Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Венгеров А.Б. Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 1999. 528 с.
2. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Минск, 1999. 560 с.
3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. М., 2005. 416 с.
4. Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 2004. 511 с.
5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2004. 552 с.
6. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. В 2-х тт. Т. 2. Теория права. М., 1998. 656 с.
7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2004. 511 с.
8. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2005. 385 с.
9. Общая теория советского права / Под ред. С.Н. Братуся и И.С. Самощенко. М., 1966. 493 с.
10. Черданцев А.Ф. Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2006. 432 с.
В процессе реализации программы развития института регионального Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге центр «Стратегия» провел в 1998-1999 гг. две конференции и пять рабочих семинаров в различных регионах России, в которых приняли участие около 400 человек из 48 российских регионов. Большинство из участников этих семинаров - активисты правозащитного движения. Теми семинаров и конференций - возможные пути создания института регионального Уполномоченного, препятствия, стоящие на этом пути, и способы их преодоления. Наряду с препятствиями, связанными с консерватизмом власти, участники всех семинаров выделили и такой фактор, как разобщенность правозащитников, а иногда и их конкуренция между собой, используемая в своих целях властными структурами.
В ходе семинаров и конференций естественным образом вставали и такие вопросы: а что же собой представляет само правозащитное движение, однородно ли оно, а если нет, то какие категории правозащитников можно выделить? Настоящая статья и представляет собой попытку рассмотреть эти и связанные с ними вопросы.[2]
Типы правозащитников
На мой взгляд, возможно выделить следующие типы или группы правозащитников:
1. Правозащитники с доперестроечным стажем, те, кто выступал за соблюдение прав человека еще в советское время и, соответственно, подвергался за это репрессиям. Они - «золотой фонд» российского правозащитного движения, в большинстве своем служащие камертоном и для других правозащитников, и просто для российских граждан. На российском уровне - это С.А. Ковалев и Л.А. Алексеева, в г. Санкт-Петербурге - Б.П. Пустынцев и Ю.А. Рыбаков, в г. Екатеринбурге - В.А. Шаклеин и В.Г. Пестов, в г. Томске - Н.В. Кандыба, в г. Иркутске- Г. К. Хороших и т. д. Именно представители этой группы составляют основу всероссийского движения «Мемориал» и его региональных отделений.[3]
2. Люди, пришедшие в правозащитное движение во время перестройки или вскоре после ее окончания. Как правило, они были активными участниками политических клубов 1987-1988 гг., а затем членами Народных фронтов в поддержку перестройки и наряду со «старыми» правозащитниками являлись учредителями движения «Мемориал». В начале же 90-х годов они в отличие от большинства своих товарищей по Народным фронтам не ушли в политические партии, а сознательно избрали для себя деятельность в правозащитных организациях и к концу 90-х годов приобрели уже солидный опыт в этом направлении. Работая бок о бок с правозащитниками первой группы, они многому у них научились и сблизились с ними по нравственному уровню. В качестве примера правозащитников этой группы можно назвать А. Соколова из московского «Мемориала», С.М. Шимоволоса из г. Нижний Новгород, Г.Г. Чернявского из г. Апатиты.
3. Правозащитники, представляющие собой самовозникающий, или «grass root», уровень. Это, как правило, люди, не участвовавшие ранее в демократическом движении, но столкнувшиеся с нарушением прав человека на конкретном примере (часто на собственном или своих близких) и сумевшие защитить нарушенные права. Эти люди продолжают защищать нарушенные права других граждан, становясь своеобразными «народными» адвокатами. Этот тип правозащитников наиболее массовый, они составляют основу правозащитного движения в нашей стране. Вместе с тем, занимаясь ведением судебных процессов и находясь в постоянном конфликте с власть предержащими, они иногда проявляют конфликтность в общении с другими людьми, в том числе и с собратьями по правозащитному движению, и сутяжничество становится свойством их характера. Тем не менее многие из них по мере вовлечения в правозащитную деятельность все более сближаются с правозащитниками из предыдущей группы, приобретая все более гражданскую позицию и сознание важности своей деятельности для построения у нас в стране гражданского общества.
