Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по праву социального обеспечения»

/ Общее право
Контрольная,  15 страниц

Оглавление

1. Рабочие и служащие уволены с предыдущей работы по одному из следующих оснований. Сохраняется ли у них непрерывный трудовой стаж и в течение какого времени…
2. 19 октября 2002 г. с заявлением о назначении пенсии обратилась семья Зуева: дочь 12 лет и мать 55 лет…
3. Кичигина была освобождена от работы на 10 дней в связи с уходом за заболевшей дочерью 8 лет. Непрерывный стаж Кичигиной 6 лет. Каков размер и срок выплаты пособия по временной нетрудоспособности…

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993
2. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Закон РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (1 ч.). Ст. 4920
3. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Закон РФ // Собрание законодательства РФ. 2001. №51. Ст. 4831
4. Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию: Утв. постановлением Правительства РФ от 13 апреля 1973 г. // СП СССР. 1973. №10. Ст.51 (с изм. и доп.)
5. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 2000
6. Право социального обеспечения: Учебник // Под ред. К.Н. Гусова. М., 2002


Работа похожей тематики


Международно признанные права и свободы как компоненты правового статуса личности.
Игнатенко, Г. В.

 

Внедрение в правовую систему Российской Федерации международных договоров РФ и признанных международно-правовых норм в качестве непосредственного регулятора отношений, охватываемых внутригосу­дарственной юрисдикцией, предопределяет актуальность и практическую ценность механизма согласованной реализации прав и свобод человека, зафиксированных не только в Конституции РФ и федеральных законах, но и в международно-правовых актах.

Кажется аксиоматичным предположение о логической и юридической связи предписаний ч. 1ст. 15 и ч. 1ст. 17 Конституции РФ. Если мы констатируем, что формула ч. 4 ст. 15 есть юридическая основа последующих норм, прежде всего ч. 3 ст. 5 Федерального закона о международных договорах РФ и ч. 2 ст. 7 Гражданского кодекса РФ, относительно непосредственного действия, непосредственного применения в сфере внутригосударственных отношений положений международных договоров РФ, то вполне закономерно рождается суждение о самостоятельной ценности прав и свобод, закрепленных в между­народно-правовых актах.

В этом контексте сохраняет значение проблема адекватного толкования формулировки ч. 1 ст. 17 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Предварительное замечание касается слов «согласно» и «в соответствии», поскольку различный подход к роли конституционных и международных норм в регулировании прав и свобод порой сопровождается именно словесными, терминологическими нюансами. Между тем обращение к толковым словарям свидетельствует о том, что названные слова являются синонимичными. Так, у В. И. Даля слово «соответствовать» определяется в числе других через слово «согласоваться».1 В «Толковом словаре русского языка» «согласно» трактуется как соответственно, сообразно с чем-нибудь.2 В «Словаре синонимов» при характеристике слова «согласно» используются как синонимы «соответ­ственно» и «в соответствии».3

Очевидна презумпция адекватной смысловой связи формулы «права и свободы признаются и гарантируются» как с нормами международного права, так и с нормами Конституции.

В один из комментариев к Конституции РФ включены несколько строк по этому поводу: «Согласно ч. 1 ст. 17 в Российской Федерации гарантируются права и человека, и гражданина, не только конституционно закрепленные, но и установленные общепризнанными принципами и нормами между­народного права».4 Чрезмерный лаконизм обусловил заметные пробелы в разъяснении конституционной нормы. Во-первых, оставлено без внимания слово «признаются», что важно для определения внутригосударственного статуса международно признанных норм. Во-вторых, не поясняется соотношение слов «согласно» и «в соответствии». В-третьих, не затронут практически значимый вопрос о месте в конструкции ч. 1 ст. 17 норм международных договоров, не относящихся к категории общепризнанных.

Понимание последнего вопроса приобретает особо важное значение. В отечественной науке весьма распространенным стало мнение об обычно-правовой природе общепризнанных принципов и норм международного права.5 При восприятии такого мнения либо вообще «снимается» проблема договорной формы закрепления общепризнанных принципов и норм, либо усложняется сама конструкция договора как фиксатора общепризнанных норм.

При этом возможны и недоразумения. Решив подтвердить свое суждение конкретным примером, И. И. Лукашук прибег к следующему сопоставлению: «Международный пакт о гражданских и политических правах ратифицирован большинством государств, т. е. содержащиеся в нем нормы являются общепризнанными. Это означает, что в правовой системе России они будут обладать статусом, предусмотренным ч. 1 ст. 17. Другой пакт — об эконо­мических, социальных и культурных правах — ратифицирован значительно меньшим числом государств, и многие правительства заявляли, что его положения для них неприемлемы, а потому его нормы не могут рассматриваться как общепризнанные. Они подлежат применению в силу ч. 4 ст. 15 Консти­туции РФ, а не ч. 1 ст. 17, несмотря на то что это нормы о правах человека».6

