Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задачи по таможенному праву»

/ Общее право
Контрольная,  23 страниц

Оглавление

1. ОАО Авиакомпанией "Авиакон" и иностранной фирмой "Топ Крафт" 10.10.2003 был заключен кон-факт купли-продажи, согласно которому Российская сторона продала воздушное…
2. В приведенном извлечении из Постановления Правительства РФ "О ставках ввозных пошлин" …
3. какой Федеральный орган исполнительной власти ведет товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности…

Список использованной литературы

1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 23.12.2003г.
2. Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21.05.93 г.
3. Федеральный Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 13.10.95г.
4. Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право. М., 2003
5. Учебное пособие в VII выпусках, "Основы таможенного дела", выпуск III, Экономическая деятельность таможенных органов. М., 2003


Работа похожей тематики


Проблемы правового регулирования транзита товаров.

Гречуха, В. Н.
2002

В условиях активного развития коммуникаций, средств транспортировки и увеличения объема международных товаропотоков возрастает значение института транзита.

Повышенное внимание к нему отразилось на активизации нормотворчества в сфере транзитных отношений. Принято значительное количество международных правовых актов и национальных законов, регулирующих транзит, транзитную торговлю внутриконтинентальных государств, транзит товаров.

На основании этих источников в Российской Федерации подготовлен ряд ведомственных нормативных актов, конкретизирующих их важнейшие положения. Тем не менее не все вопросы транзита нашли достаточно полную рекомендацию, сами источники содержат порой нечеткие и противоречивые формулировки. Закрепленные в них важнейшие положения не нашли подробного комментирования, глубокого и системного анализа в ночной литературе. Отсутствуют исследования по вопросам, касающимся понятия транзита, его принципов, сущности транзита товаров и т.п.

Все это усложняет понимание института транзита, особенностей правового регулирования транзита товаров.

Понятие транзита не нашло нормативного закрепления. В научной литературе оно трактуется по-разному. Одни авторы под транзитом понимают сообщение, при котором перевозки между пунктами отправления и назначения одной страны осуществляется по территории одного или нескольких иностранных государств[1]. Другие авторы относят к транзитным перевозкам перевозки через территорию страны[2]. В некоторых источниках выделяют понятие внутреннего таможенного транзита, которое трактуется как перевозка товаров под таможенным контролем от таможни отправления до таможни назначения[3].

Как и международная торговля, транзит имеет многовековую историю. Длительное время товары, провозимые транзитом, облагались таможенными пошлинами. К концу 18 века осознание противоречия этой политики экономическим интересом государств привело к упрощению условий транзита. Наметилась тенденция к уменьшению, а в конечном итоге — к освобождению товаров, провозимых по таможенной территории, от уплаты сборов и пошлин.

Транзит в переводе с латинского (transitus) означает проход. Именно это значение вкладывается в понятие транзита Конвенцией о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г. Ознакомление с ее основными положениями позволяет сделать вывод о том, что главный признак транзита — это пересечение иностранного государства. Следовательно, в нашем случае транзитом является сквозное пересечение, провоз груза через территорию иностранного государства. Граница такого государства пересекается дважды.

Таким образом, место нахождения пунктов отправления и назначения не является определяющим. При транзите пункты отправления и назначения могут находиться как в одном, так и в разных государствах.

Заинтересованные государства заключают соглашения, регулирующие условия и порядок транзита. При этом особое внимание уделялось регламентации транзита товаров. Развитие института транзита товаров обусловлено двумя важными моментами. Первый заключается в объективной потребности международного товарооборота. Второй связан с неодинаковым географическим положением государств. Одни имеют прямой выход к морю — это так называемые "морские государства". Другие не имеют такого выхода, они именуются "внутриконтинентальными государствами".

Оба фактора способствовали принятию в 1965 году "Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств". Этот важнейший международный правовой источник содержит основные понятия института транзита применительно к внутриконтинентальным государствам.

В Конвенции транзитное государство определяется как имеющее морское побережье, так и не имеющее его государство, расположенное между внутриконтинентальным государством и морем, через территорию которого осуществляется транзитное движение.

