Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Особенности принятия отдельных муниципальных нормативных актов»

/ Общее право
Контрольная,  33 страниц

Список использованной литературы

1. Венгеров А.Б. Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 1999. 528 с.
2. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Минск, 1999. 560 с.
3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. М., 2005. 416 с.
4. Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 2004. 511 с.
5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2004. 552 с.
6. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. В 2-х тт. Т. 2. Теория права. М., 1998. 656 с.
7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2004. 511 с.
8. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2005. 385 с.
9. Общая теория советского права / Под ред. С.Н. Братуся и И.С. Самощенко. М., 1966. 493 с.
10. Черданцев А.Ф. Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2006. 432 с.


Работа похожей тематики


Что подразумевать под клиническими методами преподавания права.

Байков, А.

Примечание. Данная статья была использована для написания введения к книге «Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов»

Задачей настоящей статьи автор считает достижение весьма узкой цели - определение вынесенного в заголовок термина. Тем не менее, проблема эта представляется весьма и весьма важной, потому что такие понятия, как "юридическая клиника", "клиническое образование", "клинические методы преподавания" и прочее вошли в наш понятийный аппарат совсем недавно, и оттого, что мы будем под ним подразумевать, зависит эффективность наших совместных действий по совершенствованию отечественного юридического образования.

Вместе с тем, поскольку сама природа клинического юридического образования заставляет любого сталкивающегося с ней специалиста быть менее академичным и стараться использовать нетрадиционные и как можно более привлекательные способы выражения, приведенное ниже изложение будет отличаться достаточно популярным стилем и сведется к ответу на следующие вопросы:

Зачем нужны клинические методы образования?

Кому нужны клинические методы образования?

Что подразумевается под клиническими методами образования?

Что такое "клиническое образование"?

При чем здесь США?

Как возникали юридические клиники в США?

Как строится юридическая клиника?

Как обеспечить работу клиники?

Можно ли организовать клинику у нас?

Как использовать клинические методы образования в России?

Какие методы преподавания можно называть клиническими?

Как получить дополнительную информацию по этой теме?

ЗАЧЕМ НУЖНЫ КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ?

Вряд ли стоит подвергать сомнению тот факт, что любой уважающий себя преподаватель права будет всегда единомышленником со своими коллегами по крайней мере в одном вопросе: образование, которое они дают, должно быть как можно более качественным. Ведь не секрет, что востребованная ныне обществом и ставшая крайне популярной за последние годы профессия юриста, приобретается ныне посредством методик, сложившихся десятилетия назад. В методиках этих было и есть много хорошего, но они ориентированы на подготовку модели специалиста другой формации и совершенно другого общества. Как правило, молодой преподаватель начинает учить своих студентов так, как в свое время учили его. Поскольку, в большинстве своем, преподавателей юридических ВУЗов, да и ВУЗов вообще, не обучали быть именно педагогами. Вместе со всеми они изучали стандартный набор дисциплин, готовясь к практической деятельности, и только желание и наклонности преподавать привели их на кафедру. Российское правовое образование знает несколько направлений специализации студентов, но специализации "преподаватель права" в подавляющем большинстве случаев не проводится. Методические преподавательские приемы, если хотите, передаются по наследству, и только, приобретя определенный опыт, педагог овладевает и собственным "почерком", он начинает по возможности корректировать свой курс, пытается сделать его более полезным и современным, а значит и более интересным.

 Именно желание помочь заинтересованному в своей профессиональной эволюции человеку и было основным мотивом тех энтузиастов, которые первыми попытались воспринять непривычную для нас концепцию клинических методик преподавания права и утвердить ее, как необходимый элемент в процессе получения юридического образования.

КОМУ ЖЕ НУЖНЫ КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ?

