Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Предприятия: организационно-правовые формы, основы деятельности. В каких формах могут быть созданы аптечные организации
2. Нарушения порядка ценообразования
1. Гражданское право. Учебник. В 2-х частях / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2005
2. Коммерческое право: Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. М., 2004
3. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. Учебное пособие. М., 2004
4. Мандрица В.М. Российское предпринимательское право. Ростов-на-Дону, 2005
5. Организация и экономика фармации: Учебник / Под ред. И.В. Косовой. М., 2004
6. Толкачев А.Н. Российское предпринимательское право. Учебное пособие. М., 2004
О цивилизационном подходе в теории государства и права.
Звонарева, О. С.
В настоящее время в отечественной теории государства и права сложилась ситуация, когда адекватное осмысление политико-правовых явлений прошлого и современности требует существенного расширения исследовательского контекста с привлечением принципиально новых для юридической науки научных методов, которые носили бы парадигмальный характер. Таковым, с нашей точки зрения, является цивилизационный подход. Очевидно, что для уяснения его сущности необходимо прежде всего уточнить смысловое содержание понятия цивилизации, учитывая полисемантичность данного термина. Отметим сразу, что в данном случае под цивилизацией подразумевается «социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получающих свое выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства».[1] Именно при таком словоупотреблении это понятие приобрело наиболее устойчивый терминологический статус в философии, научном обществознании и гуманитаристике, а также получило обоснование в рамках особой теории, которая собственно и именуется теорией цивилизаций.
Данная теория основывается на определенной интерпретации исторического процесса, предполагающей множество типов исторического развития, что заключается в существовании множества локальных цивилизаций. Духовные основания зрелой цивилизации притязают на статус универсальности, общечеловечности, но конкретная историческая реальность демонстрирует их локальность, т. е. воплощенность в рамках определенного региона или культурного круга.2[2] А значит, цивилизации суть не что иное, как уникальные ценностные миры, и именно поэтому «люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и людьми, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии».[3]
Философы и историки, являющиеся родоначальниками цивилизационного подхода к изучению общества (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), дали исчерпывающую критику однонаправленной линейно-прогрессистской модели всемирной истории, в соответствии с которой все человечество в целом последовательно проходит в своем развитии определенные эпохи (стадии, формации), но одна передовая его часть быстрее достигает высших стадий (под авангардом подразумевалась Западная Европа), другая делает это значительно медленнее. Можно сказать, что сам цивилизационный подход формировался в качестве альтернативы подобной универсалистской схеме.
Очевидно, что эта же схема находится в основе марксистской теории общественно-экономических формаций, абсолютно господствовавшей в советском обществоведении и в юридической науке в частности. Цивилизационному подходу как наиболее адекватной, с нашей точки зрения, парадигме исследования мировой истории и современности марксистский формационный подход противостоит, по крайней мере, по двум важнейшим доктринальным позициям: во-первых, экономическому детерминизму, когда в обществе искажается роль духовно-культурных факторов, и в целом так называемой надстройки; во-вторых, имплицитно содержащейся упомянутой выше унитарно-стадиальной модели исторического процесса, с попыткой свести все многообразие цивилизационных ареалов человечества к схеме пяти формаций.
Марксизм в целом и формационный подход в частности за последние 15 лет был переосмыслен и получил соответствующую критическую оценку со стороны как философов и историков, так и правоведов и политологов.[4]Однако можно согласиться с А. И. Демидовым в том, что в отечественной правовой науке имеет место «определенная ретардация в методологии, выражающаяся в стремлении сохранить привычную марксистскую парадигму в истолковании правовой реальности»[5] (характерный пример: в одном из новых учебников, именуемом академическим курсом теории государства и права, по-прежнему предлагается довольно подробное описание рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического государства и права, что явно не вписывается в его общий контекст и выглядит анахронизмом[6]).
Что может привнести использование цивилизационного подхода в теорию государства и права, в чем состоит его эвристический потенциал применительно к юриспруденции?
