Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по праву»

/ Общее право
Контрольная,  18 страниц

Оглавление

1. Государство и политическая власть
2. Федеральное собрание

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993
2. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №50. Ст. 4869
3. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 21 июня 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №26. Ст. 2398
4. Федеральный закон "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 143
5. Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №22. Ст. 2594
6. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М., 1987
7. Мельник В.А. Политология. Минск, 1996
8. Политология: Учебное пособие для студентов вузов // Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В. Старовойтова и др. Минск, 1997
9. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. М., 1988
10. Философия власти // Под ред. В.В. Ильина. М., 1993


Работа похожей тематики


Стандарт ущемляет свободу /

Мицкевич, А.
2002

Одним из положений теории управления является тезис о том, что прежде чем принять решение и тем более приступить к его реализации, необходимо собрать и проанализировать информацию об объекте (явлении), состояние которого мы хотели бы изменить к лучшему. При этом важно определиться с тем, что считать лучшим, и определить цели воздействия на управляемый объект. Это означает, что, говоря о развитии (или реформировании) высшего юридического образования в Сибири, необходимо дать хотя бы краткую характеристику его состояния к концу 90-х годов. Очевидно, что эта характеристика должна быть увязана с особенностями социально-культурной и экономической среды, в которой функционируют высшие учебные заведения и которая формирует социальный "заказ" для вузов, одновременно предоставляя определенные возможности для его реализации.

Характеристику высшего юридического образования целесообразно было бы начать с его определения. Высшее юридическое образование можно сформулировать как совокупность образовательных технологий, предназначенных для приобретения обучающимися знаний и навыков применения правовых норм, и высших учебных заведений, которые реализуют эти технологии в соответствии с законодательством России об образовании. Такая трактовка позволяет выделить три группы компонентов, составляющих высшее юридическое образование в настоящее время. Во-первых, это совокупность правовых актов, регулирующих поведение субъектов высшего юридического образования. Во-вторых, это признаки, характеризующие организации, которые предоставляют населению образовательные услуги в области высшего юридического образования. В-третьих, это технологии, которые используются в области высшего юридического образования. Попытаемся кратко описать эти группы компонентов, увязав их с социально-культурной ситуацией в Сибири и ее запросами к высшему юридическому образованию.

Основу нормативной базы юридического образования составляют Конституция РФ, федеральные законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Государственный образовательный стандарт по специальности "юриспруденция", ряд подзаконных нормативных актов Правительства РФ и Министерства образования РФ, нормативные акты субъектов РФ, а также уставы высших учебных заведений и нормативные акты, принятые вузами в пределах их компетенции. Все эти акты можно разделить на три группы: законы и другие нормативно-правовые акты федерального уровня, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации и локальные нормативно-правовые акты вузов.

Два основных федеральных закона, посвященных образованию в России в целом и высшему и послевузовскому образованию в частности, хотя и не свободны от недостатков, в целом составляют необходимую и достаточную основу для развития юридического образования. Одной из главных их особенностей является значительное увеличение самостоятельности вузов во всех сферах их деятельности. В этом проявилось стремление законодателя в большей мере обеспечить академические свободы вузов, которые признаны во всех развитых странах и заключаются в праве вуза определять, чему учить, как учить, что и как исследовать. В целом эти законы были одобрительно встречены общественностью, однако вузы распорядились предоставленной им самостоятельностью в условиях значительного снижения бюджетного финансирования по-своему.

Поскольку юридическое образование высоко ценилось и ценится населением России, а заказы на научные исследования практически прекратились, многие вузы, в том числе технические, технологические и вузы естественно-научных направлений, стали открывать у себя специальность "юриспруденция" и организовывать учебный процесс на платной основе. Те вузы, которые уже имели эту специальность, также стали принимать студентов на свои юридические факультеты на платной основе, но в дополнение к этому создают филиалы, учебно-консультационные пункты в других местностях, которые ведут учебный процесс на платной основе. Особенно интенсивно этим занимались столичные вузы, некоторые из них создали целую сеть филиалов по всей России. Экономическая целесообразность открытия филиалов не вызывает сомнений – обычно от 10 до 20% средств, поступающих в филиал за обучение студентов, перечисляются в основной вуз. Если филиалов много, то суммы, поступающие в вуз, могут достигать значительных размеров. При этом каждый филиал существует за счет оставляемых ему 80–90% полученных средств, а его вуз-основатель распоряжается поступившими ему от филиалов средствами полностью самостоятельно, давая филиалу только свое имя.