Отмечу прежде всего, что, по информации на 1 января 1997 г., участниками Международного пакта о гражданских и политических правах были 136 госу­дарств, а участниками Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах — 135 государств.7 Таким образом, приходится констати­ровать не «значительно меньшее число государств», а разницу всего в одно (!) государство, что не может, естественно, служить критерием общепризнанности.8

Но более существенным является своеобразное противопоставление («а не...»), вследствие чего договоры, не содержащие общепризнанные нормы, как бы «исключаются» из объекта регулирования ч. 1 ст. 17 Консти­туции РФ. При таком методе толкования конституционных положений за рамками ч. 1 ст. 17 оказывается и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

На мой взгляд, уч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 различные предметы регулирования. В первом случае определяется место международных принципов, норм, договоров в правовой системе Российской Федерации; во втором — характе­ризуется статус прав и свобод человека и гражданина в их комплексном международно-правовом и конституционно-правовом воплощении.

В этом контексте исключение из сферы действия ч. 1 ст. 17 между­народных норм, не являющихся общепризнанными, не охватываемых критерием универсальности, исключение, в частности, региональных норм если и отвечает «букве» формулировки, то уж никак не согласуется с истинным смыслом конституционного регулирования и с действительным назначением прав и свобод, юридическая значимость и юридические последствия которых обладают ценностными качествами вне зависимости от универсальной или локальной форм воплощения. При ином подходе те права и свободы, которые имеют исключительно локальную (региональную) международно-правовую форму воплощения, окажутся «отделенными» от формулы соседней, 18-й, статьи Конституции: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими».

Позволю себе упрек, адресованный разработчикам ст. 17 Консти­туции РФ, допустившим очевидный пробел. Ссылка на общепризнанные принципы и нормы международного права не может не восприниматься в содружестве с категорией «международные договоры РФ», ибо, во-первых, только при таком понимании сохраняется универсальная ценность пред­писания ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где совмещены как общепризнанные принципы и нормы международного права, так и международные договоры РФ, а во-вторых, именно в международных договорах — причем как в универсальных, так и в региональных (локальных) — воплощены наиболее значимые права и свободы, в том числе в качестве международных стандартов.9

Отмечу существование и негативного мнения по поводу термина «стандарт» применительно к обязательствам в сфере прав человека. Так, С. В. Бахин считает его не вполне корректным. При этом его трактовка стандарта не выходит за рамки «Словаря иностранных слов», юридические критерии, разработанные в специальных исследованиях по международному гуманитарному праву, не использованы. Меня интересует оценка автором «норм по правам человека» в контексте международного нормотворчества. В этих нормах, как сказано в статье, «положения, относящиеся к тому или иному правомочию человека, регулируются, как правило, в самом общем виде» (ниже сказано: «самым общим образом»). Иное, по его словам, «просто немыслимо», ибо способно — при попытках регламентации «исчерпывающим образом» — породить противоречия между этими нормами и законо­дательством отдельных государств, которое призвано «уточнять и детали­зировать данные положения, вписывая их в уже существующую систему национального права».10

Такова логика суждений, влекущих за собой вывод о принципиальных различиях в международной («в самом общем виде») и внутригосудар­ственной (детализированной) регламентации прав и свобод. Между тем обращение к соответствующим нормативным текстам, а именно они служат критерием истины, вполне определенно показывает, что как в Конституции Российской Федерации и в федеральных законах, с одной стороны, так и в международных договорах — с другой, совмещаются (соприкасаются) и чрезмерно отвлеченные, и вполне конкретные формулировки.

Это обстоятельство, естественно, сказывается на регулятивной эффектив­ности, но не может поколебать значимость предписаний о прямом действии Конституции РФ и о непосредственном действии в нашей стране между­народных договоров РФ. Весомым аргументом в пользу комплексной оценки может служить практика всех трех общефедеральных судебных органов — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Один из убедительных примеров — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. В рамках его заглавной темы — «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»11 — вполне логичным компо­нентом стал пятый раздел, посвященный правилам применения судами международных договоров РФ.

В последние годы заметно преодоление весьма популярных представлений об отсутствии судебной практики применения международно-правовых норм при рассмотрении и решении гражданских и уголовных дел.12

С огорчением воспринимается совместная — российского и американ­ского авторов — оценка, содержащая противоречащее истине утверждение, будто «советские суды на практике фактически не применяли международное право».13 А уж о российской судебной деятельности с использованием международных норм можно было в середине 90-х годов сказать и несколько добрых слов.

Конечно, рано говорить о переломе, поскольку и сегодня суды общей юрисдикции и арбитражные суды ниже высшего федерального уровня робко вторгаются в международно-правовую сферу, нередко «забывая» о между­народных договорах РФ. И наиболее ощутимы пробелы в делах, непосред­ственно связанных с международно признанными правами, отсутствующими в Конституции РФ и федеральных законах или неадекватно, по сравнению с международными актами, в них сформулированными. Впрочем, и здесь есть добрые «исключения из правила».

