Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Виды транспортных средств по отраслям права, их регистрация, учет и обозначение знаками отличия»

/ Общее право
Контрольная,  24 страниц

Оглавление

Введение
1. Общие положения регистрации транспортных средств
2. Общий порядок проведения регистрации транспортных средств
3. Подготовка к регистрации и регистрация транспортных средств регистрационными подразделениями

Список использованной литературы

1. Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним: Приказ МВД России от 27 января 2003 г. №59 "О порядке регистрации транспортных средств"
2. Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных: Приказ МВД России, ГТК России, Госстандарта России от 30 июня 1997 г. №399/388/195
3. Гречуха В.Н. Транспортное право Российской Федерации: Учебное пособие. В 2-х ч. М., 2004


Работа похожей тематики


Т.Н. ХАБЕЕВ,
кандидат юридических наук, доцент,

заместитель директора Института научной информации и мониторинга

Российской академии образования

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОБУЧАЮЩИЙСЯ

(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ)

 

Китайская пословица гласит: «Даже самая долгая дорога начинается с первого шага. Тем более – дорога, новая для ступившего на нее, к тому же в новый для него мир интенсивного познания».

 

В содержании и структуре правового статуса субъекта образовательных правоотношений, в том числе обучающегося, выделяются два аспекта этого статуса – общий и факультативный. Понятие правового статуса обучающегося как управомоченного лица неразрывно связано с реализацией  его субъективного права. 

 

Ключевые слова: юридическое образование, активизация личности студентов, эффективные методы преподавания, эффективность подготовки специалистов в сфере юриспруденции.

 

T.N. HАBЕЕV,

the candidate of jurisprudence, the senior lecturer,

the deputy director of Institute of the scientific information and monitoring

the Russian Academy of Education

 

LEGAL STATUS OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS: THE TRAINED

(ON THE EXAMPLE OF LAW STUDENTS)

 

In the maintenance and structure of legal status of the subject of educational legal relationship, including trained, two aspects of this status – the general and facultative are allocated. Concept of legal status trained as invested by the right persons inseparably linked with realization of its subjective right.

 

Key words: juridical education, activization of the person of students, effective methods of teaching, efficiency of preparation of experts in jurisprudence sphere.

 

Одним из важнейших аспектов развития юридического образования является совершенствование воспитательной работы по формированию у учащихся средних и средних специальных учебных заведений принципиальной гражданской позиции. Основное внимание должно уделяться воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека, толерантности, законопослушного поведения, политической и социальной активности[1].

Познавательная деятельность студента-юриста должна побуждаться сознательной целью, сформулированной самим учащимся, по его личной потребности. Потребности, в том числе познавательные, возникают у человека в определенных ситуациях. Например, если в ходе исследования в конкретных условиях обнаружено новое явление, то возникает потребность выяснить, что это за явление.

Активность личности как психолого-педагогический феномен и научная категория актуализируются и обосновываются в научно-теоретическом плане в рамках методологического значения личностно-деятельностного подхода. Данный подход при активизации личности студентов в процессе преподавания им юридических дисциплин требует рассмотрения центральных категорий «личность» и «деятельность», а также категорий и понятий, с ними связанных.

Отечественные психологи, отмечая феноменологическую и понятийную сложность категории личности, рассматривают ее через призму смыслового значения категории «деятельность». Собственно говоря, активизация личности студентов в процессе получения ими юридического образования в средних и средних специальных учебных заведениях проявляется как результат применения к ним эффективных методов преподавания, заинтересованности и вовлечения учащихся в образовательный процесс.

В структуре активизации студентов-юристов в рамках получения ими юридического образования существуют мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностно-поведенческий показатели. Рассмотрим содержание названных показателей.

Под мотивом понимается побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Разные способы удовлетворения потребности могут конкурировать, что находит отражение в борьбе мотивов. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути[2].

