Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по праву»

/ Общее право
Контрольная,  23 страниц

Оглавление

1. Проанализируйте уровень правовой социализации в нашем обществе
2. Проанализируйте уровень развития правовых факторов в России
3. Речевые средства педагогического воздействия
4. Неречевые средства педагогические воздействия юриста

Список использованной литературы

1. Власов В.В., Власов А.В., Мартынов А.А. Право на жизнь в предпочтениях граждан // Социологические исследования. 1999. №9
2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. М., 2001
3. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. М., 1995
4. Кант И. Соч. М., 1964. Т. 2
5. Кони А.Ф. Собр. соч., Т. 4. М., 1967
6. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
8. Русский язык и культура речи // Под ред. В.И. Максимова. М., 2000
9. Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988
10. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. М., 2000
11. Юридическая социология // Под ред. В.А. Глазырина. М., 2000


Работа похожей тематики


Проблемы становления информационного права в киберпространстве /

Винтонива, Н. И.
Лаврушина, Е. Г.
2004

Развитие Интернета ставит перед юристами целый ряд проблем, требующих концептуального решения и объединения усилий ученых и практикующих юристов, специалистов в области информационных технологий для решения вопросов, связанных с особенностями правового регулирования и правореализации в условиях Интернета.

В настоящее время актуальным является рассмотрение ведущими российскими зарубежными специалистами узловых вопросов формирования глобального информационного общества, в первую очередь вопросов использования компьютерных технологий в юридическом образовании, проблемы интеллектуальной собственности в контексте всеобщего доступа к киберпространству и подходы к информационной безопасности в цифровую эпоху. Основными проблемно-тематическими направлениями развития правовых отношений в киберпространстве являются:

авторское право и Интернет;

использование информационно-правовых систем в юридической практике;

правовые аспекты информационной безопасности;

электронный документооборот в гражданско-правовых, уголовно-правовых, публично-правовых отношениях.

Специфика правовых задач, которые ставит Интернет, состоит в том, что поскольку действующее законодательство ориентировано на традиционные отношения, то при использовании глобальной компьютерной сети не все его нормы оказываются применимы, а традиционные методы правового регулирования, действие норм права в пространстве и времени, проблема юрисдикции требуют определенной корректировки.

Деятельность в Интернете любого субъекта формирует целую серию правовых проблем. Они подразделяются на регулирование деятельности пользователя, статуса сайта и его содержания; соблюдение авторских и смежных прав; формирование «киберэкономики» (электронные деньги, платежные системы, ценные бумаги, электронные банки, реклама, маркетинг, электронные контракты, налоги); информационная безопасность частных и государственных интересов.

Полноценная реализация коммерческого потенциала и государственного регулирования Интернета возможна только при наличии высококвалифицированных специалистов-юристов, знающих как правовую, так и техническую стороны Интернета, готовых заниматься совершенствованием отечественного законодательства в указанной сфере и достойно представлять интересы России на международном уровне. Сегодня Россия не имеет даже учебной базы подготовки подобных специалистов, а между тем, очевидно, что огромное количество высококвалифицированных юристов в этой сфере потребуются нашей стране в самые ближайшие годы. Социология киберпространства, например, представлена такими темами, как виртуальные сообщества, гипертекстовая революция, постмодернизм и киберпространство, виртуальная субъективность и фрагментация личности, компьютеры и будущее частной жизни, киберкапитализм и целым рядом других тем исследований.

Необходимость подготовки юридически грамотных специалистов в сфере информационных и коммуникационных технологий отражена в Федеральной целевой программе «Электронная Россия», где отмечается необходимость «развития системы подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей».

Основными задачами данного направления являются: создание в отобранных учреждениях высшего профессионального образования современной методической и материально-технической базы подготовки и переподготовки специалистов для сферы информационных и коммуникационных технологий; формирование необходимой кадровой, методической и материально-технической базы в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования; создание нормативной правовой базы информатизации образования и развития системы дистанционного обучения; развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; развитие системы приема на работу и продвижения по службе на конкурсной основе с использованием информационных и коммуникационных технологий. Так же при формировании российского правового поля и подготовке специалистов в области информационного права должен быть обязательно учтен аналогичный опыт Европейского Союза, США, практические и научные рекомендации международных организаций и отдельных правоведов.

