Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Структура исправительных учреждений»

/ Уголовное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. В.И. Селиверстова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.
2. Уголовно-исполнительное право / Под ред. А.Я. Гришко. М.: Моск. ун-т МВД России, 2008.
3. Уголовно-исполнительное право. Общая часть / Под ред. Ю.И. Калинина. 4-е изд., перераб. и доп. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2006.
4. Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. М.: БЕК, 2008.
5. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Инфра-М, 2007.
6. Уголовно-исполнительное право России: Учеб. и основные нормативно-правовые акты / Под ред. О.В. Филимонова. М.: ЮрИнфоР, 2008.
7. Уголовно-исполнительный кодекс с научными комментариями по главам ученых-правоведов. М.: Новый век, 2008.


Работа похожей тематики


Приобретение советского гражданства иностранцами (1920 - 1930-е гг.)

Белковец Л.П.
Российский юридический журнал, 2010.

Статья посвящена истории российского права в области гражданства. Автор подробно анализирует законодательство 1920 - 1930-х гг., систему принятия в советское гражданство иностранцев, ее отличия от зарубежных систем. В основе системы лежало предоставление трудящимся иностранцам равного режима с местными гражданами во всех сферах правового регулирования.

Ключевые слова: российское право, гражданство, приобретение, иностранцы.

The acquisition of the Soviet citizenship by foreigners (1920 - 1930)

L.P. Belkovets

The article is devoted to the history of the Russian law in the field of citizenship. The author analyses the legislature of 1920 - 1930-s, the system of adoption of foreigners in the Soviet citizenship and the difference from the foreign systems. In the base of this system were equal rules for the "working" foreigners in all spheres of the juridical regulation.

Key words: the Russian law, citizenship, acquisition, foreigners.

Советское гражданство как институт государственного права принадлежит в последнее время к числу почти забытых в нашей историко-правовой науке. В посвященных российскому гражданству работах можно обнаружить разве что отдельные экскурсы в его историю <1>, в то время как опыт советского государства в разрешении проблем гражданства приобретает особую актуальность в связи с возросшим интересом иностранцев к приобретению гражданства Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Кутафин О.Е. Российское гражданство. М., 2003.

В международном праве не существовало общих законов о гражданстве: имели место только договоры об урегулировании вопросов гражданства между отдельными странами. Регламентация подданства (гражданства) всегда осуществлялась внутренним законодательством, которое уделяло большое внимание принятию в гражданство иностранцев (натурализации). Государство, как правило, выставляло ряд условий, выполнение которых было обязательным для лица, высказавшего просьбу о натурализации. Первая французская Конституция 1791 г., к примеру, разрешала прием во французское гражданство лиц, родившихся вне пределов королевства от родителей-иностранцев, только по прошествии 5 лет, прожитых подряд в стране, при условии, что они за это время приобрели во Франции недвижимость, женились на француженке, основали сельскохозяйственное предприятие или принесли гражданскую присягу. Решающую роль для натурализации у пришедшей к власти буржуазии играли, как видим, имущественный ценз и ценз оседлости, а женитьба на гражданке страны приравнивалась к обладанию имуществом.

В России натурализация как юридический способ вступления в подданство была введена в начале XVIII в. и связывалась с принесением присяги. В XIX в. разработаны правила принятия и оставления иностранцами русского подданства, которые подтверждают наличие основной тенденции их развития: облегчения порядка принесения присяги и упрощения приема иностранцев в российское подданство.

Самым важным условием приобретения гражданства являлось продолжительное пребывание иностранца в стране. В России срок пребывания для натурализовавшихся составлял 5 лет, но он мог быть сокращен по усмотрению Министра внутренних дел, если иностранец оказал услуги России или поместил крупные капиталы в предприятия страны. Иностранцы, состоявшие на российской государственной службе, приобретали подданство без соблюдения сроков, получив разрешение непосредственного начальства, после принятия ими присяги на верность российскому императору. В облегченном порядке допускался прием в подданство колонистов, вдов и разведенных жен иностранцев, бывших российских подданных.