Из этого определения следует, что основной признак транзитного государства заключается в обязательном осуществлении через его территорию транзитного движения. Второй, не менее важный признак — это месторасположение такого государства. Конвенция устанавливает, что оно должно располагаться между внутриконтинентальным государством и морем. При этом оно может иметь морское побережье, так и не иметь его, то есть быть внутриконтинентальным.

Из определения понятия "транзитное движение" видно, что оно увязано, во-первых, с характером следования товаров, а во — вторых, с начальным и конечным пунктом их перемещения. Само следование представляет собой перемещение товаров через территорию какого-либо государства между внутриконтинентальным государством и морем в тех случаях, когда это следование является частью полного пути, начинающегося или кончающегося в пределах территории этого внутриконтинентального государства и включающего перевозку морем, непосредственно предшествующую такому перемещению товаров или следующую за ним.

В процессе следования товаров возможно выполнение разнообразных операций, в том числе таких, как: перегрузка товаров, их складирование, разделение грузовых порций на более мелкие, изменение в способе перевозки товаров, а также сборка, разборка или повторная сборка машин и громоздких предметов.

Для того, чтобы выполнение перечисленных действий не привело к исключению товаров из-под действия института "транзитное движение", обязательным условием перечисленных операций является осуществление их исключительно в целях удобства перевозки.

Следует отметить, что возможность сварки, разборки или повторной сборки машин и громоздких предметов не означает возложения обязанности на договаривающиеся стороны создавать у себя постоянные пункты или предприятия для выполнения таких работ.

Характерным для транзитного движения является освобождение его от обложения со стороны каких бы то ни было властей на территории транзитного государства таможенными пошлинами или налогами, взимаемыми в связи с импортом или экспортом. Оно не подлежит обложению также особыми сборами. Исключение составляют лишь сборы, предназначенные только для покрытия связанных с транзитом расходов по надзору за его осуществлением, а также административных расходов.

При этом действует принудительное положение о том, что ставки этих сборов должны соответствовать расходам, на покрытие которых они предназначаются, то есть фактические ставки не должны превышать связанные с транзитом расходы. Кроме того, подлежит безусловному соблюдению требование о недопущении дискриминации как по признаку права собственности на товары, места их изготовления, места отправки, ввоза и вывоза, так и по признаку права собственности на транспорт, места его регистрации, или флага.

Существенным требованием, предъявленным к транзитному движению, является беспрепятственность его осуществления. Договаривающиеся государства принимают все меры к тому, чтобы избежать задержек или ограничений в транзитном движении. Препятствием выполнения этого условия могут быть только случаи непреодолимой силы. В тех случаях, когда в транзитном движении происходят задержки или другие затруднения, компетентные власти транзитных государств и компетентные власти внутриконтинентального государства сотрудничают в целях их быстрого устранения.

Конвенция закрепляет важное положение, стимулирующее развитие и оптимизацию транзита, — это его свобода. В статье второй указывается: "Транзитному движению и транзитным средствам обеспечивается свобода транзита".

Для обеспечения свободы транзита договаривающиеся государства должны приниматься меры по регулированию и осуществлению перевозок через их территорию, которые будут способствовать транзитному движению. При этом: ни по признаку места происхождения товаров, ни по признаку их отправки, ввоза, вывоза ни по признаку назначения товаров.

Не должны применяться дискриминационные меры в связи с какими-либо обстоятельствами, относящимися к праву собственности на товары или к праву собственности на суда, средства наземного транспорта или иные используемые транспортные средства, а также в связи с местом их регистрации или флагом транспортных средств.

Для обеспечения договаривающимися государствами свободы транзита конвенцией закреплен ряд важных гарантий. Одна из них заключается в том, что правила, регулирующие использование транспортных средств в транзитном движении, должны устанавливаться по взаимному согласию между заинтересованными договаривающимися государствами с учетом международных конвенций, участниками которых они являются.

Другая гарантия — это возложение обязанности на каждое договаривающееся государство выдавать разрешение на следование через свою территорию и доступ на такую территорию лицам, передвижение которых необходимо для транспортного движения.

Следующая гарантия касается выдачи разрешения на транзитное движение через свои территориальные воды в соответствии с принципами обычного международного права.

Существенное значение в беспрепятственном осуществлении транзита товаров имеет возложение на договаривающиеся государства обязанности предоставлять в пунктах ввоза и вывоза, а в случае необходимости — в пунктах перегрузки, соответствующие транспортные средства и погрузочно-разгрузочное оборудование.

