Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Установление происхождения детей»

/ Семейное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Антокольская М.В. Семейное право. М., 2006.
2. Нечаева А.М. Семейное право. М., 2008.
3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2008.
4. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова и Л.И. Седугина. М., 2008.
5. Казанцева А.Е. Обязанности и права родителей (заменяющих лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. Томск, 2007.
6. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 2006.


Работа похожей тематики


Международное усыновление: законодательство и практика его применения

 

В соответствии с действующим законодательством процедуру международного усыновления можно представить в виде трех этапов: подготовительного, включающего в себя подготовку кандидата в усыновители, регистрацию в качестве кандидата в усыновители и подбор ребенка для усыновления; судебного, представляющего собой рассмотрение заявления лица, желающего усыновить конкретного ребенка, и вынесение судебного решения; постсудебного этапа, заключающегося в регистрации усыновления, постановке на учет усыновленного ребенка, действиях усыновителей, агентств по усыновлению детей, а также государственных органов по контролю за соблюдением правил учета усыновленных, условиями их жизни и воспитания, если усыновители – иностранные граждане, и за процессом адаптации ребенка в семье усыновителей.

Этот неоднородный процесс международного усыновления выглядит так. Первый его этап – подготовительный – состоит из двух стадий: одна представляет собой совокупность действий желающего усыновить ребенка иностранного гражданина, осуществляемых на территории государства, гражданином которого кандидат в усыновители является; другая стадия связана с осуществлением действий на территории государства, гражданином которого является усыновляемый ребенок. Этот этап начинается с подачи лицом, желающим усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, ходатайства в компетентные органы своего государства. В различных государствах к ним отнесены разные органы. Например, в США ходатайство об усыновлении иностранного ребенка подается в службу иммиграции и натурализации, во Франции – в службу социальной помощи детству, в Италии вопрос о пригодности лица к усыновлению решается судом. Этими органами и принимается окончательное решение об утверждении кандидатуры усыновителя. После этого все необходимые действия переносятся на территорию России.

На основании Федерального закона от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» в Российской Федерации создан такой государственный банк данных. Он содержит информацию о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также информацию о гражданах, намеревающихся принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному или федеральному оператору. Федеральным оператором государственного банка данных о детях является Министерство образования и науки РФ. Региональными операторами государственного банка данных о детях служат органы исполнительной власти субъектов РФ, которые организуют устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи. Это, как правило, департаменты образования соответствующих субъектов РФ.

Иностранный гражданин, желающий усыновить детей, оставшихся без попечения родителей, должен подать письменное заявление о своем желании усыновить ребенка, содержащее просьбу ознакомить его с находящимися в государственном банке данных сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям, любому региональному или федеральному оператору государственного банка данных о детях. Доступ иностранных граждан к информации о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при условии документирования информации об этих гражданах.

С целью соблюдения приоритета российских граждан в усыновлении детей, являющихся гражданами РФ, предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации только о тех детях, оставшихся без попечения родителей, которые находятся на учете в государственном банке данных о детях более трех месяцев со дня занесения сведений в банк. Необходимым условием является наличие в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональным и федеральным операторами по устройству ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории России.

Информация о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставляется лично гражданину в письменной форме. При выборе по предоставленной информации ребенка, соответствующего требованиям гражданина, он получает направление в учреждение, где находится ребенок, для его посещения с уведомлением об этом органа опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. О выдаче направления в анкете ребенка и анкете кандидата в усыновители делаются соответствующие отметки.

Если посещение ребенка привело к установлению контакта между кандидатом в усыновители и ребенком и иностранный гражданин принял решение об усыновлении именно этого ребенка, он обязан в 10-дневный срок письменно сообщить соответствующему оператору о подаче им заявления в суд об установлении усыновления конкретного ребенка.

С этого момента подготовительный этап переходит во второй -судебное установление усыновления, – который подчиняется правилам, сформулированным в гл. 29 ГПК РФ и гл. 19 и ст. 165 СК РФ. Специфика установления усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами состоит в особых правилах подсудности данной категории дел, особенностях процедуры их рассмотрения, требованиях, предъявляемых к оформлению документов, и особенностях применения законодательства.

