Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

/ Педагогика
Курсовая,  66 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников
1.1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
1.2. Средства и методы экологического воспитания в ДОУ
1.3. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни
Глава II. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
Заключение
Приложение

Список использованной литературы

1. Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. №2. С. 34-39
2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997
3. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. №5. С. 80-8
4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. №7. С. 36-42
5. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2004
6. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М., 2001
7. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Мн., 1992
8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой. М., 1999
9. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Часть I. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. СПб., 2004
10. Глущенко Н.Н. Педагогические технологии в экологическом образовании дошкольников. М., 1996
11. Дажо Р. Основы экологии / Пер. с фр. М., 1995
12. Залкинд Э.И. Руководство образованием представлений и понятий детей о природе на основе наблюдений. М., 2001
13. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. №7. С. 45-49
14. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. №7. С.58-63
15. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. №7. С. 3-9
16. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1992
17. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М., 2003
18. Игнаткина Л.С. Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных. М., 1998
19. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. М., 2004
20. Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного от ношения к природе у детей среднего дошкольного возрастание. М., 2001
21. Кондратьева Н.Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста. СПб., 2004
22. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. М., 1994
23. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. М., 1992
24. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. СПб., 2003
25. Николаева С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. №7. С. 52-64
26. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие. М., 2002
27. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. М., 1999
28. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 40-49
29. Плохий З.П. Формирование бережного и забота иного отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни (на материале животного мира). Киев, 2003
30. Поддьяков И.И. Мышление дошкольника. М., 1977
31. Реймерс Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994
32. Терентьева Е.Ф. Формирование у детей 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды. Л., 1990
33. Федорова Т.А. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой. М., 1999
34. Федотова А.М. Формирование представлений о животном мире // Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для воспитателя детского сада. Пермь, 1991
35. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Л.Н. Прохоровой. М., 2004


Работа похожей тематики


Экологическое воспитание

 

Существенный поворот в сознании современного человека происходит тогда, когда он понимает, что является составной частью круговорота веществ в природе. Когда люди живут на краю леса, пользуются только природными материалами, мусор закапывают в землю или делают из него удобрение – кажется, что и проблемы никакой нет. Но если посмотреть на огромные фабрики и заводы, на свалки, вырастающие около больших городов, и подумать, насколько больше мусора стало образовываться в домах, после того как люди стали покупать больше товаров в громоздкой импортной упаковке, то проблема маленькой не покажется. Рост производства, а также частичная его автоматизация приводят к увеличению количества отходов. Мусора так много, что в нем уже можно просто захлебнуться. Повлиять на свое будущее могут только сами люди как потребители и производители.

В ряде стран создана развитая отрасль промышленности: утилизация отходов и мусора. Этого добились тем, что:

– поощряли строительство предприятий по переработке стекла, макулатуры, металлолома, мусора;

– закладывали компостные поля;– создали систему сбора отходов в городах, установив специальные приемники для разных типов мусора, в том числе и для ненужной одежды и обуви;

– отводили участки под депонирование несгораемого мусора, которые потом превращались благодаря мероприятиям по регенерации в природоохранные заповедники;

– регулировали создание экологически правильной упаковки через специальную налоговую политику.

Все это функционирует только в том случае, если простые граждане – производители мусора – серьезно относятся к своим обязанностям по охране окружающей среды. Новая экологическая идеология доходит до сознания масс через рекламу, средства массовой информации, брошюры, листовки. На каждом шагу человека подстерегает вопрос: правильно ли ты выбросил мусор? Добродетельное поведение состоит в том, чтобы производить как можно меньше мусора, не покупать лишнего, покупать только качественные вещи (желательно из природного сырья), пользоваться ими как можно дольше, сортировать отходы так, чтобы их можно было утилизовать (использовать вторично). Нужно экономно тратить все природные ресурсы: воду, энергию, воздух, древесину и т.д. Издаются специальные туристические карты, где особыми знаками нанесены экологически важные и интересные объекты: старые деревья, источники, пейзажи, депонии (мусорные свалки, превращенные в леса) и т.п. Здоровый образ жизни, интерес к природе, поддержка партий, ориентирующихся на охрану природы, – необходимая составляющая прогрессивного мышления.