4. Представители четвертой группы правозащитников по своему происхождению весьма близки к представителям второго типа, но в отличие от последних в начале 90-х годов они принимали активное участие в создании и деятельности политических партий и движений, таких, как Демократическая Россия, Демократическая партия России, Свободно-Демократическая партия. Республиканская партия и т. д. Многие из них в годы подъема этих партий и движений в 1990-1993 гг. занимали в них ответственные посты, избирались в представительные органы власти различного уровня. Эта деятельность дала им большой опыт политической работы. Однако впоследствии они «не вписались» в первый или во второй эшелоны российских политических организаций, и постепенно возглавляемые ими партии, движения и их региональные отделения оказались «на обочине» политического процесса.
В этой ситуации некоторые из лидеров решили «играть на другом поле», то есть из политики перешли в сферу правозащитного движения, тем более что цели их политической активности - становление в России правового демократического движения - вполне соответствовали и целям правозащитных организаций. Ярким примером представителей этой группы следует назвать многолетнего сопредседателя движения «Демократическая Россия» Льва Пономарева, который в 1997 году организовал общероссийское движение «За права человека». К региональным правозащитникам этого тина относятся также Я.Е. Савченко (Новосибирск), А.Ф. Бехтольд (Хабаровск). Характерно, что Александр Бехтольд одновременно и председатель регионального отделения движения «За права человека» и сопредседатель регионального отделения движения «Демократическая Россия». Близок к этой группе и бывший президент Республики Мордовия В.Д. Гуслянников, который после ликвидации в 1993 году поста Президента этой республики стал председателем Мордовского республиканского правозащитного центра, оставаясь одним из лидеров федеральной партии «Демократическая Россия».
Сам по себе выбор этих ветеранов демократического движения в пользу правозащитной деятельности вполне оправдан, их опыт и знания очень нужны правозащитникам. Вместе с тем некоторые из них привносят в правозащитную среду и навыки внутрипартийной аппаратной работы, стиль которой не всегда соответствует определенным моральным стандартам. Проблемой может стать отсутствие окончательного выбора в пользу правозащиты, желание одновременно «играть» и на политическом поле.
5. К правозащитникам пятого типа можно отнести активистов различных неправительственных организаций (НПО), или, иначе, организаций третьего сектора, которые в ходе решения задач своих НПО приходят от понимания необходимости защиты прав своих членов к пониманию важности защиты права как такового и важности контроля над действиями самого государства. Ими могут быть организации инвалидов различного профиля, организации этнических или национальных меньшинств, сексуальных меньшинств, гендерные центры, экологические организации, организации потребителей или обманутых вкладчиков и т.д. В качестве примера можно привести председателя правления Карельского Союза защиты детей Н. Г. Павлову или председателя защиты прав потребителей Твери и области Р. Н. Нестеренко. Так, организатором кампании в защиту Владивостокского военного журналиста Григория Пасько, обвиненного в выдаче государственных секретов в пользу Японии, стал лидер Приморской краевой экологической организации «Эко-Логос» Андрей Кубанин.
В последнее время к осознанию своей деятельности как правозащитной приходят и некоторые профсоюзные лидеры. Примером может служить зам. председателя исполкома Союза докеров Владивостокского порта В. В. Прохоров, который одновременно является и председателем Приморского отделения Всероссийского общественного движения «За права человека».
Мы говорим здесь о реальных действиях организаций и их активистов, а не о формулировках в уставных документах, которые иногда приводят к казусам. В информационном справочнике общественных организаций (г. Новосибирск) раздел «Правозащитные организации» начинается с Ассоциации ветеранов спецподразделений КГБ. (Можно предположить, что основанием для этого стал чисто юридический факт - в параграфе «Задачи организации» ее устава первым пунктом значилось «Защита прав членов организации».)
6. В последнее время появился новый тип правозащитников, или, точнее, членов либо сотрудников правозащитных организаций. Это молодые юристы, ведущие собственную юридическую практику, но часть своего времени уделяющие работе правозащитных организаций, например бесплатному ведению конкретных дел или оказанию консультационных услуг. Попытаемся так объяснить приход этих специалистов в правозащитные организации: приступив к работе как профессионалы-юристы, они вскоре увидели, что без изменения отношения к закону самих представителей власти в стране не может возникнуть правовое поле для работы квалифицированных юристов. Отсюда и появилось их решение помочь организации, ставящей своей целью контроль за соблюдением законности со стороны самой власти. Некоторые из этих молодых людей, вовлекаясь в деятельность правозащитных организаций, начинали сознавать свою гражданскую ответственность за происходящие события, сближаясь тем самым с правозащитниками второго типа, но отличаясь от них высоким профессионализмом в юриспруденции.
