Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты»

/ Семейное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Антокольская М.В. Семейное право. М., 2006.
2. Нечаева А.М. Семейное право. М., 2008.
3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2008.
4. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова и Л.И. Седугина. М., 2008.
5. Казанцева А.Е. Обязанности и права родителей (заменяющих лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. Томск, 2007.
6. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 2006.


Работа похожей тематики


О международном обществе семейного права

 

Международное общество семейного права (International Society of Family Law) – это международная неправительственная организация, созданная преподавателями и исследователями в области семейного права в 1973 г. Несмотря на то что инициаторами создания Общества выступили преподаватели и ученые, эта идея была широко поддержана практиками – главным образом судьями (в том числе судьями семейных судов в тех странах, где такие суды существуют) и адвокатами.

Следует отметить, что среди основателей Общества преобладали представители Западной Европы и США. Это были ученые с мировым именем, раньше других осознавшие необходимость конструктивного обмена научной информацией представителями разных стран, разных культур, разных правовых систем. Они остро ощущали нехватку такой информации и одновременно понимали, какое неоценимое взаимное обогащение последует за объединением специалистов в области семейного права в единую международную организацию.

Отцы-основатели сформулировали следующие принципы деятельности Общества, которые сегодня записаны в его Уставе:

а) международное сотрудничество в области исследования вопросов семейного права, имеющих международное значение;

б) проведение международных конференций по вопросам семейного права, представляющим международный интерес;

в) сбор и распространение информации в области семейного права путем публикации ежегодных сборников, отражающих развитие семейного права в разных регионах мира, а также публикации сборников докладов, прозвучавших на конференциях Общества;

г) сотрудничество с другими международными, региональными и национальными ассоциациями, имеющими аналогичные или похожие объекты деятельности;

д) развитие междисциплинарных контрактов и исследований;

е) развитие юридического образования в области дисциплин семейного права всеми доступными способами, включая творческий обмен преподавателями и студентами, а также приглашение для преподавания судей и юристов-практиков из других стран .

Наибольшее развитие получила такая форма деятельности Общества, как проведение один раз в три года конференций по наиболее острым вопросам семейного права. Конференции в разные годы проводились в таких городах, как Берлин (в то время называвшийся Западным), Брюссель, Кембридж (США), Упсала (Швеция), Токио (Япония), Риека (Хорватия), Кардифф (Великобритания), Дурбан (Южная Африка), Квинсленд (Австралия), Копенгаген (Дания), Осло (Норвегия). Следующая конференция состоится в городе Солт-Лейк-Сити (США).

По итогам каждой конференции одним из крупнейших европейских издательств публикуется сборник наиболее интересных докладов с широким охватом стран, представленных на конференции. Как правило, на конференции приезжают около 200 участников примерно из 25 стран мира.

Общество пропагандирует проведение региональных конференций, оказывая им при этом финансовую помощь. В последние десять лет такие конференции были проведены в Лионе (Франция), Квебек-Сити (Канада), Сеуле (Южная Корея), Праге (Чехия), Оксфорде (Великобритания), Тосса до Map (Испания). Запланировано проведение региональной конференции в Пекине (Китай).

Тематика конференций весьма разнообразна: «Дети и закон», «Жестокость в семье», «Семья, государство и безопасность личности», «Семья в изменяющемся обществе», «Проблемы возраста в современном обществе», «Родительство: правовое значение материнства и отцовства в изменяющемся обществе», «Семья без границ», «Изменяющиеся формы семьи», «Семейное право: процесс, практика, проблемы», «Семейное право и права человека». Темы всех конференций, даже если они сформулированы широко и на первый взгляд междисциплинарно, предполагают доклады исключительно по семейному праву или на стыке семейного права и иных дисциплин.

Другим важнейшим направлением работы Общества является ежегодная публикация сборника статей по семейному праву. Он издается на английском и французском языках и является бесценным источником информации не только о развитии семейного права в отдельных странах мира, но и о тенденциях в области семейно-правовых исследований.

В сборнике, как правило, публикуется до 30 статей, каждая из которых посвящена национальным особенностям семейного права той или иной страны по отдельным вопросам его развития. В портфеле редактора обычно находится немало статей, подготовленных западноевропейскими и американскими авторами, однако предпочтение при публикации отдается тем странам, которые в меньшей степени представлены в публикациях Общества. Например, «зеленая улица» открыта для авторов из стран, ранее входивших в состав Советского Союза.

В 2003 г. Общество насчитывало 560 членов. К сожалению, среди них очень мало представителей из бывшего СССР (2 – из России, 1 -из Украины, 1 – из Белоруссии). Общество заинтересовано в том, чтобы расширить свою «географию», и может освобождать от уплаты членских взносов представителей государств, экономическое состояние которых не обеспечивает достойной заработной платы ученым и преподавателям вузов.

