Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Уголовно-исполнительная система: понятие, содержание, принципы деятельности и задачи»

/ Уголовное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. В.И. Селиверстова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.
2. Уголовно-исполнительное право / Под ред. А.Я. Гришко. М.: Моск. ун-т МВД России, 2008.
3. Уголовно-исполнительное право. Общая часть / Под ред. Ю.И. Калинина. 4-е изд., перераб. и доп. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2006.
4. Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. М.: БЕК, 2008.
5. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Инфра-М, 2007.
6. Уголовно-исполнительное право России: Учеб. и основные нормативно-правовые акты / Под ред. О.В. Филимонова. М.: ЮрИнфоР, 2008.
7. Уголовно-исполнительный кодекс с научными комментариями по главам ученых-правоведов. М.: Новый век, 2008.


Работа похожей тематики


Принцип "государственной банковской монополии" в советском законодательстве и его реализация в период нэпа Ядрышников К.С. Электронный ресурс, 2010.

Представленная статья рассматривает декларируемый в первых законах советской власти принцип государственной банковской монополии, предполагающий исключительное право деятельности государства в банковской сфере. Рассмотрена эволюция взглядов советского руководства, и в частности В.И. Ленина, на роль и функции банковской системы в период новой экономической политики и их отражение в декретах большевиков.

Ключевые слова: государство, новая экономическая политика, кредитная система, законодательство, доктрина.

Presented article considers declared in the first laws of the soviet power, the principle of the state bank monopoly assuming the exclusive right of activity of the state in bank sphere. Evolution of sights of the Soviet management and in particular V.I. Lenin, for a role and functions of bank system in new economic policy and their reflexion in decrees of bolsheviks is considered.

Key words: the state, new economic policy, credit system, the legislation, the doctrine.

При изучении правового регулирования денежно-кредитной системы России в период нэпа особое место занимает проблема государственной банковской монополии. Данный вопрос в настоящее время более чем актуален. На сегодняшний день, ввиду кризисных явлений в мировой экономике вообще и в экономике России в частности, мы видим, как, пользуясь безусловной поддержкой государства, лидирующие позиции в банковской сфере занимают кредитные учреждения с преобладающей долей именно государственного капитала. Изучение проблемы реализации государством декларируемого принципа монополии в банковском деле в период нэпа поможет нам понять стратегию государства в сфере правового регулирования банковской сферы и в наше время.

"Необходимость внимательного отношения к ранее использовавшимся экономическим институтам распространяется как на экономическую, так и на юридическую науку" <1>. Исходя из этого, рассмотрев правовое регулирование кредитной системы Советской России периода нэпа сквозь призму принципа государственной банковской монополии, можно увидеть схожие черты в развитии кредитных учреждений. Кроме того, важно рассмотреть степень правового регулирования и влияния государства на динамику развития кредитного аппарата страны.

--------------------------------

<1> Медведев Д.А. Правовые вопросы коммерческого кредитования в СССР // Правоведение. 1989. N 4. С. 49.

Принцип государственной банковской монополии, неоднократно озвученный В.И. Лениным до революции, был успешно и в кратчайшие сроки реализован в соответствии с одним из первых декретов большевиков <2>. Впоследствии в связи с фактическим уничтожением в период "военного коммунизма" кредитной системы как таковой данный принцип стал достоянием истории - как этап в "искоренении банковой спекуляции и всемерного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковым капиталом" <3>.

--------------------------------

<2> О национализации банков. Декрет ВЦИК от 14 декабря 1917 г. // СУ РСФСР. 1917. N 10. Ст. 150.

<3> Там же.

С началом нэпа и воссозданием кредитной системы советское банковское законодательство лишь единожды упомянуло о "государственной банковой монополии". В составленном по докладу НКФ Постановлении, опубликованном от имени IV сессии ВЦИК, указывалось, что "...стоя на точке зрения государственно-банковой монополии, утвердить Декрет СНК от 4 декабря об образовании в составе НКФ Государственного банка" <4>. Однако ни в самом Постановлении об учреждении Государственного банка, ни в Положении о Государственном банке РСФСР об этом принципе не было сказано ни слова.

--------------------------------

<4> По докладу Народного комиссариата финансов. Постановление IV сессии ВЦИК от 12 октября 1921 г. // СУ РСФСР. 1921. N 72. Ст. 593.

Произошел процесс некоей деформации революционного правосознания, соответствующего классовым задачам пролетарского государства, отразившийся в самом широком правотворчестве, формально народных масс, а фактически большевистского руководства, в денежно-кредитной сфере. Революционное правосознание, оформленное в декреты большевиков, более не нуждалось в монополии на банковское дело. Нэп создавал базу для развития денежно-кредитных отношений, которые уже не могли основываться на принципах 1917 г. В данной обстановке воссоздание кредитной системы началось сверху и нашло отражение в законодательных актах изучаемого периода.