Экологический детский сад. Необходимость охраны окружающей среды, интерес к правильному образу жизни, любовь к природе –- причины, по которым экологических детских садов становится все больше. Если даже не вся деятельность детского сада подчиняется экологическим критериям, то по крайней мере при перестройке старых зданий или закладке новых помещений стараются сделать одну стену сплошь стеклянной (дети как бы живут на улице) – лучше ту, которая выходит в сад; строят туалеты, где в бачок поступает дождевая вода; сортируют мусор. В экологических детских садах воспитанникам рассказывают, как правильно совершать покупки, и они становятся в своих семьях поборниками экономного потребления. Это касается, например, выбора одежды (нужна не новая и модная, а простая и прочная, выстиранная безвредными природными моющими веществами). В магазине учат выбирать еду без химических добавок, пользоваться многоразовыми холщовыми сумками, а не полиэтиленовыми пакетами, выбирать напитки в бутылках, которые можно сдать, а не в картонно-пластиковой посуде, не носить домой упаковку, а оставлять ее в магазине и т.д. В каждом экологическом детском саду есть компостная куча и свой огооолик. цветник и салик. Рассаду выращивают заранее, а затем следят за ростом и плодоношением всевозможных растений.

В экологическом детском саду большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, выращиванию растений из семян, борьбе с вредителями при помощи природных средств. Среди игрушек – деревянные бруски-кубики, шишки, раковины, камни, песок, овечья шерсть. Мебель сделана столяром из дерева и обработана льняным маслом – она носит индивидуальный характер, с нее легко отмываются пятна и она долго служит. В качестве клея используется натуральный клейстер, приготовленный самими детьми. Типографии отдают детским садам обрезки бумаги. Лепят из глины или муки с солью, маслом и водой, окрашенной природными красителями. Чтобы сделать краски, закупаются природные пигменты, которые затем разводят с клейстером и водой.

В таком детском саду взрослые готовят вместе с детьми – пекут хлеб с отрубями, предлагают мюсли, фрукты, овощи, орехи, молоко, травяной чай или минеральную воду, из сладкого – мед. Дети сами выбирают себе еду, наливают напитки, а затем моют посуду. Когда празднуют приход весны, варят суп из крапивы, а осенью готовят пишу из тыквы. Воду берут из колонки и берегут ее.

На участке строят шалаши и зеленые беседки, делают дорожки с разным природным покрытием, развешивают кормушки для птиц и скворечники, подвешивают куски старой древесины с просверленными в ней дырками как домики для насекомых. Дети наблюдают за жизнью малых существ – жуков, бабочек, ящериц, червяков, узнают об их образе жизни и о взаимосвязи всего живого На Земле. Сады такого типа особенно распространены в Центральной Европе.

Лесной детский сад. Концепция лесного детского сада выросла в Дании из потребности защитить детей от вредного воздействия города, под которым понимается сидение на одном месте, шум, синтетические материалы, автомобили, телевизор, бетон, отсутствие непосредственного контакта с природой, способной говорить с ребенком на общем языке – от души к душе. Содержать такие учреждения довольно дешево, но ответственно. Здесь нет заранее заданной программы, потому что все зависит от того, как сложится день, с чем встретятся дети, какая будет погода. На группу из 15 человек приходится два воспитателя. Помещение, где находится аптечка и другие необходимые вещи, – небольшой строительный вагончик. Оборудование – минимальное или никакого. Весь день дети проводят в лесу, вдыхая его запахи, залезая на стволы деревьев, совершая пешие прогулки, обучаясь разглядывать детали на большом расстоянии, оценивать свои физические силы, наблюдая за ростом растений и поведением животных в природе. Они лепят из глины, строят из веток и шишек, используют листья как кукольную посуду, а вывороченные корни дерева – как шведскую стенку или кукольный домик. Лесной ручей становится важнейшим местом для творческих игр.