Естественно, в первую очередь тому, кто преподает право в юридических ВУЗах и имеет желание выполнять свою работу качественно. Такова уж особенность профессии педагога, что она не позволяет останавливаться на единожды достигнутом и требует постоянного совершенствования, пределов которому, как известно, нет. Но именно эта причина может сделать затронутую тему интересной и для преподавателя других областей знаний или других уровней образования. Мы абсолютно уверены, что предложенные формы и методики могут пригодиться и школьному учителю и преподавателю колледжа или лицея, они могут использоваться для изучения практически любых гуманитарных дисциплин и будут понятны не только юристу. Ведь речь в данном случае идет не о содержании, а о методах предоставления знаний. Причем, методы эти достаточно универсальны и могут использоваться в различных оболочках, или, как их называют, формах образования, - т.е. не только в качестве средства "донесения" дополнительных знаний и навыков к традиционным академическим курсам по юриспруденции, но они могут и укладываться в них, а то и вовсе использоваться для дополнительного (факультативного) образования. Иными словами, мы приглашаем взять эти методы на вооружение всех тех, кто учит сам, кто организует образовательный процесс или имеет к нему какое-то отношение, а кроме того и тех, кто учит себя, а это, как известно, вещи взаимосвязанные.

ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ПОД КЛИНИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ ОБРАЗОВАНИЯ?

Уже стало ясно, что избранная тема посвящена тому, как лучше учить и сделать сам процесс обучения не только тяжелой работой, но и интересным занятием. Предмет разговора мы сразу же договорились сузить исключительно дисциплинами, которые целесообразно, а в рамках государственных образовательных стандартов и должно, изучать будущими юристами. Потому и процесс этот будет рассматриваться только на примерах юридических ВУЗов. Однако, и в такой постановке темы, она кажется нам необъятной. Поэтому автору хотелось бы сосредоточиться только на тех методиках преподавания, которые будут отвечать следующим условиям:

1. Методики эти сейчас принято называть интерактивными, т.е. имеющими повышенный коэффициент полезного действия, более интенсивными.

2. Все они уже изначально призваны заинтересовать студента в процессе овладевания знаниями, что само по себе уже половина результата. Как это сделать проще всего? Изменить вектор обучения, который, как правило, направлен от теории к практике, и потому студент вынужден сначала изучать теоретические постулаты и только потом осознавать, для чего они нужны и где могут применяться. Если же перед человеком поставить хотя бы простую, но жизненную ситуацию и предложить ему ее решить, то он сам поймет, каких знаний ему для этого не хватает. Как следствие, процесс обучения будет сначала двигаться от практики к теории, а потом наоборот, но уже на качественно другом уровне.

3. Методика не может существовать вне формы. Действительно, что толку от нее преподавателю, который принужден установленным нормативом читать лекцию по определенной дисциплине и тематике и делать что-либо другое ему запрещается? Это совершенно естественная и оправданная ситуация, и значит для каждой из имеющихся форм преподавания надо искать свои методики или приспосабливать их под заданную форму. Но есть и другой, причем самый логичный, путь. Взять и создать форму преподавания под имеющуюся полезную методику.

Именно над этой проблемой необходимо будет задуматься в ближайшем будущем.

ЧТО ТАКОЕ КЛИНИИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Это именно та форма, в которой все отвечающие вышеперечисленным условиям методики прекрасно умещаются. Всем известно, что клиникой называется то место, где практикующий специалист может практически приложить свои знания, то ли вылечивая людей, то ли ставя опыты, то ли занимаясь "натаскиванием" своих учеников. И если такое место есть у медика или химика, то почему оно не может быть у юриста? На первый взгляд это тяжело представить, да и само словосочетание непривычно и по началу вызывает улыбку или режет ухо. Просто термин этот пришел к нам из англоязычной среды, где воспринимается несколько по-иному, и, в свою очередь, берет начало от другого, уже базового, отправного понятия - юридическая клиника. Последний термин, как и все от него производные достаточно условен, ему можно было бы подобрать и более "русифицированный" перевод, скажем, "общественная приемная", "ординатура" или просто "практический курс", но все эти слова не будут отражать сути явления. Кроме того, интернационализация права и вообще общественной жизни заставляет использовать устоявшуюся мировую терминологию. Практика показывает, что люди использующие этот термин, т.е. являющиеся специалистами в этой области, быстро к нему привыкают и достаточно единообразно понимают, что под ним подразумевается.

ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ США?

