Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Петр I: исторический портрет»

/ История России
Контрольная,  15 страниц

Оглавление

Введение
1. Становление личности Петра I. Азовские походы и Великое посольство
2. Петр Великий – царь-реформатор
3. Современники и потомки о Петре I
Заключение

Список использованной литературы

1. Брикнер А.Г. История Петра Великого. М., 1991. 741 с.
2. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989. 187 с.
3. Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: В 2 кн. М., 1994. Кн. 2. С. 283–368.
4. Валишевский К. Петр Великий. Воспитание. Личность. М., 1990. 424 с.
5. История России: Тексты лекций / Под ред. Ю.Н. Бакаева, Л.Н. Булдыгеровой, А.Н. Гридуновой. Хабаровск: Изд-во ХГТУ 1998. С. 57-67.
6. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990. 591 с.
7. Преображенский А.А. Великое посольство 1697-1698 г.г.: старое и новое в русской дипломатии // Вопросы истории.1999.№2.С.114-122.
8. Русские цари. 1547–1917. Ростов н / Д., 1997. С. 211–245.
9. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984. 232 с.


Работа похожей тематики


Законодательство и правовая система периода правления Петра I

 

§ 1. Реформы государственного управления

Наметившиеся в XVII в. социальные преобразования в формировании российской государственности достигают высшей точки в новый период русской истории, подготавливая утверждение абсолютизма в эпоху Петра I и во многом определяя его дальнейшее развитие.

Россия становилась единым хозяйственным организмом. Новой тенденцией в развитии общества явилось изменение его социальной структуры. Это выражалось в объединении сословий, усилении иерархического соподчинения между ними, определении их служилых функций в государственном устройстве. В итоге создались условия для возникновения пирамидальной иерархической структуры, позволяющей осуществлять контроль над всеми ресурсами общества.

Попытки достичь идеала рационального и справедливого государства, присущие этому периоду, на практике привели к созданию полицейского государства по образцу западноевропейских абсолютистских монархий. При отсутствии каких-либо институтов социального контроля государство не было связано ничем в ходе осуществления рационализации и модернизации, которые поэтому неизбежно приобрели принудительный характер реформ сверху. Утверждение абсолютизма в России было связано с преобразованиями всей политической системы государства. Процесс рационализации управления страной коснулся различных сторон жизни: экономики, социальных отношений, политики, сферы культуры. Однако наиболее четко он проявился в организации государственного управления.

Царь Алексей Михайлович Романов оставил многочисленное потомство от двух браков. Со смертью его сына Федора в 1682 г. появился приговор, по которому дети от Милославской и Нарышкиной – двенадцатилетний Иван и десятилетний Петр – были объявлены «царствующими государями». Фактической правительницей стала их сестра Софья, правление которой продолжалось до 1689 г. С отстранением Софьи и со смертью в 1696 г. брата И^зана Петр становится единоличным правителем России. С этого момента и в течение всего XVIII в. в России идет процесс утверждения абсолютной монархии.Процесс этот был связан с отмиранием сословно-представитель-ных институтов, упразднением местных органов самоуправления, победой государства над церковью, возникновением централизованного аппарата управления, введением постоянных налогов и постоянной армии. Все это происходило на фоне консолидации и консервации сословной системы, превращения сословий в замкнутые общественные слои. Это явление было закономерным, так как имело свои объективные предпосылки. Еще в правление Алексея Михайловича зародилась возможность установления абсолютной монархии, что было подготовлено развитием государства в XVII в. Вместо своевольного дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовило формирование армии чиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налога, преимущественно пушниной, с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не нужно было спрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иное мероприятие. Необходимость в сословно-представительных органах отпадала. Поэтому важнейшим формально-юридическим признаком утверждения абсолютизма явилось прекращение деятельности земских соборов во второй половине XVII в. Разумеется, переход к абсолютизму определили в первую очередь социально-экономические причины. В классических условиях наиболее развитых стран Западной Европы абсолютизм возник в обстановке, когда буржуазия уже начала претендовать на власть. В России же в данный период наличие буржуазных отношений еще не означало их существенного влияния на возникновение абсолютизма. В большей степени процесс перехода к абсолютизму в России ускорила военная опасность со стороны соседних государств (Речи Посполитой, Швеции, Турции и др.). Характерно, что из 35 лет царствования Петра I состояние полного мира сохранялось лишь около одного года.

Реформы Петра I начались на рубеже веков и продолжались по нарастающей до его смерти. В реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. Особой системы и программы у Петра I не было, он действовал под влиянием практических потребностей. На преобразованиях в первую очередь отразились как объективные условия, так и субъективные воззрения императора.

Теоретическое обоснование реформ основывалось на особой роли монарха, который нес ответственность лишь перед самим собой и определял, что нужно государству. Монарх действовал с целью «всеобщего добра». Согласно теории «общего блага», которую разрабатывали приближенные Петра I и особенно Феофан Прокопович, царь являлся слугой государства.

После окончания Северной войны Россия стала мощной европейской державой. Она начала играть большую роль на международной арене. Учитывая это, Сенат 21 октября 1721 г. провозгласил Петра I императором, «великим», «отцом Отечества».

Император обладал более широкими полномочиями, чем царь периода сословно-представительной монархии. В стране не было государственных учреждений, которые ограничивали бы власть императора. В законодательной области только императору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью в стране, ему подчинялись все органы государственного управления. Император был также главой судебной власти. Все приговоры и решения судов выносились от его имени. Ему принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял через специально созданное учреждение – Синод. Должность главы Русской православной церкви – патриарха – была упразднена.

