Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Стили и методы управления современной организацией»

/ Менеджмент
Курсовая,  53 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы методов управления в современном менеджменте
1.1. Понятие метода и его характеристика
1.2. Организационно-административные методы управления
1.3. Экономические методы управления
1.4. Социально-психологические методы управления
1.5. Самоуправление
Глава 2. Стили и методы управления в практике ЗАО «Магнитогорское управление ОАО «Южуралэлектромонтаж»
2.1. Характеристика предприятия ЗАО «Магнитогорское управление ОАО «Южуралэлектромонтаж»
2.2. Исследование влияния стиля лидерства на эффективность деятельности рабочих
2.3. Разработка рекомендаций по развитию лидерского потенциала руководителей предприятия
Заключение

Список использованной литературы

1. Альманах психологических тестов. / Под ред. С.А. Римских. – М., 2003. – 164 с.
2. Анисимова Т.В. Психологические особенности профессиональных взаимодействий //Автореф. дис. канд. психол. наук. – СПб., 2005. – 16 с.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Инфра-М, 2003. – 264 с.
4. Базаров Т.Ю. Социально психологические ориентировки непосредственного руководителя первичным коллективом // Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 2003. – 18 с.
5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.: ИПК ГС, 2003. – 323 с.
6. Барышева А. Что бы у фирмы было «завтра» // Управление персоналом. –2007. – №5. – С. 49-52.
7. Белядский Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента: Учебное пособие / Н.П. Беляцкий. – Минск: Новое знание. – 2003. – 321с.
8. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления. – Киев, 2003. – 274 с.
9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 2006. – 167 с.
10. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. – М.: Финпресс, 2006. – 485 с.
11. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя практика. Пер. с англ. – М.: Дело, 2005. – 264 с.
12. Гоулман Д. и др. Эмоциональное лидерство. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
13. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. – М.: Финансы и статистика, 2000.
14. Демчук О.Н. Влияние человеческого фактора на эффективность деятельности предприятий сферы услуг. Диссертация. / О.Н. Демчук. – Челябинск, 2004. – 192 с.
15. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Пер. с англ. / П.Ф. Друкер. – М.-СПб: Бук Чембер ИНТЕРНЕШНЛ, 2003. – 374 с.
16. Дорфман Л.Я. Эмоциональные стили // Автореф. дис. докт. психол. наук. – М., 2004. – 38 с.
17. Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность. Методология, теория и практика / Под ред. А.Л. Журавлева и др. – М.: Наука, 2006.
18. Журавлев А.Л. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом // Социально психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. А.Л. Журавлева и др. – М.: Наука, 2003.
19. Забелин П.В. и др. Предпринимательский менеджмент. – М.: Приор, 2007. – 602 с.
20. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учеб. пособие / Санкт-Петербург, гос. ун-т экономики и финансов. – СПб., 2007. – 384 с.
21. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 2005. – 428 с.
22. Кафилов В.В. Управление персоналом: Учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2003. – 144 с.
23. Конти Т.И. Психология управления. – М.: 2007. – 423 с.
24. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань: Изд-во КГУ, 2006. – 278 с.
25. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы. – М., 2006. – 152 с.
26. Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. – М.: Прогресс, 2005. – 371 с.
27. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель... Элементы психологии в повседневной работе. – М., 2003. – 308 с.
28. Лягина Е. Формирование управленческих команд как способ повышения эффективности систем управления бизнес-организацией. В сб.: Социально-экономические и организационно – управленческие аспекты становления рыночной экономики России. – М.: Издательство «Социальные отношения», 2007.
29. Майталь Ш. Экономика для менеджеров. – М.: Дело, 2006. – 289 с.
30. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М., 2003. – 543 с.
31. Олдкорн Р. Основы менеджмента. – М.: Финпресс, 2005. – 467 с.
32. Толочек В.А. Стили деятельности. – М.: Измайлово, 2005. – 296 с.
33. Толочек В.А. Управленческая триада психологическая совместимость руководителя и подчиненного // Социологические исследования. – 2004. – №5. – С. 69-73
34. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М., 2003.
35. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.
36. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: «Экономика», 2006. – 537 с.
37. Экономика предприятия : Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 416 с.
38. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты / Под ред. А. Карелина, – М., 2004. – 425 с.