Качество же образовательных услуг во вновь открытых факультетах, филиалах, да и в вузах с хорошо развитым учебным процессом, за редким исключением, оказалось более низким, чем в прежние годы. Преподаватели юридических факультетов теперь выполняют значительно больше учебной работы в течение учебного года, утратив возможность серьезно заниматься повышением собственной квалификации. Интенсификация работы приводит к увеличению количества заболеваний среди преподавателей. Администрация вынуждена не проводить отчисление платных студентов при фактически неудовлетворительных результатах их обучения, что при групповых формах обучения, характерных для российских вузов, неизбежно отрицательно влияет на качество всего учебного процесса.

Справедливости ради заметим, что использование юридического образования в качестве способа зарабатывания денег имело и положительные последствия – прежде всего улучшилась материальная база юридических факультетов, выросла заработная плата преподавателей (правда, безотносительно к количеству труда, которым эта заработная плата добывается), увеличилась оплата труда администраторов и сотрудников этих факультетов. Стало возможным введение прогрессивных методов обучения студентов (тренингов, правовых клиник и т.п.).

В целом же в юридическом образовании сложилась парадоксальная ситуация, с одной стороны, у вузов и их юридических факультетов появились значительные деньги на финансирование юридического образования – на командировки, издание и приобретение литературы, ремонт помещений, приобретение мебели, компьютеров и компьютерных баз данных, а также другого оборудования и т.п. С другой стороны, из-за перегрузки преподавателей, недостатка аудиторий, обилия различных платных форм обучения значительно ухудшились условия для качественной работы со студентами и аспирантами.

Откровенно низкое качество образовательных услуг в области юриспруденции, прежде всего во вновь открытых филиалах, повлекло принятие Министерством образования РФ в 2000 году нового Государственного образовательного стандарта по специальности "юриспруденция" и ужесточение процедур лицензирования, аттестации и аккредитации вузов. С ужесточением контроля со стороны государства за выполнением установленных государством правил ведения образовательной деятельности путем лицензирования и аттестации следует согласиться. Однако новый образовательный стандарт, написанный с благой целью защитить население от недобросовестного оказания образовательных услуг в сфере юридического образования, делает это просто и прямолинейно – ограничивает академические свободы вузов. "Новшества" этого стандарта заключаются главным образом в двух простых "идеях": образовательный процесс юристов должен состоять из пяти-шести часов занятий в день при шестидневной рабочей неделе; содержание учебного плана более чем на 80% определяется настоящим стандартом, то есть государством. Иначе говоря, как и в социалистические времена, студенты в основном должны учиться на лекциях и семинарах, а не самостоятельно в библиотеке, содержание же обучения почти полностью определяет государство. Это единственный российский государственный образовательный стандарт среди образовательных стандартов всех специальностей, который имеет такие устаревшие требования – он почти не оставляет возможностей для развития содержания и методов юридического образования.

Вторая группа нормативных актов, регулирующих юридическое образование, должна включать в себя акты субъектов Федерации. Мы написали "должны", потому что таких актов крайне мало. Объясняется это очень просто – для влияния на юридическое образование субъекты Федерации должны выделять соответствующие деньги, но в условиях экономического спада делать это очень сложно, поэтому региональный компонент в учебных планах юридического образования определяется практически во всех сибирских вузах без участия соответствующих органов субъектов Федерации самими вузами. Фактически это означает отсутствие содержательного заказа на юридическое образование в соответствии со спецификой того или иного региона.