Важно отметить, что росту этой группы правозащитников весьма способствует и развитие «юридических клиник» - бесплатных юридических консультаций, служащих практикой для студентов-юристов.
7. По-видимому, стоит выделить еще одну группу правозащитников, к которой автор данной работы может отнести и себя. В чем-то эта группа близка к правозащитникам пятого типа, но к правозащитной деятельности их привела не непосредственная работа по защите прав членов своих организаций, а преподавательская практика, законотворчество и иная активность.
Примером такого развития может служить деятельность Санкт-Петербургского гуманитарного и политологического центра «Стратегия», в котором работает автор этих строк. Главной целью центра как общественной организации является содействие становлению гражданского общества в Санкт-Петербурге и в других регионах России, а одним из основных направлений - организация конструктивного партнерства общества и власти. В 1997 году центр успешно реализовал при поддержке Демократической программы ТАСИС проект, в ходе которого были подготовлены доклад о соблюдении прав человека в Санкт-Петербурге и законопроект «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге».[4] Это послужило основой для последующей деятельности по распространению института омбудсмана в другие регионы России[5], о чем отмечалось в начале статьи. Достаточно близка к этой группе правозащитников и деятельность Фонда правовых исследований «Интерлигал», созданного и уже более десяти лет возглавляемого Ниной Беляевой, а также Фонда правовой реформы (Михаил Флямер).
Эта группа, являясь по сути пограничной, пока весьма невелика, и с ней, как и с любыми пограничными группами, часто возникают сложности. Например, можно ли отнести в эту группу преподавателя университета только потому, что он подготовил курс лекций по правам человека?
В завершение приведу еще три группы людей, называющих себя правозащитниками, но, на мой взгляд, имеющие право так называться только с приставкой «квази».
8. Речь идет прежде всего о появившихся недавно правозащитных организациях, образованных сотрудниками государственных силовых ведомств или прокуратуры. Примером может служить созданный в 1997 году Самарский региональный общественный правозащитный центр, председатель которого В. И. Индиряков является одновременно ответственным сотрудником областной прокуратуры. Зачем сотрудникам правоохранительных органов, которые и без того обладают необходимой властью для зашиты прав человека, создавать еще и общественные правозащитные организации, остается большим вопросом. Одним из ответов на него может быть мнение некоторых самарских правозащитников, считающих, что эта организация создана специально для получения грантов, так как желательные в таких случаях письма поддержки от властных структур будут представлены.
Другим объяснением может быть первая позиция ее Устава: «Координация деятельности правозащитных организаций области». Действительно, сбывается мечта всех чиновников: созданная при областной прокуратуре «правозащитная» организация сможет координировать деятельность всех остальных общественных правозащитных организаций. Вот только у этих организаций не спросили, хотят ли они такой координации. Представляется, что самарская инициатива по созданию подобных «правозащитных» организации может быть подхвачена (или уже подхвачена) и в других регионах России.
9. Ко второй группе квазиправозащитников относятся люди, использующие правозащитную тематику для привлечения внимания прессы и других средств массовой информации к своей собственной персоне. В Санкт-Петербурге примером могут служить бывший депутат Государственной думы и бывший лидер петербургских жириновцев В. Марычев, а также В. Каграманов, не менее скандальный лидер состоящей из него самого Антибюрократической партии, прославившийся в городе акциями с публичным сжиганием картонных гробиков известных политиков и т. д. Во время первой попытки выборов Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге оба эти персонажа выдвигали свою кандидатуру и активно участвовали в выборах.
10. Наконец, в группу квазиправозащитников следует включить тех сотрудников вузов или научных институтов, которые используют правозащитную тематику исключительно для получения грантов от различных фондов. При этом хорошее образование, умение грамотно писать заявки, а также возможность получать письма поддержки от руководства и различных властных структур часто дают им преимущество перед подлинными правозащитниками.[6]
Приведенная классификация, конечно же, не является полной и законченной. Обозначенные группы не могут быть взаимоисключающими, и многие правозащитники иногда относятся к разным группам одновременно. Правозащитники-ветераны из первой группы не живут в безвоздушном пространстве, большинство из них участвовали или продолжают участвовать в политике, другие вернулись из политического «поля» в правозащитное и т. д.
