Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Организация законотворчества в субъектах Российской Федерации: современное состояние и пути совершенствования»

/ Общее право
Контрольная,  32 страниц

Список использованной литературы

1. Венгеров А.Б. Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 1999. 528 с.
2. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Минск, 1999. 560 с.
3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. М., 2005. 416 с.
4. Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 2004. 511 с.
5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2004. 552 с.
6. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. В 2-х тт. Т. 2. Теория права. М., 1998. 656 с.
7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2004. 511 с.
8. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2005. 385 с.
9. Общая теория советского права / Под ред. С.Н. Братуся и И.С. Самощенко. М., 1966. 493 с.
10. Черданцев А.Ф. Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2006. 432 с.


Работа похожей тематики


Профессиональная этика адвоката :

Проблемы преподавания. 

Шугрина, Е.

В России в течение достаточно длительного времени отсутствовал единый документ, содержащий правила профессионального поведения адвокатов. Этический кодекс российский адвокатов был принят только недавно: 31 января 2003 года на Первом Всероссийском съезде адвокатов. Примерно аналогичная ситуация сложилась в большинстве стран СНГ – этические кодексы были приняты только в Армении (1999 год), Белоруссии (2001 год) и на Украине (1999 год). В российских вузах адвокатскую этику практически нигде не преподавали, в ряде вузах можно было найти учебную дисциплину «Юридическая этика», еще реже «Профессиональная этика». Причем в большинстве случаев преподавали эту дисциплину не юристы. Поэтому на занятиях этика рассматривалась больше в философском понимании – другого преподаватели-теоретики были не в состоянии сделать.

26-28 января 2003 в Москве прошла международная конференция «Профессиональная этика адвоката: проблемы преподавания». Организатором конференции выступила Американская ассоциация юристов, программа правовых инициатив для стран Центральной Европы и Евразии (ABA CEELI)[2].

В Московском представительстве АВА CEELI уже в течение нескольких лет существует программа, связанная с совершенствованием юридического образования, обучением молодых юристов практическим навыкам, развитием у них определенных профессиональных качеств. В рамках этой деятельности, АВА CEELI ежегодно проводит конференции, семинары, тренинги, круглые столы, проблемные лекции. Однако, в отличие от предыдущих конференций, данная конференция имела достаточно узкий вопрос для обсуждения. Целью этой конференции являлось обсуждение некоторых вопросов преподавания адвокатской этики. (Программа конференции в приложении)

И тренерская команда, и команда участников были сборные. В конференции принимали участие представители стран Восточной Европы и СНГ, а также России и США (Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Сербии, США, Туркменистана, Украины, Узбекистана). К участию в конференции приглашались вузовский преподаватели, преподаватели юридических клиник, адвокаты, заинтересованные в вопросах преподавания профессиональной этики. В качестве тренеров были приглашены Леа Ворсам (Вашингтон, США), Николай Кипнис (Москва, Россия), Людмила Михайлова (Тверь, Россия), Лусине Ованесян (Ереван, Армения), Евгений Рубинштейн (Ставрополь, Россия), Екатерина Шугрина (Москва, Россия). (Список участников в приложении).

*        *        *

Организаторы конференции сознательно решили уйти от обсуждения вопросов что такое адвокатская этика и какие правила адвокатской этики есть. Вместо этого первая презентация была посвящена обсуждению пределов и предметов правового регулирования этических кодексов (правил поведения адвокатов). Леа Ворсам, Николай Кипнис и Лусине Ованесян сделали сравнительный анализ американских, Западно- и Восточно-Европейских нормативных актов, регулирующих поведение адвокатов. Было отмечено, что в разных странах правовые основы поведения адвоката составляют разные юридические документы, однако основными нормативными актами являются этический кодекс, правила профессионального поведения. Все участники конференции получили тексты этических кодексов США, Европейского Сообщества, Финляндии, Швеции, Украины, Белоруссии, а также проекты российского и армянского кодексов.

