Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задачи по праву социального обеспечения»

/ Общее право
Контрольная,  19 страниц

Оглавление

1. В России практически с 1956 г. стали вводится льготные основания для установления пенсий по старости при пониженном пенсионном возрасте, по сравнению с обычным…
2. В соответствии с Законом №166-ФЗ пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы…
3. По условиям нашей задачи речь идет пенсии по случаю потери кормильца…
4. Пособие по временной нетрудоспособности - это денежная выплата за счет средств Фонда социального страхования, компенсирующая утраченный работником заработок…

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993
2. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (часть 1). Ст. 3
3. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Закон РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (1 ч.). Ст. 4920
4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №51. Ст. 4831
5. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей: Закон РФ 12 февраля 1993 года №4468-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. №9. Ст. 328
6. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2004
7. Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004


Работа похожей тематики


Правовое и социальное государство как предпосылки государства коммуникативного /

Поляков, А. В.

Формирование концепта правового государства. Как уже было отмечено ранее, любое государство опосредуется правом, «живет» правом, является важной гранью его бытия. Поэтому концепт правового государства невозможно свести просто к представлению о государстве, в котором имеется в наличии право (сам термин «правовое государство» в этом случае являлся бы плеоназмом – избыточным, так как при таком подходе невозможно утверждение о существовании «неправовых» государств).[1]

    Как и всякий концепт, концепт правового государства - феномен идеологический, ибо опирается на специфическое ценностное представление о самом праве.[2] При этом надо отметить, что данный концепт – не просто теоретическое построение, а определенный итог развития западноевропейской культуры, итог, предопределенный самыми разными обстоятельствами.

   Выше уже упоминалось о том, что индивидуалистическая западная культура покоится на представлении о естественных и неотчуждаемых правах каждого человека и общественном договоре как идеологической основе любого «нормального» государства. В рамках такого либерального мировоззрения право ассоциируется с личной свободой, с автономной (самостоятельной и ни от кого не зависящей) и юридически равной с другими личностью, с незыблемостью ее священного права на частную собственность и частную жизнь. Индивид оказывается тем центром, вокруг которого «вращаются» общество и государство. При этом предполагается, что любые действия государства могут совершаться только с одобрения каждого и должны быть направлены, прежде всего, на защиту частных интересов членов общества. Такое общество, в котором каждый может беспрепятственно реализовывать свои прирожденные права и свободы, называется гражданским обществом.[3] Последнее пришло на смену обществу феодальному, т.е. сословному, негражданскому обществу подданных. Гражданское общество естественной формой своего существования предполагает демократию, предоставляющую всем равные юридические возможности участия в политической жизни государства. Гражданское общество, демократия и правовое государство оказываются синонимами индивидуалистического общества, организованного на правовых началах.  При этом, однако, идеологически (следовательно, и аксиологически) гражданское общество, как общество свободных и независимых собственников, противопоставляется государству.[4]  Своего главного врага теоретики либерализма видят не в отдельных представителях самого гражданского общества и не в возможной внешней угрозе, а в  публичной власти собственного государства,[5] которое, обладая монополией на организованное принуждение, может потенциально посягать на ценностно приоритетные индивидуальные права и свободы граждан.[6] Поэтому либеральный концепт правового государства предполагает такую организацию государственной власти, которая подчинена праву, понятому как осуществление верховенства прав и свобод человека и гражданина. Из этих предпосылок вытекают и основные признаки правового государства.

  Иную, не индивидуалистическую, а религиозно-персоналистическую трактовку прав человека и соборно-коммуникативное обоснование гражданского общества можно найти в русской философии права. Например, Н.А. Бердяев в этой связи писал: «В людях слишком поверивших в либеральную идею и исповедующих доктрину либерализма, в либеральных движениях и партиях слишком мало онтологического. Это в большинстве случаев поверхностные люди и поверхностное движение. Но в истоках либеральной идеи есть большая связь с онтологическим ядром жизни, чем в истоках идеи демократической и социалистической. Ибо поистине свобода и права человека, человеческой личности, человеческого духа имеют большую связь с духовными основами жизни, чем всеобщее избирательное право или обобществление орудий производства. Свобода и права человека, не отчуждаемые во имя утилитарных целей, коренятся в глубине человеческого духа. И поскольку либерализм их утверждает, он связан с природой личности, которая имеет онтологическую основу. Либерализм нельзя обосновать позитивистически, его можно обосновать лишь метафизически. По позитивным основаниям человека можно лишить самого священного его права, если это понадобится… Либералы-позитивисты лишь по непоследовательности и по поверхности своего сознания готовы признать неотъемлемые права и свободы человека. Духовным источником свободы и прав человека является свобода и право религиозной совести… Но глубже еще неотъемлемые и священные свободы и права человека обоснованы в Церкви Христовой, признающей бесконечную природу человеческого духа и защищающей его от неограниченных посягательств внешнего государства и общества».[7] Следует обратить внимание на то, что Бердяев фактически трактует права человека не как наличное право, а как регулятивную идею, элемент правосознания, который не имеет ничего общего с «естественным правом».

    «Либерализм как целое настроение и миросозерцание антиисторичен, столь же антиисторичен, как и социализм. И с этой стороны ждет его суровый суд. Все более глубокие попытки обоснования либерализма упираются в идею естественного права. Естественное право пытались обосновать идеалистически. Но учение о естественном праве связано с верой в “естественное состояние”. Естественное право противополагается историческому праву, как естественное состояние противополагается историческому состоянию, исторической действительности. Все учения о естественном праве давно уже подвергнуты беспощадной критике. От них не осталось камня на камне. Идеалистическое возрождение естественного права и попытки дать ему нормативное основание с помощью философии Канта не доходят до последней глубины, до онтологических основ. Неотъемлемые и священные права человека не могут быть названы “естественными” его правами, правами “естественного состояния”. И напрасно вы идеализируете природу человека, напрасно вы хотите опереться на нее в стремлении к лучшей жизни. “Исторический” человек все же лучше “естественного” человека, и расковывание человека “естественного” порождает лишь зло. “Историческое” состояние выше “естественного” состояния, “историческое” право выше “естественного” права. Неотъемлемые и священные права имеет человек не как “естественное” существо, а как существо духовное, его благодатно-возрожденная, усыновленная Богу природа. А это значит, что глубокого обоснования прав человека следует искать не в “естестве”, а в Церкви Христовой. Бесконечное право человеческой души есть не “естественное”, а “историческое” право христианского мира».[8]

   Гражданское общество в политико-правовом учении С.Л. Франка предстает как «общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из свободного соглашения воль отдельных членов общества. Его юридическая форма есть договор, соглашение, и известная “договорная” теория общества пыталась все общество, как целостное единство, и в частности его государственное единство, истолковать по образцу именно “гражданского общества”. При всей ложности этой теории в применении к государству не подлежит сомнению, что общество немыслимо без той спонтанно слагающейся его ткани, которая создается из взаимодействия и соглашения отдельных его элементов. Гражданское общество есть как бы молекулярная общественная связь, извнутри сцепляющая отдельные элементы в свободное и пластически-гибкое целое.