Представляется, что попытка такой классификации будет полезна для понимания происходящих в правозащитном движении процессов.
Правозащитное движение и политика
Рассмотрим проблему подробнее. Прежде всего остановимся на истории взаимоотношений этих понятий в нашей стране. Как известно, сам термин «правозащитник» возник в русском языке в конце 1965 года, когда во время судебного процесса над писателями Ю. Даниэлем и А. Синявским состоялась демонстрация протеста на Пушкинской площади в Москве. Ее участники развернули плакаты с призывом соблюдать Конституцию, а также обеспечить открытый суд над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем. Инициатором демонстрации выступил Александр Есенин-Вольпин - математик и поэт, сын Сергея Есенина. Он один из первых стал пропагандировать столь непривычную для сознания советского человека мысль, что законы следует понимать в соответствии с их смыслом, а не так, как их трактует начальство.[7]
Призыв к соблюдению принятых законов явился сильным ударом по жизненному центру тоталитарной системы власти, основу которой составляли «новояз» и «двоемыслие» по Оруэллу. Появились люди, желающие воспринимать правовые нормы действительно как полновластный Закон. Система не могла допустить деятельности правозащитников, ибо само их существование развенчивало мифы и разрушало краеугольные камни коммунистической диктатуры. В то же время сплошного железного занавеса уже не существовало, от тоталитаризма страна переходила к авторитарному режиму, при котором власти уже не пытались контролировать все стороны жизни людей.
Власти были поставлены перед сложным для них выбором - использовать репрессии против правозащитников либо приводить в соответствие свои слова и дела, т. е. начать движение к правовому государству. После некоторых колебаний был избран первый путь, страна стала входить в период брежневского застоя. Именно в этот период понятие «правозащитник» превратилось в символ сопротивления коммунистическому режиму, причем сопротивления не путем насилия, а посредством обращения к праву. Когда же в период правления Горбачева власти начали движение к правовому государству, это привело в конечном счете к крушению советского режима, как оказалось, несовместимого с идеей правового государства.
Отметим здесь исходную политизированность самого понятия «правозащитник», его некоторую двойственность и конспиративность. Действительно, большинство участников первого митинга на Пушкинской площади воспринимали, на мой взгляд, свое требование соблюдения положений сталинской Конституции как удобную форму борьбы с режимом, вовсе не являясь ее горячими сторонниками. Они вели политическую борьбу и тем самым посягали на монополию власти определять правых и виновных, а идея защиты права как такового оказалась для них скорее тактическим приемом.
Впоследствии, однако, развитие идеи самоценности права и в его рамках важность соблюдения прав человека привели к появлению убежденных правозащитников, которые были для правящего режима не менее опасны, чем его открытые противники. Идея соблюдения прав человека нашла поддержку на Западе, образовался альянс советских и международных правозащитников, итогом стало массированное давление на советское руководство, а апогеем - подписание в 1975 году Хельсинкского соглашения (Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, СБСЕ, переименованного позднее в Организацию - ОБСЕ).
Позже, в период горбачевской перестройки, именно изменение отношения властей к правозащитникам, освобождение из лагерей С. А. Ковалева, Л. И. Богораз и их товарищей, возвращение из ссылки академика А. Д. Сахарова убедило многих в реальности изменения политического курса страны. Поэтому участие правозащитников в первых реально выбранных представительных органах власти СССР и России, т. е. их участие в политике, было естественным и логичным шагом. Когда же в начале 90-х годов начали создаваться первые партии демократического направления, в числе их лидеров оказались многие правозащитники. Таким образом, вся более чем тридцатилетняя история правозащитного движения в нашей стране указывает на его тесную связь с политикой.
Рассмотрев исторические аспекты взаимоотношений правозащитного движения и политики, попробуем точнее определиться с обсуждаемыми понятиями. Прежде всего уточним, что под российским правозащитным движением мы понимаем всю совокупность правозащитных организации и отдельных правозащитников нашей страны. Это движение объединено общностью целей, направлений деятельности, а также общими информационными ресурсами (журнал "Правозащитник», «Правозащитная сеть» в Интернете, журнал «Карта» и т. д.). Часть правозащитных организаций входит в различные проекты, например в проект мониторинга соблюдения прав человека в российских регионах, который координирует Московская Хельсинская группа. Наряду с этим «сетевым» сообществом существует и организация «Всероссийское общественное движение «За права человека», созданная два года назад по инициативе Льва Пономарева на основе нескольких правозащитных организаций и региональных отделений движения «Демократическая Россия». Говоря о «правозащитном движении», мы будем говорить далее именно о движении в первом смысле, т. е. о всей совокупности правозащитников страны.
