Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по праву»

/ Общее право
Контрольная,  17 страниц

Оглавление

1. Юридическое лицо: понятие, признаки, виды
2. Материальная ответственность сторон трудового договора

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301
2. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2007
3. Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. М., 2006


Работа похожей тематики


Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве :


Пудовочкин, Ю. Е. 2002

 

Институт ответственности в праве, и особенно в уголовном праве, является, пожалуй, одним из самых изученных; несмотря на это, уголовно-правовая наука до сих пор не смогла выработать его общепризнанного, универсального понимания.

Определяя свое отношение к проблеме ответственности, мы можем указать следующее. Все рассуждения об ответственности необходимо вести, исходя из признания ее социальной природы, поскольку ответственность — есть исторически обусловленный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.[2] В зависимости от субъектов отношений и их содержания можно выделить несколько видов ответственности; в частности, если одной из сторон отношения выступает государство, устанавливающее (или санкционирующее) перечень прав и обязанностей участников отношения, мы можем говорить о юридической или правовой ответственности.

Правовая ответственность, таким образом, — это отношение между личностью и государством, в рамках которого субъекты соблюдают возложенные на них нормами права обязанности, которые могут подтверждать, расширять или ограничивать статус участников. Ответственность существует параллельно и в рамках разнообразных правоотношений, в том числе и в рамках общепредупредительных уголовно-правовых отношений. Если субъекты исполняют возложенные на них обязанности, они поступают ответственно. При этом механизм реализации такой ответственности не зависит от отраслевой принадлежности нормы, установившей обязанность. В силу этого нам представляется безосновательным подразделение данной ответственности на виды. Такую ответственность можно обозначить позитив­ной правовой ответственностью.

В случае же несоблюдения обязанностей статус одного из участников отношения нарушается. Общество, как и любая другая система, стремясь к равновесию, предусматривает в рамках правоотношений защитный механизм восстановления статусного равновесия. Достичь этого можно двумя путями: восстановить нарушенное право одного субъекта, не ущемляя обязанностей и прав другого, либо ограничить правовой статус субъекта, нарушившего права другого субъекта. Второй вариант представляется наиболее эффективным и обладающим мощным предупредительным воздействием. Отношение, возникающее в связи с ухудшением статуса правонарушителя, есть отношение ответственности, характеризующееся взаимными правами и обязанностями его участников, но отношение, имеющее в качестве основания (источника) не правомерное, а противоправное поведение одного из субъектов. Ограничение правового статуса правонарушителя может быть различным по объему и зависит от отраслевой принадлежности правоотношения, участником которого он являлся; максимума оно достигает в рамках уголовных правоотношений.

Правовая ответственность в итоге может быть представлена следующим образом (см. схему 1):

Применительно к несовершеннолетним следует отметить, что российская правовая система предусмотрела для них два вида ответственности за совершение общественно опасных деяний, отличающихся и содержанием, и основанием. Лица, достигшие возраста уголовной ответственности и отвечающие иным признакам субъекта преступления, в случае совершения преступления несут уголовную ответственность; лица, не достигшие возраста уголовного вменения, в этом случае также несут ответственность (но не на основании УК РФ, а на основании Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), которую мы предлагаем именовать ювенальной ответственностью.

Понятие ювенальной ответственности не разработано отечественной наукой. Полагаем, что ювенальная ответственность — это вид негативной правовой ответственности несовершеннолетних, характеризующийся ограничением их правового статуса в случае совершения ими до достижения возраста уголовной ответственности или по достижении, но при наличии отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, общественно опасного деяния, предусмотренного УК РФ. Содержанием ответственности выступает применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия либо помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Субъектами ответственности являются, с одной стороны, несовершеннолетний, с другой — государство в лице суда либо общество в лице комиссий по делам несовершеннолетних (причем в последнем случае гарантии прав несовершеннолетних правонарушителей значительно ниже). Столь пестрый субъектный состав свидетельствует о недостаточной теоретической разработанности данного института и позволяет предложить в качестве возможного варианта его оптимизации наделение полномочиями по применению мер, ограничивающих статус несовершеннолетнего, исключительно судов, в частности семейных судов. Основанием ювенальной ответственности является совершение несовершеннолетним, не обладающим признаками субъекта преступления (ст. 20 УК), общественно опасного деяния, указанного в УК, а условием — достижение определенного возраста. Считаем, что он должен быть установлен единым и для применения мер воспитательного воздействия, и для помещения в специальное воспитательное учреждение и состав­лять 11 лет. Именно этот возраст определен сейчас ст. 15 Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» для помещения несовершеннолетнего в специальное воспитательное учреждение.