Для процесса обучения характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо: испытывая психические перенапряжения, студент-юрист должен знать, во имя чего он это делает (получение фундаментальных юридических знаний, получение диплома о высшем юридическом образовании – «корочки» и др.). Так, Н.Б. Стамбулова пишет о том, что роль конкретных мотивов в стимулировании активности субъекта меняется, для каждого ее этапа характерны свои доминирующие мотивы. Упорядочив разнообразные мотивы и классифицировав их на основе разных критериев, автор приводит основные из этих классификаций: по направленности на процесс или результат; по степени устойчивости; по связи с целями спортивной деятельности; по месту в системе «Другие Я», по доминирующей установке. Например, С.Б. Каверин дает свою классификацию потребностей: потребности в свободе, самоутверждении, самовыражении и информационные потребности.

Модифицировав трактовку данных потребностей, можем условно представить их в системном выражении следующим образом:

1. Потребность в свободе: потребности в образовательной самостоятельности и инициативе. Реализация данных потребностей предполагает формирование у личности студента навыков, которые бы определили ее способность к самостоятельности и инициативе. Именно способность личности к самоорганизации, саморегуляции, развитию и осуществлению себя как самостоятельного субъекта деятельности характеризует ее активность, в том числе, в процессе овладевания юридическими знаниями.

2. Потребность в самовыражении:

- потребность в самоценной деятельности. Удовлетворение данной потребности означает формирование у студентов ценностного отношения к учебно-спортивной деятельности;

- потребность в творческой деятельности. Данная потребность реализуется через ценностную категорию свободы и предполагает формирование у студентов творческих способностей, обусловленных мотивами, знаниями и умениями, «благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью»[3];

- потребность в результативной деятельности. Данная потребность обусловлена мотивацией достижения, потребностью в успехе.

3. Потребность в самоутверждении актуализируется потребностями в доминировании, уважении и самоуважении. Они могут быть реализованы только в том случае, если студенты не занимают суперподчиненную позицию и могут согласно своему статусу влиять на ход образовательного процесса.

4. Образовательно-информационные потребности в:

- знании. Она реализуется в процессе усвоения студентами теоретического учебного материала в области физкультуры, спорта, творческого развития своей личности, своего психического и физического здоровья;

- спортивных умениях и навыках.

Формирование личностного потенциала студента-юриста во многом зависит от преподавателя, который должен уметь решать как возникающие в понимании и усвоении студентами учебного курса, так и собственные проблемы, связанные с осуществлением творческой педагогической деятельностью. Преподаватель должен быть готов к любым изменениям. Известно, что вступающим в жизнь молодым преподавателям в течение профессиональной карьеры придется принять и потом отказаться от 2–3 образовательных парадигм. Поэтому все большее значение приобретает такое качество личности преподавателя, как открытость инновациям. Он должен уметь проектировать учебный процесс в условиях быстрых изменений. Эта работа, которой присуща высокая степень неопределенности и новизны, требует анализа предшествующей деятельности, выявления проблем, постановки и конкретизации новых целей, выбора эффективных способов их достижения, а также корректной оценки результатов.

Умение прогнозировать, планировать и проектировать свою творческую преподавательскую деятельность является одними из важнейших профессионально значимых умений преподавателя. Его необходимо целенаправленно формировать и развивать[4].

В настоящее время необходимость развития у студентов-юристов умения самостоятельно пополнять свои юридические знания потребовала от педагогической науки теоретического обоснования и разработки такого содержания и методов обучения юридическим дисциплинам в среднем и среднем специальном учебном заведении, которые позволяли бы формировать это умение. Установка на воспитание у учащихся самостоятельности нашла отражение в принципе перехода от юридического обучения к юридическому самообразованию.

Самостоятельная работа студентов-юристов предназначена не только для овладения каждой юридической дисциплиной государственного стандарта высшего юридического образования, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно разрешить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значимость самостоятельной работы студентов-юристов выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы[5].

Самостоятельная работа студента-юриста способствует:

- углублению и расширению юридических знаний;

- формированию интереса к познавательной деятельности в сфере юриспруденции и смежных с ней областей гуманитарного знания;

- овладению приемами процесса познания;

- развитию познавательных способностей.