   Подлинный смысл и общественная функция этого неустранимого и фундаментального начала общественной жизни обыкновенно искажаются и его сторонниками, и его противниками. Индивидуалистическая, или “атомистическая” теория общества, считая теоретически общество (мыслимое именно по типу “гражданского общества”) простым внешним комплексом онтологически обособленных друг от друга индивидов, практически и оценочно рассматривает такое сотрудничество  и взаимную связь как средство к удовлетворению интересов и потребностей отдельных индивидов. Противоположная, социалистическая доктрина, требующая абсолютного “обобществления”, коллективизации жизни, т.е. в принципе совершенного устранения гражданского общества, исходит при этом… из того же самого индивидуалистически-атомистического представления о природе гражданского общества: она требует его устранения именно потому, что не усматривает в нем подлинного общественного единства, а видит лишь искажающий подлинную цель общества механический агрегат единичных, своекорыстных, взаимно антагонистических сил. В действительности… именно наличие молекулярной, спонтанно слагающейся связи между отдельными элементами общества есть свидетельство их органического исконного внутреннего единства. Индивиды суть не атомы, случайно сталкивающиеся между собой и имеющие свое подлинное бытие только в замкнутой сфере самих себя, а подлинные члены органического целого, как бы искони, по самой своей онтологической природе, предназначенные к единству в форме свободного взаимодействия и взаимосближения. Из этого онтологического существа вытекает и функционально-телеологический смысл гражданского общества. Оно есть не внешнее средство для удовлетворения интересов отдельных людей, а именно необходимая форма общественного сотрудничества, форма служения, осуществления объективной правды через вольное взаимодействие отдельных членов общественного целого. Индивидуалистический момент в структуре общества, согласно которому общество должно являться расчлененным на ряд отдельных, не зависимых друг от друга, частных центров активных сил, есть не цель общественной жизни, а именно только функция – но функция необходимая – сверхиндивидуальной цели общества как единства. Свобода личности есть… не ее прирожденное и первичное право, а ее общественная обязанность… она имеет не самодовлеющую, а функциональную ценность; как и всякое субъективное право вообще, она есть рефлекс обязанности, форма бытия, обусловленная и оправданная началом служения. Не интерес и право личности, а интересы служения правде требуют, в силу неустранимого функционального значения личной свободы, расчленения общества на отдельные, защищенные правом центры свободной активности и обеспечения каждому из них надлежащей сферы свободы. Независимость членов общества, самостоятельность каждого из них, есть не их самоутвержденность, онтологически обоснована не на их собственной природе, а есть необходимая форма их взаимной связи, их общественного единства. Из природы общества как органического многоединства, из необходимого сочетания в духовной жизни, лежащей в основе общества, начал солидарности и свободы следует необходимость расчленения общества на отдельных субъектов прав, связанных между собой через свободное соглашение воль».[9]

    В теоретических построениях С.Л. Франка (и это характерно вообще для русской политико-правовой мысли) гражданское общество мыслится как общество, основанное, прежде всего, на духовной коммуникации. Именно приверженность одним и тем же духовным ценностям дает возможность членам такого общества не просто существовать в качестве обособленных социальных атомов, озабоченных исключительно выгодой реализации для себя принадлежащих им прав, но выступать ответственными субъектами публичных отношений по поводу общих целей и задач.[10] Такое коммуникативное сообщество в указанном смысле противостоит организованному на формально-правовых началах «классическому» гражданскому обществу.

   Признаки либерального правового государства.  Как уже было отмечено выше, концепция правового государства является на Западе не просто теоретической конструкцией, но и реальным итогом развития западного общества, воплощенным в политических и правовых институтах,  процессах и процедурах, характеризующих определенный тип правовой культуры. В этом смысле правовое государство как данность определяет и присущие ему отличительные признаки. Но в теории права представлены различные взгляды на идею правового государства, отражающие в той или иной степени особенности правовой идеологии и правовой психологии каждого общества.

    Например, российское посттравматическое правосознание последнего десятилетия ХХ в. характеризуется завышенными требованиями к правовому государству, имеет место мифологизация его образа. В силу специфики российского правового менталитета сама концепция новой модели государственности может получить социальное признание лишь при условии придания такому государству  универсальных социальных качеств и сакрального значения. Выполняя компенсаторную функцию, правовое государство воспринимается при этом как социальный идеал, неведомый и таинственный Китеж-град, отыскание которого разом решит все социальные проблемы и придаст смысл жизни общественному целому. Соответственно и в правоведении с построением правового государства ученые связывают жизнь и смерть российского народа. В западном обществе, наоборот, тенденция к идеализации правового государства сходит на нет, поэтому и в теории оно все чаще понимается прагматически, т.е. в инструментальном и формально-юридическом смысле.

    Так, ряд немецких государствоведов, авторов многотомного исследования государственного права Германии, полагает, что «…с научной точки зрения решающее значение для понимания правового государства имеют формы, которые придают ему общая концепция конституции и ее отдельные нормы, разумеется, с учетом конституционных традиций». И далее: «Правовым в формальном смысле является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичными учреждениями… Решающим для данного понятия является то, что оно подчеркивает подчиненность государственной и общественной жизни типичным элементам, характерным для права (законодательные основы принятия решений, распределение компетенции между органами власти, процессуальные нормы). Правовое государство остается чисто формальным, если его существо исчерпывается поддержанием этих юридическо-технических элементов, а содержание законодательного процесса не ориентируется на более высокие идеалы нормотворчества».[11]

   Приводимые ниже принципы правового государства отражают не столько специфику какой-либо авторской концепции такого государства, сколько реальную практику его идеологического (ценностного) понимания и воплощения в жизни западного общества в соответствии с идеями классического либерализма, сформулированными еще в XVII–XVIII вв.

Верховенство естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. Истоки теории прав и свобод человека можно найти уже в античной Греции (софисты, стоики, эпикурейцы). Наилучшие условия для их развития сложились в XVII–XVIII вв. в Англии (Локк, Мильтон, Лильберн) и на европейском континенте (Гроций, Руссо, Монтескье, Кант). Правда, все классические трактовки прав и свобод человека имеют «объективистский» характер, при котором права человека существуют независимо от жизненного мира человека.[12] Следует однако признать, что и в постсоветской науке отсутствует какая-либо вразумительная научная концепция прав человека.[13] Определенный вклад в ее формирование может внести коммуникативная теория права. Онтолого-коммуникативное обоснование прав человека исходит из того, что формирование коммуникативной личности есть формирование и правовой личности, формирование субъекта права. Быть субъектом социальной коммуникации означает занимать свое место в коммуникативном пространстве, обладать особой, отличной от других способностью слушать и отвечать, задавать вопросы и повиноваться. Коммуникация предполагает право на вопрос и право на ответ. Я могу быть собой, отличным от Другого, только при условии признания за мной права на самость и на коммуникативную инаковость. Иными словами, вступать в коммуникативное взаимодействие с другими можно только обладая правами и обязанностями. Права человека естественны в том смысле, что вытекают из его коммуникативной природы (естества), а неотчуждаемы потому, что с их отчуждением исчезает и сам феномен человека.[14] Но одновременно они и сконструированны, и символичны, поскольку всегда текстуальны.[15] Таким образом, в каждом культурно-историческом обществе онтолого-коммуникативные права служат имманентным основанием для формирования конкретно-исторических прав и свобод человека и гражданина.

   Международно-правовое признание права и свободы человека получили уже в ХХ в. (Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948 г.,[16] Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от того же года, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др.). Данный принцип нашел свое отражение и в ныне действующей российской Конституции, ст. 2 которой гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Глава 2 Конституции конкретизирует права и свободы российских и нероссийских граждан, а также лиц без гражданства.[17]

        Современный набор прав и свобод человека и гражданина, имеющих международное признание, позволяет различать личные (гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические и информационные права.

   Права человека относятся ко всем физическим лицам без исключения, достаточно самого факта принадлежности к человеческому роду.

   Права гражданина относятся только к лицам, имеющим гражданство соответствующего государства.

   Под свободами следует понимать так называемые негативные права, т.е. права, основанные на требовании невмешательства в определенную сферу жизнедеятельности человека. (Например,  свобода слова означает также право человека говорить то, что он хочет и право на невмешательство в этот процесс со стороны третьих лиц). Если права и свободы призваны обеспечить различные интересы – не только личной свободы, но и, например, безопасности, социального благополучия, – то они уже не вписываются в классическую концепцию либерального правового государства, призванного гарантировать лишь свободу индивида (см. ниже).

