Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Введение
1. Система дошкольного и школьного образования
2. Система высшего образования
Заключение
1. Алферов Ю.С. Управление образованием в США. М., 2007
2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 2006
3. Елманова В.К. Высшее образование за рубежом. М., 2006
4. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. Ижевск, 2004
5. Лебедева Л.Ф. Проблемы социального обеспечения: новые подходы и решения // США: экономика, политика, идеология. 2006. №5
6. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. М., 2006
7. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. М., 2001
8. Филиппова Л.Д. Высшая школа США. М., 2005
9. Экономика США: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Супяна. СПб., 2007
Проблемы школьного американского образования
Проведенное Национальной ассоциацией образования в 2005 году исследование, связанное, прежде всего, с реализацией последнего закона об образовании Дж. Буша, позволило выявить основные проблемы, волнующие как учительство, так и родителей школьников, и широкую общественность. Среди этих проблем особенно выделяются следующие.
1. Разделение ответственности за результаты учебного труда школьников. Главная цель современной американской школы – научить ребенка, а это значит, передать ему необходимые знания, подготовить к продолжению обучения, сформировать необходимые умения и навыки. Здесь ответственность должны нести не только школы и педагоги, но и непосредственные руководители школьных округов, и политики, и общественность, и, наконец, родители учащихся.
2. Обеспечение выбора школ для учащихся. В этом смысле особенно актуальна проблема открытия новых чартерных школ и предоставление возможности обучаться в них. Ряд штатов по-прежнему блокирует ратификацию соответствующих законов.
3. Сокращение величины школ и классов. Дело в том, что государственные городские школы часто переполнены, а это не позволяет учителям осуществлять индивидуальный подход к ученикам, мешая успеху обучения в целом.
4. Ориентация на высокие результаты тестов по математике и естествознанию. Названные предметы являются приоритетными в определении возможностей продолжения обучения и уровня подготовленности выпускников. Именно по этим предметам чаще всего проводятся национальные тесты в школах.
5. «Приоритетные» школы. Этот термин появился недавно в связи с необходимостью осуществления фундаментальных изменений в плохо работающих школах, чаще всего в перенаселенных, бедных районах больших городов. Речь идет о создании в таких школах новых условий, обеспечивающих высокие стандарты образования.
6. Сельские школы. Образование в маленьких, удаленных от центра сельских школах остается серьезной проблемой. Решение этой проблемы лежит как в плоскости увеличения финансирования и укрепления материальной базы подобных школ, так и в привлечении лучших учителей и директоров для работы в них.
7. Качество школьного образования и успех каждого ученика. Качество образования обеспечивается слаженной работой директора с учителями школы, общественностью и родителями учащихся. В силу разнообразия учеников в школах, различий в их расовой, половой и материальной принадлежности возникает множество трудностей в обеспечении успеха каждого ученика. Преодолеть эти трудности должны помочь как на государственном и политическом уровне, так и на уровне вмешательства общественности.
8. Специальное образование или предоставление равных возможностей образования всем детям. Подобное заявление было сделано Правительством США в 1975 году в известном законе об образовании людей со специальными потребностями (Individuals with Disabilities Education Act, IDEA). Однако до конца этот закон до сих пор не реализован.
9. Дефицит школьных учителей. Количество учащихся быстро увеличивается, а число учителей растет несравнимо медленнее, чем необходимо. Более миллиона школьных педагогов планируют уйти на пенсию в ближайшие несколько лет. По прогнозам, в следующем десятилетии Америке понадобится свыше двух миллионов новых учителей.
Общий уровень грамотности населения США составляет 97%, 85% населения имеют дипломы об окончании средней школы, и только 27% всего взрослого населения имеет степень бакалавра или другую, более высокую степень. К осени 2004 года в школах США обучалось 61,4 миллиона человек, из них в государственных школах – 54,4 миллиона; в стране насчитывалось 3,5 миллиона учителей, из которых 3,1 миллиона – в системе государственного образования. В целом, количество учащихся и студентов в школах и колледжах страны составляло на этот период 81 миллион человек.
