Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Англосаксонская правовая система»

/ Общее право
Курсовая,  33 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности общего права
1.1. "Судейский" и "казуальный" характер общего права
1.2. Повышенная роль процессуального права, высокий уровень независимости судебной власти и обвинительный характер судебного процесса как отличительные особенности общего права
Глава 2. Прецедент и закон как основные источники англосаксонского права
2.1. Прецедент как основной источник англосаксонского права
2.2. Место и роль законов в системе англосаксонского права
Заключение

Список использованной литературы

1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996
2. Апарова Т.В. Суды и судебный процесс Великобритании: Англия, Уэльс, Шотландия. М., 1996
3. Арчер П. Английская судебная система. М., 1999
4. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 2004
5. Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 2004
6. Боботов С.В., Жигачев С.В. Введение в правовую систему США. М., 1997
7. Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. М., 2004
8. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1997
9. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2002
10. Дженкс Э. Английское право. М., 1997
11. Жидков О.А. Верховный суд США: право и политика. М., 2005
12. Загрядский Г.В. Правовые системы современности. М., 2005
13. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. В.В Маклаков. М., 1999
14. Косарев Л.И. Англосаксонская и романо-германская формы буржуазного права. Калинин, 1987
15. Кросс Р. Прецедент в английском праве. М., 2005
16. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 2003
17. Судебные системы западных государств / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 2001
18. Туманов В.А. Роль судебной практики в развитии советского права / СССР - Франция: социологический и международно-правовой аспект сравнительного правоведения. М., 1987
19. Уолкер P. Английская судебная система. М., 2000
20. Филиппов С.В. Судебная система США. М., 2000


Работа похожей тематики


О.Д. ЕПИФАНОВ,

Помощник заместителя председателя Правления

Сбербанка России

 

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК

С НИМ

 

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Эта норма служит основанием для развития специального законодательства о государственной регистрации прав и формировании на его основе комплексного правового института государственной регистрации.

 

Ключевые слова: право собственности, государственная регистрация, недвижимое имущество, гражданский оборот, государственный реестр прав.


Обязательность государственной регистрации вытекает из требований ст. 131 ГК РФ. Диспозитивность государственной регистрации дополняет принцип обязательности и заключается в том, что регистрационные действия производятся только на основании заявления заинтересованных лиц. Обязательность государственной регистрации означает лишь то, что она является источником юридических прав, однако прибегнет ли лицо к государственной регистрации – это акт его собственного волеизъявления. Если лицо этого не делает, то законодательство не устанавливает какой-либо ответственности или мер принуждения к регистрации прав 

Единство системы регистрации предполагает законодательное закрепление сложившейся к настоящему времени единой федеральной системы регистрации и соответствующей системы федеральных органов и их территориальных подразделений, основы которой регулируются федеральным законодательством, входящим в институт государственной регистрации прав.

Принцип единства реестра прав непосредственно связан с единством системы регистрации, поскольку децентрализованный множественный реестр не может обеспечиваться единой системой регистрации. И, наоборот, единый реестр предполагает единую систему регистрации прав.

Публичность государственной регистрации состоит в открытости процедур государственной регистрации и доступности к ЕГРП, что служит предпосылкой эффективности и доступности системы регистрации прав и способствует развитию гражданского оборота недвижимости и рынков недвижимости[1].

Процессуальный формализм государственной регистрации предполагает единство ее процедур и направлено на повышение их эффективности, гарантированному достижению целей государственной регистрации, ее подконтрольности, обеспечению эффективных гарантий прав заявителей.

Принцип единства системы регистрационных действий напрямую связан с принципами единства системы государственной регистрации и единства государственного реестра прав. В качестве принципа правового института регистрации этот принцип предполагает законодательное регулирование основ регистрационного производства, служащих основой нормативного правового регулирования его единых на всей территории страны процедур.

Принцип преемственности государственной регистрации предполагает признание  прав, существовавших до принятия ГК РФ и возможности их государственной регистрации.

Принцип приоритета ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав исходит из равенства участников гражданского оборота, а значит и отсутствия у кого-либо из них исключительных возможностей для реализации своих интересов в сфере регистрации без учета интересов других.