Работа похожей тематики


МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Слово «метод» греческого происхождения, оно означает способ достижения какой-либо цели. Методы управления – это система способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения запланированного результата. Системный характер управления требует глубокой и тщательной проработки методов, поскольку наиболее активный и действенный метод управления способен при неправильном и непродуманном его использовании привести к отрицательным результатам. Необходимо постоянно учитывать, что именно через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Содержание – это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма – это воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы, которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

ОБЩИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Существует несколько подходов и классификаций методов управления. Нам представляется наиболее целесообразным выделить, прежде всего, общие и конкретные методы управления. Общие методы определяют способы достижения основных целей изадач функционирования всей системы и ее подсистем. Являясь совокупностью единичных способов и приемов воздействия, общие методы непосредственно не предназначены для решения конкретных задач. Они не отвечают на вопрос: как воздействовать на тот или иной элемент системы в конкретной ситуации? Однако общие методы глубже отражают сущность самой системы воздействий, они направлены на решение главных проблем, помогают в решении частных задач.

В соответствии с отношениями управления можно выделить следующие наиболее общие методы управления:

• экономические, основанные на экономических стимулах;

• организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

• социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

• эвристические, противопоставляемые формальным методам, основанным на точные математические модели;

• идеологические и др.

Конкретные методы по своей сути есть проявление общих методов в особых условиях.

Экономические методы управления – это способы воздействия на людей, опирающиеся на экономические механизмы мотивации и стимулирования активной производственной деятельности, на учет их экономических интересов. Экономические интересы образуют в обществе сложную систему, состоящую из интересов государства, организации и личности. Между этими интересами всегда существуют противоречия, поэтому проблема их сочетания всегда относилась к числу наиболее сложных.

Одними из первых, кто обосновал необходимость экономических методов управления, были Ф. Тейлор и А. Файоль. В разработанной ими системе организации труда большое значение придавалось вознаграждению, обоснованию важности побудительных мотивов заработной платы. Труд работников должен оплачиваться соответственно плану, предполагающему хорошее вознаграждение за хорошее исполнение. Они сформулировали принцип премирования хороших работников, которые повышают свою производительность.

Среди экономических методов управления можно выделить метод экономического стимулирования, основу которого составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также работника в зависимости от личного вклада. Экономическое стимулирование опирается на следующие основные принципы:

• взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;

• дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;

• сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;

• сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников.

Система экономических методов управления, применяемая на уровне страны, включает такие рычаги хозяйствования, как налоговая система и кредитно-финансовый механизм. Использование этих рычагов предполагает их комплексное и системное использование. Обеспечение единства интересов еще не означает их наиболее рационального, эффективного и оптимального сочетания в производстве, распределении, обмене и потреблении произведенного общественного продукта: Поскольку экономические интересы есть категория динамическая, подвижная, то необходимо учитывать, что экономические рычаги способны оказывать крайне противоречивое влияние – как стимулирующее, так и тормозящее. Поэтому во всех случаях следует предусмотреть интегрирующее влияние всех рычагов механизма управления.

Особое место в системе методов управления занимают организационно-административные методы управления. Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти. Основа организационно-административных методов управления – организационные отношения, существующие в любом обществе, любой социально-экономической системе, на основе которых формируются многообразные отношения управления. По существу любые организационные отношения – это, прежде всего, субъект-объектные отношения, включающие в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности. Организационные отношения служат основой для построения иерархии властности, т.е. соотношения прав и ответственности вдоль всей иерархической системы организационных отношений.

Организационно-административные методы управления выражают в основном прямое директивное воздействие органов власти на управляемые системы, невыполнение которого рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные санкции.

Организационно-административные методы управления базируются на системе:

• законодательных актов государства;

• нормативных документов вышестоящих структур управления;

• разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий;

• оперативного управления.

В систему законодательных актов государства входят законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (президентом, парламентом, правительством) для обязательного применения на территории всей страны.

Система нормативных документов вышестоящих управленческих структур включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединяемых данным министерством или ведомством.

Система разрабатываемых в данной организации планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования.

Система оперативного регулирования включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице.

Организационно-административное управление осуществляется в следующих основных видах:

• прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретную ситуацию;

• установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;

• разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;

• контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. В рамках организации возможны следующие формы проявления организационно-административных методов:

• обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

• договорные методы (консультация, разрешение компромисса);

• рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение).

