Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности»

/ Уголовное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2007.
2. Уголовное право РФ. Общая и особенная части / Под ред. А.С. Михлина. М., 2008.
3. Уголовное право РФ. Общая и особенная части / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2008.
4. Уголовное право. Практический курс / Под ред. А.И. Бастрыкина. М., 2007.
5. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.И. Радченко. М., 2006.
6. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. Н.М. Кропачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. СПб., 2006.


Работа похожей тематики


Новый этап правового регулирования наградной системы современного Российского государства

Винокуров В.А.
Электронный ресурс, 2010.

 

В статье детально анализируется новое Положение о государственных наградах Российской Федерации, измененные статуты орденов и положения о других видах государственных наград Российской Федерации, формы наградных листов, образцы различных бланков и рисунки этих наград, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации". Автор отмечает достоинства и недостатки нововведений этого Положения, которое, вероятно, можно посчитать прообразом федерального закона.

Ключевые слова: государственные награды, наградная система, орден, наградные листы.

The article analyses in detail the new Statute of the State Awards of the Russian Federation, amended statutes of orders and statutes on other types of state awards of the Russian Federation, forms of award lists, examples of various letterheads and pictures of these awards confirmed by Edict of the President of the Russian Federation of September 7, 2010 N 1099 "On Measures of Improvement of the State Award System of the Russian Federation". The author notes the advantages and disadvantages of this Statute which could be considered a prototype of a federal law.

Key words: state awards, award system, order, award lists.

Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" <1> утверждены новое Положение о государственных наградах Российской Федерации, измененные статуты орденов и положения о других видах государственных наград Российской Федерации, формы наградных листов, образцы различных бланков и - что прежде не практиковалось - рисунки этих наград.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 37. Ст. 4643.

Названным Указом установлена уточненная система государственных наград Российской Федерации, которая включает в себя: звание Героя Российской Федерации (на первом месте), ордена (на втором месте), знаки отличия (теперь на третьем месте), медали и почетные звания Российской Федерации (четвертое и пятое места). Следует отметить, что государственные премии Российской Федерации Президент России не включил в перечень видов государственных наград страны, несмотря на то что определенное главой государства правовое положение этих премий <2> соответствует, а в некоторых моментах превышает статус государственных наград страны <3>.

--------------------------------

<2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 26. Ст. 2649; 2007. N 8. Ст. 977; 2010. N 30. Ст. 4069.

<3> Автором неоднократно приводились обоснования, в соответствии с которыми государственные премии Российской Федерации являются самостоятельным видом государственных наград страны, т.е. должны быть включены в их состав. См., например: Винокуров В.А. Федеральное награждение как противоположность федеральному принуждению (система и структура) // Юридическая мысль. 2006. N 2(33). С. 36 - 52; Он же. Награды государства: Понятие и виды // Юридическая мысль. 2007. N 2(40) С. 15 - 31 и др.

Несмотря на довольно многочисленный перечень государственных наград Российской Федерации, Президент Российской Федерации своим Указом, по сути, учредил новые российские ордена Александра Невского, Суворова, Ушакова, Кутузова и Нахимова. При этом никак не обозначил положение советских военных орденов Суворова, Ушакова, Кутузова, Нахимова и Александра Невского, сохраненных в системе государственных наград Российской Федерации в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 2424-1 "О государственных наградах Российской Федерации" <4>.

--------------------------------

<4> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 12. Ст. 633.

Учреждены и две новые медали: "За заслуги в освоении космоса" и медаль ордена "Родительская слава", при этом общее число медалей Российской Федерации сокращено с 21 до 15. Из числа государственных наград исключены медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения" и юбилейные медали <5>, являвшиеся государственными наградами страны в период с 1993 по 2010 г. Одновременно установлено, что юбилейные медали Российской Федерации не являются государственными наградами Российской Федерации, но к какому виду наград государства они относятся, не определено. Следует отметить, что в этом случае права лиц, награждавшихся указанными медалями как государственными наградами Российской Федерации со всеми вытекающими последствиями <6>, нарушены.