Обратимся теперь к понятию «правозащитник». Исходя из самого слова, правозащитник - это тот, кто выступает защитником права. Возможно и такое определение: правозащитник - это тот, кто выступает сторонником реализации законов, совокупность которых и составляет само право. Однако во втором определении уже присутствует определение самого права, понимаемого как совокупность существующих в стране законов. Такая трактовка права, принятая в рамках позитивистской концепции права, является далеко не единственной. Ей противостоит концепция естественного права, куда органическим образом входит понятие прав человека, или естественных прав, принадлежащих человеку изначально, и ни одному законодателю не дано право их нарушить. Эта идея прекрасно сформулирована Т. Джефферсоном в Декларации независимости США: «Мы считаем очевидным следующие истины: все люди сотворены равными, и все одарены своим Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою власть из согласия управляемых».
На мой взгляд, российское понятие «правозащитник» органически связано именно с естественной, а не с позитивистской концепцией права. Возможно, поэтому осенью 1993 года во время конституционного кризиса в России подавляющее большинство правозащитников не поддержало действия Председателя Верховного Совета РСФСР Руслана Хасбулатова, правомочные с точки зрения тогдашнего законодательства, но игнорировавшие результаты волеизъявления граждан на апрельском референдуме.
Для стран с устоявшимся демократическим режимом невозможно такое острое расхождение легальности и легитимности, имевшее место в России в 1993 году и возможность которого сохраняется пока и сейчас. Может, поэтому российские правозащитники и после 1993 года многое прощали правящей российской власти в обмен на противостояние Б. Ельцина коммунистическому реваншу и принятие такой Конституции, где очень хорошо были определены права человека. И лишь необъявленная война в Чечне подорвала кредит доверия правозащитников.
Итак, из чего же складывается деятельность правозащитника?
Прежде всего это защита прав человека в конкретных случаях их нарушения, т. е. деятельность, близкая к адвокатской, но со своей спецификой. Это выявление и организация противодействия типичным случаям нарушения прав человека, например в местах заключения и в армии. Это правопросветительская и миротворческая деятельность. Наконец, это мониторинг соблюдения прав в отдельных регионах и в России в целом, а также подготовка соответствующих отчетов и докладов.
В странах со стабильным демократическим режимом этим и ограничивается деятельность классических правозащитных организаций. Однако в современной России правозащитные организации начали постепенно брать на себя функции контроля за деятельностью исполнительной власти и ее отдельных ведомств. Так, задачей правозащитной организации «Гражданский контроль» (Санкт-Петербург) является контроль за деятельностью силовых структур, организации «Солдатские матери» - контроль за соблюдением прав военнослужащих и т. д. В самое последнее время проявились инициативы правозащитных организаций по контролю за бюджетным процессом.
Можно назвать еще одно направление деятельности ряда правозащитных организаций - это участие в разработке законов и нормативных актов. Данное направление не свойственно классическим правозащитным организациям, но в российских условиях, когда нормативная база только создается, а разработка положений, связанных с соблюдением прав человека, является прерогативой узкого круга специалистов, уклоняться от участия в нормотворческой деятельности было бы неразумно.
Определим теперь, что мы понимаем под словом «политика». Существуют различные ее определения, но мне ближе всего такое: «Политика - это взаимоотношения по поводу власти». Легко при этом увидеть, что это емкое определение охватывает довольно широкий круг организаций и процессов, в том числе и всю вышеперечисленную деятельность правозащитных организаций.
В более узком (и более распространенном) смысле под «политикой» понимается совокупность действий и отношений, направленных на получение или удержание власти. В условиях демократической политической системы (а также в процессе перехода к демократии) термин «заниматься политикой» означает участвовать в процессе выборов представительной или исполнительной власти в качестве кандидатов или членов их команд. Как известно, политическая группа, которая представлена на выборах и которая способна через выборы поставить своих кандидатов во власть, называется политической партией.
Попытаемся теперь дать ответ на вопрос: как же соотносятся между собой правозащитное движение и политика?