Автор настоящей статьи уже ссылался на необычный пример.14 Городским судом Ирбита (Свердловская область) в декабре 1994 г. был удовлетворен иск о незаконности введения на мотоциклетном заводе талонной системы оплаты труда в качестве своего рода эквивалента денежной формы. В своем решении суд сослался на ст. 3 Конвенции Международной организации труда № 95 относительно защиты заработной платы:15 «Заработная плата, выплачиваемая наличными деньгами, будет выплачиваться исключительно в деньгах, имеющих законное хождение, и выплата в форме векселей, бон, купонов или в любой другой форме, предназначенной заменить деньги, имеющие законное хождение, будет запрещена».

Другой пример характеризует применение Верховным Судом РФ одной из норм Международного пакта о гражданских и политических правах. Имеется в виду решение Президиума Верховного Суда РФ, обусловленное протестом заместителя Председателя Верховного Суда РФ по поводу касса­ционного определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ. Это определение касалось приговора Кировского областного суда и отменяло его ввиду нарушения принципа гласности, поскольку дело было рассмотрено областным судом в закрытом судебном заседании по осно­ваниям, не предусмотренным ст. 18 УПК РСФСР. Президиум Верховного Суда РФ при удовлетворении протеста сослался, в частности, на ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которой публика может не допускаться на судебное разбирательство, когда этого требуют интересы сторон.16

Можно уверенно утверждать, что Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, формулируя свои решения по делам, понимание которых обусловлено как Конституцией и федеральными законами РФ, так и международными договорами РФ, никоим образом не сомневаются в том, что и права, закрепленные в Конституции РФ и феде­ральных законах, и права, сформулированные в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международных договорах, являются субъективными правами человека и гражданина с однозначными юридическими последствиями, включая правовую, в том числе судебную, защиту.

При такой регламентации те права и свободы, которые не названы в Конституции, но сформулированы в Международном пакте о гражданских и политических правах либо в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, имеют юридическое значение в качестве субъективных прав человека наряду и во взаимосвязи с конституционными правами.

Следует обратить внимание на существенные либо частного плана различия, которые выявляются при сопоставлении Конституции РФ и международно-правовых актов, а также при сравнении последних друг с другом. Пожалуй, самым заметным конституционным пробелом является отсутствие в главе 2 Конституции положения, которое в ст. 11 Между­народного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашено как «право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни». Очевидно, даже с учетом нынешней экономической ситуации уместно было бы закрепление такого права, тем более в контексте тезиса п. 1 ст. 2 этого Пакта относительно постоянного полного осуществления признаваемых в Пакте прав «в макси­мальных пределах имеющихся ресурсов».

Более распространены такие отличия Конституции от международно-правовых актов, которые касаются насыщенности и юридической строгости отдельных формулировок, включая уточняющие предписания. Предельно лаконичная формулировка ч. 2 ст. 37 Конституции — «Принудительный труд запрещен» — может быть юридически осмыслена и понята только с учетом международно-правовых разъяснений относительно видов работы или службы, которые не охватываются термином «принудительный труд». Эти разъяснения, впервые изложенные в Конвенции о принудительном труде 1930 г. (п. 2 ст. 2), сегодня используются в формулировках Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 8), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 3 ст. 4), Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (п. 3 ст. 4). Соответственно, оценка механизма прямого действия ч. 2 ст. 37 Конституции РФ возможна лишь в единстве с указанными международными нормами, что неотделимо от их совместного применения.

Согласно ч. 1 ст. 50 Конституции РФ «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». Эта получившая широкое распро­странение формула «non bis in idem» воплощена в ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод следующим образом: «Никакое лицо не должно быть повторно судимо или наказано в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое это лицо уже было оправдано или осуждено в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства». Очевидна более содержательная конвенционная характеристика данного правила. Международно-правовая формулировка не может игнорироваться компетентными органами и должностными лицами нашего государства при толковании и применении конституционной нормы во внутригосударственной сфере. В деятельности же Европейского Суда по правам человека юридически значимым является именно конвенционное предписание со всеми нюансами текста.

Еще один пример касается соотношения ст. 48 Конституции РФ с п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также с п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и п. 3 ст. 6 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека. Суть проблемы в том, что конституционные положения о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи и о праве каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления с определен­ного момента пользоваться помощью адвоката (защитника) не сопровож­даются уточнением, содержащимся в международно-правовых актах, — «выбранного им самим защитника». Здесь, следовательно, оптимальный результат достигается с помощью метода совместного применения норм.

Так и произошло при рассмотрении Конституционным Судом РФ дела о проверке конституционности ст. I к 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне». В постановлении от 27 марта 1996 г.17 Консти­туционный Суд РФ квалифицировал право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника в комплексе и со ссылками на ст. 48 Конституции РФ и на ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, не проводя разграничения между различными формулировками содержания этих прав в разносистемных актах. Позднее в данный Закон были внесены существенные изменения и дополнения, обусловленные, в частности, этим постановлением Суда.18

Вот почему я не могу согласиться с суждениями, отделяющими между­народные стандарты от личностного статуса и умаляющими юридическое значение международно-правовой формы воплощения прав человека.

