Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Формирование уголовно-исполнительной политики и законодательства суверенной России в 1991-2005 гг.»

/ Уголовное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. В.И. Селиверстова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.
2. Уголовно-исполнительное право / Под ред. А.Я. Гришко. М.: Моск. ун-т МВД России, 2008.
3. Уголовно-исполнительное право. Общая часть / Под ред. Ю.И. Калинина. 4-е изд., перераб. и доп. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2006.
4. Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. М.: БЕК, 2008.
5. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Инфра-М, 2007.
6. Уголовно-исполнительное право России: Учеб. и основные нормативно-правовые акты / Под ред. О.В. Филимонова. М.: ЮрИнфоР, 2008.
7. Уголовно-исполнительный кодекс с научными комментариями по главам ученых-правоведов. М.: Новый век, 2008.


Работа похожей тематики


Конституционно-правовое понятие и содержание взаимоотношений Федерального центра и субъектов Российской Федерации

Гумашвили Л.Э.
Электронный ресурс, 2010.

Конституционно-правовое взаимоотношение Федерального центра и субъектов Российской Федерации основывается на традиционных связях между ними, предопределенных особенностями модели избранного федерализма. Вместе с тем федеративное устройство страны привносит в него новые элементы, которые формируют три комплекса (блока) взаимоотношений: 1) по определению конституционно-правового статуса их участников; 2) по установлению предметов их ведения; 3) по наличию их конституционно-правовой ответственности.

Ключевые слова: конституционно-правовое взаимоотношение, субъект федерации, кооперативные и конфликтные связи, вертикальные и горизонтальные связи, конституционно-правовая ответственность.

The constitutional-legal mutual relation of the Federal centre and subjects of the Russian Federation is based on time-honored relations between them, predetermined by features of model of the selected federalism. At the same time the federal country organization introduces in it new elements which form three complexes (block) of mutual relations: 1) by definition of a constitutional-legal status of their participants; 2) on an establishment of subjects of their conducting; 3) on presence of their constitutional-legal responsibility.

Key words: constitutional-legal mutual relation, the subject of federation, co-operative and disputed communications, vertical and horizontal communications, constitutional-legal responsibility.

Федерация и ее субъекты призваны реализовывать государственную власть. Федерализм не может быть одномерным явлением, статично констатирующим наличие сторон федеративных отношений. Федерализм являет собой динамичное, развивающееся, функционирующее явление, имеющее исторический, политический, идеологический, национальный, культурный, экономический, юридический и другие аспекты. Стороны федеративных отношений (а эти отношения могут быть только правовыми отношениями) - федерация и ее субъекты, а также их органы, обладая надлежащими элементами признанного за ними конституцией государства правового статуса, строят отношения между собой с учетом принадлежащих им правомочий. Они получили название "взаимоотношения федерации и ее субъектов". Раскрытие содержания функционирующей федеративной системы позволит понять всю гамму проявлений федерализма на практике, в реальной жизни конкретного общества, государства. Следует согласиться с высказыванием: "Когда речь идет о федерализме как о динамическом явлении, имеется в виду рассмотрение его не только как некоего застывшего, установившегося в данный момент явления, но и постоянно развивающегося, изменяющегося в связи с изменениями экономических и социально-политических условий жизни общества явления. Федерализм, как представляется, - это не только и даже не столько статика, сколько процесс, динамика. Причем не простой, а циклический процесс" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие. М.: Проспект, 1999. С. 188.

В философии отношение рассматривается как определенное единство, определенная целостность, возникающая в результате закономерных связей и отграничений составляющих его частей <2>. Отмечается, что в такой интерпретации понятие отношения может быть заменено понятием целого или системы, а способ связей, разграничений выступает как структура этого целого (которым в данном случае является отношение) <3>.

--------------------------------

<2> См.: Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М.: Юрид. лит., 1980. С. 75 - 76.

<3> Там же. С. 176.