Заметим, что меры ювенальной ответственности могут быть применены в рамках уголовной ответственности несовершеннолетних согласно ст. 92 УК; в соответствии со ст. 92 УК уголовная ответственность несовершеннолетних может быть заменена ответственностью ювенальной. Это позволяет утверждать, что в сфере уголовно-правового регулирования отношений с участием несовершеннолетних функционирует, помимо собственно уголовной, институт ювенальной ответственности, в силу чего ответственность несовершеннолетних в уголовном праве можно рассматривать не просто как функциональный, а как комплексный институт.

В соответствии с этим формы реализации ответственности несовершеннолетних в уголовном праве могут быть следующими: 1) уголовная ответственность с назначением уголовного наказания (с его отбытием, с отсрочкой, условно); 2) уголовная ответственность с назначением мер ювенальной ответственности (с помещением в специальное воспитательное учреждение, с применением мер воспитательного воздействия); 3) ювенальная ответственность в уголовном праве.

Многообразие этих форм есть проявление принципа дифференциации ответственности несовершеннолетних в уголовном праве. Следует заметить, что это своего рода второй уровень дифференциации: вначале законодатель градирует ответственность в зависимости от уровня общественной опасности совершенного деяния и личности безотносительно к несовершеннолетнему возрасту последней (в процессе криминализации и пенализации деяний, классификации преступлений, установлении квалифицирующих и привилегирующих признаков и др.), а затем устанавливает особые правила ответственности исключительно для лиц, не достигших совершеннолетия, тем самым дифференцируя уже дифференцированную ответственность. Вместе с тем в современном законодательстве это правило соблюдается не всегда. Синхронность процессов дифференциации ответственности вообще и дифференцирования ответственности несовершеннолетних создает порой неразрешимые проблемы и противоречия, особенно при назначении наказания несовершеннолетним преступникам. А потому считаем, что уточнение последовательности дифференциации ответственности в уголовном праве является принципиально важным.

Указанные выше формы реализации ответственности несовершеннолетних в уголовном праве устанавливаются законодателем и избираются правоприменителем в зависимости от характера, степени общественной опасности преступления и от характеристики личности несовершеннолетнего. Так, уголовное наказание является формой реакции государства на преступление (независимо от его категории), совершенное несовершеннолетним, имеющим, как правило, отрицательную характеристику и требующим суровых мер воздействия для своего исправления. Меры воспитательного воздействия применяются к лицам, совершившим в возрасте до 18 лет преступления небольшой или средней тяжести; при этом ст. 92 УК умалчивает об особенностях личности виновного. Помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение применяется к тем несовершеннолетним, которые совершили преступление средней тяжести и если цели наказания могут быть достигнуты именно с помощью этой меры; характеристика личности несовершеннолетнего ч. 2 ст. 92 УК также не дана. Меры ювенальной ответственности применяются к несовершеннолетним, не имеющим антиобщественной установки, за преступления небольшой или средней тяжести.

