Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Антокольская М.В. Семейное право. М., 2006.
2. Нечаева А.М. Семейное право. М., 2008.
3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2008.
4. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова и Л.И. Седугина. М., 2008.
5. Казанцева А.Е. Обязанности и права родителей (заменяющих лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. Томск, 2007.
6. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 2006.
Деятельность общественных организаций по защите прав детей, проживающих в условиях семейного неблагополучия (на примере Ивановской области)
В последнее время все чаще появляются высказывания о необходимости привлечения общественных организаций к работе по профилактике детской безнадзорности, а также среди детей, проживающих в условиях семейного неблагополучия.
В связи с этим необходимо отметить, что г. Иваново еще в 1998 г. стал одним из первых городов в России, где к этой проблеме было привлечено внимание как на административном уровне, так и широких кругов общественности.
Уже тогда наметилась положительная тенденция сотрудничества в решении этой проблемы местных властей и общественных организаций, причем роль последних состояла не только в реализации конкретных программ по работе с такими детьми, но и в определении направлений их решения.
Так, в результате творческих переговоров Ивановской областной общественной организации христианской молодежи и семьи (ИМКА), Ивановского регионального немецкого общества (ИРНО), городского управления социальной защиты населения, а также областного и городского комитетов по делам молодежи родился проект создания Центра социальной поддержки безнадзорных детей и подростков, который открылся 1 апреля 1999 г. и функционирует до сих пор.
Тесные партнерские связи ИМКА и ИРНО с общественными организациями в других странах, и прежде всего в Ганновере (Германия), способствовали активной поддержке проекта немецкой стороной – ганноверской ИМКА. Ими ежегодно организуются акции по сбору пожертвований граждан и организаций Ганновера для финансирования основной части бюджета создания Центра.
Впоследствии Ивановская ИМКА при поддержке Европейского Альянса YMCA сумела получить дополнительный грант на четыре года от английского фонда Y-Care International, что позволило расширить спектр оказываемых Центром услуг.
Проект создания Центра не только интересен участием международных партнеров, но и является наглядным примером того, насколько плодотворным может быть открытое, эффективное сотрудничество местных властей, государственных органов и общественности. В данном случае речь идет о городском Управлении социальной защиты населения, предоставившем для реализации проекта создания Центра здание с уже действующей инфраструктурой, и об Ивановской ИМКА, отвечающей непосредственно за программную часть проекта. Постоянную поддержку Центру оказывают областной и городской комитеты по делам молодежи. В последнее время такая совместная забота о подрастающем поколении нашла отклик и среди местных предпринимателей, которые все активнее оказывают посильную спонсорскую помощь Центру.
Подобный опыт сотрудничества общественности и представителей власти в области работы с безнадзорными детьми и детьми из неблагополучных семей явился одним из первых не только на территории Ивановской области, но и за ее пределами.
С момента открытия и по нынешний день Центр ежедневно на добровольной основе посещают около 120 детей в возрасте до 15 лет. Дети приезжают сюда со всех концов города. Для живущих далеко приобретаются ежемесячные проездные билеты за счет средств организаторов или спонсоров ИМКА. Социальные работники и волонтеры организации ведут работу по приглашению в Центр бездомных и голодных детей. Выявленным неблагополучным детям вручаются визитки, где даны адрес Центра, подробное описание того, как можно добраться до него, указано имя работника Центра, к которому следует обратиться. Таким образом в Центр попали более 100 беспризорников. Сюда направляют детей также органы социальной защиты населения и инспекции по делам несовершеннолетних.
Каждому ребенку при необходимости оказывается квалифицированная медицинская и психологическая помощь. Центр открыт с понедельника по субботу и ежедневно предоставляет своим посетителям горячие обеды и возможность разнообразить свой досуг путем участия в играх, спортивных мероприятиях, различных кружках по интересам, познавательных викторинах. Кроме того, в Центре проводится коррекционно-педагогическая деятельность, принимаются меры по социальной адаптации и психологической работе, оказывается медико-санитарная помощь, которая необходима 85% детей, посещающих Центр, в связи с крайне запущенным состоянием их здоровья. Для руководства и социальных педагогов Центра важно, чтобы его воспитанники не чувствовали себя в нем гостями. Для них Центр давно уже стал вторым домом, где кроме тепла и заботы, оказываемой сотрудниками, существуют правила поведения и сознание ответственности детей за все, что здесь происходит. Поэтому наряду с поощрениями в Центре установлена строгая система взысканий, разработанная, кстати, самими детьми при участии педагогов.