--------------------------------

<5> В числе данных медалей юбилейная медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", юбилейная медаль "300 лет Российскому флоту", юбилейная медаль "100 лет Транссибирской магистрали", юбилейная медаль "60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", а также медали, не обозначенные как юбилейные, но которые по смыслу рассматриваемых документов стали считаться таковыми (медаль "В память 850-летия Москвы", медаль "В память 300-летия Санкт-Петербурга", медаль "В память 1000-летия Казани").

<6> В первую очередь речь может идти о праве таких лиц на получение звания "Ветеран труда", предусмотренное статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 168; 2004. N 35. Ст. 3607.

Количество почетных званий Российской Федерации также сокращено, правда, незначительно: на одиннадцать званий, с одновременным установлением двух новых почетных званий: "Заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации" и "Заслуженный сотрудник органов наркоконтроля Российской Федерации". Таким образом, число почетных званий Российской Федерации сокращено с 68 до 59.

Упомянутым Указом Президента внесены также изменения в нормативные правовые акты главы государства, вытекающие из указанных норм и нового Положения о государственных наградах Российской Федерации.

Следует в очередной раз отметить, что, несмотря на требование статей 71 и 76 Конституции Российской Федерации <7>, предусматривающих принятие федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации, до настоящего времени вопросы государственных наград регулируются Президентом Российской Федерации, т.е. пока осуществляется президентское регулирование данных вопросов.

--------------------------------

<7> Российская газета. 2009. 21 января.

Рассмотрим подробнее новое Положение о государственных наградах Российской Федерации, которое, вероятно, можно посчитать прообразом федерального закона.

Акт состоит из семи разделов: "Общие положения"; "Порядок представления к награждению государственными наградами"; "Вручение государственных наград"; "Хранение государственных наград"; "Ношение государственных наград"; "Награждение государственными наградами воинских частей"; "Учреждение государственных наград".

В первом разделе "Общие положения" повторяются нормы Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 6 января 1999 г. N 19) <8>, в частности дается аналогичное предшествующему определение государственных наград Российской Федерации с уточнением формулировок заслуг (прежде - выдающихся заслуг).

--------------------------------

<8> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 10. Ст. 775; Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 2. Ст. 269.

К числу награждаемых субъектов, включавших с образованием наградной системы современного Российского государства только физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства), добавлены коллективы - воинские части, соединения, объединения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, но лишь за подвиги и отличия в боях по защите Отечества и восстановлению международного мира, а также в контртеррористических операциях.

Виды наград, как уже было отмечено, не изменились. Уточнена иерархия государственных наград Российской Федерации: место после орденов заняли знаки отличия, после которых поименованы медали. Сохранены требования, касающиеся номеров на знаках наград.

Принципиальных изменений не претерпели нормы, затрагивающие вопросы: посмертного награждения (такое награждение возможно, но только за совершение подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу); отмены указа о награждении (в случае обнаружения недостоверности сведений, содержащихся в документах; необоснованность теперь не является причиной для отмены); социальной поддержки (ранее - льгот и преимуществ) награжденных; ответственности за незаконное приобретение или сбыт, подделку, незаконное ношение государственных наград Российской Федерации и СССР, учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство; возврата изъятых наград; восстановления в правах на награду (правда, исчезла норма о возврате лицу, восстановленному в правах на награду, этих наград и документов к ним). Сохранено также положение о распространении на граждан Российской Федерации, удостоенных государственных наград СССР, правил, установленных для награждаемых российскими наградами.

К нововведениям можно отнести следующие.

Во-первых, появилось определение одноименных государственных наград, к которым относятся награды, имеющие степени (орден Святого Георгия, орден "За заслуги перед Отечеством", знак отличия - Георгиевский крест, медаль ордена "За заслуги перед Отечеством").

Во-вторых, установлено общее правило для всех одноименных государственных наград: награждение ими производится последовательно - от низшей степени к высшей. Ранее такое правило было зафиксировано лишь в статутах орденов, имеющих степени.

В-третьих, наряду с понятием "повторное награждение" введено понятие "очередное награждение". По смыслу закрепленных в новом Положении норм повторно можно наградить только государственной наградой либо более высокой степени, либо орденом Мужества или медалью "За отвагу", причем последними - за совершение подвига, проявленное мужество и смелость, а произвести очередное награждение - за новые заслуги и достижения, но не ранее чем через пять лет после предыдущего награждения. Пятилетний срок для повторного награждения может быть сокращен Президентом Российской Федерации. Таким образом, повторность в награждении относится к наградам одного наименования (в том числе имеющим степени), а очередность - к награждению государственными наградами вообще.

