Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Япония: специфика социокультурного развития»

/ Культурология
Мини-контрольная,  8 страниц

Список использованной литературы

1. Введение в культурологию / Отв. ред. Е.В. Попов. М., 2005.
2. Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология. М., 2004.
3. Культура: теории и проблемы. М., 2005.
4. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2007.
5. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2001.
6. Полищук В.И. Культурология. М., 2008.
7. Розин В.М. Культурология. М., 2007.


Работа похожей тематики


Развитие университетского образования в Японии

 

Как говорил в IV в. до н. э. Чжуан-цзы: «Не действуй всегда одинаково – разойдешься с путем». Анализ развития восточных образовательных систем является выразительным примером того, что национальные традиции и культура, например, Японии и Китая, сохраняя собственные приоритеты, испытывали и испытывают возрастающее воздействие ценностных ориентации Запада. Однако это влияние в разных национальных контекстах оказывалось различным и обусловливалось совокупностью внутренних и внешних особенностей социокультурного и политико-экономического развития.

Изначально японская система образования развивалась в рамках собственной национальной традиции. Она служила своего рода меритократическим механизмом селекции – отбора лиц,   предназначение  которых состояло в служении императору. Уже более пятнадцати столетий назад закрепилась система экзаменационного отбора для получения образования. Одной из целей последнего считалось закрепление социально-привилегированных позиций. В более поздний период режима Токугавы – с начала XVII в. до свершения буржуазной революции 1868 г.– обучающие, институты высшей школы были преобладающими. Западные традиции отвергались, рассматривались как чужеродные. А если интерес все же имел место, то, в основном, со стороны отдельных лиц и преимущественно в области анатомии и вооружений.

Однако несколько ранее, в 1853 г. произошло одно историческое событие, оказавшее не меньшее воздействие на японскую образовательную систему, чем запуск первого русского спутника – на американскую. В Эдо Бэй военный корабль коммодора Перри произвел обстрел японского побережья, использовав виды вооружения, неизвестные японцам. Самураи – представители элитного класса японской социальной системы, славившиеся своими воинскими способностями, пришли к выводу о необходимости ознакомления с западными военными технологиями. Это решение оказало значительное воздействие на модернизацию японского образования, закрепленную в период Мэйдзй в последней трети XIX столетия.

Определяющими ценностными ориентациями этого периода для японской высшей школы стали обеспечение массового характера образования и развитие передового знания, новых технологий для усиления могущества нации и модернизации экономики. Основным девизом для реформационных изменений становится лозунг: «Соединение западной технологии и восточного духа». Эта традиция направленности изменений в сторону западных технологий в развитии образования в Японии осуществлялась по принципу «обозрения витрин». Такого рода стратегия означала выбор и адаптацию наиболее передовых образцов и стандартов образовательных систем Запада.

Ознакомление с многообразными способами организации деятельности западных промышленных и коммерческих фирм, с развитыми областями научного и инженерного знания не могло не оказать существенного воздействия на сферу образования, тем более, что заимствование наилучшего уже было обозначено в качестве цели. В связи с этими установками был предпринят целый ряд шагов, среди которых наиболее значимым для образования стала отправка японских студентов для обучения за границу.

Так, в британской системе образования для японцев оказалось привлекательным обучение кораблестроению, горному делу, сталеплавильному производству, коммерции, социальной работе, в частности организации помощи неимущим. Во Франции – обучение по курсам теоретической физики, химии, фармакологии, политологии, педагогики. В Голландии японских студентов интересовали такие специальности, как ирригация, архитектура, кораблестроение, коммерция и политические науки. В США наибольшим вниманием пользовалось образование в области развития промышленного производства, фермерского дела, средств связи н коммуникаций, а также коммерции и права.

В этот период, вопреки укоренившимся традициям, и внутри японской образовательной системы происходили заметные изменения. В частности, получила распространение практика приглашения для чтения лекций западных специалистов. Однако она продолжалась лишь до тех пор, пока их не заменили вернувшиеся с академическими степенями студенты, посланные для получения образования за рубеж.

