Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Введение
1. Приобретение статуса адвоката
2. Приостановление статуса адвоката
3. Прекращение статуса адвоката
4. Реестры адвокатов
Заключение
1. Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под ред. В.И. Буробина. М., 2006.
2. Бабурин С.Н., Тлисков А.Г., Забейворота А.И. Комментарий к Федеральном закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». М., 2006.
3. Колоколова Э.Е. Адвокат – представитель в гражданском процессе. М., 2004.
4. Лубшев Ю.Ф. Адвокат в уголовном деле / Под ред. И. Б. Мартковина. М., 2007.
5. Стецовский Ю.И. Адвокатура в России: истоки, традиции, современность. М., 2008.
6. Стецовский Ю.И. Исторический очерк формирования адвокатуры в России: М., 2006.
7. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Адвокатура в Российской Федерации: Учебник. М., 2007.
8. Чашин А.Н. Стратегия и тактика адвокатской деятельности. М., 2008.
О некоторых аспектах правового регулирования права граждан на обращение в органы государственной власти
Савосина Н.Г.
Электронный ресурс, 2010.
Начало XXI в. в России ознаменовано различными реформами органов исполнительной власти, направленными на повышение эффективности их деятельности. Важнейшей целью проводимых реформ является достижение "информационной открытости" деятельности государственных структур и совершенствование диалога "гражданин и государство". Необходимость работы с обращениями граждан озвучена в реализуемой в настоящее время Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах. В Концепции <1> отмечено, что "одной из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации является информационная закрытость органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями". В связи с этим было предложено "разработать нормативно-правовую и методическую базу и внедрить механизмы повышения открытости государственных и муниципальных органов, а также обеспечить совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти и общества. В частности, необходимо создать действенные каналы влияния гражданского общества (граждан, организаций, делового сообщества) на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решений органов исполнительной власти" <2>.
--------------------------------
<1> См.: Концепция Административной реформы Российской Федерации на 2006 - 2010 годы. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 9 февраля 2008 г. N 157-р, Постановления Правительства РФ от 28 марта 2008 г. N 221).
<2> Там же.
Обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностным лицам основывается на положениях ст. 33 Конституции Российской Федерации <3>, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В праве на обращение проявляется возможность удовлетворения личных, государственных и общественных интересов. Обращения граждан способствуют усилению контроля граждан за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, борьбе с различными недостатками в их работе. Праву граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления соответствует обязанность этих органов, а также должностных лиц, которым они направлены, в установленном законом порядке и сроки рассмотреть обращения и принять по ним обоснованное и законное решение.
--------------------------------
<3> См.: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. N 237. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 152; N 7. Ст. 676; 2001. N 24. Ст. 2421; 2003. N 30. Ст. 3051; 2004. N 13. Ст. 1110; 2005. N 42. Ст. 4212; 2006. N 29. Ст. 3119; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 1; N 30. Ст. 3745; 2009. N 1. Ст. 1; N 1. Ст. 2; N 4. Ст. 445.
Сегодня наметились значительные сдвиги в вопросах совершенствования механизма работы с обращениями граждан. Наиболее значимым стало формирование нормативно-правовой базы. Длительное время на территории Российской Федерации действовали Закон СССР от 26 июня 1968 г. N 2830-VII "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст. 237) и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" <4>. Федеральный закон, регулирующий данную категорию правоотношений, был подготовлен по прямому поручению бывшего Президента РФ В.В. Путина и принят только 2 мая 2006 г. Это Закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <5>.
--------------------------------
<4> См.: Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 17. Ст. 143.
<5> См.: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 19. Ст. 2060.
Также были приняты законодательные и подзаконные акты на уровне субъектов Российской Федерации. Например, Закон Пензенской области от 4 сентября 2007 г. N 1332-ЗПО "О порядке рассмотрения обращений граждан органами государственной власти Пензенской области" <6>, Закон Томской области от 11 января 2007 г. N 5-ОЗ "Об обращениях граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления" <7> и др.
--------------------------------
<6> См.: Закон Пензенской области от 4 сентября 2007 г. N 1332-ЗПО "О порядке рассмотрения обращений граждан органами государственной власти Пензенской области". Принят Законодательным Собранием Пензенской области 31 августа 2007 г.
<7> См.: Закон Томской области от 11 января 2007 г. N 5-ОЗ "Об обращениях граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления". Принят Постановлением Государственной Думы Томской области от 28 декабря 2006 г. N 3834.