Уже на XI съезде РКП(б) указывалось на необходимость создания системы кредитных учреждений помимо Государственного банка. "Создание подсобных кредитных институтов, контролируемых Госбанком и содействующих сосредоточению свободных денежных средств для производительного использования, равно как создание сети учреждений мелкого (кредитные кооперации) и локального кредита, должно происходить в пределах, не нарушающих доминирующей роли Госбанка" <5>.

Также, высказываясь за развитие кредитной системы путем открытия новых кредитных учреждений, видный государственный и партийный функционер А.М. Краснощеков замечал: "При организации Государственного банка ни сам Банк, ни высшие государственные органы Республики не ставили вопрос о кредитной монополии. На первых порах в условиях нарождающихся еще только институтов, вызванных к жизни новой экономической политикой, монополия кредитного дела являлась естественным последствием складывающихся отношений, а не принципиальным требованием" <6>.

--------------------------------

<5> Одиннадцатый съезд РКП(б): стенографический отчет. М., 1961. С. 542 - 543.

<6> Краснощеков А. Торгово-промышленный банк // Торгово-промышленная газета. 1922. N 71. С. 1.

Постепенный отход от принципа государственной банковской монополии начался с января 1922 г., когда Декретом ВЦИК и СНК от 24 января 1922 г. "О кредитной кооперации" <7>, "...для развития сельского хозяйства и кустарной промышленности" гражданам возвращалось право учреждать кредитные и ссудо-сберегательные кооперативные товарищества и одновременно восстанавливалась низшая ступень кредитной системы, обслуживающая кустарное и ремесленное производство.

--------------------------------

<7> О кредитной кооперации. Декрет ВЦИК и СНК от 24 января 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. N 12. Ст. 110.

Первым российским акционерным банком периода нэпа стал Юго-Восточный коммерческий акционерный банк (Югвостбанк), открывший свои операции 23 апреля 1922 г. <8>. Одновременно это было первое кредитное учреждение со смешанным капиталом. Данный банк, учрежденный при значительном содействии Государственного банка, находился под сильным его влиянием и действовал по директивам и указаниям Государственного банка, несмотря на то, что к 1 января 1923 г. на долю частного капитала приходилось 31,1% <9>. Впоследствии эта цифра значительно снижается.

--------------------------------

<8> Банки и кредитные учреждения СССР в 1924 г. Банковский справочник-ежегодник. М., 1924. С. 67.

<9> Фридман С.Л. Частный капитал на денежном рынке. М., 1925. С. 65.

В октябре 1922 г. начал свою работу Российский торгово-промышленный банк <10> (Промбанк), "...с целью содействовать развитию промышленности, транспорта, внешней и внутренней торговли", действовавший на основании устава, утвержденного Постановлением СТО от 8 августа 1923 г. <11> и занимавший второе место после Госбанка по объему операций.

--------------------------------

<10> Первоначально банк именовался "Российский Торгово-Промышленный Банк", впоследствии данное наименование было изменено на "Торгово-Промышленный Банк Союза ССР" // СЗ СССР. 1924. Отд. II. N 8. Ст. 47.

<11> Устав Торгово-Промышленного Банка Союза ССР утвержден СТО 8 августа 1923 г. // Вестник ЦИК, СНК и СТО. 1923. Отд. II. N 2. Ст. 6, изм. Постановлением СТО 5 марта и 13 августа 1924 г. (СЗ СССР. 1924. Отд. II. N 7. Ст. 46 и 47) и Постановлением СНК Союза ССР 26 июня 1926 г. (СЗ СССР. 1926. Отд. II. N 22. Ст. 150).

При учреждении Промбанка правительство допустило наличие в нем наряду с государственным и частный капитал. Частник был допущен к участию в этом банке на основании устава данной кредитной организации и без заключения концессионного договора. В дальнейшем советское законодательство регулирует порядок открытия кредитных учреждений, не устанавливая при этом тех ограничений, которые вытекают из государственной банковой монополии.

Другое кредитное учреждение - Российский коммерческий банк (Роскомбанк) <12> было образовано Постановлением СТО от 19 октября 1922 г. <13> на акционерных началах. Впоследствии Декретом СНК СССР от 16 декабря 1924 г. на его основе был создан Банк для Внешней Торговли СССР - (Внешторгбанк СССР) <14>. Учреждение этого банка - первый шаг в привлечении иностранного капитала для работы в приемлемых для него условиях. Учредителями банка являлся шведский (Стокгольмский) акционерный банк Svenska Ekonomi Aktiebolaget в лице шведского гражданина Олафа Ашберга, и с 12 декабря 1922 г. по март 1924 г. банк функционировал как частное кредитное учреждение <15>. В 1924 г. советское правительство полностью выкупило все находившиеся в руках шведского капитала акции Роскомбанка.

