Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации»

/ Общее право
Контрольная,  19 страниц

Оглавление

Введение
1. Возникновение и Федеральный фонд ОМС
2. Территориальные фонды ОМС
3. Договор обязательного медицинского страхования
Заключение

Список использованной литературы

1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №33. Ст. 1318
2. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Закон РФ от 28 июня 1991 г. №1499-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №27. Ст. 920
3. Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2003
4. Стеценко С.Г. Медицинское право: Учебник. СПб., 2005
5. Федорова М.Ю. Медицинское право: Учебное пособие. М., 2004
6. Шишкин С.В. Реформа финансирования российского здравоохранения. М., 2004
7. Экономика здравоохранения: Учебное пособие / Под ред. И.М. Шеймана. М., 2004
8. Экономика и управление здравоохранением: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2003


Работа похожей тематики


Вопросы государственной регистрации прав на морские суда /

М. В. Кротов. 1999

Ответ на вопрос о том, в каком порядке подлежит регистрации право собственности на морское судно, кто уполномочен осуществлять указанную регистрацию, сегодня не является однозначным. Между тем этот вопрос не может не волновать как судовладельцев и перевозчиков, так и банки, кредитные сообщества, страховые компании, а также и грузовладельцев, вверивших свои грузы морским перевозчикам.

Морское судно как объект гражданского права имеет специальный правовой режим, главными чертами которого являются отнесение морского судна к объектам недвижимости, во-первых, и флаг и национальность судна как способ его идентификации, во-вторых. Исторический пример, связанный с возникновением всемирно известной страховой компании Ллойда, подтверждает, что морские суда на протяжении истории являлись такими объектами, обладание которыми нуждалось в специальной фиксации. Вступление в силу Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) от 30 апреля 1999 г.,[1] казалось бы, должно было разрешить все спорные вопросы, возникшие в связи с введением гражданским законодательством требования о государственной регистрации объектов недвижимости, а также определить юридическое значение действий капитана порта, выдающего свидетельства о праве плавания под флагом РФ. До принятия новой редакции КТМ РФ большинство ведущих ученых рассматривали регистрацию морских судов, осуществляемую капитаном морского порта, как специальную регистрацию, которая не заменяет регистра­цию прав на них как на объект недвижимости.[2]

Законодатель распространил на морские суда правовой режим объектов недвижимости, несмотря на то, что по своим свойствам они не могут быть отнесены к таковым, ибо являются изначально движимыми и предназначены для этого. Так, морские и воздушные
суда, суда внутреннего плавания, а также космические объекты в соответствии со ст. 130 ГК РФ являются недвижимым имуществом. Законодатель в данном случае сознательно применяет фикцию,[3] единственная цель которой — распространение правового режима недвижимого имущества на движимые объекты. Деление вещей на движимые и недвижимые не имело юридического значения до установления особого порядка закрепления прав на недвижимое
имущество и специального порядка регистрации сделок с недвижи­мостью. Возрождение в гражданском обороте деления вещей на движимые и недвижимые обусловлено прежде всего особенностями установления и подтверждения прав на недвижимые объекты. Как
справедливо отмечает Е.А. Суханов, «государственная регистрация недвижимых вещей и сделок с ними составляет основную особенность их правового режима».[4]              

Общие принципы государственной регистрации недвижимого имущества установлены в ст. 131 ГК РФ:

—возникновение права собственности (иного вещного права) на объект недвижимости приурочено исключительно к моменту государственной регистрации;

—государственную регистрацию осуществляет орган юстиции;

—все операции с недвижимостью подлежат учету в едином государственном реестре недвижимости.