Третью группу нормативных актов составляют локальные акты, принятые самими вузами. Практически каждый вуз теперь имеет, кроме устава, еще несколько десятков нормативных актов, регулирующих его внутреннюю жизнь. Каково качество этих актов, как решаются в них те или иные аспекты жизни вуза, наконец, насколько грамотно выстроена система этих актов – эти и другие подобные вопросы в настоящей статье раскрываться не будут, поскольку для этого нужно провести специальные исследования, которые, как нам известно, в настоящее время не проводятся. Потребность же в них у вузов имеется. Минобразование России могло бы организовать подобное обследование нескольких вузов с распространением положительного опыта среди всех вузов Федерации.

Другим компонентом системы юридического образования являются учреждения, которые предоставляют населению образовательные услуги. В сфере юридического образования действует более четырехсот образовательных учреждений, которые можно классифицировать по различным основаниям. Мы же назовем те виды учреждений, от которых зависят качество юридического образования и возможности его улучшения в современных условиях. Прежде всего, необходимо выделить вновь созданные вузы и вузы с достаточно стабильным учебным процессом, то есть занимающиеся юридической образовательной деятельностью 15 и более лет. Среди первой группы вузов, к сожалению, очень часто предоставляются образовательные услуги весьма низкого качества, а структура их профессиональной деятельности носит усеченный характер. Иначе говоря, эти вузы только учат студентов, но очень мало или совсем не занимаются деятельностью, обеспечивающей основной образовательный процесс (написание учебников и учебных пособий, учебных и рабочих программ, различных заданий для студентов, приобретение специальной и учебной литературы, подготовка преподавателей через аспирантуру, научно-исследовательская и научно-методическая работа и т.д.). Эти вузы часто почти не имеют постоянного преподавательского состава, приглашая преподавателей из стабильных вузов. К этой категории вузов следует отнести почти все филиалы столичных вузов, действующие на территории Сибири и Дальнего Востока.

Вместе с тем из сказанного совсем не следует делать выводы о бесполезности и даже вредности новых вузов и филиалов. Филиалы и новые вузы нужны прежде всего там, где население не может получить юридическое образование в силу недостаточного количества или отсутствия соответствующих местных вузов, либо по экономическим причинам не может отправить своих детей учиться в столичные вузы или вузы субъектов Федерации. Иногда в новых вузах, которые в силу своей молодости свободны от косности, инертности мышления и груза застаревших проблем, встречаются примеры весьма высокой динамики развития, удачных решений организации учебного процесса, его кадрового и методического обеспечения, а также введения новейших образовательных технологий.

У вузов с достаточно большим стажем образовательной деятельности, особенно у университетов, может быть, за исключением столичных, одна общая проблема – бюджетный учебный процесс, который финансируется примерно на одну треть от потребности. В нарушение социальной справедливости эти вузы вынуждены обеспечивать часть бюджетного учебного процесса по соответствующей специальности за счет платных студентов, то есть учить бюджетных студентов за средства тех, кто оплачивает свое обучение сам, или пользуется средствами родителей либо спонсоров. Упрекать ректоров и деканов за это бессмысленно, ибо технология учебного процесса в вузах такова, что полностью разделить бюджетный и платный учебный процесс невозможно, а значит, бюджетный процесс необходимо поддерживать из внебюджетных средств.

Но весьма проблематичными выглядят ситуации, когда вуз большую часть средств, полученных в качестве оплаты за обучение студентов по специальности "юриспруденция", расходует не на обучение студентов-юристов. В принципе это можно делать, но с согласия того, кто платит, то есть указанные расходы должны быть включены в смету стоимости обучения студента и отражены в договоре на обучение студента.