В Конвенции дается перечень средств, которые могут использоваться для транспортировки товаров. Положения конвенции об обязательности представления при транзитном движении в пунктах ввоза, вывоза и перегрузки товаров транспортных средств распространяются и на устройства, которые эксплуатируются предприятиями и частными лицами или которые находятся под их управлением.

К понятию "устройства" Конвенция относит транспортные средства, портовые сооружения и пути, за пользование которыми взимаются тарифы или сборы.

Особое требование предъявляется к организации монопольной службы буксировки, создаваемой на водных путях, которые используются в целях транзита. Она не должна препятствовать транзитному проходу судов.

Конвенция содержит требования к тарифам или сборам при транзите, которые должны быть достаточно оптимальными и тем самым способствовать оптимизации института транзита. В первую очередь — это разумность ставок, и условий их применения. Размеры ставок должны устанавливаться таким образом, чтобы, во-первых, максимально облегчать транзитное движение и, во-вторых, не превышать тарифов и сборов, применяемых договаривающимися государствами при перевозках через их территорию товаров стран, имеющих выход к морю.

Нормативную базу, регулирующую транзит, составляют международные источники и внутреннее (национальное) законодательство. Среди международных источников в первую очередь следует выделить конвенции. К ним относятся "Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств" 1965 г.; "Международная Конвенция о транзите животных, мяса и иных продуктов животноводства" 1935 г.; "Таможенная конвенция о международной перевозке грузов". Прочно вошло в практику заключение государствами многосторонних и двусторонних соглашений. Это, в частности, "Соглашение о порядке транзита" 1992 г.; "Решение № 6 Совета глав правительства при межгосударственном Совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации"; "О Соглашении о единых условиях транзита через территории государств-участников таможенного союза" 1998 г.

Примером двусторонних соглашений служит "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики" "О Международном автомобильном соглашении".

При осуществлении международных перевозок требуется принятие двусторонних протоколов между таможенными ведомствами государств. В этих нормативных источниках определяется порядок таможенного оформления грузов, ввозимых из третьих стран в оба государства или вывозимых из них в третьи страны. В качестве примера можно привести "Протокол между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Государственным департаментом Эстонской Республики о таможенном оформлении транзитных грузов" 1992 г.

В целом между странами СНГ принят ряд соглашений по вопросам транзита, а также принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта. Аналогичные соглашения заключены между Россией и странами Балтии. Однако до настоящего времени с ними не урегулирован важный вопрос о единых условиях транзита. Учитывая исключительное положение Калининградской области, а также ближайшей перспективой вступления стран Балтии в Евросоюз, решение этой проблемы является чрезвычайно актуальным.

Ведущая роль среди перечисленных международных источников принадлежит "Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств". Она была заключена в Нью-Йорке, 8 июля 1965 г. СССР подписал Конвенцию 28 декабря 1965 г., а ратифицировал 10 мая 1972 г. Подтвердив принципы, сформулированные Конвенцией ООН по вопросам торговли и развития, она закрепила важнейшие положения о транзитном государстве, свободе транзита, транзитном движении.

Конвенцией урегулированы вопросы, касающиеся свободных зон и других таможенных возможностей, устранения задержек и ограничений в транзитном движении, документации, связанной с таможенными, транспортными и другими формальностями, хранения транзитных грузов и некоторые другие.

Большое значение в деле регламентации международных перевозок грузов имеет принятие в 1975 году. "Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)". Положения этой Конвенции направлены на облегчение международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами, улучшение условий перевозки, упрощение и гармонизация административных, в том числе, таможенных формальностей при осуществлении международных перевозок.

Отдельную группу нормативной системы, регламентирующей транзит, составляет внутреннее законодательство. К числу источников Российской Федерации относится Таможенный Кодекс РФ, а также Федеральный Закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".

В Таможенном Кодексе содержится глава 6 "Транзит товаров", в которой определяется таможенный режим транзита товаров, его содержание, сфера и условия использования режима транзита. В кодексе закреплены общие требования помещения товаров под таможенный режим транзита, таможенный контроль за транзитом товаров и ответственность за транзит товаров.

