Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Уголовная ответственность за разбойное нападение»

/ Уголовное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2007.
2. Уголовное право РФ. Общая и особенная части / Под ред. А.С. Михлина. М., 2008.
3. Уголовное право РФ. Общая и особенная части / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2008.
4. Уголовное право. Практический курс / Под ред. А.И. Бастрыкина. М., 2007.
5. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.И. Радченко. М., 2006.
6. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. Н.М. Кропачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. СПб., 2006.


Работа похожей тематики


Шариатские суды в Дагестане: историко-правовой аспект

Сулаев И.Х.
Электронный ресурс, 2010.

В данной статье автором исследуется деятельность шариатских судов в Дагестане и характер взаимоотношений власти с ними.

Ключевые слова: шариатский суд, власть, советский, инстанция, система, ДАССР, закон.

The author of the article studies the activity of shariat courts in Dagestan and character of relations between the power and the courts.

Key words: shariat court, power, soviet, instance, system, DASSR, law.

Шариатский суд был одним из наиболее распространенных исламских институтов, с помощью которого представители мусульманского духовенства влияли на массы. Мусульманские судьи - кадии в Дагестане на протяжении многих веков вершили суд по шариату и обычаям (адатам). После Февральской революции 1917 г. сложились самые благоприятные условия для деятельности шариатских судов в Дагестане и на Северном Кавказе в целом. Первая резолюция об их создании была принята на первом съезде горских народов Кавказа, проходившем в мае 1917 г. во Владикавказе <1>.

--------------------------------

<1> Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917 - 1918 гг.), Горская республика (1918 - 1920 гг.) (документы и материалы) / Сост.: Г.И. Какагасанов, А-Г.С. Гаджиев, С.Ч. Асельдаров, и др. Махачкала, 1994. С. 37.

При активном участии самых авторитетных ученых-алимов, кадиев и светской интеллигенции было разработано "Временное основное Положение судоустройства и шариатского правления Республики Союза горцев Кавказа" <2>. Согласно "Положению" учреждались выборные сельские, городские, окружные и областной шариатские суды. Сельские шариатские суды в составе трех лиц во главе с кадиями создавались обществами, насчитывающими не менее 50 домов. Члены суда были самостоятельны в деле применения норм шариата и несменяемы, за исключением случаев добровольного оставления ими должности или освобождения из-за несоответствия своему высокому званию.

--------------------------------

<2> Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. Р-627. Оп. 1. Д. 10 а. Л. 11 - 12 об.

Сельский суд рассматривал мелкие гражданские дела и такие уголовные преступления, как кражи, драки без членовредительства, распространение слухов, позорящих доброе имя, поступки, нарушающие общественный порядок и тишину. Апелляцию на решение сельских и городских шариатских судов после его получения в семидневный срок можно было подавать в окружной суд в течение двух недель. Более серьезные уголовные и гражданские дела подлежали рассмотрению окружными судами, которые состояли из трех членов. Апелляции на решения окружного суда подавались в областной суд в течение одного месяца со дня получения копии решения.

Областной суд состоял из гражданского, уголовного и общего отделов во главе с председателем. Кассационная жалоба на решения областного суда принималась в шариатское правление в месячный срок со дня получения копии решения. Возглавляло шариатскую судебную систему шариатское правление из 11 членов с главноуправляющим - муфтием во главе.

Избранные обществами окружные судьи утверждались Приказом главноуправляющего <3>.

--------------------------------

<3> Там же. Ф. Р-707. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.

В разгар Гражданской войны шариатский суд в Дагестанской области был преобразован в военно-шариатский. Он использовался противоборствующими политическими силами и деятелями как инструмент борьбы с оппонентами. Сельские и окружные шариатские суды в годы Гражданской войны содержались самими сельскими обществами, а областной суд и шариатское духовное правление финансировались действующей властью.

В начале своего установления в Дагестане советская власть не закрыла шариатские суды, а наоборот, узаконила их и обещала финансировать. В утвержденных 24 июня 1920 г. Дагестанским ревкомом "Положениях о судах Дагестана" говорилось следующее: "В Дагестане, где, кроме трех городов его, население почти исключительно мусульманское, действуют народные суды двоякого типа, а именно: а) в городах Темир-Хан-Шуре, Петровске, в Дербенте - народные суды, учрежденные согласно декрету Всероссийского ЦИК Советов "О народном суде РСФСР"; б) на всей территории Дагестана - народные шариатские суды, руководствующиеся положениями шариата" <4>.