Вузы, дающие юридическое образование, могут быть подразделены на профильные, то есть чисто юридические, и многопрофильные, например, университеты, где специальность "юриспруденция" является одной из трех – четырех десятков других специальностей. При прочих равных условиях в современной ситуации юридическому вузу с одной специальностью "юриспруденция" существовать проще, чем университету с его высокозатратными естественно-научными специальностями. Так, например, юридическая академия, организовав платный учебный процесс, будет расходовать средства только на обучение юристов, тогда как ректор университета должен выбирать между необходимостью использовать полученные деньги за обучение студентов-юристов на их учебный процесс и обязанностью поддерживать существование всего университета, в том числе его технических и естественных факультетов.

В последнее время многие юридические факультеты университетов поменяли вывеску, назвавшись институтами в составе вуза (например, университета). С правовой точки зрения это не внесло каких-либо серьезных изменений в их положение, однако термин "институт" применительно к высшим учебным заведениям теперь стал использоваться в двух значениях. С одной стороны, в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" институт является видом высшего учебного заведения, с другой стороны, в противоречие данной статье в уставах ряда российских университетов институт представлен как структурное подразделение вуза. Эта юридическая неточность тем более удивительна, что в институты в составе университетов превратились, прежде всего, юридические факультеты, где работают самые квалифицированные юристы, которые хорошо знают правило формальной логики и юридической техники, запрещающее использовать один и тот же термин в двух значениях. Непосвященные же часто считают, что такой юридический институт не является частью университета, а действует самостоятельно.

Практически во всех вузах, ведущих обучение юристов, существует проблема дефицита учебных помещений и недостаточного количества мест для работы студентов в библиотеке. По сравнению с положением, которое существовало 15 – 20 лет назад, обе эти проблемы заметно обострились. Причиной тому стало значительное увеличение количества студентов, изучающих право. Вузы увеличили прием студентов за счет платного обучения, не получив для этого ни новых зданий, ни дополнительного финансирования. А ведь общепризнанно, что возможность свободной самостоятельной работы с книгами есть основное условие качественного образования.

Хочется также обратить внимание на сформировавшийся в общественном мнении миф о том, что теперь все юридическое образование стало исключительно платным. Это не так, число студентов, обучающихся за счет федерального бюджета, за последние десять лет не уменьшилось, а даже несколько увеличилось. Вузы просто стали принимать на обучение дополнительных студентов, не прошедших по конкурсу на бюджетные места, с финансированием их обучения из внебюджетных источников.

Следующим компонентом высшего юридического образования являются образовательные технологии, или чему и как учат студентов, поступивших в вуз для получения образования по специальности "юриспруденция". И если нормативная база, а также сами учреждения, осуществляющие образовательные услуги для населения, являются обязательными, но лишь условиями для получения юридического образования, то образовательные технологии составляют само содержание процесса получения высшего юридического образования. Как же обстоит дело с процессом обучения будущих юристов?

Ситуация в этой части высшего юридического образования неоднозначна. Основной учебный процесс, в рамках которого готовятся юристы, особенно его заочная и вечерняя формы, в сущности, совершенно не изменился с 60–70 годов. Закончилось неудачей и большинство попыток, предпринятых в 90-х годах, внести хотя бы самые назревшие изменения в очное образование юристов в России. Осталась та же жесткая технология обучения, не дающая студентам возможности для получения навыков самостоятельной работы с литературой и нормативными актами (шесть, а иногда и более часов аудиторных занятий в день). Сохранилась ориентированность обучения юристов на запоминание содержания нормативных актов и "точек зрения" известных и не очень известных юристов по тому или иному дискуссионному вопросу; теоретичность обучения и, как следствие, его оторванность от реального правоприменения; изучение множества, в общем-то нужных, но не имеющих отношения к профессиональной подготовке учебных дисциплин.

Перегруженность юридических факультетов и их преподавателей учебной работой обусловила появление новых проблем в образовательном процессе юристов – он начинает становиться все более закрытым, так как преподаватели из-за плотного графика занятий почти не имеют возможности ездить на научные конференции или, тем более, читать лекции в другом университете, даже когда их туда приглашают. Почти отсутствуют прикладные правовые исследования, которые обогащают учебный процесс, а содержание занятий становится более "серым" как в силу загруженности преподавателей, так и по причине снижения качества исходной подготовки первокурсников, связанной с проблемами в общеобразовательной школе и увеличением количества студентов, принимаемых на юридические факультеты вузов. Высокой нагрузкой преподавателей и влиянием общей дестабилизации жизни общества и вуза можно объяснить снижение учебной и общей дисциплины в вузах.