Таким образом, можно сказать, что первая стратегия в развитии японских университетов, получившая название стратегии «обозрения витрин», означала не только ознакомление и сохранение выбора западных образцов, но и реальную адаптацию к западным моделям. Наибольшее воздействие на формирование японской университетской системы оказали системы высшей школы Германии и Голландии. Однако и здесь заимствование было избирательным. Так, японские студенты университета на высшей ступени образования обязаны были пройти специализацию на одном из пяти отделений: теологии, права, науки, медицины или гуманитарном, в то время как в Германии наука и гуманитарное знание не были выделены в качестве самостоятельных факультетов.

Особенным было также и то, что традиционно университетские курсы западных университетов,    такие как риторика, логика, латынь, хотя и были включены в перечень преподаваемых дисциплин, проходились поверхностно, не были глубоко освоены в рамках японской образовательной культуры. Говоря о влиянии западных моделей, следует отметить также швейцарское воздействие. Оно проявилось в попытке синтеза науки и технологии по образцу деятельности Цюрихской высшей технической школы. Для дальнейшего развития инженерных специализаций в университетах и образовательной системы в целом оно оказалось наиболее значимым и прочным.

В результате всех проходивших изменений в 1886 г. был основан Императорский университет в Токио, объединивший западные образовательные традиции с национальным самосознанием и культурой. Высшее образование было одним из важнейших направлений государственной политики, поскольку новое поколение бюрократии и специалистов подготавливалось в университете. На выпускников возлагались большие надежды, связанные с ожиданиями модернизации экономики, рассматриваемой как потребность нации. В Токийском университете было реализовано еще одно воздействие германской модели – обращение к исследованию, провозглашение свободы в проведении исследования и обучении. Хотя переход этих ценностных ориентации в удостоверенные нормы относится к значительно более позднему периоду.

Следует сказать также и о том, что традиция избирательного заимствования существует и сегодня, но она была прервана после окончания второй мировой войны с введением американских оккупационных сил. Этот прерыв постепенности в развитии университетов связан с реализацией новой образовательной стратегии заимствования навязываемой модели. Оккупационное американское правительство, возглавляемое Дугласом МакАртуром, было призвано нейтрализовать ультранационалистические амбиции побежденной Японии. Одним из механизмов такого рода сдерживания стала реформа образовательной системы. 27 американских советников составили образовательную миссию, целью которой было провозглашено развитие либерального образования в стране и обеспечение ее цивилизованного вхождения в мировое сообщество. Естественно, что они исходили прежде всего из американской модели. Последовательная реформа охватила все уровни образовательной системы, включая высшую школу.

В этот период был осуществлен переход от элитарного к массовому высшему образованию. Каждой из 46 префектур предписывалось открытие университета. Образовательная система стала децентрализована, а университеты получили право на относительную автономию и самоуправление. Была усилена аспирантура. Присуждение академических степеней стало производиться по западному образцу на основе выделения образовательно-исследовательских циклов: бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Университетские программы были пересмотрены и приобрели действительно академический уровень.

Выпускники школ оказались перед дилеммой: либо университетские, более длительные и менее доступные курсы, либо специализированные институтские, как правило, прикладного характера, но обеспечивавшие быстрое продвижение в карьере. Тем не менее престижность и привлекательность университетского образования оставались высокими. Учащиеся средних школ в соответствии с этими установками старались сдать единый «выпускной» общеуниверситетский экзамен с максимально высоким баллом, т. к. только высокие показатели обеспечивали возможность сдачи еще одного, более специализированного вступительного экзамена в престижный элитарный университет.

Таким образом, несмотря на усилия в демократизации и либерализации образования, университетская система отбора осталась усложненной и высокоселективной. Ограничений на число попыток поступления в университет не существует. Их можно предпринимать столько, на сколько хватит терпения и желания. Однако неудачи расцениваются как результат недостаточного прилежания. Однозначно негативная оценка в общественном мнении такого рода провалов приводит к усилению мотивации на дополнительное самообразование, к закреплению практики привлечения репетиторов из числа не школьных, а вузовских преподавателей.