Ю.В. Булыгин и В.И. Вилковский предложили иной подход к классификации методов организационно-административного управления, выделив методы организационно-стабилизирующего и организационно-распорядительного воздействия. Методы органи-зационно-стабилизирующего воздействия используются для четкого определения и закрепления функциональных обязанностей сотрудников, установления допустимых границ поведения и действий, разъяснения целей и задач производственной или служебной деятельности, ознакомления с порядком и условиями выполнения возложенных на сотрудников функций или отдельных поручений и т.д. Соответственно они включают методы организационного регламентирования, нормирования и инструктирования.

Что касается методов организационно-распорядительного воздействия, то они осуществляются через общие и единичные организационно-административные акты управления (распоряжения) соответствующих субъектов. Они призваны развить и конкретизировать, облечь в определенную форму организационное регламентирование. Среди данных методов – приказ, указание, установка, предписание, решение.

Кроме того, в состав организационно-распорядительных методов входят дисциплинирующие методы. Метод дисциплинарного воздействия предполагает в случае неисполнения указанных выше организационно-административных актов управления, нарушения установленных правил и норм поведения наложение субъектом управления на исполнителей взысканий, предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил и трудовым законодательством, в пределах предоставленных полномочий.

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на общественное и индивидуальное сознание, социальную активность в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта. Они включают специфические приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты.

Большой вклад в разработку социально-психологических методов управления внесла школа человеческих отношений. В рамках этой школы приоритетным направлением исследований были принципы всемерного развития и всестороннего использования организацией способностей работников, удовлетворения их разносторонних потребностей, использования механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личного) контроля за их поведением и деятельностью, стимулирования процессов групповой динамики, демократизации управления, гуманизации труда. Наиболее яркими представителями школы человеческих отношений – К. Арджирис, Ч. Барнард, В. Диксон, Р. Лайкерт, Д. Мак-грегор, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Ф. Херцберг. Исследования школы человеческих отношений способствовали переоценке постулатов классической школы, относительно природы человека, выраженной в формуле Ф. Тейлора «средний человек глуп, ленив и жаден», отказу от абсолютизации экономических форм стимулирования труда. Они доказали, что роль экономических методов управления ограничена, они не являются единственными и тем более универсальными.

Социально-психологические методы представляют собой больше искусство, чем науку. Данные методы управления отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление действия. Важнейшими мотивационными методами являются методы убеждения, направленные на побуждение объекта управления к желаемым для субъекта действиям. К ним относятся: побуждение, склонение, поощрение, внушение, подражание, метод личного примера, вовлечение, порицание, информирование и др.

Каждый из них демонстрирует большие возможности для руководителя в управлении поведением и сознанием людей. Так, например, метод склонения заключается в том, что субъект управления с помощью разного рода аргументов и фактов убеждает исполнителя в целесообразности выполнения задания и склоняет его действовать именно таким способом, который предлагается субъектом. Основная форма реализации – рекомендация, т.е. управляющее воздействие, которое опирается на сознание исполнителя, его моральную ответственность и исполнительскую дисциплину, опыт и профессиональную квалификацию.

Метод побуждения несет в себе даже больший, чем предыдущий метод, мотивационный заряд, так как предполагает побуждение исполнителя к каким-либо действиям не столько из интересов субъекта управления, сколько из собственных потребностей исполнителя. Формы реализации данного метода – совет и просьба. Совет – это воздействие, при котором субъект управления подсказывает исполнителю, какой выбрать путь решения проблемы, используя накопленный опыт, прецеденты, побуждая исполнителя к самостоятельным действиям, к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. Просьба – управляющее воздействие, основывающееся на побуждении исполнителя к действиям, исходя из характера сложившихся между ними отношений. Как правило, это вежливая форма распоряжения.

Исключительно важен личный пример руководителя, демонстрирующего образцы нужного поведения, либо указывающего на примерных работников. Конечно, сам руководитель, прежде всего, должен соответствовать тем требованиям, которые он предъявляет своим подчиненным, демонстрируя единство слова и дела. Если поведение руководителя – эталон для подчиненных, то метод личного примера действует автоматически. При использовании данного метода важно учитывать, чтобы пример был доступен для освоения и использования, а сам руководитель не демонстрировал своего превосходства над подчиненными.

