Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Формы соучастия в преступлении и их юридическая характеристика»

/ Уголовное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2007.
2. Уголовное право РФ. Общая и особенная части / Под ред. А.С. Михлина. М., 2008.
3. Уголовное право РФ. Общая и особенная части / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2008.
4. Уголовное право. Практический курс / Под ред. А.И. Бастрыкина. М., 2007.
5. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.И. Радченко. М., 2006.
6. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. Н.М. Кропачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. СПб., 2006.


Работа похожей тематики


Конституция РФ и единство конституционно-правового пространства Российской Федерации

Демидов В.Н.
Журнал российского права, 2009.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., стала пятой в истории Российской Федерации. Новая конституция в любом государстве, как правило, знаменует существенные изменения в жизни общества, подведение итога предшествующему развитию, определяет качественно новый этап в истории страны, утверждение новых концепций и переосмысление прежних.

В конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века начался процесс глубоких изменений в политической и социально-экономической системе нашего общества, была осознана необходимость формирования подлинно федеративных отношений. Одной из форм юридического закрепления новых общественных реалий стали принятые всеми союзными республиками, входившими в состав СССР, Декларации о суверенитете, которые зачастую не только закрепляли за ними статус самостоятельных государств, но и фиксировали многие другие фундаментальные перемены. Россия в принятой 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете, в частности, провозгласила суверенитет РСФСР на всей своей территории, построение демократического правового государства в составе обновленного Союза ССР, предусмотрела необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, краев и областей РСФСР, а также право народов на самоопределение в избранных ими национально-государственных и национально-культурных формах.

Последовавшие затем серьезные экономические и социальные преобразования в России свидетельствовали о кардинальной перемене самой модели дальнейшего развития страны. Возникла необходимость подготовки такой Конституции, которая сочетала бы гарантии государственной и экономической целостности России с разнообразными традициями ее многонационального народа, создала бы правовые предпосылки для оформления в России демократического конституционного строя, основанного на господстве права, позволила бы стране воспринять ценности и тенденции развития современной мировой цивилизации при учете своего исторического и культурного опыта, стала бы основой сплочения общества на базе новых правовых ориентиров и принципов.

В декабре 1993 г. в России была принята принципиально новая Конституция, в которой были учтены прогрессивные идеи конституционализма. Она стала выражением социального компромисса в расколотом обществе, наметила путь от гражданского общества к правовому государству, обозначила начало перехода от номинального конституционализма к реальному <1>. Она провозгласила страну демократическим федеративным правовым государством, основанным на принципах государственной целостности, распространения суверенитета России на всю ее территорию, разграничения предметов ведения и соответствующих полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, единства экономического пространства и системы органов государственной власти, равноправия субъектов Федерации. Конституция закрепила многоукладность экономики, права человека и социальные обязательства государства, утвердила разделение властей, парламентаризм, независимость судебной власти, многопартийность и идеологический плюрализм, стала надежным фундаментом правовой системы Российского государства.

--------------------------------

<1> Витрук Н.В. О социально-правовой сущности и легитимности Конституции Российской Федерации 1993 года // Российское правосудие. 2008. N 2. С. 10.

Президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ отметил, что "принятие в 1993 г. Основного Закона, провозгласившего высшей ценностью человека, его жизнь, его права и собственность, стало беспрецедентным событием в истории российской нации" <2>.

--------------------------------

<2> РГ. 2008. 6 нояб.

Конституция РФ - это результат большой совместной работы представителей федеральных и региональных органов государственной власти. В ее создании активно участвовали также представители общественных объединений, предпринимательских кругов, видные юристы, была использована и конституционная практика регионов России.

Вместе с тем принятие новой Конституции страны - кульминационный, но отнюдь не завершающий этап реформ национальной экономики, общества и государства, создания соответствующей новым потребностям России правовой системы. Действующая Конституция РФ является скорее идеальной моделью социально-экономического и политико-юридического бытия, требующей своего наполнения <3>.

--------------------------------

<3> Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2007. С. 7.

