Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по праву»

/ Общее право
Контрольная,  18 страниц

Оглавление

1. Прекращение трудового договора по обстоятельствам не зависящим от воли сторон
2. Имущественные права супругов по брачному договору
3. Президент РФ

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993
2. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (часть 1). Ст. 3
3. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №2. Ст. 16
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст. 410
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005
7. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М., 2005
8. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник. М., 2003
9. Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. М., 2006
10. Трудовое право: Учебник для вузов / Под ред. В.Ф. Гапоненко, Ф.Н. Михайлова. М., 2005


Работа похожей тематики


Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века.
Доброхотова, Е. Н.

Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века (о методах и формах юридического образования в современной России)

Е. Н. Доброхотова*

Два направления осуществляемой ныне реформы юридического обра­зования — обновление содержания образовательных программ и совершенство­вание методик преподавания — осуществляют так называемые юридические клиники, создаваемые в последнее время при вузах. Клинические образо­вательные программы весьма разнообразны, как и способы их реализации.

Два года назад, в сентябре 1998 г. на юридическом факультете СПбГУ начала свою работу в экспериментальном режиме юридическая клиника.1 За первые три месяца этой работы была создана комплексная образовательная программа привития студентам старших курсов практических навыков профессиональной деятельности. Программа основана на методиках «учебы через действие» и «учебы во взаимодействии» студентов и преподавателей, иными словами, — интерактивных методах. Такие методы успешно приме­няются в образовательном процессе на юридическом факультете СПбГУ.2

Уже пройдя половину пути, мы узнали достаточно подробно, благодаря просветительской деятельности Фонда Форда по содействию развитию юридических клиник в России, об американском опыте подобной педагоги­ческой работы. Это помогло нам в дальнейшем откорректировать содержание нашей учебной программы и обогатить наши представления об арсенале обучающих приемов. Американские коллеги реализуют подобные программы в рамках клиник, создаваемых юридическими вузами либо при их участии.

В клинике студенты имеют возможность отрабатывать полученные знания и навыки в реальных делах (как часто говорят, на «живом клиенте»).

Именно потому, что вначале мы самостоятельно пережили и прочувство­вали все проблемы и все достоинства новой программы и не вполне привыч­ного для всех комплексного применения только интерактивных методик преподавания юридических дисциплин, мы можем утверждать, что они, не будучи механическим копированием чужеродного опыта, не знают государственных границ. Параллельно происходящей интеграции правовых систем и программ юридического образования и способов их преподавания осваивание опыта обучения указанными методами обеспечит студентам XXI в. возможность успешно адаптироваться к изучению юридических наук в различных странах мира. В преддверии XXI в. пожелаем себе и студентам, чтобы юриди­ческое образование преодолело национальную изолированность вслед затем, как и сам его предмет — право и науки о нем перестанут быть по преимуществу внутринациональными феноменами. Авторы принятых в России образова­тельных стандартов проделали достаточно большую работу в этом направлении.

Клиника в рамках образовательной программы решает задачи индиви­дуальной профессиональной специализации будущего юриста, адаптации его к условиям и требованиям практической деятельности адвоката, воспитывает осознанное применение норм профессиональной этики3 при неизбежно возникающих дилеммах различных видов конфликта интересов. Клиника в части организации студенческой практики оказывает юридические услуги только (или по преимуществу) малоимущим гражданам, не имеющим возможности обратиться за помощью к профессиональным адвокатам. Тем самым клиники дополняют составные части механизма гарантирования всем гражданам качественной юридической помощи в реализации и защите их прав и законных интересов. Качество оказываемой помощи обеспечено особой системой подготовки студентов к работе с клиентами и ее контроля со стороны индивидуального куратора, а также порядком аттестации студентов по результатам практики в клинике. Бесплатное оказание юридических услуг малоимущим гражданам помогает студентам осознать социальную роль юридической профессии в демократическом обществе, строящем правовое государство. Для вузов, выполняющих наряду с образовательной работой научно-исследовательскую, подобная практика студентов дает своеобычную эмпирическую базу, поскольку выявляет прежде латентные виды нарушений прав граждан из социально уязвимых слоев.