Петр I внес изменения в порядок наследования императорского престола. До него царский престол переходил от отца к сыну. В XVII в. царя мог избрать Земский собор, если не было законного наследника престола. Петр I посчитал такой порядок не соответствующим идее неограниченной монархии. По его предложению, если наследник недостоин престола, то император может назначить своим преемником другое лицо по своему усмотрению. Петр воплотил эту идею в Указе 5 февраля 1722 г. «О праве наследия престолом». Поводом к изданию указа было сопротивление царевича Алексея преобразовательной деятельности отца.

К петровскому времени относится одна из наиболее радикальных реформ в истории России – реформа административного управления. Она имела два основных направления: изменение системы центральных и местных учреждений, с одной стороны, и структуры и численности состава аппарата управления – с другой. Общим итогом реформ стал переход от патриархальной приказной администрации традиционного типа к новой системе учреждений, т. е. формирование бюрократии.

Преобразования проходили в несколько этапов. Сначала с целью унификации и централизации управления была проведена административно-территориальная реформа. В 1699 г. в Москве была создана Бурмистерская палата (Ратуша), которой подчинялись земские избы. Эти выборные органы осуществляли городское самоуправление, ведали доходами и сборами налогов и обладали судебными функциями.В выборах участвовали горожане и государственные крестьяне, также управляемые этими органами. В 1702 г. вместе с ликвидацией губных изб их функции были переданы воеводам с совещательными дворянскими советами. А в 1708 г. Ратуша сделалась финансовым центром, сосредоточив функции всех ранее действующих финансовых органов.

Одновременно в том же 1708 г. в связи с восстанием К. Булавина страна была разделена на губернии. Сначала губерний было восемь, затем их число увеличилось. Губернаторы, назначаемые царем, ведали всеми военными и финансовыми делами на территории своей губернии.

Следующим этапом стало создание Сената – высшего административного учреждения, заменившего в этом отношении Боярскую думу, так как царь стремился ослабить родовую аристократию и построить власть на сугубо бюрократических началах. Поэтому 22 февраля 1711г. Петр I издал Указ о создании Правительствующего Сената, члены которого назначались лично им. В именном указе Сенату от 2 марта 1711г. Петр I перечислил функции нового органа: в его ведение входили торговля, комплектование армии, налоги, суд.

Через три дня были утверждены порядок делопроизводства, обсуждения вопросов и обязательность коллегиальных решений. В Сенате сосредоточилось решение всех государственных дел. После окончания Северной войны в Указе «О должности Сената» Петр I вернулся к вопросу о высшем органе власти: уточнил порядок делопроизводства, работы и назначения его членов.

Многочисленная и сложная структура московских приказов не отвечала требованиям нового правления, которое стремился установить Петр I. Поэтому в 1717-1718 гг. по его решению было создано девять коллегий: воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, камер-коллегия (ведомство государственных расходов), коммерц-коллегия, берг- и мануфактур-коллегии. Впоследствии ревизион-кол-легия слилась с Сенатом и была воссоздана вотчинная коллегия для земельных дел. Для управления городами в 1721 г. был учрежден главный магистрат. Для управления Украиной в 1722 г. в г. Глухове была сформирована малороссийская коллегия.

Хотя принцип построения коллегий носил отраслевой характер, по некоторым сферам государственного управления (просвещение, здравоохранение, почта, полиция, дворцовое управление и т. д.) коллегии созданы не были.

Коллегиальное управление в России было введено по шведскому образцу: в 1718 г. Петр I приказал составить регламенты для всех коллегий на основании «шведского устава». Присутствие коллегии состояло из: президента, 4 советников, 4 асессоров, к которым добавлялся один советник или асессор из иностранцев. Они отличались от приказов тем, что все вопросы государственного управления были более четко распределены между ними. Кроме того, все коллегии имели одинаковую структуру. Они состояли из присутствия и канцелярии. Президент коллегии назначался царем, вице-президент – царем по представлению Сената, остальные члены коллегии Сенатом. Присутствия заседали ежедневно. Все решения принимались путем голосования по большинству голосов, в отличие от приказов, где все дела решались единолично руководителем приказа.

Одновременно с организацией в 1711 г. Сената были созданы должности фискалов. Впоследствии рядом указов была организована целая система фискалитета, завершенная в 1717 г. Фискалитет первоначально должен был быть органом тайного надзора. В начале 1712 г. было указано, что фискалы ставятся под ведомство Сената, утверждалась их самостоятельность по отношению к губернаторам. Указ 1715 г. «О должности фискала» устанавливал более точно круг ведения и состав фискалитета.

В январе 1722 г. был назначен генерал-прокурор при Сенате, а в апреле того же года была учреждена отдельная «должность генерал-прокурора». Далее Сенату было велено выбрать, кроме генерал-прокурора, также обер-прокурора для нахождения при нем и прокуроров, состоявших при всех коллегиях. При этом было разрешено выбирать кандидатов «из всяких чинов, понеже дело нужно есть». Кроме того были назначены прокуроры при надворных судах, а затем при губернских учреждениях.

Прокуроры обязаны были следить за исполнением законов со стороны присутственных мест, напоминать судьям об их обязанностях и останавливать их несправедливые распоряжения. Для этого они присутствовали в заседаниях тех учреждений, при которых находились. Прокуроры своим протестом останавливали решения присутственных мест и обязаны были доносить об этом генерал-прокурору не позже трех дней.