Термин "юридическая клиника" в описанном выше понимании появился именно в Соединенных Штатах Америки. Более того, появление самого явления, которое он отражает, и его удивительно быстрое распространение в России вряд ли стало бы возможным без непосредственной финансовой и организационной помощи наших заокеанских коллег, а точнее тех многочисленных благотворительных организаций, которые ими созданы. Конечно, чужеродное влияние всегда вызывает опасения, но если оно во благо, это в данном случае очевидно, то мы ему должны быть только благодарны. Но не в словах благодарности здесь дело, тем более, что их, как правило, ассоциируют с формой оплаты за оказанную финансовую поддержку. Следует помнить, что практически все инициаторы распространения идеи клинического образования в нашей стране - российские педагоги, в большинстве своем имеющие достаточно солидный преподавательский стаж и опыт. Автор этих строк может однозначно утверждать это, т.к. сам был этих процессов. В большинстве своем все они некоторое время стажировались или в самих США или контактировали с американскими юристами в России. Они видели и прекрасно понимали, что не только общества наши значительно отличаются своей культурой и укладом жизни, значительно отличается сама правовая модель. Специалисты знают, что наши правовые системы принадлежат к, по сути, конкурирующим мировым ветвям юриспруденции. Так что простое слепое перенятие, а тем более подражание ставшему модным образу жизни и отдельным его элементам, в частности, системе образования, занятие бессмысленное, а подчас и вредное. Просто именно динамичный американский образ жизни и ежедневно возрастающие требования к качеству подготовки юристов, заставил их обратить внимание на пути совершенствования своего академического образования. Кто не видел по тем же американским фильмам, каким разнообразием навыков должен обладать юрист, какая сумма знаний должна содержаться в его памяти? Причем навыки и знания эти должны иметь совершенно прикладной и очень практический характер. И вот их то и стали американские юридические школы развивать. Разве не актуальна эта проблема сейчас для нас? Решена ли она? И если зарубежные коллеги готовы поделиться с нами своим опытом, почему бы нам им не воспользоваться в той мере, какой это будет полезно для нас? В конечном итоге мы все равно к этому придем.

КАК ВОЗНИКАЛИ ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ?

Американские юристы озаботились приближением своего академического образования к насущным проблемам практики лет 15-20 назад, когда принцип "забудьте все, чему вас учили в ВУЗе" перестал их удовлетворять. Именно тогда стала очевидной неэффективность того способа соединения теории с практикой, который мы бы назвали производственной практикой. Совершенно очевидно, что студент, который насильно приводится на практику, скажем, в юридическую фирму, может и не мешает работающим там адвокатам, но относиться к нему все равно будут, как к источнику бесплатной и малоквалифицированной рабочей силы. В задачи практикующего юриста просто не входит обязанность кого-то учить.

Другое дело какая-то организация, которая занимается практической деятельностью с одной стороны и в то же время имеет целью своего создания обучение. Причем обучать она должна именно практической деятельности, а задача эта достаточно широкая. Скажем, учит ли обычный юридический ВУЗ такому навыку, как юридическая ответственность и профессиональная этика, получение нужной информации от клиента и доходчивое его консультирование, или обучается ли он грамотно излагать свою мысль на письме, выступать на публике, правильно рассказывать о случившемся, вести переговоры и прочее? Практически нет! А ведь эти навыки значат очень многое в юридической профессии.

Таким образом, мы приходим к мысли, что юридическое образование должно дополняться специальными навыками и по специальным же методикам, которые не вписываются в рамки традиционных академических курсов, но не могут быть надлежащим образом "преподнесены" студенту непрофессиональными преподавателями. Обучать таким навыкам можно и в рамках некоторых уже существующих курсов, но для этого надо перестраивать всю сложившуюся систему обучения.

Однако, любой методист знает, что сделать это очень и очень сложно. И прекрасным выходом из создавшейся ситуации как раз и может стать юридическая клиника.

КАК СТРОИТСЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА?