Принятие данных законодательных актов потребовало разработки "нормативно-методических документов", регламентирующих данную деятельность более подробно. Право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, озвучено в регламентах нескольких видов. Это типовые регламенты взаимодействия органов исполнительной власти, регламенты государственного органа, должностные регламенты, а также административные регламенты исполнения государственной функции. Первые два вида регламентируют общие вопросы, связанные с реализацией функции государственного органа по работе с обращениями граждан. Должностные регламенты закрепляют основные обязанности должностных лиц при работе с обращениями граждан. Последняя разновидность названных регламентов представляет особый интерес, так как содержит не только описание управленческих процедур и действий по работе с обращениями, но и требования к оформлению и обработке документов, срокам их подготовки и выдачи, схемы прохождения потоков документации, формы документов, регистрационных журналов и т.д.
Административный регламент исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан в органах исполнительной государственной власти (далее - регламент) разрабатывается в целях повышения результативности и качества исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан в органах исполнительной государственной власти, определяет единый порядок учета, регистрации и рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также организацию личного приема граждан.
Разрабатываются и утверждаются административные регламенты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 <8> органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
<8> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Например, можно назвать Регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции организации приема граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок <9>, Административный регламент исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан в органах исполнительной государственной власти Орловской области <10> и др.
--------------------------------
<9> См.: Приказ ФТС России от 10 сентября 2009 г. N 1660 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции организации приема граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок".
<10> См.: Постановление коллегии Орловской области от 29 декабря 2008 г. N 404.
Введение в действие административных регламентов в практике работы с обращениями граждан привело к следующему.
Во-первых, расширились возможности обращения граждан в органы государственной власти, согласно административным регламентам установлена возможность обращения в органы власти и управления: в письменном виде на официальный сайт в сети Интернет; в письменном виде на адрес электронной почты; в письменном виде (факсимильной связью). В сети Интернет созданы сайты органов государственной власти, где размещается нормативно-правовая и справочная информация, в том числе сведения об оказываемых ими услугах. Также была разработана Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", действие которой направлено на расширение возможностей доступа граждан к сведениям о деятельности органов государственной власти, повышение эффективности предоставления государственных услуг и функций, в том числе обеспечение их предоставления в электронной форме.
Во-вторых, конкретизированы обязанности должностного лица, осуществляющего информирование при обращении граждан и рассматривающего обращения граждан, в круг последних отнесены: корректно и внимательно относиться к гражданам, не унижая их чести и достоинства; не консультировать граждан по вопросам, выходящим за рамки стандартных процедур и условий исполнения государственной функции, и прямо или косвенно влиять на индивидуальные решения граждан; принимать все необходимые меры для полного и оперативного ответа на поставленные вопросы, при необходимости предлагать гражданину обратиться за информацией о порядке исполнения государственной функции в письменном виде либо назначить другое удобное для него время для устного информирования; обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение письменных обращений граждан, а в случае необходимости - с участием граждан, направивших обращения; запрашивать необходимые для рассмотрения письменных обращений граждан документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан; давать письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов; обеспечивать конфиденциальность сведений, ставших известными при рассмотрении обращений граждан.
Так же детально регламентированы некоторые управленческие действия и процедуры, чего не было ранее. Например, сроки исполнения государственной функции, способы передачи и направления письменных обращений гражданами и требования к письменным обращениям, последовательность административных процедур исполнения государственной функции, порядок и формы контроля за исполнением государственной функции.
Понятие "административная процедура" - это тоже своего рода "новелла" для данного вида правоотношений. Согласно регламенту "исполнение государственной функции по рассмотрению обращений граждан включает в себя следующие административные процедуры: прием, первичная обработка и регистрация обращений граждан; направление обращений на рассмотрение; рассмотрение обращений граждан; организация личного приема граждан; контроль исполнения обращений граждан; оформление ответов на обращения граждан; оформление дел по обращениям; предоставление справочной информации о ходе рассмотрения обращения; анализ обращений граждан". По сути, эти процедуры поспособствуют совершенствованию механизма обеспечения права гражданина на обращение.
Кроме того, важным и значимым является закрепление условий для реализации прав граждан при рассмотрении письменных обращений. Согласно Регламенту ФТС России <11> гражданин на стадии рассмотрения его обращения имеет право: представлять дополнительные документы по рассматриваемому обращению либо обращаться с просьбой об их истребовании; знакомиться с документами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать на свое обращение письменный ответ по существу (за исключением случаев, указанных в п. 37 Регламента); получать уведомление о переадресации обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения; осуществлять иные действия, не противоречащие настоящему Регламенту.
