Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания»

/ Уголовное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. В.И. Селиверстова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.
2. Уголовно-исполнительное право / Под ред. А.Я. Гришко. М.: Моск. ун-т МВД России, 2008.
3. Уголовно-исполнительное право. Общая часть / Под ред. Ю.И. Калинина. 4-е изд., перераб. и доп. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2006.
4. Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. М.: БЕК, 2008.
5. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Инфра-М, 2007.
6. Уголовно-исполнительное право России: Учеб. и основные нормативно-правовые акты / Под ред. О.В. Филимонова. М.: ЮрИнфоР, 2008.
7. Уголовно-исполнительный кодекс с научными комментариями по главам ученых-правоведов. М.: Новый век, 2008.


Работа похожей тематики


Проблемы конституционного регулирования свободы мысли, совести и религии и свободы выражения мнения в государствах европейского региона

Гимгина М.Е.
Российский юридический журнал, 2010.

Статья посвящена конституционному закреплению прав, являющихся одной из основ существования демократического общества. Автор подробно анализирует пределы данных свобод, установленные в конституциях европейских государств.

Ключевые слова: конституционные гарантии прав, свобода выражения мнения, свобода прессы, свобода вероисповедания.

Problems of constitutional regulation of freedom of thought, conscience and religion and freedom of expression of opinion in the European region's countries

M.Ye. Gimgina

The article is devoted to constitutional regulation of rights as one of the basis of democratic society being. The author thoroughly analyses the limits of such freedoms established in European countries' constitutions.

Key words: constitutional guarantees, freedom of thought, conscience and religion, freedom of expression of opinion.

Общеизвестно, что права, не подкрепленные соответствующими гарантиями, невозможно считать таковыми в полном смысле слова. Поэтому проблема наличия соответствующего закрепления прав должна рассматриваться в совокупности с актами, гарантирующими реализацию и свободное осуществление этих прав. Хотелось бы рассмотреть этот вопрос на примере государств европейского региона.

Организация, объединяющая практически все государства этого региона - Совет Европы. В настоящее время государствами - членами Совета Европы являются 47 стран. Последним государством, принятым в организацию, стало Княжество Монако, которое вступило в нее 5 октября 2004 г. Каждое из них подписало и ратифицировало Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (это одно из основных условий вступления в данную организацию).

В ст. ст. 9 и 10 Конвенции закреплено право на свободу мысли, совести и религии, а также на свободу выражения мнения. Сама по себе Конвенция не обязывает договаривающиеся стороны включать ее в свои правовые системы, она не резервирует за собой либо за правами, закрепленными в ней, какое-либо конкретное место в иерархии норм национального права. Однако подразумевается, что государства готовы привести свои национальные правовые системы или, как минимум, свое законодательство в соответствие с данной международной нормой.

Естественно, здесь возникает вопрос об отражении положений Конвенции в конституциях или иных основных законах государств-участников. Это тем более важно, так как в 2007 г. Парламентская ассамблея Совета Европы, обеспокоенная ситуацией с правами человека и демократией, а также угрозами, затрагивающими жизнь и свободу выражения мнения журналистов, высказалась за создание специального механизма, способного отслеживать и контролировать свободу выражения мнения и свободу прессы в государствах - членах Совета Европы, а также способного предложить меры как предотвращения, так и устранения установленных нарушений. Пресс-службой организации было предложено всем представителям гражданского общества, в том числе профессиональным журналистам, высказать свою точку зрения и предложения по этому вопросу. В отношении свободы мысли, совести и религии ситуация представляется не настолько сложной в международном плане, как на национальном уровне, в связи с существованием не только основных религий, но и постоянным возникновением и увеличением различных малых образований религиозного толка, а то и организаций, которые в обществе принято называть сектами.

Необходимо отметить, что конституционные нормы государств-участников и методы инкорпорации Конвенции во внутригосударственное право различаются, место Конвенции в иерархии норм неодинаково в разных правовых системах. Получается, что граждане далеко не всех стран в равной степени обеспечены свободами, закрепленными в ст. ст. 9 и 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Чтобы рассмотреть вопрос более подробно, необходимо уяснить, как закреплены эти свободы в конституциях европейских стран.