Практическая реализация закрепленных в Конституции России норм и принципов - дело всего государства, власти на всех ее уровнях, да и общества в целом. Здесь очень многое зависит, в частности, от деятельности региональных органов власти, проводимой ими на местах политики. В условиях федеративного государства этот аспект имеет фундаментальное, порой решающее значение. Отсюда следует значимость роли конституций и уставов субъектов Федерации, являющихся их основными законами и важным ориентиром для деятельности региональных и местных органов власти. Необходимо, чтобы в этих правовых документах не только закреплялись, но и развивались положения российской Конституции, чтобы они своим содержанием активно способствовали укреплению федеративных начал российского государственного устройства и обеспечивали ответственность региональной и муниципальной власти за развитие субъекта Федерации и благосостояние его населения. Как отметил Президент РФ Д.А. Медведев в своем выступлении на II Общероссийском гражданском форуме, "никакие ценностные правовые доктрины сами по себе не могут заменить реальное благополучие людей... Одним из наших ключевых приоритетов должен оставаться сам человек с его реальными заботами и нуждами. И нужно последовательно работать во всех сферах, касающихся его повседневной жизни: от безопасности до материального достатка".

Татарстан в числе первых субъектов Федерации в постсоветской России принял 6 ноября 1992 г. Конституцию, в которой впервые нашли отражение современные идеи и принципы многонационального демократического государства. Этот важнейший для Республики политико-правовой документ, принятый за год до Конституции РФ, адекватно отражал состоявшиеся к тому времени перемены в жизни страны, стабилизировал ее общественно-политическую ситуацию и заложил основы для дальнейших общественных преобразований и выстраивания в последующем конструктивных отношений с федеральным центром на новой федеративной основе. Конституция РТ утвердила деятельность государственных органов на принципах правового государства, в котором отношения гражданина и государства основываются на приоритете прав человека как высшей социальной ценности. Она закрепила понятие социального государства и определила проводимую в Республике социальную политику, направленную на создание соответствующей инфраструктуры и оказание мер поддержки для наиболее социально уязвимых категорий граждан. Основой экономики было провозглашено социальное рыночное хозяйство и свобода хозяйственной деятельности, основанная на разнообразии форм собственности.

В обновленной демократической России Татарстан сыграл одну из ключевых ролей в становлении и развитии федеративных отношений. В трудный период начала 90-х гг. остро стояли вопросы государственного строительства, выбора такого способа взаимоотношений между федеральным центром и регионами России, который бы максимально соответствовал потребностям развития страны на новом этапе ее истории. В тех условиях принятие Конституции Татарстана, юридическое закрепление его нового статуса стали заметной вехой в развитии государственности не только нашей Республики, но и всего многонационального народа Российской Федерации.

При обсуждении проекта Конституции РФ Республика внесла свои предложения, касающиеся закрепления статуса Татарстана. В статье 11 Конституции РФ появилась ч. 3, которая дала возможность Республике Татарстан 15 февраля 1994 г. подписать Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан. Этот Договор позволил на правовой основе решить многие коллизионные вопросы во взаимоотношениях федерального центра и нашей Республики, стал примером урегулирования в условиях переходного периода отношений центра с другими российскими регионами. Подобные договоры стали способом учета экономических и национально-культурных особенностей субъектов Федерации. В такой сложной и неоднородной по своему составу стране, как Россия, сохранение традиций и самобытности отдельных регионов не стоит недооценивать. Аналогичным смыслом наполнен и новый Договор Российской Федерации и Республики Татарстан, закрепляющий важные государственно-правовые положения, который был подписан сторонами 26 июня 2007 г. и утвержден Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ.

Конституции и уставы субъектов Федерации образуют непосредственное смысловое единство с Конституцией России, развивают и обогащают закрепленные в ней положения. Не случайно Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на особую связь Конституции РФ с конституциями и уставами российских регионов. Согласно правовой позиции, выраженной в его Постановлении от 18 июля 2003 г. N 13-П, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, в отличие от иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, находятся в прямой нормативной связи с Конституцией Российской Федерации. При этом КС РФ установил, что конституционные принципы федеративного устройства, учредительный характер Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов Федерации обеспечивают органическое единство федерального и регионального конституционно-правового регулирования и тем самым - единство конституционно-правового пространства, единство конституционно-правового регулирования в условиях федеративного государства, которое не должно нарушаться текущим федеральным регулированием посредством законов.