Более подробную информацию о Международном обществе семейного права можно получить на сайтах www.law2.byu.edu/isfl/ (на английском языке) и www.civil.udg.es/isfl/ ( на испанском языке).

 

Деятельность международных органов по защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации

 

Одним из самых важных достижений международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом того факта, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения, но и признание детей самостоятельными субъектами права. Этот принцип, провозглашенный в Декларации прав ребенка, получил развитие в Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция стала первым широко признанным международным документом, в котором права ребенка приобрели силу норм договорного права. Она ратифицирована практически всеми странами мира (кроме США и Сомали). Конвенция о правах ребенка является уникальным источником международного права еще и потому, что впервые весь спектр прав – гражданских, политических, социальных и экономических – был закреплен в одном документе.

Все страны, ратифицировавшие Конвенцию, в том числе и Российская Федерация, несут ответственность за реализацию закрепленных в ней прав ребенка. Для оценки результатов, достигнутых государствами в выполнении обязательств, принятых ими на себя при ратификации Конвенции, в 1991 г. был создан Комитет ООН по правам ребенка. Это международный избираемый орган, куда входят эксперты с опытом работы в области защиты прав детей.

Свой первый доклад о соблюдении прав ребенка государства представляют спустя два года после ратификации Конвенции. Впоследствии доклады подаются каждые пять лет.

В 1992 г. Россия представила в этот Комитет свой первый Государственный периодический доклад. В январе 1993 г. Комитет принял «Заключительные замечания», в которых, в частности:

- рекомендовал государству-участнику провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отправления правосудия в отношении несовершеннолетних;

- выразил озабоченность практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения и рекомендовал активно развивать альтернативные формы ухода за детьми, заменяющие уход в интернатных учреждениях;

- выразил озабоченность случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее и предложил «разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними».

Все перечисленные рекомендации и выражения озабоченности Комитет ООН по правам ребенка был вынужден повторить в 1999 г. в «Заключительных замечаниях» Комитета на второй Государственный периодический доклад РФ. Третий периодический доклад России был представлен в конце 2002 г.

Комитет ООН по правам ребенка – не единственный международный орган, участвующий в защите семейных прав ребенка. Большая часть международных контрольных органов и процедур по правам человека действует в рамках ООН и ее специализированных учреждений (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО). В зависимости от их юридической природы они подразделяются на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и конвенционные контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека.

Из внедоговорных органов ООН прямое отношение к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН и Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС).

Генеральная Ассамблея ООН выполняет ряд функций в отношении прав человека. В частности, она организует исследования, дает рекомендации в целях содействия осуществлению прав человека, принимает по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Так, в отношении прав ребенка она приняла Декларацию прав ребенка и Конвенцию о правах ребенка. Кроме того, Генеральная Ассамблея создает различные вспомогательные органы (например, ЮНИСЕФ), назначает специальных докладчиков в сфере защиты прав ребенка (в частности, Специального докладчика по изучению прав ребенка в период вооруженных конфликтов).

Деятельность Совета Безопасности имеет большое значение для защиты детей в период вооруженных конфликтов, так как он уполномочен предпринимать действия по поддержанию международного мира и безопасности.

ЭКОСОС по вопросам, входящим в его компетенцию, может подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты резолюций и конвенций, созывать международные конференции по правам человека.

Действующая в настоящее время система конвенционных органов по правам человека состоит из шести комитетов: Комитета по правам человека; Комитета по расовой дискриминации; Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитета по экономическим, социальным и культурным правам; Комитета против пыток; упомянутого выше Комитета по правам ребенка.

Процедуры контроля, используемые этими органами, осуществляются в следующих формах: 1) изучение докладов государств, ратифицировавших международные соглашения по правам человека; 2) рассмотрение жалоб государств на государства и индивидуальных жалоб по поводу нарушения положений соответствующих конвенций.

К примеру, в Пакте о гражданских и политических правах, на основе которого функционирует Комитет по правам человека, содержатся статьи, закрепляющие права ребенка, в том числе его право на семью. Комитет предлагает государствам информировать его в своих докладах о мерах, принятых ими для защиты детей.

Помимо изучения государственных докладов Комитет рассматривает жалобы частных лиц на нарушения их прав, закрепленных в Пакте. Лица любого возраста могут подавать жалобы в Комитет, если они находятся под юрисдикцией государства – участника Пакта, которое признало право Комитета рассматривать такие жалобы. Основной недостаток решений Комитета по правам человека по частным жалобам состоит в их рекомендательном, т.е. необязательном, характере для государства, в отношении которого эти решения вынесены. Так, решения о нарушении Россией прав своих граждан, в том числе несовершеннолетних, так и не были приняты ею во внимание.

Наиболее эффективным с точки зрения защиты прав ребенка является Европейский Суд по правам человека. В его функции входит рассмотрение жалоб о нарушении прав, гарантированных Конвенцией (поданных государством, физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией).

