Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Создание и развитие института адвокатуры»

/ Общее право
Контрольная,  19 страниц

Оглавление

Введение
1. Первоисточники адвокатуры: от Древней Греции до октябрьской революции
2. Адвокатура: от советской России до настоящего момента
Заключение

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 1993
2. Конституция СССР 1977 г. / Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М., 1997
3. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1997
4. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969
5. История отечественного государства и права. В 2-х ч. Ч.2. М., 1997
6. Смирнова Е.М. Адвокатура: Учебное пособие. М., 2002
7. Троицкий Н.А. Адвокатура в России и политические процессы 1866-1904 гг. Тула, 2000


Работа похожей тематики


Составы для "зеленого змия"

Иванова Е.
Эж-Юрист, 2007.

Подготовленные депутатами Псковского областного Собрания поправки в КоАП РФ, УК РФ и УПК РФ направлены против тех, кто производит и продает суррогатный "зеленый змий".
Сложная ситуация, связанная с эпидемией массовых отравлений суррогатным алкоголем, тревожит не только исполнительную власть, но и законодательную. Однако, несмотря на предпринятые в ряде регионов чрезвычайные меры, число любителей искать истину на дне стакана с дешевой "паленой" водкой не уменьшается. Соответственно, растет и число отравившихся различными суррогатами. Причем пьется все, что горит: от домашнего самогона до кустарно изготовленных "настоек" на основе денатурированного или пищевого спирта, парфюмерии и спиртовых технических жидкостей.
Законопроект предлагает новые составы уголовных и административных правонарушений и соответствующую ответственность за незаконное производство и оборот суррогатной продукции, с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
Одновременно предполагается увеличить размер административного штрафа, налагаемого на юридических лиц за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии (или с нарушением условий, предусмотренных лицензией), до максимально возможного (нынешние штрафные санкции, считают псковские законодатели, "несоизмеримы причиняемому ущербу экономике страны"). Именно это предусмотрено, например, новыми нормами ст. 14.17 "Незаконное производство, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" КоАП РФ.
В частности, несознательные граждане могут расстаться не только с суммой в размере 25 МРОТ, но и с произведенной продукцией, оборудованием, сырьем и иными предметами, использованными в "бизнесе". Незаконное промышленное производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции юридическими лицами будут караться штрафом, равными одной тысяче "минималок" с аналогичной конфискацией. Соответствующие изменения вносятся и в УК РФ.
Другие поправки определяют подсудность новых составов, устанавливают должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и формы предварительного расследования данной категории уголовных дел.
Источник: http://www.juristlib.ru/book_2348.html

 