--------------------------------

<12> Первоначально банк именовался "Российский Коммерческий Банк", впоследствии был переименован в "Банк для Внешней Торговли СССР".

<13> Об утверждении Устава Российского коммерческого банка. Устав утвержден Постановлением СТО 19 октября 1922 г. // СУ РСФСР. 1923. Отд. II. N 4. Ст. 24.

<14> Устав Банка для Внешней Торговли СССР. Утвержден СНК СССР 16 декабря 1924 г. // СЗ СССР. 1925. Отд. II. N 4. Ст. 7.

<15> Банки и кредитные учреждения СССР в 1924 г. Банковский справочник-ежегодник. М., 1924. С. 48.

Вышеупомянутые банки являлись банками общесоюзного значения, призванные развивать кредитование промышленности и торговли, однако наряду с ними возрождалась система коммунальных банков, ломбардов, система сельскохозяйственных банков, кредитная система, обслуживающая кооперацию, общества взаимного кредита и другие кредитные организации.

Приведенные выше открывшиеся в период нэпа отраслевые банки общесоюзного значения - это кредитные учреждения, в которых наряду с государственным капиталом присутствовал и частный капитал. Таким образом, мы видим, что советское банковское законодательство, регулируя порядок открытия кредитных учреждений, уже не исходило из принципа государственной банковской монополии. Постановлением СТО о порядке утверждения уставов и надзоре за деятельностью кредитных учреждений регламентировался порядок открытия кредитных учреждений и надзора за ними со стороны Народного комиссариата финансов <16>. Однако и здесь нет упоминания о государственной банковской монополии, более того, в данном Постановлении не презюмируется возможность открытия лишь государственных кредитных учреждений.

--------------------------------

<16> О порядке утверждения уставов и надзоре за деятельностью кредитных учреждений. Постановление СТО от 10 ноября 1922 г. // СУ РСФСР. 1922 г. N 76. Ст. 943.

Говоря о кредитных учреждениях с частным капиталом <17>, можно отметить, что их развитие в период с 1922 по 1924 гг. шло довольно интенсивно. Особенно бурный рост показали общества взаимного кредита, которые за неполные два года увеличили свой баланс в 50 раз, вклады и учетно-ссудные операции - более чем в 40 раз, а размер капитала - в 35 раз <18>. Таким образом, мы видим, что принцип банковской монополии государством не реализовывался и необходимости в нем на тот момент не было.

--------------------------------

<17> Сюда нужно отнести в том числе Российский коммерческий банк и Юго-Восточный коммерческий банки, так как они предполагались как частные кредитные учреждения и вплоть до огосударствления занимались финансированием частной торговли и промышленности.

<18> Фридман С.Л. Частный капитал на денежном рынке. М., 1925. С. 40 - 41.

Тем не менее большевики и не думали отказываться от классовой борьбы, хотя и признавали хозяйствующую "новую буржуазию" "общественно необходимым слоем, выполняющим - в известной мере, в известных пределах, в известном отрезке времени - общественно полезную функцию", но все же с последующим "экономическим вытеснением с параллельной заменой стоящих за нею людей и аппаратов своими людьми, учреждениями, аппаратами" <19>.

--------------------------------

<19> Бухарин Н.И. Избранные произведения. М., 1990. С. 303.

В советском законодательстве изучаемого периода наиболее распространенной организационной формой кредитного учреждения являлось акционерное общество. Специальное Положение об акционерных обществах урегулировало вопрос о порядке возникновения акционерных банков <20>. Данный нормативно-правовой акт не ограничивал организацию частных акционерных банков, но подчинял их учреждение общему для всех акционерных обществ разрешительному порядку.

--------------------------------

<20> Об утверждении Положения об акционерных обществах: Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 17 августа 1927 г. // СЗ СССР. 1927. N 49. Ст. 500.

Советское законодательство содержало вышеуказанные нормы, регулирующие организацию и деятельность кооперативных, смешанных и частных кредитных учреждений. Кооперативными кредитными учреждениями являлись организации кооперативного кредита (сельскохозяйственные и промысловые кредитные товарищества и их союзы), Всероссийский кооперативный и Украинский кооперативный банки. Смешанными кредитными обществами являлись коммунальные банки. Общества взаимного кредита были частными кредитными организациями <21>. Уставами акционерных банков общесоюзного значения (Промбанк <22>, Цекомбанк <23> и др.) участие частного капитала допускалось.