Состоя при отдельных учреждениях и наблюдая за законностью их действий, прокуроры не имели своей особой сферы деятельности. Надо подчеркнуть, что вне компетенции прокуроров лежало уголовное преследование как особый акт правительственной власти. Прокуроры наблюдали за течением уголовных дел таким же образом, как и за всеми другими делами, производившимися в различных учреждениях. Все чины прокуратуры не находились в иерархической зависимости друг от друга, они непосредственно подчинялись генерал-прокурору.

В 1718 г. в Петербурге была учреждена Главная канцелярия полицмейстерских дел, во главе которой стоял генерал-полицмейстер. Канцелярия занималась поимкой беглых крестьян, «гулящих» людей и «прочих воров», организацией постоев войск, противопожарными мероприятиями, следила за чистотой улиц и т. д. Несколько позднее подобная канцелярия была создана и в Москве. Возглавлял ее обер-полицмейстер, который подчинялся петербургскому генерал-полицмейстеру и Московской конторе Сената. В остальных городах и сельских местностях полицейские функции возлагались на губернаторов, воевод и земских комиссаров, а непосредственное их выполнение – на выборных от населения старост, сотских, пятидесятских и десятских. После 1718 г. должности полицмейстеров были созданы во всех городах, с подчинением им местной администрации.

Для контроля за высшими органами 18 января 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора. Подчиненные ему прокуроры вводились в структуры коллегий и губернских органов. Разветвленная сеть фискалитета, созданная в том же году, доносила о нарушениях закона, казнокрадстве, выполняя, по сути, те же полицейские функции. Следили фискалы и за прокуратурой. Органом политического сыска стал созданный в 1689 г. Преображенский приказ.

После ликвидации патриаршества в 1721 г. был создан коллегиальный орган управления церковью – Синод, который получил права коллегии. С упразднением Монастырского приказа монастыри хотели сделать центрами по воспитанию сирот, содержанию инвалидов и больных. Вместе с тем поступление в монашество ограничивали. Но, создавая светское государство, Петр I в то же время прекрасно понимал значение веры, и в Духовном регламенте 1721 г. он законодательно «заручился поддержкой Бога». В действительности ограничение прав церкви, постоянное давление на нее сыграли важную роль в развитии абсолютизма власти.

Интересы тоталитарного государства наиболее ярко отразились в финансовой политике Петра. Общее число сборов с податных сословий достигло семидесяти. По некоторым данным, сумма сборов при нем увеличилась в четыре-пять раз. Основная часть выросшего бюджета шла на содержание армии. На налоговые средства содержались губернский аппарат и государственная администрация. По сложившейся практике местные власти не имели права облагать население налогами и сборами без ведома Сената. Возникла система строго фиксированного государственного жалованья из бюджета.

Реформа в армии при Петре I продолжалась в течение нескольких лет. До 1705 г. ее комплектация проводилась с использованием традиционных начал, включая дворянскую конницу, казачество и т. д., что не позволило осуществить техническое переоснащение армии. В 1705 г. была введена развитая впоследствии рекрутская система. Суть ее сводилась к тому, что в армию призывались через регулярные рекрутские наборы физически здоровые мужчины в возрасте от 17 до 32 лет. Сначала наборы осуществлялись от 20 дворов, затем от 100 ежегодно. Освобождалось от службы только духовенство. Дворянство служило на офицерских должностях. Государство брало на себя обеспечение солдат, служба продолжалась 25 лет. Смысл создания регулярной армии заключался в необходимости унификации системы боевой подготовки, вооружения, обмундирования, управления и организации. Морской и Воинский уставы преследовали достижение именно этих целей. Офицерский корпус к концу Северной войны был уже прекрасно подготовлен. Этому также способствовал Указ26февраля 1714г. «Опроизводстве офицеров». Численность армии достигла 200 тыс. чел., хотя ее содержание требовало огромных финансовых затрат.

§ 2. Формирование новой системы права

В течение всего XVIII в. продолжали действовать нормы Соборного Уложения 1649 г. По специальному указу 1714 г. Петра I все суды должны были руководствоваться только ими. Кроме того, на протяжении всего XVIII в. действовали «Новоуказные статьи» и указы московских царей.

В начале XVIII в. было издано большое количество новых правовых актов – манифестов, жалованных грамот, уставов, регламентов, инструкций и указов.

Манифесты – законы, которые объявляли в особо важных случаях волю императора в форме обращения к населению или к отдельным его группам.

Уставы – это сборники правовых норм, регламентирующих порядок деятельности какого-либо ведомства. В них содержались также нормы материального и процессуального права. Первым в XVIII в. был издан Воинский устав 1716 г., охватывающий правила организации и деятельности армии. 13 января 1720 г. был принят Морской устав, в котором упоминались нормы поведения в период несения морской службы и меры наказания за преступления, совершенные в этот период.

Регламентами назывались правовые акты, определяющие организацию и деятельность вновь созданных учреждений, например коллегий. Так, Генеральный регламент 1720 г. устанавливал порядок службы во всех государственных учреждениях Российской империи. Духовный регламент 1721 г. определял состав и деятельность духовной коллегии.

Инструкции – это правовые нормы, которые устанавливали права и обязанности различного рода должностных лиц, например губернаторов, воевод и т. д. И, наконец, указы –это законодательные акты, издававшиеся по самым различным вопросам права, а в некоторых случаях определявшие компетенцию соответствующих должностных лиц.