--------------------------------
<11> См.: Приказ ФТС России от 10 сентября 2009 г. N 1660 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции организации приема граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок".
Возможно, регламентация такого рода положений в административных регламентах позволит избежать наиболее частых нарушений прав граждан на обращение, таких, как: "перенаправление обращений граждан тем должностным лицам или в те органы, которые некомпетентны принимать решение по поставленным вопросам; нарушение порядка рассмотрения обращений, не подведомственных адресату, когда вместо того, чтобы перенаправить обращение лицу или органу, уполномоченному его рассматривать, это обращение возвращается заявителю; уклонение органов и должностных лиц от рассмотрения всей совокупности доводов и требований заявителя, когда ответ затрагивает лишь часть доводов, в то время как нерассмотренные доводы свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов заявителей; придание ответу законообразной формы, когда большая часть ответа содержит изложение положений нормативно-правовых актов, либо не имеющих прямого отношения к сути рассматриваемого вопроса, либо хорошо известных заявителю; при этом обильные ссылки на данные акты заменяет собой рассмотрение доводов заявителя по существу; предъявление к обращениям общественных объединений, через которые заявитель обращается в органы власти, не предусмотренных федеральным законом требований представить доверенность от заявителя; неумение должностных лиц и органов власти различать обращения общественных объединений в интересах конкретного лица от обращений, направленных общественными объединениями в общественных интересах; введение заявителя в заблуждение в части того, что его права могут быть восстановлены только в судебном порядке, при наличии явной возможности внесудебного восстановления нарушенных прав и интересов, принуждение заявителя к использованию судебного способа восстановления своих прав и свобод". Именно эти нарушения признаются наиболее частыми, по мнению общественных организаций <12>.
--------------------------------
<12> URL: http://www.zagr.org/649.html.
В настоящее время можно отметить некоторые положительные результаты правовых и организационных мер, внедренных в практику работы органов государственной (исполнительной) власти с обращениями граждан.
Так, например, по данным ФТС (Обзор обращений граждан в ФТС России за 2009 год <13>), в Центральный аппарат ФТС России поступило 3490 письменных обращений, что на 66,3% больше, чем в 2008 г. Письменных обращений поступило: от граждан России - 3240 (2008 г. - 1969); от иностранных граждан - 250 (2008 г. - 129).
--------------------------------
<13> Федеральная таможенная служба России // URL: http://www.customs.ru/.
Принято на исполнение по таможенным вопросам из: Администрации Президента РФ - 1075 (2008 г. - 493); Аппарата Правительства РФ - 176 (2008 г. - 112); Совета Федерации Федерального Собрания РФ - 9 (2008 г. - 3); Государственной Думы Федерального Собрания РФ - 26 (2008 г. - 10).
В 2009 г. по социальным вопросам в ФТС России обратился 91 человек, что на 41 обращение больше, чем в 2008 г. В основном это обращения об улучшении жилищных условий, о выделении денежных средств на приобретение жилья, о выплате единовременных пособий при увольнении, о медицинском обслуживании, о выделении санаторно-курортных путевок и др.
Руководству ФТС России в 2009 г. доложено 1369 обращений граждан, что больше на 44,4% обращений, чем в 2008 г.
Несложно отметить рост числа обращений. Увеличение количества обращений в том числе можно связать со стремлением населения получать больше информации по вопросам деятельности органов государственной власти, а также с внедрением в практику работы государственных органов мер организационного и правового характера, направленных на должное обеспечение прав граждан на обращение в органы власти.
Несмотря на положительные моменты, не стоит забывать о том, что реформа не получила завершения. Преобразования, проводимые в системе исполнительной власти, должны привести к тому, что каждый гражданин будет не только знать, но и иметь возможность реально требовать от государства и конкретных органов власти должного осуществления принадлежащей им функции. С нашей точки зрения, это позволит реализовывать гражданам право на обращение в полной мере, с соблюдением принципов гласности, доступности, своевременности, полноты и объективности рассмотрения обращений граждан, законности и обоснованности принимаемых по обращениям граждан решений, принятие в пределах компетенции государственного органа и органов местного самоуправления исчерпывающих мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, устранение причин, порождающих указанные нарушения. А также приведет к усовершенствованию работы в сфере обеспечения прав и свобод граждан и поспособствует установлению "четкой связи" между гражданами и государством.
Источник: http://www.juristlib.ru/book_10061.html
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!