Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. На основе представлений о формах государства установите и аргументируйте, какой элемент формы государства характеризует указанная статья Конституции социалистической республики Вьетнам…
2. На основе теоретических представлений о формах правления установите форму правления Ирландии на основании следующих статей Конституции этого государства. Обоснуйте свой ответ теоретическими положениями…
3. На основе представлений о функциях государства, определите, к какой функции государства относятся положения, закрепленные данной статьей Конституции Итальянской Республики…
4. На основе теоретических представлений о нормах права, опишите, с точки зрения известных классификаций, вид приведенной нормы права. Проанализируйте структуру приведенной нормы и опишите виды ее структурных элементов…
5. На основе теоретических представлений о нормах права, опишите, с точки зрения известных классификаций, вид приведенной нормы права. Проанализируйте структуру приведенной нормы и опишите виды ее структурных элементов…
1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954
2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2000
3. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 2003
4. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М., 2003
5. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.М. Рассолова. М., 2005
6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2006
Проблема общих правоотношений неоднократно поднималась в отечественной научной литературе, однако до настоящего времени не получила достаточно удовлетворительного решения. Сторонники идеи общих правоотношений исходят из того, что нельзя строить теорию правоотношений, опираясь только на цивилистический подход и не учитывая всего многообразия правоотношений, существующих в действительности. Вследствие этого к правоотношениям нужно относить не только конкретные, но и любые, в том числе самые общие правовые связи, возникающие на основе норм права.
Сама идея общих правоотношений, именуемых зачастую общерегулятивными, возникла из потребности объяснить юридическую природу так называемых общих прав и обязанностей, которые закреплены в конституциях и некоторых других нормативно-правовых актах[1]. Нередко эти общие права и обязанности рассматривают как существующие вне правоотношений или же как элементы правосубъектности, а нормы, их содержащие, как предпосылки возникновения правоотношений. Так, например, Р.О.Халфина, говоря о нормах, определяющих статус государственных органов и общественных организаций, граждан, производственных коллективов, малых социальных групп, отмечает, что эти нормы не реализуются непосредственно в правоотношении, а лишь создают предпосылки, возможность возникновения правоотношения при определенных условиях[2]. В то же время существует и другая точка зрения, согласно которой общие права и обязанности являются по своей юридической природе субъективными[3].
Признание за общими (конституционными) правами и обязанностями качество субъективных привело ряд исследователей к выводу о том, что такие права и обязанности тоже существуют в составе правоотношений, но правоотношений особых, не похожих на гражданские (обязательственные). Эти правоотношения и были названы общими или общерегулятивными[4].
Что же собой представляют общие правоотношения и какова их специфика? По мнению тех, кто признает существование общих правоотношений, последние не имеют точной, “поименной” индивидуализации по субъектам, для их возникновения не требуется иных обстоятельств, кроме существования самого субъекта (носителя общего права или общей обязанности), по сроку действия они соответствуют сроку существования юридических норм[5]. Более обстоятельно о специфике общих правоотношений говорит Н.И.Матузов. По его мнению она выражается в следующем. Во-первых, общие правоотношения возникают главным образом на основе норм конституции и других государственных актов конституционного значения. Во-вторых, они носят общий, а не строго индивидуализированный характер, не имеют ( по крайней мере на одной стороне) заранее определенных субъектов. В-третьих, эти правоотношения являются постоянными, длящимися (длительность их существования равна длительности действия самого закона, регулирующего соответствующие отношения). В-четвертых, такие правоотношения опосредуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, складывающиеся во всяком государственно-организованном обществе (отношения власти, управления, конституционного закрепления различных институтов и т.д.). В-пятых, данные правоотношения выражают общее правовое положение (состояние, статус) субъектов, их взаимную обязанность и взаимную ответственность друг перед другом и перед государством. В-шестых, общие правоотношения возникают, как и составляющие их основные права и обязанности, непосредственно из закона, а не из тех или иных юридических фактов, в связи с чем момент их возникновения совпадает с моментом издания соответствующего нормативного акта. Наконец, в-седьмых они являются исходными, первичными и служат основой для возникновения и функционирования разнообразных конкретных, частноотраслевых правоотношений[6].
Приведенные положения являют собой попытку не только показать специфику общих правоотношений, их особенности по сравнению с конкретными правоотношениями, но и охарактеризовать их как определенный вид правоотношений. Следует, однако, заметить, что не все из приведенных положений достаточно хорошо и надежно работают на конструкцию общих правоотношений, в связи с чем вывод о существовании такого рода правоотношений нуждается в дополнительной и более весомой аргументации[7].
