации (п. 4 ст. 165 СК РФ).

Казалось бы, приведенные выше нормы свидетельствуют об урегулированности «института международного усыновления», но, к сожалению, это не так.

В настоящее время в некоторых регионах Российской Федерации осуществляют незаконную посредническую деятельность по усыновлению (удочерению) детей иностранные организации, представительства которых не аккредитованы на территории Российской Федерации, а также частные лица. Все они различными, по существу, незаконными путями получают сведения о детях и представляются переводчиками, адвокатами так называемых независимых усыновителей. Эти организации и частные лица не несут никакой ответственности за достоверность представляемых кандидатами в усыновители документов и за последующее представление отчетов об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей.

Из Интернет-переписки следует, что «незаконные» посредники предлагают свою помощь в усыновлении российских детей и указывают конкретные регионы, в которых гарантируется усыновление ребенка в соответствии с пожеланиями усыновителей еще до регистрации их заявления о подборе ребенка.

Так, не аккредитованное на территории Российской Федерации агентство по усыновлению США (штат Техас) «Adoption Inter-nationab на своем сайте предлагает услуги по усыновлению детей из России и публикует фотографии детей.

В 2002 г. из общего числа усыновлений детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами 30% было произведено «независимыми усыновителями» (при содействии незаконных посредников). И это в то время, когда международное законодательство и практика по этому вопросу однозначны: если в стране происхождения ребенка аккредитованы организации иностранного государства, то все усыновления должны проводиться только через эти организации. Исключение составляют страны (их единицы – Ирландия, Новая Зеландия), в которых по разным причинам не открыты представительства уполномоченных организаций. В этих случаях возможно проведение усыновления лично усыновителем, но только при его обращении в соответствующий компетентный в вопросах усыновления орган государства происхождения ребенка.

Представлять интересы граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее именуются кандидатами в усыновители) в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории Российской Федерации может специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в Российской Федерации.

Одна из основных функций этих организаций заключается в получении сведений о конкретном ребенке и передаче этих сведений в головную организацию для кандидатов в усыновители, документы которых представлены в установленном порядке для постановки на учет. Однако Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», устанавливая порядок постановки на учет детей, подлежащих усыновлению, не предусматривает возможности получения сведений о ребенке через представительство аккредитованной организации.

И получается, что кандидаты в усыновители, не имея достаточного времени для получения полной информации о ребенке, уезжают на родину в ожидании приглашения на судебное заседание. Это часто приводит к тому, что при вторичном приезде в Россию кандидаты в усыновители, ознакомившись с уточненным диагнозом болезни, характером и другими личностными характеристиками ребенка, отказываются от него и предъявляют претензии к аккредитованному агентству. Такая ситуация характерна практически для большинства регионов России. В то же время, если сотрудники представительства аккредитованной организации будут иметь возможность получения конфиденциальной информации о ребенке для кандидатов в усыновители, они смогут оказать помощь кандидатам в усыновители в принятии взвешенного решения об усыновлении подобранного ребенка.

Таким образом, настоятельно необходимо урегулирование данных вопросов в действующем законодательстве в соответствии с международно-правовыми нормами.

В случае усыновления через представительство аккредитованной организации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок, представляются данной организацией, а в случае усыновления без содействия представительства аккредитованной организации – компетентным органом иностранного государства, давшим обязательство представлять отчеты об условиях жизни и воспитания усыновленных детей.

Ознакомление с работой этого органа, проведенное в ряде субъектов Российской Федерации, показало, что отчеты от «независимых усыновителей» представляются нерегулярно или не представляются вообще. Кроме того, из посольства Германии в Российской Федерации пришла информация о том, что в Германии не имеется правовой основы, позволяющей в принудительном порядке требовать от приемных родителей представления отчетов о развитии приемных детей. Практически немецкая сторона отказалась информировать российскую сторону об условиях адаптации российских детей, хотя представление отчетов является единственным инструментом контроля за детьми – гражданами Российской Федерации, усыновленными иностранными гражданами.

В целях повышения контроля за условиями жизни и воспитания российских детей иностранными гражданами и введения механизма воздействия на иностранные государства, не выполняющие взятых на себя обязательств по представлению отчетов об условиях жизни и воспитания детей – граждан Российской Федерации, целесообразно в случае непредставления или несвоевременного представления данных отчетов приостанавливать прием документов от кандидатов в усыновители соответствующего иностранного государства.

           Защита прав ребенка в современной России. М., 2005


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!