Решения Европейского Суда являются обязательными для государства, в отношении которого они были вынесены. В дополнение к установлению факта нарушения Конвенции Суд может также присудить заявителю соответствующую денежную компенсацию и возмещение расходов.

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод статей, напрямую затрагивающих права детей, не так уж много. Тем не менее к ребенку, как и к любому другому субъекту права, могут быть применены все положения этой Конвенции. И сама она, и прецеденты Суда свидетельствуют о том, что заявителем может выступить несовершеннолетний.

Наиболее часто при защите прав детей применяются следующие статьи Конвенции:

• статья 3, предусматривающая свободу от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (в частности, в случаях применения к детям телесных наказаний в школе, родителями или по решению суда);

• статья 6, провозглашающая право на справедливый суд (устанавливает специальные процессуальные правила для суда над несовершеннолетними, обвиняемыми в совершении преступления);

• статья 8, где говорится о праве на уважение семейной жизни, о положении незаконнорожденных детей, о концепции действий Суда в интересах ребенка (выбор религии, имени и др.), о передаче государству права на опеку над ребенком, о случаях разлучения родителей и детей по причине депортации родителей;

• статья 2 Протокола 1 к Конвенции, посвященная праву на образование (например, образование в частных школах, уважение к философским убеждениям родителей).

На основании названных статей Конвенции Европейским Судом были разработаны в международном праве определенные правовые стандарты, регулирующие положение детей и, в частности, касающиеся их положения в семье.

В последнее время специалисты все чаще отмечают всевозрастающее влияние деятельности Европейского Суда на российское право. Действительно, появляется все больше случаев, когда решения Европейского Суда влекут за собой изменения как в принятии российскими судами решений по отдельным делам, так и в общих подходах к толкованию российского права, в том числе в области защиты прав ребенка.

Следует отметить, что выплата Европейским Судом денежной компенсации заявителю является зачастую самым явным, однако далеко не единственным обязательством государства, вытекающим из решения Суда. Констатация нарушения Конвенции предполагает возникновение обязательства государства-ответчика принять меры для того, чтобы положить конец нарушению и устранить его последствия с целью восстановления, насколько это возможно, ситуации, существовавшей до нарушения. Таким образом, на практике речь может идти о совершенно конкретных мерах индивидуального характера в отношении ребенка, которые не обязательно ограничиваются выплатой присужденной Судом денежной компенсации. Более того, помимо выплаты компенсации и принятия мер индивидуального характера решение Суда влечет за собой обязательство принять действенные меры для предотвращения новых нарушений Конвенции, подобных тем, которые были установлены в данном решении.

Притом что Европейский Суд по правам человека является в настоящее время самым эффективным механизмом разрешения индивидуальных жалоб, система органов ООН может быть широко использована для защиты прав ребенка также путем представления альтернативных докладов о положении с правами ребенка в России в различные Комитеты ООН и последующего их представления экспертам этих Комитетов.

 

Защита прав ребенка по английскому праву

 

Вопрос защиты прав ребенка в современной Англии не случайно выбран в качестве объекта исследования. Англия, прославившаяся в свое время жестоким обращением с детьми, сегодня являет пример того, как государство должно заботиться о семье, соблюдая, с одной стороны, принцип невмешательства в дела семьи, а с другой (в случае нарушения прав ее членов) – применяя эффективные средства защиты прав как ребенка, так и его родителей.

Следует отметить, что такой качественный скачок произошел в английском обществе не сразу. В начале Промышленной революции (30-е годы XIX в.) ребенок, по словам социальных историков Пинчбека и Хевета, рассматривался в качестве «законной собственности» своих родителей, которые использовали его как личное или семейное имущество. «Все экономические и социальные преимущества принадлежали только их родителям». Не случайно на факт плохого обращения родителей со своими детьми обращалось внимание в Англии еще в XIX столетии. Результатом этого признания стало создание ряда добровольных общественных организаций, в том числе Национального общества по предупреждению жестокого обращения с детьми. Целью этих общественных организаций являлось улучшение положения детей, оставшихся без родительского попечения, и профилактика детской беспризорности.

Однако на государственном уровне необходимость защиты прав ребенка была признана только в 60-е годы XX в. Толчком к этому явилось принятие в 1959 г. Декларации прав ребенка, согласно которой защита детей стала рассматриваться в контексте защиты прав человека вообще, а плохое обращение с ними – как жестокое обращение с человеком и нарушение его права на семейную жизнь.