Юридическая клиника представляет собой некую организационную структуру, которая учит студентов параллельно с традиционными дисциплинами, но сугубо практическим навыкам, а потому на реальных живых делах и проблемах. Существуют две основные разновидности клиник. Первые представляют собой структурные подразделения юридического ВУЗа, но обособленные от него внутренними нормативами, имеющие свой штат преподавателей, обслуживающий персонал, собственное оборудование, помещения и все то, что необходимо для их деятельности. Возглавляет такую клинику, как правило, освобожденный от других обязанностей администратор. Другой вариант - это клиника абсолютно независимая. Это самостоятельная организация с правами юридического лица, которая может, как бы "обслуживать" не один, а несколько ВУЗов юридической направленности, но выполняет она те же функции, что и в первом случае. А деятельность, которой занимаются эти клиники, также можно разбить на два направления.

Первое состоит в преподавании сходных с академическими учебных курсов, которое, тем не менее, отличается рядом особенностей. Во-первых, преподавание это строится на естественном интересе студента к насущным жизненным проблемам. Например, один из студентов может просто рассказать, как ему продали в магазине некачественную вещь, а вся группа вместе с ним будет искать решение проблемы и ее юридическое обоснование. Во-вторых, упомянутые курсы достаточно компактны по объему и могут быть нацелены на отработку конкретного практического навыка. Скажем, умения составлять юридические документы.

В этих случаях студенту в течение нескольких занятий дается конкретное задание написать конкретный документ и по конкретной же тематике (договор, исковое заявление, просто деловое письмо и т.п.) В третьих, на таких занятиях студента постоянно заставляют представлять, что он самостоятельно выполняет практическую задачу. Добиться этого можно посредством так называемых деловых игр. Допустим, студентам предлагается поработать парами и каждый из них по специально разработанной фабуле сначала играет клиента, а потом адвоката и наоборот. В четвертых, в этих курсах меняется сама роль преподавателя. В традиционных условиях обучения, преподавателю иногда даже необходимо представать в роли непоколебимого авторитета. В клинике его задача - сломать барьер между собой и обучаемым, который должен воспринимать его не как надсмотрщика, а как партнера и помощника по общему делу.

Второе направление работы юридической клиники состоит в попытке соединить еще не готового к самостоятельной деятельности студента с реальным клиентом. Конечно, не каждый нуждающийся согласится на такую помощь. Но, допустим, люди малоимущие не будут возражать и против нее, если она осуществляется бесплатно. Естественно, что оказываться она все-таки должна под руководством опытного специалиста-практика, но функции его в данном случае значительно облегчаются, а значит, и удешевляются, потому что сведены лишь к контролю. Кроме того, сама клиника должна нести расходы по организации возможности обращения в нее граждан, гарантированию им минимально качественной юридической помощи посредством привлечения специальных преподавателей - практиков.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ РАБОТУ КЛИНИКИ?

Чтобы клиника смогла выполнять возложенные на нее задачи, она должна иметь соответствующую материальную базу. Перспектива сделать для этого услуги студентов платными и самоокупаемыми, как показывает практика, несбыточна. На то есть ряд причин. Первая состоит в том, что серьезной конкуренции опытному практику студент составить не может. Привлечь к себе он может только безвозмездностью или явной дешевизной предоставляемой им помощи. С другой стороны, необходимость постоянного контроля над ним заставляет привлекать для этого весьма квалифицированных преподавателей (в этих случаях их лучше называть кураторами), а работа их обойдется весьма недешево. Вторая причина в высокой затратности самих обучающих курсов. Например, для отработки навыка общения с клиентом или навыка публичных выступлений полезно применять видеосъемку, посредством которой студент может посмотреть на свои действия со стороны, да еще сделать это вместе с группой, попутно обсуждая свои промахи или удавшиеся моменты. Само собой, для всего этого требуется дорогостоящее оборудование. Если же вспомнить, что в отличие от лекции, где один преподаватель "обслуживает" сотню, а то и больше студентов, деловая игра или тому подобные формы требуют присутствия в группе не более 10-15 человек. В этих условиях о самоокупаемости можно забыть и источник финансирования надо искать в самом ВУЗе. Поэтому первый тип клиник обычно имеет свой собственный бюджет и уже конкретно из него осуществляет свою деятельность. Если же клиника независима, то она получает финансирование в качестве оплаты своих услуг от институтов, пославших туда своих студентов. Естественно, что образование в таких случаях удорожается, но значительно возрастает и качество подготовки специалиста, а значит престиж ВУЗа и его популярность. Не зря в настоящий момент, практически, любая школа права в Соединенных Штатах имеет свою клинику или направляет в независимые клиники своих студентов. В любом случае все затраты становятся оправданными и окупаются с лихвой.