Петр I предпринимал неоднократные попытки кодифицировать русское законодательство. Известно, что царем Алексеем Михайловичем и его сыном Федором было издано более 600 законов. В начале XVIII в. количество законодательных актов резко увеличивается. Императором было издано свыше 3 тыс. законов. 6 июня 1695 г. вышел Указ о порядке составления в приказах проектов законов, дополняющих Уложение и последующие указы. Указ свидетельствует о том, что Петр I имел намерение привести в порядок законодательство. Первой его попыткой в этой области было дополнение Соборного Уложения, о чем и говорится в указе. Это был подготовительный этап к Палате об Уложении, созданной Указом 18 февраля 1700 г. В указе содержится инструкция приказным чинам о составлении ими новых статей: подчеркивается, что они должны при этом руководствоваться Соборным Уложением, новоуказными статьями, т. е. изданными после Уложения указами, а также учитывать сложившуюся правовую практику.

На протяжении всего времени правления Петра создавалось несколько законодательных комиссий для систематизации законодательства и издания сборника законов, но их работа не принесла результатов. Это объяснялось неудовлетворительным составом комиссий, неопределенностью задач, стоявших перед ними. Петр I, например, сначала решил дополнить Соборное Уложение новым законодательным материалом, а затем изменил свое намерение и поручил комиссии создать совершенно новый сборник законов. Эта работа также не была доведена до конца из-за желания царя пойти уже по третьему пути – пути издания отраслевых кодексов.

В конце 1681 – начале 1682 г. «государевы земские и ратные дела» стали предметом обсуждения комиссии выборных служилых людей, работу которой возглавил князь В. В. Голицын. Результаты этой работы были доложены царю и легли в основу важнейшего нормативного акта второй половины XVII в. – «Соборного деяния об уничтожении местничества». Дальнейшим развитием этого законодательного акта стал знаменитый петровский Указ о единонаследии. По этому указу 1714 г., официально именуемому «О порядке наследия в движимых и недвижимых имуществах», поместья в правовом отношении были уравнены с вотчинами. Вместо деления земли на вотчины и поместья все земельные владения дворян стали называться недвижимым имуществом. Запрещалось дробить недвижимое имущество (землю) при передаче его по наследству. Землю можно было завещать только одному из сыновей, а при их отсутствии – одной из дочерей. Если завещания не было, земля переходила к старшему сыну. Остальные наследники обоего пола получали лишь движимое имущество.

Изданием этого Указа достигались две цели: во-первых, младшие сыновья умершего дворянина, лишаясь наследства, должны были добывать средства к существованию на гражданской или военной службе, вследствие чего правительство получало необходимые ему кадры из дворян. Во-вторых, устранялось дробление земельных владений дворян, невыгодное государству. Указ явился наиболее значительным законодательным актом Петра I в области гражданского права.

Началу объединения боярства с дворянством, в основу которого была положена практика служебного назначения не по родовитости, а по чину, положили Новоуказные статьи о поместьях 1676 г. В них, а также в царских указах, боярских приговорах и наказах о поместьях совершенствовался правовой механизм стимулирования государственной службы дворян. Происходило укрепление и возвышение дворянства – основной опоры самодержавия.

В свою очередь родовая градация среди феодалов при Петре I стирается. Отменяются придворные чины периода московского царства – окольничий, думный, конюшенный и т. д. Для незнатных православных лиц жалуется титул графа, а для иностранцев – барона. Петр I стремился к достижению юридически обособленных сословий и на первое место ставил оформление статуса дворянского чиновничества. Первоначальное название «шляхетство» в феодальной сфере не прижилось и вскоре было заменено старым термином «дворянство». В январе–феврале 1714 г. было предписано обязательное обучение детей дворян, дьяков под угрозой крупного денежного штрафа. С пятнадцатилетнего возраста дворянских детей определяли на воинскую службу рядовыми (в основном, в гвардию). Лишь в дальнейшем они получали офицерские чины.

Законодательным оформлением статуса чиновничества явилась Табель о рангах 1722 г. (слово «табель» в XVIII в. – женского рода), которая разделила все воинские и гражданские чины на четырнадцать разрядов, от высшего (фельдмаршала и канцлера) до низшего (адъютанта при лейтенантах и регистратора в коллегиях). При прохождении службы вместо «породы», «знатности» учитывались личные способности и пригодность к занятию той или иной должности. Дворяне должны были начинать службу с низших чинов и, продвигаясь по службе, могли дослужиться до высших. Право на высший чин давало полученное образование. Достижение определенного чина давало право на личное (для себя) дворянство, более высокого – на потомственное дворянство (для детей). Табель утверждала для дворян получение гербов. Личное дворянство на гражданской службе получал чиновник, которому присваивался 14-й класс, при достижении 8-го класса (коллежский асессор) ему присваивалось звание потомственного дворянина. На военной службе получить потомственное дворянство было легче.

Личные дворяне, подобно потомственным, были освобождены от телесных наказаний, личных податей и рекрутской повинности. Однако они не могли владеть землей, на которой проживали крепостные крестьяне, и участвовать в дворянском самоуправлении.

Табель о рангах явилась нормативным актом, который подвел итог преобразованиям государственного аппарата и законодательно закрепил новый порядок прохождения государственной службы.

В начале XVIII в. правовое положение крестьян предполагало деление их на шесть разрядов. К первому относились государственные крестьяне, лично свободные, которые могли покупать и арендовать землю, содержать промыслы.

Второй категорией были дворцовые крестьяне, приписанные к тому или иному царскому дворцу и обслуживающие дворцовое хозяйство. Они впоследствии стали именоваться удельными.

Третью группу составляли экономические, т. е. бывшие церковные и монастырские крестьяне.