Последнее десятилетие XX в. и начало нынешнего столетия, когда в английском семейном праве идет интенсивный процесс фундаментального изменения взглядов на правовое положение ребенка в семье и на защиту его субъективных прав, являются особенно знаменательными. Отражением данного процесса стало участие Англии в ряде направленных на защиту прав ребенка международных конвенций, таких, как Гаагская конвенция по гражданским аспектам международного похищения детей 1980 г., Европейская конвенция по признанию и принудительному исполнению решений в отношении охраны детей 1980 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Английское внутреннее законодательство приведено в соответствие с международными документами. При этом законодательная база, касающаяся вопросов защиты ребенка в семейном праве Англии, постоянно расширяется и совершенствуется. В 1989 г. был принят Закон о детях – крупный консолидированный акт, который не только отразил новый уровень понимания вопросов защиты прав ребенка, но и выработал новые подходы к созданию эффективной государственной системы защиты субъективных прав детей. Помимо этого за последние годы были приняты: Закон о правах человека 1998 г., Закон о защите детей 1999 г., Закон о стандартах заботы о детях 2000 г., Закон о детях 2000 г., Закон об усыновлении и детях 2002 г.

Английское государство возлагает защиту прав ребенка на службу социальной защиты органов местного самоуправления, основной функцией которых является создание всех возможных условий для осуществления родителями своих прав и обязанностей в отношении ребенка и совершенствование системы мер по предупреждению нарушений прав ребенка. Обязанность обеспечивать проведение профилактических мер, направленных на работу с детьми и их родителями, впервые была зафиксирована в Законе о детях 1948 г., а затем подтверждена в Законе о детях и подростках 1963 г. и Законе о заботе о ребенке 1980 г. В 1983 г. Специальный комитет социальной службы парламента, признавая особую важность профилактической работы с целью защиты прав ребенка, рекомендовал расширить полномочия органов местного самоуправления. В 1999 г. был создан Комитет защиты ребенка, куда вошли представители всех служб и организаций, имеющих отношение к детям. Комитет действует на основании Соглашения о внутриорганизационном сотрудничестве для защиты детей от злоупотреблений, заключенного между органами местного самоуправления, медицинскими службами, учителями школ, представителями общественности, полицией.

Для осуществления профилактической работы ч. III Закона о детях 1989 г. возлагает на органы местного самоуправления как общие, так и специальные обязанности. К ним относятся: обязанность выявлять нуждающихся детей, вносить их в Реестр защиты детей1, предоставлять услуги по оказанию помощи семьям, имеющим недееспособных детей. Помимо этого в обязанности местных органов самоуправления входит выявление фактов грубого или пренебрежительного отношения к детям, злоупотребления родителями своими правами. Если нуждающийся ребенок воспитывается в семье, отдел социальной службы должен предоставлять ей такие услуги, как: организация помощи по дому; создание детских комнат, семейных центров, куда дети, родители и другие лица, имеющие перед ребенком родительские права и обязанности, могут приходить за советом, указаниями, консультациями; проведение различных общественных и культурных мероприятий. Предусмотрена также выдача родителям наличных средств на текущие расходы (хотя последнее применяется в очень ограниченных пределах). Таким образом, услуги предоставляются в виде оказания различного рода помощи, в том числе и материальной. Для получения материальной помощи учитывается финансовое состояние ребенка и его родителей. Однако когда профилактические меры по защите прав ребенка не приводят к положительному результату и детям причиняется значительный вред или возникает непосредственная угроза его причинения, органы местного самоуправления обязаны выявлять такие случаи и принимать соответствующие меры административного характера.

При установлении факта систематического нарушения прав ребенка органы местного самоуправления обязаны произвести ряд последовательных действий. Прежде всего должны быть обследованы условия жизни ребенка и составлен план его защиты. Для того чтобы решить вопрос о будущем устройстве ребенка, в течение 15 дней с момента выявления ребенка, которому причинен или может быть причинен вред, созывается конференция по защите ребенка, состоящая из представителей различных профессий и организаций, имеющих к нему отношение. Помимо социальных работников в ее состав входят представители полиции, органов здравоохранения, образования и добровольных общественных организаций. На конференцию приглашаются также родители ребенка. Они не имеют права присутствовать на ее заседании только в том случае, если представляют непосредственную опасность для окружающих, хотя для того, чтобы отстранить их от участия в конференции, должны быть приведены веские доводы. Ребенку также может быть разрешено принимать участие в конференции, но при условии, что он достиг определенного возраста и степени зрелости.

Конференция созывается с целью: сбора и анализа информации о ребенке и его родителях; составления заключения о возможности причинения существенного вреда ребенку в будущем; вынесения решения о действиях, необходимых для защиты ребенка. Конференция по защите ребенка является частью государственной системы защиты детей. На основании решения конференции ребенок может быть отобран у своих родителей.

Формально итогом конференции должно стать: 1) рассмотрение вопроса о возможности занесения ребенка в Реестр защиты детей; 2) составление плана защиты ребенка и осуществления заботы о нем.

Для внесения в Реестр дети регистрируются по определенным категориям. Деление на категории может производиться по принципу пренебрежительного отношения к детям (невыполнение обязанностей в отношении ребенка) либо физического, эмоционального, сексуального злоупотребления родительскими правами.