Особое значение придается качеству одежды: она должна быть прочной, теплой, из натурального материала, непромокаемой, не стесняющей движений. Каждый ребенок приносит с собой рюкзак, где может лежать любимая кукла или машинка и завтрак. Для завтрака каждый день выбирают новое место. Весь мусор, который остается от завтрака и не имеет природного происхождения, дети должны сложить и забрать с собой домой. В вагончике находится туалет и места для детей, если дождь будет таким сильным, что они не смогут выйти наружу. Для этих случаев у воспитателей в запасе коллективные игры и книги. Книгу можно почитать и на улице. Иногда дети используют и лесную беседку, а также место для гриля. В вагончике лежат лопаты, грабли, молотки, пилы, канаты и веревки, которые можно использовать в играх, не нарушая равновесия в природе. Туда же сносят бесценные находки, из которых потом составляются коллекции: найденные на земле пустые птичьи гнезда, перышки, причудливые коряги, куски коры, древесные грибы и наросты. Из них потом тоже можно что-нибудь смастерить, а на ветках дерева устроить музей находок. Дети мимоходом, не напрягаясь, узнают огромное количество названий растений и животных. Воспитатели должны быть подготовлены к тому, чтобы ответить на возникающие вопросы, разучить к случаю песенку о скворце или о фиалке. Они могут показать, как смастерить из веток вертушку, как построить плотину, но еще лучше, если они подведут детей к догадке о том, как это сделать. Дети постоянно экспериментируют с природными материалами, учатся удерживать равновесие тела, балансировать на стволе дерева, понимать жизнь природы, устраивают ролевые игры. При обследованиях они показывают высокие результаты, свидетельствующие о том, что они ни в чем не уступают детям, проходившим подготовку к школе только по книгам.

Экология повседневной жизни. Экологическое воспитание в промышленно развитых и густонаселенных странах (например, в Германии, в США, в Великобритании, в Японии, в Южной Корее) направлено не только на формирование чувства любви к природе. Это прежде всего правильное поведение в повседневной жизни – правильное с точки зрения сбережения естественных ресурсов: воды, воздуха, земли, энергии, растений и животных. На первый взгляд научиться этому ничего не стоит. На самом же деле нужно знать очень много практических вещей, чтобы вести себя грамотно с экологической точки зрения. Новые подходы к экологическому воспитанию в детском саду, школе и в обществе в целом включают в себя несколько основных моментов:

– регулярный сбор и сортировка отходов, и их транспортировка к местам переработки;

– сознательное желание избегать образования отходов, сокращать количество производимого мусора, что влияет на поведение человека как покупателя и потребителя;

– поощрение вторичной переработки, утилизации отходов, которое регулируется налоговой системой;

– поощрение производства продуктов, способных быть вторично переработанными, что сказывается на снижении цены экологически качественных продуктов;

– уничтожение отходов, не поддающихся вторичной переработке, либо их хранение связано с вопросами получения энергии и восстановления экологического баланса в природе;

– уменьшение количества упаковочных материалов (главной составляющей мусора) путем ее реального сокращения (меньшая по объему, более легкая, более продуманная, способная вторично употребляться);

– обязанность производителей упаковки, транспортировщиков и продавцов товаров в упаковке принимать ее обратно и участвовать в ее вторичной переработке.

В домашнем мусоре около 33 % приходится на биологические остатки, по 16 – на макулатуру и мусор среднего размера, 10 – мелкий мусор, 9 – стекло, по 5% – искусственные материалы и смешанные материалы, остальное – металлы, текстиль, одноразовые подгузники, проблемный мусор (остатки краски, лака, градусники, батарейки, аккумуляторы и другие потенциально ядовитые вещества). Если мусор сортировать в домашних условиях, чтобы биологические остатки отправлялись в компост, упаковка использовалась вторично, а стекло, искусственные материалы и металл утилизировались, то общее количество мусора удается сократить на 50%. Биологические остатки собирают сначала дома, потом во дворе в так называемую «биологическую бочку», а затем компостируют в особых местах. В компост идут мелко порубленные ветки, листва, увядшие букеты, упаковка от яиц и фруктов, газетная бумага в небольшом количестве, но в основном – остатки пищи, отходы от приготовления пищи. В компост добавляют бактерии и дождевых червей.