Следовательно, конституционно-правовое поле Российской Федерации базируется на прочном фундаменте, включающем как федеральную Конституцию, так и конституции (уставы) субъектов Федерации. Связь и единство учредительных правовых актов федерального и регионального масштабов, по существу, определяют не только состояние конституционного права в Российской Федерации, но и всей правовой системы нашей страны. Едва ли можно рассчитывать на осуществление таких непреложных принципов, как верховенство права, законность, приоритет прав и свобод личности, если федеральная и региональные конституции будут рассогласованы и между ними не будет необходимого единства. Безусловно, это предъявляет особые требования к конституциям и уставам субъектов Федерации, принятие которых относится к исключительным полномочиям самих регионов, и в первую очередь необходимо отметить требование непротиворечивости этих документов Конституции РФ.

Региональные конституции и уставы содержат значительное число правовых положений, аналогичных закрепленным в Конституции РФ. Это предопределено, в частности, единством основ конституционного строя, общими принципами организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, едиными правовыми стандартами обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Однако это вовсе не означает, что конституции и уставы субъектов Федерации попросту воспроизводят соответствующие нормы федеральной Конституции и не имеют собственного правового содержания. Напротив, основываясь на положениях Конституции РФ, конституции и уставы российских регионов развивают и дополняют российское конституционно-правовое пространство, являясь его неотъемлемой частью. В этом и состоит идея воплощения Конституции России в конституциях и уставах субъектов Федерации, которые в рамках единого федеративного государства призваны последовательно и непротиворечиво определять правовую систему нашей страны.

Подобного рода правовые положения, не имеющие прямых аналогов в федеральной Конституции, есть в Конституции РТ. Особенно наглядно это проявляется в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Основополагающее значение гл. 2 Конституции РФ, которая закрепляет перечень и гарантии соблюдения прав и свобод личности, вполне очевидно. Федеральная Конституция содержит общие, единые для всей страны правовые стандарты, которые не могут быть ограничены в каком-либо субъекте Федерации независимо от того, продублирована ли правовая норма в конституции (уставе) субъекта Федерации или нет. Это своего рода общий базовый уровень правовых гарантий для всех граждан Российской Федерации на всей ее территории. Вместе с тем субъекты Федерации в пределах своих полномочий вправе повысить планку правовых стандартов защиты прав человека на своей территории, закрепив их в своих учредительных правовых актах. Конституция РТ содержит ряд дополнительных гарантий, которые органично вписываются в общефедеральную систему мер, являясь при этом собственным вкладом Республики Татарстан в правовое обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина.

Так, например, Конституция РТ содержит норму, согласно которой государство создает условия для осуществления права на труд несовершеннолетними, инвалидами и иными гражданами, нуждающимися в социальной защите и испытывающими трудности в поиске работы, и в случаях, предусмотренных законом, организует их обучение и переквалификацию (ч. 6 ст. 50). Данных положений в Конституции России нет. Это означает, что Конституция Татарстана в развитие федеральных конституционных норм формирует собственно региональный пласт правовых гарантий права на труд и социальное обеспечение, задает соответствующее направление развитию республиканского законодательства в данной сфере и определяет дополнительную зону ответственности региональной власти по данным вопросам. В лице Конституционного суда РТ эта норма получает и судебную гарантию ее соблюдения на региональном уровне государственной власти.

Аналогичным образом Конституция РТ гарантирует каждому гражданину равное право доступа не только к государственной, но и к муниципальной службе (ст. 47).

Кроме того, в Республике Татарстан на конституционном уровне закреплена обязанность государства обеспечивать экологическую безопасность и рациональное природопользование, принятие мер по сохранению и оздоровлению окружающей среды (ч. 2 ст. 53).

В сфере образования Конституция РТ гарантирует наряду с указанными в Конституции Российской Федерации правами также обучение на обоих государственных языках Республики Татарстан, каковыми являются татарский и русский языки (ст. 8; ч. 2 ст. 56).

В области культуры Конституция Татарстана содержит специальную норму, согласно которой Республика Татарстан обеспечивает сохранение и защиту интеллектуального и художественного наследия, сохранение и развитие культуры татарского народа, национальных культур представителей других народов, проживающих на территории Республики Татарстан (ч. 5 ст. 57).

Полагаю, что даже этих примеров будет достаточно, чтобы вполне убедительно показать, насколько глубокой и органичной может быть гармонизация Конституции России с Конституцией Республики Татарстан и в целом с конституциями (уставами) субъектов Федерации.

