Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Введение
1. Розыск скрывшихся подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных
2. Розыск лиц, пропавших без вести
3. Установление личности граждан по неопознанным трупам и лиц, не могущих сообщить о себе сведений по возрасту или состоянию здоровья
Заключение
1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (ч. 1). Ст. 4921
3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. №33. Ст. 3349
4. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2003
5. Громов Н.А. и др. Доказательства, доказывание и использование результатов: Учебное пособие. М., 2005
6. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2004
7. Исиченко А.П. Оперативно-розыскная криминология: Учебное пособие. М., 2001
8. Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф. Крылова, А.И. Бастрыкина. М., 2001
9. Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. М., 2004
В. Е. Новичков - Уголовно-процессуальное, криминалистическое и оперативно-розыскное прогнозирование как перспективные отрасли, обеспечивающие комплексный подход в борьбе с преступностью // Уголовно-правовые и процессуальные проблемы отправления правосудия в современной России: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. 29-31 мая 2003 г. – Курск: Курск. гос. техн. ун-т., Курск, 2003. – С. 100-105.
Комплексное прогнозирование борьбы с преступностью (синоним уголовно-правовая футурология) позволяет системно увидеть перспективы развития законодательства и преступности, определять нужные направления борьбы с антиобщественными посягательствами, учитывая комплекс общесоциальных, криминогенных и антикриминогенных факторов. Сказанное предполагает, в частности, и необходимость соотносить отраслевые прогнозы в сфере борьбы с преступностью с социальными, политическими, экономическими и некоторыми другими прогнозами соответствующего масштаба.
Выделим в этой связи исследовательские направления, которые представляются комплексными, приоритетными и одновременно соотносятся с другими научными исследованиями.
1. Требуют однозначного определения: а) места уголовно-политического прогнозирования, как и самой уголовной политики, в системе государственной политики как крупномасштабного направления деятельности государства; б) цели, задачи адекватные способы, средства и формы борьбы с преступностью в современном периоде; в) прогнозирование процессуального обеспечения материального законодательства в сфере борьбы с преступностью; г) обеспечение уголовно-процессуального прогнозирования, криминалистическим и оперативно-розыскным предвидением. Однако получение таких прогнозов потребует глубокого анализа проблем не только права, но и социально- политических проблем. При этом оптимальным было бы исходить из обеспечивающего характера уголовно-политического и уголовно-процессуального прогнозирования. То есть из того, что данные виды прогнозирования призваны предугадывать создание наилучших условий для реализации целей и задач уголовной политики, а также других направлений государственной политики в сфере борьбы с преступностью.
2. Базовый характер имеет разработка и прогноз конституционных основ уголовно-исполнительной, уголовно-процессуальной и уголовной политики, которая при реализации обеспечит приведение их ориентиров и средств в соответствии с новой системой правовых и нравственных ценностей. При этом хотелось бы предостеречь от уже обозначившейся методологической ошибки, когда значимость охраны личности, с одной стороны, общества и государства – с другой, изолируются друг от друга или даже противопоставляются. В этой связи, правильной представляется трактовка защиты личности, общества и государства как внутренне взаимосвязанных и взаимоподкрепляющих аспектов правоохранительной деятельности.
3. Необходимо согласовать существующие правовые принципы во всех отраслях права, в юридическом прогнозировании исходя из того, что: 1) смысл правовых мер борьбы с преступностью состоит в восстановлении социальной справедливости, нарушенной преступлением, иными словами, требования правовых принципов необходимо адресовать не только к преступнику, но и защите потерпевших, как это сделано, например, в новом УПК РФ; 2) экономия репрессии не является самоцелью, здесь должно действовать требование разумной достаточности и целесообразности с точки зрения обеспечения общественной безопасности и предупреждения преступлений.
4. Представляется своевременным начать прогнозировать возможный комплекс решений по реорганизации и усилению правоохранительных органов, их аналитической и штабной работы с тем, чтобы ориентироваться на стратегические решения, опережающие развитие ситуации в пределах от одного года до трех лет и более.
5. Приоритетным направлением комплексного прогнозирования являются методология и методика слежения за ситуацией (мониторинг) в сфере борьбы с преступностью, содержание которых на концептуальном уровне представляют разработки: а) организационных начал такого слежения, которое должно осуществляться постоянно и профессионально; б) структурной и содержательной характеристики социальной, криминальной и “фоновой” информации, необходимой и достаточной для надежной оценки состояния и тенденций развития обстановки в сфере борьбы с преступностью. Надо иметь в виду, что некоторые аспекты этой проблематики являются пограничными с вопросами конституционного и уголовно-процессуального права (традиционная ориентация на права и законные интересы обвиняемого при всей ее важности требует столь же интенсивной ориентации на права и законные интересы потерпевшего и других участников процесса оказывающих помощь в расследовании уголовного дела).
