Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Антокольская М.В. Семейное право. М., 2006.
2. Нечаева А.М. Семейное право. М., 2008.
3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2008.
4. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова и Л.И. Седугина. М., 2008.
5. Казанцева А.Е. Обязанности и права родителей (заменяющих лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. Томск, 2007.
6. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 2006.
Соотношение содержания правовых режимов чрезвычайного положения и контртеррористической операции в Российской Федерации и Республике Таджикистан
Норов Д.К.
Электронный ресурс, 2011.
Ключевые слова: правовые режимы чрезвычайного положения, противодействие терроризму, контртеррористическая операция, чрезвычайное законодательство.
The article deals with the essential characteristics of the legal state of emergency and counter-terrorism operations. The characteristics of the legislation of Russia and Tajikistan, the analysis and differences. Shows the author's position on this subject and scientific view on these issues.
Key words: legal state of emergency, countering terrorism, anti-terrorist operation, emergency legislation.
Определение правового режима чрезвычайного положения (РЧП) вытекает из определения ЧП, данного в ст. 1 ФКЗ от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" [4].
Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Согласно Конституционному закону Республики Таджикистан от 3 ноября 1995 г. N 94 "О правовом режиме чрезвычайного положения" чрезвычайное положение является временной мерой, объявляемой в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, предусматривающей особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, временно допускающей установленные конституционным законом ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц и возлагающей на них дополнительные обязанности [3].
В указанных определениях институт чрезвычайного положения отождествляется с понятием правового РЧП, что, на наш взгляд, не совсем верно. Представляется, что институт ЧП - это система правовых норм, которая регулирует основания и порядок его введения, сам правовой РЧП (совокупность мер и временных ограничений, применяемых при введении ЧП), силы и средства, обеспечивающие РЧП, органы управления, в том числе органы особого управления территорией чрезвычайного положения. Следовательно, правовой РЧП по своей сущности является лишь составной частью института чрезвычайного положения, представляющей совокупность мер и временных ограничений прав и свобод граждан, закрепленных вышеуказанными законами и применяемых как крайняя мера для обеспечения конституционных прав и свобод граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации и Республики Таджикистан.
Содержание режима контртеррористической операции (КТО) в Российской Федерации изложено в ст. 11 ФЗ от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" [6], согласно которому можно дать следующее его определение: правовой режим КТО - это совокупность мер и временных ограниченный прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, закрепленных ФЗ "О противодействии терроризму", вводимых на определенной территории (объекте) руководителем специальной операции в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
В Республике Таджикистан правовой режим (КТО) закреплен в ст. 20 Закона от 16 ноября 1999 г. N 845 "О борьбе с терроризмом" [5] и по своему содержанию сходен с правовым режимом (КТО) Российской Федерации.
Сравнивая содержание правовых режимов чрезвычайного положения указанных стран с правовыми режимами КТО, можно выделить их общие черты и особенности.
1. Правовые режимы КТО (меры и временные ограничения) полностью дублируют правовые РЧП и по своей сути являются чрезвычайными режимами. Их правовой основой, как и режимов чрезвычайного положения, являются международно-правовые акты, допускающие в исключительных случаях ограничения прав и свобод граждан (ст. ст. 2, 4 Международного пакта о гражданских и политических правах), Конституция Республики Таджикистан и Конституция Российской Федерации (ст. 47 и ст. 56) [1; 2].
2. Общими являются и цели введения указанных режимов - это обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. Для режима КТО в рамках общей цели преследуется еще и более узкая цель пресечения и раскрытия террористического акта.
3. Одни и те же чрезвычайные обстоятельства, например террористические акты, могут служить основанием для введения как правового РЧП, так и правового режима КТО. Однако согласно ст. 88 Конституции РФ и ст. 4 ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение при этом основании может быть введено только Президентом РФ, а согласно ст. 11 и ст. 12 ФЗ "О противодействии терроризму" по этим же самым основаниям может быть введен режим КТО, но уже не Президентом РФ, а руководителем территориального органа ФСБ (он же руководитель спецоперации), если руководителем ФСБ Российской Федерации не принято иное решение [6].