   Действительно, большинство современных правовых государств не ограничиваются признанием лишь негативных (гражданских, личных) прав и свобод, а утверждают также права позитивные. Такие права для своей реализации требуют позитивных действий со стороны самого государства. К ним относятся политические, социально-экономические, культурные и иные права. Например, для того, чтобы реализовать политическое право избрания представителей народа в органы государства, необходимо чтобы государство организовало эти выборы, зарегистрировало кандидатов, составило избирательные списки и т.д.; для того, чтобы гражданин мог получать пенсию по старости, необходимо, чтобы было принято решение о назначении ему пенсии в определенном размере.

   Ввиду того, что права и свободы человека и гражданина не даются сразу от природы, они проходят определенный период становления. Известно несколько поколений прав и свобод человека и гражданина, последовательно закреплявшихся в законодательной практике западноевропейских государств, независимо от их международно-правового признания. Первоначально утвердились права личные. Они имели место уже в средневековых государствах. Затем – политические права (возникли в Новое время). Третье поколение прав – это права социальные, экономические и культурные. В настоящее время имеет место формирование следующего, четвертого поколения прав, в которое входят различные коллективные права, а также права экологические, информационные и др. Так, в последние годы активно обсуждается возможность признания в качестве неотъемлемого права человека права на коммуникацию.

    В документах международного движения «Права на коммуникацию в Информационном обществе» право на коммуникацию рассматривается как всеобщее право человека, лежащее в основе всех прав и служащее обеспечению всех остальных прав. При развитии информационного общества это право должно расширяться и усиливаться на благо всех: «Все люди уполномочены на участие в коммуникации и в принятии решений, касающихся коммуникаций в пределах обществ и между ними. Демократизация коммуникации является, прежде всего, вопросом гражданственности и социальной справедливости. Она сформулирована в праве человека на информацию и коммуникацию. Другими словами, она является неотъемлемой частью демократической жизни самого общества, жизнеспособность которого зависит от того, будут ли у него надлежащим образом проинформированные и участвующие в обсуждении граждане, способные принимать участие и нести совместную ответственность за принятие решений по вопросам, касающимся всего общества. Развитие Информационного общества позволяет увидеть и сделать реальными события для всех нас: для малых групп, для независимых СМИ, для туземных народов и меньшинств, а также для женщин, оно оказывает влияние на социальные изменения в каждом сообществе и в каждой стране, оно определяет способ и предмет действия для всех, кто работает в настоящее время с целью создания другого возможного мира. Если мы хотим провозгласить справедливое и свободное глобальное общество, приоритетом которого являются люди, а не доходы, а также симфония гуманизма, а не оглушающее доминирование корпоративной монокультуры, мы должны потребовать ПРАВА НА КОММУНИКАЦИЮ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ. Во всем мире люди стремятся воспринять новые технологии для того, чтобы создать глобальные сообщества, поделиться друг с другом знаниями и усилить голоса всех людей, несмотря на то, что многонациональные конгломераты СМИ, мощь которых все возрастает, форсируют тенденцию к корпоративной глобализации, насильственно подавляя несогласных и искусственно создавая консенсус.

   В то время, как эти гигантские корпорации превращают информацию в товар, коммерциализируют общее пространство и колонизируют ментальную и культурную среду бледными и направленными против общества новостями, МЫ используем инструменты СМИ, радиовещания и связи для организации политической акции, усиления гражданственности и защиты и прославления культурного и интеллектуального разнообразия».[18]

   Приведенная классификация прав и свобод человека и гражданина не совсем совпадает с классификацией тех же прав и свобод, построенной на основании последовательности их закрепления в международно-правовых актах. В этом случае к первому поколению прав человека относит личные (гражданские) и политические права; ко второму поколению – социальные, экономические и культурные права; а к третьему поколению – формирующиеся права человека и права народов (коллективные права, права солидарности): право на мир, на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие.[19] 

 Разделение властей. Для уменьшения опасности посягательства на права и свободы человека и гражданина путем ее чрезмерной концентрации в одних руках или в руках одного органа в либеральном правовом государстве предусматривается разделение государственной власти на несколько ветвей: законодательную, исполнительную и судебную.[20]

    При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга, но создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга  на основе системы взаимных «сдержек и противовесов».

   Это означает, в частности, что законодательная власть может контролировать власть исполнительную путем издания обязательных для нее законов и отстраняя от должности тех ее представителей, которые эти законы нарушают.

   Исполнительная (правительственная) власть контролирует и сдерживает власть законодательную через право законодательной инициативы, право вето (отклонение закона) и право роспуска законодательной власти.

   Судебная власть контролирует обе ветви власти путем проверки на соответствие  конституции принимаемых ими юридических актов. Специфика устройства некоторых государств предполагает возможность выделения дополнительно президентской и контрольной власти. Это возможно, если президент не является главой исполнительной власти и имеет собственные независимые ни от кого полномочия, а контрольная власть (например, прокуратура) не входит в систему исполнительной власти.

         В сложных государствах разделение властей имеет место не только «по горизонтали», но и «по вертикали». Так, субъекты федерации полностью самостоятельны при решении всех вопросов в пределах своего ведения. В то же время, субъекты федерации обязаны подчиняться федеральной власти по решениям, относящимся к предмету ведения федерации.

 Верховенство правового закона. Это означает, во-первых, то, что закон находится во главе иерархии источников норм права, и ни один из них не может ему противоречить. Во-вторых, то, что далеко не каждый закон с точки зрения либеральной правовой теории, является правовым. Таковым может быть только закон, не противоречащий правам и свободам человека и гражданина. Если бы любой закон мог считаться правовым, то тогда и правовым государством пришлось бы признать любое государство, в котором действуют общеобязательные законы, даже если эти законы лишают человека свободы, превращая его в раба (см. лекцию «Право и закон»).

 Взаимная ответственность граждан и государства. Тесно связанная с теорией общественного договора, концепция правового государства понимает последнее как своеобразное акционерное общество, которое существует только для удовлетворения интересов акционеров и которое не имеет в отношении них никаких самостоятельных прав.[21] Поэтому рассматриваемый принцип и предполагает равенство, как субъектов не только права, но и ответственности, государства и каждого гражданина. Однако провести этот принцип до конца невозможно в виду особенностей правосубъектности государства. Поэтому, если гражданин выступает перед государством субъектом всех возможных видов ответственности, включая уголовную, то государство может отвечать перед гражданином лишь в гражданско-правовом порядке, возмещая причиненный ему вред. Например, в Конституции РФ имеется ст. 53, которая гласит: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

    Все отношения между гражданином и правовым государством должны строиться только на основании закона – гражданин несет ответственность перед государством лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Граждане обязаны выполнять только те требования представителей государства, которые основаны на законе.  Все споры по поводу права между гражданином и государством подлежат рассмотрению в суде. Суд должен быть независимым, беспристрастным, справедливым, открытым, действовать на основании закона и иметь целью обеспечение законных интересов субъектов права. Суд не может рассматриваться как обычный государственный орган, ибо тогда в случае спора между гражданином и государством будет нарушен один из основных принципов правосудия: «никто не может быть судьей в своем собственном деле». Поэтому суд должен быть максимально независим от всех государственных органов. Состояние судебной системы во многом определяет «лицо» правового государства.

     Правовое, социальное и социалистическое государство. Необходимо иметь в виду, что все эти концепты представляют собой различные государственно-правовые идеалы и в силу этого лишены научного статуса. Но их знание помогает понять особенности социокультурного развития того или иного общества и сделать соответствующий ценностный выбор. Если правовое государство построено на идее индивидуальной правовой свободы, то социалистическое государство воплощает идею социального равенства (прежде всего в материальной сфере). В правовом государстве идея свободы находит свое выражение в абсолютизации прав и свобод человека и гражданина, а идея социального равенства в социалистическом государстве – в огосударствлении всех основных средств производства и в контроле за уравнительным распределением материальных благ. Оба варианта, на наш взгляд, представляют собой крайности, которых необходимо избегать. Действительно,  в любом обществе всегда наличествуют не только индивидуальные, но и коллективные права, которые имеют значение, подчас не меньшее, чем права индивидуальные: права наций, народов, трудовых коллективов и т.д. С другой стороны, в любом государстве помимо индивидуальных прав существуют и индивидуальные гражданские обязанности. Именно наличие обязанностей указывает на то, что конкретный человек является членом единого государственного организма. Поэтому, если использование (или не использование) своих прав связано, в первую очередь, с интересами самого субъекта, то исполнение (или неисполнение)  обязанностей (соблюдать законы, заботиться о детях, платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество и др.) затрагивает уже интересы всего общества, государства в целом.