6. Важным и в тоже время проблематичным направлением прогностики является прогнозирование специфических средств и способов управления борьбы с преступностью с помощью правовых мер. Речь идет, во-первых, о предмете управления, каковым является профилактическая, уголовно-исполнительная и уголовно-процессуальная практика и, во-вторых, об обеспечении взаимодействия сложившейся системы субъектов, воздействующих на преступность, в т.ч. и субъектов уголовно-процессуальных правоотношений.
Таким образом, закономерно и не вызывает сомнений тот факт, что прогнозирование так называемого материального уголовного права предполагает знание перспектив развития соответствующего процедурного права. Научное предвидение в сфере уголовного процесса также способно представить нужную прогностическую информацию для уголовно-исполнительного права и уголовной политики, т.к. их объединяет одна задача – борьба с преступностью.
Вышеназванные виды прогнозирования способны в полной мере воплотиться в реальный комплексный прогноз при условии параллельного научного предвидения уголовно – процессуальных отношений, связанных, в первую очередь, с формализацией деятельности соответствующих правоохранительных органов, что напрямую соотносится с организацией и управлением борьбы с преступностью, являющейся важной частью комплексного прогнозирования. Сферой их общего интереса выступают также правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, прокуратуры, суда и адвокатуры по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений и нейтрализацией их. Предмет уголовно - процессуального прогнозирования, исходя из содержания уголовно–процессуального права, можно обозначить как предвидение изменения норм этой отрасли права, тенденций процессуальной деятельности правоприменительных органов, закономерностей развития уголовно-процессуальных отношений, возникающих между их субъектами и участниками.1
Исходя из предметов комплексного прогнозирования борьбы с преступностью и уголовно-процессуального прогнозирования можно выделить три основных направления их взаимодействия:
1) при разработке концепций и приоритетов борьбы с преступностью;
2) при прогнозировании уголовно-правовых норм и институтов анализируется и изучается их процессуальное обеспечение. Недопустим разрыв материальной уголовно-правовой нормы и обеспечивающей ее уголовно-процессуальной нормы;
3) векторы комплексных прогнозов борьбы с преступностью и уголовно-процессуального предвидения сходятся в плоскости юридической практики борьбы с преступностью.
Большинство ученых считают, что многие тенденции правореализации могут быть выявлены, а установленные – правильно объяснены и экстраполированы в будущее только в случае согласования результатов предвидения в рассматриваемых отраслях юридического прогнозирования.2 Например, квалификация преступления на первых этапах представляет собой не что иное, как уголовно-правовое, уголовно-политическое и одновременно уголовно - процессуальное прогнозирование, т. к. на практике оно осуществляется в рамках стадий уголовного судопроизводства. Имея в качестве первичной информации юридический факт (преступление) с многочисленными и многообразными объективно-субъективными признаками правоприменитель должен спрогнозировать конечный результат квалификации этого факта, определив всего лишь четыре элемента состава преступления, закрепленного в конкретной уголовно-правовой норме, и принять соответствующее процедурное решение. Ошибки при квалификации достаточно часты, о чем указывают систематические обобщения Верховного Суда РФ. Чтобы избежать их, правоприменитель вынужден строить логические прогнозные схемы квалификации смежных составов преступлений на интуитивно- практическом уровне. Однако абсолютного эффекта это не дает, отчего субъекты уголовно-процессуальных отношений вновь и вновь обращаются к различным прогнозным источникам с целью обнаружения единственно правильного решения по конкретному делу. Эти источники разнообразны (комментарии, постановления Верховного Суда РФ, процессуальные акты прошлых уголовных дел и т.д.), но они не заменяют комплексного прогноза. Причем, в этом случае речь идет о комплексном прогнозировании методики и механизма расследования уголовных дел индивидуально-определенной категории. Комплексное прогнозирование тем более необходимо на концептуальном уровне. Что положительного, к примеру, в том, что разработка и принятие уголовного закона в 1996 году (а сразу же вслед за ним уголовно-исполнительного кодекса РФ), не совпали (и, следовательно, не были спрогнозированы) с принятием уголовно-процессуального законодательства, нормы которого обуславливают порядок официального признания установленных фактов как основания их уголовно-правовой оценки? Пять лет, которые понадобились для принятия нового УПК РФ, в случае его своевременного прогнозного обеспечения и, следовательно, одновременного принятия со всеми нормативными актами уголовно-правового характера, создали бы хорошую практическую базу для его совершенствования. Речь в данном случае не идет об инерционности или политизированности действий законодателя либо о пятилетней «разбалансированности» принципа законности в уголовном судопроизводстве всей России. Речь идет и о том, что в результате игнорирования комплекса скоординированных прогнозных мер была нарушена тесная связь уголовного и уголовно-процессуального права, которая проявляется, в частности, в том, что нормы уголовного закона во многом определяют предмет доказывания на предварительном следствии и при судебном рассмотрении уголовных дел.