Представляется, что степень карательного воздействия и объем заложенных правоограничений в каждой из этих форм различны: максимума они достигают в уголовном наказании; в мерах же воспитательного воздействия они минимальны. Различные по содержанию, эти формы могут быть применены в случае совершения равноценных по тяжести преступлений. За преступление небольшой или средней тяжести может следовать либо наказание, либо меры воспитательного воздействия, а за преступления средней тяжести, кроме того, — еще и помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение; при этом несовершеннолетний может быть осужден, а может быть освобожден от уголовной ответственности. В этой ситуации критерием, позволяющим суду избирать оптимальную разновидность той или иной формы реализации ответственности, является характеристика личности виновного несовершеннолетнего: его поведение до, во время и после совершения преступления. При этом, распространяя зафиксированное в ч. 1 ст. 60 УК требование об экономии мер уголовного наказания на процесс выбора формы ответственности и формулируя при этом принцип экономии мер уголовной репрессии, мы должны отметить, что суд вправе назначить несовершеннолетнему уголовное наказание лишь после удостоверения в неэффективности иных мер воздействия. Однако это требование будет справедливо лишь в том случае, если выделяемые нами формы ответственности несовершеннолетних преследуют одинаковые цели. В противном случае замена строгой формы менее строгой, и наоборот, будет неэффективной и не соответствующей требованиям закона.

Вопрос о целях различных форм уголовной ответственности (не говоря уже об ответственности ювенальной) в комплексе не рассматривался. Наиболее разработано в уголовно-правовой доктрине учение о целях наказания. В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК ими являются: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, а также общая и частная превенция. Не останавливаясь подробно на их анализе, отметим, что эти же цели согласно ч. 2 ст. 92 УК преследует и помещение несовершеннолетних в специальные воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения. Цели применения принудительных мер воспитательного воздействия в случае назначения их по ч. 1 ст. 92 УК в законе не оговариваются.

Уголовный закон упоминает о цели данных мер лишь в ситуации, когда они связаны с ювенальной ответственностью; согласно ст. 90 УК ею является исправление несовершеннолетнего. Означает ли это, что цель исправления является единственной целью мер воспитательного воздействия, назначаемых в порядке ст. 92 УК? Нацелены ли они на достижение социальной справедливости и предупреждение преступлений или нет? Попытаемся ответить на эти вопросы методом от противного.

Допустим, что меры воспитательного воздействия нацелены исключительно на исправление несовершеннолетнего. В этом случае мы вынуждены признать возможным наличие следующей ситуации. Несовершеннолетнему, совершившему преступление средней тяжести, суд может назначить наказание либо поместить в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, стремясь при этом восстановить социальную справедливость, исправить осужденного и предупредить возможные преступления. К другому несовершеннолетнему, совершившему такое же преступление, он вправе применить принудительные меры воспитательного воздействия, оставаясь при этом равнодушным к проблемам восстановления справедливости и превенции преступлений. В силу того, что преступления в описываемой ситуации обладают тождественными характером и степенью общественной опасности, то очевидно, что критерием выбора формы ответственности стала личность виновного. В итоге получается, что преступление средней тяжести, совершенное несовершеннолетним «А», нарушает социальную справедливость, поскольку наказание требует ее восстановления, а то же преступление, совершенное несовершеннолетним «В», эту социальную справедливость не нарушает. Ошибочность такого вывода очевидна. Социальная справедливость — это объективная категория, а потому возможности ее нарушения определяются объективными и субъективными характеристиками совершенного деяния, а не личностными особенностями преступника. Всякое преступление в той или иной мере нарушает социальную справедливость, разрушает сложившееся в обществе представление о возможном и запретном, о добре и зле. А потому усилия государства после обнаружения и установления факта совершения преступления должны быть направлены к реабилитации попранной в обществе справедливости. То же самое можно сказать и в отношении цели предупреждения преступлений.

Таким образом, наказание, помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение и меры воспитательного воздействия преследуют, на наш взгляд, единые цели.

Общность целей различных форм ответственности несовершеннолетних в уголовном праве позволяет ставить вопрос о наличии целей реализации самой ответственности. В случае положительного решения этого вопроса можно отказаться от постоянного сравнивания целей, не связанных с наказанием форм уголовной и ювенальной ответственности, с целями наказания, что даст возможность создать строгую и стройную классификацию форм ответственности, подчиненных общим целям, будет препятствовать возникновению и проявлениям разнонаправленности мер государственного реагирования на совершенное преступление и обеспечит в конечном итоге соблюдение принципа законности в уголовном праве.