Все конституции могут быть разделены на несколько групп. Интересно, что эти права могут закрепляться в разделах и главах с разными названиями: "Основные права человека" (Конституция Латвийской Республики), "Права и обязанности граждан" (Конституция Итальянской Республики), "Права и свободы" (Конституция Испании), "Личные права" (Конституция Ирландии), "Личные и социальные права" (Конституция Греции), "Права человека и основные свободы" (Конституция Боснии и Герцеговины), "Человек и государство" (Конституция Литвы). В конституциях Люксембурга и Бельгии эти главы называются соответственно "О люксембуржцах и их правах" и "О бельгийцах и их правах".

Однако есть ряд конституций, которые вообще никак не закрепляют данные права. Например, Конституция Сербии не содержит таких положений. В других государствах такие права не закреплены непосредственно в текстах конституций, однако они есть в документах, являющихся составной частью основного закона. Например, в Конституции Чехии ч. 1 ст. 112 гл. 8, которая называется "Переходные и заключительные положения", устанавливает: "Конституционную систему Чешской Республики составляют настоящая Конституция, Хартия основных прав и свобод, конституционные законы, принятые в соответствии с настоящей Конституцией" <1>. Только в Хартии основных прав и свобод Чехии мы находим отражение данных прав, в гл. 2 "Права человека и основные свободы". Причем свобода мысли, совести и вероисповедания закреплена в разделе "Основные права и свободы человека", а свобода слова и право на информацию - в разделе "Политические права".

--------------------------------

<1> Конституция Чешской Республики // URL: http:// www.czinvest.ru/ o-chehii/ constitution.html.

Конституции всех остальных государств называют в той или иной форме право на свободу мысли, совести и религии и на свободу выражения мнения. Их также можно разделить на определенные группы в зависимости от того, насколько подробно отражены эти права, как они раскрываются и поясняются или, наоборот, не раскрываются, оставляя возможность для толкования соответствующими органами.

Есть конституции, где закреплена только свобода выражения мнения, однако о свободе религии нет ни слова. Яркий пример - Конституция Ирландии, где в ст. 40 сказано: "Государство гарантирует свободу осуществления следующих прав при условии соблюдения общественного порядка и морали: i) право граждан свободно выражать свои суждения и мнения. Создание общественного мнения является вопросом самой большой важности для общего блага, поэтому государство приложит силы для обеспечения таким проявлениям общественного мнения, как радио, пресса, кино, сохранения их правомерной свободы выражения, включая критику политики Правительства, но она не должна быть использована для подрыва общественного порядка или морали или авторитета государства" <2>. Упоминание о религии содержится в этой же статье, но лишь с точки зрения недискриминации при создании ассоциаций и союзов.

--------------------------------

<2> Конституции государств Европы: В 3 т. / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2001. Т. 1. С. 809.

В других конституциях, напротив, свобода религии и совести получила закрепление более или менее подробное, однако свобода выражения мнения включена в ту же статью, и подробных разъяснений в последующих статьях не содержится. В Конституции Бельгии целых три статьи посвящены религии и разъяснениям по этому вопросу:

"Статья 19

Свобода культов, их публичное отправление, а также свобода выражать свои мнения любым способом гарантированы, за исключением преследования за правонарушения, совершенные при пользовании этими свободами.

Статья 20

Никто не может принуждаться каким-либо образом к участию в религиозных актах и обрядах какого бы то ни было культа и соблюдению устанавливаемых им дней отдыха.

Статья 21

Государство не имеет права вмешиваться ни в назначение, ни в допущение к должности служителей какого бы то ни было культа, а также запрещать им сноситься с их высшими властями и публиковать их акты, в последнем случае сохраняется обычная для прессы и публикаций ответственность. Гражданский брак всегда должен предшествовать церковному, за исключением случаев, установленных при необходимости законом" <3>.