Именно поэтому самостоятельная работа студента-юриста становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов в сфере юриспруденции. Поскольку самостоятельная работа – важнейшая форма учебного процесса в любом учебном заведении (не только педагогическом и юридическом), следует акцентировать внимание учащихся на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., чтобы студенты-юристы видели положительные результаты своего труда и переживаемый ими успех в обучении юридическим наукам способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный[6].

 Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов. Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий самостоятельную работу студентов. Таким образом, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля.

Сознательность выполнения самостоятельной работы студентов-юристов обеспечивают следующие характеристики:

1) методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы;

2) сложность заданий должна быть посильной для выполнения студентами;

3) последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения;

4) дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов;

5) деятельностная ориентация самостоятельной работы.

Говоря об индивидуализации юридического обучения, а следовательно, о разработке индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов-юристов, нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Одни предпочитают индивидуальную работу, другие – коллективную. При выполнении самостоятельной работы нужно также помогать студентам-юристам преодолевать недостатки характера. Приведенные ниже рекомендации помогут преподавателям найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными:

- аудиторные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами-юристами и предусмотреть усложненные задания для учащихся, подготовленных лучше;

- необходим регулярный контроль успешности выполнения самостоятельной работы студентов-юристов и индивидуальные консультации преподавателя. Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя со студентом;

- для успешности самостоятельной работы студентов-юристов необходимы четкие методические указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля самостоятельной работы студентов. Графики самостоятельной работы студентов необходимы на младших курсах, на старших – студентов нужно приучить к самостоятельному планированию собственной работы;

- пакет домашних заданий к практическим занятиям по любой юридической дисциплине должен содержать: все типы задач, методами решения которых студент должен овладеть для успешного прохождения контроля; перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть;

- пакет заданий целесообразно выдавать в начале семестра, оговаривая предельные сроки сдачи;

- при изучении любой дисциплины желательно проводить «входной контроль». Такой контроль поможет выявить и устранить пробелы в знаниях;

- задания для самостоятельной работы студентов могут содержать две части – обязательную и факультативную, рассчитанную на более продвинутых по данной дисциплине студентов, выполнение которых учитывается при итоговом контроле;

- на практических занятиях легко выявить студентов, успешно и быстро справляющихся с заданиями. Им можно давать усложненные индивидуальные задания, предложить участие в консультировании более слабых студентов, проводя с «консультантами» дополнительные занятия.

Следует отметить, что очень часто студенты-юристы (особенно на первых курсах обучения) не способны самостоятельно разобраться в изучаемом материале, о чем свидетельствует то, что на первое место среди причин, по которым студенты не хотели бы отказываться от посещения занятий, они поставили собственную неспособность разобраться в изучаемом предмете. Следует так же отметить, что такой вид самостоятельной работы, как самостоятельная подготовка и проведение занятий не сильно ценится студентами (60% студентов не хотели бы самостоятельно подготовить и провести занятие) и довольно редко используется самими преподавателями (ни у одного из опрошенных преподавателей студенты не проводят занятия или хотя бы части занятий самостоятельно[7].

Наиболее ответственным этапом в обучении студентов является экзаменационная сессия. На ней студенты отчитываются о выполнении учебной программы, об уровне глубины и объеме полученных знаний. Это государственная отчетность студентов за период обучения, за изучение учебной дисциплины, за весь образовательный курс. Поэтому так велика их ответственность за успешную сдачу экзаменационной сессии. На сессии студенты сдают экзамены или зачеты. Зачеты могут проводиться с дифференцированной отметкой или без нее с записью в зачетной книжке «зачтено» или «не зачтено».

 Экзамен как высшая форма контроля знаний студентов оценивается по пятибалльной системе. Залогом успешной сдачи всех экзаменов являются систематические, добросовестные занятия студента, что, конечно же, не исключает необходимости специальной работы перед сессией и в период сдачи экзаменов[8].