Клиника — не единственная форма работы студентов-юристов с гражданами. Наряду с клиниками в России в последние годы созданы и функционируют общественные приемные, студенческие юридические консультации, правозащитные центры, информационные правовые центры, организации так называемой муниципальной адвокатуры. Общее, что их объединяет, заключается в целях деятельности, составе «правозащитников», специфической роли — дополнять и расширять возможности получения грамотной юридической помощи. В России с помощью всех этих организаций создается так называемое право публичных интересов, или право социальной справедливости гражданского общества.

Однако между правозащитными организациями есть и различия, часть которых можно считать существенными (принципиальными), поскольку они свойственны одной рассматриваемой форме и не свойственны остальным. Необходимо их выделить, ибо попытки их вкрапления в другую форму не приведут к успеху и даже могут дезорганизовать деятельность. Часть различий, с позиции нашего рассмотрения, можно отнести к вторичным, поскольку они зависят от внешних по отношению к правозащитной организации факторов. Так, различия в направлениях деятельности, режимах работы, иных факторах организации работы зависят от специфики вуза (профилизация, количество обучаемых студентов, кадровый потенциал и возможности его развития), от региона с его особой социально-экономической, демографической структурой, структурой рынка юридических услуг и возможностями их получения всеми жителями региона, а также проблемами, ставшими типич­ными для его жителей.

Остановимся на принципиальных чертах каждой из названных форм, выявлению которых способствовало ознакомление с работой различных из описываемых организаций, действующих в разных регионах России. Конференции, посвященные проблемам развития правозащитного движения, реформам юридического образования, продвижению юридического клини­ческого образования (интерактивным методикам обучения), проведенные различными зарубежными и международными фондами, содействующими российским правовым реформам, дали немало материала для наблюдений и обобщений. Автору настоящей статьи уже доводилось предлагать некоторые из них вниманию участников движения по развитию форм студенческой юридической практики.4 Характеристика каждой формы важна и необходима для унификации используемой терминологии и для единообразного пони­мания содержания деятельности названных организаций.

Общественные приемные  временно действующие организации. Главное их отличие от юридических клиник в том, что оказание юридической помощи такими организациями вторично по отношению к основной цели их создания — тестированию социально значимых (в том числе и правовых) проблем, например, в период проведения предвыборных кампаний, широкомасштаб­ного обсуждения важнейших законопроектов и т. д.

У нас зачастую под этим названием действуют студенческие юридические консультации, созданные депутатами представительных органов власти различных уровней, органами исполнительной власти и местного само­управления либо правозащитными организациями самых разнообразных форм. Так называемые общественные приемные (на самом деле — студен­ческие консультации) — это организации, в которых

1) прием граждан осуществляется студентами самостоятельно;

2) обращающиеся не дифференцированы по категориям (может быть принят любой гражданин, так как общественная приемная преследует цель охвата своими услугами представителей всех слоев общества);

3) нет ограничения по формам работы с гражданами (возможны ответы на вопросы по телефону, через средства массовой информации, по письмен­ным обращениям, на личном приеме за одно посещение, в том числе и путем выездов консультантов к месту жительства или в стационары учреждений социальной защиты населения, в места содержания лиц, отбывающих наказание, и т. д.);

4) чаще всего нет специализации по отраслям законодательства, поэтому для общественных приемных так важно знать о специализированных юридических консультациях, куда можно направлять граждан за получением специальной помощи;

5) студенты, как правило, лишь разъясняют содержание правовых норм и ориентируют граждан в способах получения дополнительной квалифи­цированной помощи от других правовых организаций;

6) нет обучающей программы (общих аудиторных занятий);

7) нет, как правило,5 и индивидуального наставничества с распреде­лением ответственности за качество оказанной помощи между наставником и консультантом.

Общественные приемные сильны тем, что осуществляют экспресс-обслуживание любых граждан и по любым вопросам.