Отметим прежде всего, что под политикой мы будем понимать политику в узком, общеупотребительном смысле слова, т. е. как совокупность действий и отношений, направленных на получение или удержание власти. Именно о таком поле действия политических акторов[8] говорят как о политическом поле. На мой взгляд, это поле существенно отлично от поля действия правозащитных организации, и смешивать их - значит наносить урон обоим. Речь идет именно о правозащитных организациях, а не об отдельных личностях-правозащитниках. Из нашей новейшей истории мы видим, что многие известные правозащитники активно участвуют в создании и деятельности политических партий, баллотируются и избираются в федеральные и региональные парламенты. Это означает, что, участвуя в таких процессах, они выходят из своей роли правозащитника и реализуют себя как политики. В переходный период от полутоталитарного общества к демократии подобные переходы из роли в роль не только желательны, но и необходимы, ибо присутствие в представительных органах власти таких людей вносит в их работу определенный нравственный камертон, не говоря уже о той пользе, которую они приносят стране как творцы и разработчики законов. Если бы в Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ не работало столько правозащитников, вряд ли бы мы имели вторую главу нашей Конституции, соответствующую лучшим мировым стандартам.
При этом надо четко уяснить, что действия в политическом поле, необходимость компромиссов, тактических ходов, невольное участие во внутрипартийных процессах и аппаратных интригах влияют и на самих правозащитников, которые, возвращаясь на правозащитное поле, используют полученные навыки и методы современной политической борьбы. Тем не менее такие издержки все же оправданны. Участие же целых коллективов правозащитников в политическом процессе - это уже иная, менее допустимая ситуация. К сожалению, именно она может иметь место, если одни и те же люди представляют региональный Совет «Демократической России» или Совет демократических сил и активно участвуют в политическом процессе в регионе и в то же время являются лидерами регионального отделения движения «За права человека».
Здесь необходимо остановиться на одной из причин, стимулирующих активистов непопулярных сегодня в регионах демократических партий и движений создавать на своей базе правозащитные организации. Причина тому заключается в надежде получить грант от какого-либо иностранного фонда, работающего в России. Ведь известно, что политическим партиям и движениям оказывать поддержку фонды не имеют права, а неполитическим общественным организациям - могут. Этот фактор - расчет на получение гранта от иностранного фонда (за неимением пока наших, отечественных) вообще требует отдельного анализа. Отметим, что, ведя такую «двойную игру», ее участники наносят ущерб как политическому, так и правозащитному сообществу.
Возвращаясь к иностранным фондам, подчеркну, что правила работы этих фондов, созданных прежде всего для стран с устойчивым демократическим режимом, предусматривают достаточно четкое разделение деятельности общественных, правозащитных, благотворительных, экологических и тому подобных организаций, с одной стороны, и политической деятельности - с другой. Так, согласно законодательству США определенные налоговые льготы представляются только тем общественным организациям, которые не только не участвуют в избирательном процессе, но и не пытаются влиять на разработку и принятие новых законов. Как уже отмечалось, требовать в условиях современной России от правозащитных организаций полностью отказаться от участия в разработке и лоббировании определенных законов, значило бы пренебречь реальными интересами российского общества. Столь строгое разделение, возможно, появится и у нас, но не ранее достижения российским обществом стадии зрелой демократии.
Правозащитники и власть
В одной из работ[9], посвященных анализу характера взаимоотношений с властью различных общественных организаций, возможность партнерских отношений с властью для правозащитных организаций была оценена как наименее вероятная по сравнению с другими общественными организациями. Действительно, главная миссия правозащитных организаций - выявление случаев нарушения прав человека, защита этих прав и контроль за деятельностью государственных структур - не может вызывать симпатий и желания сотрудничать у большинства чиновников исполнительной власти, и пока лишь немногие избранные политики понимают важность для демократического государства подобной правозащитной деятельности. Для большинства же чиновников эти организации - лишь помеха в их работе. Поэтому партнерство, а зачастую и сотрудничество с властью для правозащитных организаций весьма проблематично, а иногда и просто нежелательно.
Сегодня, особенно если включать в круг деятельности правозащитников и участие в разработке, и лоббирование законов, нормативных актов, я бы не был столь категоричным. Действительно, процесс подготовки законов подразумевает возможности переговоров, сотрудничества и партнерства. По-видимому, здесь возникают определенные противоречия между функцией контроля, выявлением нарушений прав человека, действиями по их восстановлению в судебном порядке, с одной стороны, и участием в правотворчестве и социоконструировании - с другой. Эти противоречия носят объективный характер, отражая различные социальные роли и функции. Разрешить их в своей деятельности могут лишь очень немногие организации.
