Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Сущность, содержание и формы вины»

/ Уголовное право
Мини-контрольная,  7 страниц

Список использованной литературы

1. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2007.
2. Уголовное право РФ. Общая и особенная части / Под ред. А.С. Михлина. М., 2008.
3. Уголовное право РФ. Общая и особенная части / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2008.
4. Уголовное право. Практический курс / Под ред. А.И. Бастрыкина. М., 2007.
5. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.И. Радченко. М., 2006.
6. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. Н.М. Кропачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. СПб., 2006.


Работа похожей тематики


Формирование мирового суда в Российской империи

Илюхин А.В., Илюхина В.А.
Электронный ресурс, 2010.

В статье рассматривается эволюция судоустройства с участием мировых судей в Российской империи от "Основных положений преобразования судебной части в России" 1862 г. как основополагающей политико-правовой программы Судебной реформы к Судебным уставам 1864 г. Обосновывается тот факт, что проведению Судебной реформы 1864 г. предшествовала основательная подготовительная законотворческая работа.

Ключевые слова: Судебная реформа 1864 г., мировая юстиция, мировой суд, "Основные положения преобразования судебной части в России" 1862 г., Судебные уставы 1864 г.

The article considers evolution of judicial system with participation of justices of the peace in the Russian Empire from "Fundamental Provisions of Reform of Judicial Department in Russia" of 1862 as a fundamental political-law program of Judicial reform to Judicial Charters of 1864. The author substantiates the fact that Judicial reform of 1864 was preceded by an essential preparatory law-making work.

Key words: Judicial reform of 1864, world justice, justice of the peace, "Fundamental Provisions of Reform of Judicial Department in Russia" of 1862, Judicial Charters of 1864.

Возрождение института мировых судей в современной России, известного еще пореформенному российскому правосудию второй половины XIX в., является составной частью формирования реальной и эффективной судебной власти в нашей стране на рубеже XX - XXI вв.

Впервые в России мировой суд был введен Судебными уставами 1864 г. и фактически просуществовал до принятия Декрета о суде N 1 в ноябре 1917 г. Проведению Судебной реформы 1864 г. предшествовала основательная подготовительная законотворческая работа. Фактически впервые в отечественном законотворческом процессе была разработана юридическая процедура, предусматривавшая сначала подготовку и закрепление в специальном акте основных принципов преобразований судебной системы в целом и мирового суда в частности ("Основные положения преобразования судебной части в России" 1862 г.), а затем создание на основе этой концепции своего рода кодексов (Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями), которые и составили в конечном итоге Судебные уставы 1864 г.

Таким образом, "Основные положения преобразования судебной части в России" 1862 г. представляли собой программу для детальной разработки последующего судебного законодательства <1>. В разделе, касающемся судоустройства, провозглашалось отделение власти судебной от исполнительной, административной и законодательной <2>. Первичным и, по сути, основным звеном судебной системы определялся мировой суд. Он учреждался в составе одного судьи по уездам и городам для разрешения гражданских и уголовных дел "меньшей важности"; уезд вместе с находящимися на его территории городами составлял мировой округ, который, в свою очередь, подразделялся на мировые участки <3>. Причем в округе могло быть несколько мировых судей, подразделявшихся на участковых и почетных <4>. Они избирались "всеми сословиями в совокупности на три года" и утверждались Сенатом <5>. При этом все мировые судьи, как почетные, так и участковые, обладали "одинаковыми правами и преимуществами" <6>. Однако если участковый мировой судья получал из земских сборов "определенную сумму на содержание... на разъезды, наем письмоводителя и рассыльного, на канцелярские расходы и т.п.", то "почетные мировые судьи никакого содержания и никаких на свои расходы по этой обязанности сумм не получают" <7>.