Четвертую категорию составляли посессионные крестьяне, купленные фабрикантами и заводчиками у помещиков или казны и приписанные к фабрикам и заводам.

В пятую категорию крестьян входили однодворцы: потомки мелких служилых людей, расселенных преимущественно на окраинах Русского государства, – драгун, пушкарей и др., которые при проведении сословной реформы Петром I не вошли в состав шляхетства. Они платили подушную подать и выполняли различные повинности. В правовом отношении они ничем не отличались от государственных крестьян.

И наконец, шестая категория – помещичьи, или владельческие крестьяне, составлявшие в тот период более половины всех крестьян. В результате подушной переписи 1719 г. к владельческим крестьянам были приписаны холопы и бобыли.

Правовое положение крестьян регламентировалось Уложением 1649 г. Но при Петре I произошла переоценка крепостного права. При всей тяжести положения крестьян крепостное право в допетровский период рассматривалось как система административных отношений крестьянина с государством при посредничестве помещика. При Петре I к крестьянину стали относиться как к материальной вещи, которую помещик мог свободно купить или продать. Хотя убийство крестьян официально запрещалось, контроль над их жизнью и имуществом полностью перешел к помещикам. Крестьяне были главным «поставщиком» налогов, поэтому государство издавало многочисленные указы о сыске и возвращении беглых в тягло. Инструкция воеводам 1719 г. предписывала выявлять помещиков, разорявших крестьян, и передавать управление такими поместьями родственникам. Обнаружен только один указ, направленный на защиту интересов крестьян. В 1721 г. было указано, что от продажи детей отдельно от родителей, «как скотов», немало «вопля» бывает, и предписывалось «оную продажу пресечь». Хотя делалась оговорка: если пресечь невозможно; то «продавать целыми фамилиями и семьями, а не порознь».

В процессе переписи 1719 г. помещики скрывали наличие части холопов, и поэтому Петр I приказал включить всех холопов в состав тяглого населения. Это привело к окончательному уничтожению холопства и приравниванию их к категории крестьян.

Сыск беглых крестьян и урегулирование прав дворянства на сыск, а также «выдворение» на прежние места беглых в конце XVII в. и первой четверти XVIII в. оставались важнейшими вопросами развития крепостного права. Тем более что вследствие значительного роста государственных повинностей, большого объема принудительных работ на строительстве заводов, городов и флота число побегов крестьян значительно возросло.

По указам 30 марта 1688 г. и 7 апреля 1690 г. закреплялось право продажи и залога вотчин и вотчинных крестьян, а также перевода крестьян с вотчин в поместья, в то время как в отношении поместных крестьян оставалось лишь право перевода из поместья в поместье и право поступиться ими, главным образом в части расчетов за прием беглых крестьян. Указом 1714 г. о единонаследии снималось правовое различие между поместными и вотчинными крестьянами. Следующим шагом на пути унификации феодально-зависимого населения стало введение подушной подати в 1718-1721 гг.

11 января 1722 г. был обнародован Указ о разложении подушного сбора. Он относится к числу важнейших преобразований Петра I и принадлежит к реформе налогообложения. Переход от подворной подати, существовавшей с 945 г., к подушной сыграл большую роль в развитии финансовой и социальной политики самодержавия. Законодательство петровского времени рассматривало исправную, без недоимок, уплату налогов как важнейшую обязанность подданных. В этих целях начиная с 1718 г. была проведена перепись населения мужского пола, кроме дворянства и духовенства, которые как неподатные в списки не вносились. 22 января 1719 г. издается Указ о переписи населения. С апреля 1722 г. правительство приступило к проверке результатов переписи 1719-1721 гг., получившей название «Свидетельства душ мужского пола».

Указ 26 июня 1724 г., известный как «Плакат о сборе подушном и протчемь, весьма характерен как документ, свидетельствующий о крепостнической сущности абсолютизма в России первой четверти XVIII в. Помимо решения основного вопроса финансовой политики – введения подушной подати – в нем предусмотрен ряд полицейских мер, направленных против антикрепостнического движения крестьян.

Новая система законодательных актов Петра I стала регулировать договоры мены, купли-продажи, займа, имущественного найма, поклажи. Получили распространение договоры личного трудового найма и товарищества.

Договор мены, широко применявшийся во второй половине XVII в. в отношении землевладений, получил подробную регламентацию в петровских законодательных актах. Пресекая куплю-продажу поместий и расширение церковного землевладения, царское правительство ограничило обмен землевладений, требовало равноценности обмениваемых земель и, наконец, Указом 1714 г. вообще запретило их обмен. Договор купли-продажи недвижимого имущества и лошадей, подобно договору мены, должен был также заключаться в письменной и крепостной форме.

Широкое распространение получал договор займа. Хотя в Соборном Уложении он рассматривался как безвозмездный, на практике считалось нормальным взимание определенных ранее 20%. Указом 15 июля 1700 г. регулировалось взыскание долгов при наличии нескольких кредиторов. Если имущества должника хватало для погашения долга, то следовало ставить его на правеж. Если же и после этого долг не погашался, то должника подлежало бить кнутом и сослать в Азов на каторжные работы на три года. По отбытии каторги должник оставлялся там и на жительство: этим преследовалась также цель заселения вновь занятых земель.

Законодательство предусматривало имущественный наем, в том числе аренду земли. Предметом договора найма могли быть и различные помещения, транспортные средства.

С развитием имущественных правоотношений было тесно связано изменение семейного права. Регулированию брачно-семейных отношений, являвшемуся ранее монополией церкви, все больше внимания стали уделять органы государственной власти.