Специальные контейнеры, установленные на улицах, собирают макулатуру, бесцветное, зеленое и коричневое стекло. Населению раздают мешки со специальной маркировкой, в которые собирают пакеты из-под молока и сока, алюминиевую фольгу, пенопласт, пластик, полиэтилен. В определенные дни наполненные мешки с ценными искусственными и смешанными материалами, которые можно утилизировать, выставляют на улицу, откуда их забирает мусорная машина. Несколько раз в год организуются акции по сбору мусора большого размера. Отдельно вывозят холодильники, в которых есть вредные вещества, а также батарейки от домашней техники: они очень опасны для окружающей среды. Есть специальные формы сбора проблемного мусора. Все прочие домашние отходы собираются в обычные пластиковые мешки, завязываются и выбрасываются во дворах в мусорные контейнеры. Специалисты по охране окружающей среды советуют покупать продукты, расфасованные в больших количествах, потому что в целом для них требуется меньше упаковки. Продукты лучше закрывать не полиэтиленовыми крышками и фольгой, а бумагой или тканью. Скатерти и салфетки из материи экологичнее соответствующих одноразовых изделий. Не следует покупать продукты в упаковке, большинство продуктов не испортится и без нее; упаковку лучше использовать многократно. Необходимо избавляться от лишних вещей, не создавать чрезмерных запасов, особенно если продукты могут испортиться. После еды предлагается убирать продукты в холодильник, хранить их в пластмассовой или стеклянной посуде с плотно закрывающимися крышками, мыть овощи сначала в непроточной, а затем в проточной воде, после мытья овощей или посуды мыть раковину. Нужно завести разные разделочные доски для разных видов продуктов; чаще стирать кухонные полотенца и фартуки, пользоваться по возможности бумажными полотенцами, которые после употребления отправляются в компост; периодически дезинфицировать кухонные принадлежности.

Правильное отношение к мусору формируется с раннего детства. Так же, как и знание о необходимости чистить зубы, важно и знание о том, что прежде чем выбросить в общий мусор жевательную резинку, ее нужно завернуть в бумагу. Таким же естественным, как потребность быть аккуратно одетым, должно быть представление о разных видах мусора и необходимости его сортировать. Ребенок должен знать, что нельзя каждый раз в магазине покупать полиэтиленовую или пластиковую сумку, что туда нужно ходить с корзиной или холщовым мешочком.

Экологические программы для детских садов. Детей в детском саду учат, что покупать нужно качественные вещи, которые можно полноценно, многократно и долго использовать, можно чинить, после которых не остается много мусора. Детей учат не брать того, что им не нужно, не выбрасывать то, чем еще можно пользоваться, выбирать натуральные материалы для работы, предпочитать полезные продукты вредным.

В своей повседневной работе в детском саду воспитатели подают детям пример экологически правильного поведения. Они покупают бумагу, в том числе и для детского творчества, переработанную из макулатуры (на такую бумагу нанесена специальная маркировка). Учат детей рисовать на обеих сторонах листа. Изрисованную бумагу используют для поделок., Вырезая детали, учат детей начинать с края, а не с середины. При приобретении восковых карандашей смотрят, чтобы они были завернуты в бумагу, а не в пластик. Стараются поощрять детей рисовать карандашами, а не фломастерами, потому что от использованных фломастеров остаются пластмассовые футляры. Пишут ручками со сменным стержнем, постепенно возвращаются к чернильным ручкам и металлическим цанговым карандашам. Отбирают для детей прочные деревянные игрушки и другие предметы из стойких природных материалов, которые легко чинятся. Рекомендуется отказаться от одноразовой бумажной и пластиковой посуды, покупать напитки в стеклянных бутылках и банках, которые можно сдавать.

Чтобы дети с раннего детства научились сортировать мусор, в детских садах в каждой группе ставят разноцветные ведра, ящики или контейнеры для мусора. Дети могут собирать отдельно алюминий, бумагу и картон, стекло, металлы, синтетические материалы, биологический мусор, проблемный мусор, электрические батарейки.

Обобщая содержание программ по экологии для дошкольных учреждений, можно выделить следующие разделы.

Мусор, где и когда он возникает. Дети должны знать о том, какой мусор им в жизни встречается, что они выбрасывают и почему. Детей просят вспомнить, куда девается мусор после того, как его выбросили.

Детей знакомят с переработкой мусора (сжигание отходов с целью получения энергии, создание бумажных изделий из макулатуры, переработка металлолома, использование образующихся при сжигании шлаков для строительства дорог).