Следует обратить внимание на увеличение минимального срока для возможности очередного награждения с трех до пяти лет, что, с одной стороны, снижает возможности наградной системы осуществлять государственное поощрение, не связанное с подвигом в его традиционном понимании, а с другой стороны, рассчитано на долгожителей, поскольку при выполнении новых требований по представлению к государственным наградам и при условии регулярного награждения (т.е. постоянно в течение всей сознательной жизни совершать действия, которые будут расценены как заслуга перед государством) быть удостоенным, например, ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени можно лишь к 60 - 70 годам.

Такой подход, ограничивающий возможность государственного поощрения протяженными временными рамками, не способствует пониманию роли государственных наград, снижает их воспитательную роль, нивелирует высокую нравственную ценность, заложенную в природе поощрения.

Раздел второй, посвященный порядку представления к награждению государственными наградами, изложен более подробно по сравнению с нормами предыдущего Положения. В частности, уточнены условия, при которых Президент Российской Федерации принимает решение о награждении государственными наградами: 1) на основании представления, внесенного Президенту Российской Федерации по результатам рассмотрения ходатайства о награждении государственными наградами и 2) на основании предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам. При этом Комиссия может принять одно из трех решений: а) о поддержке представления о награждении государственной наградой; б) об изменении вида или степени государственной награды, к награждению которой представлено лицо; в) о нецелесообразности награждения лица государственной наградой. Данная комиссия также может принять, как определено главой государства, иные решения, существо которых не расшифровано.

Конкретизированы общий порядок возбуждения ходатайства о награждении государственными наградами Российской Федерации и процедура согласования документов о награждении. Однако в числе субъектов, возбуждающих ходатайства, наряду с государственными органами и органами местного самоуправления сохранены коллективы организаций, несмотря на отсутствие в законодательстве соответствующего определения, равно как определения понятий "трудовой коллектив" и "трудовой коллектив организации" <9>.

--------------------------------

<9> Автором рассматривался вопрос о коллективе организации как субъекте, возбуждающем ходатайство о награждении государственными наградами, и предлагалось отказаться от такого формального участника наградных правоотношений. См.: Винокуров В.А. Награды государства как атрибут российской государственности. М.: Изд-во Московского университета, 2008. С. 86 - 88.

Зафиксирована схема прохождения и согласования наградных документов, сформированных на основании ходатайства о награждении:

1) глава муниципального образования, на территории которого осуществляется работа или общественная деятельность лица, в отношении которого возбуждено ходатайство о награждении государственной наградой, рассматривает документы и направляет их для дальнейшего рассмотрения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;

2) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) рассматривает документы и направляет их на согласование полномочному представителю Президента Российской Федерации;

3) полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе рассматривает документы и в случае согласования возвращает их высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации либо представляет документы Президенту Российской Федерации, либо направляет их в соответствующий федеральный орган исполнительной власти;

5) руководители федеральных органов исполнительной власти рассматривают документы о награждении и в случае согласования представляют их Президенту Российской Федерации.

При этом на этапе рассмотрения и согласования наградных документов каждая инстанция вправе принять решение о нецелесообразности поддержки ходатайства о награждении, но с информированием об этом ходатайствующего органа с подробным указанием причины отказа. Такая впервые появившаяся норма в правовых актах, регулирующих вопросы представления к государственным наградам, позволит иметь возможность обжаловать в установленном порядке данное решение, т.е., по сути, Президентом Российской Федерации сделан первый шаг к реализации права человека и гражданина на государственную награду. На этапе рассмотрения и согласования наградных документов руководитель федерального органа исполнительной власти вправе также принять решение об изменении вида или степени государственной награды, к награждению которой представлено лицо.

Особенно важно, что определен срок рассмотрения наградных документов согласующими инстанциями, который не может превышать 30 дней со дня их поступления (надо полагать, что 30-дневный срок установлен не для всей процедуры согласования наградных документов в целом, а для каждой согласовывающей инстанции). Открытым остался вопрос о том, что входит в перечень наградных документов, кроме наградного листа. На наш взгляд, во избежание "местного творчества", приводящего, как правило, к затягиванию любого процесса, такой перечень должен быть определен Президентом Российской Федерации или по его поручению, например Комиссией при Президенте Российской Федерации по государственным наградам.