В целях обеспечения качественной подготовки специалистов необходимо введение специальных дисциплин в классическое юридическое образование, например таких как:

Информационное право

Использование кибертехнологий в юридическом образовании

Интернет и право

Правовая информатика

Коммуникационное право и т.д.

Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1149974


Статус состязательности в уголовном процессе

А. С. Барабаш[*]. 2005

До недавнего времени в теории уголовного процесса состязатель­ность рассматривалась в качестве принципа уголовного процесса. Это по­нимание было воспринято законодателем в главе 2 УПК РФ «Принципы уголовного судопроизводства». Но сейчас в литературе, посвященной со­стязательности, появились пока еще робкие сомнения по поводу ее стату­са: обращается внимание на то, что состязательность не соответствует критериям принципов процесса.[1] И это не «проходная» проблема: если со­стязательность не является принципом, а обладает более высоким стату­сом, то вся система принципов должна быть подчинена реализации со­стязательного начала соответствующей формы процесса.

В юридической литературе существует несколько подходов к опреде­лению принципа. В силу одного из них принцип — это основное начало, основа определенной правовой системы,[2] он, как подчеркивают другие авторы, закрепляется в законе как положение основного, руководящего характера,[3] или, по-другому, принципы права — это его нормы фундамен­тального, основополагающего, общего характера.[4]

Другие видят в принципе основополагающую идею.[5] Трудноразличи­мое отличие между указанными подходами привело к тому, что отдельные авторы рассматривают раскрываемое таким образом понятие принципа как тождественное.[6]

Из существующих в теории права подходов к определению принципа наиболее распространенным в науке уголовного процесса является тот,

112

в соответствии с которым под принципами понимаются «закрепленные в законе наиболее общие, руководящие положения, которые лежат в основе всей системы уголовно-процессуальных норм и установленного им порядка уголовного судопроизводства. Это наиболее общие правила уголовного судопроизводства, руководящие нормативные требования, лежащие в основе всей системы норм уголовно-процессуального права и регулируемого им порядка следственной, судебной и прокурорской деятельности».[7]

С момента опубликования данного определения прошли десятиле­тия, но и в настоящее время предлагаются аналогичные определения. Так, Н. А. Громов и В. В. Николайченко понимают принципы как «теоретичес­ки обоснованные и законодательно закрепленные основные правовые по­ложения, которые выражают демократическую и гуманную сущность уго­ловного процесса, определяют построение всех его процессуальных форм, стадий и институтов и направляют уголовно-процессуальную деятель­ность на достижение целей и задач, поставленных государством перед уго­ловным судопроизводством».[8] Суть приведенных трактовок одна: прин­ципы — это наиболее общие руководящие положения. К этому во втором случае добавляется важный момент — подчеркивается неразрывная связь между реализацией принципов и достижением целей и задач уголовного су­допроизводства. Стабильность в понимании принципов как права вооб­ще, так и уголовного процесса базируется на одинаковом отношении к ис­пользованию философского определения принципа.

В философии под принципом понимается первоначало, руководя­щая идея, основное правило поведения, основание системы, центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо по­ложения на все явления той области, из которой данный принцип абстра­гирован.[9]

Если какая-то часть данного определения не учтена в указанных выше подходах, то этот недостаток восполняется другими авторами. Так, пишут, что принципы выражают сущность и содержание уголовного процесса, характе­ризуют самые важные его свойства и качественные черты, предмет и метод процессуального регулирования.[10] Или же под ними понимают руководящие идеи (нашедшие закрепление в нормах права), которые определяют построе­ние уголовного процесса, выражая его сущность и характерные черты.[11]

Обобщая сказанное, выделим главные пункты, из которых состоит рас­сматриваемый подход по определению принципов уголовного процесса: принципы — это основные (или общие) руководящие правовые положения, они выражают сущность уголовного процесса, его идею, реализация их спо­собствует достижению целей и задач уголовного судопроизводства.

113

Однако это не соответствует содержанию принципа уголовного про­цесса, и в первую очередь потому, что из общих руководящих правовых по­ложений состоит вся первая часть УПК РФ, которая так и называется «Об­щие положения». Среди множества норм, входящих в указанную часть, только некоторые объединены названием «Принципы уголовного судопро­изводства». Если бы законодатель не выделил эту главу, то, руководствуясь рассматриваемым пониманием принципов уголовного процесса, все нормы, входящие в часть первую, следовало бы рассматривать как нормы, фиксирую­щие содержание принципов. Но допущение подобного — нонсенс.