К вопросу о понятии налогового правонарушения в административном праве

Ивачев О.В., Корзун С.Ю.
Административное и муниципальное право, 2010.
В статье рассматриваются различные точки зрения на такую категорию, как налоговое правонарушение, анализируются ее признаки, а также раскрывается состав налогового правонарушения. Исследуются проблемы установления различных видов юридической ответственности за налоговые правонарушения.
Ключевые слова: налог, правонарушение, ответственность, налогоплательщик, налоговая система, налогооблагаемая база, сбор, деликт.
On the Question of Conception of a Tax Offence in Administrative Law
O.V. Ivachev, S.Yu. Korzun
The article analyzes different points of view on the conception of a tax offence. The authors of the article studied its features and described the corpus delicti of a tax offence. They also considered the problems of establishing different types of legal responsibility for a tax offence.
Key words: tax, violation of law, responsibility, taxpayer, tax system, taxable base, delict.
Государство не может функционировать без налогов и налоговой системы. Налоги в бюджеты различного уровня необходимы для получения денежных средств для проведения государством соответствующей социально-экономической политики. Налог существенно уменьшает доходы и, соответственно, прибыль гражданина, предпринимателя, хозяйствующего субъекта, поскольку это сказывается на его материальном и финансовом благополучии. В этой связи вполне естественно, что в каждом обществе и государстве существует проблема сокрытия полученной прибыли, доходов, уменьшения налогооблагаемой базы, что вполне логично приводит к совершению налоговых правонарушений в виде преступлений и административно наказуемых деяний. В этой связи есть смысл рассмотреть содержание налогового правонарушения как основания юридической ответственности.
Говоря о субъектах налогового (административного) правоотношения, необходимо отметить, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19). Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (ст. 22).
В процессе налогового администрирования нередко выявляются нарушения законодательства о налогах и сборах, в связи с чем появляется основание привлечения налогоплательщика - физического лица к административной ответственности. Из этого возникает налогово-деликтное отношение, в ходе реализации которого налогоплательщику необходимо осуществлять защиту своих прав и законных интересов.
Как отмечает А.В. Белоусов, в отличие от позитивных налоговых правоотношений деликтные налоговые правоотношения могут быть охарактеризованы как общественные отношения, возникающие в связи с нарушением действующего порядка установления, исчисления, взимания налогов, иных обязательных периодических платежей с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях - внебюджетные целевые фонды, а также осуществлением государственного контроля за указанным порядком <1>.
--------------------------------
<1> См.: Белоусов А.В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США. М., 2008. С. 23.
Административные наказания реализуются в рамках специфических правоотношений, которые в научной литературе получили название "административно-деликтные отношения" <2>.
--------------------------------
<2> См.: Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979. С. 20.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут физические лица в случаях, предусмотренных законом. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой (административной) ответственности с 16-летнего возраста. Привлечение налогоплательщика - физического лица к административной ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
Необходимо отметить, что в настоящее время существуют различные точки зрения относительно института ответственности за налоговые правонарушения. В этой связи будет вполне оправданным перед исследованием механизмов защиты прав налогоплательщиков - физических лиц рассмотреть природу ответственности за налоговые правонарушения в ее административно-правовом аспекте. Е.В. Овчарова пишет о том, что "...нарушения налогового законодательства могут быть только двух видов: уголовные преступления и административные правонарушения. Нарушения налогового законодательства являются уголовными преступлениями, если ответственность за их совершение предусмотрена в УК РФ, а административными правонарушениями - если ответственность за их совершение предусмотрена в НК РФ и КоАП РФ" <3>.
--------------------------------
<3> См.: Овчарова Е.В. Проблемы применения административной ответственности за нарушения налогового законодательства по Налоговому кодексу РФ (НК РФ) и по Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) // Государство и право. 2007. N 8. С. 14.
И.И. Кучеров и И.И. Шереметьев пишут о том, что "...система ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является одной из наиболее сложных. Связано это с тем, что наряду с традиционными мерами административной и уголовной ответственности она включает в себя также собственно налоговую ответственность как разновидность финансовой ответственности" <4>.
--------------------------------
<4> См.: Кучеров И.И., Шереметьев И.И. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М., 2006. С. 5.