--------------------------------

<3> Там же. С. 343.

И только в ст. 25 говорится о том, что пресса свободна и цензура не может быть установлена. Тем не менее по смыслу Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод невозможно ограничить свободу выражения мнения только свободой прессы.

Конституция Республики Армения еще более кратко высказывается на эту тему, в частности в ст. 23 говорится: "Каждый имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Свобода религии и выражения мысли может быть ограничена только законом - по предусмотренным в ст. 45 Конституции основаниям". Интересна формулировка ст. 24, где установлено, что "каждый имеет право настаивать на своем мнении", а абз. 2 закрепляет право на свободу слова с дальнейшим пояснением, что понимать под этой свободой. Такие формулировки вызывают ряд вопросов. Например, что понимать под выражением "настаивать на своем мнении", ведь сам текст нам не дает конкретных объяснений по данному вопросу. Кроме того, если соотносить текст абз. 2 с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, то следует отметить, что свобода выражать мнение не ограничивается только свободой слова, несмотря на подробный комментарий, размещенный в данной статье.

Вообще, количество конституций, достаточно кратко высказывающихся по этому вопросу, довольно велико. Есть своего рода "чемпионы" по краткости закрепления этих прав.

Одним из них, пожалуй, можно считать Данию: "71. (1) Свобода личности неприкосновенна. Ни один подданный Дании не может быть каким-либо образом лишен свободы на основании его политических или религиозных убеждений, а также происхождения... 77. Каждый имеет право свободно высказывать свои мысли в печати, в письменной и устной форме, при условии, что он может быть привлечен к ответственности по суду. Цензура и иные предупредительные меры никогда не будут восстановлены" <4>. Здесь свобода религиозных убеждений ограничена лишь вопросом о возможном лишении свободы. Еще более интересно второе положение, где говорится о цензуре. Дело в том, что практика Европейского суда по правам человека однозначно допускает применение предварительных мер, правда, в строго определенных случаях. Таким образом, Дания, не вдаваясь особенно в конкретизацию положений о свободе религии, идет значительно дальше практики ЕСПЧ в вопросе отмены предварительных мер и цензуры.

--------------------------------

<4> Там же. С. 770.

Второе государство, максимально кратко высказавшееся по этому вопросу, - Княжество Монако, которое в ст. 23 титула III своей Конституции ограничилось гарантией, занимающей четыре с половиной строчки: "Свобода культов, их публичное отправление, а также свобода выражения своих мнений по любым вопросам гарантированы, кроме преследования за правонарушения, совершенные в случае пользования этими свободами. Никто не может быть принужден ни к отправлению культовых актов и обрядов, ни к соблюдению выходных дней" <5>. Справедливости ради надо сказать, что и в отношении всех остальных прав, закрепленных в этом титуле, Конституция Монако остается столь же краткой.

--------------------------------

<5> Там же. Т. 2. С. 592.

Настолько же краткой является и Декларация прав граждан и основных принципов государственного устройства Республики Сан-Марино, которая устанавливает равенство всех перед законом независимо, кроме прочих факторов, и от религиозного положения. Статья 6 Декларации говорит о том, что Республика признает за всеми гражданские и политические свободы и дает перечень этих свобод, включая свободу выражения мнений и свободу вероисповедания. Однако важно отметить, что статья ограничивается только перечислением.

Подобным образом сформулированы и положения конституций Латвийской Республики, Испании, Грузии, Федеративной Республики Германии, Боснии и Герцеговины, Австрии, Венгерской Республики и ряда других.

Существует ряд конституций, в которых свобода мысли, совести и религии и свобода выражения мнения гарантированы и отражены более полно и развернуто. Таких конституций, пожалуй, большинство. При этом они не ограничиваются констатацией гарантии прав, а дают в ряде случаев довольно подробную их характеристику.