В соответствии с прямым указанием ст. 165 СК РФ усыновление на территории РФ иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином РФ, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении. Вместе с тем при таком усыновлении должны быть соблюдены требования ст. 124-126, ст. 127 (за исключением ч. 8 п. 1), ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением ч. 5), ст. 131-133 СК РФ с учетом положений международного договора РФ о международном сотрудничестве в области усыновления детей. Иными словами, дети, в отношении которых допускается усыновление, порядок их учета, а также учета лиц, желающих быть усыновителями, условия усыновления, порядок усыновления определяются российским семейным правом. Учет же требований законодательства об усыновлении иностранного государства необходим для обеспечения надежности, стабильности положения усыновляемого ребенка при его проживании в стране усыновителя. Если права усыновляемого ребенка значительно ограничиваются по законодательству государства, гражданином которого является усыновитель, то российский суд должен отказать в удовлетворении заявления усыновителя об усыновлении ребенка.

Судебная процедура начинается со стадии подготовки дела к судебному разбирательству. В этой стадии судья обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности усыновления и соответствии его интересам ребенка.

При рассмотрении заявления об установлении усыновления по существу суд устанавливает, нет ли оснований, исключающих возможность для заявителя быть усыновителем. С этой целью суд выясняет, достиг ли заявитель совершеннолетия, так как ст. 127 СК РФ установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, если они не входят в круг лиц, которым запрещено быть усыновителями. Перечень этих лиц установлен ст. 127 СК РФ и должен быть учтен при установлении усыновления с участием иностранных граждан. В силу указания ст. 165 СК РФ в этом случае не применяется лишь ч. 8 п. 1 данной статьи.

Если кандидат в усыновители не состоит в браке, то судом должно быть установлено, соблюдается ли требование закона (ст. 128 СК РФ) о необходимой разнице в возрасте усыновителя и усыновляемого ребенка (не менее 16 лет).

Дела об установлении усыновления рассматриваются в особом производстве в закрытом судебном заседании с обязательным участием органа опеки и попечительства, прокурора, усыновителя.

Суд, рассмотрев заявление об усыновлении, установив соблюдение (или несоблюдение) требований закона к личности усыновителя, усыновляемого ребенка, соблюдение (или несоблюдение) условий усыновления и положения о приоритете российских граждан в усыновлении, выслушав заключение органов опеки и попечительства, а также прокурора, принимает решение – он либо удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, либо отказывает в ее удовлетворении.

При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в своем решении все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. Удовлетворив заявление об усыновлении, суд может отказать в удовлетворении просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) усыновленного ими ребенка в книге записей рождений, а также об изменении даты и места рождения ребенка. При вынесении положительного решения об усыновлении права и обязанности у усыновителей и усыновляемого ребенка возникают со дня вступления решения суда в законную силу (ст. 274 ГПК РФ). Однако по просьбе заявителя суд может обратить решение к немедленному исполнению, учитывая особые обстоятельства дела, интересы и состояние здоровья ребенка (ст. 212 ГПК РФ).

После вступления решения суда в законную силу наступает третий этап, постсудебный, в рамках которого должны быть совершены определенные действия. В соответствии с п. 3 ст. 125 СК суд в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направляет выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка. Иностранный гражданин в 10-дневный срок должен письменно проинформировать соответствующего оператора о вынесении судом решения об установлении усыновления ребенка. На этом же этапе производится государственная регистрация усыновления (удочерения) в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 5 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния».

После оформления правоустанавливающих документов на ребенка и выезда ребенка в государство, гражданином которого является усыновитель, защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ, за пределами территории РФ осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями РФ, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

Порядок постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами, определяется Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. №275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства», с учетом требований, сформулированных Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» . Постановка детей на учет в консульском учреждении осуществляется в трехмесячный срок со дня выезда их в государство места проживания усыновителей (усыновителя) в консульском учреждении, находящемся в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей, а при отсутствии такого учреждения – дипломатическим представительством РФ.

Для обеспечения контроля за постановкой на учет усыновленного ребенка иностранный гражданин при подаче заявления о своем желании усыновить ребенка обязан представить соответствующему оператору обязательство компетентного органа своего государства проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка. Вместе с тем для осуществления постановки на учет усыновленного ребенка на Министерство образования и науки РФ возлагается обязанность каждые шесть месяцев направлять соответствующим консульским учреждениям информацию об усыновленных детях, а на консульские учреждения – обязанность в конце календарного года направлять в Минобразования России списки детей, поставленных на учет в консульских учреждениях РФ на территории соответствующих государств.