Система принятия в гражданство Советской России заметно отличалась от системы, утвердившейся к этому времени в зарубежном законодательстве, несколькими главными чертами. Во-первых, можно отметить отказ от каких-либо ограничительных условий и разрешение перехода в советское гражданство всем гражданам при согласии принять на себя обязанности защищать рабоче-крестьянское государство и отказаться от права обращаться за защитой к тому государству, гражданами которого они ранее были. Во-вторых, действовал разный порядок принятия в гражданство трудового и "нетрудового" населения. В-третьих, упрощена процедура принятия в гражданство трудящихся, которая была передана местным органам власти (советам). Наконец, можно указать на отсутствие иных условий для принятия в гражданство, кроме достижения совершеннолетия.

Демократизм советской системы принятия в гражданство объясняется подходом к определению понятия "иностранец" с позиций пролетарской революции, одна из главных идей которой - "солидарность трудящихся масс всего мира". Конституция РСФСР 1918 г. <2>, провозгласив гражданское равноправие для трудящихся масс независимо от их расовой и национальной принадлежности, признала возможность предоставления иностранцам права натурализации, т.е. "прав российского гражданства", "без всяких затруднительных формальностей".

--------------------------------

<2> Конституция (Основной Закон) РСФСР. Постановление V Всероссийского съезда Советов, принятое в заседании 10 июля 1918 г. // Декреты Советской власти. М., 1959. С. 553; см. также: Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М., 2003. С. 203.

Можно также утверждать, что вовлечение иностранцев в советское гражданство являлось одной из главных тенденций государственной политики в 1920 - 1930-е гг. Принятие российского (союзного) гражданства могло расцениваться как своеобразный показатель признания страны международной общественностью. Советское правотворчество в этом отношении продолжало традиции дореволюционного законодательства. Так, первый Декрет "О приобретении прав российского гражданства", принятый ВЦИК РСФСР 5 апреля 1918 г. <3>, провозглашал, что каждый иностранец, проживающий в пределах РСФСР (и даже, в исключительных случаях, за ее пределами), может стать российским гражданином. Для этого надо было заявить о своем желании в местный совет рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, "указав род своих занятий и сведения о том, не подвергался ли желающий судебному преследованию по обвинению в общеуголовном преступлении, а если подвергался, то за какие деяния". Приняв положительное решение, совет выдавал заявителю соответствующее удостоверение и сообщал данные о нем в Народный комиссариат внутренних дел. НКВД регистрировал новых граждан республики и публиковал их списки "во всеобщее сведение", а также извещал через Наркомат по иностранным делам "государства, гражданами которых они состояли".

--------------------------------

<3> Декрет "О приобретении прав российского гражданства". Принят ВЦИК РСФСР 5 апреля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. N 31. Ст. 405.

В 1921 г. закон установил правила и порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств иностранцев о принятии их в гражданство РСФСР. От лиц, живущих за границей, такое ходатайство подлежало направлению во ВЦИК на имя его председателя через ближайшее дипломатическое представительство РСФСР. От лиц, живущих в России, - в губернские исполнительные комитеты на имя председателя губисполкома. Лица, принятые в российское гражданство, в течение месяца обменивали свои виды на жительство на документ гражданина РСФСР. Отказ в принятии в гражданство, однако, не подлежал обжалованию <4>.

--------------------------------

<4> Декрет о принятии иностранцев в российское гражданство. Циркуляр НКИД РСФСР от 1 декабря 1921 г. N 507 // Законодательство и международные договоры Союза ССР и союзных республик о правовом положении иностранных физических и юридических лиц / Сост. В.В. Егорьев, Г.Н. Лашкевич, М.А. Плоткин, Б.Д. Розенблюм. М., 1926. С. 24 - 25.