Но согласованность текстов федеральной и региональных конституций (уставов) - это хотя и важная, но отнюдь не единственная сторона вопроса. На практике ничуть не меньшее, а порой даже большее значение имеет сочетание не только буквы Основного Закона, но и, как принято говорить, его духа. Иными словами, важно добиться содержательного соответствия учредительных документов обоих уровней федеративного государства с тем, чтобы общим формулировкам не придавалось разное значение в федеральном центре и в регионах, а собственное конституционное регулирование в субъектах Федерации не шло вразрез с федеральными нормами.

В этом аспекте в конституционно-правовом регулировании присутствует специфика, которой нет в сфере текущего законодательства, подверженного достаточно заметным и регулярным изменениям. Конституционное право по своей природе призвано стабилизировать правовую систему, и возможности законодательной власти по внесению поправок в Конституцию довольно ограниченные. Из этого, однако, совсем не следует, что конституционное право не развивается. Применительно к учредительным правовым актам центр этого развития, основной его потенциал переместился в судебную власть, в область конституционного правосудия, которое на федеральном уровне осуществляется КС РФ, а на региональном уровне - конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Именно эти органы судебной власти обладают полномочиями официального и так называемого казуального толкования Конституции, именно в вырабатываемых ими правовых позициях живет и развивается нынешняя Конституция РФ и конституции (уставы) ее субъектов. Как отметил Председатель КС РФ В.Д. Зорькин, "наша Конституция - это не остекленевший акт и не пыльный манускрипт, а живой документ. Закрепленные в ней принципы, прежде всего принципы правового и социального государства, юридического равенства и справедливости, должны гибко и деликатно интерпретироваться и наполняться более богатым конкретным социальным содержанием, соответствующим каждому новому этапу исторического развития" <4>.

--------------------------------

<4> Закон прав. Председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин о главном в Основном Законе // РГ. 2008. 12 дек.

Жизнь показала и доказала, что правоприменительная практика этих органов судебной власти может быть сбалансированной и гармоничной, даже несмотря на имеющиеся разночтения в текстах Конституции России и конституций (уставов) субъектов Федерации. Причем даже в таких чувствительных вопросах, как закрепление правового статуса регионов.

Следует отметить, что применение правовых позиций КС РФ в решениях конституционных (уставных) судов субъектов Федерации давно уже стало нормой. Сейчас практически все решения Конституционного суда РТ учитывают наряду с иными аргументами соответствующие выводы КС РФ. Аналогичная ситуация характерна и для конституционных (уставных) судов других регионов. Все это, безусловно, способствует укреплению единства конституционно-правового пространства и конституционно-правового регулирования в федеративном государстве.

Взаимодействие между органами конституционного судебного контроля федерального и регионального уровней осуществляется в различных формах. У конституционных (уставных) судов имеется процессуальная возможность обращения с запросом в КС РФ. Конституционный суд РТ, например, использовал этот механизм при защите социальных прав бывших несовершеннолетних узников фашизма. Кроме того, в арсенале данного взаимодействия есть положения Регламента КС РФ (п. 3 § 23), которые предусматривают возможность отложить рассмотрение вопроса КС РФ до окончания производства по аналогичному или связанному с ним вопросу в конституционном (уставном) суде субъекта Федерации.

Конечно, потенциал такого взаимодействия еще далеко не исчерпан. Ученые и практики в области конституционного правосудия уже обращали внимание на то, что в целях оптимизации и развития конституционной юстиции следует ввести в практику передачу обращений, поступивших в КС РФ, на первичное рассмотрение в конституционный (уставный) суд соответствующего региона, если такое рассмотрение входит в его компетенцию, и лишь потом, в случае необходимости, данный спор может быть рассмотрен КС РФ, который будет иметь в своем распоряжении решение регионального конституционного (уставного) суда <5>. Данный подход вполне осуществим, например, по таким категориям дел, как рассмотрение жалоб граждан и их объединений на нарушение конституционных прав и свобод законом субъекта Федерации, а также по спорам о компетенции между высшими государственными органами субъектов Федерации.

--------------------------------

<5> Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003. С. 392 (автор раздела - Т.Г. Морщакова); Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М., 2005. С. 498; Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М., 1999. С. 77 - 86.