В одной из статей был сформулирован следующий тезис: «Права человека, содержащиеся в международных документах, но не вошедшие в национальную систему права, не являются субъективными правами граждан конкретного государства».19 По словам Ю. С. Решетова, «претворение в жизнь международно-правовых норм о правах человека, содержащихся в договорах и соглашениях, осуществляется через внутреннее законодательство госу­дарств — участников этих соглашений. Определение правового положения граждан традиционно является суверенным правом государств, и междуна­родное сотрудничество в области обеспечения прав человека не переступало ту черту, за которой начинается внутренняя юрисдикция государств».20

Более сложная по стилю изложения формулировка принадлежит С. В. Черниченко: «Если придерживаться дуалистической концепции соотно­шения международного и внутригосударственного права, неизбежен вывод о том, что права человека и основные свободы предоставляются отдельным лицам и их группам (коллективам) государствами только посредством их внутреннего права. Иными словами, прямо от международного сообщества индивиды и их группы никаких прав не получают».21

Подобные императивные постулаты «разрушают» целостное толкование нормы ст. 18 Конституции относительно того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием. В одном из комментариев к названной статье сам ее текст расценивается как доста­точное основание для вывода о возможности непосредственного применения прав и свобод, не только перечисленных в Конституции, но и закрепленных в международных договорах РФ или относящихся к нормам обычного между­народного права.22 Вместе с тем внимание к конституционному тексту не должно ограничивать доказательственную базу, поскольку она включает в себя еще один важный аспект.

Речь идет о комплексном правовом статусе индивида, охватывающем права и свободы независимо от юридических форм и средств их воплощения. Закрепление, определение содержания, обеспечение и защита прав и свобод имеют для индивида равное значение и адекватную ценность как в случаях внутригосударственного нормативного предписания (в Конституции и феде­ральных законах), так и в ситуациях межгосударственных согласованных решений (в договорах и иных источниках международного права). Иначе говоря, при обоих вариантах субъективные права являются достоянием личности. А из этого следует вывод о равной при обоих вариантах обязательности соблю­дения и охраны субъективных прав личности органами государственной власти и органами местного самоуправления. Очевидна особая роль судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти.

Такой подход стал уже достоянием теории государства и права и воплощен в тезисах Е. А. Лукашевой о том, что универсальные между­народно-правовые стандарты также являются основными правами человека,23 и В. Д. Перевалова о различении внутригосударственных прав и свобод и прав и свобод, выработанных международным сообществом и закрепленных в международно-правовых документах.24 Можно сослаться также на теорию конституционного права. М. В. Баглай, например, применительно к обще­признанным принципам и нормам международного права в области прав человека, имея в виду ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, пишет, что они «имеют в России прямое действие и не требуют механизма имплементации, т. е. закрепления через внутригосударственное законодательство».25 И хотя речь идет о действии норм, можно полагать, что суждение автора распространяется на признание прав человека, имеющих только международное закрепление. К этому читателя подводит следующая фраза: «Трудно предположить, что в России Государственная Дума откажется ратифицировать какой-либо международно-правовой акт, закрепляющий новые права и свободы, а гражданам будет отказано в этих правах по соображениям их отсутствия в Конституции».26Очевидно, строгая юридическая конструкция была бы в данном случае более уместна, чем своеобразная гипотеза.

В процессе разработки одной из конкретных проблем правового статуса личности было сформулировано следующее положение: «Международные стандарты в отсутствие конституционной или иной регламентации, при коллизиях или в ситуациях совместного применения могут иметь значение самостоятельного нормативного регулятора, а не только выступать в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регла­ментации. Таким образом, международные стандарты в сфере прав и свобод человека играют двоякую роль: с одной стороны, определяют законо­дательное регулирование прав и свобод человека в государстве, а с другой — выступают в качестве непосредственного регулятора».27

*Доктор юрид. наук, профессор кафедры иностранного государственного и между­народного права УрГЮА, заслуженный деятель науки РФ.

1Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. СПб., 1999. С. 271 (Репринтное изда-ние со словаря 1882 г.).

2Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 768.

3Словарь синонимов / Ред. А. П. Евгеньева. Л., 1976. С. 538.

4Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общая ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996. С. 82.

5Лукашук И. И. 1) Международное право: Общая часть. М., 1996. С. 77, 105; 2) Нормы международного права в международной нормативной системе. М., 1997. С. 252.

6Лукашук И. И. Применение норм международного права в свете Федерального закона о международ-ных договорах России // Российский юридический журнал. 1996. № 4. С. 48.

7Marie J.-B. International instruments relating to human rights // Human Rights Law Journal. 1997. 1 January. Vol. 18. № 1-4. P. 84.