Установлены полномочия отдельных должностных лиц государства по внесению представлений о награждении государственными наградами Президенту Российской Федерации. Так, например, Председатель Правительства Российской Федерации вносит представления о награждении заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, президентов государственных академий наук и иных лиц; руководители федеральных органов государственной власти - о награждении федеральных государственных гражданских служащих и работников соответствующих федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, а руководители федеральных органов исполнительной власти - также о награждении работников организаций в соответствии с отраслевой принадлежностью; президенты государственных академий наук - о награждении действительных членов, членов-корреспондентов и работников государственных академий наук, а также работников подведомственных им организаций; высшие должностные лица субъектов Российской Федерации - о награждении работников представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей и работников администраций муниципальных образований, работников и членов общественных объединений, зарегистрированных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Одновременно сохранена норма, предусматривающая право Министра иностранных дел Российской Федерации вносить представления о награждении государственными наградами иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за границей.

Кроме прочего, впервые установлен предельный срок на внесение представлений о награждении Президенту Российской Федерации со дня завершения согласования наградного листа - три месяца.

Особое внимание следует уделить нормам Положения о государственных наградах Российской Федерации, касающимся недействительности представления о награждении. Глава государства определил, что представление о награждении государственными наградами, внесенное Президенту Российской Федерации, признается недействительным в случаях: а) установления недостоверности сведений, содержащихся в наградных документах; б) изменения сферы деятельности лиц, представленных к награждению государственными наградами, за исключением представления к награждению за совершение подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу; в) смерти лица, представленного к государственной награде, за исключением лиц, представленных к государственным наградам, награждение которыми может быть произведено посмертно; г) возбуждения уголовного дела в отношении лица, представленного к государственной награде; д) невыполнения иных требований настоящего Положения.

Оценивая указанные нормы, следует заметить, что ни в Указе Президента Российской Федерации, ни в Положении о государственных наградах Российской Федерации не определены должностное лицо или государственный орган, которые вправе признать представление к награждению недействительным, что, несомненно, снижает ценность этой новации. Что касается перечисленных случаев признания представления к награждению недействительным, то если в отношении условий, указанных в подпунктах "а" и "в", вопросов не возникает, то в ситуациях, упомянутых в подпунктах "б", "г" и "д", наличествует явное пренебрежение к законодательству, а также правам и свободам человека и гражданина. Так, в соответствии с частью первой статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Почему при наличии заслуг в определенной сфере деятельности лицо, представленное в установленном порядке к награждению, не может поменять работу или ее прекратить (кроме установленного исключения) и должно дожидаться указа о награждении? Возбуждение уголовного дела в отношении лица, представленного к награде, также не должно являться основанием к признанию представления о награждении недействительным, поскольку в соответствии со статьей 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. В этом случае разумно приостановить прохождение представления о награждении (оставить его без движения) до разрешения вопроса о виновности лица. И только в случае признания его в установленном законодательством порядке виновным признавать представление недействительным, да и то с определенными исключениями. На наш взгляд, не должны признаваться недействительными (и приостанавливаться - в случае принятия такого предложения) представления о награждении за совершенные лицом заслуги, однозначно обозначенные в положениях (статутах) о конкретных государственных наградах, например за совершение подвига, сопряженного с риском для жизни, и т.п. <10>.

--------------------------------

<10> Автором неоднократно указывалось на то, что заслуга (в том числе подвиг), если она признана государством и оценена государственной наградой, никуда не исчезает, сохраняется в жизни человека и государства, несмотря на лишение награды, которой отмечена эта заслуга, или возможность ее лишения, или признание недействительным представления о награждении. См., например: Винокуров В.А. Наградной процесс // Юридическая мысль. 2006. N 6(37). С. 60 - 74.