Цели реализации ответственности могут быть достигнуты исключительно в той ситуации, когда виновное лицо осознает смысл и социальное значение как совершенного поступка, так и применяемых к нему мер воздействия. Известно, что таким качеством обладает не всякое лицо, а лишь то, которое отвечает признакам субъекта преступления: достигло установленного в ст. 20 УК возраста и является вменяемым.

Следует заметить, что признаки субъекта преступления определяются ст. 19 УК в качестве условий уголовной ответственности наряду с признанием в ст. 8 УК основанием уголовной ответственности совершение деяния, содержащего признаки состава преступления. Законодатель, таким образом, воспринял идею разделения основания и условий уголовной ответственности, обсуждаемую в науке достаточно давно.[3] Однако данное решение вряд ли можно признать удачным. Тавтологичность двух норм очевидна, поскольку признаки субъекта есть часть признаков состава преступления. В связи с этим понятие условий уголовной ответственности теряет самостоятельное значение, ибо условием не может выступать часть основания чего-либо.

Вместе с тем если для взрослых лиц категория условий уголовной ответственности лишена смысла, то для несовершеннолетних ее обоснование оправданно и справедливо. Под условиями (предпосылками) уголовной ответственности понимают «те обстоятельства, которые необходимы, но недостаточны для уголовной ответственности».[4] Считаем, что такое условие для несовершеннолетних — уровень их психического развития.

[1] Кандидат юрид. наук, докторант Ставропольского государственного университета.

[2] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 469.

[3] не руководит ими, а лица, указанные в ч. 3 ст. 20 и ч. 1Историю вопроса см., напр.: Карпушин М. П., Курляндский В. И. Уголовная ответствен­ность и состав преступления. М., 1974. С. 186-192.

[4] Историю вопроса см., напр.: Карпушин М. П., Курляндский В. И. Уголовная ответственность и состав преступления. М., 1974. С. 186-192.

Необходимость выяснения уровня развития несовершеннолетнего закреплена в ч. 3 ст. 20 УК, в соответствии с которой, если достигший возраста ответственности несовершеннолетний обнаруживает не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, которое лишает его возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Указанная особенность некоторых подростков привлекала внимание исследователей еще с XIX столетия. При этом более чем полуторавековой опыт изучения проблемы завершился внедрением в уголовно-правовую доктрину категорий «возрастная невменяемость». Некоторые юристы используют этот термин открыто,[5] очевидно, поддерживая суждение о динамике вменяемости, о наличии ряда «переходных ступеней» между вменяемостью и невменяемостью; другие, при той же логике, не используя термина «возрастная невменяемость», предлагают учитывать особое состояние несовершеннолетнего в рамках категории «вменяемость», расценивая ее как «качественно новый уровень развития личности», «свойство личности6]

Полагаем, что оценивать рассматриваемое свойство несовершеннолетнего с позиций вменяемости-невменяемости, по меньшей мере, не корректно. Категории «вменяемость», «невменяемость» не являются изменчивыми, они «позволяют признать лицо субъектом уголовного права независимо от того, ближе или дальше отстоят от нормы его индивидуальные особенности».[7] Такой вывод следует из анализа текста ч. 3 ст. 20, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22 УК РФ, согласно которым невменяемое лицо не осознает характер своих действий и/или не руководит ими, а лица, указанные в ч. 3 ст. 20 и ч. 1 ст. 22 УК — осознают и руководят, но не в полной мере. В силу этого необоснованным представляется мнение С. Шишкова о том, что при «возрастной невменяемости» полностью отсутствует способность к осознанно регулируемому поведению.[8] Мера осознания и руководства своим поведением, таким образом, не влияет на решение вопроса о вменяемости лица; оно зависит от того, есть это осознание и руководство или его нет.

Мы не может признать несовершеннолетних, обнаруживающих отставание в психическом развитии, невменяемыми, поскольку у них отсутствует психическое расстройство (медицинский критерий невменяемости). А поскольку они осознают (хотя и не в полной мере) фактический характер и общественную опасность своего поведения и могут (хотя опять же не в полной мере) им руководить, они должны признаваться вменяемыми.