Брачными возрастами, установленными Сенатом, стали: для жениха – 15 лет, для невесты – 12 лет. Именнымуказом о порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах 1714 г. возраст был повышен: для жениха – до 20 лет, для невесты – до 17 лет. Для заключения брака требовалось волеизъявление или согласие родителей, а при вступлении в брак крепостных – также их владельцев.

Соборным Уложением 1649 г. запрещалось жениться в четвертый раз, а Указом 1651 г. было запрещено в четвертый раз выходить замуж. Заключение брака в четвертый раз считалось преступлением. Такой брак был недействительным, и дети, рожденные в нем, признавались незаконнорожденными. Жена и дети в этом случае не наследовали землевладений. Это правило, однако, не распространялось на четвертый брак, заключенный до принятия Соборного Уложения. По инструкции патриарха 1697 г. супруги, состоявшие в четвертом браке, должны были разводиться и заточаться в монастыри.

Имущество супругов считалось общим, и распоряжался им муж. Однако в законодательстве второй половины XVII в. намечается тенденция к раздельности имущества супругов. Ограничивается право отчуждения приданого, которое в случае смерти мужа переходило при отсутствии детей вдове. Сокращается ответственность жены по обязательствам мужа.

Брак прекращался с физической или политической смертью, длительным безвестным отсутствием супруга, поступлением его в монашество. В некоторых исключительных случаях допускалось расторжение брака. Власть родителей над детьми постепенно ослабевала.С ослаблением кровнородственных связей более широкое развитие получила опека. Законодательством первой четверти XVIII в. предусматривалось установление опеки над владельцами недвижимого имущества до достижения ими 20-летнего возраста, а над обладателями только движимого имущества – до 18 лет. Для лиц женского пола предельный возраст опеки был 17 лет. Опека устанавливалась также над слабоумными.

Другим знаменитым указом Петра I в области семейно-брачных отношений стал Указ от 5января 1724 г., который не только провозглашал самостоятельность вступающих в брак, но и требовал торжественной присяги родителей в отсутствии насилия над детьми и предусматривал жесткое наказание за его нарушение. Указом была предпринята попытка ограничить произвол родителей и помещиков при принуждении к вступлению в брак.

Наследственное право, как и вещное, в рассматриваемый период наиболее существенно менялось в отношении землевладений. Законодательство регулировало наследование по завещанию и закону. Завещание оформлялось в так называемой духовной грамоте, которую должен был подписать завещатель или его духовник, а также свидетель. По существу, значение кодекса наследственного права имеет и Указ о единонаследии 1714 г.

Таким образом, система феодального права, развившаяся вместе с развитием феодального государства, при абсолютизме начинает оформляться в систему отраслевых законодательных актов, к тому же кодифицированных, т. е. система права все больше укладывается в систему законодательства.

Правительство Петра I пыталось использовать систему права таких государств, как Швеция, Дания. Это сказалось преимущественно в сфере судопроизводства, процессуального и уголовного права. Что касается законодательства о правовом положении крестьян, то оно не испытывало каких-либо воздействий западноевропейского права.

§ 3. Уголовное и процессуальное законодательство Петра I

При Петре I высшей судебной властью обладал царь. Все наиболее важные и сложные дела поступали к нему на утверждение. Царь единолично рассматривал многие дела.

Следующей судебной инстанцией был Сенат, куда подавали апелляции по делам,,рассмотренным юстиц-коллегией. Кроме того, суду

Сената подлежали за должностные преступления сенаторы и другие высшие должностные лица. Специальным высшим судебным учреждением являлась юстиц-коллегия. Она была апелляционным судом по отношению к губернским надворным судам, а также рассматривала некоторые дела в качестве суда первой инстанции и одновременно управляла всеми судами империи. Судебные функции выполняли и другие коллегии, рассматривая дела чиновников, виновных в должностных преступлениях.

В губерниях в 1719 г. были образованы надворные суды, которые, по мысли Петра I, не должны были зависеть от местной администрации. В действительности же этого не произошло, потому что президентами надворных судов обычно назначались губернаторы или вице-губернаторы. Надворные суды – первая и апелляционная инстанции для нижних судов, которые были созданы во всех городах империи и делились на провинциальные и городовые. Нижние суды рассматривали уголовные и гражданские дела и выносили по ним приговоры и решения, а дела, по которым выносилась смертная или политическая казнь, они передавали (с изложением своего мнения) на утверждение надворного суда. В 1722 г. нижние суды были упразднены и в каждой провинции был учрежден провинциальный суд в составе воеводы и асессоров.

Специальные суды существовали для военнослужащих, духовных лиц, церковных и монастырских крестьян. Уголовные и гражданские дела городского населения рассматривали городские магистраты, а апелляционной инстанцией являлся Главный магистрат. Крепостных крестьян судили сами помещики, за исключением тех случаев, когда речь шла о тяжких преступлениях.

Общей тенденцией развития процессуального законодательства и судебной практики в XVII-XVIII вв. была возрастающая роль розыска в ущерб так называемому суду, т. е. замена состязательного принципа следственным, инквизиционным. От судебных органов требовалось, чтобы они стремились не столько выяснить истину, сколько устрашить население. В этом плане для государства более приемлемым было иногда покарать невинного, чем вообще никого не покарать, так как главной целью было общее предупреждение. Этим задачам и отвечает процессуальное законодательство эпохи Петра I, свойственное переходу к абсолютизму. Усиливается наказание за так называемые «процессуальные преступления»: за лжеприсягу и лжесвидетельство теперь вводится смертная казнь.