МОЖНО ЛИ ОРГАНИЗОВАТЬ КЛИНИКУ У НАС?

Относительно высокая по сравнению с обычным учебным процессом финансовая и кадровая затратность этого мероприятия не должна нас пугать. Мы уже говорили о том, что любое копирование чужого опыта не приведет к аналогичному результату, да и вся система нашего образования не даст полностью один в один перенять чужие наработки. Это невозможно хотя бы по следующим причинам.

1. Американская юридическая школа не оглядывается на обязательные государственные стандарты, в той степени, как это делаем мы. Их студентам уже с первого курса предлагается на выбор ряд предметов, за прохождение каждого из которых дается определенное количество баллов. Поэтому студент имеет возможность выбора, но с тем условием, что в семестр он должен набрать определенное количество баллов. Обязательных же предметов почти не существует. У нас специализация начинается не раньше третьего курса, да и то относительная, т.к. все равно большая часть предметов остается обязательной.

2. За рубежом юридическое образование, как правило, доступно только тем, кто уже закончил после средней школы какое-то учебное заведение, т.е. уже получил высшее образование. Поэтому студенты там значительно старше (в США их средний возраст 25-26 лет). Само собой, они не испытывают столь большого волнения при работе с "живым" клиентом, как наш двадцатилетний молодой человек. Проявляется это и в отношении клиента к нему самому.

3. Наши преподаватели вне зависимости от должности или ученой степени имеют как бы единый статус. Организационная единица, которая регулирует их деятельность, - кафедра. Мировой опыт не всегда использует этот принцип, а уж преподаватели юридических клиник всегда независимы от своих коллег - академических преподавателей, штат клиники формируется самостоятельно. Они как бы конкурируют с академическими преподавателями и заполняют те пробелы в образовании, которые допускают они. И, тем не менее, клиника в наших условиях - дело не безнадежное. По крайней мере, все приверженцы клинического образования, занимающие совершенно различные должности и представляющие очень разные высшие юридические заведения, однозначно об этом свидетельствуют. Подтверждает это и огромное количество клиник уже функционирующих в России. Наш личный опыт показывает, что в клиники тянутся одни из самых хороших студентов, а это наглядный показатель их полезности. Помимо этого, студенты, прошедшие клинику, всегда выгодно отличаются от своих коллег, и на работу они приходят уже с определенным практическим опытом, что в условиях нынешней достаточно высокой конкуренции выпускников, высоко ценится. Студенты хотят идти в клинику и даже готовы платить за это, если речь идет о платном образовании. Вопрос лишь в том, чтобы этот учебный полигон создать и дать им возможность проявить себя на нем.

А самое главное, как уже было сказано выше, юридическая клиника - это всего лишь форма для культивации прогрессивных методик. Наверное, это самая идеальная форма, поэтому-то и методики эти мы называем клиническими. Но кто мешает использовать их вне рамок клиники? Надо только уметь это делать!

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДОВАНИЯ В РОССИИ?

Очевидно, уже стало ясно, что термин "клинические методы преподавания" в наших условиях мы трактуем достаточно широко. Ими именуются достаточно разнообразные методики обучения, используемые в различных формах организации учебного процесса, направленные на приближение его к практическим нуждам и восполняющие потребности в приобретении практических навыков, необходимых для юридической профессии. Посему, и сам этот термин достаточно условен и может быть заменен на любой другой. Нет обязательных требований и к непременному отождествлению его с юридической клиникой в качестве обязательной организационной структуры для применения упомянутых методик. В конце концов, любая производственная практика может вполне вписываться в структуру общего клинического образования и использовать его методы. Но различие между ними в том, что клиника - это взаимосвязанная система обучающих курсов, и направлена она на привитие студентам некоего заранее определенного набора практических навыков, опять же заранее определенным набором средств.