Прежде всего, в отличие от марксистского формационного подхода Цивилизационный подход предполагает рассмотрение права в качестве нормативно-ценностного регулятора, а государства, власти, политики — в их ценностном измерении. Он позволяет проследить и выявить тот исторический социокультурный контекст, в котором формируются те или иные политико-правовые феномены, а также сформулировать некий обобщенный тип государства и права, политико-правовой идеал, специфичный именно для данной конкретной цивилизации.[7]
Цивилизационная теория продемонстрировала уникальность и вместе с тем равноценность цивилизаций, их несводимость друг к другу. Этот аспект приобретает особую значимость в связи с тем, что пришедший в постсоветских странах на смену социалистическому либерально-рыночный «проект» повлек за собой преобладание в отечественном обществознании либеральных европоцентристских установок. При этом почти все характерное для современного Запада стало выдаваться за нечто абсолютно положительное, подлинно цивилизованное, заслуживающее подражания, а незападное, наоборот, объявляться чуть ли не варварским и подлежащим преодолению (такое утверждение особенно характерно для государственно-политической и правовой сфер незападных обществ). Подобная позиция находит свое обоснование в соответствующих социальных теориях (например, в некоторых радикальных вариантах теории модернизации), имплицитно содержащих уже упоминаемую модель исторического процесса, которую здесь можно интерпретировать как постепенное расширение центральной, т. е. западной, цивилизации на все прочие ареалы человечества с перспективой превращения в глобальную общечеловеческую цивилизацию. Отсюда стремление выдавать многие специфически западные идеалы и ценности за «общечеловеческие». К таковым обычно причисляют права человека, представительную демократию, правовое государство и т. п. Возникла даже особая теория прав человека, объявленная отдельной наукой, «предметом которой является одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты индивидуального и общественного бытия».[8] К сожалению, подобные доктринальные «неточности», по сути, служат оправданием совершенно определенной геополитической стратегии цивилизации-лидера (в лице США) в ее экспансионистских притязаниях, когда ценности прав человека служат объектом манипуляций для укрепления своей доминирующей позиции в мире.
В связи с этим уместно процитировать Ю. Хабермаса, утверждавшего, что «политика прав человека ведет к войнам, которые, будучи завуалированными, преподносимыми как полицейские акции, приобретают моральное качество, и что это морализирование открывает двери бесчеловечности... Эти два частных высказывания обосновываются двумя допущениями: а) что политика прав человека служит проведению норм, составляющих части универсальной морали; б) поскольку моральные суждения подчиняются коду "благо" и "зло", негативная моральная оценка (политического оппонента или военного противника) уничтожает институционально-правовое ограничение (политической полемики или вооруженной борьбы)».[9]
Но именно с позиции цивилизационной теории можно однозначно идентифицировать права человека как ценности специфически западные, и не только потому, что обосновывающий их либерализм как политическая доктрина возник в Западной Европе, но и потому, что он стал знаковой идеологией европейского модерна и реально воплощенным общественно-политическим проектом.
Права человека представляют собой не что иное, как своеобразную юридическую конструкцию либеральных принципов свободы и равенства, это юридическое закрепление либерального мировоззрения.
Либерализм зафиксировал фундаментальную особенность европейской цивилизации Нового времени — ее индивидуалистичность, выражающуюся в том, что свободная, автономная личность как бы противостоит обществу, государству, власти, причем последние существуют для нее, обязаны служить ей (в иных цивилизациях дело обстоит с точностью до наоборот).