Детям рассказывают о том, что случается с людьми, которые копят мусор (сказочные, фантастические истории).

Дети разыгрывают сцены, связанные со сбором, отвозом и переработкой мусора.

Дети приносят из дома мусор, складывают все вместе в большой бак, а потом его сортируют.

Детей учат понимать вопросы и отвечать на них:

– Весь ли мусор одинаковый? Чем отличаются друг от друга выброшенные вещи? На какие группы можно разделить мусор?

– Проверьте, может быть, среди мусора оказалось что-то, что можно использовать еще раз? Как?

– Как дома выбрасывают мусор? Какие мусорные ведра, корзины, ящики стоят в вашей квартире? Одинаковый ли мусор в них выбрасывают? Делаете ли вы это вместе с родителями?

Детям рассказывают о том, как можно уменьшить количество мусора; как сэкономить природное сырье; как сократить расход электроэнергии.

Детей знакомят с изготовлением бумаги из дерева и из макулатуры, стекла из песка и из битого стекла.

Детям объясняют, что повторное употребление одной и той же стеклянной бутылки экономит изготовление 60 жестяных банок для такого же количества напитка, а также приводят другие примеры экономии в домашнем хозяйстве.

Детям объясняют, как и сколько выбирать и покупать продуктов в магазине, обращая внимание на их качество, свежесть, стоимость, удобства расфасовки и приготовления, а также с позиции экономии естественных ресурсов. Кроме того, они получают сведения о том, как нести, хранить и обрабатывать продукты.

Детей знакомят с опасными (для здоровья или окружающей ере-ды) вещами и продуктами, учат осторожно с ними обращаться. К ним можно отнести: старые лекарства, батарейки, остатки лаков, красок, растворителей и других химикалий, жидкости для проявки пленки (из фиксатива можно получить обратно серебро, его нельзя смешивать с другими веществами и выливать), вещества для пропитки древесины, холодильники, неоновые трубки, средства для защиты растений, ртутные термометры, бытовая химия (средства для фиксирования волос, полировки мебели, чистки плит, дезинфицирующие препараты), кислоты, баллончики «спрей» с остатками содержимого. Детей учат быть внимательными к окружающим их предметам, не пользоваться странными или опасными предметами.

Детям рассказывают, что представляет собой компост, как научиться создавать компост в деревне или на даче и в городе, подчеркивают важность компостирования по возможности всех биологических отходов. Детям предлагается выбрать, какие отходы и мусор можно компостировать. Проводится экскурсия к компостному ящику и рассказывается, что в компост можно класть: ветки, стебли, листья, кору деревьев, кустарников и цветов; пищевые остатки; отходы от приготовления овощей, яичную скорлупу, фильтры с кофейной гущей, мешочки с чайной заваркой. Рекомендуется создавать в каждом детском саду компостер, в наполнении которого участвуют сами дети. Они могут потом наблюдать за тем, как из биологических остатков образуется компост: как повышается температура в ящике, как остатки перегнивают, как внизу образуется готовый перегной. Образованию перегноя способствуют бактерии, грибки, дождевые черви. Он быстрее образуется при доступе воды и воздуха. Перегной представляет собой прекрасный заменитель торфа, он неоценим в сельском хозяйстве, в том числе и на приусадебном участке. Это естественное удобрение, не имеющее себе равных. У него приятный запах, он рыхлый.

Детям читают книги о мусоре, рассказывают о жизни микроорганизмов под землей, о ходе естественной, природной переработки органических остатков.

Устраивается праздник отходов (мусора), подготовка к которому занимает две недели. В ходе подготовки дети конструируют, строят, создают маски, костюмы, поделки и объекты из бросовых и подручных материалов. На праздник приглашаются родители.

В какой-нибудь выходной или в вечернее время в детском саду проводится «блошиный рынок»: дети приносят игрушки, книжки, вещи, которыми они больше не пользуются (обязательно после консультации с родителями). Этими вещами дети могут обменяться друг с другом. Если в мероприятии участвуют родители, то вещи могут быть проданы за небольшую цену в пользу детского сада (на вырученные деньги можно купить что-нибудь нужное детям, например новые краски или конструкторы). Детям объясняют, что «блошиные рынки» препятствуют образованию и накоплению лишних вещей, избавляют нас от мусора. При этом важно проследить, чтобы от самого «блошиного рынка» осталось как можно меньше мусора.