Несмотря на разный объем, разное время разработки и принятия, во всех этических кодексах отражаются этические правила, вытекающие из особого правового и морально-нравственного статуса адвоката: «В любом правовом обществе адвокату уготована особая роль. Его обязанности не ограничиваются добросовестным исполнением своего долга в рамках закона. Адвокат должен действовать в интересах права в целом, точно так же, как и в интересах тех, чьи права и свободы ему доверено защищать; не только выступать в суде от имени клиента, но и оказывать ему юридическую помощь в виде советов и консультаций. В этой связи на адвоката возлагается целый комплекс обязательств, как юридического, так и морального характера, зачастую вступающих во взаимное противоречие и условно подразделяющиеся на следующие категории:

• обязательства перед клиентом;

• перед судом и другими органами власти, с которыми адвокат вступает в контакт, выступая в качестве доверенного лица клиента или от его имени;

• перед другими представителями данной профессии в целом и перед любым из коллег в отдельности;

• а также перед обществом, для членов которого существование свободной и независимой профессии наряду с соблюдением правовых норм является важнейшей гарантией защиты прав человека перед лицом государственной власти и других интересов общества.»[3]

Таким образом, во всех кодексах содержатся правила, регулирующие четыре основные группы отношений: 1) взаимоотношения адвоката и клиента; 2) взаимоотношения адвоката и суда, других государственных органов; 3) взаимоотношения адвоката и адвокатуры в целом, между отдельными адвокатами; 4) взаимоотношения адвоката и общества в целом.

В ходе конференции было отмечено, что отсутствие нормативно-правового регулирования адвокатской этики, безусловно, создает определенные трудности при разработке соответствующего учебного курса. Именно поэтому Леа Ворсам подготовила сравнительный анализ «различных этических курсов», которые есть в США. Она обратила внимание, что в США три термина: этика юриста, профессиональная ответственность и право, регулирующее юридическую деятельность, иногда используются как взаимозаменяемые. Основные различия в учебных курсах связаны с объемом часов, особенностями слушателей, статусом дисциплины, ее местом в учебном процессе. Так, Леа Ворсам отметила, что она преподает различные виды учебных курсов по вопросам профессиональной этики (профессиональной ответственности):

1.     Обязательный курс, предусмотренный учебными планами ВУЗа.

2.     Обязательный курс для новых членов коллегии адвокатов.

3.     Курс продолженного юридического образования для практикующих юристов (переподготовка или повышение квалификации).

4.     Курс для иностранных студентов.

5.     Курс сравнительного права для американских и иностранных студентов.

6.     Юридический семинар, сопровождающий юридическую практику студентов.

7.     Клинический курс.

8.     Иное.

«В США преподаватели профессиональной ответственности спорят о том, что должно быть их главной целью: обучить студентов совокупности правовых актов, регулирующих деятельность адвокатов, или вовлечь их в диалог на темы морали? Преподаватели также спорят над вопросом, что важнее - широта охвата или глубина понимания: стоит ли изучать широкий круг тем, относящихся к регулированию поведения адвоката, или уделить основное внимание обсуждению меньшего количества проблем, сосредоточившись на применяемом способе принятия этических решений?»[4] При работе со студентами Леа Ворсам ставит следующие задачи обучения своих студентов в рамках курса:

1.     «быть готовыми и быть в состоянии узнавать и предвидеть проблемы профессиональной ответственности, которые возникают на практике. Мы в значительной мере концентрируемся на превентивных мерах, например на том, как юрист может избежать возникновения сложных ситуаций.

2.     знать суть законодательства, регулирующего деятельность юристов. Я, тем не менее, обращаю особое внимание на то, что в сложных ситуациях они не должны полагаться на свою память. Когда проблема возникает, они должны обратиться к букве закона и трактовать нормы применительно к ситуации. Они должны знать, когда закон устанавливает обязательную модель поведения, когда он предоставляет право выбора, а когда он содержит прямой запрет на совершение определенных действий.