С момента открытия Центра в его стенах побывало около 2450 детей. Вместе с тем на сегодняшний день определилась группа воспитанников, постоянно пользующихся услугами Центра: таких детей около 60.
Посещающие Центр дети делятся на две категории:
- дети из малоимущих семей, получающие единовременную помощь в виде нескольких бесплатных обедов;
- дети, наиболее нуждающиеся в помощи и посещающие Центр в течение от одного до нескольких месяцев.
30% из них – дети из малоимущих и многодетных семей, а также дети, страдающие различными заболеваниями, 70% – дети безнадзорные. К этой категории относятся и беспризорники. Это «дети улицы» и дети, которые живут дома, но родители которых самоустранились от их содержания и воспитания. Причинами безнадзорности детей, посещающих Центр, и неблагополучия в их семьях обычно являются нищета, алкоголизм родителей, их аморальный образ жизни и безразличие к судьбе собственного ребенка. Сталкиваясь с подобными проблемами и ощущая свое бессилие в их решении, около 9,1% подростков, посещающих Центр, периодически уходят из дома, добровольно становясь беспризорниками. Пятеро детей были вынуждены жить на улице не по своей воле: двое вообще не имели места жительства, а троих выгоняли из дома собственные родители. Все пятеро ныне живут в детских домах и приютах, куда были устроены при помощи сотрудников Центра.
Приблизительно 1,3% детей, посещающих Центр, – беглецы из детских домов и приютов, не сумевшие найти общий язык с воспитателями и учителями.
Вследствие всех этих причин дети становятся социально запущенными: у них возникают проблемы общения со сверстниками, взрослыми, с педагогами, принижается самооценка, наблюдаются неадекватные реакции на окружающее и неверное восприятие ситуаций. У таких детей пропадает интерес к учебе, снижается успеваемость, учащаются прогулы и случаи, когда подростки покидают школу. Например, 42% детей, посещающих Центр, периодически пропускают школьные занятия, 7% вообще нигде не учатся. Со всем этим вынуждены бороться руководство и педагоги Центра.
Практически все дети, посещающие Центр (независимо от возраста и пола), курят или курили до начала посещения учреждения, 98% из них хотя бы раз пробовали алкоголь. 1,5% детей в Центре -токсикоманы. В связи с этим сотрудники учреждения вынуждены собственными силами, а также привлекая ведущих специалистов соответствующего профиля проводить постоянную антинаркотическую и антиалкогольную работу.
Среди воспитанников Центра около 13% детей были вовлечены в ту или иную преступную деятельность. Диапазон их противоправных деяний достаточно широк – от мелких краж и вандализма до попыток сексуального насилия над сверстниками и грабежей. Поэтому сотрудники Центра вынуждены были привлекать к работе с такими подростками инспекцию по делам несовершеннолетних.
Вместе с тем многие посещающие Центр дети являются объектами противоправных посягательств со стороны взрослых. Так, значительна их экономическая эксплуатация: 4% воспитанников используются родителями и другими лицами в качестве рабочей силы бесплатно или за минимальную оплату, для попрошайничества и сбора милостыни (в летние периоды эта цифра доходит до 20%). Имеет место и сексуальная эксплуатация. Точные данные представить трудно, однако есть непроверенная информация в отношении шестерых детей. Очень распространено и насилие над детьми в семьях. Объектами физических воздействий со стороны родителей являются 42-44% подростков, посещающих Центр.
Можно привести следующие наиболее типичные примеры сложной жизненной ситуации у детей – воспитанников Центра.
Впервые девочку в Центр привела ее учительница. Она рассказала, что Света живет с матерью-одиночкой, которая не имеет постоянного места работы и злоупотребляет спиртными напитками. Девочка была истощена, плохо одета, на контакт шла неохотно, была замкнута, скрытна, в мероприятиях Центра не участвовала. Было очевидно, что самое важное для нее – получить горячее питание. После обеда она собирала то, что не доели другие дети, чтобы иметь возможность поесть вечером.
С 1998 г. Света стала прогуливать школу, неделями не ночевала дома, бродяжничала и в период посещения Центра. По возвращении ее в Центр на медицинских осмотрах часто выяснялось, что она больна педикулезом или чесоткой, и ей оказывалась соответствующая медицинская помощь.
