Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Мораль и право в жизни человека и общества »

/ Общее право
Контрольная,  24 страниц

Оглавление

Введение
1. Мораль: понятие, особенности и структура
2. Мораль и право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия
3. Мораль и профессиональная деятельность юриста
Заключение

Список использованной литературы

1. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974
2. Гегель Г. Соч. М.; Л., 1964
3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 1998
4. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник. М., 2003
5. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1996
6. Проблемы судебной этики / Под ред. М. С. Строговича. М., 1974
7. Радушная Н. В. Народный судья. Профессиональное мастерство и подготовка. М., 1977
8. Романов В.В. Военно-юридическая психология: Учебник. М., 2001
9. Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1964. Т. 3
10. Философский энциклопедический словарь. М., 1983


Работа похожей тематики


Структура морали. Основные категории этического знания

 

Мораль, являясь способом нормативной регуляции поведения людей, представляет собой особую и важную сферу общественных отношений. Она включает в себя как идеальные, так и материальные аспекты социального бытия, составляющие моральное сознание и моральную практику и образующие ее структуру.

Моральное сознание – это духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности. Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика).

Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека: а) к другим людям (симпатия или антипатия, доверие или недоверие, ревность, ненависть и т.д.); б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т.д.); в) к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.). По происхождению и содержанию моральные чувства имеют социальную основу и в своей совокупности определяют моральный облик человека, проявляясь в поведении его как культура нравственных чувств. Она не является изначально заданной, а формируется в процессе воспитания и самовоспитания. Воспитание нравственных чувств играет огромную роль в становлении личности (поведение в семье, отношение к школьным обязанностям, друзьям и т.д.), обеспечивая поддержку моральных традиций в обществе. На это обращали внимание литературные классики. У Пушкина в «Евгении Онегине» герой поучает Татьяну: «Учитесь властвовать собою».

Человек, лишенный необходимого нравственного воспитания в детстве (воспитывавшийся вне семьи, не обладающий чувством ответственности за ближнего и т.д.), зачастую не в состоянии поддерживать моральные традиции и выполнять необходимые нормы. Особую актуальность воспитание моральных чувств приобретает в условиях рыночных отношений, когда отсутствие нравственной закалки нередко становится причиной преступлений и деструктивной деятельности, приводит к трагическим результатам.

Рационально-теоретический уровень морального сознания – это система этических знаний, понятий, принципов и суждений о нормах поведения, моральные кодексы, теоретическое обоснование нравственности. Высшим результатом формирования рационально-теоретического морального сознания являются убеждения, определяющие форму субъективного принятия должного. Игнорирование принципов и норм морального поведения рано или поздно неизбежно приводит к банкротству личности, а если оно имеет массовое проявление, то следствием является общая деградация общества. Так, пренебрежение нравственными нормами значительной частью общества является одной из причин и составной частью продолжающейся кризисной ситуации в России.

Эмоционально-чувственный и рационально-теоретический уровни морального сознания всегда существуют в единстве, взаимодействуя и взаимодополняя друг друга. Их объединяют прежде всего нормативно-оценочные свойства морального сознания. Многие моральные установки, нормы и принципы проявляют себя и на чувственном, и на рациональном уровнях морального сознания, относятся как к мироощущению, так и к миропониманию. Например, долг, совесть, добро, зло, гордость и другие моральные понятия могут проявлять себя как в чувствах, так и в убеждениях, взаимодействовать и переходить с одного уровня на другой. Однако каждая из этих ступеней имеет и свои специфические особенности, которые важно учитывать в процессе воспитания и обучения личности.

В истории этики чувственный и рациональный уровни морального сознания нередко отрывались и противопоставлялись друг другу, образуя рационалистически- ригористическое либо позитивистско-сенсуалистическое направления. Так, Спиноза (XVII в.) отрицал значение эмоциональной стороны поведения и давал ей негативную характеристику, считая, что чувства и страсти отвлекают и затемняют разум. Полностью из сферы чувственного опыта исключал мораль и Кант. В противоположность им Юм рассматривал источником добра и зла чувственный опыт, на основе которого определяются такие основные, по его мнению, принципы морали, как полезность и приятность. Фейербах определял содержание нравственности как стремление к счастью. Отрицают значение рационального элемента морального фактора представители экзистенциализма, неопозитивизма, психоанализа и других направлений философской этики.

В настоящее время формирование рыночных отношений вне контроля и социального регулирования резко обнажило кризис современного морального сознания в решении общественных и индивидуальных проблем как на его рациональном, так и чувственном уровнях. Однако, как свидетельствуют данные социологического исследования 2002 г., осознают сложившуюся ситуацию лишь 3,7% опрошенных респондентов. В связи с этим отчетливо обозначилась необходимость разработки и доведения до широких масс населения новой системы морали, соответствующей изменившимся объективным условиям и субъективному состоянию общественного и индивидуального сознания. Она выражается прежде всего в возросших критериях и качественно новых требованиях к моральному облику личности, ее профессиональным характеристикам, гражданско-демократическим и правовым установкам, уровню культуры, ответственности и других характеристиках, которые все в большей степени диктуют «жесткую регламентацию» поведения людей, поскольку «в современных условиях традиционно действующих нравственных начал... уже недостаточно»[1].