Специфической задачей работы студента в период экзаменационной сессии являются повторение, обобщение и систематизация всего материала, который изучен в течение года. Начинать повторение рекомендуется за месяц-полтора до начала сессии. Прежде чем приступить к нему, необходимо установить, какие учебные дисциплины выносятся на сессию и, если возможно, календарные сроки каждого экзамена или зачета.

Установив выносимые на сессию дисциплины, необходимо обеспечить себя программами. В основу повторения должна быть положена только программа. Не следует повторять ни по билетам, ни по контрольным вопросам. Повторение по билетам нарушает систему знаний и ведет к механическому заучиванию, к «натаскиванию».

Повторение по а контрольным вопросам приводит к пропускам и пробелам в знаниях и к недоработке иногда весьма важных разделов программы. Повторение – процесс индивидуальный; каждый студент повторяет то, что для него трудно, неясно, забыто. В процессе изучения анализируются и систематизируются все знания, накопленные при изучении программного материала: данные учебника, записи лекций, конспекты прочитанных книг, заметки, сделанные во время консультаций или семинаров, и др. Ни в коем случае нельзя ограничиваться только одним конспектом, а тем более чужими записями. Всякого рода записи и конспекты – вещи сугубо индивидуальные, понятные только автору. Готовясь по чужим записям, легко можно впасть в очень грубые ошибки. Повторение рекомендуется вести по темам программы и по главам учебника. Закончив работу над темой (главой), необходимо ответить на вопросы учебника или выполнить задания, а самое лучшее – воспроизвести весь материал.

Консультации, которые проводятся для студентов в период экзаменационной сессии, необходимо использовать для углубления уже имеющихся знаний и восполнения пробелов. Без самостоятельного продумывания материала беседа с консультантом неизбежно будет носить «общий», поверхностный характер и не принесет нужного результата. Конкретная помощь преподавателя связана, прежде всего, с созданием дидактических и психологических условий для возникновения и развития у студентов самой потребности в самообразовании, стремления к активности и самостоятельности в этом процессе[9].

Сущность гуманитаризации образования вообще и высшего юридического образования в частности видится, прежде всего, в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия и изучение предусмотренных программой юридических дисциплин. Средние и средние специальные учебные заведения призваны подготовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Если эта задача не будет решена, то, как писал русский философ Г.П. Федотов в 1938 г., «есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России… Голая бездушная мощь – это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации»[10].

Взаимодействие между людьми наряду с предметно-практической деятельностью является одними из главных факторов развития человека. Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на основе общения обеих сторон на равных, как личностей, как равноправных участников процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается межличностный контакт «преподаватель-студент», в результате которого и возникает диалог, а значит, наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Таким образом, замена межролевого общения межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении.

Интересно отметить, что преподаватели считают, что они излишне мягко и демократично относятся к студентам. Тем не менее преподаватели, так же как и студенты, отметили свое безразличное отношение к студентам, шаблонность отношения к студентам и отсутствие желания работать. Интересным, однако, является комментарий одного преподавателя: «относиться небезразлично трудно – не хватит сил на работу».

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «я», проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией «на другом» проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничтожения, крайне пассивное инициирование их активности[11].

Многие процессы, происходящие в общественной жизни или, говоря конкретно, в педагогической или управленческой деятельности, – это, в первую очередь, проблемы выстраивания человеческих отношений. Поэтому большое значение сегодня имеет внедрение в повседневную практику технологий «конструирования» здорового социума, утверждения нормальных взаимоотношений его формальных и неформальных структур[12].

Одним из действенных способов упреждения конфликтов и установления эффективного педагогического взаимодействия преподавателя и студента является оптимизация всех форм их межличностного общения, оказание преподавателями психологической и педагогической помощи тем студентам, кто, в силу различных жизненных обстоятельств, своего духовного состояния, в этом нуждается.

Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, преподавателя, несмотря на то, что он относится к социономической деятельности (по классификации видов деятельности Е.Н. Климова), протекает индивидуально, как труд одиночки. Работая со студенческим коллективом один на один, преподаватель, как правило, находится в сильном психическом напряжении, ибо он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение студентов в различных ситуациях. «Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка способствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы.»[13]

Следует отметить, что преподаватели и педагоги вообще остро реагируют на оценку своих личностных данных. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками. Кроме того, по мнению С.В. Баныкиной, большинство педагогов имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту[14].

Преподавателю необходимо понимание сущности и закономерностей деятельности специалиста, которого он готовит, так и сущности и логики собственной профессионально-педагогической деятельности по подготовке и воспитанию такого специалиста. Таким образом, преподаватель, как верно указывает Л.И. Гурье, должен обладать методологической культурой, позволяющей ему ориентироваться, понимать и управлять деятельностью, преобразовывать ее в целях более эффективной реализации стоящих перед ним задач[15].

Применительно к трактовке содержания и структуры правового статуса субъекта образовательных правоотношений, в том числе обучающегося, выделяются два аспекта этого статуса – общий и факультативный.

Общую часть образуют общие права, обязанности и ответственность обучающегося, обусловленные его пребыванием в образовательном учреждении, и зафиксированные в Уставе образовательного учреждения. Факультативная же часть формируется в зависимости от ряда текущих обстоятельств: образовательного уровня обучающегося, реализуемых образовательных программ, содержания договора об оказании образовательных услуг и т.д.

Важно подчеркнуть, что вхождение индивида в число обучающихся не влечет за собой никаких ограничений в его общеправовом статусе гражданина, так как он получает дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на  образование.

Правовой статус обучающихся определяется Законом РФ «Об образовании», Типовыми положениями о соответствующих образовательных учреждениях, локальными актами образовательного учреждения (прежде всего, его Уставом).

Понятие правового статуса обучающегося как управомоченного лица неразрывно связано с реализацией  его субъективного права, под которым понимается возможность:

а) определенного дозволенного поведения (поведения направленного на удовлетворение своих потребностей и интересов путем добровольного и самодеятельного прохождения обучения);

б) требовать от обязанного лица (образовательного учреждения, педагогического работника) определенного правового поведения, которое вытекает из его функциональных обязанностей (должностной инструкции);

в)  обратиться к государственным органам (в том числе правоохранительным органам и органам правосудия) за правовой защитой своих нарушенных прав (правопритязание).

В статье 50 Закона РФ «Об образовании» представлен перечень основных прав обучающихся, к числу наиболее существенных из которых относятся права:

- совершеннолетних граждан России на выбор образовательного учреждения и формы получения образования;

- на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения;

- на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;

- на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

- на участие в управлении образовательным  учреждением;

- на уважение своего человеческого достоинства;

- на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

- на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

- обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

- на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации и др.

От понятия прав (субъективных прав) обучающихся следует отличать понятие законного интереса, под которым в юридической литературе понимается (в самом общем плане) обусловленное потребностями и социальными интересами личности ее стремление к получению и пользованию определенными социальными благами, которые опосредованы действующим правом (законодательством), т.е. обладание которыми дозволено государством в лице законодательства, и могут быть обеспечены и защищены в установленном законодательством порядке и формах компетентными органами и  лицами (А.В. Малько, В.В. Субочев). Так, законными интересами личности обучающегося является его стремление к получении качественного образования, уважение, соблюдение и защита его прав и свобод со стороны образовательного учреждения в целом и педагогических работников в частности.

Общим для субъективного права и конкретного законного интереса обучающегося в данном случае будет то, что оба они юридически гарантируются законодательством и соответствующими компетентными органами и лицами. В дальнейшем  изложении нет необходимости в глубоком разграничении этих двух понятий, поэтому они будут рассматриваться как однопорядковые.