Вместе с тем в настоящее время редко в каком вузе студенты-юристы не пользуются при изучении права компьютерными базами данных и учебными программами, а также средствами, предоставляемыми Internet. Встречаются случаи применения современных технологий и методов обучения, которые используются в самых продвинутых мировых учебных заведениях. Тренинги по повышению социальной и профессиональной компетентности, организационно-деловые игры, виртуальные семинары и лекции, юридические клиники – эти и другие образовательные новеллы можно встретить в учебном процессе юристов.

Но проблема заключается в том, что в настоящее время вся ситуация, сложившаяся в области высшего юридического образования, не стимулирует распространение передовых образовательных технологий. В условиях усиливающейся интенсификации труда преподавателей могут существовать лишь простейшие, отлаженные в течение многих десятилетий формы учебной работы – лекции, семинары, курсовые работы, экзамены и зачеты. Любые новшества и более сложные формы учебной работы требуют более высоких трудовых и интеллектуальных затрат преподавателей, а для этого у них сейчас нет ни времени, ни сил, как нет необходимых организационных и трудовых ресурсов, а также заинтересованности в серьезных улучшениях учебного процесса у юридических факультетов и вузов. Так, в 2001–2002 учебном году в Юридическом институте Красноярского государственного университета обучается около четырех тысяч студентов (см.: "Здесь рождаются юристы" – газета "Вечерний Красноярск", 14 декабря 2001 года). В начале 90-х годов почти на тех же учебных площадях и почти с тем же количеством преподавателей на всех формах обучения училось около полутора тысяч студентов. Значит, произошло увеличение количества студентов, а следовательно, и количества учебной работы за последние десять лет примерно в 2,5 раза. Подобная картина наблюдается и в других сибирских юридических вузах и факультетах.

Казалось бы, решить эту проблему можно просто, снизив количество обучающихся студентов или увеличив количество работающих в учебном процессе преподавателей. Однако первое означает уменьшение количества поступающих в вуз финансовых средств, что в современных условиях практически невозможно. Увеличить же количество преподавателей без ухудшения качества учебного процесса быстро не удастся. Во-первых, на подготовку доцента в области юриспруденции (а именно с этого уровня обычно можно считать преподавателя достигшим хорошей квалификации) требуется в среднем около десяти лет. Конечно, можно принять новых преподавателей, но это будут недостаточно квалифицированные специалисты, и качество учебного процесса в результате набора таких кадров только снизится. Во-вторых, наиболее умные, толковые выпускники часто не хотят оставаться в университете – слишком долог и труден путь к стабильному положению, слишком низка заработная плата за один час работы.

Сложившееся положение в учебном процессе юридических вузов и факультетов нельзя относить к действию исключительно субъективных факторов. Вуз – это не торговая фирма, деятельность которой укладывается в простую и короткую схему "товар–деньги–товар". Деятельность вуза чрезвычайно многообразна и сложна, например, полный технологический цикл выпуска только одного специалиста занимает пять – шесть лет. В силу сложности технологий и длительности технологических циклов жизнь вуза очень консервативна, она не может измениться за один–два года. Но и разрушить эту жизнь в один момент трудно. С точки зрения стабильности, устойчивости университеты напоминают церковь, не зря европейские университеты-ветераны имеют возраст до шестисот и более лет. Поэтому проблемы в высшем юридическом образовании современного периода обусловлены в целом теми кризисными явлениями, которые протекают в настоящее время в России. Задача же состоит не в том, чтобы просто критиковать сложившееся в высшем юридическом образовании положение, а, по возможности, точно описав его, постараться найти какие-то решения, которые позволили бы развивать учебный процесс в соответствии с требованиями времени.