--------------------------------

<1> См.: Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собр. 2-е. N 38761; Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1149. Оп. 5. 1857 - 1862 гг. Д. 65; Основные положения преобразования судебной части в России // Журнал Министерства юстиции. 1862. N 10. С. 11 - 71; Основные положения преобразования судебной части в России. Утверждены 29 сентября 1862 г. // Материалы по Судебной реформе в России 1864 г. Т. 20: Журналы Общего собрания Государственного совета об основных положениях преобразования судебной части в России (1862 г.). Оп. 5. С. 1 - 60.

<2> См.: Основные положения преобразования судебной части в России. Утверждены 29 сентября 1862 г. Часть первая. Судоустройство. Ст. 1. Здесь и далее ссылки на статьи "Основных положений преобразования судебной части в России" приводятся по источнику: Журнал Министерства юстиции. 1862. N 10. С. 11 - 71.

<3> См.: Там же. Ст. 10.

<4> См.: Там же. Ст. 12.

<5> См.: Там же. Ст. 13.

<6> См.: Там же. Ст. 18.

<7> Там же. Ст. 19.

Таким образом, участковые мировые судьи являлись основным и постоянным звеном мировой юстиции. Именно они рассматривали возложенные на мирового судью уголовные и гражданские дела. Институт почетных мировых судей учреждался с целью содействия участковым в исполнении возложенных на них обязанностей; при этом "каждому из почетных мировых судей предоставляется право разбора всех тех гражданских или тяжебных дел, равно как и дел о менее важных преступлениях или проступках, кои предоставлены разбору мировых судей вообще, когда обе стороны обратятся к суду почетного мирового судьи" <8>. Почетному мировому судье могло быть поручено исполнение обязанности участкового также "в случае его отсутствия, болезни или отвода" <9>. Кроме того, почетные мировые судьи могли быть приглашены также в качестве присяжных заседателей при рассмотрении дел в окружных судах <10>. Более того, мировые судьи, как участковые, так и почетные, могли быть призваны для пополнения присутствия окружного суда в случае недостатка его членов <11>.

--------------------------------

<8> Там же. Ст. 16.

<9> Там же. Ст. 20.

<10> Там же. Ст. 34.

<11> Там же. Ст. 26.

Кандидатам в мировые судьи необходимо было удовлетворить нескольким цензам. Так, мировыми судьями могли стать "местные жители, имеющие не менее 25 лет от роду, не опороченные по суду или общественному приговору, не состоящие под следствием или под судом, владеющие, хотя бы в разных местах, недвижимою собственностью, приносящей чистый годовой доход в размере, законом определенном", и имеющие высшее или среднее образование "или же прослужившие, преимущественно по судебной части, не менее трех лет" <12>. Список кандидатов в мировые судьи составлялся "по каждому губернскому округу" и проверялся губернатором, а затем из этого списка избирались соответствующие мировые судьи <13>. Однако не определялось, кто же составлял подобные списки. Ничего не говорилось и о конкретном размере имущественного ценза. Не разъяснялось в "Основных положениях" и о порядке обжалования решений мировых судей. Лишь констатировалось, что "мировые судьи каждого мирового округа, как участковые, так и почетные, собираются в назначенные сроки в съезд мировых судей" во главе с председателем, которого сами же выбирают из присутствующих, для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству" <14>. Пробел, по мнению М.Г. Коротких, объяснялся "внезапным решением монарха обособить мировую юстицию от общей судебной системы" <15>. Если мировой судья рассматривал дела единолично, то съезды мировых судей являлись коллегиальной судебной инстанцией <16>.

--------------------------------

<12> См.: Там же. Ст. 14.

<13> См.: Там же. Ст. 15.

<14> Там же. Ст. 21.

<15> Коротких М.Г. Самодержавие и Судебная реформа 1864 года в России. Воронеж, 1989. С. 130.

<16> Основные положения преобразования судебной части в России. Часть первая. Судоустройство. Ст. 5.

Таким в целом, по мнению законодателя, виделось судоустройство с участием мировых судей по "Основным положениям преобразования судебной части в России" 1862 г. При Государственной канцелярии была создана особая комиссия под председательством В.П. Буткова под названием "Комиссия для составления проектов законоположений о преобразовании судебной части" <17>. Она, руководствуясь "Основными положениями преобразования судебной части в России", подготовила Судебные уставы 1864 г. как правовые основы Судебной реформы <18>.