     Соблюдение прав и свобод является совершенно необходимым условием полноценной общественной жизни. Но лишь условием, а не ее целью. Человек может по-настоящему реализовать себя только как  коммуникативный субъект в рамках определенной культуры, сохранение, развитие и приумножение которой, возможно, и определяет смысл существования любого общества и государства. Да и сами эти права для своей успешной реализации отнюдь не нуждаются в научно несостоятельной естественно-правовой гипотезе, без которой не обходится ни одна теория либерального правового государства. Права и свободы человека и гражданина являются не природными (и в этом своем качестве противопоставляемыми позитивному праву), а социальными феноменами (см. выше). Как социальный феномен любое право одновременно и естественно (поскольку определяется природой общества), и позитивно. Поскольку «неестественного» права в принципе не существует, то и всякое выделение «естественного» права лишено смысла. Возникновение и закрепление в нормах государственного права сложившихся субъективных прав и обязанностей, или тех нормативных ожиданий, которые отражают определенные социальные реалии, определяется правовой политикой (т.е. опять-таки факторами культуры).

   Но самое важное заключается в том, что взятый в своем «чистом», либеральном виде концепт правового государства является калькой, снятой с другой ментальности. Как заметил однажды Н.В. Устрялов, правовое государство в принципе не способно удовлетворить «тоску (русского человека – А.П.) по миросозерцанию…: вместо хлеба веры оно предлагает камень безбрежного выбора. Оно не холодно и не горячо, - оно тепло».[22] 

    Казалось бы вариант организации общественной жизни, сложившейся на основе марксистско-ленинского учения и нацеленный на установление всеобщей материальной справедливости, более соответствует традиционной русской ментальности; но это впечатление обманчиво. Русская культура дуалистична, и материальное в ней всегда должно быть поддержано идеальным. Справедливость в этом контексте не может быть движима исключительно духом материализма, а материальное равенство не должно основываться на ликвидации духовной свободы. Рационально же организованное огосударствление всей общественной и личной жизни неминуемо ведет к духовному порабощению человека (по крайней мере, – социальному).

   Одним из вариантов государства, стремящегося избавиться от крайностей либерализма и социализма, явился концепт социального государства.

    Концепт социального государства исходит из примата идеи достойного человеческого существования, обеспечить которое каждому как раз и обязано государство за счет контроля и перераспределения доходов внутри общества. Формирование бюджета в таком государстве происходит не только за счет налогов (напрямую связанных с доходами), но и от хозяйственной деятельности государства-собственника основных природных ресурсов и естественных монополий. С концептом социального государства связана и идея социальной защищенности населения. Как правило, это целый комплекс мер, направленных на социальную поддержку нуждающихся. Например, либеральный принцип свободы трудовых договоров в социальном государстве ограничивается законодательным установлением минимума заработной платы, ниже которого работодатель опускаться не может.[23] Современная политическая наука и практика государственного строительства идут по пути объединения принципов правового и социального государства,[24] хотя при этом возникает необходимость примирить две разные тенденции политико-правового устройства, своего рода «антиномии конституционно-правовой государственности» (Н. Ахтенберг). Немецкие ученые-государствоведы поясняют это следующим образом: «Правовым государством эпохи расцвета либерализма считалось государство, завоеванное буржуазией в XIX в. Для характеристики его часто употреблялся плеоназм “либеральное и правовое”. Принципами такого государства были индивидуализм, гарантии свободы и собственности, защита граждан, уважение границ и невмешательство в дела других стран. Ему противопоставляется социальное правовое государство, к которому склонялась еще Веймарская Конституция и которое недвусмысленно провозгласил Основной закон ФРГ. Оно вводит в действие право на социальное обеспечение и нормы, формирующие и преобразующие социальные отношения; такое государство упорядочивает и направляет экономические процессы, не предоставляя их самим себе». При этом отмечается, что «рассматриваемые явления не должны восприниматься как антитезы; речь идет лишь о различных акцентах, подобно тому, как это имеет место при употреблении на первый взгляд противоречивых понятий правового государства в формальном и материальном смысле».[25]

   Понятие «социальное государство» также может трактоваться по-разному. Например, в немецкой политико-правовой литературе на этот счет высказаны следующие соображения:  «Четкому пониманию термина “социальное государство” долгое время препятствовали три обстоятельства: неоднозначность самого слова “социальное”; неопределенность задач государства, которое, согласно современным теориям, должно не просто быть олицетворением власти, но институтом, существующим для людей; наконец, утрата ясных критериев в результате военной катастрофы, крушения германского рейха в 1945 г. и бедствий послевоенных лет.

   Постепенно на вопрос о сущности социального государства выкристаллизовались три ответа. Первый связан с пониманием социального в самом общем плане, не подразумевающем каких-либо оценочных суждений; социальное здесь равнозначно общественному, или связанному с обществом. Термин “социальное государство” в этом смысле означает, что государство несет ответственность за существование общества. Его автономия не абсолютна: маятник не должен качнуться от тоталитарного господства государства над обществом к либеральному государству, исполняющему лишь роль “ночного сторожа”. Другая интерпретация обращается к трактовке слова “социальное” как указанию на общественный статус человека, его связь с обществом. Термин “социальное государство” в таком смысле подчеркивает существование обязанностей индивида по отношению к другим людям и обществу в целом. За этой трактовкой скрывается тревога за то, как бы маятник не качнулся от тоталитарного подчинения к несвязанности индивида никакими общественными узами. Однако мнение большинства склонилось к третье трактовке, согласно которой социальное государство – это организация, помогающая слабому, стремящаяся повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование. Сторонники такого подхода обратились к обыденному пониманию слова “социальное” и связали государственность с конкретно-историческим политическим движением, преследующим социальные цели. К такому решению проблемы подталкивали как требования времени, так и необходимость сформулировать хоть какие-то рекомендации относительно направления, в котором должно развиваться общество. В результате были даны ответы на вопросы о том, как обеспечить ответственность государства за развитие общества (в духе первой, самой общей трактовки социального государства) и в какой мере, с какой целью должен быть связан с обществом индивид (в соответствии со второй трактовкой, подчеркивающей социальные обязанности). Таким образом, третья трактовка социального государства восприняла идеи и первой, и второй».[26]

    Представляется, что для России, учитывая ее специфическую культуру,  концепт социального правового государства на сегодняшний день наиболее приемлем, особенно если сами принципы социального государства получат духовное (религиозно-нравственное),[27] а не только материалистически-утилитарное обоснование.[28] Как известно, в Конституции РФ закреплены принципы как правового, так и социального государства, но практика их интерпретации и реализации пока оставляет желать лучшего. Желательна дальнейшая эволюция российского государства в сторону «коммуникативного государства», в котором правовая (формальная) и духовная (неформальная) коммуникации составляли бы единое целое.[29]

 Информационное государство. Правовое и социальное государство как предпосылки перехода к коммуникативному государству.

   Концепция коммуникативного государства тесно связана с идеей информационного государства (общества). Последнее часто связывают с постиндустриальным государством (обществом) (Д. Белл, К. Вербах, А. Галлимор, П. Дракер, Р. Кан, М. Кастельс, Э. Кинг, М. Маклюэн, Й. Масуда, Ф. Махлуп, Т. Меррилл, М. Порат, Л. Робертс, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер, А. Турен).