--------------------------------

<4> См.: Магомедов М.А., Гаджиев М.М. Шариат и его распространение в Дагестане. М., 1996. С. 161.

Согласно "Положению" члены шариатских судов выбирались обществами, а потом утверждались Дагестанским областным шариатским отделом Наркомюста республики по ходатайству окружных исполкомов Советов. В анкете претендент на должность кадия должен был указать, служил ли он у белых, когда и где, есть ли судимость, семейное положение, возраст и место рождения. Утвержденный на должности кадий получал удостоверяющий документ.

Сельские и окружные шариатские суды включали председателя и двух, иногда трех членов. В архивных документах мы выявили состав десятков сельских и девяти окружных шариатских судов. Окружные суды имели судебных исполнителей, секретарей и делопроизводителей, но не было прокуроров и адвокатов. Как правило, сельские суды собирались в здании сельсовета, на центральной площади, у мечети или в самой мечети по пятницам. Кроме дел об изнасиловании, похищений девушек и оскорблений замужних женщин, дела в судах всех уровней рассматривались открыто <5>. Такие суровые меры, как телесные наказания, членовредительство и лишение жизни, шариатский суд к преступникам применить не мог. В таких уголовных делах руководствовались принятыми в адате наказаниями: изгнанием кровника (канлы) за пределы сельской общины, штрафами за пролитие крови и за любой ущерб, нанесенный собственности. Еще шире, чем до революции, стало применяться тюремное заключение. На суде присяга мусульман на Коране как доказательство поощрялась.

--------------------------------

<5> См.: Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. М., 2002. С. 222.

В окружных шариатских судах рассматривались основные судебные тяжбы. Они служили апелляционной инстанцией для сельских судов. Апелляции на решения окружных шариатских судов поступали в областной суд и на имя наркома шариата А.-Х. Акушинского. Последний должен был дать санкцию на приведение в исполнение смертного приговора, вынесенного окружными шариатскими судами <6>. Но мы не зафиксировали ни одного случая приведения в исполнение приговоров шариатских судов о смертной казни.

--------------------------------

<6> ЦГА РД. Ф. 8-п. Оп. 3. Д. 256. Л. 75 - 76.

Шейх Али-Хаджи Акушинский, назначенный большевиками наркомом шариата и членом Дагестанского ревкома за помощь в установлении советской власти, не занимался организационными вопросами шариатских судов в силу своего преклонного возраста. Власти формально с ним считались до 1925 г. <7>. Живя в родовом ауле, он полностью возложил свои обязанности на заместителя О. Османова, вступившего к тому времени в большевистскую партию и доказавшего ей свою преданность.

--------------------------------

<7> Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 64. Оп. 1. Д. 129. Л. 13.

Пока советская власть в Дагестане не окрепла, руководство республики обещало финансировать шариатские суды, но практически кадии содержались самими обществами. Многие кадии бедствовали <8>, не раз они собирались на маджлисы - съезды, пытаясь привлечь внимание властей.

--------------------------------

<8> Там же. Ф. Р-183. Оп. 4. Д. 2. Л. 24 - 24 об.

Среди руководителей Дагестанской АССР (Дагестан был провозглашен автономной республикой 13 ноября 1920 г.) не было единства по отношению к шариатским судам. Одни отстаивали шариатские суды как вполне необходимые и жизнеспособные институты судебной власти <9>, другие требовали закрыть их. О разногласиях среди руководителей Дагестанской АССР по шариатским судам было доложено в Москву <10>. Некоторые представители федеральных властей признавали, что преследование кадиев и ущемление шариатских судов в мусульманских регионах страны было ошибкой, а административные меры борьбы с ними отвергали как бесполезные и вредные методы, вызывающие озлобление у населения <11>.

--------------------------------

<9> Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 155. Ч. 5. Л. 286 - 286 об.

<10> РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 313. Л. 4 - 29.

<11> Там же. Д. 796. Л. 3.

В начале 20-х годов руководство Дагестанской АССР пыталось приспособить ужесточившиеся советские антирелигиозные законы к местным условиям. 28 мая 1921 г. Дагревком предложил Наркомату юстиции заменить наиболее жесткие шариатские наказания, такие как членовредительство, побивание преступников камнями, заключением в тюрьму на определенные сроки. Уголовные преступления предлагалось вообще изъять из ведения шариатских судов <12>. Своим приказом N 134 от 26 октября 1921 г. Дагревком изъял из ведения шариатских судов все уголовные преступления (убийства, разбои, грабежи, кражи и мошенничества), передав их в советские. За шариатскими судами было сохранено право рассмотрения только гражданских дел <13>. Такое решение властями было мотивировано желанием "пресечь развитие уголовной преступности".

