Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства России»

/ Уголовное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. В.И. Селиверстова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.
2. Уголовно-исполнительное право / Под ред. А.Я. Гришко. М.: Моск. ун-т МВД России, 2008.
3. Уголовно-исполнительное право. Общая часть / Под ред. Ю.И. Калинина. 4-е изд., перераб. и доп. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2006.
4. Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. М.: БЕК, 2008.
5. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Инфра-М, 2007.
6. Уголовно-исполнительное право России: Учеб. и основные нормативно-правовые акты / Под ред. О.В. Филимонова. М.: ЮрИнфоР, 2008.
7. Уголовно-исполнительный кодекс с научными комментариями по главам ученых-правоведов. М.: Новый век, 2008.


Работа похожей тематики


Эволюция государственно-церковных отношений в Древней Руси в условиях рецепции византийской концепции

Ахмедов Р.М.
Электронный ресурс, 2010.

В статье рассматриваются особенности становления государственно-церковных отношений в Древнерусском государстве.

Ключевые слова: Древняя Русь, князь, христианство, религия, "симфония священства и царства".

The main peculiarities of formation of the state-confessional interrelations in Old Russian State are considered in the work.

Key words: Old Russia, prince, christianity, religion, symphony of "priesthood and reign".

В церковной традиции существует предание, что первым христианство на земле Древней Руси возвестил апостол Андрей Первозванный. Церковные историки Ориген и Евсевий Кесарийский повествуют, что в I в. апостол Андрей проповедовал в Скифии (Северное Причерноморье), поскольку ему так выпал жребий при распределении территорий благовествования между апостолами. Согласно апокрифическим сказаниям апостол Андрей, придя из Синопа в Херсонес (Корсунь), узнал, что неподалеку есть устье Днепра, и решил подняться до варяжских земель, а оттуда идти в Рим. Находясь во время стоянки в среднем течении Днепра, Андрей Первозванный, согласно сказаниям, предрек на указанном месте возникновение великого христианского города - Киева. В ознаменование указанного пророчества он благословил холмы на берегу реки и воздвиг на одном из них крест <1>.

--------------------------------

<1> История религии: Учебник: В 2 т. Т. 2 / Ф.М. Ацамба, Н.Н. Бектимирова, И.П. Давыдов и др.; под общ. ред. И.Н. Яблокова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Высшая школа", 2004. С. 150.

Однако согласно скупым записям памятников древней истории впервые упоминания о крещении восточнославянских племен, населявших территорию Древней Руси, относятся к VIII в. В "Житии Св. Стефана Сурожского" сообщается, что в ходе военного набега на Сурож, "по малу лет" после смерти св. Стефана (787 г.), предводитель нападавших "князь Бравлин из Великого Новгорода" внезапно заболевает и исцеляется лишь после своего крещения. Подобное сообщение, относящееся к 840 г., имеется и в "Житии Св. Георгия Амастридского". К тому же времени относится известие арабского географа Ибн-Хордадбеха о христианах среди русских купцов. Достоверные свидетельства о крещении руссов и о создании у них церковной иерархии во главе с архиепископом после неудачного набега на Константинополь в 860 г. находятся в энцикле патриархия Фотия 867 г. и в сочинении императора Константина Багрянородного "О Василии Македонянине". В "Жизнеописании императора Василия", составленном императором Константином Багрянородным, указывается, что "щедрыми раздачами золота, серебра и шелковых одеяний склонил к соглашению (император Василий - Р.А.) неодолимый и безбожный народ россов, заключил с ними мирные договоры, убедил приобщиться к спасительному крещению и уговорил принять рукоположенного патриархом Игнатием архиепископа, который, явившись в их страну, стал любезен народу таким деянием..." <2>. Данное сообщение также содержится в виде записи в Парижском кодексе: "...в царствование императора Василия Македонянина, в 6390 г., был крещен народ Рос" (6390 г. от сотворения мира по византийской хронологической традиции - период между 1 сентября 881 г. и 31 августа 882 г. <3>). Описан этот факт и хронографом Кедриным, который сообщает, что после неудачной осады греческой столицы "...пришло от руссов в царствующий град посольство, просившее сделать их участниками божественного крещения, что и было" <4>.