8Неточности такого рода не единичны. В статье, опубликованной двумя годами позднее, утверждается, что «сегодня участниками пактов являются 120 государств» (Сальников В. П., Цмай В. В. Современная система защиты прав человека // Правоведение. 1999. № 1. С. 86).

9Колосов Ю. М. Международные стандарты в сфере прав человека и проблемы российского законода-тельства / Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екате-ринбург, 1993. С. 42-46; Тиунов О. И. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. М., 1999. С. 175.

10Бахин С. В. Всеобщая декларация 1948 года: от каталога прав человека к унификации правового ста-туса личности // Правоведение. 1998. № 4. С. 6.

11Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1. С. 3-5.

12Терешкова В. В. Применение норм международного права в судебной системе Российской Федера-ции: Автореф. канд. дисс. Казань, 1998. — Накопленный опыт позволил в порядке эксперимента включить в один из новейших учебников главу «Международное право в деятельности судов, прокуратуры, правоохрани-тельных органов исполнительной власти» (Международное право / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 1999. С. 226—264).

13Карташкин В. А., Маркс ст. П. Международное регулирование прав человека // Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны: Сб. статей / Отв. ред. Л. Дэмрош, Г. Даниленко. М., 1996. С. 310. — Авторскому тандему, очевидно, не знаком факт сорокалетней давности, когда в известном деле американского летчика Пауэрса Военная коллегия Верховного Суда СССР 19 августа 1960 г. при применении Закона СССР об уголовной ответственности за государственные преступления констатировала вместе с тем противоправное нарушение общепризнанного принципа международного права, устанавливающего исключи­тельный суверенитет каждого государства над воздушным пространством над его территорией, и сослалась на Парижскую конвенцию 1919 г. о воздушных передвижениях (отмечу, что к Чикагской конвенции о междуна-родной гражданской авиации 1944 г. СССР присоединился лишь в 1970 г.) (см.: Erodes L. Interactions between international and municipal law — a comparative case law study. The Hague, 1993. P. 327).

14Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимо­действия. Ч. I. Н. Новгород, 1996. С. 51.

15Сборник международных договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXII. М., 1967. С. 412-420.

16Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 2. С. 9-10. — Следует отметить, что в ст. 14 Пакта сказано: «...когда того требуют интересы частной жизни сторон»; помимо этого, дана ссылка на особые обстоятельства, «когда публичность нарушала бы интересы правосудия». Президиум Верховного Суда не сослался на ст. 6 Кон-венции о защите прав человека и основных свобод потому, очевидно, что в то время эта Конвенция еще не вступила в силу для Российской Федерации.

17Российская газета. 1996. 4 апр.

18Там же. 1997. 9 окт.

19Суркова В. В. К вопросу о двойственном характере прав человека // Власть силы и сила власти: Сб. научных трудов. М., 1996. С. 62. — Н. И. Матузов, цитируя эти слова, не высказывает каких-либо замечаний (см.: Матузов Н. И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. № 4. С. 25).

20Курс международного права. Т. 6. М., 1992. С. 163.

21Черниченко С. В. Теория международного права. Т. II. Старые и новые теоретические проблемы. М., 1999. С. 384.

22Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. С. 104 (автор комментария — О. С. Чернышева).

23Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996. С. 18.

24Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2000. С. 549.

25Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 163.

26Там же.

27Беляева Н. Г. Право на неприкосновенность частной жизни: соотношение международно-правовой и внутригосударственной регламентации: Автореф. канд. дисс. Казань, 2000. С. 7.

 

Признание непосредственного действия и/или непосредственного применения во внутригосударственных отношениях международных дого­воров и иных норм международного права как бы презюмирует идентичную трактовку прав и свобод, которые зафиксированы в международных договорах, но либо не имеют аналога в Конституции и федеральных законах, либо отличаются от законодательных предписаний по содержательным параметрам.

Действительно, в подобных ситуациях попытка «разобщения» прав и свобод на два замкнутых пространства, в пределах каждого из которых существуют собственные субъектные адресаты, порождает не только «раз­двоение» личностного статуса, но и сведение международно закрепленных прав и свобод к незавидной роли декларированных, но лишенных целостных ориентиров категорий. Вряд ли возможно даже гипотетически представить права, которые юридически признаны и сформулированы, но «не являются субъективными правами».

Казалось бы, в изучении Международных пактов и Европейской конвенции затронуты все или почти все основные темы. Но при каждом новом проникновении в тексты и особенно в практику их толкования и применения обнаруживаются и «белые пятна» в характеристике отдельных статей, и неиспользованные возможности в оценке общих нормативных предписаний.

Возьму на себя смелость еще раз (при наличии многих разработок) взглянуть на принципиальные положения Пактов и Конвенции.

«Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте...» (п. 1 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах). В п. 2 этой же статьи (не стану его цитировать полностью) говорится об обязанности каждого государства принять такие законодательные или другие меры, которые могут оказаться необходимыми «для осуществления прав, призна­ваемых в настоящем Пакте».

Комментарии к этим текстам обычно ориентированы на два чрезвы­чайно важных аспекта. Во-первых, предписания Пакта адресованы государствам, но не индивидам. Государства берут на себя обязательства наделить своих граждан и других лиц, находящихся под их юрисдикцией, опреде­ленными правами. Соответственно индивиды выступают в роли адресатов международных норм. Во-вторых, механизм передачи индивидам норм и наделения их признаваемыми Пактом правами однозначен — через законо­дательные и другие меры, предпринимаемые государством. Следовательно, единственной юридической формой провозглашения, закрепления прав является законодательство государства, прежде всего его конституция.

Такая «логическая» схема не кажется согласующейся прежде всего с текстом самого Пакта, поскольку в указанных статьях речь идет совсем о другом. Если следовать их точному смыслу, то государства обязуются обеспечивать права, признаваемые в Пакте, и принять меры для осуществления признаваемых прав.

Метод реализации такого обязательства избирается самим государством из двух вариантов: 1) восприятие международной нормы в законе с допустимой конкретизацией и приспособлением признаваемого в Пакте права к нацио­нальным условиям и традициям; 2) введение в свою правовую систему, т. е. в процессы правоприменения, международной нормы в качестве самостоя­тельного и непосредственного регулятора с включением сформулированного в Пакте права в правовой статус индивида в качестве одного из субъективных прав.

Выбор государством второго метода может охватывать признаваемое право в целом (как таковое) или его компоненты либо определять условия пользования правом и возможные ограничения.

Несколько иную редакцию с менее объемным текстом имеет положение ст. 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе I настоящей Конвенции». Но основная идея воплощена и здесь:28 государства обеспе­чивают индивидам определенные в Конвенции права и свободы. Способы такого обеспечения, начиная с метода закрепления того или иного права, остаются в компетенции государства.

В этом аспекте формулировки: «право на правовую защиту» (п. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах), «право на эффективные средства правовой защиты» (ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) имеют внутригосударственные ориентиры, ибо сопровождаются ссылками на действия компетентных властей соответ­ствующего государства.

Бесспорным можно считать положение о том, что права и свободы, зафиксированные в международных договорах, являются признанными и реально применимыми при обращении индивида в межгосударственный орган при нарушении государством именно этих прав.

Такие ситуации учтены в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, где предостав­ляемое каждому право обращаться в межгосударственные органы обусловлено словами: «...в соответствии с международными договорами Российской Федерации». Имеется в виду не только принадлежность человеку такого права, но и зависимость реализации данного права от конкретных положений международных договоров, заключенных или признанных Российской Федерацией, в том числе договоров, воспринятых ею от Союза ССР в порядке правопреемства. Необходимой предпосылкой реализации права на обра­щение в межгосударственные органы служит нарушение (предполагаемое нарушение) государством тех прав и свобод, которые изложены (признаны) в соответствующем международном договоре.29 Такие формулировки содер­жатся в ст. 1 и 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, в ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, где подразумеваются права и свободы, названные не только в самой Конвенции, но и в Протоколах к ней.

Следовательно, обращение в Комитет по правам человека, созданный и функционирующий в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, обусловлено нарушением прав, изложенных в этом Пакте, и не может быть основано на положениях конституции государства, как, впрочем, и на иных, помимо Пакта, международных договорах (например, на Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах). Обращение в Европейский Суд по правам человека обусловлено нарушением прав, признанных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод или в Протоколах к ней, и также не может быть основано на конституции государства — члена Совета Европы, как, впрочем, и на иных европейских конвенциях.

Менее очевидно такое признание и тем более применение во внутри­государственных ситуациях, при обращении гражданина либо иного лица, находящегося под юрисдикцией государства, в суд, прокуратуру или другой правоохранительный орган государства.

К тому же по межгосударственным органам, особенно по Европейскому Суду по правам человека, накоплена и нарастает высокими темпами практика рассмотрения и разрешения жалоб, обусловленных нарушениями госу­дарствами прав, признанных в международных договорах, в том числе в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Познакомлю читателей с данными деятельности Европейского Суда по правам человека в 1999 г., содержащимися в предварительной информации, подготовленной Секретарем Суда.30

По признанным приемлемыми и рассмотренным делам, содержащим индивидуальные жалобы в порядке ст. 34 и 35 Европейской конвенции, Суд вынес в 1999 г. 177 постановлений, в их числе 120 постановлений, в которых Суд нашел, по крайней мере, одно нарушение.

Составленная мной на основе обобщения данных этой информации таблица показывает общее количество постановлений Суда по статьям Конвенции и Протокола № 1.