Вопиющим попранием прав лица, представляемого к награждению, является, на наш взгляд, признание недействительным представления о его награждении за то, что установленные Президентом страны должностные лица не выполнили иные требования Положения о государственных наградах Российской Федерации. Эта норма, по сути, вводит своеобразное наказание лица, представляемого к награде, в виде признания представления о его награждении недействительным за действия (бездействие) третьих лиц. В данном случае следует, вероятно, применять статью 53 Конституции Российской Федерации, по которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Следует отметить, что в отличие от предыдущего Положения о государственных наградах новое Положение не содержит даже упоминания о какой бы то ни было ответственности должностных лиц за допущенными ими нарушения, включая ответственность за невыполнение иных требований Положения о государственных наградах Российской Федерации.

Положением о государственных наградах Российской Федерации уточнены полномочия Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам, часть из которых внесена в Положение об этой Комиссии, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 2 декабря 2008 г. N 1712. Одновременно Президент Российской Федерации разрешил названной Комиссии проводить свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца (первоначально - один раз в месяц), а заседания президиума Комиссии - по мере необходимости (первоначально - по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца) <11>.

--------------------------------

<11> Подробнее о Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам см.: Винокуров В.А. Комиссия по государственным наградам: вопросы формирования и деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 12. С. 19 - 22.

Раздел третий, касающийся вручения государственных наград, не претерпел сущностных изменений. Как и прежде, вручает государственные награды Президент Российской Федерации, а также по его поручению и от его имени эту функцию могут осуществлять определенные должностные лица. Сроки вручения государственных наград были увеличены с "не позднее двух месяцев со дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации о награждении" до "не позднее трех месяцев со дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации о награждении", что, вероятно, обусловлено фактическим положением дел. Порядок передачи (вручения) государственных наград наследникам остался прежним.

Четвертый раздел посвящен хранению государственных наград. Причем в этот раздел включены нормы по хранению именно врученных государственных наград <12>, включая их экспонирование, а также порядок выдачи дубликатов знаков наград, документов к ним и их вывоза за границу.

--------------------------------

<12> Порядок учета и хранения государственных наград и бланков документов к ним в Управлении Президента Российской Федерации по государственным наградам, федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации определен Инструкцией о порядке учета и хранения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации и бланков документов к ним, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 14 октября 1997 г. N 417-рп // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 42. Ст. 4763.

На наш взгляд, норма, по которой хранение государственных наград и документов к ним осуществляется награжденными лицами, является современным воспроизведением одной из обязанностей награжденных советскими государственными наградами <13>.

--------------------------------

<13> См.: статья 39 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г., в соответствии с которой лица, награжденные государственными наградами СССР, должны бережно относиться к их сохранности // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. N 28. Ст. 479.

Новым в вопросах экспонирования является право лиц, награжденных государственными наградами, передавать их на постоянное хранение и для экспонирования в государственные или муниципальные музеи. Ранее такое право было лишь у наследников умерших награжденных.

Процедура выдачи награжденным дубликатов государственных наград или их муляжей принципиально не изменилась.

Что касается вывоза государственных наград за границу, то и в этом вопросе сохранен прежний порядок. Дополнение коснулось выезжающих из Российской Федерации на постоянное место жительства за границу наследников, которым теперь предоставлено право на вывоз не только документов о награждении умерших награжденных, но и самих государственных наград, но по предъявлении документов, подтверждающих их права на соответствующие награды.

Норма, касающаяся вывоза государственных наград, изготовленных из драгоценных металлов, в соответствии с которой такой вывоз осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, также сохранена. Однако впрямую в российском законодательстве отсутствуют правила вывоза государственных наград, изготовленных из драгоценных металлов. В нормативных правовых актах, регулирующих вопросы вывоза изделий из драгоценных металлов, используется все та же фраза: "Осуществляется в соответствии с законодательством", т.е. однозначно никак не определить такую возможность или невозможность <14>.

--------------------------------

<14> Автором была предпринята попытка оценить нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с вывозом наград, изготовленных из драгоценных металлов, и сделан вывод о том, что награжденному лицу при наличии документов такой вывоз не запрещен. См.: Винокуров В.А. Комментарий к Положению о государственных наградах Российской Федерации. СПб., 2007. С. 88 - 90.