В начале своего царствования Петр пересматривает задачи розыска. Указом от 21 февраля 1697 г. «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах» полностью отменяется состязательный процесс, вводится по всем делам процесс следственный, инквизиционный. Однако на практике и после этого Указа удержалось разделение процесса на суд и розыск.

Данный документ был дополнен и развит в марте 1715 г. «Кратким изображением процессов или судебных тяжеб». «Краткое изображение», основываясь на принципах Указа 1697 г., развивает их применительно к военной юстиции, военному судопроизводству, являясь, таким образом, специальным законом по отношению к общему закону.

«Краткое изображение процессов» отнюдь не было полным кодексом уголовного судопроизводства, последовательно приводящим его к определенной форме. Здесь еще сохранились термины старого московского обвинительного процесса «челобитчик» (истец) и «ответчик» (в смысле «обвиняемый»). И отдельные положения этого закона регламентируют Права челобитчика по старому законодательству, например его показания не принимаются в качестве полноценного свидетельского показания. Закон говорит также о рассмотрении судом сначала доказательств, представленных челобитчиком, а затем доказательств, выдвинутых ответчиком.

Однако эти указания закона не должны вводить в заблуждение: «Кратким изображением» введен подлинный розыскной процесс со всеми его типичными чертами. К ним относятся активность суда, преимущественное значение письменных форм документов, резкое ограничение прав обвиняемого, превращаемого в объект пытки, и формальная система доказательств, сила которых определена законом.

Во всем судебном производстве стоит на первом месте почин суда. В видах пресечения волокиты Указ устанавливал сокращенные сроки для явки сторон и законные поводы неявки; была установлена обязанность изложения челобитной по пунктам и соответственно с этим обязанность ответчика или обвиняемого давать объяснения также по пунктам. Дух Указа был направлен на усиление активности суда, которому предоставлялось право сокращать объем судоговорения.

Именной указ 5 ноября 1723 г. «О форме суда» отменяет розыск и делает суд единственной формой процесса.

В Указе о форме суда, как и в Указе 1697 г., в вводной части даны обоснование закона, его отношение к предыдущему законодательству и основные направления изменений, вносимых этим актом в процессуальное право. Указ предъявляет новые требования к челобитной. Они должны быть краткими и четкими. Закон различает два вида челобит

§ 3. Уголовное и процессуальное законодательство Петра I

чиков: истец – в гражданском процессе и доноситель – в уголовном. В «Кратком изображении...» этого не было. Однако противная сторона все еще носит прежнее общее для тех и других дел название «ответчик».

Закон предъявляет определенные формальные требования к протоколу, тоже ранее отсутствовавшие в законодательстве. Регламентируется порядок судебного следствия. Запрещается возбуждать встречный иск или встречное обвинение до окончания следствия по основному делу. Возможна передача встречной жалобы в другой суд, если она неподсудна данному суду. Судебное следствие ведется по отдельным пунктам челобитной.

В законе довольно ярко выступает состязательность процесса. Стороны спорят, доказывая свою правоту по каждому вопросу.

Принцип состязательности проводится и в стадии досудебной подготовки дела, лишь с некоторыми изъятиями для важнейших преступлений. Ответчику не позже чем за неделю дается копия (список) челобитной, чтобы он мог подготовиться к защите. Вводятся определенные канцелярские формальности для обеспечения явки ответчика в срок на суд: пометка о дате судебного разбирательства, расписка в получении списка (реверс). Эти формальности дополняются более существенными мерами: возможностью наложения ареста на имущество (прямо не предусмотренной, но подразумевающейся в законе), поручительством, арестом ответчика, т. е. идет возврат к довольно широкому применению поручительства.

Что касается ареста, то по Указам от 12 декабря 1720 г. и 6 апреля 1722 г. арестованные ответчики содержались за счет истца. Вот почему для истца эта мера пресечения была довольно обременительной.

Закон защищает ответчика от возможных злонамеренных действий истца, заинтересованного в волоките. Он предусматривает обеспечение явки в суд истца, вплоть до его задержания в помещении суда (в приказе).

Челобитчик обязан собрать все необходимые доказательства до начала судебного разбирательства. Лишь если ответчик выдвигает неожиданные возражения, истцу дается возможность представить новые материалы. Здесь речь идет только о документах, а не о всяких доказательствах. Лицо по разным делам могло быть подсудно разным органам.

Как преступление в законе расценивается и случай грубого воспрепятствования стороне явиться в суд. Перечисляются случаи уважительной неявки в суд. Отсутствие на судебном разбирательстве без уважительных причин, как это было и в предшествующем законодательстве, влечет проигрыш дела. Взыскание по судебному решению обращается на имущество проигравшей стороны и ее поручителей.

В 1724 г. из производства по Указу «О форме суда» были изъяты дела «доносительские и фискальные». Они рассматривались согласно правилам «краткого изображения процессов». Через несколько месяцев после смерти Петра, 3 мая 1725 г. Сенат дал разъяснение, которое почти полностью изъяло уголовные дела из производства по Указу «О форме суда». Согласно толкованию Сената слово «злодейство», употребленное в ст. 5 Указа, охватывает собой преступления против веры, убийство, разбой и татьбу с поличным. Таким образом, к концу царствования Петра I установился для всей основной массы уголовных дел чисто розыскной процесс.

Что касается уголовного права, то законодательная деятельность Петра I была чрезвычайно интенсивной. Исследователи насчитывают 392 указа уголовно-правового характера. Кроме того, многие уголовно-правовые нормы содержались в общих актах (инструкциях, наказах, регламентах и т. п.), определявших правовое положение различных звеньев государственного аппарата.