Эти принципы составляют основу законодательства о регистрации недвижимого имущества. На морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты как объекты, правовой режим которых приравнен к недвижимости, должен быть распро­странен правовой режим недвижимого имущества в той части, в которой эти объекты могут им охватываться. Так, невозможно производить учет указанных объектов в земельном кадастре, вести его исходя из местонахождения и т.п. Для этих целей, очевидно, следует пользоваться такими понятиями, как центр управления, порт приписки и т. д. Единственно возможным является установление единого как для объектов недвижимости, являющихся таковыми по своим первоначальным свойствам, так и для объектов, правовой режим которых приравнивается к недвижимости, порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Юридическое различие между движимым и недвижимым имуществом состоит исключительно в том, что регистрации прав на движимое имущество не требуется, в то время как приобретение права собствен­ности, других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государ­ственной регистрации в едином государственном реестре учрежде­ниями юстиции (п. 1 ст. 131 ГК).

В соответствии с Гражданским кодексом порядок государ­ственной регистрации и основания отказа в регистрации уста­навливаются Законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Таким образом, законодательство о государственной регистрации должно включать положения ГК РФ и Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятия иных федеральных законов, содержащих нормы и правила о государственной регистрации отдельных объектов недвижимого имущества, ГК не предусматривает. Иные федеральные законы могут вводить лишь специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2,6 ст. 131 ГК).

Так, КТМ СССР 1968 г., а также Правила регистрации судов в морских портах от 14 июля 1971 г., утвержденные приказом Министерства морского флота СССР, составлявшие правовую основу регистрации морских судов, предусматривали их регистрацию с целью учета морских судов, но не придавали акту регистрации право­устанавливающего значения. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[5] впредь до введения в действие Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» подлежал применению действующий порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Хотя регистрация морских судов, предусмотренная КТМ СССР 1968 г., и не являлась регистрацией прав на судно как на недвижимое имущество, законодатель временно придал этой регистрации юридическое значение, вытекающее из признания морских судов объектами недвижимости. Эта норма подлежала применению до принятия Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Закон РФ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[6] в строгом соответствии с положениями ст. 131 ГК устанавливает порядок и основания отказа в государственной регистрации таких объектов недвижимости, как земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы, т.е. всех объектов, которые по своим естественным свойствам являются недвижимостью. В отношении объектов, приравненных к недвижи­мости — морских и воздушных судов, космических объектов, закон продлил действие ст. 8 Закона «О введении в действие части первой ГК», предусмотрев сохранение действующего порядка регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (ч. 2 п. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Следует особо отметить, что указанная норма не изменила положения ГК и вводного закона, напротив, в ней специально подчеркнуто, что действующий порядок регистрации сохраняется впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК РФ. Таким образом, с принятием Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» структура законодательства о государственной регистрации усложняется, поскольку необходимо принятие федераль­ных законов, определяющих порядок государственной регистрации специальных объектов недвижимости.

Необходимо определить юридическую природу регистрации объектов недвижимости, предусмотренной специальными законо­дательными актами. Так, Закон «О космической деятельности»[7] предусматривает, что космические объекты подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации (п. 1 ст. 17). Иные вопросы, связанные с регистрацией космических объектов, данный Закон не затрагивает. Воздушный кодекс РФ,[8] декларируя соблюдение положений ст. 131 ГК, тем не менее предусматривает, что государственная регистрация воздушного судна может осуществляться в двух реестрах: либо в государственном реестре воздушных гражданских судов Российской Федерации, либо в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства. Ведение же государственного реестра возлагается на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации (ст. 33 ВК РФ), который должен установить правила регистрации и государственного учета воздушных судов. На первый взгляд прослеживается тенденция к отступлению от положений п. 1 ст. 131 ГК РФ. Однако несмотря на наличие соответ­ствующих норм в названных специальных законах, прямого противо­речия положениям ГК в них не содержится. Прямое указание на иные виды реестров, учетный характер регистрации, ее возложение на специальный орган управления соответствующим видом объектов не означает, что вопросы права собственности на космические объекты или воздушные суда должны решаться на основании специальной регистрации, предусмотренной соответствующим законом. Основная черта правового режима недвижимого имущества — установленный законом порядок государственной регистрации приобретения права собственности на эти объекты. Право собственности на воздушное судно может принадлежать лицу независимо от наличия или отсутствия регистрации воздушного судна в государственном реестре воздушных гражданских судов, поскольку этой регистрации не придается исключительного правоустанавливающего характера. Следовательно, и регистрация космических объектов, и регистрация воздушных судов, предусмотренная соответствующими законодательными актами, не отменяет требования о государственной регистрации этих объектов в едином государственном реестре органами юстиции, а по своей юридической природе представляет собой специальную регистрацию недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК). Отличительной чертой специальной регистрации является ее цель. Она может вводиться для осуществления технического надзора и учета, соблюдения безопас­ности, определения годности объектов к эксплуатации, а также любых иных целей, за исключением правоустанавливающей. Придание специальной регистрации правоустанавливающего характера, допущение специальной регистрации в качестве единственного доказательства принадлежности объекта недвижимости конкретному лицу является недопустимым нарушением правового режима недвижимости.