Нельзя не отметить и необходимость развития региональной конституционной юстиции, ее организационного распространения на все субъекты Федерации. В настоящее время конституционные (уставные) суды созданы и функционируют только в 16 субъектах Федерации. Подобный "лоскутный" подход, при котором субъекты Федерации могут создавать, а могут и не создавать свои конституционные (уставные) суды, показал, что многие регионы даже при наличии соответствующей правовой базы идут по второму пути, не утруждая себя введением в регионе конституционной юстиции. Это, конечно, не способствует развитию конституционного правосудия, тормозит продвижение судебной реформы, создает препятствия при преодолении правового нигилизма и не приближает нас к построению правового государства. Полагаю, опыт становления региональной конституционной юстиции в субъектах РФ свидетельствует о необходимости внесения изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" с целью обязательного, а не возможного (как это закреплено сейчас) учреждения в регионах конституционных (уставных) судов, а также принятия Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации".

Важным является и вопрос о разделении федеральных и региональных полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, очерченным в Конституции России. В последнее время формируется понимание того, что закрепление всех законодательных полномочий по данным предметам за федеральными органами власти и предоставление на региональный уровень исключительно прерогативы обеспечения исполнения федеральных решений по данным направлениям политики государства было бы нецелесообразным. Для такой неоднородной страны, как Россия, сохранение стабильности и эффективности управления требует предоставления субъектам Федерации более широких законодательных полномочий по вопросам совместного ведения, исполняемых в рамках принятых на федеральном уровне по данным вопросам законов, выполняющих функцию определения основных принципов государственной политики и координации усилий регионов. Вместе с тем в сложившейся в настоящее время ситуации федеральный законодатель принимает нормативные акты, детально прописывающие затронутые в них сферы деятельности, оставляя тем самым весьма небольшую степень их регулирования на усмотрение субъектов Федерации. Предоставление большей свободы регионам в законодательном регулировании предметов совместного ведения, учет мнения региональных законодателей при принятии федеральных законов повысили бы качество нормативно-правовой базы регулирования указанных направлений государственной политики, привели бы к большей ее гибкости и выверенности и, в частности, позволили бы в более полной мере реализовать положительный потенциал, заложенный в конституциях и уставах субъектов Федерации, в том числе в Конституции РТ. Подтверждением этого тезиса является неизменно положительная динамика развития Республики Татарстан на основе ее собственной Конституции - динамика, позволяющая ей быть одним из наиболее благополучных регионов России.

На современном этапе конституционное развитие осуществляется как на уровне России в целом, так и на уровне субъектов РФ. После принятия Конституции РФ при решении наиболее важных вопросов конституционного строительства появилась возможность опираться на ее положения, творчески развивать заложенные в ней идеи. В течение этих лет практически заново учреждены все предусмотренные Конституцией РФ государственные институты, последовательно утверждается принцип разделения властей, обеспечивается стабильность в государстве, созданы предпосылки для общественного согласия.

За прошедшие годы российская Конституция прочно вошла в общественное сознание, стала одним из важнейших факторов развития страны, позволяющих решать самые сложные вопросы, возникающие в процессе этого развития. На ее базе произошло становление федерального законодательства, установилась соответствующая правоприменительная практика. В жизни страны произошли большие изменения: более развитой стала политическая система, экономика перешла на рыночные принципы, определенную эволюцию претерпели отношения с федеральным центром. Они вызвали необходимость внесения изменений в Конституцию РТ. Новая редакция Конституции Республики, принятая в апреле 2002 г., по мнению Президента Республики Татарстана М.Ш. Шаймиева, "в целом стала более компактной, ряд разделов теперь прописаны более четко, соответствуют Российской Конституции и международным стандартам. Многие изменения в основополагающие статьи Конституции внесены на основе согласительных процедур с федеральными правовыми службами" <6>.

--------------------------------

<6> Доклад Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева на сессии Государственного Совета Республики Татарстан 28 февраля 2002 г. "О положении в Республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2002 году" // http://www.president.tatar.ru/pub/view/536. 27 мая 2009 г.