На базе массовых наблюдений за уголовно-процессуальной деятель­ностью были определены те ключевые моменты, использование которых приводило к ее успеху. Выявленная их сущность позволила законодателю сформулировать и закрепить в законе принцип уголовно-процессуальной деятельности как требование к деятельности, без реализации которого не­возможно достижение цели деятельности.

Служебная роль принципов уголовного процесса уже отмечалась в научной литературе. Например, П. С. Элькинд писала: «Если цель указы­вает на результат, для достижения которого осуществляется определенная деятельность, то принципы определяют, как (каким образом) эта деятель­ность осуществляется».[12]

Встречалось и такое понимание принципов, в котором подчеркива­лось, что это требования, предъявляемые к деятельности. Так, Н. Н. По­лянский характеризовал принцип как одно из основных общих требова­ний, которому должна отвечать деятельность.[13]

Рассматриваемое понимание принципа наиболее точно отражает его роль и назначение в правовой деятельности. Особенно оно значимо, когда речь идет об уголовно-процессуальной деятельности. Специфика принци­па уголовного процесса в том, что это требование, имеющее императивный характер, которое предъявляется к деятельности органов государства. В этом отражается сущность уголовного процесса, его отличие от других областей правовой деятельности. Именно органы государства в уголовном процессе выступают адресатом выполнения принципов-требований, только они яв­ляются субъектами уголовно-процессуальной деятельности, только на них возложена ответственность за ход и результат деятельности, только они имеют наиболее широкие полномочия, в том числе и по реализации прин­ципов, для достижения цели уголовно-процессуальной деятельности, в чем выражается публичное начало уголовного процесса.

Сказанное не позволяет согласиться с Н. А. Громовым и В. В. Николайченко, которые считают, что принципы уголовного судопроизводства адресованы гражданину и соответствующим государственным органам.[14]

114

Возможно, это приемлемо для гражданского процесса, где преобладает общедозволительный тип правового регулирования, который дает высо­кий уровень свободы для усмотрения, саморегулирования личности, но не для уголовного, в рамках которого в первую очередь реализуется публич­ный интерес.

В теории права выделяют три основные функции принципов права: по­знавательную, информационно-ценностную и регулятивную.[15] Важнейшей из них для уголовного процесса в силу его специфики как строго регламен­тированной деятельности органов государства является именно последняя — регулятивная. Ее реализация исключает произвол при осуществлении уго­ловно-процессуальной деятельности, вводит ее в четко обозначенные гра­ницы, гарантирует, при выполнении принципов, достижение целей уголов­но-процессуальной деятельности. Другими словами, принципы являются важнейшими регуляторами уголовно-процессуальной деятельности.

Другой очень существенный момент — закрепление сущности прин­ципа в норме права. Встречаются высказывания о том, что содержание принципа не может и не должно быть исчерпывающе определенным в ис­точнике права,[16]поскольку принцип является самостоятельным норма­тивно-регулятивным средством и формулировка «принцип закрепляется в норме» должна быть изменена на «принцип закрепляется в предписании (формулировке) статей закона (т. е. в законодательстве)».[17] В таком случае все богатство содержания принципа выявляется в отдельных случаях пу­тем толкования ряда статей закона.

Дозволительно ли подобным образом вычленять содержание принципа уголовного процесса? Это возможно лишь тогда, когда речь идет о научном исследовании, в ходе которого выявляется, осмысляется новая грань сущно­сти уголовного процесса, формулируется требование, реализация которого позволит сделать уголовно-процессуальную деятельность более эффектив­ной. Принципом познанное станет только в том случае, если законодатель, согласившись с исследователем, закрепит предлагаемое в норме права.[18]

В уголовном процессе должны быть установлены жесткие границы дискреционных полномочий органов государства для обеспечения дости­жения ими строго обозначенных в законе целей. Здесь правовые принципы отчетливо проявляют характер императивных требований, предъявляе­мых к деятельности субъектов уголовного процесса и уголовно-процессу­ального доказывания. Ориентировать последних на применение принци­пов, прямо не сформулированных в законе, «означало бы сознательно вносить хаос и дезорганизацию в их деятельность».[19]