КТМ РФ пошел в этом направлении еще дальше. Статья 33 КТМ РФ провозглашает, что регистрация судна в государственном судовом реестре или судовой книге, права собственности на судно, а также ограничений (обременении) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Кроме того, предусмотрено, что правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (п. 3, 4 ст. 33 КТМ РФ). Следует ли понимать указанные нормы КТМ таким образом, что законодатель создал специальный правовой режим в отношении морских судов, исключив их полностью из действия ст. 131 ГК РФ? По крайней мере, ни одно из положений ст. 131 ГК РФ КТМ не соблюдает.

Во-первых, ГК однозначно возлагает осуществление функций по регистрации прав на недвижимое имущество на учреждения юстиции. Однако КТМ поручает осуществление регистрации прав на морские суда капитану морского торгового порта (ст. 3 5 КТМ РФ). Как следует из ст. 75 КТМ, капитан морского торгового порта подчиняется непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта, который, как известно, не относится к учрежде­ниям юстиции. Содержание ст. 74 и 76 КТМ говорит о возложении на капитана порта исключительно функции обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту, к числу которых, по мнению законодателя, и относится регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна, иных прав на них, выдача соответствующих документов. Необходимо вспомнить, что распространение правового режима недвижимости имеет место не в отношении всех морских судов, а только в отношении «подлежащих регистрации ... морских судов» (ч. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ). Какие же именно суда подлежат государственной регистрации? Ответ на этот вопрос содержится в п. 5 ст. 33 КТМ: государственной регистрации подлежат суда, технический надзор за которыми осуществляется органами технического надзора и классификации судов. Очевидно, что регистрация морских судов капитаном порта является элементом системы обеспечения безопасности мореплавания, она осуществляется с целью технического надзора и учета за морскими судами и в этом качестве представляет собой специальную регистрацию такого вида недвижимого имущества, как морские суда (п. 2 ст. 131 ГК). Однако нет никаких оснований отождествлять специальную регистрацию, осуществляемую капитаном порта, и государственную регистрацию объекта недвижимого имущества, которую поручено осуществлять учреждениям юстиции.

Во-вторых, концепция ГК в отношении государственной регистрации недвижимости основывается на понятии единого государственного реестра. Напротив, КТМ базируется на плюрализме реестров. Так, предусматриваются государственный судовой реестр, судовая книга и бербоут-чартерный реестр. Отнесение регистрации судна к тому или иному реестру обусловлено тем же обстоятельством, которое лежит в основе специальной регистрации судов капитаном порта. В зависи­мости от того, какой орган осуществляет технический надзор за судами, российские суда подлежат регистрации либо в государственном судовом реестре, либо судовой книге, иностранные суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ, подлежат регистрации в бербоут-чартерном реестре. Очевидно, что для обеспечения безопасности мореплавания целесообразно создавать несколько реестров, однако регистрация прав на судно как объект недвижимости должна осуществляться в едином реестре, позволяющем бесспорно определять принадлежность судна тому или другому собственнику, наличие или отсутствие обременении и т. д. Не может существовать несколько реестров, которые содержали бы сведения о праве собственности на суда, поскольку любой второй реестр, создав иные условия регистрации, породит конфликт зарегистрированных прав, выдаваемых документов и т. д., сведя тем самым на нет идею единой государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Должен существовать лишь один способ доказательства наличия права на объект недвижимости – запись в едином государственном реестре недвижимого имущества. Наличие двух и более реестров делают это положение бессмысленным, поскольку ни один из видов доказательств не будет являться для судебного органа более значимым, нежели остальные. Суд должен будет исследовать все обстоятельства и выносить свое решение, основывая его не только на данных, полученных из реестров, которые могут противоречить друг другу.  