Сегодня большое значение приобретает ориентация на уважение личного достоинства людей, признание их самоценности и значимости. Методы поощрения призваны обеспечить четкую связь между результатами труда и его стимулированием. Методы поощрения предполагают знание руководителями психологических особенностей работников, ориентацию на развитие у них потребностей в самореализации, творчестве. Многие виды поощрения активизируют процесс дифференциации отдельных работников и требуют хорошо разработанной системы оценки индивидуального вклада, а также оценки сложившихся в коллективе взаимоотношений.

Метод информирования предполагает целенаправленное управляющее воздействие субъекта управления на объект управления для получения желаемого результата путем отбора, обработки и распространения информации, необходимой объекту для лучшей ориентации в ситуации и выбора оптимального варианта действий для достижения результата.

Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др.

КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

В зависимости от этапов и элементов процесса управления можно выделить следующие методы управления:

• воздействия на управляемые объекты;

• организации самой управляющей системы;

• информационного обеспечения управления;

• выработки и принятия решений;

• контроля, оценки, анализа и др.

В рамках этой классификации существуют и специфические методы управления:

• проблемно-организующие;

• функциональные;

• программно-целевые;

• организационного анализа;

• организационного регламентирования;

• организационного нормирования;

• организационного проектирования и др.

В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых применяются те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:

• методы управления функциональными подсистемами;

• методы выполнения функций управления;

• методы принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными подсистемами в решающей степени обусловлены структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как производство, финансы, персонал, маркетинг, инновации и т.д. Так, например, в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта применяются такие методы, как:

• диагностика трудовых, материальных и иных ресурсов данной организации;

• построение сценариев их изменения в ближайшем или более отдаленном будущем;

• анализ деятельности;

• контроль качества продукции, материалов;

• программирование, планирование, контроль процессов производства и др.

Методы выполнения функций управления связаны с решением задач, стоящих перед субъектом управления в процессе его воздействия на объект на пути движения к намеченной цели. Среди них отметим специфические способы планирования, организации, координации, контроля и мотивации деятельности.

Так, например, группа методов планирования осуществляет разработку прогнозов, включает в себя методы экстраполяции, регрессивного анализа, мозговой атаки, экспертных оценок, факторного анализа, формирования дерева проблем и решений и др. Экспертная оценка, или метод Делфи – один из самых распространенных методов управлении – подразумевает вовлечение в процесс прогнозирования группы людей, выполняющих роль экспертов. Этот метод основан на достижении согласия между ними. Обычно эксперты, специализирующиеся в различных взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы и записывают свое мнение о способах ее решения. Каждый эксперт получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, чтобы внести в него коррективы. Процедура повторяется три-четыре раза, пока эксперты не придут к единому мнению. Основное преимущество данного метода в том, что прогноз составляется в предельно короткие сроки и содержит в себе широкий спектр мнений по спорным вопросам, а также отражает внутреннюю оценку стороннего наблюдателя. К его недостаткам можно отнести возможно высокую стоимость услуг экспертов, кроме того, субъективное мнение иногда может быть ошибочным, даже если его высказывает эксперт.

Одной и распространенных разновидностей этого метода является «мозговая атака» – коллективная работа экспертов, направленная на нахождение оптимального варианта управленческого действия. Экспертам предлагается для обсуждения сложная проблема, затем осуществляется выдвижение и обсуждение предложений по ее решению. Условием обсуждения идей является запрет на их критику, что обеспечивает возможность высказывания самых неожиданных идей. Так же, как и при использовании метода Делфи, целью «мозговой атаки» является выработка коллективных согласованных предложений.

Методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой.

На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фиксации важнейших событий, их описания и оценки, анализа, аналогии, моделирования и др.

Этап решения проблемы также связан с использованием методов сбора информации; кроме того, на этом этапе активно применяются информационные технологии в качестве компьютеризованных способов анализа процессов принятия решений.

На этапе выбора решения применяются другие методы. Среди них, прежде всего, используется метод оптимизации.

На этапе организации выполнения решения наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение и т.п.) применяются и косвенные методы управления – материальное и моральное стимулирование, формирование социально-психологической готовности работников к реализации заданий.

На этапе контроля используются такие специфические методы, как диагностический, корректирующий и др.


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!