Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Действие уголовного закона во времени»

/ Уголовное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2007.
2. Уголовное право РФ. Общая и особенная части / Под ред. А.С. Михлина. М., 2008.
3. Уголовное право РФ. Общая и особенная части / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2008.
4. Уголовное право. Практический курс / Под ред. А.И. Бастрыкина. М., 2007.
5. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.И. Радченко. М., 2006.
6. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. Н.М. Кропачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. СПб., 2006.


Работа похожей тематики


К вопросу о создании концепции гражданской процессуальной политики как основы для развития гражданского процессуального законодательства

Малько Е.А.
Электронный ресурс, 2010.
В статье говорится о формировании концепции гражданской процессуальной политики, без которой сложно выявить основу развития гражданского процессуального законодательства. Разработка концепции в виде доктринального документа просто необходима, так как она призвана стать неким ядром структуры всего гражданского процессуального законодательства, а также ориентиром для органов государственной власти при подготовке и принятии соответствующих законодательных актов, и соответственно для правоприменительных органов.
Ключевые слова: правовая политика, гражданская процессуальная правовая политика, концепция гражданской процессуальной политики, гражданское процессуальное законодательство, гражданское судопроизводство.
In article it is spoken about formation of the concept of a civil remedial policy without which it is difficult to reveal a basis of development of the civil remedial legislation. Development of the concept as doctrinal the document is simply necessary, as it is called to become a certain nucleus of structure of all civil remedial legislation, and also a reference point for public authorities by preparation and acceptance of corresponding legislative acts, and accordingly, for pravoprimenitelnye bodies.
Key word: the policy of law, the civil remedial policy of law, the concept of a civil remedial policy, the civil remedial legislation, civil legal proceedings.
В современных условиях усложняется правовая жизнь государства: законодательство становится более обширным и объемным, и тем самым оно разрешает многочисленные и разнообразные проблемы, которые были выявлены в ходе системного правоприменения. Урегулирование каждой из них имеет самостоятельное значение для функционирования общества и его правовой системы в целом. В данном контексте следует сказать об активной роли суда, а также востребованности его деятельности по осуществлению правосудия гражданами и организациями. В этой связи возникает потребность в упорядочении самой правовой сферы, в том числе и в судебной деятельности. Причем важное место здесь занимает правовая политика.
Совершенно верно отмечает В.А. Рудковский, что "по своей сути правовая политика - это политика, основанная на праве (облеченная в правовую форму), учитывающая его объективные свойства и возможности, признающая социальную ценность права" <1>.
--------------------------------
<1> Рудковский В.А. Правоприменительная политика: сущность и содержание: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1997. С. 8.
Нельзя оставить без внимания еще одно мнение, а именно А.П. Коробова, который пишет, что "уникальность правовой политики предопределяется ее принадлежностью сразу к двум сферам бытия: с одной стороны, правовая политика является частью государственной политики и, значит, относится к сфере политических интересов, во многом обусловлена ими, с другой стороны, она представляет собой целенаправленную деятельность в сфере правового регулирования, служит средством наиболее рационального и эффективного обустройства правовой жизни общества и в силу этого, безусловно, входит в круг правовых явлений" <2>.
--------------------------------
<2> Коробова А.П. Понятие и структура правовой политики // Правовая политика России: теория и практика / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2006. С. 101 - 102.
Следовательно, на основании вышеизложенного мы считаем, что правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и негосударственных структур по усовершенствованию правового регулирования в целях оптимизации защиты прав, свобод и законных интересов субъектов.
Правовая политика, как известно, бывает разных видов. Можно выделить весьма широкую классификацию рассматриваемой категории, в зависимости от различных критериев: международно-правовую, правотворческую, правоприменительную, судебно-правовую, конституционно-правовую, финансово-правовую, информационно-правовую и др.
Целесообразно обозначить такой вид правовой политики, как гражданская процессуальная правовая политика, под которой понимают научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и негосударственных структур по созданию эффективного механизма гражданского процессуально-правового регулирования, по оптимизации гражданского судопроизводства в целях наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов субъектов (ст. 2 ГПК РФ).
Вместе с тем гражданская процессуальная правовая политика анализировалась пока в недостаточной степени <3>, тогда как уголовно-процессуальная политика разрабатывается примерно с середины 60-х годов прошлого столетия. С точки зрения исторического кода страны, развития общества минувшего времени приоритет отдавался уголовно-процессуальной сфере, что, бесспорно, отразилось на результате исследования уголовно-процессуальной политики, которое мы встречаем у Ю.А. Ляхова в докторской диссертации "Сущности и тенденции развития уголовно-процессуальной политики Российской Федерации" <4>.
