Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Основные обязанности и права осужденных»

/ Уголовное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. В.И. Селиверстова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.
2. Уголовно-исполнительное право / Под ред. А.Я. Гришко. М.: Моск. ун-т МВД России, 2008.
3. Уголовно-исполнительное право. Общая часть / Под ред. Ю.И. Калинина. 4-е изд., перераб. и доп. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2006.
4. Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. М.: БЕК, 2008.
5. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Инфра-М, 2007.
6. Уголовно-исполнительное право России: Учеб. и основные нормативно-правовые акты / Под ред. О.В. Филимонова. М.: ЮрИнфоР, 2008.
7. Уголовно-исполнительный кодекс с научными комментариями по главам ученых-правоведов. М.: Новый век, 2008.


Работа похожей тематики


Институт служебных изобретений в российском патентном законодательстве

Черничкина Г.Н.
Современное право, 2005.
В российское патентное законодательство понятие служебного изобретения было введено с принятием Патентного закона РФ от 23.09.1992 N 3517-1 (далее - ПЗ РФ). Согласно п. 2 ст. 8 ПЗ РФ право получить патент на изобретение, созданное работником (автором) в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебное изобретение), принадлежит работодателю, если договором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное.
Ранее действующие законодательные акты, регламентирующие патентную форму охраны изобретений (Постановление ЦИК и СНК СССР от 12.09.1924 "О патентах на изобретения" (далее - Постановление), Закон СССР от 31.05.1991 N 2213-1 "Об изобретениях в СССР" (далее - Закон)), понятия "служебное изобретение" не содержали, однако учитывали при распределении прав на изобретение обстоятельства его создания. Согласно п. 6 Постановления право на получение патента на изобретение, созданное изобретателем в связи с его работой на предприятии, переходит к владельцу предприятия, если деятельность изобретателя по роду его служебных обязанностей направлена именно на изыскание этого рода изобретения, о чем заключено письменное соглашение, и если при этом изобретение не выходит за пределы данного ему предприятием задания. Пункт 2 ст. 4 Закона предусматривал, что патент на изобретение, созданное работником, выдается работодателю, а договор заключается в отношении изобретений, создаваемых в результате решения конкретных задач в соответствии с выдаваемыми работнику заданиями. В целом в обоих случаях Закон презюмировал права изобретателя на созданное изобретение. Работодателю права могли принадлежать только на основе заключенного договора и при условии создания изобретения в результате решения конкретных задач в соответствии с заданием работника либо если деятельность изобретателя по роду служебных обязанностей была направлена именно на изыскание этого рода изобретений.
Законодательные акты того периода, декларируя исключительные права государства на изобретения, перечисляли условия, в силу которых на изобретения может быть выдано авторское свидетельство. Например, п. 24 Положения от 21.08.1973 N 584 "Об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях" (далее - Положение) гласил: "На изобретение выдается авторское свидетельство, если оно создано в связи с работой автора на государственном, кооперативном, общественном предприятии, в организации или в учреждении или по их заданию, а также если автору была оказана денежная или иная материальная помощь государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организацией или учреждением". Таким образом, законодательство так или иначе решало вопрос баланса интересов субъектов при распределении прав на изобретение с учетом обстоятельств, в силу которых изобретение было создано.
Представляется, что институт служебных изобретений ПЗ РФ имеет в этом плане немаловажное значение, особенно с учетом того, что большинство новых объектов техники, в том числе изобретений, создаются на средства бюджета в рамках выполнения государственных контрактов. Исследование закрепленного в ПЗ РФ правового явления, разграничивающего правовую охрану изобретений, а именно принадлежность прав на изобретение в зависимости от обстоятельств создания изобретения, представляется актуальным.
В исследованиях института служебных изобретений как в российском, так и в зарубежном законодательстве отмечалось, что отнесение изобретения к служебному связано с наличием двух условий <*>. В.А. Дозорцев считает, что основанием перехода прав на изобретение к работодателю является наличие условий, к которым относят служебные (трудовые) обязанности и задание работодателя. Служебные (трудовые) обязанности есть лишь условие, при котором начинает "работать" подлинное основание - служебное задание. Трудовые функции должны иметь только одно значение: задание может быть дано лишь в пределах трудовых функций <**>. В этом с ним согласен Д.Ю. Шестаков: работа, написанная в служебное время, не входит в трудовые обязанности, и она не будет служебной, поскольку в отношении ее не было служебного задания <***>.
--------------------------------
<*> См.: Азимов Ч.Н. Правовое регулирование служебных изобретений научно-исследовательских и конструкторских организаций: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Харьков, 1971. С. 10 - 11.
<**> См.: Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003. С. 301.
<***> См.: Шестаков Д.Ю. Интеллектуальная собственность в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ: Дис... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 204, 212.