   Впервые понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х гг. Изобретение самого термина приписывается японскому ученому Ю. Хаяши, анализировавшего эволюцию японского общества. В информационном обществе развитие компьютеризации предоставляет людям доступ к надежным источникам информации и избавляет их от рутинной работы, обеспечив высокий уровень автоматизации производства. При этом само производство становится более информационно емким. Производство информационного продукта, а не материального становится движущей силой развития общества.

   Очень быстро постиндустриальная проблематика становится одной из ведущих в западной политологии. Основной акцент в исследованиях этого времени ставится на необходимости совершенствования средств получения, обработки и распространения информации и их использования в экономической сфере. Обусловлено это было бурным развитием и конвергенцией информационно-телекоммуникационных технологий, повлекшими за собой революционные изменения в мире. Гуманитарные аспекты формирования нового общества, в частности, социальные проблемы, стали активно изучаться лишь в результате осознания того, что наблюдаемый качественный скачок в развитии информационных технологий породил новую  глобальную социальную революцию, ничуть не уступающую революциям прошлого по силе своего воздействия на человеческое общество.

   Существенным толчком для дальнейшего развития идей глобального информационного общества послужил выход в 1973 г. книги американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования».[30] В ней история человеческого общества подразделяется на три стадии: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Существенной чертой постиндустриального общества является переход от производства  вещей к развитию производства услуг, связанных с образованием, здравоохранением, исследованиями и управлением. Важнейшее значение получает теоретическое знание. Знание и информацию американский ученый считает не только эффективным катализатором трансформации постиндустриального общества, но и его стратегическим ресурсом.[31]

   В современной литературе отмечается, что на Западе проблематика информационного общества постепенно забывается, ее сменяет парадигма «общества сетевого». При этом акцент переносится «с содержания на коммуникацию».[32] Один из теоретиков такого подхода, М. Кастельс, полагает, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всевозможные преграды и границы, вследствие чего информационная эра рассматривается им как эпоха глобализации. При этом сетевые структуры становятся одновременно и средством и результатом глобализации общества. При этом новое общество строится таким образом, что сбор, анализ и передача информации становятся фундаментальными источниками производительности и власти.[33]

   Россия также избрала путь построения информационного общества.[34] Да другого варианта, собственно, и не дано. Но при этом необходимо не просто механически «строить» такое информационно-коммуникативное общество, а творчески формировать его, стремясь к той культурной органичности, какая только и может придать обществу жизненность. В идеале это должно быть такое общество, где обладание полнотой информации создает предпосылки для взаимопонимания и всестороннего развития человека. Основные предпосылки коммуникации: информация, диалог, понимание и взаимодействие и здесь играют основную роль.[35]

 

 


[1] Такова была, например, позиция Г. Кельзена. Ему вторит современный ученый Э.А. Поздняков: «Неправовых государств в природе не существует и не может существовать в принципе» (Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995. С. 7).

[2] Ср.: «По своему происхождению  политические теории всегда были (и нередко остаются до сих пор) нормативными, ценностно окрашенными системами аргументации, обосновывающими преимущества того или иного государственного строя. В рамках такой аргументации вопросу о том, что есть на самом деле, предшествует вопрос о том, что должно быть. Анализ политики сквозь призму подобных теоретических приоритетов (дополняемых, как правило, определенными идеологическими ориентациями и предпочтениями) всегда порождает противоречия» (Гуторов В.А. Теоретическая политология как научная дисциплина // Политология (проблемы теории). СПб., 2000. С. 6. Выделено мною – А.П.). По аналогичному основанию С. Лëзов отказывает концепту правовой государственности в научности (см., напр.: Лëзов С. Миф о правовом государстве // Октябрь. 1991. № 3.

[3] О неудачности самого термина «гражданское общество» см., напр.: Серегин Н.С., Шульгин Н.Н. Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. 2002. № 1. С. 49-50). Господствующие на Западе представления о гражданском обществе тесно связывают его с концепцией «открытого общества», создателем которой был немецкий философ К. Поппер. В своей книге «Открытое общество и его враги» (1943 г.) Поппер стремился выявить глубинные социокультурные и интеллектуальные истоки тоталитаризма. Однако осуществленный им анализ, наряду с важными и поучительными наблюдениями, фактически, содержал программу денационализации культуры любого незападного общества и его вестернизации под видом модернизации (см. об этом: Панарин А.С. Принцип открытого общества. Либеральный интернационал //  Панарин А.С. О мире политики на Востоке и на Западе. М., 1999. С.159-192).

[4] Негативные моменты, характеризующие абстрактного субъекта гражданского общества или, иными словами, буржуа, сформулировал  в свое время Гегель, который определил его как «человека, который не желает покинуть сферу неполитического безопасно-приватного, который в том, что касается владения имуществом и справедливости, возможной в частном владении имуществом, относится к целому как такой отдельный человек, который находит возмещение своей политической ничтожности в плодах мира и приобретательства и прежде всего – «в совершенной безопасности, с которой можно ими наслаждаться», который вследствие этого хочет быть свободным от необходимости быть храбрым и подвергать себя опасности насильственной смерти…» (цит. по: Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. Т. 1. № 1. 1992. С.58-59). Сам К. Шмитт являлся последовательным противником либерализма. Вот некоторые из его аргументов: «Исключительно систематическим образом либеральное мышление обходит или игнорирует государство и политику и вместо того движется меж типических, снова и снова повторяющихся полюсов двух гетерогенных сфер, а именно этики и хозяйства, духа и гешефта, образования и владения собственностью. Критическое недоверие по отношению к государству и политике легко объясняется принципами системы, для которой отдельный человек должен оставаться terminus a quo и terminus ad quem. Политическое единство должно в случае необходимости требовать, чтобы за него отдали жизнь. Для индивидуализма либерального мышления это притязание никоим образом недостижимо и не может быть обосновано. Индивидуализм, который отдает распоряжение физической жизнью индивида кому-то другому, а не самому индивиду, был бы столь же пустой фразой, как и либеральная свобода, о содержании и мере которой принимал бы решение кто-то другой, а не сам свободный человек. Для отдельного человека как такового нет врага, с которым он должен был бы биться не на жизнь, а на смерть, если сам он этого лично не желает; принуждать его к борьбе против его воли, - это, во всяком случае, с точки зрения частного индивида, есть несвобода и насилие. Весь либеральный пафос обращается против насилия и несвободы. Всякий ущерб, всякая угроза индивидуальной, принципиально неограниченной свободе, частной собственности и свободной конкуренции означает “насилие” и есть eo ipso нечто злое. То, что оставляет этот либерализм от государства и политики, ограничивается обеспечением условий и устранением помех для свободы.

   Так дело доходит до целой системы демилитаризованных и деполитизированных понятий, часть из которых можно будет здесь перечислить, чтобы показать удивительно последовательную и, несмотря на все провалы, еще не замененную в Европе никакой иной системой семантику либерального мышления. При этом все время следует иметь в виду, что эти либеральные понятия типическим образом колеблются между этикой (“духовностью”) и экономикой (гешефтом) и с этих противоположных сторон пытаются уничтожить политическое как сферу “завоевывающей силы”, причем понятие “правового”, т.е. “частно-правового” государства служит рычагом, а понятие частной собственности – центром глобуса, полюса которого – этика и экономика – суть лишь противоположные излучения этого центра» (Там же. С.63. (Выделено мною – А.П.). Ср.: Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб., 1999. С. 177-183).

   Не менее критически высказывался о гражданском обществе и К. Маркс. Этот немецкий мыслитель полагал, что всеобщие права человека «суть не что иное, как признание эгоистического гражданского индивидуума и необузданного движения духовных и материальных элементов, образующих содержание… современной гражданской жизни…». Поэтому признание прав человека современным ему государством имеет такой же смысл, как признание рабства античным государством. «… Подобно тому как античное государство имело своей естественной основой рабство, точно также современное государство имеет своей естественной основой гражданское общество, равно как и человека гражданского общества, т.е. независимого человека, связанного с другим человеком только узами частного интереса и бессознательной естественной необходимости, раба своего промысла и своей собственной, а равно и чужой своекорыстной потребности» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. М., 1955. С. 125-126. Неплохо сказано! Мне осталось лишь выделить наиболее «сочный» фрагмент – А.П.).