С детьми проводятся экскурсии на помойки и свалки, чтобы они научились понимать важность переработки мусора и утилизации вторсырья. Большой интерес вызывает также посещение бывших свалок, ставших в результате специально предпринятых мер природными заповедниками.

Воспитатели вместе с детьми знакомятся с календарным планом вывоза отходов и мусора на свалку. Детей учат разумному поведению в отношении выбрасывания (сдачи) мусора.

Чтобы все эти мероприятия были эффективными, нужно прежде всего добиться от всех взрослых, разделяющих ответственность за воспитание подрастающего поколения, единодушия в отношении экологического воспитания. Взрослые должны подавать образец поведения по отношению к мусору. Очень часто экологически грамотное поведение согласуется с принципами экономии, рациональности, бережливости, эстетизма, продуманного отношения к покупкам, к своему времени, к организации окружающей среды. Все это не может не отразиться на качестве отношения детей к окружающему миру. Дети учатся предвидеть положительные и отрицательные последствия принимаемых решений, действовать, принимая в расчет экологические последствия своих поступков. Такое экологическое воспитание направлено на каждого отдельного гражданина и на общество в целом.

Экологические программы для школ. Школам предложено воспитывать у детей правильную экологическую позицию. Для этого можно проводить особые дни, недели, месячники по охране окружающей среды, в ходе которых учащихся знакомят с системой сбора и переработки мусора. Проводятся экскурсии на фабрики по сжиганию мусора, на компостные поля, на металлургические заводы, где перерабатывается металлолом. Проводятся соревнования между классами школы: в каком из них образуется меньше всего Mvcona. Множество вопросов, связанных с переработкой мусора, может быть включено в экологическую викторину. Рекомендуется устраивать выставки па охране окружающей среды и утилизации отходов. Школьная газета в каждом своем выпуске так или иначе должна затрагивать природоохранную тему. Нарушения порядка выбрасывания мусора регистрируются, сообщения о них вывешиваются на черной доске.

По теме «Образование отходов и мусора» предлагается проводить следующие мероприятия.

– Сбор отходов, образовавшихся в школе за неделю. Демонстрация этой горы мусора всем ученикам школы. Взвешивание мусора.

– Анализ мусора в классе и дома.

– Посещение всех помещений школьного здания и экскурсия по городу, в ходе которых ученики отмечают все места, где образовалась грязь, скопился мусор, все, что запачкано, изрисовано, сломано, все, что невозможно использовать. Обсуждают, почему это произошло, можно ли что-нибудь сделать, чтобы исправить положение, кто может это сделать.

– Субботники по сбору мусора. Выбирается участок (либо прилегающий к школе, либо в лесу, либо на берегу реки), на котором собирают мусор. Его сортируют и взвешивают. Мусор собирают только в защитных перчатках.

– Ученики (все вместе или каждый по отдельности) создают коллажи или инсталляции (скомпонованные по замыслу автора объемные предметы) «Мусорная гора», «Мусорный ландшафт», «Памятник мусору», «Мусорное чудовище».

– На вечере, посвященном этой теме, школьники читают рассказы и стихи, сочиненные ими, устраивают выставку фотографий, исполняют песни, разыгрывают сценки.

– В ролевых играх дети, получив определенную роль, показывают, что думают и как ведут себя персонажи, доставшиеся им.

По теме «Покупай, как можно меньше мусора» рекомендуется проводить следующие мероприятия.

– Посещение магазина, в ходе которого школьники учатся внимательно читать этикетки на продуктах (что какой срок хранения имеет, из чего изготовлено, какие вещества добавлены, какая страна является производителем товара), сравнивать расфасовку, упаковку, цену одного и того же продукта и др. Детей учат выбирать покупки так, чтобы не было много упаковки, чтобы продукты были дешевыми, чтобы они были из натурального сырья с наименьшим количеством добавок, чтобы было куплено ровно то количество, которое необходимо для потребления. (Некоторые наиболее качественные и экологически чистые продукты помечены в Европейском Союзе знаком «голубой ангел».)