Воздействие американской модели образования оставалось определяющим на протяжении семи лет и завершилось с уходом американских оккупационных сил в 1952 г. Последовавшая вслед за этим собственно японская, «внутренняя» образовательная   реформа, вновь обнаружила обращение к стратегии «обозрения витрин», т. е. означала переход от практики жесткого заимствования образцов к избирательному. Однако наиболее передовые достижения не только не были утрачены, но напротив, закреплены в качестве необходимых норм. Получили дальнейшее развитие исследовательская база и научные изыскания университетов. Число университетов .увеличилось, возросла и численность студенческих контингентов. Университетское образование стало более массовым, элитарный характер сохранили лишь наиболее престижные университеты. Но и здесь критерием отбора становилось прежде всего качество знаний. Значительно усилились связи с промышленностью, увеличилось число прикладных и междисциплинарных исследований.

По аналогии с немецкими и американскими университетами японские университеты поощряли и поощряют приверженность к исследовательской деятельности как профессорско-преподавательского состава, так и студентов. Отличие в данном случае состоит в прямой ориентации на нужды промышленных корпораций и фирм. Поэтому, если для германской и американской образовательных традиций правомерно говорить об исследовательском университете, имея в виду приверженность, прежде всего, к приращению теоретического, фундаментального знания, то в отношении японских университетов сегодня следует говорить об их индустриальной направленности. Такого рода целевые ориентации и взаимовлияние настолько сильны, что наиболее крупные корпорации и компании все чаще обращаются к практике создания собственных университетов, программы которых ориентированы на широкую академическую подготовку и совершенно определенные нужды предприятия.

Безусловной целью академического образования в университетах остается подготовка интеллектуалов. Просто высокообразованные специалисты уже не удовлетворяют потребностям работодателей. Социально-деятельностный заказ отдает приоритеты гибкому и нестандартному мышлению, высокому уровню интеллекта и культуры. Чтобы эти требования были преемственны, а уровень исходных знаний выпускников школ, приступающих к занятиям в университете, был высок этот же подход реализуется и при подготовке школьных учителей на педагогических отделениях университетов.

В целом, и на сегодняшний день высшая школа Японии остается более закрытой по сравнению с университетскими системами Западной Европы и США. Ежегодно в Японию прибывает не более 10 тыс. иностранных студентов. Однако причина здесь не столько в такого рода стратегии, сколько в языковом барьере, иных принципах языковой структуры, трудно усваиваемых представителями европейских языковых групп. Знание же японцами английского позволяет им получать образование в наиболее престижных университетах за границей. В последние годы о специальностях, связанных с подготовкой в области компьютерных технологий в США, стали даже говорить, что они «пожелтели», т. к. большинство студентов, аспирантов и докторантов составляют студенты из Японии, Южной Кореи и Китая.

Таким образом, общую направленность изменений университетских стратегий в Японии можно обозначить как переход от «обозрения витрин» к экспериментированию с западными моделями, а затем к насаждению американских стандартов и вновь к экспериментированию.

Особенностью развития современной японской университетской системы является также политика поддержки инноваций. До 80% средств национального бюджета, выделяемых на инновационную деятельность, предназначается для приобретения патентов и лицензий на наукоемкую продукцию и технологии. Прикладные исследования академического сектора все в большей степени перемещаются в промышленные лаборатории. В свою очередь, инвестиции частных фондов и компаний в развитие университетского образования также постоянно возрастают.

Исследовательский и образовательный процессы в университетах все в большей степени переориентируются на ценностную систему индустрии, объединяя усилия по повышению конкурентоспособности, состязательности с отстаиванием права академической автономии. В ряде случаев промышленность способствует формированию новых видов образования по университетским программам внутри корпораций и фирм. Право на академическое признание обеспечивается в этих случаях присуждением ученых степеней – бакалавра, магистра и доктора наук, в соответствии с требованиями, общепринятыми в научном сообществе. Своим собственным университетом обладает компания «Тойота». Наиболее конкурентоспособные компании и фирмы, проявляющие устойчивое внимание к качеству подготовки молодых специалистов, приглашают выпускников только самых известных университетов, среди которых лидируют университеты Кейо и Васеда.