Предусмотренная Конституцией РТ модель экономического устройства и роли государства в экономике доказала свою состоятельность также на нынешнем этапе развития Республики. Нормы Конституции юридически закрепили разнообразие признаваемых в Республике форм собственности и стали правовым инструментом в процессе признания принадлежности Республике основной доли расположенной на территории Татарстана государственной собственности. Это позволило поддержать работу экономически важных предприятий, осуществить собственную промышленную и аграрную политику, разработать и реализовать программу адресной социальной защиты населения. В результате Татарстан, обладающий богатыми природными и трудовыми ресурсами, мощной промышленностью и развитым сельским хозяйством, эффективно и с наименьшими затратами проводит экономические преобразования. Он стал одним из самых динамично развивающихся в экономическом отношении регионов России.

Для любой конституции, провозглашающей своей целью движение к высшим человеческим ценностям, идея свободы личности становится неотъемлемой частью всей ее концепции. Как подтверждает мировой опыт, о подлинном демократизме и гуманизме государственного строя той или иной страны можно говорить лишь в том случае, если в ее действующей конституции четко проведена идея уважения к человеку, а сам принцип, согласно которому человек - это ценность государства и всего общества, является основополагающим. Российская Конституция, закрепляя принцип, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, а права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией, подтверждает, что Россия движется по пути построения демократического правового государства и будет последовательно осуществлять указанные нормы на практике так, чтобы они определяли смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивались правосудием. Как отметил Председатель КС РФ В.Д. Зорькин на состоявшейся в Кремле конференции, посвященной 15-летию Российской Конституции, "интересы личности - это и есть интересы государства... в этом суть правового государства" <7>. В полной мере это относится и к Республике Татарстан, в Конституции которой также закреплены указанные правовые положения.

--------------------------------

<7> Pages/ViewItem.aspx?paramId=660

Признание прямого действия конституций и непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина создало необходимые юридические предпосылки для реального пользования и судебной защиты этих прав.

Для построения демократического правового и социального государства недостаточно записать правильную норму в Конституции и торжественно ее провозгласить, важно принять все необходимые меры, чтобы ее выполнение было подкреплено системой гарантий, организационных и правовых процедур. Конституция должна быть обеспечена правовой защитой, и в современных условиях только судебный конституционный контроль способен в полной мере обеспечить действенную правовую охрану Конституции, ее высшую юридическую силу в правовой системе. Поэтому ведущее место в правовой защите Конституции принадлежит судебному конституционному контролю, осуществляемому КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Федерации. Эти суды действуют в рамках единого правового пространства и способствуют укреплению демократического правового государства, что определяет основные формы их взаимодействия.

Прошедшие годы стали периодом становления обновленной российской государственности. Они показали, что Основной Закон страны является созидательно работающим политико-правовым документом, гарантирующим незыблемость демократических основ государственной власти и органов местного самоуправления, базовых ценностей гражданского общества. За эти годы удалось укрепить суверенитет России, утвердить ее целостность, власть закона и верховенство Конституции, вернуть страну в десятку крупнейших экономических держав, рассчитаться с внешними долгами, накопить значительные материальные и финансовые ресурсы. На основе действующей Конституции страна сумела пройти сложнейший период масштабных революционных изменений, не ввергнуться в хаос бесконечных конфликтов регионов, властей и идеологий, не обрушить общество, не потерять государственность, благодаря ей изменилось место и роль нашей страны в международном сообществе <8>. И успехи Республики Татарстан, несомненно, являлись одним из составных факторов динамичного развития всей России, ее экономики, общества и политической системы. В частности, 18 октября 2007 г. в ходе телевизионного общения с россиянами В.В. Путин, занимавший тогда должность Президента России, в очередной раз подчеркнул, что выработанный Татарстаном курс способствует всемерному укреплению Федерации.

--------------------------------

<8> Зорькин В.Д. Апология Вестфальской системы // Россия в глобальной политике. Т. 2. 2004. N 3.

В настоящее время продолжается развитие конституционных идей, раскрытие заложенного в Конституциях России и Татарстана потенциала. Эти политико-правовые документы, имеющие историческое значение, в полной мере можно назвать состоявшимися, и от динамики воплощения и развития Основных Законов России и Татарстана, а также и остальных субъектов Федерации, от основанного на этом взаимодействия федеральных и региональных властей во многом зависит будущее нашей страны.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_6782.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!