Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Труд и профессиональная подготовка осужденных в зарубежных странах»

/ Уголовное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. В.И. Селиверстова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.
2. Уголовно-исполнительное право / Под ред. А.Я. Гришко. М.: Моск. ун-т МВД России, 2008.
3. Уголовно-исполнительное право. Общая часть / Под ред. Ю.И. Калинина. 4-е изд., перераб. и доп. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2006.
4. Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. М.: БЕК, 2008.
5. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Инфра-М, 2007.
6. Уголовно-исполнительное право России: Учеб. и основные нормативно-правовые акты / Под ред. О.В. Филимонова. М.: ЮрИнфоР, 2008.
7. Уголовно-исполнительный кодекс с научными комментариями по главам ученых-правоведов. М.: Новый век, 2008.


Работа похожей тематики


Карательная (уголовная) политика Советского государства в 20 - 30-е годы XX в.

Мигущенко О.Н.
Электронный ресурс, 2010.

В статье рассматриваются основные этапы уголовной политики Советского государства в 20 - 30-е годы XX в., показывается обусловленность их смены социально-экономическими и политическими условиями.

Ключевые слова: уголовная политика, преступность, прокуратура, милиция, суд.

The article considers basic stages of criminal policy of the Soviet State during 1920 - 1930, shows dependence of change thereof on social-economic and political conditions.

Key words: criminal policy, criminality, procurator's office, police, court.

Советское правительство исходило из того, что всякая политика имеет своим пределом экономику <1>. Такой подход заметно проявлялся и в "карательной политике". Нарком юстиции РСФСР с 1918 по 1928 г. Д.И. Курский указывал на прямую зависимость развития права от изменений в социально-экономической сфере общества. На этом основании он выделял три этапа в развитии советского права с 1917 по 1928 г. Период разрушения старого права и временных переходных норм, период военного коммунизма и период "государственного капитализма" <2> (нэп. - О.М.). С 1928 г. начался новый этап. С этого времени деятельность юрисдикционных органов государственной власти стала прямо связываться с задачами социально-экономической политики. Верховный Суд СССР разъяснял, что работа судов не относится к обособленной области разрешения конкретных споров о праве гражданском, но включена в общую цепь планового строительства социалистического хозяйства <3>. В связи с этим директивным письмом НКЮ РСФСР и Верховного Суда РСФСР от 15 января 1928 г. предписывалось усилить имущественные взыскания по делам о самогоноварении, усилить репрессии в отношении лиц совершивших растраты и подлог, кражи, грабеж и за взятки. Однако суды реагировали медленно. В марте 1928 г., например, судами Орловской губернии за самогоноварение (ст. ст. 101 - 104 УК РСФСР 1926 г.) было вынесено только 11,1% имущественных взысканий; за растраты и подлог (ст. ст. 116, 120 УК РСФСР) 55,5% приговоров, за кражи (ст. 162 УК РСФСР) 52,2%, за взятку (ст. ст. 117 - 119 УК РСФСР) 74,9% приговоров - ограничивались лишением свободы до шести месяцев; по делам о грабеже (ст. 165 УК РСФСР) - 64,2% обвиняемых было оправдано <4>.

--------------------------------

<1> Магеровский Д.А. Советское право и методы его изучения // Советское право. Журнал института советского права. 1922. N 1. 149 с. С. 27.

<2> Курский Д.И. Ближайшие задачи изучения советского права // Советское право. Журнал института советского права. 1922. N 1. 149 с. С. 3.

<3> Из практики верховных судов союзных республик по гражданским делам // Революция права. 1928. N 3. С. 88 - 93.

<4> ГАОО. Ф. р. 27. Оп. 1. Д. 669. Л. 41.

Первичность экономических отношений проявлялась и в деятельности милиции. В январе 1928 г. при подготовке второго Всероссийского съезда административных работников были сформулированы приоритетные задачи деятельности милиции в сельской местности. Необходимость усиления репрессий в отношении профессиональных преступников обосновывалась тем, что преступность подрывает благосостояние крестьянина и создает затруднения в подъеме сельского хозяйства. Поэтому привлечение для содействия милиции сельской общественности (члены сельских Советов, сельские исполнители, рабселькоры, сознательные крестьяне) рассматривалось не только как средство противодействия преступности, но и как средство мобилизации масс вокруг социалистического строительства в деревне. Но привлечение общественности рассматривалось лишь как способ дополнения агентурной информации <5>. В то же время это свидетельствовало о переходе оперативной работы на новый этап. Ранее осведомители вербовались в основном из деклассированных элементов, которые часто использовали вербовку для прикрытия своей преступной деятельности <6>. Поэтому на II Всероссийском съезде административных работников было принято решение отказаться от использования в борьбе с преступностью уголовных элементов и вовлечь в эту борьбу трудящихся. Это решение было закреплено Циркулярами НКВД РСФСР N 339/45/с и N 347 <7>. Тогда же были определены формы правовой пропаганды в сельской местности. Они также ограничивались требованием только распространения в деревне плакатов, листовок и брошюр <8>.