--------------------------------

<17> См.: РГИА. Ф. 1149. Оп. 5. 1857 - 1862 гг. Д. 50в. Л. 184 - 185 об.; см. также: Материалы по Судебной реформе в России 1864 г. Т. 19: Журнал соединенных департаментов (законов и гражданских дел) Государственного Совета об основных положениях преобразования судебной части в России (1862 г. N 65). С. 367 - 370.

<18> Подробнее см.: РГИА. Ф. 1190 (Комиссия для окончания работ по преобразованию судебной части при Государственном совете, 1862 - 1869 гг.).

Судебные уставы создали в России принципиально новую судебную систему. Одним из важнейших ее звеньев наряду с судом присяжных, прокуратурой и адвокатурой и стал мировой суд. Институт мировых судей был для России совершенно новым явлением. Вопросы, связанные с устройством мирового суда, в том числе и порядком его формирования, подробно регламентировались в Учреждении судебных установлений <19>.

--------------------------------

<19> См.: ПСЗ РИ. Собр. 2-е. N 41475. См. также: Свод законов Российской империи. СПб., 1892. Т. XVI. См. также: Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1991. Т. 8: Судебная реформа. С. 32 - 82 (Учреждение судебных установлений (далее - УСУ)).

Мировые судьи избирались "всеми сословиями в совокупности" для рассмотрения мелких уголовных и гражданских дел и утверждались в последующем Сенатом <20>. Каждый мировой судья осуществлял судебную власть на определенной территории - участке. Определенное число участков составляло мировой округ. Кроме того, была предусмотрена должность почетных мировых судей <21>. Они жалованья не получали, рассматривали дела в случае отсутствия или болезни участковых судей, либо по просьбе тяжущихся сторон, либо если об этом просил потерпевший, а обвиняемый не настаивал на рассмотрении дела участковым судьей <22>. Жалобы на приговоры и решения, вынесенные мировыми судьями, рассматривал съезд мировых судей округа, на котором председательствовал один из судей по избранию съезда <23>.

--------------------------------

<20> См.: УСУ. Ст. 10. Здесь и далее ссылки на статьи Учреждения судебных установлений приводятся по источнику: Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1991. Т. 8: Судебная реформа. С. 32 - 82.

<21> См.: УСУ. Ст. 12 - 16.

<22> См.: Случевский В.К. Учебник русского уголовного процесса. СПб., 1913. С. 107.

<23> См.: УСУ. Ст. 17.

Кандидатами в мировые судьи могли быть жители данной местности (ценз оседлости), обладавшие возрастным цензом не менее 25 лет; образовательным цензом, под которым понималось наличие образования, полученного в высших или средних учебных заведениях, или выдержавшие соответствующее подобному уровню образования испытание, или служебным цензом, под которым понималась необходимость прослужить не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых кандидаты в мировые судьи могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел.

Особое внимание уделяется имущественному цензу, прежде всего земельному. Требуемый размер земельных владений устанавливался отдельно по каждому уезду, но нигде не спускался ниже 400 десятин. При этом в зачет принимались земельные владения не только самих кандидатов, но и их родителей, жен, даже если эти владения были расположены в разных местах <24>. Но при этом требовалось согласие супруги в виде удостоверения с ее стороны на зачет ее земельного владения в качестве имущественного ценза ее мужа для возможности быть избранным в мировые судьи <25>. Эквивалентом земельной собственности могло быть иное недвижимое имущество, оцениваемое в сельской местности не ниже 15 тыс. руб., в городах - не ниже 3 тыс., в столицах (Москва и Санкт-Петербург) - не ниже 6 тыс. руб. <26>.

--------------------------------

<24> См.: Там же. Ст. 19.

<25> См.: Примечание к ст. 28 УСУ.

<26> См.: УСУ. Ст. 20.