По всей видимости, под воздействием этих и некоторых других специфических для юридической реальности обстоятельств в философской, политической и юридической литературе наиболее часто понятие "отношение" отождествляется с понятием "связь". Именно так рассматривают в юридической литературе отношения, когда дают определение правовых отношений <4>. Юридическое отношение возникает только в ходе реального взаимодействия, взаимного содействия двух (или более) сторон. Правовое отношение есть всегда продукт, результат действия (взаимодействия) его сторон.

--------------------------------

<4> См.: Общая теория государства и права: Академ. курс: В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М.: Зерцало, 1998. С. 279.

Выделяя многообразие связей взаимодействия, ученые подчеркивают, что взаимное действие означает не только действие и противодействие в смысле отталкивания, но и действие как притяжение и действие как взаимодополнение. Соответственно этому в рамках этого типа связей можно различать кооперативные и конфликтные связи <5>.

--------------------------------

<5> Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. С. 189.

Кооперативные связи между федерацией и ее составными частями, возникающие в ходе реализации совместной компетенции, выражают диалектику разделения государственной власти, предполагающего развитие отношений партнерства между федерацией и ее субъектами и все большее усиление роли последних в будущем. Таким образом, федерализм предполагает не только разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами, но и объединение усилий в решении общегосударственных вопросов.

Взаимодействие между элементами системы может носить противоречивый характер, в таком случае имеют место конфликтные связи. Считается, что именно они способствуют дифференциации элементов системы, выступающей главным фактором изменений состояния системы <6>.

--------------------------------

<6> См.: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Указ. соч. С. 189.

Противоречия федеративных связей постоянно проявляются в отношениях между федерацией и ее субъектами, субъектами федерации и внутри субъектов. Конфликтные взаимоотношения могут видоизменяться, обостряться или сглаживаться, выдвигаться на первый план или уходить в тень, менять форму проявления и т.д., но не исчезать. В связи с тем что федеративные отношения двусторонние, а во многих случаях и многосторонние, многоаспектные отношения, по общему признанию, на сегодняшний день той или иной степенью конфликтности сопровождается развитие подавляющего большинства федеративных государств в мире. Для Российского государства характерна весьма высокая степень конфликтности федеративных отношений. Кризисные явления политического, экономического и социального характера сформировали разное осмысление федеральными и региональными властями содержания конституционных принципов федерализма; различное понимание ими степени самостоятельности субъектов Федерации, принципов, форм и процедур разделения и реализации государственной власти по вертикали и ответственности за ее осуществление. Лишь в недавнем прошлом нашел свое разрешение так называемый чеченский кризис. Однако остается взрывоопасным Северо-Кавказский регион, с учетом чего создан новый федеральный округ.

В рамках связей взаимодействия можно рассмотреть связи вертикальные и горизонтальные. Под вертикальными связями понимаются фактически связи иерархические, соподчинения, в основе которых лежит предопределенное существованием федерации подчинение одних органов другим, иерархически высшим, подчинение нормативных актов субъектов федерации федеральной конституции и федеральному законодательству. Здесь решающее значение приобретают информационные потоки сверху вниз и снизу вверх. С.В. Нарутто называет эти связи информационными и выделяет здесь определенное движение двух видов информации: прескриптивной и дескриптивной. Прескриптивная (предписывающая, властная) информация движется сверху вниз, от вышестоящих органов к нижестоящим, обязанным реализовать предписывающую информацию. Дескриптивная (описывающая) информация идет снизу вверх, отражает состояние управляемых, в данном случае - подчиненных органов <7>. В длительной государственно-правовой истории невозможно переоценить значимость иерархических связей. С учетом сказанного можно однозначно утверждать, что для развития российской государственно-правовой системы в условиях сохраняющейся нестабильности иерархические связи объективно необходимы.

--------------------------------

<7> Нарутто С.В. Федерализм и единство государственно-правовой системы. Хабаровск, 2001. С. 63.