Начнем, пожалуй, с того, что признание за общими (конституционными) правами и обязанностями качество субъективных еще не является основанием для вывода о существовании общих правоотношений. Дело в том, что некоторые исследователи, признавая общие права и обязанности субъективными, тем не менее не связывают существование этих прав и обязанностей с правоотношениями. По их мнению к правоотношениям следует относить не любые, а только индивидуально - определенные связи управомоченных лиц с лицами обязанными, выражающиеся в конкретных корреспондирующих друг другу правах и обязанностях. Что же касается общих правовых связей, то они правоотношениями не являются[8].
Далее. Сторонники общих правоотношений исходят также из того, что такие правоотношения складываются, как правило, на основе конституционных прав, а поскольку конституционные нормы являются по отношению к нормам других отраслей права общими, то и возникающие на основе этих норм правоотношения тоже являются общими. И этот аргумент работает довольно слабо, так как конституционные нормы могут иметь прямое действие и на их основе могут складываться конкретные правоотношения[9].
Кроме того, сторонники общих правоотношений считают, что данные правоотношения, как и составляющие их основные (общие) права и обязанности, возникают не из юридических фактов, а непосредственно из закона. В целом данное суждение можно признать верным, но нужно иметь в виду, что некоторые основные права и обязанности возникают у конкретных субъектов не только из закона. Например, закрепленные в Конституции Российской Федерации отдельные права и обязанности (право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанность платить законно установленные налоги и сборы и др.) возникают у конкретных лиц в качестве их субъективных прав и обязанностей при наличии определенных юридических фактов (достижения соответствующего возраста, состояния в трудовом правоотношении и т.д.). Поэтому здесь возникает вопрос, продолжает ли в таких ситуациях правоотношение оставаться общим или оно переходит в другое качество. Как известно, сторонники общих правоотношений допускают одностороннюю индивидуализацию в этих правоотношениях, но в этом случае не вполне ясно, чем же такое односторонне индивидуализированное правоотношение отличается от абсолютного правоотношения.
Наконец, говоря об особенностях общих правоотношений, их сторонники акцентируют внимание и на том, что субъекты этих правоотношений не имеют поименной индивидуализации, что это своеобразные правоотношения между “всеми и всеми”. Так, В. О.Лучин, один из сторонников конструкции общих правоотношений, отмечая особенности конституционных правоотношений, пишет: “Конституционное правоотношение - это такая специфическая связь, индивидуализация которой выражается главным образом в строго определенной всеобщности прав и обязанностей, в том, что все лица являются носителями данных субъективных прав и обязанностей”[10].
В связи с этим следует, однако, отметить, что подобная ситуация возможна не только в конституционном, но и в других отраслях права. Лица, являющиеся право- и дееспособными, могут быть участниками любых правоотношений, а значит реально обладать соответствующими субъективными правами и обязанностями может сразу неопределенное множество субъектов.
Вывод о том, что помимо конкретных существуют также общие правоотношения, заслуживает самого пристального внимания, но требует несколько иного обоснования. Объяснение общих правоотношений должно увязываться прежде всего с уровнями правового регулирования, осуществляемого государством.
Правовое регулирование, осуществляемое государством, имеет два основных уровня - нормативный и индивидуальный. Нормативный уровень связан с действием, функционированием норм позитивного права, выступающих в качестве общеобязательных правил поведения. На этом уровне происходит упорядочение не единичных (индивидуальных) общественных отношений, а их видов. Как отмечает С.С.Алексеев, “нормы права в отличие от индивидуальных велений всегда являются типовыми масштабами, которые направлены не просто на регламентацию общественных отношений, а на такую регламентацию, при которой достигается общность регулирования, единая, непрерывно действующая система опосредования общественных отношений, распространяющаяся на всех участников отношений данных видов” [11].
Индивидуальный уровень правового регулирования является продолжением нормативного, но уже в области индивидуальных, конкретных отношений. Если на нормативном уровне имеет место упорядочение видов общественных отношений, то на индивидуальном уровне достигается упорядочение единичных, конкретных отношений.
Как представляется, общие правоотношения возникают и складываются на нормативном уровне правового регулирования с момента вступления соответствующих норм права (нормативно-правовых актов) в силу. Единственным основанием возникновения, изменения или прекращения таких правоотношений являются нормы права. При этом общие правоотношения возникают и складываются не только на основе норм конституционного права, а практически на основе норм всех отраслей права. С момента вступления в силу норм права в обществе складывается определенная система правоотношений, поскольку государство с помощью норм позитивного права упорядочивает те или иные общественные отношения и признает их в качестве правовых. С этого момента в обществе складывается и соответствующий правопорядок , как система упорядоченных нормами позитивного права общественных отношений.