Законодатель также подробно определил те категории лиц, которые не могли быть мировыми судьями, даже если они и удовлетворяли всем вышеуказанным цензам, а именно: "1) состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные действия заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, и бывшие под судом за преступления или проступки, влекущие за собою такие наказания, но не оправданные судебными приговорами; 2) исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; 3) объявленные несостоятельными должниками и 4) состоящие под опекою за расточительность" <27>. Кроме того, не могли быть мировыми судьями "священно- и церковнослужители" <28>.

--------------------------------

<27> Там же. Ст. 21.

<28> Там же. Ст. 22.

Хотя в Судебных уставах 1864 г. нигде прямо не говорилось, что женщины не имели права исполнять обязанности мировых судей, но при том положении женщины, которое было в России в XIX в., и ментальности того времени в целом такой оговорки и не требовалось. Так что само собой разумеющимся явлением было то, что в число кандидатов в мировые судьи включались только мужчины, что позволяет определить еще один ценз для мировых судей, а именно - по половому признаку (или половой ценз).

Периодичность выборов почетных и участковых мировых судей была три года. Выборы мировых судей производились на уездных земских собраниях, а в столичных городах Санкт-Петербурге и Москве обязанности уездных земских собраний по выборам мировых судей возлагались на общие городские думы. При этом подчеркивалось, что если на уездное земское собрание явится менее двенадцати депутатов ("гласных"), то избрание мировых судей данного уезда будет производиться на губернском земском собрании <29>.

--------------------------------

<29> См.: Там же. Ст. 23 - 25, 40.

Список лиц, имевших право быть избранными в мировые судьи, составлялся уездным предводителем дворянства за три месяца до выборов по каждому мировому округу отдельно по соглашению с городским головою и местными мировыми судьями. Составленный на вышеизложенном основании список представлялся губернатору и публиковался в губернских ведомостях за два месяца до выборов. При этом губернатор мог давать свои замечания по каждой кандидатуре и представлять свои соображения и замечания уездному земскому собранию <30>.

--------------------------------

<30> См.: Там же. Ст. 26, 29 - 30.

Избранными на должность мирового судьи считались кандидаты, набравшие в результате выборов простое большинство. Если после выборов по уезду оставались вакантные должности мировых судей, то выборы проводились вторично, но уже в губернском земском собрании <31>. При этом земскому собранию предоставлялось право при единогласном мнении всех своих "гласных" "предоставить звание мирового судьи и таким лицам, которые хотя и не совмещают качеств, требуемых 19-ю и 20-ю статьями этого Учреждения, но приобрели общественное доверие и уважение своими заслугами и полезною деятельностью" <32>, что фактически давало возможность занятия должности мирового судьи и в обход положительных цензов. В случае если и после этого оставались вакансии мировых судей, то до следующих выборов недостающее число судей назначалось первым департаментом Сената по представлению министра юстиции, но из числа лиц, соответствующих условиям возрастного и образовательного (или служебного) цензов, что фактически противоречило принципу выборности мировых судей. С другой стороны, если кто-либо был избран мировым судьей, несмотря на отрицательные замечания губернатора, то соответствующие веские аргументы подобного решения необходимо было представить Сенату <33>.

--------------------------------

<31> См.: Там же. Ст. 33.

<32> См.: Там же. Ст. 34.

<33> См.: Там же. Ст. 37 - 38.

В целом процесс формирования института мировых судей по Судебным уставам 1864 г. предполагал, по сути, три этапа: 1) отбор кандидатов на должность мирового судьи; 2) выборы из числа кандидатов и 3) утверждение (назначение) избранных кандидатов на должность Сенатом.

Таким образом, из сравнительно-правового анализа "Основных положений преобразования судебной части в России" 1862 г. и Учреждения судебных установлений 1864 г. можно сделать вывод, что за два года была проделана основательная подготовительная законотворческая работа, в том числе и по вопросам судоустройства с участием мировых судей. Мировой суд становился важным демократическим институтом, и введение его в России было крупным шагом вперед от инквизиционного дореформенного судопроизводства.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_10290.html


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!