Н.В. Дудина также отмечает, что "...основанием административной ответственности является административное правонарушение. Одним из важнейших принципов производства по делу о налоговом нарушении является презумпция невиновности. Налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ" <5>.
--------------------------------
<5> См.: Дудина Н.В. Правовые и организационные аспекты защиты прав налогоплательщиков в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 168.
К.С. Бельский отмечает, что административная (налоговая) ответственность представляет собой негативную реакцию государства на совершение налогового правонарушения <6>.
--------------------------------
<6> См.: Бельский К.С. Основы налогового права // Гражданин и право. 2006. N 10. С. 3.
Как говорится в Постановлении ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. "О некоторых вопросах применения ч. 1 НК РФ" <7>, при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц (п. 7 ст. 101 НК РФ) судам следует исходить из того, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности.
--------------------------------
<7> См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. N 7.
Физическое лицо - налогоплательщик не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- отсутствие события налогового правонарушения;
- отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
- совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
- истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Несколько слов необходимо сказать о таком обстоятельстве освобождения от ответственности налогоплательщика - физического лица, как отсутствие вины. Как отмечает Л.К. Острикова, "...исходя из определения понятия налогового правонарушения, закрепленного в ст. 106 НК РФ, налоговая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах основывается на принципе вины при наличии полного состава налогового правонарушения. И, если содержание хотя бы одного из элементов состава налогового правонарушения не раскрыто, можно утверждать, что решение вынесено необоснованно. В этом случае имеется основание для обжалования конкретного решения" <8>.
--------------------------------
<8> См.: Острикова Л.К. Некоторые вопросы защиты прав налогоплательщиков // Закон. 2006. N 6. С. 84.
Необходимо согласиться с тем, что вина выражает психическое отношение лица к содеянному деянию и его последствиям. Для признания деяния правонарушением необходимо установить, что оно явилось продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Как отмечает Б.Я. Петелин, "...вина характеризует психическую обусловленность (в форме умысла или неосторожности) противоправного поведения и наступившие вредные последствия. Ее доказывание имеет решающее значение в установлении истины по каждому делу" <9>. Как правильно заметил Н.С. Таганцев, "...без вины нет ответственности и вменения" <10>.
--------------------------------
<9> См.: Петелин Б.Я. Вина как обстоятельство, подлежащее доказыванию по делу // Советское государство и право. 1981. N 11. С. 77; Иоффе О.С. Вина и ответственность по советскому праву // Советское государство и право. 1972. N 9. С. 34.
<10> См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая. Т. 1. М., 1994. С. 410.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). В гл. 15 КоАП РФ содержатся составы административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена ст. ст. 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ.
Субъектами данной ответственности являются должностные лица организаций-налогоплательщиков. Индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, частные охранники и детективы), а в случаях, предусмотренных законом, граждане несут ответственность на основании соответствующих статей НК РФ <11>.
--------------------------------
<11> Как сказано в примечании к ст. 15.3 КоАП РФ, административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в настоящей статье, ст. ст. 15.4, 15.9, 15.11 КоАП РФ, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 КоАП РФ, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Ответственность юридических лиц за налоговые правонарушения также предусматривается НК РФ. Как отмечается в Постановлении ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" <12>, субъектами ответственности за административные правонарушения в области налогов, которая установлена в ст. ст. 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ, являются должностные лица организаций. Привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК.
--------------------------------
<12> См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. N 3.
Так, например, за грубое нарушение правил бухгалтерского учета может быть привлечена к налоговой ответственности в порядке ст. 120 НК РФ сама организация-налогоплательщик, а к административной ответственности в порядке ст. 15.11 КоАП РФ могут быть привлечены ее должностные лица. Как отмечает И.В. Цветков, "...возможность одновременного привлечения организации-налогоплательщика к налоговой, а ее должностных лиц - к административной ответственности за нарушения налогового законодательства предопределяет необходимость серьезнейшей подготовки к соответствующим налоговым и административным спорам" <13>.
--------------------------------
<13> См.: Цветков И.В. Налогоплательщик в судебном процессе. М., 2004. С. 39.