[5] Дух либерализма движим  «врожденной» антипатией к государству  (как, впрочем ко всему, что превышает возможности индивида или по силе, или по рангу ценности). Типичной поэтому является характеристика государства, данная известным западным либералом Людвигом фон Мизесом: «Государство существенным образом есть аппарат исполнения и принуждения. Его самая важная черта – принуждать угрозой силы или убеждением к поведению, отличному от того, что нам нравилось бы делать… Говоря о государстве, понимают принуждение и насилие. Когда говорят, что должен быть закон по этому поводу, подразумевают, что вооруженные представители государства могут принудить людей делать то, чего они не хотят делать и не делать того, что им хочется. Когда говорят, что этот закон должно лучше исполнять, подразумевают, что полиция должна силой склонить к подчинению… Существенные характеристики государства и правительства не зависят от их особой структуры и конституций. Они присутствуют как в деспотических, так и в демократических режимах» (Мизес Л., фон. Индивид, рынок и правовое государство. СПб., 1999. С. 131-132).

[6] Права и свободы человека и гражданина, так же как и его обязанности, конечно же, являются важными составляющими правовой культуры, но и здесь нельзя «пересаливать». Это понимают и на Западе. В философско-заостренной форме на это обращает внимание, в частности, Жан Бодрийяр. Этот заметный мыслитель постмодернизма, в частности, пишет: «Мы больше не умеем произносить проклятия. Мы умеем произносить только речи о правах человека – об этой благоговейной, слабой, бесполезной, лицемерной ценности, которая зиждется на просвещенной вере в естественную силу Добра, на идеализации человеческих отношений (тогда как для Зла не существует иной трактовки, нежели само Зло).

   Более того, об идеальной ценности этого Добра всегда говорится в покровительственной, уничижительной, негативной, реакционной манере. Это есть сведение Зла к минимуму, предупреждение насилия, стремление к безопасности. Эта снисходительность и давящая Сила доброй воли помышляет лишь о справедливости в обществе и отказывается видеть кривизну Зла и его смысл.

   Свобода слова существует лишь тогда, когда это слово является “свободным” выражением индивидуума. Если же под словом понимать двойственную, сопричастную, антагонистическую, обольстительную форму выражения, тогда понятие свободы слова теряет всякий смысл.

   А существует ли право на желание, на необдуманные поступки, право на наслаждение? Полный абсурд. Так, сексуальное освобождение становится смешным, когда пытается заговорить на языке права. Наша “знаменательная” Революция обнаруживает свою смешную сторону, когда начинает рассуждать в терминах прав человека.

   “Право на жизнь”  заставляет трепетать все набожные души до того момента, пока из него не выводят логически право на смерть, после чего его абсурдность становится очевидной. Потому что смерть, как и жизнь, есть судьба, фатальность (счастливая или несчастная), но отнюдь не право.

   Почему бы не потребовать “права” быть мужчиной или женщиной? Или же Львом, Водолеем или Раком? Но что значит быть мужчиной или женщиной, если на то существует право? Очаровательно то, что жизнь поставила вас по ту или другую сторону, а играть предстоит вам самим. И разрушать это правило символической игры не имеет никакого смысла. Я могу потребовать права ходить шахматным конем по прямой, но какой в этом смысл? Права такого рода просто нелепы.

   По жестокой иронии мы дожили до права на труд. До права на безработицу! До права на забастовку! Никто уже даже не замечает сюрреалистического юмора таких вещей. Бывает, однако, этот черный юмор прорывается наружу. Такова, например, ситуация, когда приговоренный  к смерти американец требует для себя права на казнь вопреки всем лигам защиты прав человека вместе взятым, бьющимся за его помилование. Это уже становится интересным. В списке прав человека имеются, таким образом, неожиданные разночтения: израильтяне, будучи жертвами во все времена, требуют в качестве права держать у себя преступников. И получить, наконец, официально допустимый уровень преступности.

   Нет никаких сомнений в том, что СССР сделал огромный шаг на пути соблюдения прав человека (гораздо больший, нежели это было в Хельсинки или где-либо еще) благодаря Чернобылю, землетрясению в Армении и гибели атомной подводной лодки: этот шаг есть право на катастрофу. Главные, основные права – право на несчастный случай, право на преступление, право на ошибку, право на зло, право на самое худшее, а не только на самое лучшее: и это в гораздо большей степени, чем право на счастье, делает вас человеком, достойным этого имени.

   Право неизбежно приобретает пагубную кривизну, в соответствии с которой, если нечто само собой разумеется, то всякое право становится излишним, но если в отношении той или иной вещи возникает необходимость установления права, то это означает, что сама эта вещь приближается к своей гибели. Так, право на воду, воздух, пространство “скрепляет подписью” быстрое исчезновение всех этих элементов. Право на ответ указывает на отсутствие диалога и т.д.

   Права человека теряют свой смысл с того момента, когда человек перестает быть существом безумным, лишенным своей собственной сути, чуждым самому себе, каковым он был в обществе эксплуатации и нищеты, где он стал, в своем постмодернистском воплощении, самоутверждающимся и самосовершенствующимся. В подобных обстоятельствах система прав человека становится совершенно иллюзорной и неадекватной – индивидуум податливый, подвижный, многогранный перестает быть объектом права; он – тактик и хозяин своего собственного существования, он более не ссылается на какую-либо правовую инстанцию, но исходит из качества своих действий и достигнутых результатов.

   Однако именно сегодня права человека становятся актуальной проблемой во всем мире. Это единственная идеология, имеющаяся в запасе на сегодняшний день. Это и говорит о нулевой ступени в идеологии, об обесценивании всей истории. Права человека и экология – вот два сосца консенсуса. Современная всемирная хартия – это хартия Новой Политической Экологии.

   Нужно ли видеть в апофеозе прав человека непревзойденный взлет глупости, гибнущий шедевр, обещающий, однако осветить конец века всеми огнями согласия?» (Бодрийяр Ж Прозрачность зла. М., 2000. С. 127-130. Выделено мною – А.П.).

[7] Бердяев Н.А. Философия неравенства // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С. 122-123.

[8] Там же. С. 131-132.

[9] Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1990. С. 426-427. Ср. с мыслью Н.Н. Алексеева: «Идея личных прав должна быть с полной силой утверждена как идея чисто христианская, но право не должно быть оторвано от обязанности, обязанность должна обосновывать правомочие и сливаться в правоотношениях в одно органическое целое, как это и соответствует духу подлинно христианского вероучения. Построение подобного органического учения о правах личности и есть основная задача православной философии права и православной политики» (Алексеев Н.Н. Религия, право и нравственность. Париж, 1930. С. 96).

[10] Ср.: «…Никакая частная инициатива не заменит главной гражданской добродетели: быть не только в курсе происходящего в государстве и обществе, но и принимать в их судьбе посильное участие, короче – жить не только приватной, но и публичной жизнью. Гражданственность и есть мера политической развитости человека, его способности жить не только в семье и собственном доме, но вместе с другими и ради других. И только в таком качестве люди могут образовывать общество, называемое гражданским» (Серегин Н.С., Шульгин Н.Н. Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. 2002. № 1. С. 17).

[11] Ахтенберг Н., Бадура П. и др. Государственное право Германии. Т. 1. М., 1994. С. 58-59. Такой подход достаточно характерен для немецкой традиции трактовки правового государства («Rechtsstaat»). В англоязычной теории сложилась несколько иная концепция правового государства («The Rule of Law»). В этом варианте акцент делается не столько на сам закон и его упорядочивающее действие, сколько на право граждан на невмешательство в их частную жизнь (см., напр.: Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. СПб., 1993).