В группу нормативной системы транзита, составляющей внутреннее (национальное) законодательство, входят ведомственные нормативные акты. В них конкретизируется порядок изменения международных источников, регулирующих транзит. Так в приказе Минтранса РФ №6 от 01. 09 1999 года и приказе ГТК РФ №591 от 01.09.1999 года мерах, связанных с изменением на территории Российской Федерации Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), с учетом принятых поправок введено в действие "Положение о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП".

В некоторых ведомственных нормативных актах определяются меры по обеспечению эффективности транзита товаров. Именно в этих целях ГТК РФ издал Письмо от 4 декабря 1997 года № 01—15/23412 "Об усилении контроля за транзитом товаров".

Таким образом, нормативные источники, регулирующие транзит, представлены широким кругом правовых актов, состоящих как из международных источников, так и из внутреннего (национального) законодательства. Их цель — оптимизация процесса транзита, улучшение условий международных перевозок, упрощение оформительских процедур.

Достижение этих целей обусловлено принципами, на которых базируется транзит. Принципами являются важнейшие положения, определяющие суть какого-либо явления, пронизывающие его. Представляя собой сбалансированную систему, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это видно из анализа каждого принципа.

Важнейший из них — принцип признания каждого государства, не имеющего выхода к морю, на свободный доступ к нему для расширения международной торговли и экономического развития. Такой доступ предполагает свободу транзита, а также беспошлинный транзит, недопущение дискриминации государств, не имеющих выхода к морю.

В развитие первого, второй принцип провозглашает следующее важное решение: суда, плавающие под флагом государства, не имеющего выхода к морю, пользуются такими же правами и тем же режимом, какими пользуются суда морских государств.

Третий принцип конкретизирует два предыдущие принципа, возлагая обязанность на морские государства предоставлять судам государств, не имеющих выхода к морю, равный доступ к морским портам и равное их пользование наряду со своими судами. Речь идет о недопущении какой-либо дискриминации государств, не имеющих выхода к морю: экономической, административной, правовой.

В соответствии с четвертым принципом, государства предоставляют государствам, не имеющим выхода к морю, право свободного и неограниченного транзита. Цель этого принципа заключается в обеспечении свободного участия такого государства в региональной и международной торговле в любых ситуациях и обстоятельствах и в отношении всех видов товаров. Этот принцип означает, во-первых, что транзитные товары не должны облагаться таможенными пошлинами, и, во-вторых, что с транзитных транспортных средств не должны взиматься специальные налоги или сборы, превышающие налоги и сборы, взимаемые с транспортных средств страны транзита.

Следующий принцип заключается в том, что транзитное государство сохраняя полный суверенитет над своей территорией, вправе принимать все необходимые меры для того, чтобы пользование правом свободного и неограниченного транзита никоим образом не нарушило его законные интересы.

В соответствии с шестым принципом государства обязаны поощрять заключение региональных и международных соглашений, направленных на обеспечение свободного пользования странами, не имеющими морского берега морем. Такие соглашения должны учитывать, во-первых, особенность географического положении этих государств, а во-вторых, связанные с ним проблемы в области торговли и развития.

Седьмой принцип связан с установлением льгот и особых прав для государств, не имеющих выхода к морю. Главное здесь состоит в том, что эти льготы и особые права не подпадают под действие положения о наибольшем благоприятствовании. Другими словами, они устанавливаются помимо действия этого положения.

Последний, восьмой принцип гласит, что все закрепленные в Конвенции принципы не отменяют существующие соглашения о транзите между двумя или несколькими государствами и не препятствуют заключению таких соглашений. Исключение составляют соглашения, содержащие менее благоприятный транзитный режим. В целом все перечисленные в Конвенции принципы, закрепляя свободу транзита, способствуют нормальному развитию внешнеэкономических связей, препятствуют дискриминации отдельных государств.

В соответствии с принципами транзита, внутреннее законодательство государств устанавливает благоприятные условия для транзитного движения и прежде всего для транзитного перемещения товаров. И это не случайно.

Важнейшим объектом транзита является товар. Движение товаров из одного государства в другое через лежащее на пути их следования третье связано с выполнением ряда принципиальных условий. В первую очередь речь идет об осуществлении такого перемещения товаров под таможенным контролем.