В большинстве случаев в правозащитном сообществе происходит стихийное разделение на две основные группы правозащитных организаций и правозащитников, реализующих первый или второй пути. Очень условно по отношению к властям эти группы можно назвать «радикалами» и «конструктивистами». Можно также предположить, что для лидеров второго типа организаций характерен определенный опыт участия во власти, как правило, в качестве депутатов первых демократически избранных в 1990 году местных и региональных советов; некоторые из них избирались депутатами и в дальнейшем. Навык участия в представительной власти, делового общения с руководителями и чиновниками исполнительной власти не могли пройти бесследно. В то же время склонность к бескомпромиссности или к сотрудничеству может быть связана просто с психологическими особенностями участников правозащитного движения. Необходимо уяснить, что с точки зрения интересов общества одинаково важны как первый, так и второй типы правозащитников и правозащитных организаций, и нельзя определить, кто из них лучше.
К сожалению, гармоничные отношения между этими группами правозащитников на региональном уровне складываются далеко не всегда. Да и взаимоотношения между правозащитниками-радикалами тоже не всегда оптимальны. Возможно, привычка постоянной борьбы переносится и на собратьев по сообществу. Я надолго запомнил случай при подготовке конференции в Санкт-Петербурге, посвященной развитию института Уполномоченного по правам человека, когда, позвонив одному региональному правозащитнику и спросив его, кого еще из его города следует пригласить на конференцию, получил ответ: «Кого еще можно пригласить - сказать не могу, а вот кого ни в коем случае приглашать не надо - скажу». И далее последовали фамилии пяти других правозащитников.
Отсутствие единства среди сообщества правозащитников часто используют в своих целях представители власти. Ярким примером может служить ситуация во время заседания Мурманской областной думы, когда была предпринята попытка преодолеть вето губернатора, не подписавшего принятый Думой закон «Об Уполномоченном по правам человека Мурманской области». К удивлению сторонников закона, предоставили слово двум представителям правозащитного движения, которые призвали депутатов не голосовать за закон. Одна из выступавших отвергла закон из-за его непроработанности, хотя, на мой взгляд, подлинной причиной служила ее принадлежность к группе правозащитников, изначально не участвовавших в разработке этого законопроекта. Аргументация второго выступавшего, постоянно обличавшего депутатов Думы за продление срока своих полномочий на два года, сводилась к тому, что нелегитимная из-за такого самопродления Дума не имеет права принимать никаких законов и в особенности законов, связанных с защитой прав человека. В итоге губернаторское вето на закон так и не было преодолено[10].
Выше мы обсуждали взаимоотношения правозащитников и власти, возникающие в связи с деятельностью самих правозащитников и их организации. Однако для власти в современной России характерны и собственные действия, и меры по защите прав человека, являющиеся отражением процесса демократической реформы. Остановимся на этих мерах подробнее и их влиянии на характер обсуждаемых в данном разделе взаимоотношений.
Прежде всего отметим депутатские комиссии по правам человека, которые существовали во многих региональных и городских советах народных депутатов, а также в Верховном Совете РФ в 1990-1993 гг. Первой по времени такая комиссия возникла в Ленинградском городском совете, ее возглавил правозащитник Ю. А. Рыбаков. Такие комиссии много сделали для внедрения в общественное сознание термина «права человека». Они поставили проблему защиты этих прав самой властью. Помимо того, что комиссии, как правило, возглавлялись депутатами-правозащитниками, вокруг них формировался своеобразный экспертный совет из других правозащитников и таким образом возникало реальное партнерство с представительной властью во многих регионах России. Однако до сознания чиновников исполнительной власти представление о важности соблюдения прав человека доходило очень медленно.
После принятия в 1993 году Конституции и состоявшихся выборов в представительные органы власти число постоянных комиссий по правам человека значительно уменьшилось. В некоторых случаях слова «по правам человека» остались в названии комиссий с союзом «и» (например, в Законодательном собрании Хабаровского края), в некоторых - исчезли совсем. На федеральном уровне в это время существовала Комиссия по правам человека при Президенте РФ, возглавляемая С. А. Ковалевым, на региональном же уровне в 1994-1995 гг. защитой прав человека никто не занимался.