Статьи Конвенции

Количество постановлений

2

3

3

2

4

-

5

13

6

137

7

1

8

2

9

3

10

22

11

3

12

-

13

4

14

4

Статьи Протокола № 1

Количество постановлений

1

9

3

1

Примечания:

1. В 1999 г. Суд еще не выносил поста­новления по жалобам, поступившим
из Российской Федерации. Наибольшее количество решенных дел касалось таких стран, как Италия, Турция, Порту­галия, Франция и др.

2. Во многих делах и, соответственно, в принятых постановлениях предметом
рассмотрения было несколько статей (более всего две — 8 и 14, редко — 3, в одном случае — 4). Поэтому сум­марный итог (213) превышает коли­чество постановлений (177).

3. Дел по протоколам 4, 6, 7, в которых также закреплены права и свободы человека, в практике Суда в 1999 г. (имея в виду вынесенные постанов­ления) не было.

Проблема заключается в том, что в международных актах, регла­ментирующих права человека, не зафиксировано право индивида на обращение в межгосударственные органы. Применительно к Международному пакту о гражданских и политических правах необходимо иметь в виду, что не в самом Пакте, а в Факультативном протоколе к нему идет речь о признании государствами компетенции Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения от подлежащих их юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения какого-либо из прав, изложенных в Пакте. И только в связи с признанием компетенции Комитета говорится о том, что лица могут представить на рассмотрение Комитета пись­менные сообщения. Согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 34) Европейский Суд по правам человека может принимать жалобы от лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней. Здесь, как и в предыдущем документе, обращение индивида не конституировано в качестве его права, а соотносится с полномочием межгосударственного органа. Стоит, однако, обратить внимание на несколько парадоксальную заключительную фразу ст. 34 Конвенции: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права».

Что же имеется в виду под этим правом! Здесь заметна прямая связь с полномочием Суда, поскольку статья начинается словами «Суд может...». И все же вряд ли допустимо предположение, что обязанность государств «не препятствовать эффективному осуществлению...» относится к деятельности Суда. Очевидна сопоставимость данной обязанности государства с действиями лица-заявителя. Следовательно, это право понимается в тексте, сформу­лированном не идеальным образом, как субъективное право личности.

Но самый важный смысл приведенных положений международно-правовых актов я вижу в совершенно определенной трактовке зафикси­рованных (признанных) в них прав человека.

Как бы на поверхности находится «внешний» аспект: эти права непосред­ственно действуют как самостоятельные субъективные права во внегосударственной сфере — во взаимоотношениях индивида и межгосударственного органа по защите прав человека, т. е. в той сфере, которая обозначена в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ. Обращение в эти органы (Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека и др.) юридически обусловлено нарушением международно признанных прав, т. е. тех (и только тех) прав, которые закреплены в международном акте, и в том виде (содержательном воплощении), как они сформулированы в международном акте.

В процедуре обращения, подачи жалобы в межгосударственный орган непосредственная функциональная роль прав, зафиксированных именно в международно-правовом акте, независимо от их «присутствия» во внутри­государственном акте и независимо от конкретного воплощения такого «присутствия», настолько очевидна, что даже как-то неловко пояснять эту очевидность тем, кто продолжает утверждать, что права, не содержащиеся или не адекватно выраженные во внутригосударственных актах, не могут признаваться субъективными правами.

Добавлю к этому те международно признанные процессуальные права индивида, которые сопутствуют его обращению в Комитет по правам человека и/или в Европейский Суд, входят в процедуру рассмотрения процессуальных жалоб.31

Теперь о том, что не на поверхности. Имеется в виду «внутренний» аспект. Иначе говоря, ограничивается ли очевидное внегосударственной сферой, отношениями индивида с межгосударственными органами, или же сюда включаются и внутригосударственная сфера, отношения индивида с органами правовой защиты его собственного государства?

Анализ приведенных выше положений международных актов о правах человека позволяет и применительно к этой сфере дать однозначно пози­тивный ответ.

Вернусь к текстам Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Речь в них идет о лицах, заявляющих о нарушении государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте (Конвенции). Следовательно, еще до обращения индивида в Комитет по правам человека или в Европейский Суд по правам человека и независимо от перспектив реализации индивидом права на такое обращение возникают отношения между государством и лицом постольку, поскольку нарушены (предполагаемо нарушены) права, имеющие международно-правовую форму закрепления.

Иначе говоря, все первоначальные действия лица обращены к компе­тентным органам государства, гражданином которого это лицо является или под юрисдикцией которого находится, прежде всего к судебным органам, вплоть до исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты, что оговорено как в Конституции РФ (ч. 3 ст. 46), так и в соответствующих международно-правовых актах. И предметом этих действий — как самого лица, так и реагирующих на его жалобу органов государства — являются (должны являться) права и свободы, закрепленные в Международном пакте или в Европейской конвенции, в том числе и в ситуациях пробелов или иных формулировок в тексте Конституции РФ. Следовательно, уже на предва­рительных стадиях, предшествующих реализации индивидом права на обращение в Комитет по правам человека или в Европейский Суд по правам человека, т. е. на стадиях обращения лица в суды и иные компетентные органы государства, права и свободы человека, имеющие международно-правовую форму бытия, вне зависимости от состояния их внутригосударственной регламентации, существуют и воспринимаются (должны восприниматься) как юридически значимые субъективные права и свободы.