115

Важность нормативного закрепления принципов уголовного процесса обусловлена также сферой отношений, регламентированных нормами уголовно-процессуального права. При расследовании и рассмотрении уго­ловных дел предусмотрена возможность вторжения органов государства в личную жизнь граждан, причем в отдельных случаях ограничение консти­туционных прав может быть очень значительным. Выведение содержания принципа путем толкования норм может привести к тому, что, заботясь о своих своеобразно понимаемых интересах, представители органов госу­дарства дадут такое толкование и так будут применять его, что гарантии прав и законных интересов граждан исчезнут полностью.

Предоставление подобного права только теоретикам будет несправед­ливым по отношению к практикам; к тому же ни один ученый не застрахован от ошибки. Выявленное им может правильно отражать сущность деятель­ности, соответствовать законам познания и, следовательно, реализоваться в практической деятельности. В данном случае формулируемая сторона сущности позволяет глубже понять смысл осуществляемой деятельности, на основе понятого более правильно и эффективно ее организовать. Если понятое становится принципом для принявшего, то для всех правоприме­нителей предлагаемое исследователем содержание станет принципом пос­ле законодательного закрепления, а этому предшествует большая работа по апробации предложенного и обоснованию необходимости внесения его в норму права как принципа.

Сказанное сейчас в большей мере относится к познавательным прин­ципам, когда же речь идет о принципах, защищающих граждан от произво­ла органов государства, то многое зависит от реального соотношения политических сил в государстве, от того, какие ценности в данный момент являются доминирующими. Это и определяет волю законодателя при вве­дении того или иного положения в ранг принципов процесса. Таким обра­зом, не для всех случаев является верным высказывание Т. Н. Доброволь­ской, будто принципы процесса «не появляются, не исчезают и не меняют своего содержания в зависимости от субъективного усмотрения и желания отдельных лиц».[20] В полной мере данное утверждение относится к познава­тельным принципам, но не к правовым.

Изложенное приводит к выводу о том, что правильным является вто­рой подход к пониманию принципов процесса. Основные моменты тако­го подхода следующие: 1) принцип уголовного процесса — это требование к деятельности; 2) требование, адресованное для выполнения органам го­сударства; 3) требование должно быть зафиксировано в норме уголовно-процессуального законодательства; 4) характер этого требования должен быть непосредственно связан с целями уголовно-процессуальной дея­тельности, реализация его должна гарантировать их достижение.

Значимыми для понимания принципа являются также следующие бесспорные моменты: принцип должен регламентировать деятельность в основных стадиях процесса или центральной — стадии судебного разбира­тельства. Следует добавить, что принципом процесса должно признаваться требование, на котором основана деятельность по уголовно-процессуаль­ному доказыванию.

116

В уголовно-процессуальном законодательстве нет определения прин­ципа уголовного процесса. Этот пробел следует восполнить, учитывая ука­занные выше параметры. Такая необходимость обусловлена непригодностью общефилософского понимания принципа для уголовного процесса и тем значением, которые имеют принципы для уголовно-процессуальной дея­тельности. Место данного определения — после обозначения назначений уголовного судопроизводства, целей уголовно-процессуальной деятельности, так как в этих моментах отражается сущность уголовного процесса.

При соотнесении того, что было выявлено при исследовании поня­тия «принцип», с тем, что известно о состязательности, можно с опреде­ленностью утверждать, что состязательность в теории процесса занимает более высокое положение, чем принцип. Например, Ю. К. Якимович счи­тает, что «в УПК РФ принцип состязательности приобретает значение главного всеобъемлющего, находящегося над всеми другими принципами положения».[21]

Можно относиться к состязательности как к модели уголовного про­цесса,[22] но более правильно было бы видеть в ней основополагающее на­чало, то, в чем отражается основная идея, сущность уголовного процесса. Исходя из нее, формулируются требования к деятельности, соблюдение которых объективирует это начало. Различным началам, и состязательному, и публичному, соответствует свой набор принципов.

Попытка внедрить в систему принципов требование, характерное для другого начала, ведет к разрушению модернизируемой модели. Взаимо­обогащение существующих моделей возможно, оно реально происходит и должно происходить, но не на уровне принципов. Каждому началу соот­ветствует своя познавательная схема. Именно различие познавательных схем, а не совпадение или отличия в деталях формы должно быть основа­нием для разграничения моделей.