Подобная универсализация в практической области требует сэкономить на подстраховке пока непрофессионалов и наобучении навыкам работы со стороны наставника. О втором «резерве экономии» приходится сожалеть особо, так как он представляется существенным элементом студенческой практики.

Главные услуги — информирование и ориентирование гражданина в лабиринтах права, что не исключает возможности оказания студенческими юридическими консультациями и других услуг, но требует реорганизации работы по типу правовых клиник (хотя бы и без введения специальных и целостных обучающих программ) либо по типу самостоятельного профес­сионального объединения.

Информационно-правовой центр — организация, в которой студенты формируют информационно-правовые базы для типичных областей социально-правовых интересов граждан и обеспечивают их допуск к таким базам. Это могут быть компьютерные базы, печатные подборки материалов, правовые библиотечки (собрания кодексов, специальных законов, местных актов, а также материалов правоприменительной деятельности, причем последние — обязательно в обработке, способствующей пониманию гражданами, не имеющими специального юридического образования).

Информационно-правовые центры имеют следующие специфические черты.

1. Работа в таких организациях формирует у студентов лишь навыки обработки нормативно-правового и практического материала, причем с ориентацией на типичные запросы.

2. Практика студентов больше тяготеет к научно-практической работе, ориентированной не только на обеспечение реализации прав граждан, но и на поиск путей совершенствования деятельности правоприменительных органов. Поэтому работа студентов обязательно должна вестись под руководством преподавателей научно-образовательных комплексов и во взаимо­действии с правоприменительными органами.

3. Работа осуществляется без контакта с гражданином, а значит, без персонификации проблем.

4. Гражданин не становится клиентом практикующего студента. Следова­тельно, не возникает особой (конфиденциального характера) связи между юристом и обратившимся за помощью.

5. Студент не ощущает никакой ответственности за конечный результат обращения гражданина в правовой центр.

6. Роль преподавателей (чаще даже одного-единственного преподава­теля) — чисто организационная: осуществить набор практикантов, составить график их дежурств и проконтролировать его соблюдение.

7. Обучение (если таковое не производилось в рамках традиционного учебного плана) необходимо лишь для обеспечения грамотного и культурного обращения с техникой и иными источниками правовой информации.

Таким образом, практика в центре формирует ряд важных навыков профессиональной деятельности, но не дает основы для осознания ответ­ственности за ход и конечный результат юридического дела, которое возникнет из той проблемы, с которой гражданин пришел в правовой центр. Это значит, что в интересующей нас области правовых реформ центры должны сотрудничать с организациями, разъясняющими гражданам смысл правовой нормы, ориентирующими в ходе решения их правовых проблем, а также организациями, сопровождающими граждан (уже в качестве клиентов) по лабиринтам права, т. е. с общественными приемными, студенческими консультациями «муниципальной адвокатуры», клиниками, созданными как при вузах, так и при общественных организациях (в том числе право­защитных).

Консультации «муниципальной адвокатуры» появились как вариант клиник, но постольку поскольку важнейшим, существенным признаком клиники является наличие предварительного обучения профессиональному мастерству,представляется обоснованным выделение «муниципальных адвокатур» в самостоятельную форму студенческой производственной практики как не предполагающую подобного обучения. Консультации «муниципальной адвокатуры» имеют следующие особенности.

1. Они не имеют образовательных программ.

2. Они представляют собой форму самостоятельной практики студентов, как правило, под общим руководством и общим контролем одного из профессиональных адвокатов и иногда под общим патронажем депутата законодательного органа того или иного уровня власти.

3. Помещения для своей работы, техническое обеспечение деятельности, какое-то количество расходных материалов эти студенческие консультации получают от органов местного самоуправления, отсюда и их название. Оно не связано с муниципальным правом или муниципальным правосудием, а связано с муниципальной властью и потому взято в кавычки.

Думается, что те консультации, которые существуют при муниципа­литетах либо организованы депутатами, правильнее относить к общественным приемным, создаваемым при органах власти. Их существование необходимо и полезно: такие приемные предполагают широкий демократический подход к правовому обеспечению прав граждан, особенно в области их взаимодействия с различными органами власти. Очевидно, что «муниципальная адвокатура» должна обеспечивать хороший уровень правовой культуры в отношениях власть — гражданин.