Принцип платности государственной регистрации напрямую связан с ее диспозитивностью. Процедура государственной регистрации осуществляются в форме государственной услуги, оказываемой государством участником гражданского оборота недвижимости для гарантирования их прав. Поскольку эта услуга осуществляется в интересах конкретных лиц, то введение платности за нее является естественным следствием органической связи государственной регистрации прав с ее исходными гражданско-правовыми интересами и сделками[2].

Именно эти принципы лежат в основе современного правового регулирования государственной регистрации прав, и именно они определяющим образом влияют на законодательное и нормативно-правовое регулирование государственной регистрации.

Комплексный характер правового института государственной регистрации прав прежде всего обусловлен наличием в нем двух принципиально различных оснований – гражданско-правового  и публично-правового (административно-правового компонентов). Наибольшую значимость здесь имеют собственно нормы ГК РФ и Федерального закона № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Помимо этого, рассматриваемый институт включает нормы и других преимущественно комплексных отраслей законодательства, которыми регулируются особенности тех или иных видов недвижимого имущества, являющихся объектами государственной регистрации.

Поскольку определяющими для понятия недвижимого имущества является земля и земельные участки, то центральное место здесь занимает Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ[3]. Соответствующие нормы Земельного кодекса в части, влияющей на государственную регистрацию прав, входят в состав комплексного института государственной регистрации. В частности, это ст. 6 Кодекса, которая определяет, что объектами земельных отношений являются:

– земля как природный объект и природный ресурс;

– земельные участки;

– части земельных участков.

Кроме того, для регистрации отношений, связанных с собственностью на землю имеет значение состав земель в Российской Федерации. Согласно ст. 7 Земельного кодекса все земли по целевому назначению подразделяются на ряд категорий:

земли сельскохозяйственного назначения;

 

земли населенных пунктов;

 

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

 

земли особо охраняемых территорий и объектов;

 

земли лесного фонда;

 

земли водного фонда;

 

земли запаса.

Характерными особенностями, учитываемыми при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обладают жилые дома и их части. Соответствующие нормы, которые также следует рассматривать как составные части комплексного института регистрации прав, помимо ГК РФ, содержатся в целом ряде других федеральных законов.

Например ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ[4] определяет виды жилых помещений, которые могут быть зарегистрированы как объекты недвижимого имущества. В их числе:

– жилой дом, часть жилого дома;

– квартира, часть квартиры;

 

– комната.

Определено также, что именно подразумевается под тем или иным видом жилых помещений. Жилой дом –  это индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартира – это структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Наконец, комната – это часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

П. 1 ст. 5 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"[5] устанавливает перечень имущества, которое может быть предметом ипотеки. Этот перечень напрямую связан с государственной регистрацией прав.

По договору об ипотеке может быть заложено недвижимое имущество,  права на которое зарегистрированы в установленном в порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе:

– земельные участки[6];

– предприятия, а также здания, сооружения и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности;

– жилые дома, квартиры и части жилых домов и квартир, состоящие из одной или нескольких изолированных комнат;

– дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения;

– воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"[7] определяет особенности садовых, огороднических и дачных земельных участков, а также расположенных на них строений, которые могут быть объектами государственной регистрации прав на эти участки и которые служат руководящими нормами в процессе государственной регистрации.

В соответствии с п.4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на соответствующее имущество.

Имеют здесь значение отдельные нормы Основ законодательства РФ о нотариате. Например, ст. 56 Основ устанавливает, что договор о возведении жилого дома на предоставленном земельном участке удостоверяется нотариусом по месту предоставления земельного участка.

Ограничения (обременения) прав, подлежащие государственной регистрации из соответствующих договоров, также нередко устанавливаются законодательством о соответствующих объектах недвижимости[8].

Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ[9] устанавливает, правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются законами субъектов Федерации. При этом для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут, который подлежит государственной регистрации.

Ст. 23 Земельного кодекса РФ устанавливает право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). В соответствии с п 9. ст. 23 Кодекса сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[10] определяет особенности установления сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов. П. 29 ст. 15.2 Федерального закона устанавливает обязательную регистрацию этих сервитутов в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ.

Нормы о границах зон действия публичных сервитутов содержатся в Градостроительном кодексе РФ от 29 декабря 2004 г.[11] (ст. 43, 44, 51 и др.).

В Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"[12] также устанавливаются ограничения, подлежащие государственной регистрации прав.

Государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлена ст. 333.33 Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ[13].

Ст. 19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ[14]  устанавливает административную ответственность за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним. Несоблюдение установленных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Гл. 9 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[15] определяет порядок передачи отдельных государственных полномочий в части государственной регистрации прав и ограничений (обременений прав на земельные участки и автомобильные дороги) Государственной компании.

Нормы, касающиеся государственной регистрации прав содержатся не только в названных, но и во многих других федеральных законах, которые в силу этого следует рассматривать как принадлежащие к комплексному правовому институту государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Следует отметить, что  в своей отраслевой принадлежности нормы других отраслей законодательства, входящие в состав рассматриваемого комплексного правового института, в подавляющем большинстве представляют собой нормы гражданского и административного права, которые присутствуют в других законодательных актах. Тем не менее, учитывая наличие множественных комплексных отраслей законодательства и специальных специальных правовых институтов, можно утверждать наличие комплексного, сложного и многоотраслевого правового института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Этот институт основан на взаимодействии материальных гражданско-правовых и процессуальных административно-правовых норм. Материальные нормы основаны на положениях ГК РФ, а процессуальные на Федеральном законе № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Институт государственной регистрации прав обладает собственной системой принципов, включающих в себя общеправовые, присущие всей системе права и процессуальные, которые определяют административно-правовой процесс государственной регистрации.

Общеправовые включают принципы:

– справедливости;

– демократизма;

– гуманизма;

– народовластия;

– равноправия;

– законности;

– гласности[16];

– единства прав и обязанностей и др.

Процессуальные принципы, в свою очередь, могут быть классифицированы по двум основаниям: общие процессуальные принципы, присущие всем органам исполнительной власти, и специальные процессуальные принципы, характерные для системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Общие процессуальные принципы по существу совпадают с тем, что установлены для Правительства Российской Федерации ст. 3 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"[17]. В их числе принципы: верховенства Конституции Российской Федерации;  верховенства федеральных конституционных законов и федеральных законов;  народовластия;  федерализма;  разделения властей;  ответственности;   гласности;  обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Специальные процессуальные принципы включают принципы: обязательности государственной регистрации прав; диспозитивности; единства системы регистрации; единства реестра прав; публичности государственной регистрации; процессуальный формализм; единство процедуры регистрационных действий; принцип преемственности; приоритет ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; принцип платности.

Система принципов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяет основания и приоритетные направления развития этого правового института. Эти принципы характерны не только для Федерального закона № 122-ФЗ, они пронизывают и интегрируют материальные (гражданско-правовые) и процессуальные (административно-правовые) разноотраслевые нормы, содержащиеся в многочисленных федеральных законах, которые входят в правовой институт государственной регистрации прав. Это, в частности, Гражданский, Налоговый, Жилищный, Градостроительный, Лесной, Земельный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др. федеральные законы, содержащие нормы, регулирующие государственную регистрацию прав или используемые в административном производстве по государственной регистрации прав.

 

Библиографический список:

1.      Агеев В. Пути эффективного управления земельными ресурсами крупного муниципального образования // Экономика и управление собственностью. 2007. № 4.

2.      Гаврилов И. Без сервитутов хаос // Ведомости: www.realprice.ru / SYSTEM / ARTPAGE / hebc.htm

3.      Гришаева Ю.И. Конституционно-правовые основы права граждан на информацию и на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления // Юрист. 2007.  № 6.

 



[1] См. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

[2] См.: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.

[3] СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

[4] СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 14.

[5] СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.

[6] См.: Агеев В. Пути эффективного управления земельными ресурсами крупного муниципального образования // Экономика и управление собственностью. 2007. № 4.

[7] СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.

[8] Гаврилов И. Без сервитутов хаос // Ведомости: www.realprice.ru / SYSTEM / ARTPAGE / hebc.htm

[9] СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

[10] СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6071.

[11] СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 16.

[12] СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

[13] СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

[14] СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.

[15] СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3582.

[16] См.: Гришаева Ю.И. Конституционно-правовые основы права граждан на информацию и на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления // Юрист. 2007.  № 6.

[17] СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

Источник: http://www.economy.law-books.ru/index.php?page=prava-cheloveka

 


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!