Конституция Словении, пожалуй, одна из наиболее близких к Конвенции, так как обе статьи, посвященные рассматриваемым правам, максимально полно отражают положения Конвенции: "Статья 39 (свобода выражения мысли). Гарантируется свобода выражения мысли, свобода слова и публичного выступления, печати и других средств массовой информации. Каждый имеет право свободно собирать, получать и распространять информацию и мнения. Каждый имеет право на получение информации публичного характера, составляющей его основанный на законе правовой интерес, за исключением случаев, установленных законом... Статья 41 (свобода совести). Гарантируется свобода совести, вероисповедания и иных убеждений как в личной, так и в публичной жизни. Никто не может быть принужден к выражению своих религиозных и иных убеждений. Родители имеют право в соответствии со своими убеждениями обеспечивать своим детям религиозное и нравственное воспитание. Религиозное и нравственное воспитание должно соответствовать возрасту и уровню зрелости ребенка, а также не нарушать его свободы совести, религиозных и иных убеждений или мнений" <6>. В ст. 41 мы видим даже регулирование вопросов религиозного воспитания.

--------------------------------

<6> Там же. Т. 3. С. 177.

Справедливости ради надо заметить, что и в других конституциях вопрос о воспитании детей получил определенное закрепление. В Конституции Румынии он решается следующим образом: п. 6 ст. 29 устанавливает, что "родители или опекуны имеют право обеспечивать соответственно собственным убеждениям воспитание несовершеннолетних детей, за которых отвечают". Практически теми же словами данное положение фиксируется в Конституции Литвы. Подобные положения есть и в других основных законах, например Словении и Польши.

Есть и обратные примеры, когда свобода выражения мнения представлена подробно, тогда как свобода религии лишь гарантируется. Конституция Нидерландов в отношении свободы религии высказывается довольно кратко: "Статья 6. 1) Каждый имеет право свободно исповедовать свою религию или религиозные убеждения индивидуально либо в сообществе с другими верующими при условии соблюдения ограничений, установленных законом, и ответственности за их нарушение" <7>. Из текста видно, что право гарантируется, но сразу же сопровождается ограничением. В п. 2 той же статьи вообще закрепляется только возможность для парламента установить ограничения. Зато свобода выражения мнения в ст. 7 представлена значительно более подробно: "1. Ни одно лицо не должно обращаться за предварительным разрешением на публикацию своих взглядов или воззрений, но каждый несет ответственность за злоупотребления указанным правом в порядке, установленном законом. 2. Правила, относящиеся к осуществлению указанного права на радио и телевидении, устанавливаются актом парламента. Предварительный контроль за содержанием программ радио и телевидения не допускается. 3. Не допускаются требования о предварительном согласии на распространение каких бы то ни было взглядов или воззрений в иных случаях, помимо указанных в предыдущих пунктах статьи, при условии ответственности за злоупотребления указанным правом в порядке, установленном законом. Порядок проведения представлений, открытых для лиц моложе шестнадцати лет, может регулироваться актом парламента в целях защиты морали и нравственности. 4. Требования, установленные в предшествующих пунктах статьи, не применяются к коммерческой рекламе" <8>.

--------------------------------

<7> Там же. Т. 2. С. 613.

<8> Там же. С. 614.

В данных формулировках можно разглядеть и ограничения, но сказано, что они могут быть установлены в целях защиты морали и нравственности, и по смыслу можно уяснить, что под действие пунктов статьи не попадает коммерческая реклама. В остальном гарантия права достаточно полная, включая запрет на предварительный контроль за содержанием программ.

Таким образом, достаточно большое количество европейских конституций не только гарантируют свободу мысли, совести и религии, а также свободу выражения мнения, но и разъясняют достаточно полно эти свободы. Некоторые при этом больше внимания уделяют одной из них, другие не делают различия в подробном изложении прав и того, что понимать под их формулировками. Примерами таких актов могут служить конституции Молдавии, Румынии, Польши, Литвы, Финляндии, Италии, Кипра, Словении, Нидерландов, Эстонии, Хорватии и т.д.

Однако существует небольшое количество конституций, которые не просто гарантируют и разъясняют данные права, но описывают их очень подробно, либо посвящая этому несколько статей, либо раскрывая подробнейшим образом их содержание.