Система японского университетского образования представлена тремя типами университетов: государственными, подчиняющимися Министерству образования, муниципальными и частными. К началу 90-х гг. численность государственных университетов приблизилась к 100, что более чем в 20 раз превысило количество такого рода университетов в середине 50-х гг. В соответствии с законом об образовании каждая префектура (округ) Японии обязана располагать хотя бы одним государственным университетом. В послевоенный период они нередко возникали на основе технических колледжей. Вновь образованные университеты во многом уступали классическим, действующим в течение ряда десятилетий. Наиболее престижным из них является Токийский университет. Государственное университетское образование в Японии сохраняет высокий статус и привлекательность для студентов. Это связано с высоким уровнем предоставляемых знаний и относительно низкой платой за обучение.

Экспансия роста численности частных университетов пришлась на 60-е гг. и объяснялась возрастающими запросами частных индустриальных фирм, ориентированных на наукоемкую продукцию. В 1960 г. было уже 140 частных университетов, но к началу 90-х гг. число их достигло 320. Репутация ведущих частных университетов даже превосходит репутацию наиболее известных государственных, однако в целом их ориентации являются более специализированными, связанными с технологическими потребностями фирм, а не с проведением фундаментальных исследований по широкому спектру научных областей знания.

В отличие от государственных и частных университетов численность муниципальных остается неизменной. К началу 90-х гг. их было 34, столько же, сколько и в середине 50-х гг. Они никогда не входили в число лидеров, не располагали   возможностями   проведения дорогостоящих исследований, но оставались доступными для большинства желающих, способных обнаружить определенный уровень подготовки и внести достаточно умеренную плату за обучение.

Стоимость обучения в университетах варьируется в значительных пределах, в зависимости от типа, престижности университета, а также от профиля выбираемой специализации. Так, средняя годичная стоимость обучения в государственных университетах составляет 42,3 тыс. йен, в частных– 175 тыс. йен. Однако выбор специальностей права, экономики и литературы в государственных университетах увеличивает размер взноса до 153,6 тыс. йен, а в частных – до 292,2 тыс. йен. Еще выше стоимость образования в областях, связанных с медицинской подготовкой,– 194,6 тыс. и 823,9 тыс. йен в государственных и частных университетах соответственно.

Все государственные университеты, за исключением университета Цукуба, возглавляются Президентом и Университетским Советом или Сенатом, а также Общим правлением выпускающих факультетских школ. Президент избирается общим собранием академиков и профессоров сроком на 4 года. Факультеты определяют содержание учебных планов, присуждают академические степени, занимаются исследованиями и научной экспертизой, решают вопросы кадрового пополнения. Управление муниципальными университетами не обнаруживает принципиального отличия от приведенной схемы, однако, применительно к частным университетам становится более гибким и вариативным.

Проведение исследований – один из ведущих критериев для определения рейтинговых позиций университета. Характерной особенностью японской академической университетской системы является наличие значительного числа научно-исследовательских центров со статусными позициями исследовательских университетских институтов, работающих по определенному направлению и располагающих небольшим штатом от 6 до 12 человек. Так, для получения государственного финансирования на исследования достаточно рабочего коллектива, представленного полным профессором, ассоциированным профессором, двумя ассистентами профессора и двумя лицами технического персонала. Сотрудники этих институтов сочетают исследовательскую деятельность с преподаванием на профильных факультетах, обеспечивая знания самого передового уровня.

В Японии существует 11 видов грантовой поддержки исследований, общая численность фондов которых в середине 80-х гг. составляла 40 ООО млн. йен. Так, например, на долю долгосрочных исследовательских программ выделялось 14% общих фондов; на трехлетние индивидуальные исследовательские программы – 35%, а на поддержку молодых ученых – 8% фондов.