Главной структурной единицей в системе образования является школьный округ. На сегодняшний день таких округов насчитывается около 16 ООО, причем их границы обычно не выходят за границы одного штата, а вот численность учащихся варьируется от 500-1000 человек до 1 миллиона и более.
По закону, обучение обязательно в возрасте от 6 до 16 лет, в некоторых штатах – от 6 до 18 лет. Общая продолжительность обучения в американской школе – 12 лет, но длительность каждой входящей в эту систему ступени варьируется в зависимости от традиций данного школьного округа. Американский ученик проводит в школе, в среднем, от шести до восьми часов в день, 185 дней в году. Остальное время занимают каникулы: наиболее длительные – летние, обычно продолжительностью 2,5 месяца.
Дошкольное обучение и воспитание осуществляется на платной и частной основе для ребятишек от 6 месяцев до 5 лет в так называемых центрах заботы о детях, яслях и детских садах. Правда, существуют немногочисленные программы, например, «Рывок на старте», финансируемые государством, для самых бедных детей. Также некоторые начальные школы предлагают детям в возрасте от 5 до 6 лет дошкольные или подготовительные программы, обычно обозначаемые буквой «К» (kindergarten). Тогда начальная школа будет иметь в своем названии аббревиатуру К-4 или К-5 и т.п., что подразумевает начало обучения в ней с пятилетнего возраста и далее, соответственно, 4, 5 или более классов.
Собственно начальная школа («elementary school»; «grade schoob; «grammar schoob; «public schoob – приведенные здесь термины используются в данном значении взаимозаменяемо) обучает детей, как минимум, 4 года, начиная с шестилетнего возраста. Привычную для российской школы картину – один учитель вместе с детьми все годы обучения – заменяет другая, более гибкая. Учитель работает с постоянной группой детей в течение только одного года обучения, но ведет, как и российский педагог начальных классов, все основные предметы за исключением физкультуры, музыки и изобразительного искусства. В классе обычно можно встретить детей разного цвета кожи и разных умственных и физических способностей. Исключением из общего правила совместного обучения являются дети с очень серьезными физическими или умственными недостатками или чрезвычайно одаренные ребята.
Учащиеся прибывают в школу утром на специальных ярко-желтых автобусах. У дверей их чаще всего тепло приветствует улыбающийся директор, с которым они дружески делятся всем произошедшим за вечер. Запомнилась однажды произнесенная знакомым американским директором фраза: «Я буфер между учениками и учителями, но буфер, ориентированный в ситуации выбора на поддержку учеников»2. Теплые улыбки, веселые шутки, а порой и широкие объятия, и даже... поцелуи – не такая уж редкость во взаимоотношениях директора и учащихся.
Именно так обычно начинается школьный день, который ребята преимущественно проводят в одной классной комнате, где изучают обязательные для этого возраста предметы: арифметику и элементы алгебры; основы грамматики, письма, устной речи и чтения на английском языке; основы естествознания и историю. Последние два чаще всего преподаются слабее других. В лучшем случае школьников знакомят с главными событиями в истории мира и США, иногда с историческими событиями местного значения. Отдельно и достаточно интересно проходят уроки рисования, лепки, технологии, порой фотографирования, музыки и пения. Дети с удовольствием поют и разучивают музыкальные сценки, которые потом показывают на общих праздниках.
В интерьере классов нередки компьютеры и «живые уголки», а фотографии учеников с любимыми игрушками и за любимыми занятиями заполняют стены. Обычно присутствует множество разного рода наглядных материалов, часто сменяемых и очень красочных. В центре стены можно увидеть «Правила поведения в классе», которые ребята сами разрабатывают вместе с учителем. Причем обычно там размещены и правила, и меры, предпринимаемые учителем в случае нарушения этих правил. Например, первое замечание – молчаливый взгляд в сторону нарушителя дисциплины, второе – написание на доске его имени, третье – галочка рядом с именем, четвертое – стояние у парты и т.п. Правда, у хороших учителей дело редко доходит до четвертого порицания.