Но мораль не сводится лишь к идеальным факторам – общественному или индивидуальному сознанию. Она включает в себя также и предметно-материальную деятельность людей, их реальное поведение, которое определяется как моральная практика. При этом она не ограничивается лишь сферой собственно моральных отношений, а включается в качестве органической составной части во все виды общественных отношений: производственные, социальные, семейные, политические и др. Практический аспект морали представляет собой реализацию принципов существующей системы общественной морали и определяется уровнем личного морального сознания, которое формирует идеальную модель поведения до того, как личность начинает действовать.

Универсальной формой моральной практики служит понятие «моральное отношение». Все многообразие видов моральных отношений реализуется в поступках как сознательных или интуитивно-чувственных нравственных действиях, затрагивающих интересы других людей. Из совокупности моральных поступков складывается нравственная деятельность. Знание нравственных тем шире, чем больше степень свободы личности, определяемая реальными условиями социального бытия, динамикой преодоления различных форм социального отчуждения.

Установление целевых пределов морально-должного как высших принципов нравственности представлено в содержании категорий морали. В понятиях этики выражены наиболее существенные стороны моральных явлений, их предельно общее теоретическое воплощение. В них синтезированы исторически сложившиеся конечные значения нравственного знания. В понятиях морали заложены фундаментальные онтологические и аксиологические основания этики. Они выступают центральным звеном познавательной деятельности в сфере морали, определяя все многообразие нормативно-оценочной нравственной деятельности людей.

Категории этики неоднородны. Некоторые из них определяют универсальные значения нравственности, конечные цели личностного и мирового развития, наиболее общие исходные принципы морали. Это понятия: «благо», «добро», «добродетель», «справедливость», «патриотизм», «счастье», «правда», «любовь» и др. Большая группа категорий выражает всеобщие нравственные основания личности, определяет принципы внутреннего содержания индивидуального морального сознания. Эти значения представлены в понятиях «долг», «совесть», «честь», «достоинство» и др.

Системообразующим началом формирования этического знания и выражающих его нравственных понятий служит категория «добро». В традициях этики все, что считается моральным, нравственно-должным, является добром. В этом смысле значение доброго совпадает с содержанием нравственных ценностей. Способ моральной мотивации и морального действия и есть выбор между добром и злом, который человек осуществляет не в силу императивной необходимости, а по собственному признанию и пониманию этой необходимости. Производными от добра понятиями и в теоретической этике, и в сфере обыденного сознания выступают представления о доброте, добродетели, добродеянии как морально-ценностных характеристиках отзывчивости, внимания к людям, справедливости, бескорыстия, щедрости, готовности поступиться своими интересами ради других. Представления о добром предполагают стремление к высшим идеалам правдивости, душевной гармонии, счастья, любви.

Личностным проявлением добра, обобщенным выражением добродетели на уровне индивидуального морального сознания выступает категория нравственного долга. Моральное долженствование – начало нравственной заданности человека, условие, мотив, побуждение к осуществлению нравственных поступков. Голос долга звучит как внутреннее, исходящее из глубин сознания человека моральное требование. Понятие долга объясняет сам способ индивидуального морального выбора и нравственного действия. Категории чести, достоинства, совести раскрывают действительное содержание моральной заданности личности и меры ее готовности к осуществлению нравственно-должного. Понятие чести в должном дает представление о честности в отношении к себе и другим. Совесть в должном и есть проявление внутреннего нравственного закона индивидуальной воли. Исторически мораль несла в себе общечеловеческий смысл, всеобщие элементы развития общества и личности.

Собирательное значение аморального, противостоящего нравственно-ценному, сконцентрировано в понятии зла, представлениях о ненависти, зависти, жадности, предательстве и иных аморальных явлениях. Противоположность добра и зла пронизывают все содержание морали, объективно служит источником развития нравственной жизни. Добро – созидающее, а зло – разрушающее начала бытия. При всех отрицательных значениях зла оно необходимо как условие моральной сравнимости, преодоления нравственных пороков, а значит, в конечном счете, созидания, нравственного прогресса. Зло идет параллельно с добром. Они способны взаимо превращаться и нередко в истории меняются местами.

Каннибализм, умерщвление стариков, гонения на ведьм и иные подобные явления в известные времена рассматривались как добродеяние. С позиций современного человека это, безусловно, зло. Идеалы добра, справедливости, свободы, как инструменты политической борьбы, способны превращаться в свою противоположность, что неоднократно зафиксировано историей, в том числе и новейшей. Идеи гуманизма, прогресса, процветания, раскрепощения человека, заложенные в фундамент индустриальной эпохи, имели оборотной стороной глобальные проблемы, поставили человечество на грань самоуничтожения. Вместе с тем интуитивно-чувственное и рационально понимаемое доброе, его превращение в дела и поступки определяют общую динамику общественных процессов, дают человечеству надежду на историческую перспективу.



[1] Моисеев Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 10, 27.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!