Каждое государство, через территорию которого перемещаются товары из другого государства, устанавливает для них соответствующий таможенный режим. Через таможенную границу Российской Федерации товары также перемещаются в соответствии с их таможенным режимом. Таможенный режим — это совокупность условий ( правил ), определяющих статус товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Эти правила касаются порядка оформления товаров, взимания таможенных платежей.

Таможенный кодекс РФ (ст. 23) предусматривает 15 таможенных режимов перемещения товаров через границу России: выпуск для свободного обращения, реимпорт, транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз ( вывоз ), свободная таможенная зона, свободный склад, переработка вне таможенной территории, экспорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства.

В Таможенном кодексе СССР было предусмотрено всего 3 таможенных режима. Увеличение режимов до 15 объясняется необходимостью приведения их в соответствие с международной практикой осуществления внешнеэкономических операций перемещения товаров через границы отдельных государств.

Следует отметить, что указанный перечень не является исчерпывающим, так как Правительству РФ, Государственному таможенному комитету РФ предоставлено право устанавливать иные таможенные режимы, не предусмотренные Таможенным Кодексом РФ (ст. 24).

Для каждого таможенного режима установлены свои правила. Вместе с тем, закрепленные в международных и внутренних источниках положения, характеризующие таможенные режимы, позволяют выделить ряд правил, присущих всем режимам. Это так называемые общие правила. К ним относится прежде всего обязательность требований таможенного режима как для таможенных органов, так и для органов и лиц, перевозящих товары.

Существенным является правило выбора таможенного режима лицом, перемещающим товар, возможность по его желанию замены одного режима другим. Сам выбор обусловлен рядом обстоятельств. В частности, учитывается назначение и характер товара, цели ввоза или перспективы дальнейшего использования товара, условия, на которых он закупается и др.

Важное значение имеет правило, в соответствии с которым таможенные режимы закрепляются законом — Таможенным кодексом Российской Федерации, а конкретизируются ведомственными нормативными актами. В настоящее время утверждены и действуют инструкции и положения Государственного таможенного комитета РФ, регламентирующие следующие таможенные режимы: реимпорт товаров; отказ в пользу государства; магазин беспошлинной торговли; уничтожение товара; два режима таможенных складов. Однако большая часть таможенных режимов не нашла ведомственной нормативной регламентации, что негативно сказывается на расширении внешнеэкономических операций. Как уже отмечалось, для каждого таможенного режима должны быть установлены свои правила.

На некоторые режимы, такие как реимпорт, транзит, таможенный склад, временный вывоз или ввоз, свободные таможенные зоны, свободные склады и др., распространяется действие правила, по которому устанавливается полное или частичное освобождение товаров от оплаты таможенных пошлин и других платежей.

Следующее правило заключается в неприменении так называемых мер экономической политики. Речь идет о таких распространенных мерах, как ограничения на ввоз или вывоз товаров, исходя из экономических интересов государства. Среди указанных мер наиболее часто применяются квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры, регулирующие взаимодействие экономики государства с мировым хозяйством.

К числу общих для всех таможенных режимов правил относится важное правило, ограничивающее действие некоторых таможенных режимов. В частности для таких режимов как транзит, реимпорт, таможенный склад, переработка на таможенной территории, реэкспорт, временный ввоз и вывоз товаров и некоторых других срок пребывания товаров под соответствующим режимом ограничен.

Применительно к магазину беспошлинной торговли, таможенному складу, свободному складу, переработке на таможенной территории и вне ее действует правило, в соответствии с которым помещение товаров под один из них возможно только при получении лицензии соответствующего таможенного органа.

При несоблюдении владельцами лицензий установленных требований, а также по другим указанным основаниям они могут быть таможенными органами аннулированы, отозваны либо приостановлены.

Следующее правило заключается в том, что при осуществлении таможенных операций органы, к которым в связи с этим поступают товары, обязаны обеспечить их сохранность.

Общим для всех режимов является правило, предусматривающее освобождение от ответственности за несохранность товаров, если это вызвано аварией или непреодолимой силой. Не наступает ответственность также за недостачу товаров, образовавшуюся в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях их транспортировки и хранения.