– Анализ упаковки с точки зрения того, является ли она необходимой и достаточной либо же чрезмерна; предложения по отказу от лишней упаковки.

– Беседа на тему «Мода и мусор».

– Анализ рекламы товаров: действительно ли рекламируются стоящие вещи, предложения по сокращению рекламы; антиреклама.

– Сравнение срока службы одноразовой и многоразовой упаковки.

– Разработка свода правил для покупателя.

– Создание и оформление плакатов, листовок, информационных листков, которые препятствуют возникновению мусора, призывают к экологически грамотному поведению.

– Проведение «блошиных рынков», акций по обмену предметами в школе.

– Агитация за использование в обучении только экологически оправданных предметов (карандашей, а не фломастеров, бумаги, изготовленной из макулатуры, матерчатых сумок, а не полиэтиленовых пакетов и т.д.).

По теме «Убирай за собой мусор» предлагается провести следующие мероприятия,

– Рассказать, на основании публикаций, появляющихся в прессе, о проблемах, возникающих в связи с сортировкой и переработкой мусора.

– Информировать при помощи схем и графиков о ходе переработки различных видов мусора.

– Обсуждать статьи на экологические темы в классе.

– Добиваться правильного поведения учеников дома в связи со сбором и выбрасыванием мусора.

– Посещать места переработки мусора, сооружения из отходов.

По теме «Вторичная переработка и утилизация» рекомендуется проводить следующие мероприятия.

– Посещать центры, куда люди свозят ненужные им вещи (мебель, одежду, обувь, предметы домашнего обихода, книги, старые автомобильные покрышки).

– Проверять, знают ли дети, какие отходы можно и нужно компостировать, что относится к биологическому мусору (пищевые остатки, сорняки, листва, ветки, отходы растительного и животного происхождения, мокрая газетная бумага, мелко порезанная упаковка от яиц и ей подобные материалы, кофейная и чайная заварка и фильтровальная бумага, разрезанная на куски мешковина), а что нельзя в него класть (стекло, керамику, картон, минеральные и синтетические материалы, табак и окурки).

– Демонстрировать, что идет в так называемый «желтый мешок», т.е. поддается вторичной переработке благодаря новейшим способам сортировки (например, из мусора выделяют металлы, причем алюминий отдельно, и различные виды пластмассы); это комбинированные материалы типа пакетов от молока и сока, фольга, пластик и пластмасса, пенопласт, полиэтилен, металлические изделия, крышки, вакуумные упаковки (они должны сдаваться в чистом виде).

– Пояснять, что следует собирать отдельно картон; бумагу; стекло трех видов, текстиль.

– Показывать, какой мусор нельзя использовать вторично и поэтому следует складывать в общие баки для мусора: вату, детские подгузники, бумажные носовые платки, чулочные изделия из синтетики, битую посуду не из стекла, электрические лампочки (кроме неоновых), мешки с мусором из пылесоса, сор, а также все грязное.

– Объяснять, что различные виды покрытий для пола, ковры, разрезанные на куски небольшого размера, обои, велосипедные камеры, а также мусор большого размера нужно разделять на сгораемый и несгораемый; его складывают в специальные мешки и собирают дважды в год.

– Учить пользоваться календарями для сбора мусора, которые раздают по всем семьям.

– Предупреждать, что краски, лаки, электрические батарейки, старые лекарства, ртутные градусники и другие ядовитые и опасные вещества нельзя выбрасывать вместе с другим мусором; это так называемый «проблемный мусор», который должен попадать на специально отведенные для него пункты сбора.

– Устраивать экскурсии на фабрики по производству бумаги, стекла, изделий из алюминия.

– Учить изготавливать поделки из мусора.

– Учить самим делать компостные ящики и кучи.

Чтобы довести до детей основной смысл экологического поведения, в начальной школе на него отводится несколько учебных часов. Однако всем учителям рекомендуется как можно чаще и по своему усмотрению включать соответствующие учебные темы в свои занятия, связывая их с другим актуальным предметным содержанием. Кроме того, на уроках по таким предметам, как биология, география, химия, физика, спорт, обществоведение, родной язык, этика, религиозное воспитание, на экологические темы отводятся специальные учебные часы. Проводятся экскурсии в лесничества и заказники. Предполагается, что учителям удастся донести до детей понимание взаимосвязи между экологией и экономикой.