Весной 2003 г. сотрудники Центра выяснили, что Света токсикоманка. С подростком неоднократно проводились профилактические беседы, она была направлена к наркологу. Летом 2003 г. Света прошла курс лечения от токсикомании в стационаре (наркологическом диспансере).
Социальные педагоги и учителя постоянно поддерживают связь с девочкой, чтобы обеспечить посещение ею школы, помочь повысить успеваемость и иметь возможность влиять на ее дальнейшую судьбу.
Катя Е., 1986 года рождения, посещала Центр с июля 1999 г. Воспитывалась в неблагополучной семье. Ее родители не имели постоянного места работы, злоупотребляли спиртными напитками.
Дома были частые пьянки, скандалы, драки, девочку никто не контролировал. Она часто прогуливала школу, училась плохо, у нее отсутствовал интерес к учебе.
В Центре же Катя проявила себя с другой стороны. Она активно участвовала во всех проводимых мероприятиях и организовывала их сама. Умея хорошо рисовать, она помогала оформлять детские комнаты к праздникам и другим мероприятиям. Кроме того, общаясь с детьми младшего возраста, девочка учила их читать, писать, считать, проводила с ними игры. Все это помогло Кате завоевать любовь и уважение социальных педагогов. Они неоднократно связывались с ее семьей, пытались проводить работу с родителями, что, к сожалению, не принесло результатов.
Сотрудники Центра постоянно поддерживали связь со школой, где училась Катя, чтобы контролировать посещаемость ею занятий и ее успеваемость. Они занимались с девочкой по школьным предметам, обеспечивали ее канцтоварами, необходимыми для учебы.
В результате девочка смогла окончить 9 классов и получить аттестат о неполном среднем образовании. Продолжать обучение она не захотела, но социальные педагоги сумели убедить ее в необходимости получения дальнейшего образования. Сейчас Катя учится в училище культуры на библиотечном отделении и воспитывается в семье своей сводной сестры (летом 2003 г. мать девочки трагически погибла). Будучи выпускницей Центра, она часто приходит туда и помогает проводить различные мероприятия, воспитатели же имеют возможность следить за дальнейшей судьбой подростка. По словам Кати, Центр – ее второй дом.
Кирилл П., 1990 года рождения, посещает Центр с августа 2000 г.
Кирилл – сирота, опекуном ребенка является бабушка.
Мать мальчика жила с его отцом в гражданском браке. Родители злоупотребляли спиртными напитками, после чего отец часто сильно избивал свою сожительницу на глазах у ребенка. Однажды он избил ее так сильно, что от побоев она скончалась. Так, в возрасте трех лет Кирилл остался сиротой. Бабушка не смогла сразу оформить опекунство (в силу преклонного возраста ей отказывали в этом), и следующие два года ребенок находился в детском доме. Мальчик был очень привязан к бабушке и разлука глубоко травмировала его психику. Когда Кириллу исполнилось пять лет, опекунство было оформлено и он стал жить с бабушкой.
Сейчас Кириллу 13 лет, он учится в 8 классе. Подросток проблемный, нервно возбудимый, из-за чего у него часто бывают конфликты с учителями и ровесниками. Мальчик плохо усваивает материал, иногда прогуливает уроки. Бабушка не справляется с его воспитанием, поэтому обратилась в Центр с просьбой о помощи.
Кирилл посещает Центр на протяжении трех лет, но на контакт с социальными педагогами пошел не сразу. Сейчас между ними установились теплые, добрые взаимоотношения. Сотрудники Центра занимаются с мальчиком по школьным предметам, контролируют посещение им школы, привлекают к труду, спорту. Благодаря этому прогулы прекратились, подросток стал более спокойным, доброжелательным. Для Кирилла очень важно посещать Центр, так как это единственное место, где он нашел понимание и поддержку взрослых.
Ежедневная работа с детьми позволяет сотрудникам Центра и волонтерам ИМКА добиваться заметных успехов в установлении теплых отношений с так называемыми социально запущенными детьми, повышать уровень их самооценки, способствовать более высокой успеваемости по школьной программе и осознанному отказу от асоциальных форм поведения.
В рамках программы по оказанию помощи безнадзорным детям наиболее значимыми являются следующие мероприятия:
1. Проведение воспитательной работы по системе «значимый взрослый» в силу отсутствия в большинстве семей воспитанников Центра положительного примера и опыта, доверительных отношений, любви к ребенку.