Была также предпринята попытка предупредить проникновение в ряды граждан новой России нежелательных или враждебных ей элементов. От лиц, принимаемых в российское гражданство, требовалась подписка о том, что они "обязуются уважать и защищать от всяких посягательств установленный Конституцией государственный строй РСФСР" <5>. Принятие на себя обязанности защищать рабоче-крестьянское государство требовало от нового гражданина отказа от права обращаться за защитой к тому государству, в гражданстве которого он ранее состоял. Принятые в российское гражданство иностранцы становились военнообязанными и призывались в ряды Красной армии наравне со всеми гражданами РСФСР <6>.

--------------------------------

<5> Декрет СНК РСФСР "О принятии иностранцев в Российское гражданство" от 22 августа 1921 г. // СУ РСФСР. 1921. N 62. Ст. 437.

<6> Приказ РВСР от 8 июля 1922 г. N 1613 // Правовое положение граждан и юридических лиц СССР за границей / Сост. В.В. Егорьев, Г.Н. Лашкевич, М.А. Плоткин, Б.Д. Розенблюм. М., 1926. С. 27.

Требование освобождения от прежнего гражданства составляло общепризнанную норму права, направленную на устранение конфликтов с иностранными государствами на почве принятия в гражданство. Поэтому иностранцы, не потерявшие с переходом в российское гражданство по национальным законам своей родины прежнее гражданство, были обязаны прилагать к заявлению свидетельство об отсутствии препятствий к указанному переходу со стороны своего правительства <7>.

--------------------------------

<7> Циркуляр НКИД от 8 декабря 1921 г. Подробнее см.: Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 348.

В этом смысле российский закон находился в рамках теории международного права, допускавшей при столкновении различных систем определения гражданства превалирующее значение законодательства того государства, на территории которого находится в данное время лицо, чье гражданство является предметом спора. По сути, эта норма, исключая коллизию двойного гражданства, представляла из себя формулировку указанного принципа в виде нормы внутреннего законодательства. Такое положение совпадало, например, с английской практикой, которая состояла в невмешательстве английских дипломатических агентов в коллизионные вопросы гражданства британских граждан за границей <8>.

--------------------------------

<8> Соколов С. Коллизионные нормы гражданства // Международная жизнь. 1927. N 4. С. 72.

Итак, можно признать, что в Советской России прежний разрешительный порядок принятия в гражданство сменился порядком уведомительным. Более того, российские власти, проводя либеральную в отношении приема иностранцев в гражданство политику, своими действиями на местах пытались способствовать этому неправовыми средствами. Таковым было проведенное в декабре 1923 г. "повсеместное" увольнение под предлогом сокращения персонала работавших в государственных органах иностранцев, родившихся и выросших в России. Германское посольство посчитало увольнение средством принуждения к принятию российского гражданства, которое становилось условием сохранения иностранными подданными должностных мест. Поскольку в числе подвергшихся давлению было много германских граждан, посольство не исключило, что следствием этой меры станет в ближайшее время резкое увеличение числа возвращающихся в Германию граждан <9>.

--------------------------------

<9> Deutsche Botschaft in Moskau an das Ausamt. 31.12.1923 // Politisches Archiv des Auswartigen Amts, Berlin. R 83849.

Порядок принятия гражданства иностранцами, введенный в РСФСР Положением о союзном гражданстве 1924 г. <10>, был распространен на всю территорию СССР. Получить единое союзное гражданство могли лица, переставшие быть гражданами СССР "в силу выбытия из гражданства их родителей", "проживающие для трудовых занятий и принадлежащие к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству", и иностранные граждане, "ищущие убежища вследствие преследования за их общественную деятельность". Прием в гражданство представителей "трудовых категорий иностранцев" осуществляли местные исполнительные комитеты, чьи постановления считались окончательными, а за рубежом - советские полномочные представители. Всех остальных принимали центральные исполнительные комитеты союзных республик.

--------------------------------

<10> Положение о союзном гражданстве. Утверждено ЦИК СССР 29 октября 1924 г. // СЗ СССР. 1924. N 23. Ст. 202.