25 января 1715 г. именным царским указом определялись государственные преступления «по первым двум пунктам»: «о злоумышленниках против его величества, или измене» и «о возмущении, или бунте». По тяжести к наиболее опасным государственным преступлениям Указ также приравнивал похищение казны.

Наибольший интерес из уголовно-правовых документов петровского времени, безусловно, представляет Артикул воинский 1715 г., который и содержит главным образом нормы уголовного права.

Артикул воинский прежде всего предназначался для военнослужащих и должен был применяться военными судами. К подсудности военных судов относились дела не только военнослужащих, но и лиц, обслуживающих их. Кроме воинских, этот документ включал статьи о политических и общеуголовных преступлениях. Это и предопределило его применение в общих судах.

Однако основное его содержание составляло изложение воинских преступлений: воинская измена (тайная переписка или переговоры с неприятелем), различного рода уклонения от воинской службы (дезертирство, членовредительство и др.), преступления против подчиненности и воинской части, против правил караульной службы, против воинского имущества, злоупотребление начальствующих лиц по службе и др.

Этому кодексу свойственна достаточно высокая юридическая техника: законодатель впервые стремится использовать наиболее емкие и абстрактные юридические формулировки и отходит от традиционной для русского права казуальной системы. Артикулом четко закрепляется принцип ответственности лишь при наличии вины. Даже при таких массовых преступлениях, как бегство с поля сражения целых полков, наказывались только виновные. Артикул различал умысел, неосторожность и случай, – например, при убийстве, поджоге. Подробно регламентировалось право необходимой обороны в главе «О смертном убийстве» и в главе «О зажигании, грабительстве и воровстве». В ряде случаев Артикул допускал ссылку на «крайнюю нужду» – при сдаче крепости, при краже.

В Артикуле появляется (впервые в русском уголовном праве) постановление о судебно-медицинской экспертизе. При убийстве он предписывает «лекарей определить, которые бы тело мертвое изрезали и подлинно разыскали, что какая причина к смерти была, и о том свидетельство в суде на письме подать и оное присягою подтвердить». Тут же давались указания, какие раны следует считать смертельными. По состоянию в то время учения об умысле и неосторожности, нанесение смертельных ран рассматривалось как умышленное убийство. Психиатрии как науки в то время не существовало, и поэтому умали-шенность не всегда освобождала от ответственности, во всяком случае, не при государственных преступлениях.

В Артикуле воинском предусматривается уменьшение наказания, если преступление совершено в состоянии аффекта. Совершение преступлений в пьяном состоянии не только не влекло за собой уменьшение наказания, как было в Соборном Уложении (гл. XXI, ст. 71-74), но наоборот, усиливало его, хотя эта линия проводилась не совсем последовательно.

Покушение (начало исполнения преступления) стало отличаться от совершенного преступления, однако, как правило, наказывались они одинаково.

Артикул воинский определял различные формы соучастия: подстрекательство к совершению преступления (арт. 2), недоносительство по политическим преступлениям (арт. 19), пособничество (арт. 95), укрывательство вора, вещи (арт. 190) и некоторые другие. Наказание для соучастников устанавливалось, как правило, одинаковое, независимо от степени их участия.

Наказание в петровском законодательстве имело своей целью устрашение в той же (если не в большей) степени, чем в Уложении 1649 г.Устрашение достигалось как угрозой наказания, так и публичным его исполнением. Артикул предусматривал и квалифицированную смертную казнь (четвертование, колесование, сожжение), и простую (повешение, отсечение головы мечом, расстрел – «аркебузирование»). Смертная казнь назначалась в 69 случаях как безусловное и единственное, в 30 – как максимальное наказание. На практике, правда, смертная казнь нередко заменялась другими мерами, поскольку потребность в рабочей силе была слишком велика, и осужденных к смерти после соответственного наказания «на теле» посылали на каторжные работы. Членовредительными наказаниями были: прожжение языка раскаленным железом, отсечение пальцев, руки, прибитие рук ножом или гвоздем к виселице. К известным ранее кнуту, плетям и батогам Артикул прибавил еще шпицрутены (длинные тонкие лозы).

Артикул ввел новое наказание – «шельмование», из которого впоследствии вырабатывалось «лишение всех прав состояния». Наказаниями, направленными против чести, Петр I преследовал цель вызвать чувство уважения у солдат к офицерам. Каторжные работы назначались в виде ссылки на строительство гаваней, крепостей, на работу в рудники и на мануфактуры, навечно или на определенный срок. К каторге приравнивалась ссылка на галеры гребцом.

Для Артикула воинского, как и для других кодексов права того времени, типично несоответствие между характером наказания и тяжестью преступления. Так, смертная казнь устанавливалась и за политические преступления, и за убийство, и за богохульство, и за сон на карауле, т. е. за различные по тяжести преступления. Но за одинаковые преступления для лиц, принадлежащих к различным сословиям, закреплялись неравные наказания.

На первом месте в кодексе стоят преступления против веры. Церковь являлась важнейшим орудием в руках господствующего класса для поддержания его господства, поэтому государство жестко наказывало тех, кто выступал против религии, против веры. Следующими по важности шли политические преступления. В период абсолютизма они получили особенно большое значение.

             Впервые в истории русского права подробно регламентировались воинские преступления, т. е. преступления, направленные против установленного порядка несения военной службы. Это, безусловно, было связано с проведенной Петром I военной реформой и характером самого закона, юридически закрепившего реорганизацию армии.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!