Горизонтальные связи в федеративном государстве развиваются между субъектами федерации. Взаимоотношения субъектов федерации включают в себя самые различные аспекты: экономическое, политическое, социальное, трансграничное, культурное и иные виды сотрудничества; взаимное признание юридических документов, изданных на территории субъектов; определение механизма разрешения возникающих споров, их юридических последствий, прав и обязанностей, участвующих в споре сторон; исключительное значение имеет деятельность по сближению законодательных систем субъектов федерации, как в рамках федерации в целом, так и в рамках крупных регионов - федеральных округов, объединяющих несколько субъектов федерации; совместное участие в межрегиональных объединениях по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Наряду с перечисленными выше видами связей предлагается выделять связи взаимодействия, порождения, преобразования, строения, функционирования, развития, управления <8>.

--------------------------------

<8> См.: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Указ. соч. 1973. С. 188 - 190.

Вместе с тем следует иметь в виду, что современная юридическая наука вместе с характеристикой отмеченных видов связей в федеративном государстве не может пройти мимо взаимосвязи федерализма и демократии. Эпоха правовой государственности, гражданского общества, приоритета прав и свобод человека немыслима без демократического обустройства государства. В специальном исследовании по данному вопросу отмечается: "Федерализм и демократия есть отличающиеся друг от друга (т.е. несовпадающие, достаточно специфичные) формы политической организации общества, между которыми в реальности существует устойчивая связь, которую принято характеризовать как взаимное благоприятствование" <9>.

--------------------------------

<9> См.: Миронюк М.Г. Современный федерализм: Сравнительный анализ: Учеб. пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России: Российская политическая энциклопедия (РОССРЭН), 2008. С. 69.

Федерализм является результатом достижения общественного компромисса в рамках одного государства, т.е. являет собой определенную идеологию, которую следует развивать и поддерживать, а также вместе с тем форму правления, созданную вследствие специфичного течения политических обстоятельств, нуждающуюся в систематическом использовании все новых и новых форм и средств совершенствования управления государством. Демократия, а также ее принципы в одинаковой степени могут воплотиться как в унитарных, так и в федеративных государствах. Однако отличительной особенностью федеративного государства является то, что в нем разделение властей по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная власти) дополняется вертикальным расслоением между различными территориальными уровнями - национальным (федерация) и субнациональным (субъекты федерации). В этом смысле федерализм в подлинном смысле этого слова выступает как территориально-политическое измерение демократии. Основополагающий принцип и одновременно цель демократии - плюрализм идеологии и политики - наиболее полно раскрывается при федеративном государственном устройстве, которое призвано показывать многообразие территориально-географических, природно-климатических, этнических, культурных, демографических, конфессиональных и иных характеристик страны.

Британский политолог Д. Хриссоху считает, что взаимосвязь между федерализмом и демократией проявляется в диалектическом взаимодействии концептуальных, структурных и функциональных переменных политической системы, направленном на достижение такого состояния справедливой и жизнеспособной политии, в которой примиряются власть и легитимность, эффективность и подотчетность управляющих, автономия и контроль. Это взаимодействие может принимать различные институциональные формы, однако основной признак диалектического родства между федерализмом и демократией проявляется в компетентности граждан, а именно в институциональной возможности граждан быть активно вовлеченными в фактический процесс управления <10>.

--------------------------------

<10> Chryssochoou D.N. Federalism and Democracy Reconsidered // Regional and Federal Studies. Summer 1998. Vol. 8. N 2.

Теоретически и практически федерализм по своей природе воплощает демократические принципы, обеспечивая полицентризм власти и стимулируя политическую активность на местах. Однако в реальности, кроме того, демократический потенциал федерализма не реализуется автоматически; возможны даже ситуации, когда федерализм ведет к прямо противоположному - угрозам распада государства, тирании меньшинств, навязывающих свои интересы всему обществу, и т.п. Ему требуются определенные социальные и политические (институционные) условия. Федерализм служит средством сохранения свободы: разделение полномочий между двумя уровнями государственной власти препятствует концентрации властных полномочий в одних руках.