Так, на основании фактов пренебрежительного отношения к детям и злоупотребления родителями своими правами в Реестр за 2000 г. были занесены данные приблизительно на 30 тыс. детей; как отмечается в Докладе по реализации Закона о детях, каждый год число вновь зарегистрированных равняется примерно числу выбывших из Реестра.

Вопросы, обсуждаемые на конференции, отражаются в содержании Плана защиты ребенка (Child Protection Plan). Этот План должен быть составлен в соответствии с Руководящими указаниями и Правилами по размещению семьи (Законом о детях 1989 г.) и должен содержать обоснование необходимости отобрания ребенка у родителей, перечень того, в чем ребенок нуждается, мнение его родителей по поводу дальнейших отношений со своим ребенком, подробности размещения ребенка после его отобрания, а также предоставления ему других услуг.

Основной в Плане защиты ребенка является обязанность социальной службы обеспечить ребенка жильем. Эта обязанность должна быть исполнена в случае, если:

- ребенок остался без заботы родителей или других лиц, способных о нем позаботиться;

- ребенка потеряли или оставили;

- родители ребенка не имеют собственного жилья. Считается, что ребенок нуждается в предоставлении жилья, если

родитель временно не способен о нем заботиться, например если одинокая мать госпитализирована. Органы местного самоуправления могут поселить ребенка в другую семью, передать родственникам или поместить в дом ребенка. С другой семьей, родственниками, лицами, предоставившими ребенку жилье, отдел социальной службы заключает соглашение по воспитанию, надзору и инспектированию приемных родителей и их жилья.

Если принимаемые службой социальной защиты меры исчерпаны, а права ребенка продолжают нарушаться, применяются судебные меры защиты. Право на обращение в суд имеют только местные органы самоуправления или уполномоченные лица. К последним вышеупомянутый Закон о детях относит Национальное общество по предупреждению жестокого обращения с детьми (NSPCC). На практике заявления подаются чаще всего местными органами самоуправления. Родители, опекуны, друзья, родственники и сами дети не могут обращаться в суд с таким заявлением, однако они имеют право информировать отдел социальной службы о подробностях причинения вреда ребенку его родителями.

Судебная защита прав ребенка в Англии осуществляется путем приказного производства. При этом суд вправе издавать в соответствии с Законом о детях 1989 г. следующие приказы:

1) об оценке состояния ребенка (ст. 43);

2) о защите ребенка в случае крайней необходимости (ст. 44);

3) об осуществлении надзора (ст. 31);

4) о заботе (попечении) в отношении ребенка.

1. Приказ об оценке состояния ребенка может быть выдан органам местного самоуправления в случае, если родители ребенка препятствуют проведению обследования условий его жизни работниками службы социальной защиты.

2. Приказ о защите ребенка в случае крайней необходимости издается судом, если существует непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка. На основании этого приказа органы местного самоуправления вправе отобрать ребенка у родителей, переместить его из жилья, где он находится с родителями, в другое место или, наоборот, удерживать ребенка в определенном убежище (например, в больнице). Приказ суда действует в течение восьми дней. Суд имеет также право запретить лицу, злоупотребляющему алкоголем или наркотиками, увозить ребенка из дома. Если в период действия приказа отделом социальной службы не будет проведено предварительное обследование физического и психического состояния ребенка, суд может продлить действие приказа еще на семь дней.

3. Главная цель приказа об осуществлении надзора – предложить помощь родителям в осуществлении ими своих прав и обязанностей по отношению к своему ребенку. Данный приказ возлагает на инспектора (supervisor) – социального работника органа местного самоуправления – обязанность «советовать, помогать и быть другом инспектируемого ребенка». При этом родители продолжают осуществлять свои права и обязанности по отношению к ребенку. Вместе с тем они обязаны выполнять предписания инспектора.

Особые полномочия инспектора включают его право давать указания в отношении определения места жительства ребенка, необходимости присутствия родителей в определенном месте или их участия в какой-либо деятельности (посещение семейного центра, занятия с ребенком в семейной комнате и др.), контроля за образованием ребенка, в том числе за регулярным посещением занятий в школе, сотрудничеством с администрацией школы и т.д. Но в связи с тем, что органы местного самоуправления не несут родительской ответственности перед ребенком, действия и обязанности, принятые на себя инспектором, зависят от согласия родителей. Так, инспектор не имеет права входить в дом ребенка без разрешения родителей и самостоятельно отбирать ребенка.

4. Приказ о заботе о ребенке (попечении) налагает на органы местного самоуправления обязанность взять на себя заботу о ребенке, осуществлять его защиту в период действия приказа. Органы местного самоуправления вправе определять границы осуществления родительских прав и обязанностей по отношению к ребенку. При этом родители не вправе вмешиваться в деятельность социальной службы. Однако это право ограничено законодателем, и за родителями сохраняется право принимать участие в решении вопросов воспитания и обеспечения интересов ребенка в будущем. Более того, согласно разд. 4 Закона о детях 1989 г., мать ребенка сохраняет право заключать с отцом ребенка соглашение о разделе родительской ответственности.