В литературе уже была предложена концепция совмещенного предмета (объекта) регулирования применительно к определенным внутригосудар­ственным и международно-правовым нормам.32 Имеются в виду прежде всего те отношения, которые традиционно находились в сфере юрисдикции отдельных государств, но в наше время, в последние десятилетия, постепенно стали охватываться и международно-правовой регламентацией.

И здесь в центре внимания закономерно оказались права и свободы человека. Произошло, по словам Г. И. Тункина, «"вторжение" регулирующего воздействия международного права в область прав человека».33 Одновременно им было высказано мнение, что такое «вторжение» «не означает ни того, что права человека регулируются международным правом непосредственно, ни того, что они перестали быть в основном внутренними делами государства».34

Однако если вторая часть суждения вряд ли оспорима сейчас и в обозри­мом будущем, хотя оговорка «в основном» как бы допускает неоднозначные толкования и дифференцированные во времени и по ситуациям оценки, то негативный подход к допустимости непосредственного регулирования международными нормами прав человека уже тогда (конец 60-х годов) представлялся, по крайней мере, не бесспорным, а сегодня есть основания для принципиально иного восприятия.

По словам М. В. Баглая, происходит «неуклонное сближение между­народно-правового и конституционно-правового институтов прав и свобод, что в перспективе может сделать последний излишним».35 Поддерживая тезис о сближении, я вместе с тем полагаю, что сопутствующая ему постановка вопроса о перспективе «отмирания» конституционного регулирования прав и свобод, о «едином всемирном правовом статусе человека и гражданина» как черте «будущей цивилизации»36 затрагивает весьма отдаленные проблемы, выходящие за пределы правовой реальности.

Современное состояние правового регулирования прав и свобод человека позволяет высказать предположение, что и в наши дни, и в обозримом будущем наиболее приемлемым для государств как создателей юридических норм и для индивидов как субъектов правоотношений, основанных на этих нормах, является совмещение государственно-правовой (прежде всего конституционной) и международно-правовой (главным образом договорной) форм закрепления, обеспечения и охраны прав и свобод. Благодаря этому сохраняется ценность комплексного восприятия и непосредственного действия как тех прав, которые провозглашены и гарантированы в Консти­туции РФ и в федеральных законах, так и тех прав, которые сформулированы и защищены в международных договорах РФ и иных источниках между­народного права, признаваемых нашим государством.

В качестве итоговых выводов можно сформулировать два положения.

1. Правовой статус личности формируется не только из тех прав и свобод, которые зафиксированы в конституции государства и других национальных законах, но и из прав и свобод, провозглашенных в международных договорах, т. е. международно признанных прав и свобод.

2. Международно признанные права и свободы являются непосред­ственно действующими, в контексте ст. 18 Конституции РФ, как в случаях международной защиты при обращениях индивидов в межгосударственные органы, включая Европейский Суд по правам человека, так и в ситуациях их применения национальными судами и другими органами государства.

 

28Следует иметь в виду, что Европейская конвенция была принята на 16 лет ранее Пактов.

29Н. А. Ушаков вступает в очевидное противоречие с нормативными предписаниями и правоприме-нительными реальностями, когда утверждает, что субъекты внутригосударственного права «могут обращаться в международные инстанции в целях содействия защите пред­усмотренных международно-правовыми нормами их прав только при наличии явно выраженного на то согласия государства, на территории которого они нахо-дятся, и на условиях такого согласия (обычно после исчерпания соответствующих внутригосударственных воз-можностей)» (Ушаков Н. А. Международное право. М., 2000. С. 70). Бросаются в глаза многочисленные автор-ские отступления от официальных формулировок. Но главное в другом: никакого специального согласия на об-ращение индивида от государства, участвующего в договоре, не требуется.

30Council of Europe. European Court of Human Rights. Survey of activities 1999. Information document issu-ed by the Register of the European Court of Human Rights.

31Европейское соглашение, касающееся лиц, участвующих в процедурах Европейского Суда по правам человека от 5 марта 1996 г. // European Treaty Series. № 161; Правила процедуры Суда от 4 ноября 1998 г. // Со-вет Европы и Россия. Информационный бюллетень. Екатеринбург, 1999. №2. С. 8-22.

32Игнатенко Г. В. Международное и советское право: проблемы взаимодействия правовых систем // Сов. государство и право. 1985. № 1. С. 77—78; Международное право: Учебник / Под ред. Г. В. Игнатенко. М., 1995. С. 16, 118-119.

33Тункин Г. И. Теория международного права. М., 1970. С. 93.

34Там же.

35Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. С. 163.

36Там же.

 Источник: http://www.law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100068001


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!