Между федерализмом и демократией существует устойчивая взаимосвязь, обусловленная природой этих явлений. Демократический потенциал федерализма связан с тем, что федерализм плохо совместим с концентрацией политической власти в одном центре, но требует ее разделения по вертикали между двумя уровнями - национальным (или федеральным) и уровнем, связанным с составными частями федерации. Федерализм способствует максимально полному воплощению экономического, социального, культурного, этнического и политического плюрализма, давая возможность потенциально равного (точнее, относительно равного) представительства в сфере политики значимых для общества различий. Распределение власти в федеративном государстве при прочих равных условиях снижает риск развития общества по недемократическому сценарию. Устойчивая федерация, таким образом, может выступать одним из факторов, обеспечивающих стабильность демократического режима, и наоборот.

Следовательно, конституционно-правовое взаимоотношение Федерации и ее субъектов является обширным понятием, охватывающим многогранный спектр вопросов, вытекающих из содержания основ конституционного строя и федеративного устройства РФ. Содержание конституционно-правовых взаимоотношений Федерации и субъектов Федерации определяется самими основами конституционного строя Российской Федерации, частью которых являются федеративные отношения. Особенности российской модели федерации следует дополнить целым рядом положений фундаментального характера, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, закрепленных в главе 1 Конституции РФ.

Подытоживая сказанное выше, можно констатировать, что конституционно-правовое понятие взаимоотношений Федерации и ее субъектов в России охватывает всю гамму конкретных отношений, определенных конституционным законодательством России и предопределенных юридическим статусом основных субъектов федеративных отношений - Федерации и субъектов Федерации. Эти правовые отношения имеют конституционно-правовое содержание. Условно их можно объединить в три блока (комплекса) отношений:

1) отношения по установлению конституционно-правового статуса (правового положения) участников федеративных отношений - Федерации и субъектов Федерации;

2) отношения по определению полномочий, сфер и допустимых рамок деятельности Федерации и субъектов Федерации;

3) отношения по определению степени возможного и допустимого вмешательства полномочного субъекта - Федерации в деятельность субъектов Федерации и по установлению взаимной конституционно-правовой ответственности.

Каждый из этих комплексов конкретных конституционно-правовых отношений обладает определенной относительной самостоятельностью, что дает основание провести анализ и исследование как в контексте всего комплекса конституционно-правовых взаимоотношений, так и во взаимосвязи с родственными конституционно-правовыми отношениями, образующими данные группы обособленных норм. Лишь в комплексе, в сочетании все перечисленные группы конституционно-правовых отношений образуют понятие "конституционно-правовое взаимоотношение Федерации и субъектов Федерации", содержание этого отношения. Они составляют ядро конституционно-правовых отношений, оказывающих воздействие на все аспекты функционирования федеративного государства, на весь обширный спектр конституционно-правовых норм.

I. Федерация призвана устанавливать два уровня реализации единой государственной власти - федерации и ее субъектов. С этой целью в конституционно-правовом отношении участникам федеративных отношений - федерации и ее субъектам придается определенный соответствующий их назначению и роли конституционно-правовой статус. Элементы, признаки и черты конституционно-правового статуса основных участников публичных правоотношений - федерации и субъектов вполне вписываются в структуру классического правоотношения. Субъективные права названных субъектов публичного права здесь неразрывно связаны с субъективными обязанностями. Они принадлежат органам соответствующих уровней реализации публичной власти. В литературе правильно подчеркнуто, что субъективные права здесь неразрывно связаны с субъективными обязанностями, ибо выход органа публичной власти "за пределы своих полномочий, так же как и неосуществление их в надлежащих случаях, является неправомерным, незаконным действием" <11>.

--------------------------------

<11> См.: Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С. 243.