Новый закон воспроизвел прежнюю норму в ст. 11: "Иностранные граждане, принятые в гражданство Союза ССР, - гласила она, - не пользуются правами и не несут обязанностей, связанных с их принадлежностью к гражданству другого государства". Однако закон не содержал прямого запрета лицу находиться помимо советского гражданства в гражданстве других иностранных государств.

Предоставление права осуществлять прием иностранцев в советское гражданство местным советам сильно отличало наше законодательство от законодательств других европейских стран, которые наделяли им только центральные исполнительные власти (президента во Франции, рейхсканцлера в Германии и т.д.). В.Н. Дурденевский справедливо называл это право той характерной чертой советского законодательства, которая сближала "трудящегося иностранца" с советским гражданином <11>.

--------------------------------

<11> Дурденевский В.Н. Закон о гражданстве Союза Советских Социалистических Республик // Проблемы социалистического права: Сб. 6. М., 1938. С. 55.

По-новому решался в законодательстве РСФСР вопрос о гражданстве лиц, заключивших брак с иностранными гражданами. Кодекс законов об актах гражданского состояния от 16 сентября 1918 г. <12> провозгласил право советской женщины, вступившей в брак с лицом другого гражданства, оставаться в прежнем гражданстве (раньше она переходила в гражданство государства мужа) или принять гражданство супруга по своему усмотрению (ст. 103).

--------------------------------

<12> Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16 сентября 1918 г. // СУ РСФСР. 1917 - 1918. N 76 - 77. Ст. 818.

Женщины, желающие принять гражданство мужа, должны были заявить об этом при вступлении в брак. Это заявление вносилось в книги записи актов браков. Таким образом, переход в гражданство мужа происходил по желанию супруги и по решению органа НКВД, который вносил в свидетельство о браке запись о новом гражданстве заявительницы. Без такой записи она считалась сохранившей свое добрачное гражданство. Только в случае отказа выход из гражданства РСФСР должен был оформляться в общем порядке <13>. Эта норма стала новеллой брачного права и международной практики.

--------------------------------

<13> Отделу актов гражданского состояния при регистрации таких браков вменялось в обязанность проводить исследование, действительно ли муж, желающей переменить гражданство жены, является иностранным подданным. Только после этого в графе "особые примечания" свидетельства о браке можно было делать отметку такого рода: "При регистрации брака одна из сторон (указать какая: имя, отчество, фамилия) изъявила желание принять подданство другой стороны (имя, отчество, фамилия), до разрешения же этого вопроса она сохраняет свое добрачное гражданство" (Циркуляр НКВД РСФСР от 21 июля 1921 г. N 263 и от 1 марта 1922 г. N 25) // Законодательство и международные договоры Союза ССР и союзных республик о правовом положении иностранных физических и юридических лиц. С. 41 - 42.

Советское законодательство в области брачного права, как видим, категорически отказалось от принципа безусловного принятия женой иностранца при заключении брака гражданства своего мужа. В нем отражалось средневековое отношение к женщине как к лицу недееспособному, находящемуся под властью и опекой мужа или отца. В 1920-е гг. такой взгляд на женщину сохранялся во многих областях частного права в ряде считавших себя "цивилизованными" государств, в том числе в Англии, Франции, Греции <14> и др. <15>. Общая идея о социальном неравенстве полов не могла не способствовать сохранению в законодательстве по сути "феодального" принципа следования гражданству мужа. По такому же пути шли в то время и новейшие законы в области гражданства целого ряда стран (Египет, Турция и пр.).

--------------------------------

<14> С-в С. Новый закон о греческом гражданстве // Международная жизнь. 1927. N 5. С. 72.

<15> Бек. Закон об египетском гражданстве // Международная жизнь. 1927. N 10. С. 83 - 84; С-в С. Принят закон о турецком гражданстве // Международная жизнь. 1927. N 2. С. 73 - 74.

Такая система была признана в России несовершенной и компромиссной, как и все другие половинчатые попытки урегулировать такого рода вопросы. Советский закон впервые провозгласил одно из основных положений современного брачного права: брак не влечет за собой обязательного изменения гражданства лиц, этот брак заключивших.