Поэтому практику лучше рассматривать лишь как часть клиники. Клиническое образование в данном случае нужно дополнять различными другими способами соединения студента с будущими потребителями их услуг. Помимо этого в обычный учебный процесс целесообразно вводить небольшие курсы, вовсе не обязательные для всех обучаемых, которые, основываясь на проведении деловых игр, инсценировках судебных заседаний и прочих интерактивных методиках, будут вырабатывать конкретные практические навыки. В идеале, эти же самые методики нужно вводить и в обыкновенные, предусмотренные стандартами курсы, или отводить им какую то часть учебного времени, предусмотренного на семинарские занятия. Поэтому, скажем так. Клиника, как обособленное организационное подразделение ВУЗа, - это основной и наиболее желательный способ достижения цели приближения образования к практическим нуждам посредством специальных клинических методов. Но достигать эту цель можно и другими формами с использованием этих самых методов. И если вы хотите достичь названную цель, мы предлагаем вам четко обозначить и назвать то, посредством чего эту цель мы будем достигать.

КАИЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МОЖНО НАЗЫВАТЬ КЛИНИЧЕСКИМИ?

Итак, приближение образования к практике достигается определенными средствами. Название этим средствам - клинические методы преподавания права , под которыми мы подразумеваем специальные методики обучения, основанные на личной заинтересованности обучаемых и направленные на приобретение юристами специальных знаний и навыков максимально приближенных к различным потребностям их профессиональной практической деятельности.

Исходя из вышесказанного, мы, конечно же не сможем дать исчерпывающего перечня этих самых методик. Да и цель настоящей статьи, как следует из самого названия, состоит лишь в определении самого рассматриваемого понятия.

Рассмотрение конкретных методик - разговор особый и к нему автор обязательно вернется в других работах.

В данных рамках, не вдаваясь в описание их содержания, с определенной степенью уверенности можно лишь утверждать, что к клиническим методам преподавания следует относить такие как:

- Выработка коллективного решения посредством проведения "мозгового штурма"

- Самостоятельное обучение студентами друг друга

- Работа в "малых группах"

- Ролевые игры и инсценировки

- Демонстрации

- Наблюдение и комментирование

- Самооценка собственных действий, оценка студентами действий друг друга

- Обсуждение образцов письменных документов

- Обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий

- Встречи с приглашенными преподавателями - практикующими юристами

- Групповое обсуждение проблем, с которыми студенты лично встречались и т.п.

Еще раз подчеркнем, что перечень этот может быть в значительной степени продолжен, как "вширь", так и "вглубь". Причин тому масса. Во-первых, все эти методики могут применяться в различных формах обучения, что придает им различные оттенки. Во-вторых, названные методики могут и должны переплетаться, одни из них могут выступать частью других. В третьих, многие виды работы студентов можно проводить как устно, так и письменно. В четвертых, многие из перечисленных методик составляют сложный комплекс действий, и их можно использовать не только целиком, но и частично в незавершенной форме.

И, наконец, самое главное. Педагогика, как и любая наука, постоянно обогащается новыми знаниями. Опыт каждого из прочитавших эти строки мог бы позволить внести в этот перечень доселе неизвестные методические приемы, знание их, безусловно, обогатит нашу деятельность. Поэтому всех заинтересованных лиц мы приглашаем к обмену таким опытом, что позволило бы в будущем не только дополнить приведенный выше перечень, но и рассказать о сущности и разновидностях приведенных в нем методик клинического обучения юристов.

КАК ПОЛУЧИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ?

В частности, с этой целью Санкт-Петербургский институт права имени Принца П. Г. Ольденбургского планирует провести серию рабочих методических семинаров для преподавателей права, а также выпустить специальные методические издания по данной тематике. Желающие предложить любые формы сотрудничества по этому поводу или просто обменяться мнениями могут связаться с нами по следующему адресу: 199178, Россия, Санкт-Петербург, Малый пр. В.О., 34.

Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1129428

 


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!