Вместе с тем законодатель исключает их ответственность. Резонный вопрос: на основании чего? В ответе на него следует опираться на нормы ч. 3 ст. 20 УК. Статья называется «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», а потому и объяснение законодательного решения о непривлечении несовершеннолетних с отставанием в развитии к уголовной ответственности надо искать не в плоскости их вменяемости, а в плоскости достижения ими возраста ответственности.

Возраст определяется в науке различным образом. М. М. Коченов, например, утверждает, что «понятие возраста употребляется в законе только в одном смысле — как указание на количество прожитого человеком времени»,[9] Г. И. Щукина, напротив, считает, что возрастом принято называть период развития человека, который характеризуется качественными изменениями в физических и психических процессах.[10]Сочетание этих позиций можно обнаружить в работах Л. В. Боровых, Р. И. Михеева.[11] Как видим, исследователи при всем многообразии подходов достаточно четко разграничивают календарный (хронологический, паспортный) возраст и фактический возраст.

Календарный возраст устанавливается в годах, месяцах, днях согласно закрепленной в документах о рождении дате рождения. При этом, по разъяснению Пленума Верховного Суда РФ, лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т. е. с ноля часов следующих суток.[12]

Фактический возраст имеет несколько разновидностей: а) биологический (функциональный), устанавливаемый по медицинским критериям (зоны окостенения, количество зубов, вторичные половые признаки и др.); именно этот возраст должен быть установлен судебно-медицинской экспертизой в случае отсутствия документов о рождении; причем, как указал Пленум, днем рождения лица следует считать последний день того года, который назван экспертами; а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предполагаемого экспертами минимального возраста такого лица. Установленный на основании экспертизы возраст имеет такое же значение, что и возраст календарный: если он ниже 16 (14) лет, вопрос об уголовном преследовании отпадает; б) социальный (гражданский) возраст, устанавливаемый психолого-педагогической экспертизой исходя из социальной адаптации, возможности адекватно реагировать на окружающий мир, принимать самостоятельные решения и др. На наш взгляд, именно о достижении этого возраста идет речь в ч. 3 ст. 20 УК.

Презумпция о совпадении календарного и фактического возраста относится к числу опровержимых, что доказано и психологами, и медиками, и историей уголовного законодательства, и современной практикой. Так, судом Ханты-Мансийского автономного округа пятнадцатилетняя Шевченко осуждена по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство потерпевшей, находившейся в беспомощном состоянии. Отменяя этот приговор, Судебная коллегия Верховного Суда РФ указала, что суд не дал оценки противоречиям между выводом эксперта-психолога о том, что Шевченко по уровню развития не соответствует своему возрасту, а потому не в полной мере понимает значение своих действий и не может полностью руководить ими, и заключением эксперта-психиатра о том, что Шевченко здорова и способна отдавать отчет своим действиям и руководить ими. Верховный Суд РФ, таким образом, уточнил формулу ч. 3 ст. 20 УК: «вменяемое лицо, не в полной мере осознающее характер своего поведения и руководящее им в силу несоответствия фактического (социального) возраста календарному, не подлежит уголовной ответственности».

Вместе с тем категория фактического возраста некоторыми исследователями подвергается жесткой критике. Так, С. Шишков пишет, что внедрению ее в практику препятствует, как минимум, три обстоятельства: 1) вывод о том, что фактический возраст несовершеннолетнего ниже его календарного возраста, вовсе не означает, что такое лицо лишено способности должным образом контролировать свои действия; 2) отсутствуют четкие возрастные стандарты, представляющие собой систему социально-психологических характеристик, свойственных определенному возрасту; 3) категория фактического возраста не основана на действующем УК.[13]

Рассуждая над этим, следует оговориться, что уголовно-правовое значение имеет лишь несоответствие календарного и социального возраста. Отставание или опережение биологического возраста относительно календарного не влияет на объем осознания несовершеннолетним качества своих поступков, а потому не играет роли при привлечении его к ответственности, если, конечно, точно известен календарный возраст, поскольку при его отсутствии уровень физического развития предопределяет вывод о достижении (недостижении) возраста уголовной ответственности и совершеннолетия. А поскольку при точном знании возраста несовершеннолетнего его биологический возраст не устанавливается, то и выяснять их соответствие не имеет смысла. Календарный и биологический (если не известен календарный) возраст несовершеннолетнего должны соотноситься только с его социаль­ным возрастом.