Кроме того, на основании Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. №275 на представительства иностранных организаций по усыновлению возложены функции по представлению в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ отчетов об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленных компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок. В первый год после усыновления отчеты представляются по истечении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления и по истечении шести месяцев после представления первого отчета; во второй и третий годы – один раз в год. Представление отчетов по истечении трех лет после установления усыновления и до совершеннолетия ребенка осуществляется по решению соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в семье усыновителей. О нарушении прав и законных интересов усыновляемого ребенка и неблагополучии в семье усыновителей обязаны информировать Минобразования России и консульские учреждения РФ в конце календарного года.

Безусловно, ныне действующее законодательство в сфере международного усыновления отличается определенной целостностью и завершенностью. Вместе с тем оно не лишено недостатков и вызывает ряд вопросов в правоприменительной деятельности, которые до сих пор не разрешены.

Обобщение практики по делам об установлении усыновления иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ, в Приморском крае показало, что к отдельным делам приобщены документы различного уровня в подтверждение одних и тех же обстоятельств.

Представляется, что суды должны также обладать информацией о правоустанавливающих документах, используемых в том или ином государстве, тем более что на Минюст России возложена функция обмена правовой информацией с иностранными государствами. Россия является также участницей Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства от 7 июня 1968 г., предусматривающей взаимное предоставление государствами – участниками Конвенции информации о своем законодательстве, процедурах и судебной практике.

Кроме отмеченных сложностей по доказательственной базе в правоприменительной практике существуют недостатки и субъективного свойства, когда суды допускают погрешности в установлении юридически значимых обстоятельств и формально относятся к исследованию представленных доказательств.

Так, наиболее значимым для суда при рассмотрении дел данной категории является соблюдение «приоритетности усыновления детей, являющихся российскими гражданами». Согласно п. «б» ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка, «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».

В п. 4 ст. 124 СК РФ установлено, что «усыновление детей иностранными гражданами ...допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственниками детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников». И с этой точки зрения суд должен установить факт невозможности передачи детей на усыновление в семьи граждан РФ, что должно быть подтверждено соответствующими доказательствами. Такими доказательствами могут быть данные, свидетельствующие о том, что органы, на которые возложены функции устройства детей (органы опеки и попечительства, региональный, федеральный операторы банка данных о детях), предприняли все возможные действия для устройства детей в семью граждан РФ, но это не дало результата.

В соответствии с требованиями закона должен соблюдаться и приоритет «родственного воспитания». Даже если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении, но есть данные о других родственниках (тетях, дядях, бабушках, дедушках), следует устанавливать их участие в жизни ребенка, в его воспитании, выяснять возможность передачи ребенка в их семью. Однако органы опеки и попечительства избирают пассивную позицию, указывая в соответствующей документации, что «за период нахождения ребенка в воспитательном учреждении никто из родственников судьбой ребенка не интересовался». На основании этого делается вывод о невозможности передачи ребенка на воспитание в семьи родственников.

Другим немаловажным моментом при рассмотрении дел данной категории является необходимость выполнения требования закона о применении законодательства государства, гражданином которого является усыновитель. В литературе указывалось на существующие сложности в ознакомлении с законодательством иностранного государства, так как заявитель вправе, но не обязан представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права. При обобщении дел этой категории выявлено, что в большинстве случаев суды формально подходят к выполнению этого требования закона, довольствуясь приобщением к материалам дела извлечения из закона об усыновлении определенного государства с переводом на русский язык.

Следует отметить, что не все благополучно и в отношении документов, представляемых российской стороной, но в этом случае существуют проблемы иного рода. Формы документов, представляемых органами опеки и попечительства, в основном утверждены Минобразования России, однако наблюдается небрежное отношение к их составлению. Например, в ряде дел имелись копии актовой записи о рождении усыновляемого ребенка, свидетельства о рождении, не заверенные в надлежащем порядке. Заключения органов опеки и попечительства об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка однообразны, содержат штампованные фразы, формальны, не убеждают в обоснованности усыновления. В тех случаях, когда по обстоятельствам дела об усыновлении требовалось согласие родителей усыновляемого ребенка, оно оформлялось не в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

Проведенное обобщение судебной практики по делам об установлении усыновления иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ, показало, что в настоящее время в области международного усыновления акцент с законотворческой деятельности должен быть смещен в область правоприменения.

           Защита прав ребенка в современной России. М., 2005


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!