II. Однако с точки зрения функционирования или, как это чаще всего подчеркивается в специальной литературе, взаимодействия названных участников, придания федеративным отношениям жизни, обеспечения их воплощения в условиях конкретных обстоятельств фундаментальное значение приобретает разграничение предметов ведения и полномочий между ними с целью эффективного управления обществом. С одной стороны, оно требует теоретического своего осмысления и разработки, с другой стороны, оно должно из теоретических положений превратиться в конкретные юридические требования практической плоскости, обеспеченные надлежащим функционированием механизмов и средств конституционно-правовой ответственности.

Каковы цели выработки учения о разграничении предметов ведения между федерацией и ее субъектами? Отвечая на данный вопрос, позволю себе обратиться к высказываниям видного исследователя обсуждаемой проблематики М.В. Баглая, которому принадлежит весьма емкое и содержательное суждение: "Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов" <12>.

--------------------------------

<12> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Норма, 2008. С. 373.

Анализируя данное высказывание и одновременно сравнивая его положения с теорией и практикой российской модели федерализма, следует отметить, что федеративное устройство государства есть устройство государственной власти с распределением полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Потеряв данную характеристику, федерация перестает быть самой собой. "Неограниченные полномочия управления страной" - в федеративном государстве это неприменимо и означает другую крайность - развал федерации. Собственно, федерация и есть утверждение демократического правления в государстве с обозначением конкретных составляющих такого правления, с участием самой федерации и ее субъектов. Представляя все государство внутри страны и во внешних сношениях, федерация является выразителем единой народной воли. Естественной должна представляться для всей страны, включая федерацию и ее субъекты, их заинтересованность в существовании сильной федеративной власти, федерации. Однако это является лишь одной стороной медали. Федерация и ее субъекты не менее заинтересованы в существовании таких субъектов федерации, которые могут обеспечить достойное функционирование федеративной государственной власти на местах, гарантируя высокую степень жизненного уровня населения своих регионов. Субъекты федерации, превращающие в повседневной жизни людей достоинства федеративного устройства государства в реальность для своего населения, отдельно взятой личности, представляют собой объективную потребность для федерации. Думается, что это и есть вторая сторона медали. Вместе они создают федеративную государственность, демократические ценности, возвышенное и углубленное понимание гражданского общества.

В федеративном государстве, как и в любой политии, вопросы государственности могут быть разделены на вопросы особой важности и второстепенные, можно представить возникающие противоречия как субъективные или как объективные, ведь все это носит оттенок личностного либо позиционного подхода. Одно остается главным и важнейшим - потребность в разграничении полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. В этом находит свое проявление категория свободы, этим подтверждается кантовский тезис о том, что суть природного назначения свободы состоит в том, что свобода не просто некое благо вообще, не один лишь простор для самоудовлетворения, благостного жития, а пространство активности, развертывания природных задатков человека с целью восходящего развития человеческого рода. Именно в условиях свободы получает простор состояние "постоянного антагонизма между всеми его членами" <13>, т.е. состояние конкуренции, соперничества, состязания - наиболее мощная, не имеющая альтернативы сила, способная как ничто другое развивать человеческую активность.

--------------------------------

<13> Кант И. Соч. на немецком и русском языках. Т. I. М., 1994. С. 95.

В российской модели федерализма данный вопрос решается следующим образом: в ч. 3 ст. 11 Конституции РФ говорится: "Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий"; в статье 76 Конституции Российской Федерации констатируется принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, иерархичность их действия на всей территории России, а также право субъектов Федерации осуществлять собственное правового регулирование данных вопросов с учетом принадлежащего им конституционно-правового статуса; части 2 и 3 статьи 78 Конституции Российской Федерации наделяют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом передачи друг другу части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Следовательно, российская доктрина федерализма подчеркивает ведущую роль и место Конституции Федерации в разграничении компетенции, предметов ведения. В статьях 71, 72 и 73 Конституции РФ перечислены предметы ведения. Это дало основание некоторым авторам полагать, что "российская модель более строго следует сущности федеративного государства. При этом сам факт наличия в Основном Законе России закрытых перечней предметов ведения Федерации и предметов совместного ведения свидетельствует о том, что эти нормы не могут предаваться ревизии иначе как в порядке внесения поправок в федеральную Конституцию" <14>.