В возражение же С. Шишкову мы можем отметить, что, во-первых, отсутствие понятия фактического возраста в УК не является препятствием к его теоретической разработке и возможной коррекции самого УК; а, во-вторых, вывод о несоответствии несовершеннолетнего социальному возрасту как раз и строится на основе анализа его способности в должной мере осознавать свои поступки и руководить ими.

Таким образом, мы склонны поддержать отвергнутую С. Шишковым мысль о «легализации» категории фактического возраста и, соответственно, несколько трансформировать ч. 3 ст. 20 УК. Считаем возможным конструирование самостоятельной нормы примерно следующего содержания:

«Статья 201. Отставание в психическом развитии

1. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, достигший возраста, установленного ст. 20 настоящего Кодекса, который в силу отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, этому возрасту явно не соответствует».

В этой же статье необходимо определить и последствия совершения таким несовершеннолетним предусмотренных УК общественно опасных деяний. На необходимость этого уже указывалось на страницах юридической печати.[14] Полагаем, что адекватной реакцией на такое поведение могут стать принудительные меры воспитательного воздействия либо помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Именно такие меры предусмотрены для рассматриваемой категории несовершеннолетних Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Возможность их применения должна быть закреплена в ч. 2 будущей ст. 201 УК РФ.

В итоге в УК РФ будет выстроена следующая схема решения вопроса об ответственности несовершеннолетнего:

1) достиг возраста, вменяем — подлежит уголовной ответственности (ст. 19 УК);

2) достиг возраста, невменяем — не подлежит уголовной ответственности (ст. 21 УК);

3) вменяем, не достиг возраста (календарного либо социального) — не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК);

4) вменяем, достиг возраста, имеет психическое расстройство — подлежит уголовной ответственности (ст. 22 УК).

В решении вопроса ответственности несовершеннолетних позитивное влияние может оказать позиция психологов, по которой для признания лица (в том числе, и особенно, несовершеннолетнего) способным к виновной ответственности «необходимо и достаточно установить: 1) способность понимать регулирующую роль базовых ценностей и норм общества; 2) возможность доступа к информации о них; 3) способность учитывать их наличие — или принимая к руководству, или отвергая в ситуации выбора».[15] При этом интегральным критерием такой способности признается «социально ориентированная управляемость поведением в ситуации выбора».[16] Она определяется двумя моментами: во-первых, возрастом несовершеннолетнего, а во-вторых, уровнем его психического развития.

Возраст — важнейший фактор в механизме ответственности несовершеннолетних. УК не признает за лицами, не достигшими 14 лет, способности к осознанному выбору социально полезной модели поведения в ситуации выбора и тем самым выводит их за рамки уголовной ответственности, утверждая неопровержимую презумпцию их безответственности, даже если до достижения этого возраста они достигли уровня развития, позволяющего оценивать свое поведение с общесоциальных позиций и осуществлять выбор между позитивной и негативной моделью поведения. Начиная же с 14 лет в несовершеннолетнем предполагается наличие способности к осознанному выбору, а следовательно, возможности и целесообразности ответственности. Вместе с тем возрастной порог уголовной ответственности, установленный на сегодняшний день законодательством, оценивается учеными неоднозначно. Психологи, исходя из характеристики интеллектуального, волевого, личностного уровня развития несовершеннолетних, в основном соглашаются с законодателем.[17] Юристы же, опираясь на анализ сложившейся криминогенной обстановки, данные о численности правонарушителей, не достигших возраста уголовной ответственности, и структуре совершенных ими правонарушений, выступают за понижение возрастного порога уголовной ответственности. Так, Л. В. Боровых говорит о возможности снизить возраст уголовной ответственности за тяжкие преступления против личности до 12 лет;[18] В. Г. Павлов высказался за установление тринадцатилетнего возраста ответственности за преступления, указанные в ст. 105, 111, 158, 161, 162,ч. 2,ч. 3 ст. 213 УК;[19]С. Ф. Милюков предложил снизить до двенадцати-, тринадцатилетнего возраста порог ответственности за убийство и дополнить перечень ч. 2 ст. 20 УК преступлениями, предусмотренными в ст. 209, 277, 281, 317 УК.[20] При этом и юристы, и психологи говорят о необходимости проведения «репрезентативных исследований уровня психического и личностного развития», «соответствующих криминологических и психолого-психиатрических исследований».[21]