--------------------------------

<21> Постановление ЦИК и СНК СССР от 8 февраля 1928 г. "О введении в действие Положения об обществах взаимного кредита" // СЗ СССР. 1928. N 11. Ст. 93; Положение об обществах взаимного кредита, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 февраля 1928 г. // СЗ СССР. 1928. N 11. Ст. 94.

<22> Устав Торгово-Промышленного Банка Союза ССР, утвержден СТО 8 августа 1923 г. // Вестник ЦИК, СНК и СТО. 1923. Отд. II. N 2. Ст. 6; изменен Постановлением СТО 5 марта и 13 августа 1924 г. // СЗ СССР. 1924. Отд. II. N 7. Ст. 46 и 47 и Постановлением СНК Союза ССР 26 июня 1926 г. // СЗ СССР. 1926. Отд. II. N 22. Ст. 150.

Из вышеприведенных примеров мы видим, что советское банковское законодательство периода нэпа допускало существование кредитных учреждений не только с государственным, но и со смешанным и частным капиталом. В связи с этим стоит полностью согласиться с профессором М.М. Агарковым, утверждавшим, что "институт государственной банковой монополии действующему советскому праву неизвестен" <24>.

--------------------------------

<24> Агарков М.М. Основы банковского права: Курс лекций. 2-е изд. М.: Издательство БЕК, 1994. С. 23.

Относительно перспектив развития кредитных учреждений с частным капиталом, одним своим существованием попиравших хотя и не реализуемый, но и неотмененный принцип государственной банковской монополии, можно сказать следующее. На наш взгляд, только в первые годы нэпа можно было предположить, что найдена квинтэссенция сосуществования капиталистических отношений в стране победившего пролетариата. "Это было время, когда стал было утверждаться кое-какой гражданский правопорядок, и разговоры о "революционной законности" были в большой моде" <25> - так вспоминал о том периоде известный российский экономист и общественный деятель Б.Д. Бруцкус.

--------------------------------

<25> Бруцкус Б.Д. Народное хозяйство Советской России, его природа и его судьба // Вопросы экономики. 1991. N 9. С. 132.

Однако для большинства советского руководства, особенно после смерти В.И. Ленина, перспектива восстановления частного капитала, тем более в банковской сфере, была более чем пугающей. "Ростки капитализма, проявившиеся в первые годы нэпа, не развились. Они и не могли развиться, ибо капитализм совсем не есть бурьян, который растет в каждом грязном углу. Это очень сложная и нежная организация, и необходимой ее предпосылкой является правовое государство" <26>.

--------------------------------

<26> Там же. С. 136.

Итак, мы видим, что стремительно развивающаяся экономика фактически не оставляла большевикам выбора в вопросе о создании кредитных учреждений без участия государственного капитала. Однако в данном случае нужно понимать, что советское правительство, несмотря на фактически отсутствующую государственную банковскую монополию, не собиралось отказываться от государственного доминирования в банковской сфере. Складывающаяся в начале нэпа нормативно-правовая база путем регулирования процедуры открытия кредитных учреждений и надзора за их деятельностью обеспечила занятие "командных высот" в банковской сфере. Контроль государства за функционированием кредитных учреждений и создавал определенные предпосылки, при которых "...у государства развязаны руки, и оно может выработать совершенно новые условия деятельности частных банков" <27>.

--------------------------------

<27> Сиринов М. Условия восстановления деятельности частных банков в России // Вестник финансов. 1922. N 30. С. 14.

Как отмечалось выше, принцип государственной банковской монополии в период новой экономической политики был на время забыт. Однако постепенно начинает складываться так называемая плановая система, связанная с тотальным, но не всегда умелым контролем производства и распределения, под которую подгонялась реальность. Уже к 1929 г. охарактеризовать проблему частного капитала в кредитной сфере можно было следующим образом: "Немногочисленные Общества Взаимного Кредита располагают лишь незначительными собственными средствами и находятся в полной зависимости от Госбанка. Крупнейшие Общества Взаимного Кредита в столицах уже закрыты по обвинению в спекуляции, а их деятели если не расстреляны, то размещены в Соловках или Нарыме" <28>.

--------------------------------

<28> Бруцкус Б. Указ. соч. С. 134.

Без прочных позиций в торговле и промышленности независимое кредитное учреждение с частным капиталом в стране с гегемонией пролетариата существовать уже не могло. Наряду с этим из управления кредитом и финансами вытеснялись беспартийные квалифицированные специалисты высших звеньев. Система начинала приобретать двухуровневый характер: зачастую некомпетентное централизованное управление и малоквалифицированные и малоопытные исполнители на местах за счет укрепления партийного ядра в финансовых учреждениях. Идея государственной банковской монополии вновь становится актуальной, и у кредитных учреждений с частным капиталом будущего как такового уже не было.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_7210.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!