Но либеральные ценности свободы и равенства, несомненно, имеют религиозные, а именно христианские истоки (мировая религия всегда задает цивилизации ее ценностную доминанту): «Новозаветно-гуманистическое стало тем новым, тем альтернативным религиозно-нравственным стержнем, который мы называем сегодня либерализмом и которое все более обнаруживал и развивал в христианстве Запад... Данная область человеческого стала тем цивилизующим нравственным ядром, которое наряду с античностью и вместе с ней создало западную цивилизацию».[10] Либерализм можно, таким образом, истолковать как своеобразную секулярную версию западного христианства, трансформированного в духовных движениях Ренессанса и Реформации, которая возникла в эпоху ранней Modernity.[11] Аналогично возникновение конституционализма, правового государства, представительной демократии стало результатом уникального взаимодействия условий, характерных исключительно для цивилизации Запада. Но именно поэтому данные феномены столь трудно приживаются в инокультурной среде, обнаруживая тем самым свою естественную ограниченность, а вовсе не универсальность и общечеловечность.
Важность и актуальность цивилизационной проблематики, в том числе и применительно к политико-правовым исследованиям, обусловлены необходимостью уточнения и осмысления российской цивилизационно-культурной идентичности. Это связано, в частности, с той кризисной ситуацией, в которой оказалось российское общество в результате либеральных реформ, заключавшихся в некритическом механическом заимствовании западных образцов. Таким образом, проблема выходит за рамки сугубо научной, методологической сферы, приобретая социально-практическую значимость.
Россия, несомненно, представляет собой уникальную и самобытную цивилизацию. Между тем ей, в отличие, например, от Китая, Индии, исламского мира, Запад и отечественные западники отказывали в цивилизационной специфичности, считая ее отсталой и враждебной периферией. Это была одна из причин, по которой Россия в течение XX столетия становилась пространством для экспериментов со всевозможными идейными «измами», изобретенными на Западе, а ее модернизация носила исключительно догоняющий характер. Если российской цивилизации ценой огромных жертв удалось ассимилировать коммунистический режим, то реализация либерального проекта обернулась для российского общества и государства тотальным кризисом.
Именно поэтому России необходимы новый общественный идеал, та идеология, которая могла бы интегрировать общество, задавая ему адекватную модель жизнеустройства и стратегию развития, основанные на цивилизационной традиции и ментальности с возможным заимствованием инокультурного опыта, скорректированного применительно к отечественной специфике.
Отсюда следует важность разработки соответствующей политико-правовой доктрины, точнее, ее философских, мировоззренческих составляющих (в связи с этим некоторый оптимизм внушают наметившаяся тенденция к отходу от либеральных трактовок государства и права, критическая рефлексия относительно последних, обращение к собственной цивилизационной традиции).[12]
Остановимся кратко на двух самых существенных моментах.
1. В отечественной правовой науке и, в частности, в теории государства и права необходима реабилитация государства. В истории России оно было главным общественным институтом, что обусловливалось геополитическими, географическими, этнокультурными факторами. Попытка реализации на практике теоретической конструкции «минимального государства» привела в российских условиях к ситуации, близкой к катастрофической. Что до самой трактовки понятия государства, то отечественную специфику более адекватно отражают органические концепции государства, предполагающие единство общества и власти. Что касается государства правового, то суть его в данном контексте сводится к необходимости соблюдения закона всеми гражданами и должностными лицами. Но поскольку порядок создается не столько правом, сколько нравственностью, то само право должно содержать духовно-нравственные начала (разумеется, слово «должно» применено по отношению к современному российскому праву, в традиционных обществах указанное соотношение между правом, религией и нравственностью было неоспоримым «сущим). «Нравственное государство» (Г. Гегель), несомненно, более высокий идеал, нежели государство правовое.
2. Второй существенный аспект касается взаимоотношений личности и общества, личности и государства. Традиционным для российской цивилизации было превалирование общества, государства, других общностей (церкви, семьи) над личностью. Подобное соотношение, оценивавшееся последнее время как негативное, диктовалось необходимостью выживания социума. Это обусловливало определенную пассивность личности, неспособность к самоорганизации. В современных условиях для успешного динамичного развития важна личная инициатива, которая невозможна без артикулирования и защиты прав личности, хотя последние совсем не должны объявляться высшей целью государства. Общность и личность в определенном смысле равноценны, поэтому права должны быть уравновешены обязанностями, а личные интересы органично сочетаться с общественными.