--------------------------------

<2> Петров И.В. Государство и право Древней Руси (750 - 980 гг.). СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2003. С. 53 - 54; Перевезенцев С.В. Россия: великая судьба. М.: Издательство "Белый город", 2005. С. 132.

<3> Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1998. С. 107 - 108.

<4> Боханов А.Н. Русская идея. От Владимира Святого до наших дней. М.: Издательство "Вече", 2005. С. 32.

Таким образом, согласно исторической справке, при императоре Василии, т.е. в период между 867 и 881 (882) гг., имело место начало христианизации Руси, осуществленное под давлением императорской Византии. В этот период времени крещение приняли те старейшины, которые являлись политической элитой государства, а также некоторые участники вечевых собраний Киева.

Активное развитие торговых отношений в IX в. между Русью и Византией способствовало развитию на Руси греческой просветительской миссии. Древняя Русь, попав в число территории греческих миссионерских завоеваний, стала числиться формально и титулярно в юрисдикции Царьградского патриарха, поставленной на 61-е место, имя которой "митрополия русская" <5>.

--------------------------------

<5> Карташев А.В. История Русской церкви. М.: Издательство "Эксмо", 2005. С. 48 - 49.

Во времена княжения на Руси великого князя Игоря (912 - 942 гг.) в Древней Руси начинается активный процесс рецепции византийских политических, публично-правовых и социально-культурных институтов и норм. Культивируется славянская богослужебная письменность, домовые церкви становятся "соборными", а простонародные верования стали истолковываться в библейско-христианском смысле, тем самым продолжая миссию по христианизации русского народа <6>.

--------------------------------

<6> Карташев А.В. Указ. соч. С. 52 - 53.

Дело князя Игоря продолжила его вдова княгиня Ольга (945 - 969 гг.), которая, сосредоточив в своих руках исполнительную и законодательную внутреннюю власть, во внешней политике Руси окончательно нормализовала отношения с православной Византией, увенчав этот процесс в своем визите в Константинополь и принятием ею христианства в 955 г. После крещения Ольга получила имя Елена <7>. Память о ее государственной деятельности придала авторитет новой вере, а благодаря ее воспитанию три ее внука Ярополк, Олег и Владимир были приобщены к христианству <8>.

--------------------------------

<7> Константин Багрянородный // Святая Ольга. Владимир Святой. М., 1996. С. 111 - 112; "Повесть временных лет" по Лаврентьевскому списку. С. 60 - 64; Перевезенцев С.В. Указ. соч. С. 83.

<8> Однако пришедший затем во власть князь Святослав (945 - 972 гг.) уничтожил предыдущие успехи Ольги во внешней политике во взаимодействии с Царьградом по христианизации Руси. Святослав, увлекшись идей военного покорения славянами Царьграда, стал строить на территории Дунайской Болгарии новый центр великого славянского государства со столицей в Предславле (Переяславец). Лишь гибель князя Святослава в 972 г. у днепровских порогов от рук печенегов не позволила ему воплотить эту идею в жизнь. См.: Карташев А.В. Указ. соч. С. 59.

В 972 г. великим киевским князем становится Ярополк, помыслы которого были направлены на создание политических условий для дальнейшего крещения всего русского народа. Этому способствовал и заключенный политический и церковный мир во времена княжения Ярополка с Царьградом, благодаря которому стали перерабатываться и приспосабливаться все житейские и летописные тексты к официальной версии о миролюбивых взаимоотношениях Руси и Царьграда с момента возникновения русской государственности.

Имперские амбиции Византии в конце X в., проявившиеся в отношении возможности включения в состав Вселенской империи вновь образованного Древнерусского государства, с целью дальнейшего его введения в единое церковно-государственное тело в качестве новокрещеного народа "византийского сообщества (содружества) наций", активизировало политическое и церковное воздействие христианской империи на политическое руководство Киевского государства. Наиболее полно это проявилось в период правления великого князя Владимира Святославовича.