Определенная взаимосвязь наблюдается между уголовно-правовой футурологией, уголовно-процессуальным и криминалистическим прогнозированием, где разрабатываются перспективные специальные приемы и методы, которые могут применяться в уголовном судопроизводстве для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также для успешного и правильного производства процессуальных действий. Здесь просматривается зависимость комплексных прогнозов борьбы с преступностью от результатов прогнозирования эффективности уголовно-процессуальных норм, к изучению которых подключается криминалистика, как своего рода праксиология уголовного судопроизводства.
Криминалистическое прогнозирование способствует совершенствованию методик обнаружения и фиксации фактических данных, характеризующих объективную сторону преступления, причин и условий их совершения. Этот вид предвидения стимулирует разработку перспективных организационно-технических и тактических средств защиты личности, имущества и иных объектов уголовно-правовой охраны. Уголовно-правовая футурология же дает прогнозные указания основных направлений для их разработки, вытекающие из данных о структуре и динамике преступлений, типичных проблемно-криминологических ситуациях, разрабатывает по ним рекомендации уголовно-политического характера и анализирует эффективность их применения.
Особое место в системе межотраслевых соотношений юридической прогностики занимает взаимодействие уголовно-правовой футурологии с оперативно-розыскным прогнозированием. Исключительность такого взаимодействия обусловлена рядом причин. Во-первых, необходимо учитывать специфику правоотношений всех отраслей права «занятых» в сфере борьбы с преступностью. Во-вторых, нельзя забывать о феномене оперативно-розыскной деятельности как новой, с некоторых пор, правовой отрасли. Ее еще называют – уголовно-розыскное право.3 В-третьих, непосредственная оперативно-розыскная деятельность сама собой представляет ни что иное, как сложный, комплексный, специальный прогноз в сфере борьбы с преступностью, в принципе не допускающий собственной несбыточности.
Исходя из предметной области оперативно-розыскной деятельности, «интересы» ее прогнозной отрасли тесно соприкасаются с «интересами» прогнозирования материально-правовой, процессуальной и уголовно-розыскной сферы. Взаимодействие же рассматриваемых прогнозов заключается в: 1) предупреждении и выявлении специфическими методами и средствами событий преступлений, а также виновных в их совершении; 2) розыске лиц, скрывающихся от правосудия; 3) организации деятельности специальных органов по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений.
В качестве информационной базы для комплексного прогнозирования борьбы с преступностью выступают и иные отраслевые виды прогнозирования, предметы которых не только частично соприкасаются, но и условно совпадают с предметом уголовно-правовой футурологии. Этот перечень практически можно продолжать долго, так как преступность пронизывает все сферы социально-правовой жизни, связана с проблемой человека и его поведения в обществе, а при прогнозировании борьбы с преступностью применяется комплекс общенаучных и специальных методов познания. Определение, в этой связи, соотношения и взаимосвязи уголовно-правовой футурологии с иными отраслями права и видами прогностики имеет главную цель - уточнение предметной области и научного интереса комплексного прогнозирования борьбы с преступностью.
1 Сотников К.И. Прогнозирование в деятельности следователя. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. 12.00.09. Свердловск, 1987; Рагимов П.М. Теория судебного прогнозирования. - Баку, 1987.
2 Даев В.Г. Взаимосвязь уголовного права и процесса. Л., 1982. С.17; Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1986. Т.1. С.76; Якимович Ю.К. Структура советского уголовного процесса. Томск, 1991. С.39; Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов (Под ред. Гуценко К.Ф.). М., 2002. С.23.
3 Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскное право: иллюзия или реальность // Правоведение. - 1994. - №4. - С. 44 - 51.
Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1133780
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!