Вопросы ношения государственных наград (впервые в новейшем российском законодательстве) изложены в пятом разделе. Ранее вопросы ношения регулировались лишь в отношении конкретных видов государственных наград в статутах или положениях об этих наградах, кроме определения колодки для ношения знаков орденов и медалей. В новом Положении о государственных наградах Российской Федерации установлены общие правила ношения знаков государственных наград, лент на планках, а также розеток, установленных для повседневного ношения вместо отдельных орденов (Святого апостола Андрея Первозванного, "За заслуги перед Отечеством", Александра Невского, Мужества, "За морские заслуги", Почета и Дружбы). Внешний вид и размер колодок для ношения орденов и медалей (за исключением носимых на плечевой или шейной лентах или на орденской цепи) сохранен.

Правилами ношения государственных наград, по сути, определено их старшинство, поскольку размещение конкретной награды (на плечевой ленте, на шейной ленте, на колодке), наряду с их перечислением в рассматриваемом нами акте Президента Российской Федерации, указывает на место данной награды в иерархии государственных наград страны.

По общему правилу большинство государственных наград должно носиться на левой стороне груди. Там же, но выше всех иных наград должен размещаться знак особого отличия - медаль "Золотая Звезда" Героя Российской Федерации. На правой стороне груди располагаются нагрудный знак к почетному званию Российской Федерации и знак отличия "За безупречную службу". Знаки орденов Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Георгия I степени и "За заслуги перед Отечеством" I степени носятся на плечевой ленте, проходящей через правое плечо, а знаки орденов Святого Георгия II и III степени и "За заслуги перед Отечеством" II и III степени - на шейной ленте, что подчеркивает их старшинство.

При этом обойден вопрос о том, как соотносятся при размещении на правой стороне груди знаки государственных наград Российской Федерации и почетный знак лауреата Государственной премии Российской Федерации и его фрачный знак. Кроме этого, следует иметь в виду, что на правой стороне груди располагаются и знаки лауреатов премии Правительства Российской Федерации, причем два из них (в соответствии с Положениями) - носятся на правой стороне груди выше государственных наград рядом с почетным знаком лауреата Государственной премии Российской Федерации <15>.

--------------------------------

<15> См.: пункт 8 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области печатных средств массовой информации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 28; пункт 8 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области культуры, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 29 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 4. Ст. 303, 304.

Новое в российском наградном законодательстве - награждение государственными наградами воинских частей - излагается в разделе шестом. В этом разделе определены награждаемые субъекты, основания к награждению, ордена, которыми могут быть удостоены воинские части (ордена Суворова, Ушакова, Жукова, Кутузова и Нахимова), порядок возбуждения ходатайства о награждении, вручения и хранения награды.

На наш взгляд, подобное нововведение является нарушением основного принципа, заложенного в 1992 г. в начале формирования современной наградной системы, по которому в число награждаемых субъектов не были включены организации и воинские части, а также субъекты Российской Федерации, районы, города и другие населенные пункты (как это было определено наградной системой Советского Союза <16>). При этом современная военная политика Российской Федерации направлена в том числе на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск <17>, т.е., по сути, выражает стремление к ограничению участия войск в боях и различного рода операциях. В данном случае наградная политика государства, предусматривающая награждение воинских частей "за подвиги и отличия в боях по защите Отечества и восстановлению международного мира, а также в контртеррористических операциях", противоречит политике государства в военной области и, по нашему мнению, не должна применяться.

--------------------------------

<16> См.: пункт 3 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. N 28. Ст. 479.

<17> См.: пункт 17 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 7. Ст. 724.

В разделе седьмом "Учреждение государственных наград" зафиксированы следующие основные нормы: 1) государственные награды учреждает Президент Российской Федерации по предложению Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам; 2) два принципа, которыми должна руководствоваться указанная Комиссия при подготовке предложений по учреждению новых государственных наград: а) в случае невозможности поощрения граждан за указанные заслуги действующими государственными наградами; б) необходимо соблюдение геральдических и исторических традиций государственных наградных систем Российской Федерации, СССР и Российской империи.

Следует отметить, что Президент Российской Федерации не впервые наделяет себя правом учреждать государственные награды вопреки нормам Конституции Российской Федерации (статьи 71 и 76). Подобная норма содержалась и в Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 <18>. На указанное противоречие неоднократно обращалось внимание.

--------------------------------

<18> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 10. Ст. 775.