Как следует из Постановления Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" <14>, в случае привлечения к ответственности, предусмотренной нормами НК РФ или Федерального закона "Об исполнительном производстве", содержащими признаки административного правонарушения, производство по делу должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ (ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ, ч. 2 ст. 10 НК РФ). В этой связи возникает вопрос о природе юридической ответственности за нарушения законодательства в области налогов и сборов. Что это: административная или налоговая ответственность <15>?
--------------------------------
<14> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6.
<15> См.: Хаманева Н.Ю. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах // Административная ответственность: вопросы теории и практики. М., 2005. С. 74.
Для этого сравним определения правонарушений. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Основные признаки данных правонарушений совпадают (ст. 2.1 КоАП РФ). Р.С. Юрмашев отмечает, что наиболее существенные отличия налоговых правонарушений заключаются в специфике их наказуемости: особенностях процессуальной реализации санкций, особом круге органов, уполномоченных реализовывать меры ответственности за налоговые правонарушения, в применении не только карательных, но и правовосстановительных санкций <16>.
--------------------------------
<16> См.: Юрмашев Р.С. Налоговое правонарушение: теоретико-прикладные проблемы правовой идентификации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 8.
Исходя из этого, Н.Ю. Хаманева делает вывод о том, что "...понятие налогового правонарушения, содержащееся в НК РФ, позволяет говорить о нем как о разновидности административного правонарушения, за совершение которого следует юридическая ответственность. По своей природе ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, установленная НК РФ, является видом административной ответственности" <17>.
--------------------------------
<17> См.: Хаманева Н.Ю. Указ. соч. С. 74; Богомолов А.М. Административные правонарушения и ответственность в области финансов, налогов и сборов. М., 2004. С. 9; Виды налоговых правонарушений: теория и практика применения / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2004. С. 10; Передернин А.В. Налоговое правонарушение как основание административной ответственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 1997. С. 41; Мачехин В.А. Налоговая ответственность налогоплательщиков: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 14; Чарухин Д.Ю. Институт ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 15 и др.
М.Ю. Орлов также отмечает, что "...отнесение налоговой ответственности к административной позволило бы повысить эффективность процесса привлечения к ответственности за налоговые правонарушения" <18>.
--------------------------------
<18> См.: Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования в контексте налоговой реформы на текущем этапе // Налоговая политика и практика. 2003. N 5. С. 15.
В научной литературе существуют и иные точки зрения на институт административно-налоговой ответственности. В частности, Л.В. Тернова пишет о том, что налоговая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, автор обосновывает свою позицию тем, что административная ответственность не предусматривает такой меры взыскания, как возмещение причиненного ущерба. Налоговая ответственность выполняет не только превентивную, но и восстановительную функцию <19>.
--------------------------------
<19> См.: Тернова Л.В. Налоговая ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Финансы. 1998. N 9. С. 27.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 5 июля 2001 г. N 130-О "По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положений п. 12 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах РФ" <20> также отметил, что в соответствии с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом РФ в названных ранее решениях, различного рода штрафы, взимаемые налоговыми органами с физических лиц за нарушение ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового и этим отличаются от недоимок и налоговой пени. Полномочие же налогового органа, действуя властно-обязывающим образом, налагать штрафы за нарушение требований налогового законодательства означает, что им применяются санкции, по сути являющиеся административно-правовыми, а не уголовно-правовыми или гражданско-правовыми, т.е. имеет место административно-правовая ответственность за налоговые правонарушения.
--------------------------------
<20> См.: СЗ РФ. 2001. N 34. Ст. 3512.
Следует сказать, что штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направлены на обеспечение фискальных интересов государства. Штрафные санкции относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам по смыслу ст. ст. 118 (ч. 2) и 126 Конституции России осуществляется посредством административного судопроизводства <21>.
--------------------------------
<21> См.: Дудина Н.В. Правовые и организационные аспекты защиты прав налогоплательщиков в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 172.
Анализируя положения КоАП РФ и НК РФ, В.Д. Сорокин иронично замечает, что "сразу два кодекса на одного нерадивого налогоплательщика - это слишком. Очевидно, из такой странной ситуации имеется только два выхода: либо договориться, что по четным дням недели будет действовать НК РФ, а по нечетным - КоАП РФ, либо перенести ст. НК РФ в гл. 15 КоАП РФ, где им вполне хватит места. Тем более, что эта единственная разумная операция соответствует указанию ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ" <22>.