Выскажем некоторые соображения относительно цивилизационной принадлежности Беларуси. Это небольшое государство, с нашей точки зрения, относится к ареалу российской (евразийской) цивилизации в силу этнической близости и общности религии (восточного христианства) русских и белорусов (разумеется, указанный тезис требует более пространного доказательства, которое не приводится, поскольку предусматривает масштабные экскурсы в историю и этнологию). Однако пока Беларусь окончательно не определилась в цивилизационном отношении: на теоретическом уровне разработка проблемы почти отсутствует, хотя в сфере геополитической ориентация на Россию прослеживается достаточно явственно. Несмотря на существенную разницу в характере общественных трансформаций в обоих государствах в постсоветский период, приведенные выше положения относительно российской цивилизационной идентичности, идеологии и политико-правовой доктрины распространяются, с нашей точки зрения, и на Беларусь.
Необходимо затронуть еще одну проблему сугубо теоретического свойства: это соотношение цивилизационного подхода к исследованию правовых явлений с типологией правовых систем, которая имеет место в рамках сравнительного правоведения.
Специфика цивилизации как устойчивой социокультурной общности, очевидно, проявляется в том числе и в существовании собственной уникальной правовой традиции. Американский компаративист К. Осакве определяет ее как «совокупность глубоко укоренившихся в сознании людей их исторически обусловленных отношений и роли права в обществе, природе права и политической идеологии, а также к организации и функционированию правовой системы»,[13] с соответствующим делением их на западную традицию и незападные. Сама традиция формируется под влиянием как факторов духовно-культурного порядка и, в частности, религии (поскольку, как указывалось, именно мировая религия задает цивилизации ее ценностную и мировоззренческую доминанту), так и под воздействием более случайных факторов политики и экономики. При этом она остается достаточно устойчивой, несмотря на наличие собственных правовых систем у государств, относящихся к определенному цивилизационному ареалу, к трансформации в них политических режимов, изменению содержания отдельных правовых норм и т. п. Именно цивилизационное своеобразие права создает его особый стиль, который, по мнению некоторых компаративистов, и служит критерием для классификации правовых систем и объединения их в правовые семьи.[14]
Таким образом, своеобразие правового стиля чаще всего совпадает с цивилизационной правовой традицией. Именно поэтому в большинстве классификаций фигурируют мусульманское, индуистское, дальневосточное право. А некоторые новые разработки добавляют сюда латиноамериканскую и славянскую (евразийскую) правовые семьи.[15] Получается, что цивилизационный ареал представлен отдельной правовой традицией, или правовой семьей. Исключение здесь составляет лишь западная традиция права, в рамках которой сформировалось несколько правовых семей (большинство ученых называют две — романо-германскую и общего права, некоторые считают, что их больше), имеющих одну духовно-культурную основу, но различающихся по своим организационным, «технико-технологическим» элементам стиля — таким, как форма и иерархия источников права, система толкования норм, структура материального и процессуального права, и т. п.
Причины подобного разделения, на наш взгляд, кроются в следующем. Западная цивилизация формировалась как цивилизация «правовая», с четкой отдифференцированностью юридической сферы, и в частности права как системы норм, от прочих социальных регуляторов (морали и религии). Правда, впоследствии в связи с процессами секуляризации христианской культуры право становится доминирующим социальным регулятором, все более утрачивающим связь со своими христианскими истоками. В средневековой Европе в рамках одного государства формировалось и сосуществовало одновременно несколько правовых систем: каноническое, королевское, феодальное, манориальное, городское, торговое право. Там же впервые появляются юридическая наука и академическое юридическое образование.[16]
Указанные особенности, а также некоторые другие факторы, главным образом политического свойства, обусловили накопление уже специфически юридических отличий, что привело к формированию в западной традиции права впоследствии нескольких правовых семей.