Подобное исследование действительно необходимо, и его проведение должны взять на себя представители юридической психологии, обладающие для этого специальными методиками. Однако результаты его могут носить в уголовном праве ориентирующий, рекомендательный характер, поскольку проблема возрастного порога уголовной ответственности зависит не только от данных психологии, но и определяется принципами и содержанием уголовной политики государства.

Очевидно, обоснованна мысль о возможности осознания качества совершаемых поступков и выбора социально одобряемой модели поведения у несовершеннолетних моложе 14 лет. Однако вряд ли это обстоятельство может служить основанием снижения возраста уголовной ответственности. Современная ювенальная уголовная политика ориентирована на предельно возможное изъятие несовершеннолетних из сферы действия уголовного закона и максимальную гуманизацию мер воздействия в отношении них. В этих условиях вряд ли правомерным будет привлечение двенадцати-, тринадцатилетних подростков к уголовной ответственности и назначение им весьма суровых наказаний. Если же говорить о возможности привлечения их к ответственности без назначения уголовного наказания как одной из форм реализации их ответственности в уголовном праве (признаваемой, приоритетной для лиц 14-18 лет, а следовательно, и для двенадцати-, тринадцатилетних тем более), то эту процедуру целесообразно осуществить с использованием института ювенальной ответственности на основе Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Именно так сейчас решается вопрос об ответственности лиц в возрасте 14—16 лет за совершение уголовно наказуемых деяний, не указанных в ч. 2 ст. 20 УК. Законодатель не отказывает этим лицам в возможности осознавать общественно опасный характер совершаемых действий, но считает негуманным и нецелесообразным их осуждение и наказание, допуская применение к ним мер воспитательного воздействия и помещение их в специальное воспитательное учреждение.

Таким образом, мы поддерживаем установленный законодателем четырнадцатилетний возраст начала уголовной ответственности. Однако данный возраст является экстраординарным, не общим. В связи с этим возникает вопрос о критериях установления перечня преступлений в ч. 2 ст. 20 УК. А. А. Гравина считает, что в нем содержатся преступления, отнесенные к кате­гории тяжких и особо тяжких;[22] Л. Д. Гаухман утверждает, что единственным существенным критерием перечня является очевидность общественной опасности этих деяний для подростков, возможность ее осознания;[23] 3. А. Астемиров полагает, что законодатель руководствовался социально-психологической оценкой личности несовершеннолетнего.[24] Полагаем, что не все из приведенных аргументов состоятельны. Позиция А. А. Гравиной просто ошибочна, что следует из анализа преступлений, указанных в ч. 2 ст. 20 УК, а утверждения Л. Д. Гаухмана и 3. А. Астемирова не полны, так как исследователи не учитывают влияние принципа гуманизма на содержание исследуемого перечня. Мы отмечали, что возможность осознавать свойство своих поступков может возникнуть и ранее 14 лет, а к 14 годам, по утверждению психологов, она возникает безотносительно к тому, указан этот поступок в ч. 2 ст. 20 УК или нет. Вместе с тем законодатель не признал четырнадцатилетний возраст общим возрастом ответственности. Существенную, если не сказать определяющую, роль в этом сыграл, на наш взгляд, принцип гуманизма, запрещающий применение суровых уголовно-правовых санкций к несовершеннолетним. В отношении четырнадцати-, шестнадцатилетних подростков он проявляется в первую очередь в ограничении круга криминальных деяний, за которые они

Схема 2. Алгоритм ответственности несовершеннолетних по УК РФ (1996 г.)