Требование подготовки предложений по учреждению новых государственных наград коллегиальным органом, сформированным из специалистов, заслуживает одобрения. Однако, как известно, в действующем составе Комиссии при Президенте Российской Федерации специалистов в области наградного права, истории наград и геральдики не имеется, за исключением, может быть, руководителя Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам, который должен являться специалистом в этой области в силу занимаемой им должности <19>. О не совсем приемлемом подходе к формированию состава указанной Комиссии автором неоднократно отмечалось в публикациях <20>.

--------------------------------

<19> См.: Состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 декабря 2008 г. N 1712 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 49. Ст. 5767; 2010. N 40. Ст. 5042.

<20> См., например: Винокуров В.А. Комментарий к Положению о государственных наградах Российской Федерации. СПб., 2007. С. 20 - 21; Он же. Комиссия по государственным наградам: вопросы формирования и деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 12. С. 19 - 22.

Таким образом, проанализировав Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" и утвержденное данным Указом Положение о государственных наградах Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что данные нормативные правовые акты главы государства в основном содержат лишь уточняющие изменения норм, по которым осуществлялось правовое регулирование наградной системы современного Российского государства.

В числе предпринятых мер, которые, на наш взгляд, с трудом можно отнести к совершенствованию наградной системы Российской Федерации, следующие:

- общее количество государственных наград принципиально не поменялось (вместо 100 наименований стало 92);

- всех награжденных юбилейными медалями (даже не указав, какие медали посчитали юбилейными) вывели из числа лиц, удостоенных государственных наград Российской Федерации;

- увеличен минимальный срок возможного очередного награждения с трех до пяти лет;

- в число награждаемых субъектов вводятся коллективы в виде различных воинских формирований;

- признается недействительным внесенное Президенту Российской Федерации представление о награждении государственной наградой в случае изменения сферы деятельности лица, представленного к награждению, т.е. косвенно ограничивается право на свободный труд, гарантированный статьей 37 Конституции Российской Федерации;

- признается недействительным внесенное Президенту Российской Федерации представление о награждении государственной наградой в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, представленного к награждению, т.е. до признания человека в установленном порядке виновным (в том числе и того, которого оклеветали), что вступает в противоречие со статьей 49 Конституции Российской Федерации;

- официально предусмотрена возможность признания недействительным представления о награждении государственными наградами, уже внесенного Президенту Российской Федерации, в случае невыполнения иных требований Положения о государственных наградах Российской Федерации, т.е. за нарушения, осуществленные должностными лицами (ответственность за которые, кстати, не установлена), страдает претендент на награду.

Кроме того, упомянутый Указ Президента Российской Федерации не содержит переходного периода, который был бы необходим для того, чтобы перестроить работу всех тех, кто участвует в наградном процессе <21>, в соответствии с новым Положением о государственных наградах Российской Федерации <22>.

--------------------------------

<21> Подробнее о наградном процессе см., например: Винокуров В.А. Наградной процесс // Юридическая мысль. 2006. N 6(37). С. 60 - 74.

<22> Следует отметить, что подобные проблемы уже возникали в новейшей истории современных наград страны. Например, Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" вступил в силу только с 1 апреля 1996 г., т.е. по истечении почти трех месяцев с даты его опубликования // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 2. Ст. 64.

В числе положительных моментов, выявленных в результате анализа указанных актов главы государства, следует упомянуть установление иерархии государственных наград Российской Федерации, уточнение процедуры подготовки и согласования наградных документов, определение прав отдельных должностных лиц, а также утверждение правил ношения наград.

Появившееся в Положении о государственных наградах Российской Федерации требование подготовки и направления в ходатайствующий орган (организацию) мотивированного отказа согласующими инстанциями при принятии ими решения о нецелесообразности поддержки ходатайства о награждении является, по сути, первым шагом, направленным на реализацию прав и свобод человека и гражданина в области государственных наград страны. Эта норма позволяет обжаловать пока именно такой отказ. В последующем, возможно, законодатель предусмотрит такую процедуру прохождения наградных документов и принятия решения о награждении, которая позволит обжаловать и отказ от награждения государственной наградой Российской Федерации <23>.

--------------------------------

<23> Автором поднимался вопрос об обжаловании решений, связанных с отказом от награждения. См., например: Винокуров В.А. Награды государства как атрибут российской государственности. М.: Изд-во Московского университета, 2008. С. 116 - 123.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_6832.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!