--------------------------------
<22> См.: Сорокин В.Д. Парадоксы Кодекса РФ об административных правонарушениях // Правоведение. 2004. N 3. С. 7.
Аналогичную позицию занимает Е.В. Овчарова, которая отмечает, что "...необходимо включение всех норм об административной ответственности за нарушения налогового законодательства в КоАП РФ с одновременной отменой соответствующих положений НК РФ. ...Налоговая ответственность должна рассматриваться как административная ответственность за нарушение налогового законодательства и должна быть предусмотрена в КоАП РФ" <23>.
--------------------------------
<23> См.: Овчарова Е.В. Для налогоплательщиков законна только ответственность по результатам выездной налоговой проверки // Налоговед. 2004. N 3. С. 31; Овчарова Е.В. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства // Налоговед. 2005. N 3. С. 27.
Несмотря на это, Д.В. Винницкий разграничивает административную и налоговую ответственность. В частности, Д.В. Винницкий говорит о том, что административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах может применяться к должностным лицам тех организаций, которые участвуют в налоговых отношениях. Сами по себе указанные должностные лица (бухгалтер, директор организации) участниками налоговых отношений не являются. Налоговая ответственность должна применяться именно к непосредственным участникам налоговых отношений - организациям и физическим лицам, выступающим в роли налогоплательщиков, налоговых агентов. Налоговая и административная ответственность различаются по методу реализации. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке (ст. 114 НК РФ). Налоговая и административная ответственность различаются по источникам нормативного правового регулирования. Налоговая ответственность регламентируется исключительно НК РФ, административная ответственность регламентируется КоАП, а также законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП РФ). Различия в субъектах, привлекаемых к ответственности: для налоговой ответственности это физические лица и организации, субъектами административной ответственности помимо физических лиц выступают юридические лица и специальные субъекты. Различия в субъектах, имеющих право (полномочия) рассматривать дела о соответствующих правонарушениях, различия в характере и видах налагаемых санкций, в правилах определения размера налагаемых санкций, а также в давности привлечения к ответственности и давности взыскания санкций <24>.
--------------------------------
<24> См.: Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003. С. 315.
Д.Ю. Чарухин говорит о том, что "...меры государственного принуждения за совершение налоговых правонарушений, предусмотренные налоговым законодательством, отличаются определенной спецификой, которая проявляется в двух компонентах налоговой ответственности - штрафном и восстановительном" <25>.
--------------------------------
<25> Чарухин Д.Ю. Институт ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 19.
А.В. Иванов, характеризуя административную юрисдикцию налоговых органов, отмечает, что "...юридическая ответственность за совершение налоговых правонарушений, установленная гл. гл. 16 и 18 НК РФ, объективно проявляется в применении к лицам, совершившим указанные правонарушения, преимущественно штрафных санкций в административно-юрисдикционном порядке, является административной ответственностью" <26>.
--------------------------------
<26> См.: Иванов А.В. Административная юрисдикция налоговых органов РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н.-Новгород, 1999. С. 22.
В.А. Мачехин, исследуя налоговую ответственность налогоплательщиков, говорит о налоговой ответственности в узком и широком смысле. В широком смысле налоговая ответственность включает в себя отношения по взысканию как штрафов, так и пеней <27>.
--------------------------------
<27> См.: Мачехин В.А. Налоговая ответственность налогоплательщиков: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 18.
На наш взгляд, включать способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в меру ответственности за налоговое правонарушение представляется неверным. Данная позиция размывает институт ответственности за налоговые правонарушения. Несмотря на вышеприведенные различия налоговой и административной ответственности, на наш взгляд, можно говорить об административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах независимо от того, каким нормативным правовым актом она регламентируется, КоАП или НК РФ <28>.
--------------------------------
<28> См.: Дудина Н.В. Правовые и организационные аспекты защиты прав налогоплательщиков в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 172.
Налоговые правонарушения административно-правового характера весьма разнообразны. От вида правонарушения зависит и механизм защиты прав налогоплательщиков. К.С. Бельский дифференцирует налоговые правонарушения на налоговые правонарушения имущественного характера, организационные налоговые правонарушения, банковские налоговые правонарушения <29>.
--------------------------------
<29> См.: Бельский К.С. Основы налогового права // Гражданин и право. 2006. N 8. С. 14.
В.В. Шекшин отмечает, что административные правонарушения в области налогов и сборов можно классифицировать на:
- нарушения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов;
- нарушения, возникающие при осуществлении налогового контроля;
- нарушения, связанные с рассмотрением споров между налогоплательщиками и налоговыми органами;
- нарушения, связанные с принудительным взысканием налогов и сборов <30>.
--------------------------------
<30> См.: Шекшин В.В. Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 15.
Говоря непосредственно о защите прав налогоплательщиков - физических лиц при привлечении их к ответственности за административные правонарушения в области налогов и сборов, необходимо отметить, что приоритетным направлением деятельности налоговых органов, а также суда при наложении на налогоплательщиков административных наказаний должно являться обеспечение должной защиты их прав и законных интересов. Иными словами, каждый привлекаемый к административной ответственности налогоплательщик имеет право на необходимый уровень правовой защиты, и, что очень важно, обеспечение данной защиты является обязанностью государства и должностных лиц налоговых органов <31>.
--------------------------------
<31> См.: Дудина Н.В. Указ. раб. С. 173.
Право налогоплательщика - физического лица на защиту своих прав в производстве по делу о налоговом правонарушении возникает с момента возбуждения дела об административном нарушении. В.В. Шекшин пишет о том, что стадия возбуждения дела об административном правонарушении законодательства о налогах и сборах в соответствии со ст. 101 НК РФ представляет собой рассмотрение руководителем налогового органа материалов проверки (акта), письменных объяснений или возражений по акту, представленных налогоплательщиком <32>.
--------------------------------
<32> См.: Шекшин В.В. Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 15.
Содержание права на защиту налогоплательщиком - физическим лицом своих прав зависит от тех задач, которые стоят перед конкретной стадией производства. В этой связи объем реализации этого права на разных стадиях производства будет различным, но в любом случае он должен быть таким, чтобы надежно обеспечивать защиту имущественных интересов налогоплательщика, привлекаемого к административной ответственности. Так, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП РФ) <33>.
--------------------------------
<33> См.: Дудина Н.В. Указ. раб. С. 173.
Библиографический список
1. Богомолов А.М. Административные правонарушения и ответственность в области финансов, налогов и сборов. М., 2004.
2. Бельский К.С. Основы налогового права // Гражданин и право. 2006. N 10.
3. Белоусов А.В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США. М., 2008.
4. Виды налоговых правонарушений: теория и практика применения / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2004.
5. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003.
6. Дудина Н.В. Правовые и организационные аспекты защиты прав налогоплательщиков в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
7. Иоффе О.С. Вина и ответственность по советскому праву // Советское государство и право. 1972. N 9.
8. Иванов А.В. Административная юрисдикция налоговых органов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н.-Новгород, 1999.
9. Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.
10. Кучеров И.И., Шереметьев И.И. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М., 2006.
11. Мачехин В.А. Налоговая ответственность налогоплательщиков: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
12. Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования в контексте налоговой реформы на текущем этапе // Налоговая политика и практика. 2003. N 5.
13. Острикова Л.К. Некоторые вопросы защиты прав налогоплательщиков // Закон. 2006. N 6.
14. Овчарова Е.В. Для налогоплательщиков законна только ответственность по результатам выездной налоговой проверки // Налоговед. 2004. N 3.
15. Овчарова Е.В. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства // Налоговед. 2005. N 3.
16. Овчарова Е.В. Проблемы применения административной ответственности за нарушения налогового законодательства по Налоговому кодексу РФ (НК РФ) и по Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) // Государство и право. 2007. N 8.
17. Петелин Б.Я. Вина как обстоятельство, подлежащее доказыванию по делу // Советское государство и право. 1981. N 11.
18. Передернин А.В. Налоговое правонарушение как основание административной ответственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 1997.
19. Сорокин В.Д. Парадоксы Кодекса РФ об административных правонарушениях // Правоведение. 2004. N 3.
20. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая. Т. 1. М., 1994.
21. Тернова Л.В. Налоговая ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Финансы. 1998. N 9.
22. Цветков И.В. Налогоплательщик в судебном процессе. М., 2004.
23. Чарухин Д.Ю. Институт ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
24. Хаманева Н.Ю. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах // Административная ответственность: вопросы теории и практики. М., 2005.
25. Шекшин В.В. Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
26. Юрмашев Р.С. Налоговое правонарушение: теоретико-прикладные проблемы правовой идентификации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
Источник: http://www.juristlib.ru/book_8326.html


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!