2. Улучшение контактов с семьями, организация встреч и бесед с родителями детей, проблемами которых являются посещаемость школы, низкая успеваемость, бродяжничество, отклоняющееся от нормы поведение, курение, алкоголь и токсикомания. В процессе обсуждения этих вопросов социальными педагогами были предложены рекомендации возможных путей решения данных проблем и помощь в осуществлении контроля над поведением детей и подростков в течение дня. С некоторыми родителями постоянно поддерживается связь, что значительно снижает число прогулов, а также способствует решению психологических проблем, возникающих между родителями и детьми.
3. Проведение психологических тренингов, участвуя в которых воспитанники обучаются навыкам общения и самопознания, умению выявлять свои сильные и слабые стороны, выходить из конфликтных ситуаций.
4. Формирование группы из выпускников и старших воспитанников, которая активно участвует в жизни Центра, а именно:
- оказывает помощь в подготовке и проведении интеллектуальных викторин, культурно-массовых и спортивных мероприятий:
- помогает поддерживать порядок и дисциплину в здании и на
территории Центра;
- помогает осуществлять контроль над посещаемостью учебных
заведений воспитанниками.
5. Организация летнего отдыха воспитанников в виде походов, способствующих укреплению доброжелательных отношений между подростками, развитию самостоятельности, приобретению жизненно необходимых навыков и улучшению здоровья.
6. Усиление внимания в работе Центра к спортивным мероприятиям. Силами воспитанников и волонтеров ИМКА оборудована спортивная площадка для игры в футбол, волейбол и пионербол. Летом были организованы турниры по данным видам спорта внутри Центра, а в осенне-зимний период – с учащимися различных близлежащих школ.
Помимо организации работы в Центре социальной поддержки детей и подростков общественность г. Иванова и Ивановской области реализует и другие многочисленные программы, направленные на проведение работы среди детей, проживающих в условиях семейного неблагополучия. Например, среди направлений деятельности ИМКА можно упомянуть следующие:
Мультимедийная программа «Открытый мир» Развитие компьютерных технологий привело к разнообразию обучающих программ для детей и молодежи. Однако в условиях экономического кризиса в России, и в частности в Ивановской области, компьютер не стал легко доступным для значительной части подростков.
Ивановская ИМКА разработала проект программы «Открытый мир», позволяющей проводить занятия с использованием мультимедийных CD-ROM и Internet-программ для большой аудитории путем проецирования самой программы на большой экран с помощью мультимедийного проектора. Такая форма подачи материала позволяет детям – участникам программы не только познакомиться с шедеврами мировой культуры, в интересной форме изучить различные темы школьной программы, но и получить навыки работы с современным компьютерным оборудованием.
Для осуществления данной программы ИМКА г. Иванова получила грант от международного отдела ИМКА США, а также от партнерских общественных организаций из Ганновера (ФРГ) и Рэдинга (Пенсильвания, США) на приобретение мультимедийного компьютерного проектора.
Благотворительные акции
Программа действует с середины 1990-х годов и явилась одной из первых акций в г. Иванове, охватившей широкие слои населения. Сбор детских вещей, канцтоваров, книг и игрушек проводится волонтерами ИМКА ежегодно. Собранные вещи передаются в детские дома, интернаты, больницы г. Иванова и области. Волонтеры ИМКА проводят также концерты для сирот и беспризорников.
Рождественские акции
Ежегодно с 1997 г. в канун Рождества волонтеры ИМКА проводят рождественские праздники для беспризорников, детей-сирот из детских домов, а также для детей из других социально незащищенных групп населения. Представления в виде рождественской сказки организуются как в городе, так и в области; при этом каждый год эта программа охватывает около 400 детей. Волонтеры сами пишут сценарии и шьют костюмы, и каждый ребенок получает из рук Деда Мороза сладкий рождественский подарок, купленный на спонсорские средства.
Международное партнерство
Вместе с партнерами из YMCA Ганновера (ФРГ) и Рэдинга (Пенсильвания, США) Ивановская ИМКА с 1990 г. участвует в проведении международных детских лагерей. В 2000 г. детская группа ИМКА, сформированная из подростков г. Иванова, участвовавшая в международном лагере в Ганновере, смогла также посетить всемирную выставку ЭКСПО-2000, а в 2001 г. международный лагерь ИМКА с участием детей из Ганновера и Рэдинга был проведен в г. Иванове. Таким образом, ивановские дети получают опыт общения с иностранными сверстниками, развивают навыки общения на иностранных языках, приобщаются к мировой культуре.
Защита прав ребенка в современной России. М., 2005
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!