В целом перечисленные правила направлены как на создание благоприятного режима для перевозимых товаров, так и на защиту национальных интересов государств, их экономики.

Одним из таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, является транзит. Закрепленные кодексом положения относительно транзита позволяют выделить в его правовом механизме два типа отношений: правоотношения, возникающие при транзите транспортных средств; правоотношения, связанные с транзитом товаров.

Регулированию транзита транспортных средств отводится самостоятельное место в рамках правового обеспечения внешнеэкономической деятельности. Связано это с тем, что транзитные средства представляют собой опосредующее звено в системе международного товарообмена, важный элемент его осуществления. Как правило, они не являются непосредственным объектом регулирования внешнеторговой деятельности.

Именно поэтому основным объектом рассмотрения проблем транзита является транзит товаров.

Нормативную базу, регулирующую транзит товаров, составляют международные соглашения, законы государства, решения Правительства государства, ведомственные акты государственного таможенного органа.

Особую роль среди них играют ведомственные акты. В Российской Федерации это в основном инструкции, положения и распоряжения ГТК РФ. С их помощью доводится конкретный порядок изменения отдельных норм и положений международных соглашений, Таможенного кодекса РФ, указов Президента РФ и решений Правительства РФ, касающихся транзита. Ведомственные нормативные акты самостоятельно регламентируют отдельные вопросы применения режима транзита.

Второй тип отношений в правовом механизме транзита — транзит товаров — представляет собой таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами государства, в том числе, через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Понятие " транзит товаров " связано с регламентацией правового режима перемещения товаров между двумя таможенными органами государства его внутренним законодательством, главным образом, таможенным. В российском законодательстве он урегулирован Таможенным кодексом РФ в разделе " Транзит товаров ".

Принципиальные положения, определяющие правовой статус транзита товаров, заключаются в следующем.

Товары перемещаются между двумя таможенными органами РФ под таможенным контролем. При этом допускается их перемещение через территорию иностранного государства. Таможенный контроль начинается с оформления доставки ввозимых товаров и заканчивается моментом окончательного оформления завершения их доставки. Факт контроля фиксируется документом контроля за доставкой товаров (ДКД).

Второй момент, характеризующий правовой статус транзита товаров, означает перемещение товаров без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов. Кроме того, к данным товарам не применяются меры экономической политики.

С учетом характера источников регулирования транзита товаров выделяют два его типа (формы).

Первый — это транзит, осуществляемый в соответствии с международными актами. Их составляют в первую очередь международные конвенции и соглашения, которые специально посвящены вопросам транзита. Кроме того, это могут быть нормативные акты, не регулирующие специально данные вопросы, а лишь попутно касающиеся их (например, всемирная почтовая конвенция, в которой помимо основных вопросов, регламентирующих порядок транзита почтовых отправлений, затрагиваются и вопросы транзита товаров).

Ко второму типу относится транзит товаров, регулируемый национальным законодательством (Таможенным кодексом РФ и др.).

Такое деление условно, т.к. для применения международных соглашений на территории государства обычно требуется издание государством внутренних нормативных актов. Следует отметить, что второй тип транзита товаров характеризуется более подробной регламентацией порядка транзита, учетом особенности развития экономики государства, его географического положения и других факторов. Детализация процедуры транзита товаров особенно четко проявляется в нормах Таможенного кодекса Российской Федерации. Это касается вопросов сферы и условий использования режима транзита товаров, порядка предоставления таможенного режима, оформления необходимых документов. Так, Таможенный кодекс РФ создает правовую базу для установления режима транзита с учетом, во-первых, правового статуса товаров, во-вторых, потребностей конкретных категорий бенефициаров, в-третьих, особенностей перевозки различными видами транспорта, в-четвертых, особых свойств отдельных товаров и др.

Вместе с тем, обязательным для транзита товаров является соблюдение следующих принципиальных положений: использование специальных документов (деклараций, единых форм международных таможенных документов и др.); использование общих способов таможенного обеспечения, включающих условия и гарантии обеспечения и т.п.; применение специальных способов (форм) осуществления таможенного контроля.

Важное значение имеет подробная регламентация Таможенным кодексом Российской Федерации вопросов, касающихся сферы и условий использования режима транзита.