Таким образом, ясно, что нельзя быстро и кардинально изменить учебную деятельность вуза, даже если что-то в ней действительно не соответствует велениям времени. Существующее положение, сложившееся в области высшего юридического образования, не есть следствие одних лишь ошибок и злоупотреблений, как это иногда подается в средствах массовой информации. В высшем юридическом образовании мы имеем примерно то, что должно было появиться из прежней системы образования в результате тех процессов, которые происходили в обществе и его экономике в последние десять лет. И если мы действительно всерьез желаем улучшать высшее юридическое образование, а не стремиться провести очередную шумную кампанию, мы должны посмотреть, какие изменения ждут нашу страну примерно через двадцать лет и каких юристов нужно будет готовить для новой ситуации в Сибири. Вуз работает не на сегодняшний день, его "продукция" в полной мере проявляет свои качества лишь через пятнадцать–двадцать лет после того, как студенты покинут стены университетов, займут достаточно серьезные посты и должности и начнут принимать решения, оказывающие достаточное влияние на большое число людей. При этом изменения, которые можно проводить в учебном процессе вуза для подготовки специалистов под прогнозируемые условия, не могут быть быстрыми и глубокими по причинам, которые мы уже называли в настоящей статье. Можно только постепенно, проверяя каждый шаг, создавать условия для таких изменений, перераспределяя кадровые, организационные, финансовые и другие ресурсы для того, чтобы поддержать подобные новации.

В рамках журнальной статьи невозможно проанализировать будущее Сибири через двадцать лет, однако мы исходим из того, что есть одна особенность современного развития России в целом, и Сибири в частности, которая должна быть учтена при развитии высшего юридического образования. Эта особенность заключается в том, что Россия перестает быть закрытой страной, в ней развивается частный капитал, и, следовательно, ее регионы начинают интенсивно вступать в международные отношения самого разнообразного характера. Восемьдесят лет в нашей стране этого практически не было, поэтому в настоящее время территории Сибири не готовы к полноценному, а главное, полностью выгодному для себя международному партнерству. Следствие этого – значительные потери, которые наши бизнесмены несут в международных делах. У них хватает квалифицированных специалистов для разработки технологий, экономических расчетов и организации эффективного управления, но практически полностью отсутствуют специалисты, которые могли бы обеспечить правовое обслуживание международной партнерской деятельности. Вместе с тем будущее Сибири неразрывно связано с расширением прямых международных контактов во всех сферах функционирования общества – в политике, экономике, культуре, науке и образовании.

Юрист, способный обслуживать международные отношения органов власти, организаций и учреждений, должен владеть профессиональным иностранным юридическим языком, как правило, английским или немецким, знать основы международного, европейского и национального права стран, с фирмами и учреждениями которых ведутся партнерские дела, знать основы культуры этих стран, а также то, как реально устроена их жизнь. К этому необходимо добавить, что такие специалисты должны свободно владеть современными технологиями получения общей и профессиональной информации, современными средствами связи и квалифицированно разбираться в российском праве. Выполнить все эти требования совсем не просто как с точки зрения содержания и форм обучения, так и с точки зрения организации такого обучения.

В отличие, например, от техники или экономики, которые имеют во многом интернациональный характер, право обладает ярко выраженным национально-государственным характером. Поэтому юрист в гораздо большей мере по своей профессиональной сущности принадлежит своей стране, чем инженер или экономист. Применительно к проблеме подготовки юристов для обслуживания отношений региона с иностранными партнерами это означает, что такие специалисты должны быть хорошими юристами в российском законодательстве, то есть пройти полную подготовку по обычной российской программе специальности "юриспруденция", и одновременно они должны хорошо изучить юридический иностранный язык, а также основы национального права страны-партнера.