Особенности общих правоотношений по сравнению с индивидуальными, конкретными видятся в следующем. Во-первых, они складываются только на основе норм права и для их возникновения никаких юридических фактов не требуется. Во-вторых, продолжительность существования общих правоотношений равна продолжительности действия вызвавших эти правоотношения норм права. В-третьих, субъектами данных правоотношений являются лица, которые признаны государством в качестве возможных участников соответствующих конкретных правоотношений, т.е. в принципе, это потенциальные участники конкретных правоотношений. Наконец, в-четвертых, субъективные права и обязанности, составляющие содержание общих правоотношений, не являются принадлежностью конкретного лица, а носят общий характер. Обладателями этих прав и обязанностей могут быть любые лица, являющиеся субъектами права (если закон не устанавливает при этом каких-либо ограничений).
На первый взгляд может показаться, что общие правоотношения в изложенной трактовке не представляют собой реально существующих правоотношений, что это некие образы, модели правоотношений, сконструированные нормами права. В какой-то мере это так. Конструкции общих правоотношений действительно создаются нормами права. Именно исходя из содержания правовых норм, мы можем судить о том, какие общественные отношения и в каком объеме признаны государством правовыми отношениями. Но начав действовать, нормы права вносят в регулируемые ими общественные отношения определенный конститутивный момент. Они как бы объявляют, что такие-то общественные отношения стали правовыми и в обществе сложился такой-то правопорядок.
Само собой разумеется, что одного только нормативного регулирования общественных отношений еще не достаточно для создания того правопорядка, которого желает государство. Требуется индивидуальное правовое регулирование, связанное с переводом нормативных установлений в плоскость конкретных отношений. Этот перевод обычно осуществляется через соответствующие юридические факты, которые являются основаниями возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений, но в некоторых случаях возникновение отдельных конкретных правоотношений (некоторых конституционных правоотношений) сопряжено с началом действия норм права. В этих случаях как общие, так и соответствующие конкретные правоотношения возникают одновременно и существуют в течение всего времени действия породивших их норм права. Но отождествлять такие конкретные правоотношения с общими не следует, поскольку в конкретных правоотношениях хотя бы одна из сторон индивидуализирована, а в общих правоотношениях такой, индивидуализации нет.
Как уже отмечалось , общие правоотношения очень часто именуют общерегулятивными или общестатутными. Думается, что в свете изложенного понимания общих правоотношений, их отождествление с общерегулятивными и общестатутными не совсем уместно. Скорее всего общерегулятивные и общестатутные правоотношения - это разновидности общих правоотношений. Кроме того, учитывая, что конкретные правоотношения подразделяют на регулятивные и охранительные[12]в составе общих правоотношений можно выделить также и общеохранительные правоотношения, поскольку между общими и конкретными правоотношениями существует известная корреляция.
[1] См.: Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1964.Вып.2.С.64; Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С.147-148.
[2] См.: Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.,1974.С.30.
[3] Подробное обоснование этой точки зрения см.: Матузов Н.И. Указ.соч. С.148-173.
[4] Иногда их называют также общестатутными.
[5] См.: Алексеев С.С. Указ. соч. С.64.
[6] См.: Матузов Н.И. Общие правоотношения и их специфика // Правоведение. 1976. №3.С.30-31.
[7]Такая необходимость возникает еще и потому, что идея общих правоотношений целым рядом ученых не разделяется. См., например: Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955. С.89; Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л.,1959.С.4-11; Халфина Р.О. Указ.соч.С.31,57; Явич Л.С. Общая теория права.Л.,1976.С.209; Личность, свобода, право. М., 1978.С.140 и сл.; Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х т./Под. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т.2.С.278-279.
[8] См., например: Явич Л.С. Указ. соч. С.209; Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. Л.,1987.С.77.
[9]Это признают сейчас и некоторые сторонники общих правоотношений. В частности, Н.И.Матузов пишет: “...конституционные нормы при их прямом действии могут порождать как общие, так и конкретные правоотношения”. (Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М., 1997.С.501).
[10] Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М.,1997.С.134.
[11] Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.,1966.С.110.
[12] См.: Алексеев С. С. Общая теория права. М.,1982.Т.2.С.107-108.
Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1118073
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!