Законодательство не устанавливает каких-либо специальных ограничений относительно номенклатуры, количества и предназначения товаров, которые могут быть помещены под режим транзита.

Ограничение сферы применения режима транзита основано на общем правиле, установленном ст. 20 Таможенного кодекса РФ. Оно допускает запрет на перемещение через таможенную границу определенных товаров.

Таможенный кодекс Российской Федерации достаточно подробно регламентирует порядок предоставления таможенного режима транзиту товаров.

Таможенный кодекс РФ устанавливает разрешительный порядок предоставления таможенного режима. Он предполагает подачу запроса на использование режима и выдачу разрешения. Эти действия осуществляются путем, во-первых, подачи в таможенный орган заполненной таможенной декларации. Она содержит необходимые сведения о товарах, цели их перемещения и т.д. Во-вторых, они связаны с получением разрешения на использование режима. Выражается это в принятии таможенной декларации.

Оформление грузовой таможенной декларации (ГТД) на помещаемые под таможенный режим транзита товары осуществляется в общем порядке. Он установлен приказом ГТК РФ от 16 декабря 1998 г. № 848.

Общие правила таможенного оформления с использованием ГТД могут не применяться 1) при определенных способах транспортировки товаров, 2) либо в зависимости от категории товаров.

Вместо ГТД в некоторых случаях допускается использование иных форм документов. Например, в отношении товаров, перевозимых в соответствии с положениями Конвенции МДП, используются установленные этой Конвенцией международные таможенные формы документов — так называемые " книжки МДП " ("корнеты TIR").

Некоторые товары могут быть помещены под таможенный режим транзита при соблюдении дополнительных условий, установленных законодательством.

Так, в соответствии с Законом РФ " О вывозе и ввозе культурных ценностей " при транзите культурных ценностей через территорию России должен быть переведен документ, свидетельствующий о том, что культурные ценности ввозятся исключительно на условиях транзита.

Письмо ГТК РФ от 19.12.94 г. № 01-12-14316 устанавливает порядок помещения под таможенный режим транзита взрывчатых материалов и пиротехнических изделий. Они могут быть помещены под таможенный режим транзита только при наличии положительного заключения о возможности транзита, выданного АО " Нитро-взрыв ".

В случае, если товар перемещается транзитом через территорию России российскими фирмами, занимающимися посреднической деятельностью в интересах третьих лиц, находящихся за пределами РФ, он помещается под таможенный режим транзита при условии выполнения следующих требований, установленных письмом ГТК от 20.12.93 г. № 01-3/12632:

–               представления внешнеторгового контракта и договора комиссии, подтверждающих, что российский посредник изначально действовал в интересах третьего лица;

–               представления платежных документов, свидетельствующих о том, что российский посредник действовал за счет третьего лица;

–               представления транспортных и товаросопроводительных документов, подтверждающих, что конкретный получатель товаров находится за пределами Российской Федерации и что товары будут вывезены с территории России.

За таможенное оформление при помещении под таможенный режим транзита товаров и транспортных средств, перемещаемых в качестве товара, взимается таможенный сбор в рублях в размере 0,1% таможенной стоимости товара.

Подводя итоги, следует отметить, что нормативная регламентация института транзита, транзита товаров, таможенных режимов нуждается в дальнейшем совершенствовании. В первую очередь следует восполнить пробелы, связанные с неурегулированностью некоторых важных положений института транзита. С другой стороны, необходимо устранить встречающиеся дублирование.

Вместе с тем, целесообразно сосредоточить усилия на оптимизации нормативной базы транзита, имея в виду укрупнение некоторых международных источников (это касается источников стран СНГ) и уменьшение количества мелких внутренних актов, в частности, издаваемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Литература

1.     Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. — М., 1981.

2.     Быков А.Г., Половинчик Д.И. Основы автотранспортного права. — М., 1980.

Дегтеренко В.Н., Зимин В.В., Костенко А.И. Организация перевозок грузов. — М., 1997.


[1] См.: Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. — М., 1981. С. 10.

[2] См.: Быков А.Г., Половинчик Д.И. Основы автотранспортного права. — М., 1980. С. 267.

[3] См.: Дегтеренко В.Н., Зимин В.В., Костенко А.И. Организация перевозок грузов. — М., 1997. С. 140.

Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1136334


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!