В течение дня обязательно есть большой перерыв на второй завтрак и еще одна большая перемена, порой длительностью до 40 минут, для занятий на игровой площадке. Добавим в скобках, что наличие игровой площадки – непременное условие существования начальной школы. Обычно там присутствует специальный педагог-воспитатель, который организует разные виды деятельности и подвижные игры для ребят.
Следующая ступень и смена школы, школьного здания и педагогов наступает для детей в возрасте от 10 до 12 лет. В этот период они продолжают обучение в средней (middle) или в так называемой младшей средней (junior high school), или в промежуточной школе (intermediate school). Обучение здесь длится от 2-х до 4-х лет и зависит от продолжительности обучения на начальной ступени. Количество уроков увеличивается до шести в день при сохраняющейся в течение всех лет обучения пятидневной школьной неделе. В этот период деление на классы становится менее стабильным, так как уроки ведут разные учителя и появляется возможность выбора одного-двух предметов. Обязательными остаются такие учебные дисциплины, как основы естествознания, математика, английский язык, блок обществознания и истории, физкультура.
В настоящее время усиливается тенденция к объединению начальной и младшей средней школы в единую неполную среднюю школу с восьмилетним курсом обучения и подготовительным классом, т.е. К-8. Кстати, еще каких-то 30 лет назад, по всей Америке прокатилась волна создания младших средних школ, но вот теперь – явный возврат к прошлому. Главный довод в пользу объединения – не просто разрозненные факты, а серьезное двадцатилетнее исследование, проведенное под эгидой общественной некоммерческой организации Рэнд Корпорейшн в г. Санта Моника, штат Калифорния. Полученные результаты были опубликованы под впечатляющим названием «Эпицентр удивительных лет: вызовы и стимулы средней школы» (Focus on the Wonder Years: Challenges Facing the American Middle School), но содержат жесткую критику этого типа школы.
Назовем лишь несколько фактов. По итогам общенациональных тестов, более половины восьмиклассников не обладают необходимым уровнем знаний и навыков в области чтения, математики и естествознания. По сравнению с учащимися-подростками из одиннадцати стран, обследованными Всемирной организацией здравоохранения, американские тинэйджеры отличаются самым высоким уровнем эмоциональных и физических проблем; всплеском криминальной активности, снижением на порядок интеллектуальной деятельности.
Эти и другие факты, обнародованные в прессе, равно как и опыт собственных школ данного типа, подвигли многих управляющих школьными округами к восстановлению прежнего порядка. Так, в Милуоки только за последние пять лет количество школ типа К-8 выросло с 12 до 48, а соответственно, сократилось количество неполных средних школ с 23 до 14. И, похоже, эта тенденция нарастает во всех штатах.
Как бы то ни было, последние годы своего школьного образования американский ученик проводит в старшей школе (high school). Длительность обучения здесь обычно четыре года, но встречается трех- и даже двухлетнее обучение. Покажем, как это происходит, на реальных примерах. Будем помнить, что общая продолжительность обучения должна составлять 12 лет, а внутри, в зависимости от традиций школьного округа и штата, возможны различные варианты.
В отличие от школьной практики во многих других странах, в США не требуют узкой специализации учащихся на старшей ступени обучения, а потому изучение дисциплин по выбору, часто имеющих непосредственное отношение к той или иной специальности, не навязывается и далеко не всегда поощряется. Ниже приведены минимальные блоки предметов, необходимых для получения диплома о среднем образовании: естествознание (биология, химия и физика); математика (как минимум, три года изучения, включая алгебру, геометрию и тригонометрию); английский язык в течение четырех лет; предметы общественного цикла (разные курсы по истории, обязательно включая историю США, менеджмент и экономику); физкультура или физическое образование (как минимум, один год). Многие штаты считают необходимым изучение курса «Гигиеническое просвещение», в ходе которого учащиеся знакомятся с основами анатомии, питания и первой медицинской помощи; базовыми понятиями сексуальности и предотвращения беременности, а также с профилактикой приема наркотиков, курения и алкоголизма.