Наличие трудовых отношений между работодателем и работником, создающим изобретение, приводит С.А. Казьмину к мысли, что служебные изобретения регулируются трудовым правом <*>. Иной точки зрения придерживается В.А. Дозорцев, который считает, что основанием перехода прав к работодателю является гражданско-правовой, а не трудовой договор, просто в документ, именуемый трудовым договором, могут быть включены гражданско-правовые условия <**>. Другие правоведы считают, что имеет значение не столько факт заключения трудового договора, сколько его сущность, состоящая в изобретательских обязанностях, соблюдение которых должно расцениваться в качестве исполнения долга.
--------------------------------
<*> См.: Казьмина С.А. Правовое регулирование служебных изобретений в Российской Федерации: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 15.
<**> Дозорцев В.А. Указ. соч. С. 297.
В любом случае анализ условий, в силу которых патентный закон относит изобретение к служебному, позволяет предположить, что эти условия аналогичны в российском законодательстве условиям, относящим произведения науки, искусства, литературы также к служебным. В п. 1 ст. 14 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" говорится, что служебным является произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Представляется, что различные по своей правовой природе результаты интеллектуальной деятельности - произведение и изобретение (техническое решение задачи) - не могут быть отнесены к служебным при одинаковых условиях.
Произведение как объект авторского права характеризует только его форма выражения, поэтому для отнесения произведения к служебному автору достаточно получить от работодателя задание, в какой форме выразить то или иное содержание. Работодатель приобретает исключительное право использовать только заказанное произведение, т.е. в конкретной форме. Представляется, что именно на этом основывается судебная практика. Пленум Верховного Суда СССР в своем Постановлении от 18.04.1986 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений" исходит из того, что служебным произведением признается только работа, выполненная в порядке именно служебного задания - планового. Сам по себе факт использования автором для создания произведения МАТЕРИАЛОВ ОРГАНИЗАЦИИ (выделено мною. - Г.Ч.), с которой он находится в трудовых отношениях, не может служить основанием для вывода, что выполненная работа является плановой (т.е. служебной. - Г.Ч.). Это согласуется с тем, что авторское право охраняет только форму выражения, но не содержание произведения.
Иное дело - изобретение (техническое решение задачи, согласно п. 1 ст. 4 ПЗ РФ). Чтобы работник нашел, придумал решение, задачу в той или иной области, ему необходимо сформулировать, предоставить информацию об уровне техники. Даже если работник в силу своих служебных (трудовых) обязанностей уже осведомлен о задаче, найденное им решение необходимо проверить. Не случайно одно из условий патентоспособности изобретения - это промышленная применимость. Для проверки решения требуются оборудование и материалы работодателя. Представляется, что затраты работодателя на информацию, оборудование, материалы, предоставляемые работнику для решения технической задачи, должны учитываться в условиях, в силу которых изобретение относят к служебному.
В литературе отмечаются случаи, когда сотрудники университетов присваивают служебные изобретения, заключая трудовые договоры со сторонними организациями по темам, соответствующим тематике проводимых в университете работ. Некоторые сотрудники используют университетское оборудование, помещения и результаты исследований, создают небольшие частные фирмы, не сообщая об этом руководству университета. Однако последнее спокойно относится к таким нарушениям, считая это экономически оправданным в связи с низкой оплатой труда ученых <*>.
--------------------------------
<*> См.: Дежина И.Г. Проблемы прав на интеллектуальную собственность // Институт экономики переходного периода: Науч. тр. N 56Р. М., 2003. С. 62.
В целом же ситуация сегодня такова, что сотрудники не склонны раскрывать новые результаты. Отмечается, что ежегодно иностранные компании получают несколько десятков патентов, авторами которых являются российские граждане, а в основе созданных ими изобретений лежат разработки, выполнявшиеся ранее за счет средств российского государственного бюджета. Порядка восьмисот патентов, заявителями, авторами и изобретателями которых являются российские граждане, принадлежит западным компаниям. Большим пакетом уникальных изобретений российских ученых владеет министерство торговли США. Антильские острова также владеют огромным количеством патентов на российские достижения в области авиации и ракетостроения <*>. Создаются реальные предпосылки для реэкспорта российских разработок на экономически невыгодных для нашего государства условиях <**>.
--------------------------------
<*> См.: Птичкин С. Россия на грани патентной войны // Российская газ. 1999. 19 июня.
<**> См.: Орлова Н. Реализация государственной политики использования объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. 2002. N 12. С. 42 - 43.