--------------------------------
<3> См., например: Фокина М.А. Гражданская процессуальная политика: понятие и разновидность // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. N 2; Афанасьев С.Ф. Судебно-правовая политика в сфере гражданского судопроизводства // Российская правовая политика / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2003; Зайцев А.И. Судебно-правовая политика в сфере третейского судопроизводства // Российская правовая политика / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2003; Терехин В.А., Афанасьев С.Ф. Судебно-правовая политика // Правовая политика России: теория и практика / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2006.
<4> См.: Ляхов Ю.А. Сущность и тенденции развития уголовно-процессуальной политики Российской Федерации: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. СПб., 1994.
Проведение эффективной гражданской процессуальной политики на современном этапе является главным фактором формирования качественного, действенного механизма гражданского процессуального регулирования, что позволит обеспечить более полную защиту нарушенных или оспоренных прав, свобод и законных интересов субъектов.
Следует обозначить, что рассматриваемый вид политики направлен на усовершенствование гражданского судопроизводства в виде научной, законодательной и практической деятельности соответствующих субъектов данной политики в наиболее системном, упорядоченном и планомерном направлении.
В целом речь идет о формировании концепции гражданской процессуальной политики, без которой сложно выявить основу развития гражданского процессуального законодательства. В данном случае стоит сказать, что разработка концепции вышеназванной политики в виде доктринального документа просто необходима, так как она призвана стать неким ядром структуры всего гражданского процессуального законодательства, а также ориентиром для органов государственной власти при подготовке и принятии соответствующих законодательных актов и, соответственно, для правоприменительных органов.
Так, в рамках концепции следует обозначить наиболее актуальные направления:
1) альтернативные процедуры урегулирования споров;
2) процессуальные сроки рассмотрения споров;
3) упрощенные процедуры;
4) исполнение судебных решений. Проанализируем каждый из названных пунктов.
В современных условиях увеличивается количество гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, что приводит к нехватке времени, а впоследствии к низкому качеству выносимых решений.
Так, гражданское процессуальное законодательство и практика разрешения различных цивилистических споров предлагают такой вид урегулирования споров, как альтернативные процедуры. Не случайно в ч. 3 ст. 3 ГПК РФ закреплено, что в случае по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда.
Совершенно верно замечено А.В. Маркиным, что "развитие третейского суда как альтернативы государственному суду практически во всех странах рассматривается как положительное явление, способствующее, в частности, значительному облегчению бремени, лежащего на государственном правосудии в сфере разрешения конфликтов, возникающих между участниками хозяйственного оборота" <5>.
--------------------------------
<5> Маркин А.В. Примирение сторон в третейском судопроизводстве // Актуальные проблемы правоведения. Вып. 2. Тольятти, 2007. С. 157.
Однако образование подобных судов имело немало проблем на практике. Например, одна из них связана с активизацией работы третейских судов.
Не вызывает никакого сомнения, что чем больше граждан в регионе будут знать о наличии и деятельности третейского суда, о его существенных отличиях от государственных судов и преимуществах перед ними, о положительных примерах рассмотрения и разрешения им конкретных споров, тем больше будет обращений в третейский суд <6>.
--------------------------------
<6> См.: Негосударственные процедуры урегулирования споров: Учеб.-метод. пособие. Волгоград, 2005. С. 61.
Кроме этого, следует сказать о другом виде альтернативных процедур, например о посредничестве (медиации), что представляет собой способ урегулирования споров, в котором участвует третье нейтральное лицо. Оно является посредником, который способствует спорящим сторонам в их стремлении разрешить спор путем переговоров.
О необходимости и преимуществе данного института свидетельствуют следующие аспекты: во-первых, медиация может решить проблему перегруженности судов общей юрисдикции; во-вторых, посредничество носит универсальный характер, т.е. его применимость практически по всем спорам с участием физических и юридических лиц; в-третьих, стороны выбирают сами посредника, с помощью которого будут разрешаться конфликты, а также они сами приходят к решению, а не обретают его императивным путем от кого-либо; в-четвертых, "ответственность как за принятие решения, так и за его выполнение лежит на самих сторонах" <7>.
--------------------------------
<7> Там же. С. 167.