В соответствии со ст. 34 Закона о детях 1989 г. родители имеют право на контакт с ребенком, на разумно обоснованные действия с целью защиты ребенка и содействия росту его благосостояния. Помимо личных прав за родителями сохраняются права и обязанности по содержанию ребенка и управлению его имуществом.

При решении вопроса о целесообразности выдачи приказов суд осуществляет проверку, состоящую из двух этапов. На первом этапе («начальном») суд должен убедиться, что имеются основания считать, что права ребенка нарушены или существует непосредственная угроза их нарушения, а именно:

- ребенок страдает или может пострадать от причинения ему значительного вреда в семье;

- родители не заботятся о ребенке в той степени, на которую он мог бы разумно рассчитывать;

- родители утратили контроль над ребенком.

На втором этапе (этапе «благосостояния») суд должен рассмотреть план заботы о ребенке, составленный службой социальной защиты в соответствии с так называемым контрольным перечнем благосостояния и презумпцией «неиздания приказа», с тем чтобы окончательно решить вопрос о необходимости выдачи судебного приказа.

Цель презумпции «неиздания приказа» – с одной стороны, не издавать приказ без необходимости, с другой – гарантировать, что после его издания благосостояние ребенка действительно изменится в лучшую сторону. По мнению английских юристов, органам местного самоуправления, различным добровольным общественным организациям большее внимание следует уделять работе с родителями, а судебные приказы должны издаваться лишь в случае крайней необходимости. Поэтому, по мнению английских авторов, большинство детей возвращается в свои семьи и важен сам процесс, помогающий родителям восстановить отношения с детьми.

Занимая позицию целесообразности возвращения ребенка в родительскую семью, английское право придерживается рекомендации Европейского Суда по правам человека, который неоднократно обращал внимание на то, что осуществление заботы о ребенке государственными органами должно рассматриваться как временная мера, пока не будет восстановлена семья.

 

Семейно-правовые принципы воспитания и защиты детей

 

Общетеоретическое учение о принципах права в полной мере используется в процессе обновления национального законодательства. Отраслевые кодексы содержат специальные нормы о принципах (общих началах). Эти общие начала, «правила правил», «нормативно-руководящие идеи» определяют специфику соответствующей отрасли права, социальный смысл ее норм.

Принципы современного российского семейного права перечислены в ст. 1 Семейного кодекса РФ. Они опираются на положения Конституции России о правах и свободах граждан. Два из них определяют содержание главнейшей функции семьи – социализации подрастающего поколения. Речь идет о принципах приоритетности семейного воспитания, а также защиты прав и интересов детей. Эти принципы определяют не только содержание норм семейного права, их толкование и применение, но и направление дальнейшего совершенствования законодательства, формируют положительную модель одобряемого поведения в семье.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день нет фундаментальных исследований о принципах семейного права. Если цивилисты – «ближайшие соседи» специалистов в области семейного права уделяют определенное внимание изучению основных начал гражданского законодательства, то специалисты по семейному праву ограничиваются лишь упоминанием о соответствующей новелле СК РФ о принципах и краткой их характеристикой в учебниках и комментариях.

В настоящей статье автором предпринята попытка проанализировать один из принципов семейного права – принцип приоритетности семейного воспитания несовершеннолетних детей. Привлекательность идеи воспитания детей в семье, его предпочтительность перед публичными формами, особенно в отношении детей раннего возраста, основаны на всемирном историческом опыте, подтверждены научными изысканиями представителей различных гуманитарных наук: педагогики, психологии, социологии, медицины и др.

Проблема состоит в том, что новорожденный ребенок является, пожалуй, самым беспомощным существом. Поэтому продолжительный период времени он нуждается в заботе, которая осуществляется в семье прежде всего родителями. В семье ребенок развивается, обучается, воспитывается и готовится к самостоятельной жизни. Здесь формируется уникальный склад его личности. Семья характеризуется как естественная среда обитания ребенка, самой природой созданный общественный институт, предназначенный для социализации будущих поколений. Особую ценность для детей представляют взаимоотношения с членами семьи и прежде всего с матерью, их индивидуальность, наполненность любовью и заботой.

Известный американский социолог-фамилист Алан Карлсон приводит в своей книге данные о результатах обширных исследований американских специалистов о влиянии семьи на формирование полноценной личности, обладающей всеми необходимыми качествами для социально одобряемого поведения.

Отсюда следует главный вывод – необходимость воспитания детей в полной семье с двумя биологическими родителями, что подтверждается и российскими учеными. Различные недостатки родительского воздействия на ребенка порождают так называемых трудных детей, т.е. детей с отклоняющимся поведением.