Те же консультации, что функционируют под руководством адвокатов, могут со временем (при условии введения учебно-практических занятий) прийти к модели клиники либо воплотиться в форму стажировки в адвокатуре.

Как показала конференция, прошедшая в Москве в октябре 1999 г., организации «муниципальной адвокатуры» действуют на принципах, заимство­ванных то от одной, то от другой формы. Это характерно для этапа формирования любого нового элемента системы правозащитных организаций.

Правовая клиника — форма, в значительной степени воспринятая из опыта юридического образования ряда стран Европы, и особенно Соеди­ненных Штатов Америки. Идеи создания клиник прочно овладели умами многих руководителей юридических вузов России в последнее пятилетие и активно воплощались в последние 2-3 года. За это время данная форма юридического образования весьма успешно адаптировалась к российским условиям. Клиники организуются при вузах, учебно-научных центрах, центрах поддержки правовых реформ, правозащитных, политических, иных общественных организациях и при органах власти.

Принципиальные черты клиник, созданных при вузах, следующие.

1. Клиника, как правило, объединяет три направления деятельности вуза — научное, образовательное, организацию практики студентов.

1.1. Научное направление предусматривает сбор и обработку право­применительной практики для подготовки студентами научных сообщений, курсовых и дипломных работ.

1.2. Образовательное направление состоит в том, что клиника имеет собственную программу в дополнение к общим дисциплинам вуза.

1.3. Организация практики осуществляется собственными препода­вателями, имеющими опыт практической деятельности, с привлечением практикующих адвокатов.

2. Практика в студенческой консультации осуществляется студентами под их личную ответственность, в то же время ход работы по делу и качество проработанности дела строго контролируются со стороны индивидуальных кураторов.

2.1. Студент не имеет права начать работу непосредственно с клиентом, пока не обсудит ее ход и характер со своим куратором.

2.2. Любой документ, созданный практикантом по конкретному делу, подписывается куратором, чем гарантируется качество оказываемых услуг.

2.3. Создается особый механизм «подстраховки» студента на случай необоснованных жалоб со стороны клиентов.

3. Клиники прежде всего преследуют цели развития у студентов комму­никативных навыков, соблюдения при общении норм профессиональной этики, а также повышения личной ответственности за порученное дело, поэтому заочное консультирование (по письмам, по телефону, через третьих лиц) исключается категорически; практикант работает по схеме «адвокат — клиент».

4. Клиника оказывает юридическую помощь только малоимущим гражданам, чем обеспечивается выполнение клиниками социальной роли — сделать квалифицированную юридическую помощь доступной для любых категорий граждан.

5. Работе предшествует обучение навыкам, которые невозможно полу­чить, изучая традиционные дисциплины учебного плана.6

6. Обучение ведется исключительно на основе интерактивных методик.7

Правовая клиника юридического факультета СПбГУ.

Содержание программы, объем и виды занятий согласованы с требо­ваниями Государственного образовательного стандарта и с содержанием учебного плана факультета.

Обучающая часть программы включена в учебный план как спецкурс, имеющий объем 56 обязательных учебных часов и предваряющий практику. В ходе практики два раза в месяц для каждой группы практикантов (в соответ­ствии с их специализацией) могут проводиться спецсеминары либо малые спецкурсы по актуальным проблемам развития отрасли правовой специа­лизации и особенностям ведения отдельных категорий дел. Общий объем занятий колеблется от 72 до 120 аудиторных часов (в расчете на одного обучающегося).