Положением о союзном гражданстве 1924 г. была подтверждена возможность сохранения гражданства Союза ССР при вступлении в брак с лицом, имеющим иностранное гражданство. Также не исключалось право советского гражданина изменить гражданство. Изменение гражданства этих лиц (теперь обоих супругов) могло последовать "в упрощенном порядке, устанавливаемом союзным законом" (ст. 3). Однако это не оказывало влияния на гражданство детей. Оно менялось лишь в том случае, если оба родителя становились гражданами СССР или переставали ими быть. При наличии договоров с иностранными государствами можно было оптировать гражданство этих государств.

Советские правоведы считали эти нормы образующими "совершенно самостоятельную систему", не находящую аналогии с положениями иностранных законов, устанавливающих автоматическое принятие женой гражданства мужа, а скорее приближающуюся к тем положениям иностранных законов, которые устанавливали упрощенный порядок принятия в гражданство лиц, уже женатых на местных уроженках <16>.

--------------------------------

<16> Так считали составители сборника: Законодательство и международные договоры Союза ССР и союзных республик о правовом положении иностранных физических и юридических лиц. С. 34.

С 1928 г. "зеленый свет" при приеме в советское гражданство стали давать иностранцам, принадлежавшим по социальному происхождению к "трудовым категориям" (рабочему классу и трудящемуся крестьянству), и иностранным гражданам, "ищущим убежища вследствие преследования за их общественную деятельность". Но ходатайства зарубежных просителей стала утверждать Москва. Через представительства их заявления направлялись в Президиум ВЦИК (затем ЦИК СССР), и он принимал окончательное решение <17>.

--------------------------------

<17> Циркуляр НКВД от 30 августа 1927 г. // Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-45. Оп. 1. Д. 1091. Л. 133.

Заявление о принятии советского гражданства разрешалось также подавать иностранцам, приехавшим в СССР "на временное пребывание по визам только на въезд и выезд, вне зависимости от указанного в визе срока пребывания" (за исключением лиц, следовавших через территорию СССР по транзитным визам). Административные отделы исполнительных комитетов на местах должны были как "путем требования тех или иных документов, так и путем личного опроса" выяснить социальное и имущественное положение данного лица, его родственные и имущественные связи в СССР и за границей, причины, побуждающие к переходу в советское гражданство. На основании полученных данных устанавливалась целесообразность приема его в гражданство. Отказ можно было обжаловать во ВЦИК, а спустя год - повторить просьбу.

Положения о гражданстве Союза ССР от 13 июня 1930 г. и от 22 апреля 1931 г. в целом сохранили прежний общий порядок приема в советское гражданство иностранцев. Они разрешали любому иностранцу, достигшему 18-летнего возраста, вне зависимости от того, где он проживал, в СССР или за рубежом, обращаться с просьбой в соответствующие советские органы (за рубежом - в полномочные представительства или консульства СССР) с заявлениями о приеме. Главное было пройти проверку в ОГПУ, которое давало свое заключение о благонадежности заявителя. Но усложнялась процедура: теперь решение о приеме принимал Президиум ЦИК СССР или союзной республики, в которой проживал иностранец <18>.

--------------------------------

<18> Инструкция о применении Положения о гражданстве Союза ССР от 8 сентября 1931 г. // ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 1390. Л. 82 - 86.

Однако упрощенный порядок приобретения гражданства СССР для отдельных категорий населения был сохранен. Как и прежде, он распространялся на рабочих и крестьян, проживающих в стране для "трудовых занятий", на тех, кто пользовался правом убежища, и на лиц, заявляющих о перемене гражданства при вступлении в брак (ст. 8) <19>.

--------------------------------

<19> Положение о гражданстве Союза ССР от 13 июня 1930 г. // СЗ СССР. 1930. N 34. Ст. 367; РА АА. Bd. 407; Постановление ЦИК и СНК от 23 ноября 1930 г. "Об упрощенном порядке приема в гражданство Союза ССР и выхода из него" // СЗ СССР. 1930. N 58. Ст. 614; ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 1390. Л. 10.