--------------------------------

<12> ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 7. Д. 2. Л. 184.

<13> См.: Революционные комитеты Дагестана (март 1920 г. - декабрь 1921 г.). Махачкала, 1960. С. 143 - 144.

Семейно-брачные отношения мусульман веками регулировались духовенством. Чтобы ослабить его влияние, 21 июня 1921 г. НКВД ДАССР запретил всем служителям культа в ДАССР заключать шариатский брак, прежде чем он не будет зарегистрирован в отделе ЗАГСа. Нарушение этого постановления рассматривалось как "подрыв основных законов Советской власти в Дагестане" <14>. Несмотря на запреты советского законодательства, в Дагестанской АССР шариатские браки заключались даже в 1970 - 1980-е гг.

--------------------------------

<14> Салахбекова З.А. Власть и мусульманское духовенство Дагестана: история взаимоотношений (1920 - 1940 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2003. С. 71.

Сложное социально-экономическое и общественно-политическое положение, сложившееся в стране, вынудило руководство республики снять шариатские суды с госснабжения 2 июля 1922 г. Государство так и не возместило служащим задолженность по зарплате, зато десятки дагестанских обществ изъявили желание содержать шариатских кадиев за собственный счет.

В 20-е годы преступность захлестнула всю страну. Дагестан не стал исключением. Причину роста преступности в Дагестане некоторые советские чиновники видели в бездействии шариатских судов, которые якобы "совсем не справлялись с задачами революционного порядка" <15>. Чиновники перекладывали всю ответственность за разгул преступности на шариатские суды.

--------------------------------

<15> ЦГА РД. Ф. Р-37. Оп. 18. Д. 6. Л. 4 об.

Плюрализм судебной системы, существовавший в Дагестанской АССР до 1927 г., позволял жителям с выгодой для себя обращаться как в шариатские, так и в советские суды. Мусульманам привычней было обращаться в шариатские суды. В каждом населенном пункте был мулла, который разрешал спор по шариату или по адату. Чем больше власти оказывали давление на представителей духовенства, требуя от них отказаться от выполнения обязанностей, тем активнее общества-джамааты выступали в их защиту. Так, жители селения Аксай Хасавюртовского округа 13 июня 1924 г. вынесли на сходе решение, чтобы все судебные дела разрешались шариатскими судами, а власти просили не беспокоить их по религиозным вопросам, если "наши верования не приносят какого-либо политического ущерба" <16>. Жители этого аула настаивали на сохранении бракоразводных и других судебных дел в руках духовенства. Духовенство и в других аулах и городах республики находилось под покровительством населения. Сход жителей г. Буйнакска, состоявшийся 5 - 6 февраля 1925 г., постановил все бракоразводные и наследственные дела сосредоточить исключительно в шариатских судах <17>, что противоречило вышеприведенным советским законам.

--------------------------------

<16> Там же. Ф. Р-182. Оп. 1. Д. 22. Л. 4 - 4 об.

<17> Там же. Ф. Р-37. Оп. 20. Д. 51 а. Л. 33.

По мере укрепления советской власти в Дагестане начались проводиться мероприятия культурной революции. В то же время правительство продолжало издавать законы, ограничивающие деятельность шариатских судов. Циркуляр Наркомата внутренних дел ДАССР от 27 января 1927 г. запрещал многоженство в ДАССР, а муллам и кадиям запрещал заключать повторные шариатские браки. Нарушение этого закона каралось по ст. 199 главы 10 УК РСФСР. Ответственность за соблюдение данного закона возлагалась на начальников окружных и районных отделов милиции <18>. На местах этот закон, как и другие антирелигиозные законы, не соблюдался.

--------------------------------

<18> Там же. Ф. Р-41. Оп. 12. Д. 1. Л. 17.

В большинстве крупных и средних населенных пунктов Дагестанской области шариатские суды открылись в 1918 г. По подсчетам исследователя А.Л. Летифова, в декабре 1921 г. в Дагестане насчитывалось до 800 шариатских судов <19>. По данным председателя ДагЦИК М. Далгата, в 1923 г. в республике существовало до 700 шариатских судов <20>. Согласно статистическим данным Дагестанского областного шариатского отдела при Наркомате юстиции в 1923 г. в Дагестанской АССР было 9 окружных и 644 сельских шариатских суда. Больше всего - 94 - было в высокогорном Андийском округе <21>.