--------------------------------

<5> ГАРФ. Ф. р. 393. Оп. 78. Д. 107. Л. 96 об.

<6> ГАРФ. Ф. р. 393. Оп. 78. Д. 77. Л. 18.

<7> Циркуляр от 4 октября 1928 г. N 347 "О выполнении директив съезда адмработников по вопросам вовлечения трудящихся в дело борьбы с преступностью и приближении работы розыска к населению" // Бюллетень Народного комиссариата внутренних дел РСФСР. 29 октября 1928 г. N 38 (293). С. 783 - 785.

<8> ГАРФ. Ф. р. 393. Оп. 78. Д. 88. Л. 7, 6, 9, 10.

Основным критерием эффективности карательной политики в рассматриваемый период становились данные о том, как ее воспринимают трудящиеся массы <9>. Однако широкое применение уголовной репрессии приводило к массовым злоупотреблениям, и тому есть много примеров. В то же время можно привести не меньше и противоположных примеров. С одной стороны, наличие реальных противников советской власти вынуждало ее в целях обеспечения своей безопасности применять к ним меры государственного принуждения. Например, только в 1928 г. подавляющее большинство обвиняемых крестьян, дела которых прошли через прокуратуру Верховного Суда СССР, принимали активное участие в Гражданской войне на стороне белых <10>. С другой стороны, необходимость государственного принуждения вызывалась ростом общеуголовной преступности, что являлось одним из следствий нэпа. Однако при применении уголовных репрессий Советское государство в значительной мере ориентировалось на принцип гуманизма. Вот конкретный пример терпеливого отношения Советского государства к нарушителям правопорядка. Житель Курского округа Петряев Н.Н. 1894 г.р. неоднократно привлекался к ответственности за хулиганство, драки, оскорбления и кражи. В 1933 г. был осужден на десять лет лишения свободы по "Закону о трех колосках" от 7 августа 1932 г. за кражу мешка пшеницы. Однако в 1935 г. был досрочно освобожден. В 1936 г. был привлечен к уголовной ответственности за кражу досок из колхоза. В 1937 г. привлекался к юридической ответственности четыре раза, трижды за нанесение колхозникам побоев. В том же году он был расстрелян. В 1993 г. при рассмотрении вопроса о возможности его реабилитации было принято отрицательное решение <11>. Подобные факты не были единичными <12>.

--------------------------------

<9> ГАОО. Ф. р. 27. Оп. 3. Д. 15. Л. 131.

<10> ГАРФ. Ф. р. 3316. Оп. 64. Д. 557. Л. 46 об.

<11> А УВД КО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 50. Л. 43.

<12> ГАОО. Ф. р. 473. Оп. 2. Д. 123. Л. 76, 194; ГАОО. Ф. р. 483. Оп. 1. Д. 1. Л. 27; ГАОО. Ф. р. 483. Оп. 2. Д. 125. Л. 135.

Изучение нами нескольких сотен уголовных дел, хранящихся в фондах уголовных дел производства судебных и внесудебных органов архивов УВД Курской (ф. 17), Орловской (ф. 60), Тамбовской (ф. 9) и ГУВД Воронежской (ф. 16) областей, позволяет говорить о правомерности вывода о том, что Советское государство в отношении трудящихся реально стремилось к реализации принципов революционной законности, справедливости и гуманизма.

С другой стороны, далеко не все лица, привлеченные к уголовной ответственности в этот период, были безвинными жертвами. Например, в Курской области с 1992 по 1999 г. было выдано 9339 справок о реабилитации, признано пострадавшими от репрессий 1205 человек, а 10366 гражданам в реабилитации было отказано <13>. Здесь нельзя не сказать и о такой "мере общественно-воспитательного воздействия", как условное осуждение. Если в 1931 г. количество условно осужденных составляло только 1,6% от всех осужденных в СССР, то уже в 1932 г. 11% <14>. В этом находили проявление принципы революционной законности, справедливости и целесообразности. Однако реализация принципа индивидуализации наказания выражалась не в достаточной мере. Это составляло одну из особенностей карательной политики в исследуемый период - применение репрессий в массовом порядке. Переход к новому этапу был связан с повышением юридической ответственности государственных служащих (14 марта 1933 г.) и принятием 8 мая 1933 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР инструкции всем партийно-советским работникам и всем органам ОГПУ, суда и прокуратуры, которая осудила практику массовых репрессий <15>. Инструкция провозгласила начало нового этапа карательной политики. Она указывала, что "успехи в реализации социально-экономической политики государства и подавлении открытого противодействия ему, необходимость в массовых репрессиях исключают". Теперь каждый удар по классовому врагу должен был стать метким и организованным. Центр тяжести переносился на массовую политическую и организационную работу. "С тем, чтобы каждый наш удар был заранее подготовлен политически, чтобы каждый наш удар подкреплялся действиями широких масс крестьянства". В этом находило отражение ленинское положение о зависимости карательной политики государства от социально-экономических и политических условий. По мере укрепления власти и развития "гражданского оборота", указывал В.И. Ленин, революционная законность усиливается, а сфера учреждений, которые ответным ударом отвечают на всякий удар заговорщиков, сужается <16>.