Одним из ярких примеров является Конституция Болгарии, в которой рассматриваемым свободам посвящены целых пять статей. Впрочем, следует отметить, что свобода совести, мысли и выбор вероисповедания, а также любые религиозные и атеистические взгляды - предмет рассмотрения только в одной статье - ст. 37, в то время как остальные четыре относятся только к свободе выражения мнения. Здесь встречаются довольно интересные формулы. Например, в ст. 38 закреплен запрет преследования в правах по причине убеждений, а также запрет обязать или принуждать давать сведения о своих или чужих убеждениях. Запрет пользоваться этим правом в ущерб доброму имени других граждан содержится сразу в двух статьях: ст. ст. 39 и 41. Причем в ст. 41 два раза! Статья 39 запрещает использовать право выражать и распространять свое мнение "для нанесения ущерба правам и доброму имени другого лица", ст. 41 ограничивает право искать, получать и распространять информацию, используя его "против прав и доброго имени других граждан", п. 2 той же статьи говорит о том, что граждане имеют право получать информацию от государственного органа или учреждения по вопросам, которые представляют для них законный интерес, "если она не затрагивает чужих прав".

Справедливости ради надо сказать, что ограничения прав касаются также действий, направленных на изменение конституционно установленного порядка, совершение преступления, разжигание вражды и т.д., они защищают государственную и иную охраняемую законом тайну. Тем не менее наиболее защищенными выглядят все же права и доброе имя, которые упоминаются в трех из пяти статей.

К таким же подробным источникам можно отнести конституции Греции, Португалии, Мальты и Турции. Конституция Португалии (Португальской Республики) представляет интерес из-за подробнейшей регламентации свободы выражения мнения. Этому праву посвящены четыре статьи: 37, 38, 39, 40, где среди прочих содержатся такие положения, как запрет цензуры, право на ответ и опровержение информации, свобода и независимость средств массовой информации от политической, экономической власти, правительства, государственной администрации и других органов публичной власти. Более того, гарантируется возможность не только выражения, но и столкновения различных мнений. Статья 38 подробно разъясняет, что следует понимать под свободой печати: "Свобода печати означает: a) свободу слова и творчества журналистов и литературных работников, а также воздействие журналистов на содержательно-стилистическую ориентацию соответствующих средств массовой информации, за исключением случаев, когда последние принадлежат государству или имеют доктринальный или конфессиональный характер; b) право журналистов на доступ в рамках закона к источникам информации и на защиту независимости и профессиональной тайны, а также право на избрание редакционных советов; c) право на учреждение газет и любых других печатных изданий, не требующее разрешения администрации, поручительства или предварительного признания полномочий" <9>.

--------------------------------

<9> Там же. С. 759.

Данная Конституция содержит статью, которая не встречается более ни в каких других конституциях стран Европы. Статья 39 называется "Высокое руководство средств массовой информации". В ней закреплен состав этого Высокого руководства и определены его функции по защите права на информацию, свободу печати и свободу выступлений в средствах массовой информации. Отдельно отражены права на выход в эфир, на ответ и политическое заявление (ст. 40). К сожалению, нельзя сказать, что свобода совести и религии рассматривается столь же подробно, так как только одна статья (ст. 41) посвящена этому вопросу и она не содержит каких-либо особенных или специфических положений, ограничиваясь вполне ординарным набором гарантий: "свобода совести, религии и культа неприкосновенны", "церкви и религиозные общины отделены от государства" и т.п.

Таким образом, несмотря на участие в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, 47 государств-членов Совета Европы по-разному подошли к закреплению и разъяснению данных прав и свобод в своих основных законах. Можно только предполагать, чем объясняется приоритет в закреплении и подробном разъяснении одних прав перед другими. Однако важен еще и момент наличия не только конституционных гарантий, но и возможности защиты этих прав на национальном уровне с помощью судебных органов, а также органов конституционной защиты и контроля.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_7520.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!