Вышесказанное содержится и в законодательстве Республики Таджикистан.
Отсюда напрашивается вопрос: а не появилась ли опасность подмены правового режима ЧП правовым режимом КТО, когда для их введения имеются одни и те же основания? Тем более что в п. 3 ст. 12 ФЗ "О противодействии терроризму" закреплено, что, если для проведения КТО требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель ФСБ России уведомляет о введении режима КТО и о территории, в пределах которой она проводится, Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора РФ и при необходимости иных должностных лиц [6]. С какой целью указанные лица уведомляются, в Законе не говорится. Думается, что этот пробел, в том числе в отношении значительного числа граждан и территории, должен быть ликвидирован путем указания конкретных мотивов уведомления и цифр. Представляется, что в таких случаях, очевидно, должен ставиться вопрос о возможности и целесообразности введения на данной территории чрезвычайного положения, а в ее границах и проведения КТО.
Наглядным примером подмены правовым режимом КТО правового режима ЧП являются события в Чеченской Республике в 90-х годах прошлого столетия, когда при попытке изменения конституционного строя Российской Федерации имелись все основания для введения на территории Чеченской Республики ЧП, однако Президентом России оно введено не было, а для наведения правопорядка проводились малорезультативные контртеррористические операции. На наш взгляд, то же самое сейчас происходит и в Республике Ингушетия, где ежедневно в результате активной деятельности незаконных вооруженных формирований совершаются вооруженные нападения боевиков на здания и блокпосты правоохранительных органов, места дислокации и колонны внутренних войск МВД России, места жительства сотрудников органов внутренних дел и представителей органов власти, сопровождаемые убийствами, взрывами, поджогами, захватами заложников и другими общественно опасными, устрашающими действиями. Как видим, обстоятельства и условия для введения в республике чрезвычайного положения в целях наведения правопорядка и законности имеются, но этот вопрос не бужируется ни Президентом Ингушетии, ни Советом Безопасности Российской Федерации. Проблема эта решается пока опять же путем проведения малорезультативных отдельных КТО. Таким образом, с выходом ФЗ "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. значимость института ЧП, регулируемого ФКЗ "О чрезвычайном положении", как свидетельствует практика, постепенно снижается. Причина этого во многом кроется и в несовершенстве самого ФКЗ "О чрезвычайном положении" в силу малопонятного определения условий для введения правового РЧП [4].
Так, в ст. 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении" определены два условия: это наличие обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, и второе условие - если устранить эти обстоятельства невозможно без чрезвычайных мер, т.е., надо полагать, без ограничения прав и свобод граждан и обеспечения их выполнения путем усиления охраны общественного порядка и применения таких силовых действий, как проведение специальных операций, в том числе контртеррористических. В ФКЗ "О чрезвычайном положении" [4] в довольно завуалированной форме урегулирован и тот верхний предел кризисной обстановки, когда необходимо прибегать к применению чрезвычайных мер, т.е. к введению чрезвычайного положения. Это отдано практически на усмотрение только Президента Российской Федерации.
То же самое можно сказать и о Конституционном законе Республики Таджикистан "О правовом режиме чрезвычайного положения" [3], в котором объясняются и условия введения чрезвычайного положения.
Следовательно, дальнейшее совершенствование правового регулирования чрезвычайного законодательства в сторону его улучшения путем конкретизации условий применения чрезвычайных правовых режимов, обязанностей и полномочий органов (должностных лиц), ответственных за их реализацию, позволит более надежно обеспечить защиту жизненно важных интересов личности (ее прав и свобод), общества (его материальных и духовных ценностей) и государства (его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности).
Литература
1. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. // Адлия, 2007.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
3. Конституционный закон Республики Таджикистан от 3 ноября 1995 г. N 94 "О правовом режиме чрезвычайного положения", ст. 1 // Адлия, 2007.
4. ФКЗ от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", ст. 1.
5. Закон Республики Таджикистан от 16 ноября 1999 г. N 845 "О борьбе с терроризмом", ст. 20 // Адлия, 2007.
6. ФЗ от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ст. 11.
Источник: http://www.juristlib.ru/book_6789.html
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!