--------------------------------

<13> Карнасевич В.Г. Деятельность правоохранительных органов Курской области по реабилитации жертв массовых политических репрессий (вторая половина 1980-х - 1990-е гг. ): Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Курск, 2000. С. 99.

<14> ГАРФ. Ф. р. 3316. Оп. 64. д. 1394. Л. 3 об.

<15> Инструкция всем партийно-советским работникам и всем органам ОГПУ, суда и прокуратуры от 8 мая 1933 г. // История государства и права России в документах и материалах. 1930 - 1991-е гг. / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. 2-е изд. Минск: Амалфея, 2003. С. 67 - 70.

<16> Ленин В.И. О внутренней и внешней политике республики. Отчет ВЦИК и СНК, 23 декабря на IX Всероссийском съезде Советов // Полн. собр. соч. Т. 44. С. 329.

Изменение социально-экономических условий вело и к изменению правовых понятий. Одним из них было понятие принудительных работ. Понятие "принудительные работы" было введено в 1924 г. <17>. С 1928 г. стали предприниматься попытки внесения нового содержания в это понятие <18>. Однако акцент на применение в широком масштабе принудительных работ соответствовал лозунгу 1931 г.: "Техника решает все", и в определенной степени решал проблему преодоления последствий мирового экономического кризиса (1929 - 1933 гг.). Поэтому только с улучшением социально-экономических условий стало возможно изменить это понятие. Первого августа 1933 г. было введено новое определение понятия "исправительно-трудовые работы" <19>. Оно в значительной степени ориентировало на усиление воспитательной функции права, направленной на преодоление "капиталистических пережитков в сознании людей" <20>.

--------------------------------

<17> Постановление ВЦИК "Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР, принятого на 2-й сессии XI созыва 16 октября 1924 года" // СУ РСФСР. 23 декабря 1924 г. N 86. Ст. 870. С. 1221 - 1251.

<18> Очередные задачи карательной политики // Административный вестник. Август 1928 г. N 8. С. 1 - 3; Об исправительно-трудовой политике (тезисы к докладу тов. Трасковича на VI съезде прокурорских, судебных и следственных работников РСФСР) // Еженедельник советской юстиции. 12/19 декабря 1928 г. N 46/47. С. 1194 - 1197.

<19> Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1933 г. "Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР" // СУ РСФСР. 30 сентября 1933 г. N 48. Ст. 208. С. 277 - 292.

<20> ГАРФ. Ф. р. 3316. Оп. 64. Д. 1534. Л. 87.

Становление нового этапа карательной политики государства связано с Постановлением ЦИК СССР от 8 июня 1934 г., которое вносило дополнения в Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления, принятое 25 февраля 1927 г. <21>. Постановлением от 8 июня 1934 г. вводились два принципиально новых положения: юридическая ответственность членов семьи изменника Родины и замена понятия "мера социальной защиты судебно-исправительного характера" на понятие "мера уголовного наказания" <22>. Коррективы были внесены в социально-экономическую политику государства. И.В. Сталин 4 мая 1935 г. выдвинул ее новый лозунг: "Кадры решают все" <23>. Все это предопределило основные задачи нового этапа карательной политики. Во-первых, усиливая "политически четкую борьбу с активными враждебными остатками эксплуататорских классов", бороться с пережитками капитализма в сознании людей мерами правового воспитания. Во-вторых, вести борьбу с необоснованным массовым привлечением к юридической ответственности. В-третьих, обеспечить материальное положение работников правоохранительных органов в соответствии с требованиями того времени <24>. Эти задачи сохраняли свою актуальность вплоть до Великой Отечественной войны.

--------------------------------

<21> Постановление ЦИК и СНК СССР от 25 февраля 1927 г. "Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления)" // СЗ СССР. 11 марта 1927 г. N 12. Ст. 123. С. 283 - 288.

<22> Постановление ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. "О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) статьями об измене Родине" // История государства и права России в документах и материалах. 1930 - 1990-е гг. / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. 2-е изд. Минск: Амалфея, 2003. С. 73, 74.

<23> Сталин И.В. Речь в Кремлевском дворце на выпуске академиков Красной Армии // Вопросы ленинизма. Изд. 11-е. М.: Государственное издательство политической литературы, 1946. С. 490.

<24> ГАРФ. Ф. р. 3316. Оп. 64. Д. 1534. Л. 3, 89.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_9884.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!