несут ответственность, и в дифференциации мер воздействия; а в отношении шестнадцати-, восемнадцатилетних— только в дифференциации ответственности. Гуманизм обеспечивает «иммунитет» от уголовной ответственности лиц, не достигших 14 лет, и в ряде случаев лиц в возрасте от 14 до 16 лет. Однако это не означает попрания принципов законности и справедливости, так как в необходимых ситуациях включается механизм ювенально-правового регулирования.

Изложенное выше позволяет сформулировать следующие основные выводы (см. также схему 2).

1. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве представлена институтом уголовной и ювенальнои ответственности, что приводит к установлению трех форм ее реализации: уголовная ответственность с назначением наказания; уголовная ответственность с назначением мер ювенальнои ответственности; ювенальная ответственность в уголовном праве. Все перечисленные формы реализации ответственности подчинены единым целям.

2. Основанием ответственности несовершеннолетних выступает совершение преступления; предпосылкой — соответствие социального возраста календарному.

3. Многообразие форм реализации ответственности несовершеннолетних свидетельствует о последовательной ее дифференциации, которая проводится законодателем на основе уровня общественной опасности деяния и личности несовершеннолетнего.

 

[5] Там же. С. 187.

[6] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. И. Бойко. Ростов-н/Д., 1996. С. 83; Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. М., 1997. С. 117, и др.

[7] Астемиров 3. А. Уголовная ответственность и наказания несовершеннолетних (теоретическое введение в изучение спецкурса): Учебное пособие. М., 1970. С. 24-26 и др.; Шишков С. Правомерен ли вопрос экспертам о соответствии несовершеннолетнего обвиняемого своему календарному возрасту// Консультант. Судебная практика, и др.

[8] Михеев Р. И. Уголовная ответственность лиц с психофизиологическими особенностями и психическими аномалиями (спорные вопросы правовой теории и трудности практической деятельности органов правоприменения): Учебное пособие. Хабаровск, 1989. С. 14.

[9] Шишков С. Правомерен ли вопрос экспертам о соответствии несовершеннолетнего обвиняемого своему календарному возрасту.

[10] Коченов М. М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы: Автореф. докт. дис. М., 1991. С. 34.

[11] Щукина Г. И. Возрастные особенности школьника. Л., 1955. С. 3.

[12] Боровых Л. В. Проблема возраста в механизме уголовно-правового регулирования: Автореф. канд. дис. Екатеринбург, 1993. С. 8; Михеев Р. И. Проблемы вменяемости, вины и уголовной ответственности (теория и практика): Автореф. докт. дис. М., 1995. С. 17.

[13] Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (п. 7) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4. С. 10.

[14] Шишков С. Правомерен ли вопрос экспертам о соответствии несовершеннолетнего обвиняемого своему календарному возрасту.

[15] Кудрявцев И., Морозова М. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК// Российская юстиция. 1997. № 8. С. 29.

[16] Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998. С. 86.

[17] Там же. С. 102.

[18] Там же. С. 111 — См. также: Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М, 1935. С. 362—368; Возрастная и педагогическая психология. М., 1973. С. 5, 142, 165, и др.

[19] Боровых Л. В. Проблемы возраста в механизме уголовно-правового регулирования. С. 13.

[20] Павлов В. Г. Субъект преступления и уголовная ответственность. СПб., 2000. С. 35.

[21] Милюков С. Ф. Российское уголовное законодательство: Опыт критического анализа. СПб., 2000. С. 55.

[22] Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. С. 112.

[23] Уголовная ответственность несовершеннолетних: Научно-практическое пособие / Отв. ред. В. П. Кашепов. М., 1999. С. 17.

[24] Гаухман Л. Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М., 2001. С. 175.

Источник: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=182270


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!