Таким образом, состязательность — не принцип как требование, ибо требование предъявляется к деятельности, а не к схеме ее организации. Нельзя от деятеля потребовать, чтобы он состязался. Законодатель на ос­нове принятого начала определяет, по какой модели будет построена дея­тельность (модель формируется историей и идеологией, и многими другими факторами), и в зависимости от этого формулируются принципы.

[*] Кандидат юрид. наук, доцент Юридического института Красноярского государ­ственного университета.

[1] Макарова 3. Состязательность нужна, но какая? // Законность. 1999. № 3. С. 24.

[2] Явич Л. С. Общая теория права. Л., 1976. С. 151; и др.

[3] Ронжин В. Н. О понятии и системе принципов социалистического права // Вестн. Московского ун-та. Сер. 11. 1977. № 2. С. 34.

[4] Талалаев А. Я. Общепризнанные принципы и нормы международного права (кон­ституционное закрепление термина) // Там же. 1997. № 3. С. 69.

[5] См., напр.: Васильев А. М. 1) О правовых идеях-принципах // Советское государ­ство и право. 1975. № 3; 2) Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. С. 216.

[6] Бабаев В. К. Теория современного советского права: фрагменты лекций и схемы. Нижний Новгород, 1991. С. 24; Лукашева Е. А. Принципы социалистического права // Со­ветское государство и право. 1970. № 6. С. 21—22; Черданцев А. Ф. Теория государства и права. М., 1999. С. 186.

[7] Якуб М. Л. Демократические основы советского уголовно-процессуального права. М., 1960. С. 26.

[8] Громов Н. А., Николайченко В, В. Принципы уголовного процесса, их понятие и система // Государство и право. 1997. № 7. С. 34.

[9] Философский словарь. М., 1986. С. 382. — См. также: Кондаков Н. И. Логический сло­варь-справочник. М., 1975. С. 447; и др.

[10] Уголовный процесс / под ред. П. А. Лупинской. М., 1995. С. 88.

[11] Уголовный процесс / под ред. К. Ф. Гуценко. М., 1996. С. 49; Зажицкий В. И. Пра­вовые принципы в законодательстве Российской Федерации// Государство и право. 1996. № 11. С. 93.

[12] Элькинд П. С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуаль­ном праве. Л., 1976. С. 31.

[13] Полянский Н. Н. Вопросы теории советского уголовного процесса. М., 1956. С. 83. — См. также: Проблемы общей теории социалистического государственного управ­ления / под ред. А. В. Оболонского. М., 1981. С. 79-80; Келина С. Г., Кудрявцев В. Н. Прин­ципы советского уголовного права. М., 1988. С. 21; и др.

[14] Громов Н. А., Николайченко В. В. Принципы уголовного процесса, их понятие и система. С. 33.

[15] Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 105.

[16] Курс советского уголовного процесса. Общая часть/ редкол.: А. Д. Бойков, И. И. Карпец. М., 1989. С. 136; Савицкий М. Я. К вопросу о системе принципов советс­кого уголовного процесса// Советское государство и право. 1950. № 1. С. 25; и др.

[17] Теория государства и права. Сб. науч. трудов / отв. ред. В. Д. Ардашкин, В. Н. Княгинин, В. М. Шафиров. Красноярск, 1998. С. 34.

[18] Правильно пишут А. В. Кудрявцева и Ю. Д. Лившиц, что следует «различать прин­ципы уголовного процесса как отрасли права и принципы уголовного процесса как на­уки» (Правоведение. 2001. № 4. С. 163).

[19] Зажицкий В. И. Правовые принципы в законодательстве РФ // Государство и пра­во. 1996. №6. С. 93.

[20] Добровольская Т. Н. Принципы советского уголовного процесса. М., 1971. С. 33.

[21] Уголовная юстиция: состояние и пути развития. Сб. по результатам межрег. науч.-практ. конф. / редкол.: Л. М. Володина, В. В. Петров, Е. В. Пономоренко и др. Тюмень, 2003. С. 12.

[22] Смирнов А. В. Модели уголовного процесса. СПб., 2000

Источник: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=139815


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!