Только в 1933 г. в рамках кампании по борьбе с "классово чуждыми элементами" ОГПУ, констатировав наличие "недостаточно тщательной проверки лиц, принятых в гражданство СССР, вследствие чего переводятся в советское гражданство лица, которые никоим образом не могут быть достойны звания советского гражданина", ужесточило требования. Чтобы перекрыть доступ в гражданство тем, кто "пытается прикрыть им свою враждебную СССР деятельность", ОГПУ приказало своим полномочным представителям на местах "строго проверять лиц, подающих заявления, и давать благоприятные отзывы только о таких лицах, которые своей деятельностью и поведением дают основание предвидеть в них лояльных и добросовестных граждан" <20>.

--------------------------------

<20> Циркуляр Иностранного отдела ОГПУ всем начальникам ИНО ПП ОГПУ от 4 марта 1933 г. "О приеме иностранцев в гражданство СССР" за подписью начальника ИНО ОГПУ Артузова // ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 1390. Л. 237.

Тогда же было решено рационализировать работу иностранных отделов (ИНО) исполнительных комитетов по приему в гражданство и по выходу из него в упрощенном порядке. Раньше ИНО ОГПУ, получая от ИНО исполкома списки лиц, ходатайствующих о приеме в гражданство, выносил положительное решение и возвращал списки на места с трафаретными заключениями об отсутствии компрометирующих сведений. Теперь, сокращая канцелярскую переписку, ОГПУ разрешило все такие ходатайства в отношении трудящихся рассматривать на месте без запроса центра. Прежний порядок сохранялся только в отношении "нетрудящегося элемента", которого местный специалист в области госбезопасности мог без особого труда признать "трудящимся". Можно констатировать, что рационализация свелась к тому, что решение вопроса о приеме в советское гражданство и о выходе из него было отдано на откуп местным органам ОГПУ <21>.

--------------------------------

<21> О разрешении дел гражданства на местах без запроса центра. Распоряжение Артузова от 22/23 июня 1933 г. // ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 1390. Л. 274.

В сельской местности, на которую паспортизация не распространялась, документом, подтверждающим принятие советского гражданства, являлась выданная в ИНО соответствующего исполкома справка (постановление), которую можно было обменять на советский паспорт при переезде в паспортизированную местность.

Тогда же был определен и новый порядок оформления пребывания в СССР политических эмигрантов. Они въезжали в страну нелегально и после проверки в ОГПУ получали на все время пребывания на учете особые удостоверения, которые разрешали им проживание в стране и пользование всеми правами ее граждан. Более того, удостоверение политэмигранта давало право на занятие ответственных политических должностей в советских учреждениях, конспиративную и военную деятельности в учреждениях Красной армии, на военных предприятиях и т.п. "Чистки" среди иностранцев, работавших в советском аппарате, хотя и проводились, но имели свои особенности, установленные Наркоматом РКИ РСФСР. Весь собранный на такое лицо компрометирующий материал подлежал тщательной проверке на соответствие действительности. После беседы с данным лицом этот материал отсылался в центр, просматривался и согласовывался с "соответствующими органами", и затем принималось решение о возможной "чистке" лица обычным способом <22>.

--------------------------------

<22> Директива НКРКИ РСФСР от 4 марта 1931 г. всем областным, краевым и республиканским РКИ // ГАНО. Ф. П-7. Оп. 1. Д. 4. Л. 8.

Новый порядок требовал после утверждения статуса политэмигранта в Легитимационной комиссии Международной организации помощи революционерам (МОПР) обязательного получения обычного вида на жительство для иностранцев со специальной отметкой о его действительности без национального паспорта. К занятию ответственных должностей они могли быть допущены отныне только с принятием советского гражданства. "Там, где они такие должности занимают без советского гражданства, - гласило распоряжение местным органам ОГПУ, - немедленно сообщайте в ИНО ОГПУ" <23>.