В отечественной правовой литературе неоднократно высказывались предложения о совершенствовании института служебных изобретений. Например, В.И. Еременко считает, что изобретение может быть признано служебным, если доказано, что работником было использовано оборудование работодателя <*>. Для работника предлагается установить материальную ответственность. Аналогичного мнения придерживается С.В. Усольцева, которая предлагает выделить категорию изобретений, созданных при помощи средств предприятия, не включая их в понятие служебных, поскольку это прямо не предусмотрено ПЗ РФ (в зарубежном законодательстве такие изобретения получили название переходящих). Автор предлагает обязать работника уведомлять работодателя о всех созданных изобретениях и установить ответственность за неисполнение этой обязанности в размере реального ущерба, дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения и переход всех прав на созданное изобретение к работодателю <**>. Наиболее приемлемыми из предложенных видов представляются последствия, связанные с переводом на работодателя прав по заявке, неправомерно поданной работником (его правопреемником), или прав по патенту, неправомерно полученному работником (его правопреемником).
--------------------------------
<*> См.: Еременко В.И. Служебные изобретения в России // Интеллектуальная собственность. 1993. N 5 - 6. С. 7 - 10.
<**> См.: Усольцева С.В. Результаты интеллектуальной деятельности как правовая категория: Дис... канд. юрид. наук. Иркутск, 1997. С. 109 - 110.
Кроме того, В.И. Еременко и С.В. Усольцева сходятся во мнении, что с учетом мировой практики целесообразно признавать служебными и такие изобретения, которые созданы работником в течение одного года после прекращения трудовых отношений с работодателем. В этом их поддерживает М.А. Коломейцева, которая предлагает установить в законодательстве определенный срок, в течение которого заявленное изобретение презюмируется как служебное <*>. Она предлагает внести в ПЗ РФ положения, способствующие разрешению спорных ситуаций, когда изобретение создано не в связи с выполнением служебных обязанностей или не по заданию работодателя, а когда работник использовал только опыт, материальные и технические средства работодателя. В этом случае, считает она, работодатель имеет право на использование изобретения в собственном производстве с выплатой компенсации патентообладателю.
--------------------------------
<*> См.: Коломейцева М.А. Охрана прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Дис... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 129.
Однако в такой ситуации, по нашему мнению, остается нерешенным вопрос, кто будет компенсировать работодателю использование его материальных и технических средств. Использование их работником не для выполнения служебных обязанностей (независимо, в рабочее или нерабочее время) можно признать наймом, что подлежит оплате, если только работодатель прямо не заявит о безвозмездности такого использования.
Исследователи предлагают условия, при наличии одного из которых изобретение следует относить к служебным. К таким условиям следует отнести создание изобретения по прямому заданию организации, на основе накопленного опыта организации, при материальной помощи организации, создание изобретения, относящегося к области производственной деятельности организации.
Зарубежное патентное законодательство по-разному подходит к регулированию прав на изобретения, созданные работником юридического лица. Одни законы содержат институт служебных изобретений, другие - нет.
Например, в американском законе о патентах института служебных изобретений нет. В привычном для российского законодательства понимании определение "служебное изобретение" содержится в специальных правилах, разработанных Управлением по патентам и товарным знакам. Правила отдельных корпораций и некоммерческих организаций также могут содержать это определение, так как законодательство этому не препятствует <*>. В любом случае законодатели сосредоточивают внимание на определении интересов государства в изобретениях, которые были сделаны либо при участии лиц, работающих в государственных организациях, либо при финансовом участии федерального правительства.
--------------------------------
<*> См.: Соловьева С.В. Регулирование режима изобретений в законодательстве США // Законодательство о науке: Современное состояние и перспективы развития / Отв. ред. В.В. Лапаева. М., 2004. С. 296.
Исполнительные приказы президента США, которые являются одной из составляющих законодательства о патентных правах на изобретения, устанавливают критерии, по которым все права на изобретения переходят к правительству США. Так, изобретение принадлежит правительству, если оно было сделано работником или служащим государственного юридического лица и результат был достигнут: в рабочее время; при использовании оснащения, оборудования, материалов, фондов, информации, принадлежащих государственному юридическому лицу; при выполнении официальных обязанностей или заданий; при выполнении своих должностных обязанностей, если изобретение стало побочным достижением. При любых обстоятельствах у правительства возникают те или иные права на изобретения, сделанные государственными служащими или работниками. Это либо исключительные права патентообладателя, либо право бесплатного использования изобретения на основании постоянной, безотзывной, бесплатной лицензии с правом выдачи сублицензии для достижения государственных целей. Эта лицензия оформляется на правительство одновременно с патентом.