Неотъемлемой составляющей правового статуса обучающегося является юридическая обязанность как мера должного поведения, обеспеченная государством.  Должное поведение включает в себя:

а) обязанность воздерживаться от действий, противоречащих образовательному законодательству, наносящих вред образовательному процессу и образовательному учреждению, правам и интересам других обучающихся, педагогических работников;

б) совершение определенных действий в интересах управомоченных лиц, органов и организаций (образовательного учреждения, прежде всего);

в) обязанность претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение, предусмотренных санкциями норм образовательного и иного (административного, гражданского, уголовного) законодательства (выговор, строгий выговор, отчисление обучающегося из образовательного учреждения и др.).

Определенное своеобразие имеет правовая ответственность обучающихся. В данном случае кратко коснемся видов правового статуса обучающихся, которые, помимо структуры, играют важную роль в характеристике правового статуса индивида и специфика которых обусловливаемых особенностями содержания статуса индивидов, занимающих различное социально-правовое положение.

В числе этих видов обычно выделяют общий, специальный (родовой) и индивидуальный правовой статусы, наиболее отчетливо выражающие особенности положения (места и роли), в том числе и относительность этого положения, данного субъекта в системе социальных связей.

Понятием общего правового статуса гражданина (личности) охватывается те юридические права, обязанности и законные интересы, которые присущи всем гражданам и каждому гражданину в отдельности независимо от особенностей их социально-классового, половозрастного, семейного, служебного положения (И.П. Левченко, С.В. Облиенко). В этом отношении  каждый обучающийся, как являющийся гражданином РФ, так и не имеющий российского гражданство, но обладающий правом обучения в образовательных учреждениях России (в соответствии с международными договорами и соглашениями) является носителем общего (прежде всего, конституционного) правового статуса Тем самым на каждого такого субъекта распространяется действие ст. 43 Конституции РФ.

Специальные правовые статусы включают в себя специфические права и обязанности отдельных категорий лиц, выделенных по выделенным выше признакам – социальному положению, половозрастным особенностям и т.д. В этом случае речь идет о специальных правах и обязанностях государственных служащих, рабочих, предпринимателей, военнослужащих, работников милиции и т.д., предусмотренных и специальным законодательством. В этом отношении правовой статус различных категорий (групп) обучающихся также является специальным статусом, поскольку их прав и обязанности предусмотрены, главным образом, образовательным законодательством (Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» подзаконными актами Минобрнауки России, Рособразования и Рособрнадзора, органами управления образования муниципальных образований, локальными актами образовательных учреждений).

Применительно к общей категории обучающихся можно выделить такие подвиды специального статуса, различающиеся в зависимости от уровня образования и типа образовательного учреждения, как правовые статусы обучающихся (воспитанников) в дошкольного и младшего школьного возраста, учащихся общеобразовательных школ (основное среднее и полное общее образование), учащиеся учреждений начального профессионального образования, студенты (слушатели) учреждений среднего и высшего профессионального образования, обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования.

Нужно также заметить, что одно и то же лицо может быть носителем разных специальных правовых статусов в зависимости от тех социальных позиций, которое оно занимает в обществе. Скажем, тот же студент высшего учебного заведения (специальный правовой статус) может быть студентом государственного и негосударственного вуза; вуза, имеющего государственную аккредитацию, либо не имеющего. Правовые статусы студентов разных курсов также различаются, хотя нередко это может расцениваться как нарушение их прав и законных интересов в форме злоупотребления своим правом тех или иных организаций и учреждений.

Своеобразием отличается понятие индивидуального правового статуса личности. В отличие от общего и специального правовых статусов, индивидуальный статус имеет статический и динамический аспект. Статический аспект отражает возможность реализации каждым индивидом своего общего и специального статуса в ситуации типичного (родового, видового) характера, предусмотренной этими статусами. Как правило, такой статус закрепляется, например, в договорах на обучение между конкретным образовательным учреждением и конкретным лицом или его законными представителями. Динамический же, или, иначе, конкретный, индивидуальный правовой статус характеризует реальное использование конкретной личностью прав и обязанностей в реальной сложившейся правовой ситуации. Так, если каждый студент имеет право на сдачу экзамена при  соблюдении определенных  требований условий, обеспечивающих  допуск к экзамену, то студент N., который выполнил такие требования и условия, реально допускается к экзамену. Иными словами, индивидуальный правовой статус (конкретный статус) показывает, какие именно права и обязанности личностью фактически реализуются, используются на данный момент времени  (Н.В. Витрук).