--------------------------------

<23> Циркуляр ИНО ОГПУ всем начальникам ИНО ПП ОГПУ от 4 марта 1933 г. "О приеме политэмигрантов в союзное гражданство" // ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 1390. Л. 236.

По данным на 1 января 1930 г., в РСФСР проживали 250000 официально зарегистрированных иностранцев, из которых 28000 - постоянно, 87000 - временно и 93000 заявляли себя иностранцами. Принадлежность остальных к той или иной категории неизвестна. По социальному положению из 208000 учтенных иностранцев 108000 были рабочими, 35000 - крестьянами, 19000 - кустарями и 15000 - служащими <24>.

--------------------------------

<24> Отчет о работе МК за 1931 г. // ГАРФ. Ф. 5404. Оп. 10. Д. 5. Л. 10 - 15.

Очередная пропагандистская кампания за принятие советского гражданства иностранными рабочими и специалистами, бежавшими в СССР от разразившегося в странах Запада экономического кризиса, была развернута в стране в первой половине 1930-х гг. Десятки тысяч рабочих-интернационалистов трудились в СССР на социалистических стройках первых пятилеток. Однако из-за трудностей производственного, материального и бытового характера, с которыми им пришлось столкнуться, большинство не поддались агитации и выехали из СССР. Что касается иностранцев-"старожилов", то и они в условиях резких перемен во внутренней и внешней политике советского государства конца 1920-х - начала 1930-х гг. предпочли покинуть страну, так и не ставшую им второй родиной. Попытки властей сдержать выезд имели успех только в отношении тех лиц, которые заявляли себя иностранцами, но не смогли добиться официального признания этого статуса. Многие из них стали советскими гражданами.

В 1933 г. в ходе паспортизации было окончательно установлено, что "бывшие военнопленные, не оформившие вид на жительство, рассматриваются наравне с гражданами СССР". Они обязывались оформить союзное гражданство, так как теперь без паспорта не имели права проживать в тех местностях, где паспортизация уже была проведена, и несли ответственность как административную, так и уголовную <25>.

--------------------------------

<25> ГАНО. Ф. P-47. Оп. 5. Д. 215. Л. 51.

Закон от 19 августа 1938 г. "О гражданстве СССР" изменил основания приобретения советского гражданства, прекратил "механическое" зачисление в него лиц, не сумевших подтвердить свое иностранное гражданство. Согласно ст. 2 нового Закона советскими гражданами признавались только те лица, которые состояли к 7 ноября 1917 г. "подданными бывшей Российской империи" и не утратили советского гражданства, а также "лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке".

Этот новый порядок приобретения советского гражданства был утвержден в ст. 3: "иностранцы, независимо от их национальности и расы", могли быть приняты в гражданство СССР только "по их ходатайству Президиумом Верховного Совета СССР или Президиумом Верховного Совета Союзной Республики, в пределах которой они проживают".

Статья 8 нового Закона ввела в действие институт "лица без гражданства". Теперь все проживавшие на территории СССР иностранцы, независимо от времени их прибытия в СССР, не имеющие доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству и не принимавшие гражданство СССР в установленном законом порядке, становились лицами без гражданства (апатридами).

К ведению только Президиума Верховного Совета СССР новый Закон отнес выход из гражданства и лишение гражданства. Окончательно было подтверждено положение, что "вступление в брак гражданина или гражданки СССР с лицом, не имеющим гражданства СССР, не влечет изменения гражданства" (ст. 5). Гражданство детей до 14 лет изменялось в случае изменения гражданства родителей, вследствие которого оба становятся гражданами СССР или оба выходят из гражданства СССР. Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет могло последовать только с их согласия. "В прочих случаях изменение гражданства детей, не достигших 18 лет, может последовать только в общем порядке", - гласил Закон.

Можно сделать вывод, что в 20 - 30-х гг. XX в. в России (СССР) были созданы наиболее благоприятные условия приобретения иностранцами советского гражданства. История и международная практика XX в. не знали прецедента применения в отношении иностранцев совершенно особого, "упрощенного" способа приобретения ими гражданства страны пребывания.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_8212.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!