Те патентные законодательства зарубежных стран, которые содержат правовой институт служебных изобретений, предусматривают договорный порядок приобретения работодателем прав на изобретение. В целом, если работник нанят для выполнения исследовательской работы или каких-либо изысканий или если выполнение обязанностей включает осуществление изобретательской деятельности, то изобретение принадлежит работодателю. Работник вправе получить дополнительное вознаграждение. Например, такое положение характерно для патентного закона Италии. Однако если договором между работодателем и работником не предусмотрено иное, то помимо основных двух условий - служебные (трудовые) обязанности и задание работодателя - изобретение может относиться к служебному и при наличии других условий, которые содержат законы других стран.
Кодекс интеллектуальной собственности Франции признает за работодателем право на передачу ему в собственность или пользование изобретения, если оно относится к сфере деятельности компании, создано с использованием технических, специальных средств или информационных сведений, приобретенных этой компанией.
В патентном законе Израиля сказано, что любое лицо, получающее зарплату от государства или агентств, подпадающих под перечень министра юстиции, в случае если оно создало изобретение даже в течение 6 месяцев после окончания государственной службы, обязано уведомить официальное лицо в установленном порядке.
Закон о патентах Великобритании для отнесения изобретения к служебному вводит дополнительный критерий: обстоятельства, в силу которых вполне разумным было бы ожидать создание изобретения в процессе выполнения своих обязанностей работником <*>.
--------------------------------
<*> См.: Закон о патентах Великобритании // Патентное законодательство зарубежных стран: Переводы / Сост. Н.К. Финкель. Т. 1. М., 1987. С. 184 - 185.
Упоминания заслуживает специальный закон Германии. Служебными являются изобретения, сделанные работником в период действия трудового договора на основе работы, порученной работодателем, либо производственного опыта предприятия в целом. Если изобретатель работает в научно-исследовательской лаборатории или осуществляет творческую или руководящую деятельность в конструкторском отделе, то изобретательская деятельность является его непосредственной обязанностью. В этом случае изобретение считается служебным и тогда, когда оно создано не на основе достигнутого на данном предприятии уровне развития, а самостоятельно.
И.Н. Басовец, исследуя правовую охрану изобретений в Германии, отмечает, что автором служебного изобретения считается и лицо, связанное с нанимателем отношениями субординации и личной зависимости <*>.
--------------------------------
<*> См.: Басовец И.Н. Патентная охрана изобретений в ФРГ: Дис... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 40.
Представляется, что под эту категорию подпадают и первые лица предприятия. Создание изобретения на основе опыта и работ предприятия переводит его в число служебных изобретений. "Предполагается, что предприятие играет существенную роль в деле создания изобретения и что создание изобретения является не только заслугой изобретателя" <*>. После прекращения трудовых отношений работник обязан уведомить работодателя об изобретении, если оно создано с использованием опыта предприятия. Во всех остальных случаях изобретения считаются свободными.
--------------------------------
<*> Финкель Н.К. Правовая охрана промышленной собственности в Германии. М., 1995. С. 46.
Изобретение считается свободным, если оно сделано в нерабочее время и не связано с производственной деятельностью предприятия. Однако и в случаях, когда изобретение признается свободным, работник обязан предложить его своему работодателю, который имеет преимущественное право приобретения свободных изобретений.
Представляется, что положения зарубежного законодательства о служебных изобретениях могут быть приняты за модель регулирования служебных изобретений в России, в особенности созданных при выполнении государственного контракта. Необходимо специальное правовое регулирование служебных изобретений, созданных на средства государства для обеспечения охраны интересов государства. Специалисты предлагают относить к служебным изобретения, созданные за счет средств бюджета <*>. По нашему мнению, можно учесть опыт ранее действовавшего законодательства, прежде всего п. 24 Положения.
--------------------------------
<*> См.: Смирнов В., Курдюмов Ю., Антипин В. О распределении прав на объекты промышленной собственности, созданные при выполнении работ за счет государства // Интеллектуальная собственность. 1995. N 11 - 12. С. 8.
С учетом изложенного следует признать, что институт служебных изобретений - это особый правовой институт, позволяющий осуществить распределение прав на изобретение с учетом обстоятельств, в силу которых изобретение создано. Однако данный институт ПЗ РФ построен по модели служебных произведений, без учета особенностей правовой природы такого результата интеллектуальной деятельности, как техническое решение. Представляется, что институт служебных изобретений должен учитывать обстоятельства создания изобретения для обеспечения баланса интересов всех лиц, причастных к его созданию. В особенности это относится к обеспечению охраны интересов государства на изобретения, созданные по государственному контракту.
Предлагаем п. 2 ст. 8 ПЗ РФ сформулировать следующим образом: "Право на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец (служебное изобретение, полезную модель, промышленный образец), созданные работником (автором) в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, либо созданные с использованием знаний или технических или специальных средств либо информационных сведений работодателя, либо если они относятся к сфере деятельности работодателя, - принадлежит работодателю, если договором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное".
Источник: http://www.juristlib.ru/book_3580.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!