[12] «Либерализм, по Локку, концепцию прав начинает с посылки об онтологическом статусе естественных прав индивидов. Эта позиция отражена в знаменитых Американской декларации независимости 1776 г. и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Она – краеугольный камень современной политической мысли либералов и прогрессистов… Естественное право индивидов становится фактически набором формальных гражданских прав, кодируемых и осуществляемых государством. Предполагая прямолинейный процесс переноса из естественного права в государственное, либерализм понимает культуру (напр., доктрины прав, власть закона) как автономную сферу, институционализированную в государстве и действующую независимо от материальных условий, формируя жизнь общества. С культурно-аналитической точки зрения либерализм – дискурс, устанавливающий онтологию прав, но не объясняющий себя» (Ку А.С. Парадокс – гражданское общество без гражданства // Социс. 2003. № 12. С. 15-16).

[13] Возможны три основных трактовки прав человека: «дар» государства, «дар» природы (Бога) и «продукт» общества. Последний вариант в виде материалистической историко-эволюционной доктрины прав человека имел место в советской правовой теории и «дожил» до наших дней.

[14] Ср.: «М. Мюллер, исходя из того, что бытие в праве принадлежит к способу человеческого бытия с другими, считает, что человек не вступает в правовые отношения благодаря законам и определенным институтам. Он всегда в праве, и право неотъемлемо от сущности человека, его природы. «Естественность» такого права заключается в том, что человек не устанавливает его, а уже «пребывает в праве», ибо только в коммуникации с другими человек способен быть самим собой и осуществлять себя» (Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. Харьков, 2002. С. 124).

[15] Ср.: «С культурно-аналитической точки зрения права не даны естественным путем заблаговременно, но являются символическими конструктами, открытыми интерпретации» (Ку А.С. Парадокс – гражданское общество без гражданства // Социс. 2003. № 12. С. 15).

[16] В данной Декларации отражен «универсалистский» подход к правам человека. Но, как отмечает И.Л. Честнов, еще в ходе подготовки проекта Всеобщей декларации прав человека Американской антропологической ассоциацией был подготовлен «Меморандум о правах человека», отражающий иное понимание этой проблемы. В нем, в частности, было записано: «Стандарты и ценности соотносительны с культурами, из которых они происходят, так что любая попытка сформулировать всеобщие постулаты на основе представлений или моральных кодексов одной из культур ограничивает применимость соответствующей декларации прав человека к человечеству в целом… Основополагающее значение должен иметь всеобщий стандарт свободы и справедливости, базирующийся на принципе, согласно которому человек свободен только тогда, когда может жить согласно пониманию свободы, принятому в его обществе» (Statement on human rights, submitted to the Commission on Human Rights, United Nations, by the Executive Board, American Antropological Association // American Anthropologist. 1947. № 49. P. 541. Цит. по: Честнов И.Л. Универсальны ли права человека? // Правоведение. 1999. № 1. С. 81). В таком же духе высказывается и Н.А. Ушаков, утверждая, что «нет…и не может быть каких-либо международных стандартов применительно к основным правам и свободам человека, ибо практика государств их не выработала, единообразного понимания существа этих прав и свобод не существует, как не существует и обычноправовых норм общего международного права, возводящих некую единообразную практику государств на уровень международных обязательств государств по общему международному праву. В рамках Организации Объединенных Наций государства согласовали содержание ряда универсального характера международных договоров, касающихся их взаимных обязательств в пользу индивидов, проживающих на их территории, в том числе два Пакта об основных правах человека. Но такие Пакты становятся обязательными только для государств – участников этих договоров, т.е. для тех государств, которые их ратифицировали. А всеобщего такого участия отнюдь не наблюдается. Кроме того, Пакты предусматривают определенный механизм разрешения споров между государствами-участниками по поводу возможного несоблюдения ими своих международных обязательств. Вне этого механизма государства–участники не могут прибегать к мерам давления или принуждения друг против друга. И тем более не могут требовать соблюдения неких не существующих международных стандартов применительно к государствам, не участвующим в Пактах» (Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. М., 1997. С. 41).

[17] В учебной литературе обращается внимание на невозможность трактовки прав и свобод человека как высших, абсолютных ценностей, не подлежащих никаким ограничениям. Вот что, например, пишет по этому поводу А.Ф. Черданцев: «Права и интересы человека, гражданина фактически не ставятся выше интересов общества. Это вытекает из конституций самих правовых государств. Осуществление прав и свобод каждого отдельного человека ограничивается в первую очередь правами другого человека. Их осуществление, как сказано, например, в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, не должно нарушать права и свободы других лиц.

   Кроме того, конституции рассматриваемых государств предусматривают случаи ограничения прав и свобод человека. Такая возможность зафиксирована и в указанных выше международно-правовых документах. В ст. 29 Всеобщей декларации  прав человека сказано, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться, во-первых, только таким ограничениям, какие установлены законом, и, во-вторых, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность ограничения прав и свобод также в интересах охраны государственной безопасности и здоровья населения.

   Такая возможность ограничения прав и свобод предусмотрена в ст. 55 Конституции РФ в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения предусмотрены и на случай введения чрезвычайного положения в стране. В п. 3 ст. 56 Конституции РФ предусмотрены права, которые не могут быть ограничены (на жизнь, на достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свободу совести, жилище и др.). В числе прав, которые не могут быть ограничены, не значатся права на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, на объединение, свободу слова и др. Возможность ограничения прав в целях  обеспечения общественных интересов предусмотрена и в других государствах, относящих себя к правовым.

   Таким образом, современные государства рассматривают права и свободы в качестве одной из основных ценностей, но отнюдь не высших, как сказано в Конституции РФ (ст. 2). Есть, оказывается, ценности высшего порядка (нравственное и физическое здоровье населения, общественный порядок, государственная безопасность и др.), нежели права и свободы индивида. Это и естественно, ибо человек сверхкорыстен, дорога к совпадению интересов личности и общества длинна и терниста, а эгоизм человеческий беспределен» (Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. С. 154-155)

[18] http: // www.cspi.org.ru / ccns / cris.htm

[19] См., напр.: Лукашева Е.А. Права и свободы человека // Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 228-230.

[20] Истоки данного принципа можно усмотреть уже в античной теории «смешанного государства». Свое классическое обоснование он нашел в труде Ш. Монтескье «О духе законов». «Если, – писал этот французский мыслитель, – власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем» (Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 290). Данная идея, однако, разделялась не всеми. Возражения против концепции разделения властей можно найти и у сторонников правового государства. Например, Б.А. Кистяковский в своем курсе лекций государственного права целую главу посвятил теории разделения властей и ее критике. По мнению Кистяковского (поддержку которому он находил как в зарубежной, так и в отечественной литературе) «… и практика государственных учреждений в современных конституционных государствах, и теоретическая мысль представителей науки государственного права одинаково приводят нас к тому, что теория разделения властей неправильна. Как государство есть нечто целое, единое и неделимое, так и власть неделима; власть принадлежит государству в его целом, и в нем не несколько властей, а только одна единая власть. Поэтому разделение властей не может служить гарантией политической свободы, неприкосновенности личности, конституционного строя и правового характера государственной власти. Эти гарантии мы должны искать в других принципах и других основах современного конституционного государства.

   Но отвергнув теорию разделения властей в ее целом, мы все-таки должны признать, что некоторые положения ее, как, например, требование, чтобы законодательная власть принадлежала народному представительству, несомненно, очень способствовали развитию конституционных идей» (Кистяковский Б.А. Государственное право (общее и русское) // Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998. С. 486-487).

   Современная западная политология также зачастую придает теории разделения властей смысл, отличный от классического. Например, в теории политических систем Г.А. Алмонда разделение властей трактуется в функциональном, ролевом значении. Алмонд рассматривает власти как функции, и разделение властей у него становится «охраной границ» между функциями. Идеальное сохранение границ на практике недостижимо. Формальные «ветви» власти, партии, группы и т.п. неизбежно выполняют не одну, а несколько функций, поэтому «любая политическая структура, какой бы узкоспециализированной она ни была..,  является многофункциональной» (Цит. по: Лейпхарт А. Многосоставные общества и демократические режимы // Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений / Сост. Р.Т. Мухаев. М., 2000. С. 1046).