В 978 г. великим киевским князем становится Владимир Святославович (978 - 1015 гг.), в период правления которого завершается складывание территории Древнерусского государства и процесс "окняжения" земель восточно-славянских племенных союзов, вошедших в его состав. Благодаря чему образовалась единая военно-дружинная корпорация во главе с великим князем, защитником и главой государства <9>.

--------------------------------

<9> Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: Издательство "АСТ", 2004. С. 417 - 426.

Разноплеменное население, занимавшее всю эту территорию, вошло в состав Великого княжества Киевского, или Русского государства. Но это Русское государство еще не было государством русского народа, потому что еще не существовало самого этого народа. К первой половине XI в., по мнению А.Н. Боханова, были готовы только этнографические элементы, из которых потом в долгом и трудном процессе вырабатывается русская народность <10>.

--------------------------------

<10> Боханов А.Н. Указ. соч. С. 44.

Борьба великокняжеской власти с племенной разобщенностью за создание единой централизованной государственности сделала необходимыми организацию и проведение в государстве религиозной реформы по унификации языческих культов. В расчете на сочувствие народных масс князь Владимир в 981 г. приступил к проведению религиозной реформы.

Суть религиозной реформы заключалась в установлении единого языческого культа из шести богов во главе с богом грозы и войны - Перуном (так называемый пантеон Владимира). Образованный единый языческий культ должен был стать государственной религией Киевской Руси <11>, воплотившей в себе традиционные культы богов с целью упрочнения древнерусской государственности.

--------------------------------

<11> Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. М.: Издательство "КноРус", 2005. С. 13 - 14.

Реформа была проведена с достаточным размахом. Однако желаемого результата Владимир не достиг, так как единое язычество не было воспринято славянскими племенами как необходимость, как единая религиозная система, сохранив верность лишь собственным богам, несмотря на решения киевского князя. В перспективе такая духовная и идеологическая ситуация могла привести к межплеменной розни. Возникший религиозный кризис Владимир решил разрешить созданием для княжества единой новой монотеистической религии, которая могла бы создать великую державу и снять многочисленные религиозные противоречия, существующие внутри языческих народов, населявших Киевскую Русь.

В 986 г. в Киев прибыли миссионеры из разных стран и разных вероисповеданий в надежде склонить на свою сторону русского князя. Предварительно изучив разные веры, Владимир вместе со своей дружиной в 988 г. "обратился в греческую веру".

В условиях активной внешней политики Древнерусского государства само православное крещение Руси представлено летописцем в "Житии святого Владимира" как результат "выбора веры" 986 - 987 гг., сделанного князем, боярами и старцами между исламом, иудаизмом и христианством. Сам выбор представлен двумя этапами: первоначально в Киев приходят миссионеры каждой из конфессий, излагая перед Владимиром основы своего вероисповедания, после чего князь отправляет 10 "добрых и смысленных" мужей в посольство, которое должно оценить каждое из вероисповеданий. Характерно, что целью посольства являлось не выяснение особенностей богословия каждой из конфессий, а знакомство с их богослужением.

Другой источник, "Повесть временных лет", связывает принятие Русью христианства и крещение князя Владимира в 988 г. непосредственно со взятием русскими войсками Херсонеса, что представлено так называемой Корсунской легендой <12>. Однако хронология "Памяти и похвалы князю Владимиру", принадлежащая Иакову Мниху, разводит во времени эти два события и датирует крещение князя 987 г., а взятие Корсуня - 989 г. Но "Повесть временных лет" вполне возможно согласовать с "Памятью", поскольку византийская практика таинства крещения отделяла оглашение - наставление в вере от самого таинства, которое могло быть совершено через несколько лет <13>.

--------------------------------

<12> Российское законодательство X - XX веков. Т. 1: Законодательство Древней Руси. М., 1984. С. 139 - 140.