Кроме этих видов правового статуса обучающегося, могут быть и иные, выделяемые в зависимости от других критериев (факторов). Среди этих факторов такие:

а) является ли образовательное учреждение государственным или негосударственным, аккредитованным или не аккредитованным;

б) к кому ведомству принадлежит образовательное учреждение – гражданскому, военному, учреждению системы МВД или МЧС и др.; 

в) особенности источников финансирования обучения (средства бюджетов различных уровней, физические или юридические лица);

г) наличие договора об образовании, его содержание;

д) индивидуальные способности обучающегося и предшествующий уровень его образования;

е) право обучающегося на льготы.

 

Библиографический список:

 

1.      Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001. С. 373.

2.      Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 88.

3.      Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учебное пособие. Казань: Издательство Казанского государственного технологического университета, 2004. С. 22.

4.      Михайлова Н.В. Из опыта работы по совершенствованию преподавания теоретико-правовых и историко-правовых учебных дисциплин в свете реализации «Программы развития юридического образования в Российской Федерации на 2006–2010 годы» // Проблемы модернизации юридического образования: материалы «круглого стола» 15 февраля 2007 г. / Отв. ред. Ю.Е. Винокуров. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. С. 73.

5.      Конфедератов И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. С. 10.

6.      Кутырева Е.А. Проблема активизации учебного процесса в аспекте демократизации взаимоотношений между преподавателем и студентом // Проблемы модернизации юридического образования: материалы «круглого стола» 15 февраля 2007 г. / Отв. ред. Ю.Е. Винокуров. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. С. 63.

7.      Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 126.

8.      Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, Х. Кюна, И. Ломпшера, Г.М. Розенфельда. М.: Педагогика, 1981. С. 43.

9.      Сережникова Р.К., Попов Ю.В. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия преподавателей со студентами // http://popoff.donetsk.ua/text/donntu/events.

Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учебное пособие. СПб., 1999. С. 65



[1] См.: Михайлова Н.В. Из опыта работы по совершенствованию преподавания теоретико-правовых и историко-правовых учебных дисциплин в свете реализации «Программы развития юридического образования в Российской Федерации на 2006–2010 годы» // Проблемы модернизации юридического образования: материалы «круглого стола» 15 февраля 2007 г. / Отв. ред. Ю.Е. Винокуров. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. С. 73.

[2] См.: Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, Х. Кюна, И. Ломпшера, Г.М. Розенфельда. М.: Педагогика, 1981. С. 43.

[3] См.: Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учебное пособие. СПб., 1999. С. 65.

[4] См.: Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учебное пособие. Казань: Издательство Казанского государственного технологического университета, 2004. С. 22.

[5] См.: Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 126.

[6] См.: Конфедератов И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. С. 10.

[7] Цит. по: Сережникова Р.К., Попов Ю.В. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия преподавателей со студентами // http://popoff.donetsk.ua/text/donntu/events.

[8] См.: Кутырева Е.А. Проблема активизации учебного процесса в аспекте демократизации взаимоотношений между преподавателем и студентом // Проблемы модернизации юридического образования: материалы «круглого стола» 15 февраля 2007 г. / Отв. ред. Ю.Е. Винокуров. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. С. 63.

[9] Там же. С. 63, 64.

[10] Цит. по: Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 88.

[11] См.: Сережникова Р.К., Попов Ю.В. Указ. соч.

[12] См.: Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001. С. 373.

[13] Там же. С. 375.

[14] Там же. С. 382.

[15] См.: Гурье Л.И. Указ. соч. С. 21.

Источник: http://www.economy.law-books.ru/index.php?page=zakonodatelstvo

 


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!