Организацией подобного обучения вот уже шесть лет занимается Юридический институт Красноярского государственного университета, в рамках которого с этой целью создано и развивается Отделение сравнительного правоведения. Организационную, кадровую и финансовую поддержку такого обучения в настоящее время осуществляют программа Европейского Сообщества "Tempus", Немецкая Служба Академических Обменов (DAAD), программа А. Герцена, программа преподавания немецкого права на немецком языке (DSG, ISHP), фонд R. Bosch, а также Российский фонд правовых реформ и некоторые другие программы.

При поддержке этих фондов и программ более сорока преподавателей Юридического института прошли подготовку в европейских университетах, ежегодно 8–12 студентов сравнительного правоведения выезжают на обучение в университеты Германии и Голландии, создана и постоянно пополняется библиотека иностранной юридической литературы. В 2001 году впервые приняты в аспирантуру Красноярского госуниверситета первые четыре выпускника, прошедшие обучение в иностранных университетах. Тем самым положено начало подготовки нового поколения преподавателей-юристов, которые по своему основному образованию в вузе уже свободно владеют иностранным юридическим языком и знают основы иностранного права. В Юридическом институте Красноярского госуниверситета ведется работа по реорганизации отделения в факультет сравнительного правоведения и созданию специализированной кафедры по сравнительному правоведению.

Проделанная работа потребовала от преподавателей и студентов большого напряжения сил. Все, кто участвовал и участвует в этом проекте, не освобождаются от основной своей деятельности – студенты выполняют обязательную программу обучения российских юристов, но результаты их обучения за границей пока не засчитываются в программу их обучения в российском вузе. Преподаватели как с европейской, так и с российской стороны выполняли большую часть организационной и методической работы без специальной оплаты и дополнительно к своей основной работе. Можно себе представить, насколько сложно приходится тем, кто, выполняя возросшую обычную учебную работу, сумел освоить иностранный язык и подготовить новые спецкурсы сравнительно-правового характера.

Создание отделения сравнительного правоведения стало важным шагом на пути институционализации основных результатов реформирования юридического образования в Красноярском госуниверситете, однако проект, который ведется уже около шести лет, еще далек от завершения и полной устойчивости. В этом отношении можно назвать два основных направления, по которым должна развиваться поддержка подготовки российских юристов, способных обеспечить правовую защиту интересов региональных организаций и учреждений в их отношениях с зарубежными партнерами. Первое направление заключается в распространении наиболее удачных результатов такой деятельности на другие вузы Сибири, вовлечение их в проектную деятельность, что уже и делается через созданную Ассоциацию юридических вузов "Сибирь" и образовательный консорциум, созданный в рамках проекта "Tempus". Второе направление – сохранение благоприятных условий для развития настоящего проекта в юридических вузах Сибири.

Ситуация в сфере высшего юридического образования, описанная в первой части настоящей статьи, не может быть охарактеризована как благоприятная для подобных проектов. Трудно найти финансовые средства с российской стороны, а на зарубежные средства обучение студентов долго существовать не может. Имеются большие проблемы с выделением помещений для такого обучения. Качественный процесс специализированного обучения почти невозможен при существующей загрузке преподавателей основной работой. Из-за перегрузки преподавателей и нехватки аудиторий невозможно составить нормальное расписание, а значит, обеспечить соответствующие условия для самостоятельной подготовки студентов, которая в таком обучении является едва ли не главным фактором успеха. Государственный образовательный стандарт по специальности "юриспруденция" не позволяет внести в учебный план необходимые изменения, чтобы облегчить студентам изучение иностранного языка и специальных предметов на иностранном языке.

Пока названные трудности преодолеваются усилиями конкретных людей, которые понимают ценность подготовки новых юристов для будущего России, которые обладают высоким чувством гражданской ответственности и патриотизма. По большому счету отмеченное направление реформирования высшего юридического образования в Сибири можно назвать делом государственного значения с огромными стратегически важными положительными последствиями для региона. Хорошую помощь в развитии названного направления в совершенствовании высшего юридического образования мог бы оказать социальный заказ со стороны органов власти и местного самоуправления сибирских регионов, поддержка правоприменительных органов и всех заинтересованных организаций.

Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1135060


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!