К вышесказанному также важно добавить, что проект федерального закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <8> свидетельствует о законодательном закреплении данного института, а следовательно, в дальнейшем альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника будет широко внедряться и развиваться в обществе.
--------------------------------
<8> URL: http:// www.utpp.msk.ru/ Files/ aktualnoe_zakonodatelstvo/ 2010/ 2010_Proekt_ FZ_ob_ aktualnom_uregu- lirovanii.DOC (05.05.2010).
Так, рассуждая об альтернативных процедурах, мы перейдем еще к одному значительному направлению рассматриваемой концепции, а именно к процессуальным срокам. Данная категория выступает одним из основных примеров совершенствования гражданского судопроизводства.
Следует сказать, что разрешение дел судами требует оперативности в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов, поэтому проблема соблюдения сроков рассмотрения споров - важный аспект в рамках концепции гражданской процессуальной правовой политики.
Важно обратить внимание на Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок". Так, в соответствии со ст. 1 вышеуказанного Закона "граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники... в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации". Помимо этого, законом предусмотрена подача заявления в двух случаях: 1) заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может подаваться в суд общей юрисдикции, если требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок вызвано длительным судебным разбирательством судом; 2) заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок также может подаваться в суд общей юрисдикции, если требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок вызвано длительным неисполнением судебного акта суда.
Таким образом, мы видим, что законодатель предусматривает для граждан, являющихся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, возможность защитить свои права в случае их нарушения.
Однако совершенно очевидно, что соблюдение сроков дает гарантию быстрого и эффективного рассмотрения гражданских дел, от этого будут зависеть качество и результат работы суда над рассматриваемыми делами.
К вышесказанному важно добавить об упрощенных процедурах, которые приобретают актуальность в связи с чрезмерной нагрузкой судов.
Так, гражданское процессуальное законодательство предлагает такие виды упрощенных процедур, как заочное и приказное производство.
Как известно, обычный ход рассмотрения гражданского дела предполагает вынесение судебного решения после всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования всех доказательств, представленных лицами, участвующими в судопроизводстве, и истребованных судом в указанных законом случаях. Однако общее правило иногда не реализуется вследствие неявки в судебное заседание ответчика, что не является препятствием для отправления правосудия по гражданским делам. Сегодня ГПК РФ позволяет органу правосудия при неявке ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о разрешении дела в его отсутствие, а также при наличии согласия истца выносить заочное решение в рамках заочного производства (гл. 22 ГПК РФ).
Приказное производство - это урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда вне рамок судебного разбирательства по упрощенному разрешению дел, не обусловленных спором о праве, круг которых четко определен законом (гл. 11 ГПК РФ) <9>.
--------------------------------
<9> См. подробнее: Терехин В.А., Афанасьев С.Ф. Указ. соч.
Мы видим, что упрощенные процедуры играют значительную роль в разрешении споров, что непосредственно сэкономит время и у суда, и у лица, чье право было нарушено.
Однако когда дело рассматривается в рамках судебного разбирательства, то в данном случае следует сказать о качестве его разрешения, от которого будет зависеть вынесенное судебное решение, а также его исполнение в дальнейшем.
Проблема исполнения судебных решений - одна из ключевых на современном этапе. Вышесказанное подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 гг., в котором отчетливо выделены задачи данной программы, одна из них - повышение уровня исполнения судебных актов. Совершенно верно замечено, что "ввиду того, что 48 процентов судебных решений не исполняются, эффективность работы судебной системы снижается практически вдвое. Указанные обстоятельства требуют всестороннего изучения вопроса о реформировании системы исполнения судебных актов с учетом зарубежного опыта организации исполнительного производства, разработки соответствующих законопроектов и иных нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности государственной системы исполнения судебных актов..." <10>. С данными суждениями сложно не согласиться.
--------------------------------
<10> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583 "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" (ред. 14.02.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 41. Ст. 4246; Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 68.
Итак, перечислив ключевые направления концепции развития гражданской процессуальной политики, мы пришли к выводу, что данные аспекты являются в настоящее время очень актуальными, острыми и мало разработанными законодателем, без их совершенствования и развития говорить о формировании действенного и эффективного гражданского процессуального законодательства будет бесполезно, поэтому заявлять о создании концепции гражданской процессуальной политики как доктринального документа, который станет некой "визитной карточкой" для законодательных и правоприменительных органов государственной власти, существенно важно и необходимо.
Источник: http://www.juristlib.ru/book_8549.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!