После ратификации Россией Конвенции ООН о правах ребенка, провозгласившей право детей жить и воспитываться в семье насколько это возможно, Семейный кодекс РФ трансформирует непреложную истину о ценности семейного воспитания в один из своих принципов (п. 3 ст. 1).

Поэтому очень важно, чтобы окружающая ребенка семейная среда носила характер «качественного оптимума», необходимого и достаточного для здорового, полноценного физического и психического развития ребенка.

Однако проживание в семье не всегда отвечает интересам ребенка. В ней может сложиться такая обстановка, которая превращает семью в среду, враждебную ребенку. Речь идет о так называемой неблагополучной семье. Многочисленные публикации, содержащие информацию о трагической детской судьбе, способны вызвать даже панические настроения. В одной из таких публикаций высказано близкое к истине суждение о том, что никакая статистика войн и терроризма не сравнится с последствиями внутрисемейной агрессии .

В отечественной и зарубежной литературе активно обсуждается феномен, именуемый «кризисом семьи». Его симптомы – высокий уровень разводимости, падение рождаемости, насилие в быту, отторжение детей от семьи и как следствие этого – социальное сиротство.

В средствах массовой информации публикуются истории детей, которые в раннем возрасте в прямом смысле слова были выброшены из семьи и воспитывались животными.

Широко распространенные в российском обществе пьянство и наркомания сопровождаются распадом личности и человек превращается в жестокое, агрессивное существо со своей особой средой обитания. В ней и живут дети, набираясь ужасного опыта, составляющего в будущем основу их девиантного поведения.

Эта проблема, по-видимому, стара как мир и является неотъемлемым элементом воспитания в семье. Она активно обсуждалась еще в русской научной литературе конца XIX – начала XX в., почти за 100 лет до принятия Конвенции ООН о правах ребенка. К сожалению, духовно-социальное состояние нашего общества таково, что значительное число современных российских семей приобретают качества, позволяющие причислить их к неблагополучным.

Одним из признаков неблагополучия современной семьи является домашнее насилие, жестокость, направленные, как правило, против наиболее слабых ее членов – детей и женщин, что в конце концов привлекло внимание мировой общественности. В октябре 2000 г. в Лондоне состоялась международная научно-практическая конференция, девиз которой «Домашнее насилие: уже достаточно!» был предложен ее организаторами – столичной полицией. Участники конференции – представители 36 стран мира констатировали: насилие в семье затрагивает людей в каждой стране, касается любого социального слоя и этнической группы. В настоящее время отмечается «эпидемия насилия» против женщин и детей. Из основных выводов конференции следует, что борьба против насилия в семье должна носить всемирный характер. Несомненно также, что этой проблемой должны быть озабочены правительства всех цивилизованных государств.

Разновидность насилия в семье – жестокое обращение с несовершеннолетними детьми. По российскому законодательству оно служит одним из оснований для лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ). Статистические данные свидетельствуют о постоянном росте преступных посягательств на личность ребенка, в том числе посягательств, имевших место в семье. Об этом же свидетельствует все возрастающее число удовлетворенных исков о лишении родительских прав. Этот факт в свою очередь говорит о тенденции увеличения числа неблагополучных семей, опасных для ребенка. Поэтому для нашей страны стало типичным социальное сиротство и детская беспризорность.

Наряду с ростом числа беспризорников значительное число детей продолжают проживать в неблагополучной семье. Криминологи определяют такие семьи как десоциализирующие, т.е. формирующие у своих членов мировоззрение человека-преступника. Почти каждое преступление свидетельствует о десоциализации личности в родительской семье.

Можно констатировать, что российское общество интенсивно расслаивается не только на богатых и бедных, но и на антагонистические группы с конформным и девиантным поведением. Та часть населения, которая характеризуется законопослушным поведением, подвергается активному, агрессивному прессингу другой, асоциальной, криминальной по своей сути части. СМИ переполнены информацией о проявлениях этой агрессии. Ограбления жилых помещений, нередко сопровождающиеся убийством проживающих в них граждан, дикие по своей жестокости выходки скинхедов, акты вандализма в местах захоронения, большое число преступлений против личности подтверждают это умозаключение, являются свидетельством неуклонно возрастающей криминализации населения. По мнению М.Н. Руткевича, грядет великая криминальная революция. Если государством не будут срочно приняты чрезвычайные меры по защите прав ребенка, по решению проблем неблагополучного детства, обществу грозит увеличение асоциальной массы населения страны до преобладающих показателей. Цивилизация, не способная пресечь процесс воспроизводства людей с антисоциальными качествами, не сможет сохранить себя. Для современного российского общества это становится особенно актуальным, поскольку, по оценкам специалистов, проблема «вышла из берегов», превратилась в гуманитарную катастрофу, национальную трагедию, стала фактором угрозы национальной безопасности России и всего Содружества государств.