3.     знать, когда отдельные статьи данного законодательства применяются на практике и каковы потенциальные последствия нарушения этого законодательства. (например, проблема конфликта интересов с большей вероятностью приведет к отводу в процессе, обвинению в недобросовестном оказании услуг, гражданским искам за неисполнение финансовых обязательств, чем к дисциплинарной ответственности)

4.     знать, как действовать при необходимости принятия решения, связанного с этической проблемой, которая может возникнуть в практике.

5.     обладать развитой философией “сущности юриста”, которая будет в дальнейшем развиваться на протяжении всей карьеры. Это практическая философия, которая будет помогать им в принятии решений во многих ситуациях, где законодательство предоставляет юристам возможность выбора модели поведения.

6.     быть знакомыми с понятиями и категориями, которые проверяются при проведении экзамена по профессиональной ответственности, проводимого на территории нескольких штатов, и знать какую подготовку помимо прослушивания данного курса необходимо провести для того, чтобы успешно сдать этот экзамен.»[5]

Информацию об особенностях преподавания профессиональной этики для различных целевых групп участники конференции смогли использовать непосредственно. Разбившись на малые группы, участники конференции стали составлять проект собственных рабочих программ. Одна группа составляла проект программы курса «Профессиональная этика» для адвокатов, вторая группа – для студентов юридического факультета, третья группа – для студентов, обучающихся в юридической клинике. Все три группы составили проекты программы, причем структура и содержание курса были везде примерно одинаковы. Конечно, во всех трех проектах объем курса предлагался различный; формулировки тем, порядок изложения материала отличался; степень подробности была разная. Но концептуально все три проекта программ совпадали.

Естественно, каждая группа учла особенности своей целевой аудитории. Так, группа, составляющая проект программы по обучению адвокатов отметила, что оптимальным является обучение молодых адвокатов и стажеров (например, в рамках школы молодых адвокатов, которые проводятся некоторыми коллегиями адвокатов). Участники добавили, что было бы полезным проводить занятия по вопросам профессиональной ответственности и для опытных адвокатов.

Вторая группа, разрабатывавшая проект программы для обучения на юридическом факультете, предложила этот курс вводить дважды. Первый раз вопросы профессиональной этики необходимо затрагивать на 1 курсе в рамках «Введения в специальность»; более глубокое изучение дисциплины следует вести на старших курсах. Причем данную дисциплину можно вводить либо как «спецкурс, обязательный для всех», либо вводить его по специализациям.

Представители третьей группы, составлявшие проект программы курса для студентов юридических клиник отметили, что, несмотря на ограниченность часов, отводимых для обучения студентов, эту тему необходимо вводить. Причем в самом начале обучения студентов различным практическим навыкам. Это сделано не случайно, поскольку студенты-консультанты юридических клиник в своей деятельности ближе всего именно к адвокатам.

По мнению участников конференции, программа курса должна включать следующие темы:

1. Введение.

2. Источники/нормативно-правовое регулирование/правовая основа (включая корпоративное регулирование).

3. Понятие, основные принципы этического поведения (значение, цели).

4. Этические правила, регулирующие взаимоотношения адвокат-клиент (принятие поручения; гонорар и этические аспекты бесплатной правовой помощи; преданность клиенту; компетентность; конфиденциальность; конфликт интересов; завершение работы по делу и др.).

5. Этические правила, регулирующие взаимоотношения адвоката с судом (адвокат в процессе), взаимоотношения адвоката с профессиональными участниками процесса.

6. Этические правила, регулирующие взаимоотношения адвокатов, взаимоотношения внутри юридического сообщества (уважение коллег; «перехват клиентов»; реклама и самореклама и др.).

7. Этические правила, регулирующие взаимоотношения адвокатов с государственными органами.

8. Адвокатское досье.

9. Профессиональная ответственность.

10. Сравнительная этика.