В результате процессов модернизации, затронувших в той или иной степени все цивилизации, почти всеми из них были заимствованы (а в колониальных странах внедрялись принудительно) многие элементы двух правовых систем западного права. Относительно России можно утверждать, что в ней юстиция, система законодательства, правовая доктрина стали романо-германскими, а отношение к праву, роль права в обществе, соотношение права и власти оставались специфически российскими, и это несмотря на то, что после судебной реформы 1864г. уровень российской юридической науки и профессионализма юристов был не ниже западноевропейского. Что касается социалистической правовой семьи, фигурировавшей во многих классификациях и, в частности, в весьма популярной схеме Р. Давида, то вряд ли сейчас имеется основание для ее выделения, поскольку даже немногочисленные оставшиеся социалистические страны проводят экономические реформы, во многом противоречащие коммунистической идеологии, что не может не отразиться на правовой системе. Россия же имела свою традицию права, отличную как от западной традиции, так и от традиций восточных цивилизаций, которую можно было бы именовать собственно российской или евразийской. В связи с этим нельзя признать корректным предложенный С. С. Алексеевым термин «византийское право»[17] как характеризующий политико-правовую специфику российской цивилизации, поскольку даже в широкой авторской трактовке он применим лишь к советскому периоду истории России, что, очевидно, представляет некоторую неточность. И в настоящее время, поскольку Россия пока сохраняет свою цивилизационную специфику, ее правовая система наряду с правовыми системами Украины и Беларуси принадлежит, соответственно, к евразийской правовой семье.
* Младший научный сотрудник Института государства и права Национальной академии наук Беларуси.
[1] Сравнительное изучение цивилизаций мира: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов вузов/ Сост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасова. М., 1999. С. 9.
[2] Яковенко И. Г. О субстанции локальной цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций мира (междисциплинарный подход): Сборник статей. М., 2000. С. 104.
[3] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?// Полис. 1994. № 1. С. 35.
[4] См., напр: ГуревичА. Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 31-43; Ильин В. В. Политология: Учебник для вузов. М., 1999. С. 11-15; Крашенинникова Н. А. Цивилизационные подходы к изучению истории государства и права//Методологические проблемы правоведения. М., 1994. С. 5-19.
[5] Демидов А. И. О методологической ситуации в правоведении// Правоведение. 2001. № 4. С. 16-17.
[6] Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 1. М., 2001. С. 189-221.
[7] Блестящим примером в этом смысле может служить колоссальный труд Г. Дж. Бермана «Западная традиция права: эпоха формирования» (М., 1994).
[8] Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. Н. Лукашева. М., 2001. С. 1.
[9] Цит. по: ЗандкюлерX. И. Демократия, всеобщность права и реальный плюрализм// Вопросы философии. 1999. № 2. С. 49.
[10] Давыдов А. П. Цивилизационные основы политики модернизации культуры// Вести. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1998. № 4. С. 44.
[11] Зидентоп Л. Демократия в Европе. М., 2001. С. 203.
[12] См., напр.: Байниязов Р. С. Мировоззренческие основы общероссийской правовой идеологии // Журнал российского права. 2001. №11. С. 46—52; Рогожин С. Права человека или идеологические манипуляции Запада в России // Московский журнал международного права. 2001. № 1. С. 35—41; Честное И. Л. Универсальны ли права человека? (Полемические размышления о Всеобщей декларации прав человека) // Правоведение. 1999. № 1. С. 73-82; Крусс В. И. Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека// Государство и право. 2002. № 7. С. 46-53; Мартышин О. В. О «либертарно-юридической теории права и государства» //Государство и право. 2002. № 10. С. 5—16; Величко А. М. Философия русской государственности. СПб., 2001.
[13] Осакве К. Типология современного российского права на фоне правовой картины мира//Государство и право. 2001. № 4. С. 13-14.
[14] См., напр: Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. Т. 1. Основы. М., 2000.
[15] См., напр.: Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.
[16] См. об этом подробнее: Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.
[17] Алексеев С. С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития — надежда и драма современной эпохи. М., 2000. С. 73.
Источник: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1142251
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!