--------------------------------

<19> Летифов А.Л. Возникновение и развитие советской национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1968. С. 56.

<20> ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 155. Ч. 5. Л. 286.

<21> ЦГА РД. Ф. Р-182. Оп. 1. Д. 16. Л. 8.

Несмотря на сложности времени и противодействие властей, некоторые окружные и сельские шариатские суды работали регулярно. Согласно архивным документам, в 1921 г. Дербентский окружной шариатский суд заседал 11 раз и рассмотрел десятки уголовных и гражданских дел. За совершение уголовных преступлений Дербентским окружным шариатским судом семеро мусульман было осуждено на различные сроки, а пятеро оправдано <22>. В сентябре 1921 г. в Казикумухский окружной суд поступило 259 дел. Из них 203 (около 80%) - гражданские иски, остальные 56 (20%) - уголовные дела (7 по убийствам, 37 по кражам, 3 по изнасилованиям, 1 по поджогу и 8 по ранениям) <23>.

--------------------------------

<22> ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 7. Д. 2. Л. 309.

<23> Там же. Л. 313.

В Махачкалинском окружном шариатском суде на 30 июня 1923 г. насчитывалось 275 "неоконченных" гражданских дел, поступило 106 новых гражданских и 14 бракоразводных исков. К 1 января 1924 г. оставались неоконченными 386 гражданских дел, к ним до 30 апреля прибавилось 93 новых дела (всего 479) <24>.

--------------------------------

<24> ЦГА РД. Ф. Р-182. Оп. 1. Д. 17. Л. 38.

Сведения, предоставляемые разными структурами власти о количестве поступивших и рассмотренных шариатскими судами гражданских и уголовных исков, противоречили друг другу. Окружные (районные) и местные власти искусственно занижали или вообще не предоставляли данные о деятельности шариатских судов. Причина расхождения в данных была и в том, что некоторые председатели судов вообще отказывались сотрудничать с властями.

Ситуация с деятельностью шариатских судов в разных населенных пунктах была неодинаковой. Одни местные партийные и советские работники оказывали давление на кадиев и настраивали против них жителей, другие, наоборот, сотрудничали и вместе боролись с преступностью. Можно сказать, что отдельные кадии находились под покровительством местных властей. Такие отношения не афишировались. В таких случаях "наверх" поступала удобная для начальства информация о том, что шариатские суды ликвидированы, хотя они продолжали оказывать судебные услуги населению.

В связи с укреплением позиций советской власти на местах и началом осуществления общесоюзных программ по индустриализации, коллективизации и культурной революции во второй половине 20-х годов республиканские власти решили шариатские суды ликвидировать. На основании Постановления бюро Дагобкома ВКП(б) от 21 декабря 1926 г. Президиум ЦИК ДАССР 18 апреля 1927 г. принял решение ликвидировать окружные шариатские суды и отменить "Положение о шариатских судах" <25>. Окончательное решение о закрытии в ДАССР шариатских судов было принято на Второй сессии ЦИК ДАССР 6-го созыва, проходившей в ноябре 1927 г. Шариатские суды как институт прошлой эпохи, не укладывались в новые социалистические нормы права. Тем не менее они так сразу не исчезли, как это пытались представить окружные власти.

--------------------------------

<25> Казанбиев М.А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1971. С. 58.

Не только жители, но и советские чиновники на местах при разборе многих споров продолжали обращаться к авторитетным кадиям. В 1933 г. в 23 районах республики Дагестанский отдел ОГПУ зарегистрировал 636 кадиев. Из них только 84 (13,2%) признались, что являются шариатскими судьями, а 552 (86,8%) заявили об отказе от службы <26> из-за боязни репрессий.

--------------------------------

<26> Власть и мусульманская религия в Дагестане (ноябрь 1917 г. - декабрь 1991 г.). Документы и материалы / Сост. Г.И. Какагасанов, М.Д. Бутаев, М.М. Амирханова. Махачкала, 2007. С. 105 - 106.

Десятки кадиев продолжали судить по шариату и адатам и после ликвидации шариатских судов. За время существования в Дагестане шариатские суды сыграли определенную роль в борьбе с преступностью и в стабилизации общественно-политической ситуации.

Использование в Дагестанской АССР регулятивных функций ислама до укрепления советской власти, сохранение значительной судебно-административной автономии на основе шариата для местного мусульманского населения при условии его полной лояльности к новой власти можно рассматривать как пример сотрудничества государства и духовенства.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_9857.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!