<13> История религии: Учебник: В 2 т. / Ф.М. Ацамба, Н.Н. Бектимирова, И.П. Давыдов и др.; под общей ред. И.Н. Яблокова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Высшая школа", 2004. Т. 2. С. 153.

Согласно исторической справке, мятеж византийского узурпатора Варды Фоки в 987 г. заставил императоров Василия и Константина обратиться за военной помощью к русскому князю. В обмен на отправку в Византию русского корпуса Владимир заключает соглашение о своей свадьбе с сестрой императоров Анной, одним из условий которой является крещение Руси, которое в принципе уже было предрешено "выбором веры". В этой ситуации поход на Корсунь 988 г. может рассматриваться или как помощь императорам в борьбе против мятежного города, или как определенное давление с целью заставить Византию выполнить условия договора. Поэтому, по мнению профессора А.В. Солдатова, князь Владимир мог пройти оглашение еще в Киеве непосредственно после "выбора веры", а в купель взошел уже в покоренном Херсонесе <14>. Однако сам выбор веры князем Владимиром стал итогом довольно длительного исторического процесса христианизации населения славянских земель.

--------------------------------

<14> См. подр.: Религиоведение: Учебное пособие. СПб.: Издательство "Лань", 2004. С. 463.

Анализируя религиозную реформу князя Владимира, необходимо отметить, что до Владимира ни один из руководителей христианских государств данного периода времени не пытался реализовать идею внешнего крещения всей страны и внутреннего радикального изменения и обновления социальной жизни общества на основе опыта первоапостольской церкви, т.е., по словам А.В. Карташева, "...употребить всю силу государственной власти, все средства государственной казны на то, чтобы крещеные люди почувствовали, что у них одно сердце и одна душа, что у них все общее" <15>.

--------------------------------

<15> Карташев А.В. Указ. соч. С. 76 - 77.

По словам выдающегося церковного деятеля и писателя митрополита Илариона Киевского, выраженным в "Слове о Законе и Благодати", русские благодаря крещению встали вровень с другими народами вселенской христианской семьи, а креститель Руси князь Владимир Святославович подобен, с одной стороны, апостолам, приведшим свои страны и народы ко Христу, а с другой - равноапостольному императору Константину <16>.

--------------------------------

<16> Иларион, митр. Киевский. Слово о Законе и Благодати. М., 1994. С. 73 - 79, 90.

По обоснованному заключению историка С.Ф. Платонова, христианство "дало нашим предкам возможность достигать духовного совершенствования в церковном обществе, - новая религия повлияла и на гражданский быт славян, на их государственные представления; она создала возможность высокой культуры, она была могучим средством для пробуждения национального сознания" <17>. "Церковь становится организационной силой не только духовного, но и хозяйственного процесса. Крестьянская община с ее самоуправлением увязывается с церковным приходом. Традиционные праздники увязываются с церковными праздниками, а трудовой крестьянский календарь - с именами православных святых" <18>.

--------------------------------

<17> Платонов С.Ф. Русская история. М., 1997. С. 41.

<18> Платонов О. Святая Русь и окаянная нерусь. М.: Издательство "Алгоритм", 2005. С. 31.

Исследуя раннее древнерусское христианство, получившее свое распространение среди политического руководства Древней Руси, необходимо отметить, что в Киевской Руси первоначально проявились различные варианты христианства, которые оказали существенное влияние на формирование русского православия. Так, например, с Запада в русский церковный лексикон вошли такие понятия, как "церковь", "алтарь", "агнец", "пастырь", "крест". Оттуда же был заимствован обычай платить налог в пользу церкви - "десятину".

Все эти разноречия свидетельствуют о том, что в рамках древнерусского христианства были представлены черты различных христианских учений, представляя собой смешение разных племен и народов, с главенствующим славянским компонентом. Следовательно, в X в. существовали и разные культурные и религиозные традиции, в том числе и различные христианские общины. Примирить их в едином государственном культе на славянско-русской почве можно было только лишь в русле кирилло-мефодиевской традиции.