Одних теоретических знаний по охране окружающей среды недостаточно. Дети участвуют в замерах чистоты воды, уровня шума, сажают деревья, разбивают клумбы, сады и парки, берут под постоянное наблюдение и охрану ручьи, рощи, следя за порядком в природе. Организуются одно- и многодневные детские лагеря, где в естественных условиях школьникам объясняют, как зависит животный мир от хозяйственной и природоохранной деятельности человека. Учителя на практике подают детям поимеп разумного отношения к окружающей среде, к ресурсам Земли и к своему собственному здоровью и благополучию. Так удается еще с детства заложить в сознание детей понимание того, как должен вести себя в современном мире человек.

Глобальная экология в мировом масштабе. Детей приучают к тому, что только кропотливая, мелочная, локальная забота об окружающем может принести пользу всей планете. Им очень много рассказывают (в итоге каждый знает и часто говорит об этом) об уничтожении тропических лесов, об увеличении озоновой дыры, об опасности ездить на машине, которая отравляет атмосферу выхлопными газами, и находиться долго на солнце, что чревато раком кожи. Чернобыльская катастрофа – символ и реальность нависшей над Землей угрозы. Формирование чувства страха перед возможной глобальной катастрофой сопровождается воспитанием внимания к окружающей природе и деятельной наблюдательности. Это означает, что в ходе занятий детей ориентируют на экологическое мышление, постоянно выясняют ход их мыслей и дают материал для дальнейших размышлений, демонстрируют конструктивную готовность сотрудничать и не оставляют детские потребности без внимания. Природа приходит в город, а детей выводят ближе к природе: учат вести наблюдение при помощи лупы (простой, а также встроенной в крышку стаканчика для исследования проб воды или в крышку коробочки для исследования насекомых – наблюдение ведется за живыми существами), бинокля, блокнота, карандаша, свистков для подражания голосам птиц, мешочка для сбора интересных находок, перочинного ножика и определителей животных и растений. Большое значение придается одежде: не слишком толстой и не слишком тонкой, не новой и не модной, защищающей от дождя.

Деревья – живые свидетели истории – стали привлекать в последнее время повышенное внимание. Иногда старое дерево, находящееся под охраной, ломается от сильного ветра, но его не убирают и не выкорчевывают, а долго наблюдают за тем, что происходит, как ветки отмирают или начинают врастать в землю, чтобы понимать, что происходит в природе на самом деле, когда человек не вмешивается в естественный ход вещей. Игры и рассказы вокруг старых деревьев, пней и поваленных стволов, пикник на бревне и простукивание дерева считаются полезными занятиями. Прямо в лесу составляют композиции из природных материалов, рисуют на отвалившейся коре деревьев, играют в «нить Ариадны» (ищут друг друга, в том числе и с завязанными глазами).

Параллельно детям рассказывают о необходимых мерах предосторожности (например, нельзя есть немытыми даже лесные ягоды, так как на них могут быть личинки глистов). По виду растений учат узнавать о характере почвы и о том, какие животные могут обитать в этой местности. Детям интересно сплести сеть или шутину, посчитать, сколько каких насекомых в ней окажется. Важно, чтобы прогулки в природе проходили в разное время года по одному и тому же маршруту и по разным маршрутам в одно и то же время года. Летом интересно смотреть, как ночные бабочки слетаются на освещенный белый экран. Огромное впечатление производит ночная прогулка с фонариком (можно делать случайные открытия, обрисовывать лучом контуры предметов, искать спрятанные предметы, прислушиваться – откуда шум – и находить его источник светом). Если позволяют обстоятельства, можно разжечь в специально отведенном месте костер, поиграть с тенями, испечь картошку, хлеб, яблоки. Игры, предлагаемые детям, связаны с природной тематикой: про белок, ежей, лис, даже про снежного человека (если дело происходит зимой). Детей учат ориентироваться в лесу, читать следы, искать приметы. Так природа становится знакомой незнакомкой, о которой что-то знаешь, хочешь узнать больше и помочь ее сберечь.


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!