Оригинальность нашей программы определяется тремя характеристиками:

- программа ориентирована на практику в учебной юридической фирме (прообраз настоящей юридической фирмы или адвокатского бюро), имеющей свои функциональные группы и свои управляющие органы, сформированные из студентов-практикантов;

- программа представляет собой систему тематических модулей, дающих возможность 2-уровневого преподавания названного спецкурса (для студентов 2—3-го и для студентов 4-5-го курсов обучения по специальности и направлению «юриспруденция»);

- программа имеет гибкую структуру, что позволяет реализовать ее в двух режимах: беспрерывного интенсивного обучения студентов перед началом их практики в клинике и параллельно с такой практикой. Второй режим благоприятен для студентов дневного отделения, желающих пройти практику по индивидуальному плану, а также для студентов иных, кроме дневной, форм обучения.

Программа апробирована в экспериментальном режиме работы Правовой клиники юридического факультета в октябре-марте 1998-99 учебного года и утверждена ученым советом факультета в марте 1999 г.

Клиника как часть образовательного процесса юридического факультета подчинена общему учебному расписанию факультета, общим требованиям к дисциплине студентов и работает только в течение учебных семестров и зачетных сессий.

Практиканты в соответствии с видом своей практики распределяются по функциональным группам студенческой юридической консультации и формируют из своего числа административный персонал консультации. Студенческая юридическая консультация объединяет следующие функциональные группы: две основные — консультантов и диспетчеров и две вспомогательные — службу информации и анализа (СИА) и группу рекламы и внешних связей (РиВС). В органы управления учебной юридической консультацией входят: старший координатор — «директор фирмы», коорди­натор группы диспетчеров, старший аналитик, координатор группы РиВС, а также координаторы вахт — «дежурные консультанты». Преподаватели клиники (сейчас их семеро) осуществляют индивидуальное кураторство в отношении практикантов.

Руководство юридического факультета СПбГУ оценивает развитие клиники как весьма перспективное новаторское направление образова­тельных реформ в целом и развития факультета в частности. Проекты новых клинических программ имеют статус приоритетных.

Коллектив сотрудников Правовой клиники юридического факультета СПбГУ готов к ведению предметного обсуждения тематики и проблем клинического образования как на страницах журнала, так и в ходе плани­руемых конференций и тренингов для преподавателей.

 

*Старший преподаватель СПбГУ, руководитель практики и Правовой клиники юриди­ческого факуль-тета СПбГУ.

©Е. Н. Доброхотова, 2000.

1Клиника (от греч. — врачевание) — лечебное учреждение для стационарного лечения больных, в ко-тором ведется также медицинское преподавание и научно-исследовательская работа (Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С. 283).

2Автором настоящей статьи за год до начала организации работы клиники были осуществлены мето-дические разработки для преподавания методами активного обучения (МАО) традиционного курса права соци-ального обеспечения на вечернем отделении факультета. Результаты преподавания и аттестации студентов вдохновили на реализацию идеи распро­странения комплексов МАО на преподавание других учебных дисцип-лин из числа обязательных и нетрадиционных. Комплексная образовательная программа клиники представляет собой новеллистическую для современной России учебную дисциплину как по содержанию, так и по методам обучения.

3Подробнее об этом высказываются в своих публикациях преподаватели нашей клиники М. Ю. Лаври-кова и О. В. Семыкина.

4В частности, это было сделано в докладах на конференции, проводившейся Российским Фондом пра-вовых реформ в Екатеринбурге 15—19 ноября 1999 г., на семинаре в Санкт-Петербурге 22 июня 2000 г. для на-чинающих введение клинических курсов и практики в клинике, созданной при вузе.

5Исключение составляют такие «общественные приемные», которые на самом деле действуют по схе-ме, максимально сходной со схемой работы юридических клиник.

6Например, делопроизводство, юридическая техника, культура профессиональной письменной и устной речи, профессиональная этика адвоката как часть корпоративной и общей этики, приемы интервьюирования и консультирования клиента на разных этапах этого вида профессиональной деятельности, стратегия и тактика продвижения своего дела, этика делового общения в юридической фирме, работа по юридическому делу «в ко-манде».

7О стратегии и тактике использования интерактивных методик при обучении в клинике автором подго-товлена к публикации отдельная статья для журнала «Правоведение», поэтому здесь не будет их подробного освещения.

Источник: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=159598


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!