В конце первого дня конференции был проведен круглый стол, в ходе которого участники получили возможность обменяться опытом обучения профессиональной этики. Большинство участников отметили, что уровень преподавания профессиональной этики в настоящее время является достаточно низким. На конференции был проведен опрос участников по заранее разработанной анкете. (Полные результаты анкетирования см. в приложении). Так, только 10 % участников положительно оценили уровень преподавания адвокатской этики в вузах. Только 9 % опрошенных положительно оценили уровень подготовленности по вопросам профессиональной этики у молодых адвокатов. Цифры достаточно страшные и говорят сами за себя. Однако только на конференции участники это осознали – они осознали важность обучения студентов этому качеству, необходимость обсуждения правил профессиональной этики не только со студентами, но и с адвокатами. Например, для молодых адвокатов можно вводить соответствующие занятия в рамках «школы молодого адвоката». Можно вводить в квалификационные экзамены дополнительные вопросы, предполагающие выявление знаний по вопросам адвокатской этики. И такая практика, кстати, уже начинает появляться – в Ивановской областной коллегии адвокатов экзаменационные билеты для квалификационного экзамена состоят из двух вопросов. Первый вопрос предполагает определенные знания закона об адвокатуре; второй вопрос билета – правил адвокатской этики.

Второй день конференции был посвящен обсуждению понятия и видов интерактивных методик, особенностям разработки необходимого учебно-методического материала. Но, естественно, делалось это не абстрактно теоретически, а на конкретных примерах, содержащих различные этические проблемы. Участникам конференции было предложено две демонстрации мастер-класса занятия по обучению профессиональной этике. Первая демонстрация возможного занятия была представлена Николаем Кипнисом и была сделана для условий, когда нет достаточного правового регулирования вопросов профессиональной этики; отсутствует необходимый объем часов для обучение этому курсу. Вторая демонстрация было проведена Леа Ворсам и относилась к иной ситуации – преподаванию профессиональной этики в условиях, когда есть достаточно развитое законодательство по вопросам профессиональной этики (например, этический кодекс) и учебный курс является обязательным для всех и имеет необходимый объем часов.

Николай Кипнис продемонстрировал аудитории как с помощью нескольких заранее продуманных вопросов можно построить целую дискуссию-презентацию. Такая форма работы была неоднократно апробирована в ходе проведения презентаций по профессиональной этике для участников летних студенческих школ «Академия прав человека». Николай Кипнис последовательно задал аудитории следующие вопросы:

·        «Какие цели преследует адвокат, работая с клиентом? К чему стремится?

·        Можно ли сказать, что цель оправдывает средства? Есть ли какие-либо границы тех средств, которые может использовать адвокат для достижения целей своей профессиональной деятельности?

·        Что такое профессиональная этика?

·        Что такое «неэтичное поведение»? Приведите примеры нарушения этических правил (неэтичного поведения).

·        Почему юристы соблюдают этические предписания? Не мешают ли они работать?

·        Если мешают, то зачем их соблюдать?

·        Что означает профессиональная ответственность для юриста? Какие сферы она охватывает?

·        Менялись ли со временем представления о том, что этично, а что - нет? Каков современный статус этических правил для адвокатов в Вашей стране?»[6]

Естественно, просто теоретической дискуссией невозможно было ограничиться. Участники довольно активно обсуждали конкретные примеры. Например, очень активно произошло обсуждение такой ситуации: «Адвокат Сидоров представляет интересы фирмы в гражданско-правовом споре. Его секретарь принесла факсимильное сообщение – письмо адвоката Петрова, представляющего в этом споре противоположную сторону. Видимо по ошибке, вследствие невнимательности, факс был отправлен по номеру адвокатского кабинета Сидорова. В этом письме, адресованном своему клиенту, адвокат противоположной стороны дает детальное обоснование своей позиции, подробно излагает свою стратегию и план действий по делу. Как должен поступить адвокат Сидоров? Должен ли он сообщать адвокату Петрову о полученном сообщении, а если да, то когда? Должен ли адвокат Петров использовать все средства для защиты интересов своего клиента? Мог ли адвокат Петров сознательно прислать дезинформацию – что делать адвокату Сидорову в этом случае? Что должен делать адвокат Петров в этой ситуации?»