Показательна попытка создания второго реестра по регистрации прав на недвижимое имущество. Специалистами Росморфлота совместно с отраслевой наукой разработан и внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О Российском международном реестре судов».[9] Цель создания международного реестра — вернуть под российский флаг суда, принадлежащие российским судовладельцам, зарегистрированные в различных оффшорных зонах, с сохранением для владельцев судов тех же льготных условий эксплуатации, которые им предоставляют оффшорные зоны. Нет необходимости доказывать, что особый правовой режим может быть обеспечен только созданием реестра, который будет содержать сведения о собственнике судна, ограничениях и обременениях его прав и т.д., в противном случае такой реестр не сможет быть привлекательным для судовладельцев. Однако второй реестр прав на недвижимое имущество усложнит положение судовладельцев, а также создаст массу препятствий для банков, страховых компаний и других потенциальных кредиторов судовладельцев при принятии решений о кредитовании или страховании судна.

Как следует из текста ст. 131 ГК, правовой режим недвижимого имущества предусматривает государственную регистрацию не только права собственности на объект недвижимости, но и сделок с ним. При этом законодатель сам создает исключения из правового режима недвижимого имущества для специальных объектов недвижимости в части наиболее распространенных сделок с таким имуществом. Прежде всего, речь идет об аренде транспортных средств. Так, ст. 633 и 634 ГК отменяют необходимость государственной регистрации для договоров аренды транспортных средств, предусматривая для этих договоров простую письменную форму. Таким образом, наиболее распространенные формы распоряжения воздушными и морскими судами, такие, как тайм-чартер и бербоут-чартер, не требуют соблюдения правового режима недвижимости.

В соответствии со ст. 5 Закона об ипотеке (залоге недвижимости)[10] заложено может быть недвижимое имущество, указанное в п. 1 ст. 130 ГК, «права на которое зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе и воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты». Следовательно, Закон об ипотеке, являясь специальным законом, устанавливает императивное требование о том, что предметом залога может быть только недвижимое имущество, зарегистрированное в установленном порядке. При этом никаких изъятий, отсылок к иным законодательным актам в отношении морских судов Закон об ипотеке не содержит. КТМ вводит особую форму обеспечения исполнения обязательств — морской залог (ст. 367 КТМ), специфичность которого объясняется как мировой практикой,[11] так и особенностями судоходного бизнеса. Наряду с морским залогом КТМ содержит и правила об ипотеке судна (ст. 374 КТМ). В отношении требований о регистрации договора об ипотеке судна КТМ содержит требование о последующей регистрации ипотеки в соответствии со ст. 376,377 КТМ, которые предусматривают регистрацию ипотеки судна в том же реестре, в котором зарегистрировано судно. Дилемма, возникающая перед юристами, очевидна: каково юридическое значение ипотеки, зарегистрированной капитаном порта в государственном судовом реестре. Если специальная регистрация объектов недвижимости предусмотрена ГК и действия капитана порта в части регистрации морских судов могут быть признаны законными в части специальной регистрации судна, то ни ГК, ни Закон об ипотеке не содержат никаких изъятий или указаний на возможность возникновения ипотеки иным образом, кроме как в порядке, предусмотренном ст. 19, 20 Закона об ипотеке. Указанные нормы предусматривают, что договор об ипотеке подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации учреждениями юстиции в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Для третьих лиц ипотека считается возникшей с момента ее государственной регистрации. Наконец, ст. 339 ГК предусматривает в качестве последствий несоблюдения нотариальной формы и государственной регистрации недействительность договора об ипотеке. Таким образом, положения КТМ в части формы и государ­ственной регистрации ипотеки морских судов противоречат требова­ниям как ГК, так и Закона об ипотеке. Добавим, что и Международная конвенция о морских залогах и ипотеках, ратифицированная Российской Федерацией 17 декабря 1998 г., содержит в части регистрации прямую отсылку к внутреннему законодательству страны-участницы, не вводя дополнительных требований или изъятий.