Среди элективных предметов особенно выделяются такие, как:
изобразительное искусство и ремесла (рисование, лепка, фотография и т.п.);
сценические искусства (драматизация, игра в оркестре, в ансамбле, танцы);
технологии (работа по дереву, по металлу, ремонт автомобилей);
работа с компьютером (программирование, графический дизайн);
спорт (футбол, баскетбол, плавание, гимнастика и т.п.);
журналистика;
иностранные языки (наиболее популярны французский, немецкий и испанский; преподается также китайский, греческий, японский и латынь).
В целом, учащиеся старшей школы посещают в день 8 уроков, из которых половина может быть курсами по выбору, часто вне строгой логики и ориентации на будущую профессию. Учебные планы и программы значительно различаются между собой в зависимости от штата и школьного округа. В некоторых штатах требуется набрать не менее 70 (из 100 возможных) зачетных баллов или единиц (credits) для успешной сдачи теста по предмету, в других достаточно лишь 60.
Оценивание успеваемости ведется либо по 100-балльной системе, либо по 5-балльной шкале с использованием первых букв английского алфавита (А, В, С, D, F).
Преподавание во всех государственных школах страны осуществляется на английском языке, а на территории Пуэрто-Рико – на испанском.
Заслуживающим упоминания и необычным для российских педагогов моментом в деятельности старших школ является деление учащихся на потоки или профили:
академический, направленный на подготовку к поступлению в колледж;
профессионально-ориентированный, нацеленный на формирование у учащихся практических умений и навыков и готовности к устройству на работу;
общий, не дающий никакой специализированной подготовки.
Наряду с делением на потоки сохраняется и деление на основе способностей к изучаемому предмету. Кстати, США опережают все другие западные страны, как минимум, на 30% по стремлению делить учащихся по способностям и соответственно этому делению вести обучение. Правда, здесь неизбежно включаются в действие субъективные факторы. Во-первых, в потоки продвинутых и особо талантливых детей обычно попадают ребята из обеспеченных семей. Они неизбежно лучше подготовлены в интеллектуальном плане. Во-вторых, учителя подчас действуют на основе собственных эмоциональных реакций на поведение и действия учащихся – тихие и скромные, из состоятельных семей и не нарушающие дисциплину – значительно чаще оказываются в классах продвинутого обучения.
Практика подобного рода существует в США с 20-х годов прошлого века, и с того же времени ведется критика этого направления. Прежде всего, и главное, критике подвергается деление учащихся по социально-экономическим параметрам и расовой принадлежности. К концу века наметилась явная тенденция к сокращению и полному прекращению деления учащихся на потоки в соответствии с их способностями. В 1992 году Национальная ассоциация образования утвердила резолюцию, в которой прямо порицала и требовала запрета подобного типа обучения, ссылаясь на то, что в реальной практике школы это обычно приводит к делению учащихся по признаку социальной принадлежности, расы и пола.
Многое из названного выше не имеет прямого отношения к той группе школ, которые принято (по форме собственности) называть частными. Их в стране приблизительно 10%. Они независимы от государства и включают в себя как светские, некоммерческие и коммерческие частные школы, так и религиозные, в основном католические учебные заведения. Плата за обучение в них в значительной степени зависит от места расположения, расходов на образовательные нужды, наличия у школы разнообразных источников финансирования. Например, ряд церквей частично дотируют свои школы, а потому стоимость обучения в них может быть невысокой, доступной даже малообеспеченным семьям.
Частные школы значительно отличаются друг от друга, прежде всего, в силу разных целевых установок и групп учащихся, на которых они ориентированы.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!