Людмила Михайлова, Евгений Рубинштейн и Лусине Ованесян весьма убедительно показали какие виды интерактивных методик есть и как их можно применять при проведении занятий по профессиональной этике. Людмила Михайлова показала как можно на основе обычного художественного фильма разработать весьма интересные упражнения/ролевые игры. Она взяла достаточно хорошо известный фильм «Мимино» и показала фрагмент, посвященный общению Мимино и адвоката. (Методические материалы к проведению ролевой игры см. в приложении). Участники конференции с большим интересом начали обсуждать такие, например, проблемы: а должна ли адвокат была говорить, что это ее первое дело? А могла ли она плакать, чтобы добиться от клиента нужного признания? А могла ли она предпринимать определенные действия по защите интересов клиента, но вопреки его воли?

Обсуждение различных видов интерактивных методик, представленные мастер-классы занятия позволили участникам самим разработать проект занятия и показать его 20 минутный фрагмент. Итогом работы явились три плана проведения занятия с пошаговым описанием, разбивкой по времени и указанием на необходимые методики[7].

В завершении конференции был проведен еще один круглый стол, на котором обсуждались различные вопросы, не поднимавшиеся ранее. Участники, в частности. Назвали некоторые проблемы преподавания курса «Профессиональная этика»:

1. Отсутствие казусов (задач) для проведения практических/семинарских занятий.

2. Отсутствие профессорско-преподавательских кадров.

3. Непонимание значения профессиональной этики в вузе, в юридическом сообществе.

4. Признание курса в качестве общеобязательного, включение его в государственный образовательный стандарт.

5. Отсутствие методики преподавания.

6. Подмена понятий – преподавание эстетики вместо этики, преподавание теории вместо практики.

7. Отсутствие необходимо нормативного материала (в большинстве стран СНГ нет этических кодексов), на базе которого можно строить программу курса.

Большинство из этих проблем решаемые. Главное – желание.

Правила профессиональной этики имеют огромное практическое значение. При их наличии адвокат уже не терзается сомнениями «что такое хорошо и что такое плохо», а следует предписанным нормам поведения. И это является для него дополнительной гарантией собственной безопасности – соблюдение правил этики позволит избежать возможности быть привлеченным к ответственности. Поэтому при преподавании профессиональной этики очень важно научить студентов, молодых адвокатов избегать попадать в ситуации, когда возможно наступление ответственности. Правила поведения адвокатов могут помочь решить именно эти задачи. Возможно, поэтому 94% опрошенных участников конференции высказались в пользу необходимости разработки и принятия этических кодексов в своих странах. По мнению 66 % опрошенных принятие такого документа серьезно повлияет на развитие отношений внутри юридического сообщества. В настоящее время у российских адвокатов появился собственный этический кодекс. Уверены, что это будет способствовать изменению ситуации с преподаванием курса «Профессиональная этика».


[1] Шугрина Екатерина Сергеевна – к.ю.н., директор программы содействия развитию адвокатской деятельности Американской ассоциации юристов.

[2] Более подробную информацию о деятельности ABA CEELI можно получить на сайте www.ceeli.org

[3] Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского сообщества.

[4] Ворсам Леа. Обучение профессиональной ответственности в юридических клиниках мира //Материалы международной конференции «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АДВОКАТА: ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ». Москва, 26-28 января 2003 года.

[5] Ворсам Леа. Цели обучения в рамках обязательного предмета «профессиональная ответственность» //Материалы международной конференции «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АДВОКАТА: ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ». Москва, 26-28 января 2003 года.

[6] Кипнис Н.М. Вопросы для проведения презентации «Профессиональная этика юриста» //Материалы международной конференции «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АДВОКАТА: ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ». Москва, 26-28 января 2003 года.

[7] Более подробно с результатами конференции можно ознакомится, запросив необходимую информацию по адресу kat@abamos.ru

Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1131930


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!