В 1973 г. в Японии был учрежден университет нового типа. Им стал университет Цукуба. В его задачи входили: подготовка творчески, инновационно ориентированных специалистов академического уровня; обучение и исследование по междисциплинарным программам; разработка проектов, актуальных для общества; активное включение в мировое научно-образовательное сообщество. В университете образование и исследование структурно разделены, но функциональная кооперация и связи очень сильны. Основной структурной единицей исследования рассматривается институт. Нередко взаимодействие возникает не только между отделениями и институтами одного профиля, но и между разнопрофильными институтами. Структурно разделены также и программы уровнего обучения: бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Основу образования, независимо от специализации, составляют естественнонаучные, гуманитарные и общественные дисциплины. Студенческое образование основывается на трех циклах: фундаментальной подготовки; междисциплинарной программы по изучению человека и других форм жизни; и наконец, менеджерской и инженерно-технической подготовки.

В университете Цукуба открыто 8 программ магистерской подготовки, 21 программа для докторантов, функционирует 26 исследовательских институтов, 10 исследовательски ориентированных центров, 6 образовательных центров, работают клиника, библиотеки и целый ряд сервисных вспомогательных заведений. В Совет Попечителей университета Цукуба входит 10 человек, не имеющих отношения к университету, а представляющих ведущие промышленные корпорации, сферы бизнеса, банковского дела, компьютерных средств связи и других областей в целях обеспечения  большей согласованности образовательных и исследовательских программ с современными   потребностями общества.

Ведущими государственными университетами Японии являются Токийский университет и университет Киото. В Токийском университете, основанном в 1877 г., обучается 15 тыс. студентов, преподают более 880 полных профессоров, более 830 ассоциированных профессоров, а также более 200 лекторов и около 2 тыс. их ассистентов. Токийский университет относится к университетам с исследовательской ориентацией и располагает 9 исследовательскими институтами. Объем годичных ассигнований, выделяемых на научные исследования, составляет 51 млн. йен. Университет Киото проводит обучение на 9 факультетах. Общая численность студентов достигает 12 тыс. человек. В структуру университета входят 13 исследовательских институтов, 12 исследовательских центров, 7 из которых – естественнонаучные.

Наиболее массовым по численности обучающихся студентов считается университет Васеда, насчитывающий 40 тыс. студентов, что, однако, не снижает качества подготовки. Этот университет остается в числе наиболее престижных, пополняющих кадровый потенциал сферы управления, включая правительственную. 11 тыс. студентов университета обучаются на факультетах политических наук и права. Не менее значимыми являются и факультеты наук и инженерии, где проходят подготовку около 10,7 тыс. студентов. Университет Васеда располагает одной из самых крупных библиотек с более чем миллионом единиц хранения.

К числу наиболее массовых университетов следует отнести также университеты Осаки, Хоккайдо, Тохоку, Хиросимы («12 тыс. студентов), университеты Кума-мото, Окайямы, Нагойи (до 9 тыс. студентов) и ряд Других.

Сотрудничество университетов с промышленностью осуществляется по принципиально иным сценариям, нежели в Западной Европе и США. В довоенный и военный периоды кооперация была обширной и продуктивной, ориентированной на заказы военно-промышленного комплекса. В послевоенный период университеты потеряли значительную часть финансирования и выполняли преимущественно экспертные функции, прилагая значительные  усилия к закреплению академической автономии. Промышленность, сделавшая ставку на зарубежные патенты и новейшие технологии, почти потеряла интерес к поддержанию долгосрочных отечественных исследований. В 1978 г. японскими университетами было получено 712 000 млн. йен на проведение исследований, из них только 1% был инвестирован промышленностью.

Однако последнее десятилетие сформировало качественно новую реальность встречного движения индустрии и университетов. Она обеспечивалась потребностями поддержания конкурентоспособности и достижения лидерства нации на мировых рынках. Был организован целый ряд фондов кооперативной поддержки университетов, в частности – проектов с рисковым вложением капитала. Университеты стали приобретать заметную технологическую и исследовательскую направленность, а ряд ведущих компаний открыли собственные университеты, обеспечивающие не только обучение новейшим технологиям, но и корпоративность сознания будущих работников фирм. Университеты стали интересны промышленным менеджерам еще и потому, что достижение позиций лидерства требует дальнейшего движения вперед без всяких образцов, а адекватный выбор исследовательских приоритетов возможен только в университетах.


100
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!