--------------------------------

<14> См.: Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: ОАО "Издательский дом "Городец"; Формула права, 2004. С. 407.

В свете отмеченного следует сказать, что проводимая в стране федеративная реформа направлена на строгое определение соответствия экономических и функциональных обязанностей субъектов публичной власти. В связи с чем из компетенции субъектов Федерации были фактически исключены следующие отнесенные Конституцией Российской Федерации к предметам совместного ведения компетенционные позиции: было упразднено совместное владение, пользование и распоряжение недрами; компетенция субъектов Федерации в этой сфере была сведена к минимуму и распространяется главным образом на участки недр, содержащие месторождения общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий и т.п.); остальные участки недр были фактически переданы Федерации, поскольку для получения ими правового статуса федерального значения не требуется совместного решения, достаточно простого решения федеральных органов.

III. Представляется естественным, что при исследовании вопросов государственного устройства Российской Федерации, когда в реализации государственной власти в стране, в обеспечении единства и целостности государства участвуют два уровня государственной власти - Федерации и субъектов Федерации, вопрос о юридической ответственности их участников становится одним из ключевых. Правовой статус Федерации и каждого субъекта Федерации в полной мере может быть представлен при наличии, кроме прочего, конституционно определенной и установленной ответственности в публично-правовом механизме функционирования государственной власти. Основываясь на этой азбучной истине федерализма, Конституция Российской Федерации среди принципов, составляющих основы конституционного строя России (глава 1), провозгласила федерализм одним из основополагающих начал своей государственности.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что необходимость четкого юридического определения контуров и рычагов конституционно-правовой федеративной ответственности ощущалась на всем протяжении после принятия Конституции 1993 г. В особенности отчетливо она нашла отражение в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1998 г. В нем говорилось о необходимости разработать правовые механизмы, которые бы позволили в целях упорядочения федеративных отношений создать сбалансированную систему взаимных прав и ответственности Федерации и каждой ее составной части. Эта система баланса прав и ответственности Федерации и ее субъектов предполагает:

- обеспечение полного и безусловного осуществления функций, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации, только федеральными органами государственной власти;

- перенос акцента в сфере совместных предметов ведения на регулирующую, координирующую роль федерального центра;

- законодательную конкретизацию конституционного понятия единства системы исполнительной власти в Российской Федерации;

- политику дифференцированного делегирования исполнительно-распорядительных функций в сфере совместных предметов ведения органам власти субъектов Федерации под их полную ответственность <15>.

--------------------------------

<15> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Общими силами к подъему России" (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации). М., 1998. С. 47 - 48.

Конституция и конституционное законодательство Российской Федерации, гарант Конституции Российской Федерации - Президент Российской Федерации предусматривают необходимость разработки юридических и политических вопросов взаимной ответственности Федерации и субъектов Федерации. В литературе предложен один из вариантов определения такого вида ответственности: "Федеративная ответственность - это взаимная - Федерации и субъектов Федерации - ответственность за соблюдение и следование принципам и нормам Российской Федерации, федеральным законам, договорным соглашениям по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Говоря более обобщенно, федеративная ответственность - это взаимная - Федерации и субъектов Федерации - ответственность за федеративное единство Российского государства" <16>.

--------------------------------

<16> См.: Шевцов В.С. Федерализм в России (История. Проблемы. Перспективы). Том II. М.: ООО "Издательство "Элит", 2008. С. 400 - 401.

Таким образом, конституционно-правовая ответственность Федерации и ее субъектов занимает значительное место в системе взаимоотношения данных субъектов публичного права, образуя комплекс связей, рассчитанных на повышение эффективности функционирования федеративной системы государственной власти.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_7519.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!