[21] Ср.: Дьюи Дж. Демократическое государство // Полис. 1994. № 3. С. 39.

[22] Устрялов Н.В. «Хлеб и вера» // Политическая история русской эмиграции. С. 210. Ср.: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч: о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (От. 3:14-15). Именно поэтому русский человек в правовое государство или верует как в «Отче наш», или полностью разочаровывается.

[23] Вот что писал в этой связи один из учеников Л.И.. Петражицкого,  незаурядный правовед  Г.К. Гинс: «Либеральное (правовое) государство выполнило  свою культурную миссию: оно воспитало гражданское правосознание, пробудило творческую энергию и укрепило дух предприимчивости.

   Однако и либерализм отжил свое время, пришла пора новых преобразований. Свобода, которую либеральное государство приняло за основу своего режима, привела к своему собственному отрицанию. Опасность перепроизводства и падения цен заставила предпринимателя ограничивать конкуренцию и объединяться в картели, синдикаты и тресты, которые либо ограничивают свободу деятельности их участников, либо объединяют и регулируют и их производство и их сбыт. Свободный договор между предпринимателем и рабочим тоже отходит в область прошлого. Обе стороны: работодатель и рабочий объединяются в союзы, в целях организованной защиты прав, и либо ведут организованную борьбу титанов, потрясающую благополучие всей страны, либо заключают коллективные (тарифные) договора, которые на известный срок приостанавливают свободу соглашений на рынке труда.

   В этих новых условиях государство не может оставаться только наблюдателем. Роль “ночного сторожа” уже недостаточна для власти, когда перед ее глазами возникают такие могущественные силы, как организации предпринимателей, возглавляемые “королями” нефтяной, стальной, угольной и др. видов промышленности, такие средоточия финансовой мощи, как банки с миллиардными оборотами, и такие организованные армии пролетариата, как современные тред-юнионы, могущие всеобщей забастовкой парализовать всю экономическую жизнь страны.

   Перерождение правового государства происходило постепенно. Вначале государство ограничивалось расширением своей деятельности. С позиции наблюдателя оно перешло к более активной роли, приняв на себя, главным образом, защиту интересов широких масс населения, ограждение трудящихся и потребителей от злоупотребления экономическим могуществом предпринимателя и финансиста. Рабочее законодательство и контроль над деятельностью синдикатов и трестов знаменует новый этап в развитии государства. Из личины либерального государства вырастает тип государства социально-политического» (Гинс Г.К. Предприниматель. М., 1992. С.177-178. См. об этом также: Гессен С.И. Правовое государство и социализм // С.И. Гессен. Избранные сочинения. М., 1999).

[24] О соотношении демократического и правового государства см., напр.: Глебов А.П. Социальное демократическое правовое государство: иллюзии и реальность // Российское государство и правовая система: Современное развитие, проблемы, перспективы. Воронеж, 1999.

[25] Ахтенберг Н., Бадура П. и др. Государственное право Германии. Т. 1. М., 1994. С. 58-59.

[26] Там же. С. 64-65.

[27] Одним из первых, кто поставил вопрос о праве на достойное человеческое существование, был В.С. Соловьев. Вот что он, например, писал в этой связи: «Если с нравственной точки зрения всякий человек – будь он земледельцем, писателем или банкиром – должен трудиться с сознанием и желанием общеполезности своего труда, если он должен смотреть на него, как на обязанность – исполнения воли Божией и служения всеобщему благосостоянию ближних, - то эта обязанность, именно как всеобщая, предполагает, что все таким же образом должны относиться к этому человеку, т.е. ставить его не как орудие только, но и как предмет или цель общей деятельности, - что общество имеет обязанность признавать и обеспечивать право каждого на самостоятельное пользование – для себя и для своих – достойным человеческим существованием» (Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Собр. соч. Изд. Тов. «Общественная польза». Т. VII. СПб., б/г. С. 353).

[28] Как это имеет место применительно к господствующему правосознанию в современных западных государствах. В этой связи стоит внимательно отнестись к предостережению И.А. Ильина, сделанному еще в 1937 г.: «Нет и не может быть единой государственной формы, столь совершенной, что она оказалась бы наилучшей для всех времен и народов. Политически-зиждительное в одной стране, у одного народа, в одну эпоху – может оказаться разрушительным в других условиях. Поэтому Западная Европа, не знающая Россию, не имеет ни малейших оснований навязывать нам какие бы то ни было политические формы: ни “демократические”, ни “фашистские”. Россия не спасется никакими новыми видами западничества. Все политические формы и средства человечества должны быть нам известны и доступны. Но творческая комбинация из них и из других, еще не известных, должна быть избрана и создана самой Россией, должна быть подсказана ее собственною проблематикой, помимо всяких доктрин и предрассудков. Мы должны понимать и помнить, что всякое давление с запада, откуда бы оно ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интерес давящей державы и вымогающей организации». И еще, предупредительно: «Государство не есть механизм состязающихся корыстей, но организм братского служения, единения веры, чести и жертвенности; такова историко-политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокрушилась. Россия вернется к ней опять» (Ильин И.А. Основы государственного устройства // Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 гг. Документы и материалы. М., 1999. С. 83, 86).

[29] Аналогичные мотивы, но в прагматическом ракурсе, можно найти и в американской философско-правовой мысли. Д. Дьюи, один из наиболее авторитетных мыслителей,  еще в начале прошлого века писал: «Возрастающее понимание того, что блага существуют и развиваются только посредством общения и что объединение – это средство совместного участия, лежит в основе современного понятия гуманизма и демократии. Это спасительный аргумент для оправдания альтруизма и филантропии, которые без этого превратились бы в моральную снисходительность и моральное вмешательство, принимая форму попыток регулировать чужие дела, прикрываясь желанием сделать другим добро или предоставить им какие-то права в качестве милости. Из этого следует, что организация никогда не может быть целью сама по себе. Организация – это только средство для объединения, для приумножения полезных контактов между людьми, делающее взаимодействие между ними более плодотворным.

   Тенденция рассматривать организацию как цель саму по себе свойственна всем тем крайним теориям, которые подчиняют индивидов некоему институту, которому дается благородное имя общества. Общество – это процесс общения, при котором личный опыт, идеи, эмоции и ценности передаются от человека к человеку и становятся общими. Можно сказать, что этому активному процессу подчиняются как индивиды, так и организованные институты. Индивиды подчиняются этому процессу, потому что без обмена опытом с другими людьми они остаются тупыми, способными только к ощущениям грубыми животными. Только посредством общения со своими собратьями индивид становится сознательным центром опыта. Организация, которую традиционная теория называла обществом или государством, также подчиняется процессу общения, поскольку, когда она не используется для того, чтобы поощрять и расширять контакты людей друг с другом, она становится статичной, косной и институционализированной» (Дьюи Д. Реконструкция в философии. М., 2001. С. 158. Выделено мною – А.П.).

[30] См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

[31] Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: Проблемы и перспективы. М., 2003. С. 28-34.

[32] Песков Д.Н. Интернет-пространство: состояние премодерна? // Полис. 2003. № 5.. С. 49.

[33] Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: Проблемы и перспективы. М., 2003. С. 34-35.

[34] См.: Концепция формирования информационного общества в России. Одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32 // Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М., 2003.

[35] В современной отечественной социально-гуманитарной мысли растет понимание того, что именно «концепции диалога и диалогические теории коммуникации могут послужить основанием для перехода от традиционных для XVII – XVIII вв. теорий общества и познания к более современным вариантам социологии и гносеологии, в том числе и к таким вариантам этих дисциплин, которые ориентированы на семиотику» (Лифинцева Т.П. Диалог // Социальная философия: Словарь. М., 2003). С. 126). См. также: Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. СПб., 2004.

Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1140019


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!