Государство, не располагающее реальной возможностью оздоровить окружающую ребенка социальную сферу, создать условия для его благополучной жизни, на определенном этапе вынуждено бороться против детей: карать их, изолировать от общества. И в этой чудовищной несправедливости виновато по большому счету общество, а не дети. Страна получает огромное количество граждан с отклоняющимся поведением. Масштабность этого явления послужила основанием для причисления его к одному из признаков деградации современного российского общества.

На случай, если по какой-либо причине ребенок лишен возможности воспитываться в кровной семье, в Семейном кодексе предусмотрены иные формы семейного воспитания, позволяющие защитить нарушенные права ребенка. Одной из них является приемная семья, создаваемая на основании договора о передаче ребенка приемным родителям (ст. 151). Однако имеющиеся данные свидетельствуют о ее непопулярности. Так, с момента введения в действие СК РФ в Ивановской области, например, существовало всего пять приемных семей, в Томской – 11 с 24 детьми. Всего в стране в 1999-2000 гг. на воспитание в приемную семью было передано 2228 детей. В этот же период было выявлено 1 млн. 310 тыс. детей, нуждающихся в семейном попечении'. Совершенно очевидно, что для широкого внедрения в жизнь институт приемной семьи нуждается в дополнительных стимулах. Для их поиска и выработки соответствующих рекомендаций законодателю необходим детальный научный анализ проблемы. Можно предположить, что одним из препятствий для широкого использования приемной семьи является недостаточное финансирование. Так, приемная семья с восемью детьми, переехавшая на постоянное место жительства в г. Шуя Ивановской области из Красноярского края, вообще оказалась без средств, поскольку в городском бюджете не было соответствующей статьи расходов на ее финансирование.

Другой формой замены ребенку родной семьи является усыновление (ст. 124 СК РФ). По имеющимся данным, в 1997-2000 гг. было усыновлено чуть больше 100 тыс. детей, т.е. капля в море по сравнению с количеством беспризорных детей.

Большей «пропускной возможностью» обладает передача детей в семью на опеку (попечительство). Это объясняется, в частности, тем, что опекунами и попечителями чаще всего становятся близкие родственники ребенка. Посторонние, как показывают социологические исследования, сострадая беспризорным детям, тем не менее, как правило, не проявляют желания лично участвовать в их жизни.

Совершенно очевиден общий вывод о невозможности широкой полноценной реализации принципа приоритета семейного воспитания несовершеннолетних детей, с чем напрямую связана защита их интересов. Такая возможность появится лишь при условии оздоровления, возрождения семьи. Однако это перспектива долговременная. А положение дел требует принятия экстренных и чрезвычайных мер, ибо налицо факт утраты генофонда нации: на 30 взрослых приходится 1 младенец, увеличивается число физически и психически нездоровых детей, высок уровень детской смертности.

Представляется, что одной из таких мер может быть установление государственного контроля за жизнью каждого ребенка, начиная со дня его рождения и до наступления его экономической самостоятельности. Такой контроль позволил бы выявить неблагополучие в семье каждого ребенка на ранней стадии его жизни и подобрать подходящий вариант профилактической работы с семьей.

Современная ситуация в России требует более активного вмешательства государства в область семейного воспитания. Рамки и характер государственной интервенции в эту сферу не могут ограничиваться только поддержкой семьи, помощью ей. Необходим и жесткий контроль со стороны государства в лице органов, управомоченных на защиту ребенка.

Уместно организовать специальную службу безопасности детей. Она может быть структурным подразделением МЧС либо современных органов опеки и попечительства. Ее сотрудники – инспектора – должны знать условия жизни каждого ребенка на своем участке, иметь необходимые чрезвычайные полномочия для спасения ребенка-жертвы разнообразных негативных явлений. Полезным здесь может оказаться опыт дореволюционной России. В 1892 г. в Санкт-Петербурге был учрежден особый отдел защиты детей, участковые попечители которого должны были собирать сведения обо всех случаях жестокого обращения с детьми и имели полномочия на беспрепятственный доступ во все места, где могли нарушаться интересы малолетних.

Одной из составляющих заботы о ребенке, ставшем жертвой неблагополучной семьи, является лишение родительских прав с последующим помещением такого ребенка в значительном числе случаев в государственные детские воспитательные учреждения. Выпускники этих учреждений составляют одну из самых уязвимых групп населения. Низкий уровень образования, отсутствие жилья и конкурентоспособной специальности, другие проблемы способствуют их криминальной ориентации.

Так замыкается круг жизни для слишком большого числа российских детей. Сложившееся положение дел подсказывает и возможный выход. Осознание масштабов грозной перспективы для российского этноса должно стать побуждающим фактором качественной перестройки именно этой составляющей национальной системы защиты детей. Необходимо широко внедрять в нее детские семейные дома. Жизнь ребенка в них должна быть организована таким образом, чтобы он мог вырасти в благоприятной для него атмосфере, получить образование, профессию, позволяющие заработать средства для достойного существования.

Защита прав ребенка в современной России. М., 2005


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!