Приведенные выше примеры несоответствия положений КТМ гражданскому законодательству по вопросам государственной регистрации могли бы быть обусловлены только одним обстоятель­ством: если КТМ должен рассматриваться как законодательный акт, отменяющий положения ГК. Для этого необходимо соблюдение определенных условий. Так, во-первых, ГК и КТМ, будучи актами одного уровня по юридической силе, должны были бы соотноситься как общий и специальный законы, во-вторых, КТМ должен быть принят позднее ГК. Оба эти условия, как может показаться на первый взгляд, присутствуют, однако эти рассуждения не могут быть приняты во внимание в силу того особого статуса ГК, который придает ему п. 2 ст. 3 ГК: нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Таким образом, соотношение общего и специального закона может иметь место только в том случае, когда в ГК содержится указание на возможность принятия соответствующего закона, устанавливающего иные правила (например, подобная отсылка содержится в п. 3 ст. 120 ГК). В отношении государственной регистрации прав на недвижимое имущество п. 1 ст. 131 ГК не содержит никаких указаний на возможность существования специальных правил. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 1 КТМ «имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной само­стоятельности их участников, регулируются Кодексом торгового море­плавания в соответствии с Гражданским кодексом» (курсив мой - М. К.). Вышеприведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. Регистрация морских судов капитаном порта в одном из судовых реестров является специальной регистрацией, введенной с целью обеспечения безопасности мореплавания.

2. Временно, до принятия федерального закона, основанного на положениях п. 1 ст. 131 ГК, специальной регистрации морского судна капитаном порта придано правоустанавливающее значение.

3. Порядок установления ипотеки на морские суда, преду­смотренный КТМ, противоречит ГКи Закону об ипотеке, следовательно, ипотека, установленная на судно в соответствии с положениями КТМ, недействительна.

Возникшая ситуации нуждается в скорейшем разрешении, для чего необходимо принятие федерального закона о государственной регистрации объектов, приравненных к недвижимости: морских и воздушных судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, — основанного на положениях п. 1 ст. 131 ГК РФ. Однако и о принятия специального закона ситуация может быть выправлена, если учреждения юстиции приступят к регистрации морских судов и сделок с ними. Представляется, что наиболее эффективным решением было бы не возложение указанной функции на существу­ющие учреждения юстиции, осуществляющие регистрацию объектов недвижимости, а создание специального учреждения юстиции по регистрации морских судов и иных объектов, на которые распространен правовой режим недвижимого имущества.


[1] СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

[2] Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 1995. С. 206 (автор - М.И. Брагинский); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой/Под ред. О.Н. Садикова. М., 1997. С. 277 (автор — Т.Д. Левшина); Юридический справочник по торговому мореплаванию / Под ред . А.С. Кокина. М., 1998. С. 44.

[3] Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / Под ред. П.В. Крашенин­никова. М., 1999. С. 17.

[4] Гражданское право: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Е.А.Суханова. М., 1998. С. 305.

[5] СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.

[6] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

[7] СЗ РФ. 1996. № 50. Ст. 5609.

[8] СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383; 1999. № 28. Ст. 3483.

[9] Морской флот. 1999. № 5. С. 11.

[10] СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.

[11] См.: Международная конвенция о морских залогах и ипотеках от 6 мая 1993 г. // Международное частное право: Сб. документов. М., 1997. С. 409. — О ее ратификации Российской Федерацией см.: СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6266.

Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1125178


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!