Поэтому распространение христианства на Руси в X в. осуществлялось на основе кирилло-мефодиевской традиции, разработанной Кириллом (ок. 827 - 869 гг.) и Мефодием (ок. 815 - 885 гг.) <19>. Данная традиция представляла собой особое течение в христианстве, которое, учитывая своеобразие славянского мировоззрения, совмещало в себе и черты различных христианских учений <20>. Прежде всего, она была сориентирована на раннее единое христианство как идеальную форму христианской церкви и веры вообще. Вероисповедную основу кирилло-мефодиевской традиции составляло православное учение. Последователи Кирилла и Мефодия придерживались того, что епископы в христианских общинах, согласно древнеапостольским принципам, избирались, а не назначались сверху. Центрами церковной жизни являлись храмы и монастыри, а не митрополичьи столы. Таким центром в Древней Руси стала Десятинная церковь (или храм Святой Богородицы), построенная в Киеве в 989 - 996 гг. по распоряжению киевского князя Владимира Святославича, на содержание которой он отдал десятую часть своих доходов от имений и городов и обязал своих преемников под угрозой проклятия соблюдать это обязательство <21>. Однако в конце XI в. значение Десятинной церкви как самостоятельного церковно-политического центра практически исчезает, а в 1240 г. Десятинная церковь была окончательно разрушена во время монголо-татарского нашествия и больше не восстанавливалась.

--------------------------------

<19> Огромную роль в крещении славян сыграли братья из греческого города Фессалоники (Солуни) Кирилл Философ (ок. 827 - 869 гг.), носивший до принятия монашеской схимы имя Константин, и Мефодий (ок. 815 - 885 гг.). Кирилл создал первую славянскую азбуку, с помощью которой братья сделали первые переводы на славянский язык основного корпуса библейских книг Ветхого и Нового Завета. Учитывая особенности славянского мировоззрения, Кирилл и Мефодий разработали христианское учение, позднее названное кирилло-мефодиевской традицией // Перевезенцев С. Россия: великая судьба. М.: Издательство "Белый город", 2005. С. 45.

<20> Перевезенцев С.В. Указ. соч. С. 142.

<21> Никольский Н. История Русской церкви. М.: Издательство "АСТ", 2004. С. 27.

С принятием христианства знать получила мощное идеологическое оружие. Крещение Руси привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными государствами. По выражению Е.Ф. Шмурло, "крещение Руси явилось актом политической мудрости со стороны Св. Владимира" <22>. Оставаться в язычестве значило обречь себя на изолированную жизнь, отказаться от возможности в будущем войти в семью европейских народов.

--------------------------------

<22> Шмурло Е.Ф. История России IX - XX веков. М.: Издательство "Вече", 2005. С. 33.

Таким образом, в X в. Древнерусское государство в кратчайшие сроки сформировало основные принципы дальнейшего исторического развития государственно-конфессиональных отношений. При этом:

- древнерусская государственность стремилась выстраивать взаимоотношения с церковью на основе усвоения византийской симфонии "священства и царства";

- православие стало важнейшим духовным условием превращения родоплеменного и разноэтнического населения Киевской Руси в единый христианский народ, объединенный общим миропониманием, общими целями и общим великим духовным смыслом бытия;

- православное христианство стало трансформироваться в русском сознании в государственную, национальную религию, где церковные клирики "...с величайшей готовностью и рвением хлопотали об апофеозе княжеской власти, скромно отодвигая на второй план своих собственных кандидатов в святые" <23>.

--------------------------------

<23> Никольский Н. Указ. соч. С. 29.

Вышеуказанные обстоятельства позволили Древней Руси стать крупнейшим в XI в. для своего времени европейским полиэтническим государством, имеющим раннефеодальную монархическую форму правления, основные классы феодального общества, сложившуюся религиозную культовую систему и древнерусское право на основе канонических норм. Христианизация стала ключевым фактором процесса русского культурогенеза.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_10288.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!