Ситуация начала несколько меняться после издания в апреле 1996 года Указа Президента РФ, в соответствии с которым при администрациях субъектов Российской Федерации стали создаваться Комиссии по правам человека. На этом этапе центр тяжести переместился на исполнительные органы власти, при том, что инициатива исходила уже не от правозащитников - депутатов, а от самой исполнительной власти. Судьба комиссий оказалась различной в разных регионах. Они образовались лишь в двух третях российских регионов, во многих случаях создавались кулуарно, далеко не везде в них участвовали известные правозащитники. И что самое главное, комиссии работали на общественных началах, в лучшем случае имелся освобожденный секретарь комиссии, а также телефон или факс (как исключение, можно привести комиссию по правам человека при губернаторе Саратовской области, состоявшую из трех освобожденных специалистов и председателя - адвоката А.С. Ландо, который был фактически на положении министра без портфеля в правительстве области).
Тем не менее там, где эти комиссии учреждались, чиновники исполнительной власти вынуждены были привыкать к тому, что защита прав человека - дело не только «назойливых правозащитников», но и самой исполнительной власти. Кроме того, сам процесс заседания комиссий создавал условия для общения входящих в нее правозащитников, представителей правоохранительных структур области, специалистов-юристов и т.д. В некоторых случаях эти комиссии решали (ставили вопрос перед администрацией) и наиболее вопиющие случаи нарушений прав человека.
Наконец, последний этап обращения российской власти к теме соблюдения прав человека связан с мерами по развитию института Уполномоченного по правам человека как на федеральном, так и на региональном уровнях. Институт Уполномоченного - достаточно серьезная самостоятельная структура с самостоятельным бюджетом и с реальными возможностями по правозащите. Не случайно развитие института Уполномоченного по времени совпадает с вступлением нашей страны в Совет Европы, для которого соблюдение прав человека имеет приоритетное значение. Здесь же следует особо подчеркнуть, что участие правозащитников региона в становлении этого института является одним из важнейших условий эффективности его деятельности.
Рассмотренные в статье аспекты участия правозащитных организации в современном российском политическом процессе, а также формы и пределы их сотрудничества с властными структурами, на мой взгляд, достаточно убедительно демонстрируют невозможность предъявления каких-либо строгих ограничений к деятельности правозащитных НПО. Вместе с тем по мере развития гражданского общества сферы активности правозащитных организаций и политических партий все более расходятся, и это также необходимо учитывать как при анализе ситуаций, так и при планировании практических действий. Кроме того, важно понимать и сложность состава самого правозащитного движения, его постоянное развитие. Надеюсь, что представленная статья будет способствовать такому пониманию и выражаю благодарность всем ее читателям за критику и конкретные предложения.
[1] См. «Правозащитник», №1, 2000, стр.19-31
[2] Автор выражает благодарность председателю общероссийского движения «За права человека» Льву Пономареву, выступление которого на конференции в Иркутске в июне 1998 года стимулировало появление этой статьи, а также председателю Московской Хельсинкской группы Л. М. Алексеевой и ее сотрудникам за ценные замечания при обсуждении этой статьи.
[3] Л.М. Алексеева предложила выделить в этой группе две подгруппы - истинных правозащитников и тех противников советской власти, кто избрал правозащитное движение как форму антисоветской деятельности.
[4] Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. СПб., 1999. Т. 1.
[5] Там же. Т. 2.
[6] Важно отметить, что иногда в процессе выполнения проектов эти квазиправозащитники проникаются идеей необходимости защиты прав человека и тем самым переходят в другую группу, например в седьмую по нашей классификации.
[7] Алексеева Л. История инакомыслия в России. Новейший период. Вильнюс-Москва: Весть, 1992.
[8] В современной политике: действующее лицо политических процессов (государство, партия, НПО и т. д.)
[9] Сунгуров А. Ю. Классы некоммерческих организаций в контексте взаимодействия // Гражданские инициативы и будущее России // Под ред. М. И. Либоракиной и В. Н. Якимца. М.: Школа культурной политики, 1997. С. 12-15.
[10] Сунгуров А. Ю. Региональный уполномоченный по правам человека - первые шаги в России // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. СПб., 1999. Т. 2. С. 197-210.
Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1128474
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!